Конспект лекций
Таможенные пошлины не стоит путать с таможенными сборами (например, за таможенное декларирование, за хранение и за таможенное сопровождение), ввозными налогами (например, ввозной НДС, ввозной акциз), а также с особыми видами пошлин: специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами.
За пределами таможенного тарифа при нарушениях нормальных условий внешней торговли применяются особые пошлины, которые регулируют перемещение товаров через таможенную границу и состояние товарных рынков. Особые виды пошлин относятся, как правило, к нетарифным мерам государственного регулирования ВЭД.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не относятся к числу таможенных пошлин, это особые виды пошлин. Однако, их уплата, взыскание и возврат осуществляется по правилам, установленным для таможенных пошлин. Они являются защитным инструментом, выходящим за пределы таможенного тарифа, который регулирует внешнеторговый оборот при обычных условиях торговли, когда участники ВЭД реализуют свой товар при наличии справедливой конкуренции. Особые виды пошлин относятся к паратарифным методам регулирования. В основе их определения лежат принципы и методы, близкие тем, которые применяются при разработке таможенных пошлин, но особые виды пошлин устанавливаются, когда нарушаются условия справедливой конкуренции во внешней торговле. Их роль усиливается при вступлении России в ВТО. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются на определенный срок. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлинам.
Специальные (защитные) пошлины — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции . Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок. Специальная пошлина взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера направлена на ограничение возросшего импорта на таможенную территорию посредством импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины;
Антидемпинговые пошлины — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра. Антидемпинговая пошлина рассматривается как составляющая антидемпинговых мер и взимается таможенными органами наряду с ввозной таможенной пошлиной. Антидемпинговая мера — мера, направленная на противодействие демпинговому импорту. Эта мера применяется путем введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;
Компенсационные пошлины — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии , что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров. Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами наряду с ввозной таможенной пошлиной. Компенсационная мера направлена на нейтрализацию воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, которое проводится по поручению правительства уполномоченным органом. Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров, который определяется в ходе расследования.
Для оперативного реагирования на негативную ситуацию и/или ее предотвращения до окончания расследования возможно установление предварительной пошлины, срок действия которой не должен превышать 200 дней. Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры. Если расследование подтвердит наличие оснований для применения защитных мер, суммы предварительной пошлины перечисляются в федеральный бюджет. В противном случае они подлежат возврату плательщику в общем порядке. Также подлежит возврату разница между специальной пошлиной и предварительной специальной пошлиной, если ставка специальной пошлины установлена ниже ставки предварительной специальной пошлины. При этом срок действия предварительной пошлины включается в общий срок действия защитных мер, который не может превышать четырех лет (кроме исключительных случаев продления).
Аналогичные нормы применяются при принятии антидемпинговых мер. Принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.
Если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать четырех месяцев, за исключением случая, когда данный срок продлевается до шести месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее 80 %.
Если ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно подсчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать шести месяцев, за исключением случая, если данный срок продлевается до девяти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее 80 %.
- Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством РФ.
- При определении органом, проводящим расследования, для установления индивидуальной демпинговой маржи антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта.
- Ставка антидемпинговой пошлины не превышает размер демпинговой маржи.
Аналогично порядку, применяемому при антидемпинговом расследовании, может приниматься решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.
Решение о введении предварительной компенсационной пошлины также не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.
Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине субсидии. Срок действия компенсационной меры не превышает пяти лет со дня начала применения такой меры или со дня ее последнего пересмотра, а повторное расследование в целях пересмотра компенсационной меры завершается в течение 12 месяцев со дня начала повторного расследования.
7. Принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлины
В целях защиты внутреннего рынка и стимулирования национального производства построение импортных таможенных тарифов основывается на ряде принципов.
- научная обоснованность. Принцип научной обоснованности предполагает, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие закона стоимости, который предусматривает эквивалентный обмен результатами труда и является регулятором производства. Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном счете, система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.
- учет приоритетов развития и поддержка национальных производств. Этот принцип формирования таможенных пошлин может быть реализован только в условиях разработанной системы приоритетов развития отдельных производств и отраслей национальной экономики.
- принцип эскалации ставок таможенных пошлин. Принцип эскалации (от фр. «эскаладер» — взбираться), принцип построения таможенного тарифа, базируется на понятии сравнительной конкурентоспособности сырьевых и готовых изделий. Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин — повышение ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения степени их обработки. На практике это выражается в установлении более низких ставок ввозных пошлин на топливно-сырьевые товары и продукты первичной обработки и, соответственно, более высоких — на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки, что позволяет увеличивать объемы перерабатываемых ввозимых топливно-сырьевых товаров и поставки на экспорт продукции высоких переделов с высокой долей добавленной стоимости. Иными словами, эффективная тарифная защита достигается благодаря политике применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются стимулы для ввоза страну в первую очередь необходимых сырья и материалов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени обработки, что создает стимулы для развития отечественной обрабатывающей промышленности.
- система построения тарифа на основе принципа эффективной защиты (эффективного тарифа). Принцип эффективного тарифа — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.
- поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики. При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок. Нарушение этого принципа формирования таможенных пошлин приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен.
- учет социально-экономических последствий введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может свести на нет рентабельность собственных производств, привести к закрытию предприятий и высвобождению работников. Эти вопросы особенно актуальны для территорий, где такие предприятия играют ведущую роль или являются градообразующими.
- степень достоверности отражения разницы между уровнями национальной и мировой стоимости товаров, что предполагает при формировании таможенной пошлины использование цен в максимально возможной степени отражающих стоимость и потребительские свойства товаров, и применение методов, позволяющих определять такие цены. Действующие цены под влиянием различных факторов отклоняются от стоимости товаров. Поэтому при обосновании пошлин их необходимо определенным образом корректировать.
- степень воздействия таможенной пошлины на экономическое поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей.
- наличие собственного производства товара.
- важность решаемых задач.
В регулировании товарных рынков таможенная пошлина может использоваться в сочетании с другой мерой прямого воздействия, направленной на ограничение ввоза или вывоза товара, — квотой. Сочетание тарифа и квоты расширяет возможности маневрирования и открывает иностранным товарам доступ на внутренние рынки.
