Классификация должностей муниципальной службы
Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».
Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.[6]
Должность муниципальной службы — штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.
Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории — степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.
Должности категории «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.
Также в категорию «А» входит должность депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом,— это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом обязательно должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.
Категории «Б» и «В» составляют должности муниципальной службы. В категории «Б» устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».
Должности и категории «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Делятся они на пять видов:
- 1. высшие должности — заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;
- 2. главные должности — начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;
- 3. ведущие должности — заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;
- 4. старшие должности — помощник, главный специалист, ведущий специалист;
- 5. младшие должности — специалисты 1, 2 категории, просто специалисты. должность муниципальный квалификационный вакантный
Должности категории «В» отличаются от должностей категории «Б» еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным.
Эта классификация влияет на квалификационные требования к претендентам:
- 1. Уровень профессионального образования с учетом группы муниципальных должностей муниципальной службы.
- 2. Стаж и опыт работы по специальности.
- 3. Высокий уровень знания Конституции РФ, федеральных законов, уставов субъектов федерации, региональных законов, уставов муниципальных образований и локальных нормативных актов.
Значение квалификационного требования — они проводятся, так как разрабатываются инструкции для муниципальных служащих. Отнесение тех или иных муниципальных должностей к различным группам осуществляется уставом муниципального образования и иными локальными нормативными актами в соответствии с реестром о муниципальной службе муниципальных служащих.
Реестр муниципальных должностей муниципальных служащих — он представляет собой перечь муниципальных должностей муниципальной службы по категориям и группам, реестр всегда утверждается законом субъекта РФ. На основании реестра каждый глава муниципального образования, если иное не установлено уставом муниципального образования утверждает перечень муниципальных должностей муниципальной службы соответствующего муниципального образования.
Должность муниципальной службы
Должности муниципальной службы – это должности в органах муниципального управления и избирательных комиссиях муниципальных образований, образованные сообразно уставу муниципального образования и состоящие в определенных обязанностях, направленных на реализацию функций, задач, полномочий органов муниципального управления, должностных лиц муниципальных образований и избирательных комиссий.
Должности муниципальной службы представляют собой служебные места, которые подразумевают исполнение конкретных служебных обязанностей, наделяются определенными ответственностью и социальной ролью.
Любая муниципальная должность характеризуется определенным кругом обязанностей и прав, которыми наделяются муниципальный служащий, замещающий эту должность. Также каждая муниципальная должность сопровождается определенной ответственностью, степень которой определяется составом полномочий этой должности.
Содержание муниципальной должности состоит в определении всех функций, которые подлежат выполнению муниципальным служащим, замещающим конкретную муниципальную должность. Примером таких функций муниципального служащего могут быть следующие:
- во-первых, функции, направленные на решение вопросов, имеющих местную значимость;
- во-вторых, функции, обеспечивающие реализацию полномочий конкретного органа муниципального управления;
- в-третьих, функции, обеспечивающие реализацию полномочий избирательных комиссий муниципалитета и так далее.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим функций, предусмотренных замещаемой им должностью, является основанием для привлечения этого служащего к ответственности.
Учреждение муниципальных должностей в органах муниципального управления находится под влиянием следующих факторов:
- во-первых, требований законодательства федерального, регионального и муниципального уровня;
- во-вторых, исторических традиций и обычаев, характерных для данного муниципального образования;
- в-третьих, иных местных традиций и обычаев, характерных для данного муниципального образования;
- в-четвертых, содержания реестра муниципальных должностей, утвержденного на региональном уровне.
К претендентам на замещение должностей муниципальной службы на уровне федерального, регионального и муниципального законодательства предъявляются определенные квалификационные требования. Как правило, эти требования касаются образования и стажа работы либо по специальности, либо на муниципальной службе.
Классификация должностей муниципальной службы
Всю совокупность должностей муниципальной службы можно подразделить на два основных класса:
- во-первых, выборные должности муниципальной службы;
- во-вторых, невыборные должности муниципальной службы.
Выборные должности муниципальной службы – это те должности в органах муниципального управления, которые предполагают их замещение посредством проведения муниципальных выборов.
Выборные должности муниципальной службы замещаются лицами, избранными населением муниципального образования в ходе прямого, тайного и всеобщего голосования.
В состав выборных должностей муниципальной службы можно отнести следующие должности:
- во-первых, должности депутатов органов муниципального управления представительного характера;
- во-вторых, должности членов иных выборных органов муниципального управления;
- в-третьих, должности выборных должностных лиц муниципального образования;
- в-четвертых, иные муниципальные должности выборного характера, замещаемые посредством решения органов муниципального управления представительного характера и иных выборных органов муниципального управления по отношению к лицам, которые избраны в состав указанных органов в ходе муниципальных выборов.
Невыборными должностями муниципальной службы являются те должности в органах муниципального управления, которые не требует проведения муниципальных выборов для замещения. Невыборные должности муниципальной службы замещаются посредством заключения трудовых договоров.
