Что означает мера социальной поддержки категория 1
Перейти к содержимому

Что означает мера социальной поддержки категория 1

  • автор:

Что означает мера социальной поддержки категория 1

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки) (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)

1. Общие положения

Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (далее — Классификатор МСЗ) предназначен для унификации типов и видов мер социальной поддержки с целью формирования единых принципов учета МСЗ, а также реализации информационно-справочной функции в рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее — ЕГИССО)*.

Объектом классификации в Классификаторе МСЗ являются меры социальной защиты (поддержки), реализуемые в рамках законодательства Российской Федерации в области социального обеспечения.

Меры социальной поддержки объединены в группы (типы, виды и др.) по видам социального обеспечения (см. Таблицу 1).

Таблица 1 — Структура классификатора МСЗ

№ раздела № подраздела Характеристика
Обязательное социальное страхование Обязательное пенсионное страхование Включает ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, а также доплаты к пенсии отдельных категорий специалистов (членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, отдельным категориям работников организаций угольной промышленности)
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Включает выплаты или дополнительные расходы в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Государственное пенсионное обеспечение Включает ежемесячные государственные денежные выплаты в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию
Социальная помощь (поддержка) Государственная социальная помощь Включает государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (или ее денежный эквивалент), социальные доплаты к пенсии, денежные выплаты по социальному контракту, помощь в натуральной форме и т.д.
Социальные пособия и другие выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (доплаты, стипендии и др.) Включает выплаты за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Субсидии Включает предоставление денежных средств на полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг, имеющие целевое назначение
Компенсации и компенсационные выплаты Включает выплаты, направленные на полное или частичное возмещение расходов, понесенных гражданами
Льготы Включает меры, связанные с предоставлением преимущественных прав гражданам или освобождением от исполнения определенных обязанностей
Социальное обслуживание Социальные услуги Включают социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические и др. виды социальных услуг, предоставляемых гражданам

Кодирование мер социальной поддержки осуществляется с применением кода, предусматривающего 6 блоков:

1) блока идентификации МСЗ (4 разряда);

2) блока идентификации категории получателей МСЗ (8 разрядов);

3) блока идентификации уровня нормативно-правового регулирования предоставления МСЗ (2 разряд);

4) блока идентификации источника финансирования МСЗ (4 разряда);

5) блока идентификации формы предоставления МСЗ (2 разряда);

6) блока идентификации рубрикатора (6 разрядов).

Блоки 2-6 являются дополнительными информационными блоками.

XXXX XXXXXXХХ XX XXXX XX XXXXXX
Идентификация МСЗ Категория получателей МСЗ Уровень нормативно-правового регулирования предоставления МСЗ Источник финансирования МСЗ Форма предоставления МСЗ Код позиции рубрикатора

2. Основные термины и определения в области социальной защиты населения, используемые в Классификаторе

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста.

Федеральные государственные гражданские служащие — граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее — должности федеральной государственной гражданской службы) (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 187-ФЗ).

Военнослужащие — граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ).

Участники Великой Отечественной войны — граждане, указанные в подпунктах "а" — "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф (Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска").

Нетрудоспособные граждане — инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (в ред. федеральных законов от 09.04.2007 № 43-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ) (Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 23.05.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения. (Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, указанные в статье 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее — Федеральный закон "О ветеранах");

военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанные в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах";

участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), указанные в пункте 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах";

бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) из числа лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".

Ветераны Великой Отечественной войны, кроме тружеников тыла:

участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";

лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";

бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не имеющие инвалидности, из числа лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".

Ветераны боевых действий — лица, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах";

члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах";

члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах";

члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда из числа лиц, указанных в пункте 4 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах";

родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П).

Инвалиды — лица, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

Дети-инвалиды — лица в возрасте до 18 лет, признанные в установленном порядке детьми-инвалидами.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации — лица, указанные в:

Федеральном законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона от 18 июня 1992 г. № 3061-I, ст. 27.1); Федеральном законе Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (ст. 4.1); Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР" — лица, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР" в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов".

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена "Славы", Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы — лица, имеющие соответствующие награды.

Труженики тыла — лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".

Ветераны труда — лица, указанные в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", достигшие возраста, дающего право на получение мер социальной поддержки.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий — лица, указанные в разделе I Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий".

Пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям — лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, не относящиеся ни к одной из перечисленных выше категорий граждан.

Пенсионеры, получающие региональную социальную доплату — лица, получающие определенный размер доплаты к пенсии до достижения ее размера величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Пенсионеры из числа бывших государственных служащих — лица из числа бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих, получающие доплату к пенсии за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Лица старшего возраста — лица, получающие материальную помощь или доплату к пенсии в связи с достижением определенного возраста (как правило, 80 и более лет), а также супружеские пары в связи с юбилейной датой совместной жизни (50-, 55-, 60-, 65-, 70-летием и т.п.).

Доноры — лица, являющиеся донорами крови и ее компонентов, за исключением награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР".

Граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими, тяжелыми и т.п. заболеваниями — граждане (взрослые и дети), страдающие: туберкулезом, инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, гепатитом В, гепатитом С, болезнями, вызванными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом, болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением и другими заболеваниями, при наличии которых гражданам оказывается социальная поддержка.

Граждане, удостоенные почетных званий, имеющие особые заслуги — граждане, имеющие государственные награды, награды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, удостоенные региональных почетных званий (например: Почетный гражданин Таймыра, Ветеран становления Калининградской области, Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа), чемпионы и призеры Олимпийских игр, Параолимпийских или Сурдлимпийских игр, чемпионы мира и Европы и т.п.