Таможенный тариф можно рассматривать как инструмент долгосрочного действия, ориентированный на решение стратегических задач. Уровень тарифа определяется объективными затратами на производство продукции с учетом приоритетов развития отраслей. Тариф тем самым является ориентиром для хозяйствующих субъектов на перспективу. Переоценка этих приоритетов обычно ведет к изменению уровня таможенного тарифа на те или иные группы и виды продукции. Установление квоты позволяет усилить таможенную защиту отрасли с учетом складывающейся ситуации на рынке конкретного товара в более короткие промежутки времени.
Таможенный тариф является прозрачным инструментов регулирования внешнеторговых потоков и национального рынка, поскольку он базируется на объективном уровне затрат отечественного производства и мировых ценах.
Квотирование — метод количественного ограничения ввоза и вывоза, используемый для защиты национальных товаропроизводителей от чрезмерной иностранной конкуренции. Квотирование рассматривается как альтернативный таможенным пошлинам метод регулирования торговли. Но в определенных случаях квоты и пошлины могут взаимодействовать, применяться одновременно, в связи с чем весьма важно определить условия этого взаимодействия.
Квота является мерой количественного ограничения экспорта или импорта товара в физическом или стоимостном выражении на определенный промежуток времени.
Установление квот практически не регулируется международными соглашениями, в отличие от таможенных пошлин, изменение уровня ставок которых ограничивается в странах — членах ВТО.
При изменении таможенных тарифов и введении квоты возникают эффекты доходов, передела, защиты и потребления. Эффект доходов при введении или повышении ввозной пошлины показывает увеличение доходов государственного бюджета за счет перераспределения доходов потребителей. При введении импортной квоты доходы от повышения цен получают производители и импортеры продукции.
Эффект передела является результатом перераспределения доходов от потребителей к производителям продукции, аналогичной импортной продукции. Эффект защиты показывает дополнительные затраты, возникающие в результате производства товаров с более высокими издержками по сравнению с импортными товарами для удовлетворения данной общественной потребности. Эффект потребления характеризует сокращение потребления товара в результате повышения цен на него.
Коренным отличием в оценке результатов введения таможенных пошлин от импортных квот является перераспределение доходов — в последнем случае в пользу производителей и импортеров, а не государственного бюджета.
Установление квоты при действующем таможенном тарифе наиболее эффективно, когда ограничение предложения за счет сокращения импортных товаров может быть быстро компенсировано увеличением объемов отечественного достаточно конкурентоспособного производства, что предполагает наличие необходимого числа свободных мощностей или возможность их создания в короткие сроки. При отсутствии таких условий квотирование будет действовать только в направлении повышения потребительских цен, так как отсутствуют возможности наращивания внутреннего производства в короткие сроки.
Введение квоты ограничивает приток более дешевых импортных товаров.
Квотирование можно рассматривать как инструмент оперативного таможенного регулирования, при этом ведущая роль таможенной пошлины сохраняется.
Введение квоты может привести к сокращению объема предложения и росту внутренних цен, в результате чего у отечественного производителя и импортера возникает добавочный доход. Получение добавочного дохода отечественными производителями является основной целью введения квот, оно направлено на достижение ими нормального уровня рентабельности производства продукции. Добавочный же доход импортера имеет рентный характер и принадлежит не производителю, а обществу в целом в лице государства, которое в той или иной форме должно изъять этот доход. Мировая практика показывает, что применяются в основном две формы изъятия добавочного дохода: продажа квот и установление ставок таможенных пошлин при квотном регулировании.
В настоящее время применяются оба метода. Продажа квот осуществляется на аукционе распределения квот. В этом случае одновременно происходит и распределение квот между отдельными участниками рынка. При использовании ставок таможенных пошлин для изъятия добавочного дохода возникает необходимость распределять квоты между участниками рынка при помощи других методов.
73. Тарифные льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот па преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифная льгота — разновидность налоговых льгот.
Возврат ранее уплаченной тп предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в ТК, например, реимпорта, реэкспорта, беспошлинной торговли. Полное освобождение (в том числе полное условное освобождение) от уплаты таможенной пошлины допускается в соответствии с таможенными режимами международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории, таможенного склада, реимпорта, реэкспорта и т.д. Частичное освобождение (в том числе частичное условное освобождение) предоставляется в соответствии с таможенными режимами переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются:
1.ТС, осуществляющие межд. перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
2.Продукция морского промысла росс. и арендованных рос. лицами судов, ввозимая на таможенную террит. РФ.
3.Товары, ввозимые на тт РФ или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства РФ.
4. Валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ.
5. Товары, подлежащие обращению в собственность гос. в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
6. Товары, ввозимые на тт РФ в качестве вклада в уставные фонды предпр. с иностр. Инвестиц. и инос. Предпр..
7.Товары, ввозимые на тт РФ в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и др.
В соответствии с ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей.
Тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины предоставляется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ. Такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара — специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.
Тарифные преференции представляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Преференц. система РФ охватывает следующие группы стран: пост. Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.
1.Развивающиеся страны — пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).
2.Наименее развитые страны — пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.). К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.
Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции».
К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.
Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров ввозимых в РФ из наименее развитых стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и странами-участницами СНГ. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.
Нетарифные меры регулирования ВЭД (могут про это спросить)
Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.
Экономические меры включают в себя:
1.Контроль таможенной стоимости. В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.
2. Валютный контроль. Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
3.Финансовые меры – субсидии, санкции и т.д.
4.Защитные меры — дополнительные таможенные обложения (НДС, акцизы, таможенные сборы) и особые виды пошлин. К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.
1.Запреты. Запреты можно разделить на две формы — открытые и завуалированные. Эмбарго — полный запрет на ввоз или вывоз одного или нескольких видов товаров.
2.Лицензирование. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на операции с товарами, включенными в списки лицензируемых по импорту или экспорту. К ним, например, относятся лекарственные средства, крепкие спиртные напитки, опасные отходы, осетровые виды рыб, средства защиты информации, лесоматериалы ценных пород и др.
3.Квотирование. Представляет собой количественное лимитирование размера импорта или экспорта перемещаемых товаров.
4.Экспортный контроль. Предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Особый порядок экспорта распространяется на две группы товаров:
— военную технику, вооружение, военные технологии и т.д.;
-товары «двойного» назначения (например, металлические сплавы, различные возбудители заболеваний, радиоактивные материалы).