Помимо этого должности муниципальной службы группируются по критерию уровня и ответственности. В соответствии с этим критериям должности муниципальной службы делятся на следующие группы:
- во-первых, высшие;
- во-вторых, главные;
- в-третьих, ведущие;
- в-четвертых, старшие;
- в-пятых, младшие.
Конкретный перечень должностей муниципальной службы, относимых в ту или иную группу, определяется муниципальными правовыми актами. Причем перечень различается по содержанию муниципальной службы, то есть свой состав должностей муниципальной службы определяется для муниципальной администрации и для органов муниципального управления, формируемых в соответствии с уставом муниципального образования.
Например, в состав высших должностей муниципальной службы в муниципальной администрации включаются: глава муниципальной администрации, руководитель аппарата управления выборного органа муниципальной власти; в состав главных должностей – заместители главы администрации; в состав ведущих – начальники отделов, их заместители, советники и консультанты, а также заведующие секторами; в состав старших должностей – главные ведущие специалисты; младших – специалисты различных категорий.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной службы
Должности муниципальной службы приводятся в соответствие с должностями государственной службы. Порядок этого соответствия определяется муниципальными правовыми актами.
Должности муниципальной службы
Закон № 25-ФЗ определяет, что должность муниципальной службы – должность в органе МСУ, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа МСУ, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Каждый субъект РФ своим законом утверждает реестр должностей муниципальной службы в субъекте (см. приложение к Закону Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»[12]). Далее в соответствии с этим Законом должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами. При составлении и утверждении штатного расписания органа МСУ, аппарата избирательной комиссии используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.
Указанный реестр представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам МСУ, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Закон № 25-ФЗ содержит классификацию должностей муниципальной службы. Они подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Развивая положения федерального законодательства, акты субъектов РФ и муниципальных образований включают в группу высших должностей муниципальной службы первого заместителя и заместителей главы МО, главу местной администрации, не являющегося главой МО и занимающего должность по контракту, первого заместителя и заместителей главы местной администрации, руководителя контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним приравнивается председатель избирательной комиссии МО, хотя это муниципальная должность, а не должность муниципальной службы.
Группу главных должностей составляют руководители комитетов, департаментов и тому подобных самостоятельных структурных подразделений органов МСУ.
Группа ведущих должностей состоит из советников, помощников глав муниципального образования и местной администрации, их пресс-секретарей и референтов, а также руководителей отделов, управлений в составе комитетов и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др.
Группа старших должностей включает начальника сектора, службы, группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специалистов администрации, юрисконсультов, заместителя руководителя территориального отделения администрации муниципального образования, системного администратора ГАС «Выборы» МО.
К группе младших должностей относят специалистов первой и второй категорий администрации муниципального образования, департамента, комитета, управления, аппарата представительного органа муниципального образования, а также специалистов территориальной администрации.
Закон субъекта РФ в соответствии с классификацией указанных должностей определяет типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы относительно уровня профессионального образования, стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Далее на основе и в развитие закона субъекта РФ соответствующие квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Не все лица, работающие в органах МСУ, являются муниципальными служащими. Например, водитель гаража, повар в столовой, уборщица, дворник местной администрации – все они состоят в штате по трудовому договору, однако в реестре муниципальных должностей не значатся.
В соответствии с Законом № 25-ФЗ Законом субъекта также могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, сохранения при переводе и увольнении (см., например, ст. 8.1 Закона Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ
Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Федерации. Например, Законом Московской области от 31 июля 1997 г. (в ред. от 9 ноября 1999 г.) “О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области” утвержден Единый реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Московской области.
Категории муниципальной должности.
Согласно этому Реестру муниципальные должности подразделяются на:
1) должности категории “А” (выборные муниципальные должности);
2) должности муниципальной службы:
а) должности категории “Б”;
б) должности категории “В”.
Должности категории “Б” — это должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих муниципальные должности категории “А” (глава муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления, работающий на постоянной основе, и др.). К этим должностям относятся: помощник главы муниципального образования, консультант главы муниципального образования и др.
Должности категории “В” — это должности муниципальной службы для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. К ним относятся: глава местной администрации (назначенный), его заместители, начальники управлений и отделов администрации, их заместители, консультанты, специалисты и др.
Все муниципальные должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
высшие должности (назначенный глава местной администрации, его заместители и др.);
главные должности (руководители структурных подразделений администрации);
ведущие должности (заместители руководителей структурных подразделений администрации, консультанты и др.);
старшие должности (главные и ведущие специалисты);
младшие должности (специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты).
Высшие и главные должности муниципальной службы устанавливаются уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с законами;
ведущие и старшие должности устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и законами;
наконец, младшие должности устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с его уставом.
Закон об основах муниципальной службы предусматривает установление законами субъектов Федерации соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. При этом учитываются квалификационные требования, предъявляемые к соответствующим должностям муниципальной и государственной служб.