Ветераны военной службы — лица, указанные в статье 5 Федерального закона "О ветеранах".

Участники вооруженных конфликтов в мирное время — лица, принимавшие участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах, контртеррористических операциях в мирное время.

Члены семей погибших — члены семей (взрослые и дети) военнослужащих, других лиц, исполнявших служебные обязанности, погибших (умерших вследствие ранения (травмы, увечья, контузии, заболевания), пропавших без вести) в результате боевых действий, вооруженных конфликтов, террористических актов, при прохождении военной службы по контракту или по призыву; члены семей лиц, погибших (умерших вследствие травмы, увечья, контузии, заболевания, пропавших без вести) в результате техногенных катастроф.

Граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию — пострадавшие, утратившие всё или часть имущества в результате пожара, наводнения, урагана, оползней, селей, атмосферных явлений, аварий тепло-, газо-, водо-, электроснабжения, других природных катастроф и стихийных бедствий, вернувшиеся из мест заключения, а также в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением низкого уровня дохода.

Малоимущие граждане — граждане, проживающие в малоимущих семьях, а также одиноко проживающие малоимущие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход** ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в соответствии с решением органа социальной защиты населения являются получателями государственной социальной помощи. Учитывается общая численность граждан, являющихся членами малоимущей семьи, даже если непосредственным получателем мер социальной поддержки является только один из них.

Получатели социальной помощи на основе социального контракта из числа малоимущих граждан — граждане, заключившие социальный контракт с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Лица, имеющие низкий уровень индивидуального дохода — лица (как правило, студенты, пенсионеры), индивидуальный доход (стипендия, пенсия) не превышает величину прожиточного минимума или установленную социальную норму. При определении этой категории доходы других членов семьи во внимание не принимаются (в отличие от категории "малоимущие граждане", где в расчет берется общий доход семьи).

Отдельные категории специалистов — сельские специалисты, молодые специалисты, другие лица, получающие меры социальной поддержки по профессиональному признаку.

Студенты, учащиеся, школьники — отличники учебы, медалисты, призеры олимпиад и др.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, на патронатном воспитании, на усыновлении, воспитанники интернатных учреждений.

Дети из отдельных категорий семей — дети из многодетных семей; дети несовершеннолетних родителей; дети, у которых один или оба родителя являются нетрудоспособными, инвалидами или гражданами пожилого возраста; дети из студенческих семей, молодых семей; дети из малоимущих семей; дети из неполных семей (с одним родителем) и др.

Лица, получающие региональный материнский капитал — родители, получающие денежные средства за рождение второго, третьего или последующих детей в зависимости от принятого нормативно-правового акта в субъекте Российской Федерации.

Получатели ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей — семьи, нуждающиеся в поддержке, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", получающие ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Информацию представляют все субъекты Российской Федерации, выплачивающие ежемесячное пособие независимо от источника финансирования.

Супружеские пары, получившие меры социальной поддержки, в связи с юбилейной датой совместной жизни (50-, 55-, 60-, 65-, 70-летием и т.п.), учитываются в строке "лица старшего возраста" в количестве двух человек.

Безработные — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации").

Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации").

3. Общий порядок действий при применении Классификатора МСЗ

Порядок действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), (далее — Поставщик информации) при применении классификатора МСЗ определяется целями использования классификатора:

а) создание локального реестра мер социальной защиты (поддержки);

б) регистрация получателей МСЗ в ЕГИССО.

Под локальным реестром мер социальной защиты (поддержки) понимается перечень локальных (региональных, ведомственных) МСЗ поставщика информации, сформированный с учетом информации, содержащейся в Классификаторе МСЗ ЕГИССО.

Код меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором Наименование локальной меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором Код категории получателей мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором Уровень нормативно-правового регулирования меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором Источник финансирования меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором Форма предоставления меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с Классификатором Код рубрикатора в соответствии с Классификатором
0430 Пособие на ребенка 13 02 00 02 02 0010 01 03.08.01

Порядок действий при создании локального реестра мер социальной защиты (поддержки):

1. Формирование локальных (ведомственных, региональных) актуальных перечней мер социальной защиты (поддержки) и категорий граждан, имеющих право на их получение.

2. Нахождение соответствия позиций локальных (ведомственных, региональных) актуальных перечней мер социальной поддержки и категорий граждан, имеющих право на их получение с Классификатором МСЗ и Перечнем получателей мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 1 к Классификатору) при помощи сортировки МСЗ, представленных в классификаторе и категорий получателей МСЗ (алгоритм реализуется для всех МСЗ и категорий из локального перечня).

2.1. Для мер социальной защиты (поддержки):

2.1.1. Из локального перечня мер социальной защиты (поддержки) выбирается МСЗ, которую нужно сопоставить с Классификатором МСЗ.

2.1.2. Определяется позиция рубрикатора и вид МСЗ (пособие, компенсация, субсидия и пр.), источник финансирования и форма предоставления МСЗ для меры из локального перечня.

2.1.3. Производится выбор МСЗ и присвоение ей кода в локальном перечне из отсортированных позиций классификатора.

2.2. Для категорий получателей мер социальной поддержки:

2.2.1. Из локального перечня категорий выбирается категория получателей, которую нужно сопоставить с Классификатором МСЗ.

2.2.2. Определяется принадлежность локальной категории получателей к группе категорий из Перечня получателей мер социальной защиты (поддержки) Классификатора на основе выбора признака по первым двум позициям кода.

2.2.3. Производится выбор категории и присвоение кода локальной категории в соответствии с Перечнем получателей мер социальной защиты (поддержки) Классификатора.