1. Разрешительная система — порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение, выдаваемое компетентными органами.
2.Специальные требования к качеству — сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и др.
3.Дополнительные условия — требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке и т.д., а также проведение различного рода экспертиз как таможенными, так и специально аккредитованными лабораториями.
4. Система правовой охраны интеллектуальной собственности — российское законодательство об интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.
Неэкономические меры регулирования:
1.Торговые договоры — это вид межгосударственных договоров, устанавливающие принципы и режим двусторонней торговли.
2. Правовые режимы. В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:
а)Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуются и (или) будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.
б)Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем для своих юридических и физических лиц.
4.3.2. Характеристика основных мер нетарифного регулирования
При рассмотрении элементов мер нетарифных ограничений целесообразно взять за основу следующее определение.
Меры нетарифного регулирования – инструменты механизма государственного регулирования в международной торговле, включающие экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Классификация мер нетарифного регулирования ВЭД
Экономические меры нетарифного регулирования. Экономические меры оказывают влияние на внешнеторговый оборот через механизм ценообразования и стоимостное воздействие. В экономическую категорию мер нетарифного регулирования можно включить оценку и контроль таможенной стоимости, валютное регулирование и валютный контроль, финансовую государственную поддержку, меры по обеспечению платежей, защитные, налоговые меры, дополнительные таможенные обложения и др. (рис. 4.4).
Применение таких мер в той или иной степени увеличивает стоимость импортных товаров, снижает их конкурентоспособность.

Рис. 4.4. Классификация экономических мер нетарифного регулирования
В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов. С 1981 г. действует Кодекс таможенной стоимости, разработанный в ходе переговоров «Токио-раунда» и действующий ныне на уровне ВТО. Кодекс разрешает применение различных методов при таможенной оценке товаров. За основу принимается цена сделки, т. е. цена, реально уплаченная за импортируемый товар. Допускается включение в нее целого ряда дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские расходы, стоимость упаковки и т. д.). Если цену сделки определить невозможно, могут последовательно использоваться другие разрешенные методы. На усмотрение стран, присоединившихся к Кодексу, оставлен вопрос о включении в таможенную стоимость товара стоимости фрахта и страхования. Это позволяет странам в рамках национального регулирования влиять на таможенную стоимость товара.
Ограничения, заложенные в механизме платежей, внешне применяются как инструменты валютно-финансовой политики страны, на практике же часто преследуют торгово-политические цели.
Основной задачей налоговой политики является мобилизация государством финансовых ресурсов. Одновременно налоги, воздействующие на цены, прибыль и доходы, широко применяются государством в качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней торговли.
Дифференцированные методы взимания внутренних налогов, различия в их величине и структуре превратили налоговую систему в своеобразный барьер, дополняющий и усиливающий таможенную систему, тесно переплетающийся с другими нетарифными барьерами.
По своему торгово-политическому воздействию на стоимость товара налоги аналогичны таможенным пошлинам. Однако в связи с тем что в последние годы наблюдается тенденция существенного снижения уровня таможенного обложения, роль налогов как регулятора цен возрастает.
Взимаемые на границе налоги и сборы можно разделить на две группы: уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране-импортере; специальные импортные налоги и сборы. Специальным налогом облагаются только иностранные товары, что по существу представляет собой замаскированное повышение таможенных пошлин. Однако они рассматриваются как внутренние платежи и, как правило, не регулируются международными соглашениями. Их применение определяется нормами национального права. Чаще всего они тем выше, чем ниже величина таможенных пошлин.
В основу налогообложения товаров при их импорте и экспорте положен один из двух принципов: товары облагаются налогом либо в стране происхождения, либо в стране назначения. При экспорте товаров, как правило, уплаченные налоги возвращаются экспортеру полностью или частично. В целях избежания двойного налогообложения государства заключают специальные договоры, в которых предусматривается взимание налогов в одной из стран, как правило, в стране потребления.
К налогам и сборам, связанным с оформлением грузов на таможне, относятся: налог на таможенную очистку товара, статистические, гербовые, фрахтовые, портовые сборы и др. Они уплачиваются лицом, подписывающим таможенную декларацию, в момент импорта. Их величина не превышает 1–2 % от стоимости товара.
Ценовое воздействие на импорт оказывает и система импортных депозитов. Импортный депозит – беспроцентный предварительный залог, который вносится импортерам в свой банк перед закупкой импортного товара. Его можно рассматривать как своеобразную импортную пошлину, размер которой зависит от части стоимости импорта СИФ, подлежащей депонированию, периода, на который выставляется депозит, и сложившегося валютного курса. Импортный депозит имеет двойное значение. С одной стороны, изъятие из оборота и замораживание части средств импортера порождают эффект упущенной выгоды, увеличивают издержки по совершаемой операции и повышают цены на импортный товар, с другой стороны – предполагают предоставление беспроцентного кредита банку на срок действия депозита.
К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.
Антидемпинговые пошлины вошли в практику мировой торговли на рубеже XX в. как реакция на способность формирующихся монополий преодолевать таможенные барьеры путем снижения цен. Эти пошлины следует рассматривать в качестве орудия дискретного действия – их применяют в размере 50–100 % по большей части к импорту иностранной продукции по ценам, которые могут быть признаны демпинговыми, а само расширение импорта – дезорганизующим местный рынок. В международной торговой практике долгое время не было четкого общепризнанного определения демпинга, что открывало путь произволу таможенных властей, особенно в периоды экономических затруднений. Статья VIII ВТО и принятый Антидемпинговый кодекс ВТО в определенной степени кодифицировали обстоятельства, при которых импорт может трактоваться как демпинговый. Антидемпинговые пошлины устанавливаются с целью противодействия демпингу для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным[10].
Компенсационная пошлина устанавливается в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров. Компенсационные пошлины исторически являются реакцией на возросший уровень субсидирования экспорта. Они призваны ликвидировать преимущества такого экспорта путем дополнительного обложения, как правило, в размере, близком к величине субсидии, и применяются в тех случаях, когда уровень импортных цен не дает оснований для антидемпинговых акций, но является излишне конкурентоспособным по сравнению с уровнем внутренних цен.
Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Введение экономических защитных мер – процесс кропотливый и длительный, требующий определенных расследований.