2.3. Формирование полного кода МСЗ локального уровня на основе сопоставления МСЗ и категорий получателей из локальных перечней с Классификатором:

2.3.1. Выбор из локального перечня МСЗ, для которой производится сопоставление.

2.3.2. Сортировка позиций Классификатора, соответствующих МСЗ локального перечня.

2.3.3. Установление соответствия категорий получателей выбранной позиции МСЗ.

2.3.4. Формирование полного кода МСЗ в соответствии с Классификатором.

2.4. Порядок действий при регистрации получателей МСЗ в ЕГИССО:

При регистрации получателей МСЗ в ЕГИССО в связи с назначением им одной или нескольких мер социальной поддержки к индивидуальному (персонифицированному) коду (СНИЛС) добавляется код назначенной МСЗ.

1. Занесение индивидуального кода (СНИЛС)

2. Добавление полного кода из локального реестра МСЗ.

1. Семья Ивановых в лице Иванова И.И. обратилась в орган социальной защиты населения региона N с заявлением об оформлении материальной помощи на оплату коммунальных услуг.

Семье Ивановых предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В ЕГИССО данная мера социальной поддержки будет иметь следующий код:

000-000-000 01 000-000-000 02 000-000-000 0N 0601 13 02 00 00 02 0010 01 03.08.03
Страховой номер индивидуального лицевого счёта СНИЛС Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Малоимущие семьи Мера установлена на региональном уровне Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации Мера предоставляется в денежной форме 03.08.00 Социальная поддержка в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью) 03.08.03 Субсидии в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью)

2. Гражданин Петров А.И., являющийся родителем годовалого ребенка, проживающий в семье, имеющей семейный доход в расчете на одного члена семьи менее установленной законом величины прожиточного минимума обратился с заявлением о назначении выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

В ЕГИССО данная мера социальной поддержки будет иметь следующий код:

000-000-000 00 0430 13 02 00 02 02 0010 01 03.08.01
Страховой номер индивидуального лицевого счёта СНИЛС Ежемесячное пособие на ребенка Малоимущие семьи с детьми Мера установлена на региональном уровне Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации Мера предоставляется в денежной форме 03.08.00 Социальная поддержка в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью) 03.08.01 Пособия в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью)

4. Порядок действий при отсутствии МСЗ в Классификаторе

Причиной отсутствия МСЗ в классификаторе может быть ситуация, при которой мера вновь введена соответствующим нормативным правовым актом и не может быть отнесена ни к одной разновидности МСЗ в Классификаторе либо отсутствуют прочие признаки идентификации меры (категория получателей и др.)

В случае отсутствия меры социальной защиты (поддержки) в Классификаторе формируется заявка на включение меры социальной защиты (поддержки) (информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификатор мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 1 к настоящим Рекомендациям).

В случае если отсутствуют значения идентификационных блоков, позволяющие полностью сформировать код МСЗ, в частности, при введении новой категории получателей МСЗ, то порядок действий аналогичен описанному выше.

При этом необходимо учитывать следующие особенности отнесения МСЗ к разделам классификатора и их кодирования:

1) наименование всех мер, установленных федеральным законодательством в точности соответствуют их наименованиям в соответствующих нормативных правовых актах.

2) при установлении новых видов выплат, льгот, социальных услуг на региональном и местном уровне следует учитывать природу и содержание соответствующих мер, в частности:

— к пособиям и другим выплатам, носящим характер дополнительной материальной помощи, относятся периодические либо единовременные выплаты за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в качестве дополнительной материальной поддержки граждан;

— к субсидиям относятся выплаты на полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг, имеющие целевое назначение.

— к компенсациям и компенсационным выплатам следует относить выплаты, направленные на полное или частичное возмещение расходов, понесенных гражданами. Отличительной чертой компенсаций является возмещение ранее понесенных расходов. Кроме того, необходимо учитывать, что некоторые выплаты, называемые компенсациями являются по сути компенсационными, т.е. по содержанию не компенсируют понесенные расходы, а носят характер дополнительной материальной помощи, но направлены на компенсацию, например, причиненного вреда.

— к льготам относятся меры, связанные с предоставлением преимущественных прав гражданам либо освобождением от выполнения определенных обязательств.

5. Порядок действий при изменении МСЗ в Классификаторе

В случае, если в Классификаторе необходимо внести изменения в информацию об уже существующей мере социальной защиты (поддержки) поставщик информации направляет предложение о внесении таких изменений посредством направления заявки на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО (Приложение 2 к настоящим Рекомендациям).

Заявка на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) оформляется поставщиком информации в случаях, если в связи с изменением законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных актов необходимо:

— изменить наименование меры социальной защиты (поддержки). При этом под изменением наименования подразумевается внесение корректировки в наименование, не меняющей его смысла;

— изменить наименование категории получателя меры социальной защиты (поддержки), добавить и (или) удалить одну или несколько категорий получателей меры социальной защиты (поддержки);

— изменить наименование раздел рубрикатора меры социальной защиты (поддержки)

— изменить информацию об уровне нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предоставляется мера социальной защиты (поддержки);

— изменить информацию об уровне финансирования меры социальной защиты (поддержки);

— изменить информацию о форме предоставления меры социальной защиты (поддержки).

6. Порядок действий при прекращении действия МСЗ в Классификаторе

В случае принятия нормативного правового акта, в соответствии с которым прекращается предоставление меры социальной защиты (поддержки), поставщик информации направляет предложение об удалении такой меры социальной защиты (поддержки) посредством направления заявки на удаление меры социальной защиты (поддержки) из классификатора мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 3 к настоящим Рекомендациям).

* Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости".