Меры финансовой поддержки принимаются государством во внешнеторговых мероприятиях. Они могут осуществляться в двух направлениях: косвенная дискредитация импорта за счет поддержки отечественных производителей и создание преимуществ для экспорта и экспортопроизводящих отраслей. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета или оказывать всяческую поддержку.
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся следующим образом:
• прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х гг. XX в. являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран – суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО, и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;
• косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, льготное экспортное кредитование, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли. По направлению действия субсидии бывают внутренние и экспортные.
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортом.
Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам. Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
В последнее время изменились формы стимулирования экспорта. Они в значительной мере перенесены в область производства. Вместо прямых дотаций при реализации помощь предоставляется путем финансирования государством научно-исследовательских и конструкторских разработок, опосредованного влияния на снижение себестоимости производства экспортоориентированной продукции, предоставления разного рода налоговых льгот и дотаций за счет бюджета или государственных фондов. Ассигнования правительства на стимулирование экспорта в большинстве стран, в том числе и экономически развитых, превратились в постоянную статью бюджетных расходов. С проблемой субсидирования внешнеэкономической экспансии тесно связана проблема демпинговой торговли. Подобная торговля может стать возможной чаще всего в случае, если государство компенсирует понесенные производителем или экспортером потери. С другой стороны, антидемпинговые меры (выдвижение обвинения в демпинге, доказательства, введение и применение антидемпинговой пошлины) как способ защиты могут применяться только государством.
Использование данной группы нетарифных ограничений регулируется принятым по итогам «Токио-раунда» Кодексом по субсидиям и компенсационным пошлинам. В нем приводится отличие экспортных субсидий и субсидий, используемых внутри страны в качестве инструмента экономической и социальной политики.
Степень участия государства в стимулировании экспорта в общей системе внешнеторгового регулирования постоянно возрастает. Целям форсирования экспорта подчинены и другие средства торговой политики, в том числе и в области регулирования импорта, а также в области налогообложения. Одной из самых распространенных форм финансовой поддержки вывоза товаров является страхование экспорта, которое чаще всего осуществляется путем предоставления государственных гарантий на экспортные кредиты.
Административные меры нетарифного регулирования. Административные меры появились в начале XX в., когда во внешней торговле активизировалось участие крупных фирм и монополий, обладающих значительными финансовыми ресурсами и возможностями для преодоления тарифных барьеров и уплаты налогов и сборов. Процедура применения административных инструментов намного проще, чем процедура введения и изменения пошлин и других экономических инструментов. Применяются они, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными. Характерно, что ВТО, отдавая предпочтение экономическим инструментам регулирования, допускает в отдельных случаях применение и административных инструментов. На практике последние используются все же в гораздо больших масштабах, чем разрешают правила ВТО, причем нередко, в силу необходимости, даже в обход этих правил. Таким образом, применяемые в современном мире административные инструменты регулирования импорта, несмотря на их недостатки, следует признать объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и не считаться с этим нельзя. Недооценка административных норм регулирования импорта чревата многими неприятностями для экспортера.
Совокупность применяемых административных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое регулирование импорта в широком диапазоне. Посредством этих инструментов правительство может полностью запретить закупку нежелательных иностранных товаров или их ввоз из конкретных стран, удерживать импорт на строго определенном уровне, увеличивать или сокращать его по отношению к внутреннему потреблению, строго контролировать импорт, не влияя на динамику и структуру товарооборота, и в необходимых случаях быстро его ограничить.
Что касается экспорта, то применение административных инструментов, как и в случае с применением экономических, достаточно ограниченно и связано с развитием отечественной промышленности и спецификой экспорта.
В период резкого ухудшения состояния экономики, инфляции и различий между внутренними и мировыми ценами государство в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов поставлено перед необходимостью в первую очередь прибегать к административным инструментам, которые ограничивают импорт и экспорт, минуя рыночные механизмы спроса и предложения.
При использовании административных ограничений импорта особенно важно предусмотреть разработку системы мер, не только контролирующих, но и стимулирующих процесс достижения поставленной цели, а также своевременного устранения негативных явлений в экономике и социальной сфере, вероятность которых в данном случае объективно больше, чем при разумном применении экономических инструментов. В противном случае административные меры могут стать препятствием и для структурных преобразований, и для интеграции в мировое хозяйство, т. е. для того, что обеспечивает экономический прогресс.
Административная категория нетарифных мер предполагает прямое и непосредственное воздействие на внешнеторговый оборот, определяя номенклатуру и количество (объем) товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Из предложенной классификации мер нетарифного регулирования видно, что составной частью таких ограничений является административный метод, к которому следует отнести запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, а также в данную категорию оправданно включить разрешительный порядок ввоза и вывоза (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Классификация административных мер нетарифного регулирования
Эмбарго – наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, в рамках ООН.
Запреты можно разделить на две формы – открытые и завуалированные.
Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период.
По целям введения квоты могут быть: единые – определяемые для государственных нужд; естественные – связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах; исключительные – вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств. По степени охвата квоты бывают двусторонние – квота распространяется на конкретную страну; общие – носят безадресный характер, т. е. для всех стран. По сроку действия квоты бывают постоянные – их устанавливают, как правило, на календарный год; сезонные – они ограничивают размеры импорта сельхозяйственных товаров на определенное время года по так называемой двух– или трехфазной системе; временные – их устанавливают в качестве ответной меры на период действия дискриминационных мер.
По направлению действия различают экспортные и импортные квоты. Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товаров или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка. Импортные квоты применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную политику других государств.
Квотирование вводится для сбалансированности развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.
Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.
Лицензирование в международной торговле отличается большим разнообразием и представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм: разовая лицензия – письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки; генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз определенного количества того или иного товара в течение года без ограничений числа сделок; глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости; автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного стимулирования национальных производителей и экспортеров. Однако с момента появления лицензионного режима в зарубежной практике, инициатором которого выступила Франция еще в 1931 г., наблюдается процесс сокращения списка лицензируемых импортных товаров.
Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством применяется на определенные периоды по конкретным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные политические и экономические условия. Экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных материалов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.
Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используются открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных площадей, квалифицированного персонала и других ресурсов.
По степени воздействия на внешнеторговый оборот к количественным ограничениям приравниваются добровольные экспортные ограничения. Добровольное ограничение экспорта и соглашение об упорядочивании рынка – это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать более жестких торговых санкций со стороны страны-импортера. Добровольное ограничение экспорта принимается правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа добровольно ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям. Такое ограничение экспорта основывается на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угроз применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США или во Францию. Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции, например автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады.
С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. Тем не менее большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта.
Технические меры нетарифного регулирования. К третьей категории нетарифных ограничений следует отнести технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.
В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле. Цель его – не допустить положения, при котором технические условия и стандарты, а также процедуры испытаний и сертификации создавали бы препятствия для международной торговли. Однако данное Соглашение признает, что государства вправе устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, который они сочтут необходимым, т. е. законодательные меры, принятые в разных государствах, могут различаться.
Под техническими мерами (барьерами) следует понимать такие нетарифные ограничения, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствия санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и условиям их документарного сопровождения (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Классификация технических мер нетарифного регулирования
Технические барьеры являются скрытыми методами торговой политики, возникающими в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. К наиболее распространенным барьерам технического характера относятся требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковке и маркировке товаров, соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Данные ограничения могут действовать как на границе, так и внутри страны назначения. Они могут или вообще закрыть доступ иностранного товара на внутренний рынок, или существенно поднять его цену из-за необходимости доработки и даже переработки. Это возможно в силу сложившихся различий между национальными промышленными стандартами, системами измерения и проверки качества товаров, требований техники безопасности, санитарно-ветеринарными нормами, правилами маркировки и упаковки товаров и др.
В отличие от других средств торговой политики барьеры данной группы в значительной части возникают не как торгово-политические инструменты, а как объективная необходимость, вызванная потребностями массового производства, потребления или здравоохранения. И лишь затем в условиях конкурентной борьбы за рынки сбыта эти нормы превращаются в инструмент внешнеторговой политики и наполняются протекционистским содержанием. Особенно сильное влияние эти барьеры оказывают на торговлю продукцией машиностроения, химическими и продовольственными товарами.
В ходе проведения многосторонних торговых переговоров обсуждаются компромиссы в данной области, прежде всего это выработка международных стандартов. Вопросами унификации стандартов активно занимаются такие международные организации, как Международная организация стандартов (МОС), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Международная организация законодателей метрологии (МОЗМ) и др.
Применение технических барьеров предполагает усложненную процедуру таможенного оформления. В современной международной торговле применяется более 600 типов различных документов. Это товаросопроводительные, транспортные и платежные документы, характеризующие товар, содержащие данные о его происхождении, цене, качестве, количестве и т. п. Требования к документам, сопровождающим экспортный товар, во многих странах построены таким образом, что образуют на их пути своеобразный протекционистский барьер. Это выражается в отсутствии единых требований к товаросопроводительной документации; увеличении денежных расходов экспортера на осуществление торговой операции за счет подготовки дополнительных документов; необходимости предоставления консульской фактуры в некоторых странах, что требует дополнительного времени и расходов.
В ряде стран применяется предотгрузочная инспекция, являющаяся процедурой по проверке отгрузочных документов относительно цены, количества товаров с целью предотвращения манипуляций с таможенной стоимостью и утечки капитала.
Один из важнейших документов – сертификат происхождения товара. В большинстве стран страной происхождения считается та, где товар полностью произведен или существенно переработан. Общие положения многими странами уточняются дополнительными критериями, в частности правилом адвалорной доли. Этот вопрос особенно важен для стран, входящих в различные интеграционные группировки, участниц зон свободной торговли, преференциальных союзов и соглашений для предоставления преференциальных режимов. В ряде группировок, таких как ЕАСТ, СНГ и др., используется так называемый 50 %-ный принцип. Товарами, происходящими из стран – членов интеграционного соглашения, признаются те, в которых стоимость затраченного сырья, готовых элементов, вложенного в них труда, импортированных из третьих стран не превышает 50 % от общей экспортной стоимости товара. Другими словами, добавленная стоимость в стране происхождения должна составлять не менее 50 %. Для развивающихся стран адвалорная доля может быть ниже. Так, для предоставления преференциального режима развивающимся странам в США этот критерий снижен до 35 %.
В международной торговой практике использование различных национальных подходов к документарному сопровождению товаров рассматривается как нетарифный барьер.
Применение особых видов пошлины как ограничительных мероприятий
Одним из последствий интеграции экономики Украины в мировое экономическое пространство является принятие определенных обязательств относительно принятия целого ряда мер в сфере регулирования внешнеэкономических связей. Эти обязательства, в первую очередь, связаны с ограничением в использовании тарифных и нетарифных методов защиты национального рынка. Вместе с тем проблема экономической независимости является актуальной и для государства, которое активизирует процесс вхождения в мировую систему хозяйства.
Итак, на современном этапе развития таможенно-тарифной системы в Украине существует определенное противоречие между сужением возможностей применения тарифных мер и повышением защитных функций государства в условиях интернационализации хозяйственной жизни.
Урегулирования данного противоречия возможно за счет уменьшения роли обычных видов таможенного тарифа как инструментария защиты национального рынка и значительного расширения диапазона применения особых видов пошлин. Согласно международных правовых норм, обычными считаются те виды таможенной пошлины, которые имеют постоянное применение (импортная или экспортная пошлина), а особые виды пошлины — это те, которые применяются в отдельных экстремальных ситуациях.
В экстремальных ситуациях применяются чрезвычайные тарифные меры, классифицируются по способу наказания. Они делятся на три вида: антидемпинговое, специальное и компенсационная пошлина. Иногда особые виды пошлин называют дискриминационными, потому что их уровень всегда значительно выше, чем обычный, и используются они исключительно для усиления тарифного давления на товары иностранного производства с целью снижения их конкурентоспособности.
Данные виды таможенного тарифа применяются не только для решения стратегических задач (защита национального рынка или аккумуляция средств), но и в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, а именно: необходимость погашения временного дисбаланса с определенной торговой группы, экспансия дешевой низкокачественной продукции на национальный рынок, адекватные действия страны на экономическую экспансию со стороны других государств и проч.
Как правило, особые виды пошлин является временной мерой и используются страной или в одностороннем порядке с чисто защитной целью от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как мера в ответ на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны со стороны других государств.