** Среднедушевой доход семьи рассчитывается путем деления суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.

Заявка
на включение меры социальной защиты (поддержки) (информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификатор мер социальной защиты (поддержки)

Информация мере социальной защиты (поддержки)
1 Данные о мере социальной защиты (поддержки) (далее — МСЗ)
1.1 Код МСЗ в Классификаторе мер социальной защиты (поддержки) (далее — КМСЗ) (обязательно, если МСЗ присутствует в Едином реестре мер социальной защиты КМСЗ)
1.2 Код вида МСЗ (обязательно, если разновидность МСЗ отсутствует в Едином реестре мер социальной защиты КМСЗ)
1.3 Наименование МСЗ, которую необходимо включить в КМСЗ (обязательно)
2 Перечень категорий получателей МСЗ (указывается одна или несколько категорий получателей для данной МСЗ)
2.1 Данные о категории получателей (сведения указываются для каждой из категорий, перечисленных в перечне)
2.1.1 Код категории в КМСЗ (обязательно, если Категория присутствует в Реестре категорий получателей КМСЗ)
2.1.2 Наименование категории получателей МСЗ, которую необходимо включить в КМСЗ (обязательно)
3 Код уровня нормативного правового акта в КМСЗ (обязательно)
4 Код финансирования в КМСЗ (обязательно)
5 Код формы предоставления в КМСЗ (обязательно)
6 Код раздела рубрикатора КМСЗ (обязательно)
7 Основание для предоставления МСЗ
7.1 Номер нормативного правового акта (обязательно)
7.2 Наименование нормативного правового акта (обязательно)
7.3 Дата принятия нормативного правового акта (обязательно)
7.4 Орган власти, принявший нормативный правовой акт (обязательно)

Заявка
на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО

Информация об изменениях меры социальной защиты (поддержки) в КМСЗ
1 Данные о мере социальной защиты (поддержки) (далее — МСЗ)
1.1 Код меры МСЗ в Классификаторе мер социальной защиты (поддержки) (далее — КМСЗ) (обязательно)
1.2 Наименование МСЗ (старое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в наименование МСЗ)
1.3 Наименование МСЗ (новое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в наименование МСЗ)
2 Перечень категорий получателей МСЗ
2.1 Данные о категории получателей
2.1.1 Код категории в КМСЗ (обязательно)
2.1.2 Наименование категории получателей МСЗ (старое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в наименование категории)
2.1.3 Наименование категории получателей МСЗ (новое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в наименование категории)
3 Код уровня нормативного правового акта в КМСЗ (обязательно)
3.1 Код уровня нормативного правового акта в КМСЗ (старое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений кода уровня нормативного правового акта)
3.2 Код уровня нормативного правового акта в КМСЗ (новое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений кода уровня нормативного правового акта)
4 Код финансирования в КМСЗ (обязательно)
4.1 Код финансирования в КМСЗ (старое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в код финансирования)
4.2 Код финансирования в КМСЗ (новое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в код финансирования)
5 Код формы предоставления в КМСЗ (обязательно)
5.1 Код формы предоставления в КМСЗ (старое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в код формы предоставления)
5.2 Код формы предоставления в КМСЗ (новое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в код формы предоставления)
6 Данные о новом разделе рубрикатора КМСЗ
6.1 Код раздела рубрикатора КМСЗ (обязательно, если Раздел присутствует в рубрикаторе КМСЗ)
6.2 Наименование раздела (обязательно)
7 Основание для предоставления МСЗ
7.1 Номер НПА (обязательно)
7.2 Наименование НПА (обязательно)
7.3 Дата принятия НПА (обязательно)
7.4 Орган принявший НПА (обязательно)
7.5 Основание для предоставления МСЗ (старое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в основание предоставления МСЗ)
7.6 Номер НПА
7.7 Наименование НПА
7.8 Дата принятия НПА
7.9 Орган принявший НПА
7.10 Основание для предоставления МСЗ (новое значение) (заполняется в случае необходимости внесения изменений в основание предоставления МСЗ)
7.11 Номер НПА
7.12 Наименование НПА
7.13 Дата принятия НПА
7.14 Орган принявший НПА

Заявка
на удаление меры социальной защиты (поддержки) из классификатора мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО

Информация о мере социальной защиты (поддержки)
1 Код меры социальной защиты (поддержки) (далее — МСЗ) в Классификаторе МСЗ (далее — КМСЗ) (обязательно)
2. Наименование МСЗ (обязательно)
3 Код категории в КМСЗ (обязательно)
4 Код уровня НПА в КМСЗ (обязательно)
5 Код финансирования в КМСЗ (обязательно)
6 Код формы предоставления в КМСЗ (обязательно)
7 Код раздела рубрикатора КМСЗ (обязательно)
8 Основание для удаления МСЗ
8.1 Номер НПА (обязательно)
8.2 Наименование НПА (обязательно)
8.3 Дата принятия НПА (обязательно)
8.4 Орган принявший НПА (обязательно)

Обзор документа

Подготовлены рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки).

Он предназначен для унификации типов и видов таких мер с целью формирования единых принципов их учета, а также реализации информационно-справочной функции в рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Прописан порядок действий при создании локального реестра мер социальной защиты (поддержки) и регистрации их получателей в ЕГИССО.