Другой важный аспект особых видов пошлин — это их "точечный характер" влияния. Они должны использоваться применительно к импорту отдельных иностранных товаров или отдельных иностранных производителей, которые применяют демпинг или субсидии при экспорте или производстве продукции, или при возрастающей угрозе для украинского рынка массового импорта товаров.
Перед применением особых видов пошлин производится расследования (по поручению правительства страны), конкретных случаев с целью получения объективных доказательств того, что именно неблагоприятное воздействие иностранной конкуренции нанес или неотвратимо угрожает нанести существенный ущерб какой-либо отрасли экономики государства. Эти обстоятельства осложняют процесс ввода и использования особых видов пошлины. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации, делаются попытки решить проблему другим путем. Следует заметить, что введение особых видов пошлин является крайней мерой, который используют страны для урегулирования торговых противоречий.
Согласно законодательству, Украина в отдельных случаях при ввозе на таможенную территорию или вывозе за пределы этой территории товаров независимо от других видов пошлины может применять антидемпинговые, специальные пошлины и компенсационные пошлины.
При начислении суммы антидемпинговой, специальной или компенсационной пошлины используется следующая формула:

где Смо — сумма антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлины, — таможенная стоимость товара, Мо — ставка антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
Таможенная стоимость товара, являющегося объектом антидемпингового, специального или компенсационного расследования начисляется согласно базисных условий поставки СП7 — граница Украины.
Механизм использования антидемпинговой пошлины — это система мероприятий, связанных с использованием таможенного тарифа с целью блокирования потока товаров, реализация которых происходит по демпинговым ценам. При этом под демпингом понимается продажа значительных по объему партий товара по ценам, которые существенно ниже, чем при обычных коммерческих операциях на внутреннем рынке (или в стране происхождения данного товара) и наносят или могут нанести экономический ущерб национальной промышленности или существенно задержать ее развитие.
Таким образом, данное определение четко классифицирует два критерия, которые необходимы для констатации факта демпинга, — ценовой, или стоимостной критерий и критерий экономического ущерба. Поэтому при осуществлении антидемпинговых процедур, прежде всего, определяются понятия "нормальная цена" и "нормальная стоимость". Под "нормальной цене товара" понимают цену, по которой аналогичный товар реализуется на внутреннем рынке страны-экспорта или происхождения. Если продажи аналогичных товаров на рынке страны-экспорта или происхождения отсутствует или невозможно сделать правильное сравнение, то "нормальной" ценой считается цена аналогичных товаров, в соответствии с которой товары экспортируются в другие страны. Если и таким путем невозможно установить нормальную цену, то ею считается "нормальная стоимость", которая получается путем добавления "фактическим" издержек производства и умеренного объема прибыли. Цены квалифицируются как демпинговые, если разница между "нормальной" продажной ценой и ценой сделки превышает установленный процент, как правило, это 20 %.
"Нормальная стоимость" определяется различными методами в зависимости от наличия информации относительно цен, издержек производства, а также от направления поставок товаров (из стран с рыночной экономикой или с других). Согласно законодательству стран ЕС при ввозе товара из стран с рыночной экономикой "нормальная стоимость" определяется по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспорта или стране, где производится товар.
В случае, если такой товар не продается на внутреннем рынке или его продажа осуществляется не в обычных рыночных условиях, что не позволяет сравнивать экспортную и внутреннюю цены, "нормальная стоимость" определяется по цене экспорта в "третьей" или специально рассчитывается. При расчете "нормальной стоимости" по цене экспорта в "третьей" учитывается наиболее высокая из имеющихся реализационных внешнеторговых цен.
Величина "нормальной стоимости" для стран с высоким уровнем государственного регулирования экономики, определяется другим способом, а именно: по стоимостным категориям стран с рыночной экономикой, которые не входят в ЕС, но условия производства в которых близки к условиям производства стран с государственно-регулируемой экономикой. Расчеты "нормальной стоимости" осуществляются:
o в соответствии с реально действующим ценам страны с рыночной экономикой;
o в соответствии с ценами, по которым страна с рыночной экономикой продает идентичный товар в другие страны;
o на основании показателей стоимости (прямые затраты производства, административно-хозяйственные расходы, прибыль) страны с рыночной экономикой.
Данные подходы обусловлены следующими факторами:
1. Необоснованностью в указанных странах существующих ценовых и других стоимостных показателей, поскольку они формируются не под влиянием объективных рыночных тенденций, а устанавливаются государственными органами;
2. Скудностью, а порой отсутствием в странах с государственно-регулируемой экономикой информацией о цены и другие стоимостные показатели.
Поэтому в примечании к УИ статьи ГАТТ по инициативе Чехословакии было зафиксировано положение о том, что в случае импорта из страны, где внутренние цены фиксируются государством, прямое сопоставление импортной цены с внутренней ценой товара в такой стране для целей установления демпинга не всегда оправдано. Это положение сыграло значительную роль в защите Восточноевропейских стран от обвинения в демпинге.
Величины экспортной цены и нормальной стоимости при определении размера демпинга, прежде всего, сопоставляются. Для этого или к экспортной цены, или до величины нормальной стоимости вносятся поправки на качество, количество и условия его реализации. Согласно законодательству ЕС, поправки на качественные различия вносятся, исходя из стоимостной оценки влияния различий в качественных параметрах на цену.
Поправки на количество могут вноситься в тех случаях, когда разница в ценах полностью или частично обусловлена или скидками за количество, или экономией на издержках производства при изготовлении и поставках больших объемов товара. Исходя из законодательства ЕС, учитываются скидки на количество, которые предоставляются в течение не менее 6 месяцев и распространяются на значительную часть поставок товаров (обычно не менее 20% общего объема их реализации на внутреннем рынке или рынке "третьей"). Учет различий в условиях реализации рекомендуется осуществлять путем внесения поправок на размеры пошлин, налогов, на условия кредитования, залога, гарантии, технической помощи, послепродажного сервиса, а также на фрахтовый базис. Согласно второму критерию демпинга экономически убыточным в мировой практике считается такой значительный убыток, который наносится или может быть нанесен импортом "демпингового" товара предприятию, которое развивается или уже развито в стране импорта.
При определении экономического ущерба выходят из трех групп показателей:
o динамики импорта и динамики доли рынка, принадлежащей поставщикам демпингового товара;
♦ соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар;
♦ влияние импорта "демпинговой" товара на экономические показатели национальных предприятий.
Первая группа показателей является основой квалификации (признание факта и оценки) материального ущерба. Эти показатели рассчитываются и учитываются практически во всех случаях антидемпинговых споров, которые имеют место, например, в странах ЕС, при этом производство антидемпинговых процедур происходит при различных количественных оценках этих показателей.
Ценовые показатели могут рассчитываться по соотношению импортных цен до оптовых. Эти показатели как дополнительный к демпинговой маржи стоимостный ориентир могут количественно отличаться от показателя ценового критерия демпинга.
При расчете показателей третьей группы учитывается влияние импортного "демпинговой" товара на выпуск и реализацию аналогичной национальной продукции, использование производственных мощностей, запасы продукции, прибыль, доходы от инвестиций, на занятость, движение ликвидных средств и др. При этом для урегулирования антидемпинговых противоречий должно быть констатировано снижение эффективности работы национальных предприятий (уменьшение доходов, сокращение занятости).
Констатация национальными органами отдельных стран или наднациональными органами стран ЕС демпинговой маржи и экономического ущерба, осуществлена после анализа имеющихся дат и консультаций с заинтересованными сторонами, позволяет принимать экономические санкции против экспортеров. Эти санкции могут иметь разносторонний характер (снижение квоты реализации на данном рынке, снижение объемов поставок, добровольное повышение цен), но одним из наиболее эффективных является налогообложение демпингового товара антидемпинговой пошлиной.
В ряде случаев имеет место продажа товаров по ценам, которые даже не возмещают издержек производства. Установление явно заниженных цен на экспортные товары как эффективного способа борьбы за освоение нового рынка и закрепление или расширение присутствия на частично освоенном рынке является достаточно распространенным в практике осуществления экспортно-импортных операций. Товарный демпинг в конечном итоге оказывает негативное влияние на международную торговлю в целом, поскольку способствует монополизации рынка, которая проявляется в установлении и поддержании монопольно высоких цен на внутреннем рынке, картелизация рынков.
Итак, антидемпинговые пошлины, как правило, используется в случае ввоза на территорию страны товаров по цене ниже нормальной цены, которая действует в стране экспорта, что наносит ущерб национальному производству.
Антидемпинговая пошлина начисляется в совокупности с обычным пошлиной. Оно выплачивается в размере разницы между демпинговой ценой товара и ценой на аналогичный товар на мировом рынке. Такой вид пошлины начисляется страной независимо от того, облагается товар пошлиной в соответствии с законодательством страны находится в списке беспошлинных.
В Украине антидемпинговая пошлина применяется в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта":
o в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом демпинга и при этом причиняется вред национальному товаропроизводителю;
o в случае вывоза за границы таможенной территории Украины товаров по цене, существенно ниже цены других экспортеров подобных или непосредственно конкурирующих товаров на момент этого вывоза, если такой вывоз причиняет вред.
Ставка антидемпинговой пошлины не может превышать разницы между конкурентной оптовой ценой объекта демпинга в стране экспорта в момент этого экспорта и заявленной ценой при его ввозе на таможенную территорию Украины или разницы между ценой объекта демпинга из Украины и средней ценой украинского экспорта подобных или непосредственно конкурирующих товаров на тот же период времени.
Проблемы нарушения антидемпингового законодательства украинскими предприятиями приобрели особое значение. Ежегодно в отношении украинских товаров ведутся антидемпинговые расследования.
Особенностью применения механизма антидемпинговых процедур определения статуса государства как страны с нерыночной или рыночной экономикой. Согласно ст.6 ГАТТ страна может считаться рыночной в случаях, когда государство не влияет на формирование внутренних цен и при отсутствии полной монополии в торговле. Кроме этого в каждой из стран существуют собственные требования к предоставлению другим странам статуса рыночных. Так, в США основными критериями являются: степень конвертируемости национальной валюты; степень определения заработной платы путем свободных переговоров между работниками и администрацией; степень контроля государством средств производства; степень свободы функционирования иностранных инвестиций и совместных предприятий; степень контроля государством размещения ресурсов, установления цен и принятия решений.
Согласно антидемпингового законодательства США и ЕС стоимость продукции для предприятий с нерыночной страны рассчитывается на основе метода аналогии с "суррогатной" страной. То есть при определении себестоимости экспортируемого товара используются "исходные данные" других стран для расчета затрат на его производство (например, цена электроэнергии принимается в Тунисе, сырья в Польше, рабочей силы в Бразилии и под.). Таким образом производитель не имеет права аргументировать низкую себестоимость своей продукции, ссылаясь на относительную дешевизну ее составляющих, льготное налогообложение экспорта и др.
В октябре 2000 г. Совет министров Европейского Союза предоставила отдельным предприятиям Украины статус предприятий, работающих в условиях рыночной экономики. Предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой значительно сокращает риск для предприятий-экспортеров попасть под действие антидемпингового законодательства. Особенно это касается украинских металлургических комбинатов и химических предприятий при выходе на рынок США и ЕС.
С принятием пакета документов по антидемпинговым вопросам есть определенная надежда, что проблемы защиты национальных интересов Украины и интересов украинских субъектов хозяйственной деятельности будут решении на региональных международных рынках. Одним из первых шагов в данном направлении стало введение антидемпинговой пошлины на электролампы из России. Ставка пошлины составляет 62,31 %, а максимальная партия ламп, которая может ввозиться на таможенную территорию Украины без уплаты предварительной пошлины — 30 шт. Кроме данной товарной группы под действие антидемпингового тарифа попали изделия из меха и ворса, на которые соответственно было установлено пошлина в размере 179,7% и 53,29% от таможенной стоимости.
Нужно заметить, что особенно эффективно антидемпинговая пошлина действует в совокупности с другими инструментами нетарифного регулирования, такими как квоты и лицензии. Поэтому его внедрение необходимо координировать с общей стратегией внешнеторговой политики страны.
Наряду с антидемпинговой пошлиной довольно эффективной мерой защиты национального рынка является применение специального таможенного тарифа, то есть пошлины, ставки которого устанавливаются на более высоком уровне по сравнению с постоянно действующими. В зависимости от функциональной направленности специальная пошлина может использоваться как защитная мера, мера предупреждения и пресечения в ответ.