Обзор мер социальной поддержки региональных льготников

Обзор мер социальной поддержки региональных льготников

Предоставление социальной помощи гарантировано государством. При этом льготы условно можно поделить на 2 группы: федеральные и региональные. Деление происходит в зависимости от того, какими нормативно-правовыми актами регулируется социальная помощь, а также уровень бюджета, из средств которого гражданин её получает.
Особенность федеральных льгот в том, что их перечень является фактически закрытым (он может быть откорректирован только высшими структурами государственной власти).
Региональные льготы субъекты РФ могут устанавливать свои, не согласовывая их с федеральным центром.
Таким образом, в Российской Федерации существует два основных вида льготников, которые, в зависимости от источников финансирования- федеральный или региональный бюджет, подразделяются на федеральных и региональных.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В этой связи в статье 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» (далее- Закон Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО) установлен перечень мер социальной поддержки для граждан, удостоенных почетного звания «ветеран труда», «ветеран военной службы», а также для «ветеранов труда Саратовской области», проживающих в Саратовской области:

1) оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей;
3) право на совершение в течение одного календарного месяца 50 поездок в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения по социальным проездным документам. Вид и форма социальных проездных документов устанавливаются Правительством области. Не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок по социальному проездному документу;
4) право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
5) ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Объем данной меры социальной поддержки, порядок и условия предоставления ЕКР на ЖКУ регулируются Законом Саратовской области от 24.09.2015г. № 109-ЗСО «Об установлении размера, порядка и условий компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Саратовской области»);

6) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения на территории области;
7) ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентов стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений;
8) ежемесячное возмещение расходов в размере 50 процентов оплаты услуг за пользование радио в пределах установленного тарифа. Здесь следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 7 Закона Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО размер ежемесячной денежной выплаты индексируется в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий год с учётом уровня инфляции (потребительских цен). Поэтому размер ежемесячной денежной выплаты «ветеранам труда», «ветеранам военной службы», «ветеранам труда Саратовской области» составляет в соответствии со статей 10 Закона Саратовской области от 02.12.2021г. №140-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» с 01.10.2022г. составляет 180,22 руб.

Получать ежемесячную денежную выплату по нескольким основания (например, как ««ветеранам труда», «ветеранам военной службы», «ветеранам труда Саратовской области» и одновременно как гражданин, имеющий инвалидность) нельзя, поскольку в данном случае в соответствии с нормами действующего законодательства при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО, другими нормативными правовыми актами области, данная мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина.

В соответствии со статьей 8 Закона Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО финансирование мер социальной поддержки «ветеранам труда», «ветеранам военной службы», «ветеранам труда Саратовской области», т.е. расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета.
В случае возникновения вопросов, граждане могут обратиться за разъяснениями в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» по адресу: г. Балаково, ул. Ак. Жук, д. 54, 1 подъезд, 1 этаж, отдел назначения льготных выплат, «операционный зал» или по телефону «горячей линии» 22-19-21. График приема граждан: понедельник- среда, с 8.00 — 16.00, четверг с 8.00 -12.00 (обед с 12.00-12.48).

По информации ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района»

Что означает мера социальной поддержки категория 1

КАТЕГОРИЯ 1: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ.

КОМУ ПОДХОДИТ ДАННАЯ КАТЕГОРИЯ?

Заявителям, которые нанимают граждан, отнесенных к категориям социально уязвимых, при необходимости создавая для них особые условия, что позволяет таким гражданам участвовать в трудовой деятельности наравне с другими членами общества.

КАКИМ УСЛОВИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТАКИЕ ЗАЯВИТЕЛИ?

По итогам года, предшествующего году подачи заявки:

• Не менее 50% работников заявителя(но не менее двух человек), с которыми оформлены трудовые отношения, являются гражданами, отнесенными к категориям социально уязвимых;
• Доля расходов на оплату труда таких работников составляет не менее 25% расходов на оплату труда всех работников.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ 1 КАТЕГОРИИ:

2. Копию штатного расписания, заверенную подписью генерального директора и печатью организации (при наличии), за исключением случая заключения гражданско-правового договора субъекта малого или среднего предпринимательства с учреждением уголовно-исполнительной системы;

3. Сведения о численности и зарплате работников, в том числе по каждой категории социально уязвимых граждан. Предоставляются по установленной форме.

4. Отчет о социальном воздействии, по установленной форме;

5. Копии трудовых договоров с работниками из числа категорий социально уязвимых граждан, а также документов, подтверждающих, что эти сотрудники относятся к данным категориям, за исключением лиц, осужденных к лишению свободы и принудительным работам в период отбывания наказания. При обеспечении занятости данных лиц представляется копия гражданско-правового договора субъекта малого или среднего предпринимательства с учреждением уголовно-исполнительной системы.
Должны быть подписаны генеральным директором и заверены печатью организации (при наличии).

6. Копии согласий на обработку персональных данных от работников из числа социально уязвимых групп населения, за исключением случая заключения гражданско-правового договора субъекта малого или среднего предпринимательства с учреждением уголовно-исполнительной системы. Укажите, что персональные данные передаются для получения статуса социального предприятия.
Должны быть подписаны генеральным директором и заверены печатью организации (при наличии).

Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания) — Фонд СОФПП (МКК)

ИНН 6671118019, ОГРН 1036603990224

Фонд СОФПП (МКК) является членом СРО Союз «МИКРОФИНАНСОВЫЙ АЛЬЯНС» с 22.08.2016 г. 127055, г. Москва, ул. Сущёвская, д. 21, офис 513

Какие есть льготы для участников боевых действий и ветеранам

Одним из направлений социальной политики нашего государства является поддержка граждан, принимавших участие в военных конфликтах. Речь идет про льготы участникам боевых действий. Нестабильная геополитическая ситуация не способствует уменьшению реальных военных конфликтов.

льготы участникам боевых действий

Число граждан, принимавших участие в них не снижается. Все они нуждаются в особой заботе государства. Цель этой заботы заключается не только в создании механизма помощи ветеранам, но и в большей мере, в признании заслуг граждан перед отечеством.

Направления, по которым оказывается помощь, разнообразны.

Меры поддержки охватывают сферы пенсионного и социального обеспечения, уплаты налогов. Как государство поддерживает участников боевых действий и какие льготы предоставляет им, разберем в этой статье.