Как защитная мера, специальная пошлина вводится, если товары ввозятся на таможенную территорию Украины в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают наносить ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
мерой пресечения данный вид тарифного регулирования становится относительно участников внешнеэкономической деятельности, нарушающих общегосударственные интересы в сфере международных экономических отношений, а также как мера для пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, определяемых законами Украины.
В ответ на дискриминационные действия и (или) недружественные действия со стороны иностранных государств против Украины или в ответ на действия отдельных стран и их союзов, ограничивающие осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины, государство также может вводить специальную пошлину.
Следует заметить, что ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от конкретной ситуации и мотивации применения.
в Последнее время достаточно интенсивно данный инструмент регулирования начали использовать не только страны с наработанным антидемпинговым законодательством, но и страны, которые только начинают отрабатывать механизм антидемпингового регулирования, — Россия, Восточноевропейские страны. Так, в отношении украинских товаров с сентября 2000 г. было введено специальное 30 % импортную пошлину на вывоз из Украины картофельного крахмала, что сделало практически нерентабельным экспорт данного товара в Россию. Следствием данного процесса стало значительное падение объемов продаж крахмала (поскольку производить его в объемах, необходимых для внутреннего потребления, не рентабельно). Инициатором проведения специального расследования и введение специальной пошлины стал основной конкурент украинских предприятий на данном сегменте рынка России — Группа промышленных предприятий "Русский крахмалопродуктов".
С 1999 г. Венгрия ввела специальную пошлину в размере 25 долл. США за тонну в отношении украинской аммиачной селитры стоимостью 53 долл. США (FOB Черное море), которая фактически закрыла данный рынок сбыта продукции для основных экспортеров Украины — Ровенского "Азота" и Горловского "Стирола".
Компенсационная пошлина начисляется на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальному производству таких товаров. Статья VI ГАТТ определяет компенсационная пошлина как особую пошлину, которая устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидий или льгот, применяемых прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара, и рекомендует стране, ввела субсидию, провести консультации с другими участниками ГАТТ, а в тех случаях, когда это субсидирование затрагивает интересы других стран, ограничить его размеры.
В случаях явного применения экспортных субсидий Соглашение предоставляет право применять в отношении таких товаров компенсационные пошлины без доказательств наличия материального ущерба. В остальных случаях обложение компенсационной пошлиной осуществляется на основании правил процедуры установления нанесенного ущерба от использования экспортных субсидий.
Согласно законодательству Украины компенсационная пошлина применяется в случаях: ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом субсидируемого импорта, если при этом причиняется вред национальному производителю; вывоз за пределы таможенной территории Украины товаров, для производства, переработки, продажи, транспортировки, экспорта или потребления которых непосредственно или опосредованно предоставлялась субсидия, если такой вывоз причиняет вред.
Этот вид пошлины начисляется по ставке и на условиях, устанавливаемых в соответствии с решениями Комиссии о принятии компенсационных мер, но ставка компенсационной пошлины не может превышать выявленного размера субсидий.
При использовании разницы между минимальной ценой и таможенной стоимостью товара, являющегося объектом антидемпингового или антисубсидиционного расследования пошлина начисляется по формуле:

где Смо — сумма антидемпинговой, компенсационной пошлины, Ц — минимальная цена на импорт в украину товара в соответствии с решение Межведомственной комиссии по международной торговле об использовании антидемпинговых, компенсационных мер, Ке — курс ЕВРО, установленный Национальным банком Украины на день подачи ГТД, В — таможенная стоимость товара, Н — количественная или физическая характеристика товара.
Указанное пошлина уплачивается независимо от уплаты других налогов и сборов, в том числе пошлины и таможенных сборов, которые начисляются при перемещении товаров через таможенную границу. Относительно импорта товара одним поставщиком не может одновременно использоваться компенсационная и антидемпинговая пошлины.
После того, как в 1998 г. был принят пакет документов, который получил название Антидемпингового кодекса, заработал законодательный механизм проведения антидемпинговых, компенсационных и специальных расследований в Украине. Но в основном реализовались меры нетарифного регулирования (количественные ограничения). Особые виды пошлины начали применяться в Украине только с сентября 2000 г., несмотря на существующую законодательную возможность их использования (Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности", Закон Украины "О таможенном тарифе"). По нашему мнению, особые виды пошлины должны быть основой механизма защиты внутреннего рынка. Но защитные барьеры, которые при этом создаются, несмотря на достаточно высокий размер, должны быть ограничены во времени.
Результатом Уругвайского раунда стала Новая редакция Кодекса о субсидиях и компенсационных пошлин, в котором регулируется две группы вопросов: правила применения компенсационных пошлин и правила использования субсидий. Относительно применения компенсационной пошлины, то кодекс значительно расширил статью VI ГАТТ и дополнил положением о субсидиях. В Новой редакции кодекса разграничиваются экспортные субсидии и субсидии, которые используются в стране как инструмент экономической и социальной политики. Последнее является очень важным для стран с переходной экономикой.
В экономически развитых странах мира применение таможенного тарифа как ограничительной меры при регулировании внешнеторговых операций является одним из наиболее распространенных методов конкурентной борьбы на мировом рынке. Это позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары дополнительными видами пошлины или высокими таможенными пошлинами, и предоставлять льготы другим, привязывая их этим к своему рынку, а также проводить дискриминационную торговую политику, создавая таможенные зоны и союзы.
Использование Украиной методов борьбы за мировые рынки и защиты национального рынка происходит с определенным опозданием, что в условиях трансформации экономической системы наносит экономике страны значительный ущерб. Кроме того, вступление Украины в международных экономических организаций приведет к сужению инструментария при регулировании внешнеторговых операций, особенно в части применения таможенно-тарифных регуляторов.
В данном случае отработки механизма применения специального, антидемпинговых и компенсационных пошлин позволяет не только решать отдельные локальные проблемы, но и создать эффективную систему защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции как иностранных производителей, так и национальных предприятий, которые заинтересованы в наращивании монополистических тенденций, что противоречит общеэкономическим интересам страны. Поэтому, по нашему мнению, механизм применения особых видов пошлин должно стать основой тарифной защиты национального рынка от иностранной экономической интервенции.