Статус участника

Основанием предоставления мер социальной поддержки гражданам, принимавшим участие в войнах, является признание за ними статуса ветерана боевых действий. Критерии отнесения человека к этой категории льготников, перечислены в статье 3 закона № 5-ФЗ РФ.

В настоящее время перечень обстоятельств, с которыми закон связывает право на получение статуса ветерана, содержит семь пунктов.

Практически все граждане, принимавшие участие в афганской войне, чеченских войнах, иных вооруженных конфликтов на территории России, а также исполнявший воинский долг в Сирии, включены в соответствующие пункты списка.

Граждане включаются в льготную категорию в зависимости от характера и условий исполнения ими должностных обязанностей во время вооруженных конфликтов.

Вторым критерием является факт официального признания государством вооруженного конфликта боевыми действиями. Перечень войн, участники которых признаются ветеранами, приведен в приложении к закону.

Этот список постоянно дополняется. Последние изменения учитывают участие ВС нашей страны в сирийском конфликте. Ведется обсуждение о предоставлении льгот добровольцам, принимавшим участие в конфликте на Донбассе.

Документы дающие право на льготы

Формальным документом, дающим право на льготы участникам боевых действий, является удостоверение. Статус ветерана не присваивается автоматически, заинтересованное лицо должно обратиться в ведомство, в котором он проходил службу во время боевых действий.

Обращения военнослужащих рассматриваются в порядке, определенном приказом министра № 2288. Для рассмотрения вопроса в ВС создаются специальные комиссии. Претенденты направляют в них рапорт, а гражданские служащие – заявление.

Обращения пишется на имя непосредственного начальника. Запасники и отставники направляют заявления через военные комиссариаты.

Рапорт должен содержать:

  • Ф.И.О. заявителя;
  • личный номер;
  • звание;
  • должность;
  • дату рождения;
  • информацию о периодах выполнения боевых задач и территории.

К заявлению прикладываются:

  • две фотокарточки 3х4;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие указанные в рапорте обстоятельства.

Подтверждающими документами являются:

  • приказы или выписки из них;
  • военные билеты;
  • орденские книжки;
  • иные документы.

Обращение должно быть рассмотрено комиссией не позднее тридцати дней после регистрации рапорта. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. О продлении срока сообщатся заявителю.

Решение комиссии оформляется заключением, служащим основанием для выдачи удостоверения. В особо сложных случаях, когда комиссии на местах не могут самостоятельно принять решение, документы направляются в центральную комиссию.

В этих обстоятельствах рассмотрение обращения может еще затянуться на тридцать суток, без учета времени прохождения корреспонденции.

Социальные и пенсионные льготы

Основные льготы участникам боевых действий гарантированы законом № 5-ФЗ РФ. Рассмотрим их подробнее.

Условно ветеранов, участвовавших в войнах, можно разделить на три группы:

  • к первой относятся лица, перечисленные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 закона;
  • ко второй, указанные в пункте 5;
  • к третьей – в пунктах 6 и 7.

льготы участникам боевых действий

Объем предоставляемых льгот напрямую зависит от оснований приобретения гражданином статуса ветерана.

Для простоты восприятия описание преференций сгруппировано по соответствующим категориям граждан. Сразу отметим, что наибольшее количество льгот предоставляется ветеранам, включенным в первую группу.

Льготы для всех категорий

Установка телефона

Развитие сотовой связи сделало простым и легким доступ к услугам телефонии. Однако с установкой стационарных телефонов до сих пор возникают сложности. Сохраняется такое явление, как очередь, обусловленное техническими возможностями городских АТС. Ветеранам домашний телефон должен устанавливаться в первоочередном порядке.

Преимущества при вступлении в кооперативы

До 31 декабря 2018 года ветераны пользуются преимуществами при вступлении в различные кооперативы и некоммерческие объединения. После этой даты льгота будет изменена на преимущественное предоставление земли.

Реализация этого права не связана с возложением на государство денежных обязательств. Преференция заключается только в предоставлении права на первоочередное получение земельного участка, основания по которым он предоставляется и условия его выделения устанавливаются общим законодательством.

Ежегодный отпуск в удобное время

отпуск ветеранам боевых действий

Согласно правилам, установленным ТК HA, ежегодный отпуск предоставляется согласно графика, учитывающего как интересы работодателя, так и пожелания сотрудника.

Иными словами, конкретное время отпуска – предмет договоренностей.

Ветераны военных действий имеют право требовать предоставления отпуска в удобное для них время. Работодатель обязан обеспечить им такую возможность.

Ритуальные услуги

Расходы на погребение ветеранов финансируются за счет средств ведомств, в которых они проходили военную или иную службу.

  • подготовка тела к перевозке;
  • услуги по перевозке покойного;
  • услуги по кремированию и погребению;
  • изготовление памятника;
  • установка надгробия.

Ритуальные услуги оплачиваются в размере, не превышающем 18 980,00 р., а в Москве или Санкт-Петербурге – 26 280,00 р.

Стоимость работ по изготовлению и монтажу памятников не должна превышать 32 803,00 р. (см. постановление № 460). В жизни родственники умершего самостоятельно несут эти расходы, а впоследствии обращаются за их компенсацией.

Очень важно сохранить все финансовые документы, подтверждающие произведенные траты. Без них получить возмещение будет невозможно.

Льготы для 2 и 3 категории

Преимущественное обеспечение путевками

Ветераны из второй или третьей категории имеют преимущественное право на получение направлений на отдых в санаторно-курортные учреждения.

Основанием для предоставления льготы является медицинское заключение, содержащее рекомендации по санаторно-курортному лечению. В данном случае основания для предоставления компенсации стоимости путевок не предусматривается.

Условия участия государства в таких расходах ветерана определяются иными правовыми актами.

Льготы для 1 и 2 категории

Обеспечение жильем

Законодатель скромно и незаметно ограничил жилищные льготы ветеранов.

  1. Во-первых, правом на обеспечение жильем обладают только ветераны из первой или второй группы.
  2. Во-вторых, жилье предоставляется только в ограниченных случаях.

Порядок улучшения жилищных условий ветеранов первой группы зависит от даты их постановки на учет в качестве нуждающихся лиц. Вставшие в очередь до начала 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств, поступающих в регионы из федерального бюджета в виде субвенций.

Граждане, обратившиеся за помощью, после указанной даты могут претендовать на государственную помощь на общих основаниях, перечисленных в жилищном законодательстве. На практике это означает, что до первого января 2005 года основанием для предоставления льготы являлась необходимость улучшения условий проживания, после – только общие основания, предусмотренные для других граждан.

В настоящее время ветеран может обратиться за помощью только в случае признания его малоимущим.

Объем средств, выделяемых на нужды ветеранов из группы 1, осуществляется исходя из нормы 18 квадратных метров и средней стоимости одного метра на региональном рынке. Жилье может быть предоставлено в натуре.

По заявлению ветерана стоимость компенсации может быть выплачена ему деньгами, но расчет не изменится.

Ветераны второй группы могут претендовать на помощь только в двух случаях:

  • при выселении из служебного жилья;
  • если они являются инвалидами, причем только боевых действий.

Вопрос о конституционности положений закона, предусматривающих разные основания для обеспечения ветеранов жильем (в зависимости от срока постановки на учет), рассматривался КС.

Высшая судебная коллегия не нашла противоречий, признала правовые нормы соответствующими основному закону.

Сохранение права на обслуживание в медицинских организациях

Не секрет, что качество помощи, оказываемой в ведомственных лечебных учреждениях, зачастую значительно выше, чем в аналогичных «гражданских» учреждениях.

Обусловлено это не уровнем квалификации персонала, а в большей степени уровнем технического оснащения организации. Вместе с тем специализация и опыт врачей, постоянно сталкивающихся с «боевыми» заболеваниями, знание истории болезни пациента, тоже играют немаловажную роль в качественном лечении.

Ветераны имеют право продолжить лечение и наблюдение за своим здоровьем в ведомственных медицинских организациях

Внеочередное оказание медицинской помощи

медицинское учреждение

Современная практика организации медицинской помощи основывается на принципах страховой медицины. Финансирование лечения граждан подчинено строгим правилам ОМС.

Государство не имеет практической возможности обеспечить лечение всем и сразу, неизбежно возникают очереди из пациентов, ждущих своих мест в больницах или медицинских центрах.

Ветераны освобождены от такого ожидания. После очной консультации решение о приеме на лечение должно быть принято за семь дней.

Отсутствие реальной возможности принять ветерана на лечение не лишает его права на льготу, медицинская организация обязана направить его в другую больницу.

Отпуск за свой счет

Работающие участники локальных войн имеют право на дополнительный неоплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отдыха не может превышать 35 дней. Формулировка закона несколько отличается от положений ТК, касающихся порядка предоставления неоплачиваемого отпуска, но смысл от этого не меняется. Отпуск предоставляется по заявлению ветерана, в удобное для него время.

Профессиональное обучение и переобучение

В необходимых случаях работодатель вправе направить ветерана на обучение профессии или повышение квалификации. Расходы на оплату услуг учреждений образования закон возлагает на работодателя. На практике это означает, что работодатель ни при каких условиях не может возложить на ветерана компенсировать ему все или часть произведенных расходов.

Льготы для 1 категории

Непосредственным участникам боев, саперам, солдатам автомобильных батальонов и летчикам, обеспечивавшим войсковые операции в Афганистане, то есть гражданам, включенным нами в первую группу ветеранов (см. выше), ежемесячно должна выплачиваться фиксированная денежная сумма (см. п.п. 3 п. 4 ст. 23.1 5-ФЗ РФ). В 2018 году размер доплаты составляет 1 741,47 р.

Если по основаниям, перечисленным в иных законах ветерану положена еще одна выплата, он должен выбрать какую из них будет получать. Исключение сделано только для чернобыльцев и участникам испытаний ядерного оружия. Эти категории граждан могут пользоваться двумя льготами одновременно. В рамках рассматриваемого закона из нескольких доплат автоматически назначается наибольшая по размеру.

За начислением доплаты необходимо обращаться в ПФ. Выплата назначается со дня подачи заявления. Ежегодная индексация ЕДВ производится автоматически.

Пенсионные льготы

Статус ветерана локальных войн предоставляет право на получение пенсии в повышенном размере (см. ст. 45 № 4468-1).

Льгота установлена в отношении пенсионных выплат, назначаемых государством, в следующих случаях:

  • по выслуге;
  • по инвалидности;
  • потери кормильца.

Правом на эту льготу обладают не все участники военных конфликтов. Доплату к пенсии получают только ветераны первой группы, указанные в подпунктах 1 –4 пункта 1 статьи 3 № 5-ФЗ РФ.

Пенсионное обеспечение этих граждан повышается на 32 % от расчетной величины пенсии. Неприятной, с точки зрения пенсионера, особенностью российской пенсионной системы является ограничение льгот.

Гражданин, имеющий право на одновременное получение нескольких пенсий, должен выбрать к какой именно выплате будут применяться повышения или доплаты.

Оплата жилья

Ветеранам должны компенсироваться коммунальные расходы (см. п.п. 5 п. 1 ст. 16 5-ФЗ РФ). Размер компенсации составляет 50 %. Льгота распространяется на следующие платежи:

  • за наем квартиры или комнаты;
  • за содержание помещения (включая расходы на общедомовое имущество);
  • сбора на капитальный ремонт.

Льгота распространяется на всех членов семьи, совместно проживающих с ветераном. Компенсация не предоставляется лицам, из третьей ветеранской группы, указанным в подпунктах 5 – 7 пункта 1 статьи 3 закона № 5-ФЗ РФ.

Механизм реализации данной льготы устанавливается в субъектах федерации. Федеральный бюджет только финансирует соответствующие мероприятия.

Обеспечение протезами

Государство обеспечивает ветеранов протезно-ортопедическими изделиями. Порядок обеспечения ими установлен постановлением № 240.

Государство принимает обязанность не только выдать необходимое изделие ветерану, но и оплатить следующие мероприятия:

  • ремонт или замену изделия;
  • проезд ветерана вместе с сопровождающим к изготовителю протезов для примерки или подгонки;
  • проживание ветерана, если изготовление изделие должно осуществляться в амбулаторных условиях;

Вместо оплаты проезда, ветерану может быть предоставлена денежная компенсация. Если человек самостоятельно обратился за изготовлением медицинского изделия, стоимость произведенных им затрат компенсируется по установленным нормам.

Объем данной помощи зависит о содержания индивидуальной программы реабилитации. Государственный орган не вправе навязывать ветерану конкретную модель изделия.

Если человек принял решения пользоваться определенным изделием конкретного производителя, он вправе самостоятельно приобрести его, после чего воспользоваться правом на компенсацию.

Вне очереди

Ветераны должны обслуживаться вне очереди в учреждениях связи, театрах и иных культурно-просветительских организациях, спортивных клубах, бассейнах. Продажа проездных билетов также должна осуществляться в первоочередном порядке.

Пожалуй, данная преференция в настоящий момент представляет собой больше символический жест, чем реальную льготу. С развитием компьютерных технологий стояние в очередях за билетами давно ушло в прошлое.

Воспользоваться статусом можно только придя в билетную кассу. Получить реальную выгоду – попросив продать билеты из брони.

Налоговые льготы

Первоначальная редакция закона № 5-ФЗ РФ содержала прямое указание на предоставление ветеранам войн налоговых льгот. В действующей редакции такое положение отсутствует, условия и порядок льготного налогообложения в настоящее время регулируется НК РФ.

В отличие от закона кодекс не ставит получение конкретной льготы в зависимость от должностных обязанностей, исполнявшихся ветераном во время вооруженного конфликта.

В отношении данного налога кодекс освобождает от налогообложения суммы ЕДВ, получаемых афганцами и другими ветеранами вооруженных конфликтов (см. п.п. 69 ст. 217 НК РФ). Помимо освобождения от уплаты, для ветеранов предусмотрен налоговый вычет в размере 500 рублей.

На эту сумму налог, удерживаемый работодателем с заработной платы ветерана должен уменьшаться каждый месяц (см. п.п. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). При самостоятельной уплате налога, гражданин вправе самостоятельно указать сумму вычета в декларации.

Госпошлина

Ветераны вправе отстаивать принадлежащие им в соответствии с законом №5-ФЗ РФ права в суде. Такие обращения не оплачиваются государственной пошлиной (см. п.п. 3 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Транспортный налог

льготы участникам боевых действий

Размер и основания налоговых льгот по транспортному налогу устанавливается в каждом субъекте федерации самостоятельно.

Депутаты Санкт-Петербурга освободили ветеранов войн от уплаты налога за один автомобиль, если мощность его мотора не превышает 150 лошадиных сил или если машина старше пятнадцати лет (независимо от мощности).

В Москве льгота предоставляется на автомобили не мощнее 200 лошадиных сил, независимо от года выпуска. Севастопольские власти ограничили льготу автомобилями с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил.

Земельный налог

Федеральная льгота для ветеранов чеченских и других войн не отличается от стандартной, предоставляемой другим льготным категориям плательщиков налога на землю. Шесть соток освобождены от уплаты налога на всей территории России.

Наличие права на льготу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, направив в ее адрес заявление и удостоверяющие документы.

Местные власти вправе установить дополнительные льготы участникам боевых действий. В Северной столице освободили от налогообложения один участок, независимо от его размера. Льгота перестанет действовать если сдать землю в аренду. Москва ограничила льготу 1 000 000,00 р., вычитаемых из кадастровой стоимости участка.

Налог на имущество

Недвижимое имущество, собственниками которого являются ветераны локальных войн, не облагается налогом. При пользовании данной льготой следует учитывать, что он налогообложения освобожден только один из объектов, перечисленных в статье 401 НК РФ.

Следовательно, если в собственности находится два гаража, только один из них, по выбору ветерана, можно освободить от налога.

Для использования льготы участникам боевых действий необходимо предоставить в инспекцию заявление, установленной формы, и документы, подтверждающие статус ветерана. Выбор объекта налогообложения надо сделать до первого ноября.

Отсутствие заявления о выборе не лишает права на льготу. В этом случае ФНС самостоятельно применит положения кодекса к объекту, по которому будет исчислен максимальный налог.

Льготы на местах

Субъекты федерации не ограничены в праве назначать за счет собственных средств дополнительные преференции ветеранам.

Например, в Санкт-Петербурге власти спонсируют приобретение ветеранами боевых действий проездных билетов на общественный транспорт.

Заключение

Действующее законодательство содержит большой перечень льгот, предоставляемых ветеранам локальных войн. К сожалению, не все они в полной мере отражают заслуги людей, профессионально и честно исполнявших воинский долг в реальных боевых условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *