Кому подчиняются органы местного самоуправления
Перейти к содержимому

Кому подчиняются органы местного самоуправления

  • автор:

Кому подчиняются органы местного самоуправления

— Людмила Александровна, огромное количество вопросов наших читателей, касающихся работы местных органов власти, в какой-то мере можно свести к одному: как функционально устроено местное самоуправление? Говоря проще – кто за что конкретно отвечает?

— Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы МСУ решают вопросы местного значения, определённые этим же законом. Их строгое количество: у ОМСУ района 33, у ОМСУ поселений (город, сёла) – 38.

— Вы не могли бы их перечислить?

— К компетенции только района относятся: 1. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (то есть, помощь в планировании бюджетных расходов в том или ином поселении). 2. Общая организация работы учреждений образования района. 3. Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории района. 4. Организация общерайонных мероприятий по охране окружающей среды. 5. Организация утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов (не путать со сбором и вывозом). 6. Организация подготовительных мероприятий по мобилизации граждан в Вооружённые силы страны. 7. Регулирование размещения агитационных и рекламных конструкций.

К компетенции только города и сельских поселений относятся: 1. Обеспечение малоимущих граждан жильём. 2. Благоустройство и озеленение населённых пунктов. 3. Обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах поселений. 4. Организация деятельности аварийно-спасательных служб. 5. Создание условий для массового отдыха жителей. 6. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 7. Адресное хозяйство. 8. Создание условий для деятельности добровольных дружин по охране общественного порядка.

Остальные вопросы перекликаются, решаются как усилиями ОМСУ района, так и ОМСУ города и сельских поселений. Это вопросы формирования и исполнения бюджета, установления местных налогов, дорожной деятельности, организации пассажирских перевозок, участия в мероприятиях ГО и ЧС, содержания архивов и так далее.

— Как говорят в таких случаях – с этого места поподробнее, пожалуйста. Если есть задачи, которые решаются и на уровне района, и на уровне поселений, то как определить меру ответственности каждого?

— Вопрос понятен. Важное уточнение: задачи-то общие, но граница ответственности, о которой вы упомянули, разная. Это легко проиллюстрировать на примере дорожного хозяйства. Органы местного самоуправления города и сельских поселений отвечают за дороги внутри населённых пунктов, а районные власти – за межпоселенческие дороги, которые не находятся на балансе федерального дорожного фонда. И так во всём: ОМСУ района отвечают за пассажирские перевозки между населёнными пунктами, ОМСУ города – за внутригородские. ОМСУ района организуют электро — и газоснабжение во всерайонном масштабе, то есть это планирование и строительство межпоселковых сетей, газопроводов, разработка программ по вводу дополнительных мощностей; а ОМСУ города и сельских поселений доводят уже электричество и газ, впрочем как тепло — и водоснабжение, на каждую улицу, к каждому жилому или промышленному объекту населённого пункта.

С границами ответственности всё ясно. Но тут же хочется спросить – ответственности перед кем? Кому подчиняются ОМСУ района, и подчиняются ли районным органам власти ОМСУ города и сельских поселений?

— Местное самоуправление – это институт власти непосредственно народа на конкретной территории страны. ОМСУ Кулебакского района взаимодействуют с Правительством Нижегородской области, и нам делегируются некоторые государственные полномочия, но прямая наша ответственность законодательством предусмотрена только перед населением Кулебакского района, которое органы местного самоуправления избирало.

Далее – все муниципальные образования по отношению к районным органам власти самостоятельны и нам не подчиняются. Однако федеральным законом №131 предусмотрена прямая зависимость муниципальных образований от ОМСУ района в части бюджетной обеспеченности поселений. Ведь бюджетное выравнивание, как говорилось чуть ранее, осуществляет район. Если учесть, что бюджет Кулебакского района является дотационным, и все поселения также являются дотационными, то такая зависимость ещё более очевидна.

Муниципальные образования района участвуют собственными доходами в расходной части своих бюджетов лишь на 10-20 процентов. Непосредственно бюджет города Кулебаки, утверждённый первоначально, покрывает расходную часть собственными доходами на 70 процентов, а по фактическому исполнению — с учётом привлекаемых районом средств в рамках реализации областных программ и с учётом других дополнительно направляемых средств – на 50 процентов.

— Некоторые это называют бесструктурным управлением, это когда никто не отдаёт прямые приказы, но создаются такие объективные условия (как правило, финансового характера), что участники процесса сами делают, что от них требуется. Иная зависимость посерьёзнее прямого подчинения будет.

— Наверное так, потому что финансовая зависимость действительно самая крепкая. Для того чтобы соблюсти интересы населения всех муниципальных образований, ОМСУ района должны проводить очень взвешенную политику, грамотно определять перспективы развития территории, тесно взаимодействовать с Правительством Нижегородской области, руководствоваться стратегическим планированием, органично встроенным в общегосударственную стратегию развития.

— Ваше собственное ощущение – вам это удаётся?

— Ощущения тут вряд ли полезны. Давайте обратимся к конкретным цифрам: с 2007 по 2012 год к первоначально утверждённым бюджетам (2,3 млрд. руб., не учитывая кризисный 2009 год) Кулебакским районом за счёт участия в федеральных и областных программах дополнительно получено 867 млн. рублей (37 процентов). Муниципальному образованию город Кулебаки к первоначально принятому бюджету (261 млн. руб.) дополнительно направлено за тот же период времени 137 млн. рублей или 52,2 процента.

Как правильно классифицировать дополнительное финансирование муниципальных образований со стороны ОМСУ района – как добровольную материальную помощь? Ведь по закону вы не обязаны это делать, раз речь идёт о независимых друг от друга властных учреждениях с собственными бюджетами и собственным кругом обязанностей.

— Поселениям очень трудно осуществлять свои полномочия, не имея достаточной финансовой базы. Мало того, помимо дефицита финансов в ОМСУ поселений наблюдается не менее серьёзный дефицит квалифицированных кадров. Поэтому ОМСУ района учитывают данные обстоятельства, координируют решения вопросов местного значения, используя при этом механизм передачи части полномочий с одного уровня на другой. Особенно это касается решения тех вопросов, где требуются особые компетенции – например, в части реализации архитектурных проектов градостроительства, в казначейском исполнении бюджета, а также при решении задачи обеспечения безопасности населения (район принял полномочия по разработке целевой программы по пожарной безопасности).

ОМСУ района осуществляют и методическое руководство — оказывают поселениям помощь в разработке нормативно-правовых актов, в разработке и реализации целевых программ.

Такую ситуацию можно трактовать двояко. Снова возвращаюсь к теме бесструктурного управления. Все органы МСУ выборные, самостоятельные. Не обижает ли руководителей поселений ненавязчивая опека со стороны ОМСУ района?

— Это надо спросить у них. Со своей стороны могу лишь прокомментировать, что мы всегда стараемся выстраивать с муниципальными образованиями конструктивные отношения. По всем определяющим вопросам советуемся с главами поселений, участвуем в обсуждении принимаемых ими перспективных планов и программ.

В практику вошли постоянно действующие совещания при главе МСУ района с руководством города, а также совещания при главе администрации района с главами администраций поселений. Если же резюмировать всё сказанное, то ОМСУ района выполняют объединяющую роль, а не разъединяющую. Хотя должна сказать, что выстроенная на сегодняшний день структура власти сложна для понимания даже для некоторых специалистов, не говоря уже о простых гражданах.

— Так, наверное, нужно упростить её? В некоторых районах перешли к статусу городских округов, например в Выксе. Вы лично как считаете: такой вариант лучше или хуже?

— Однозначно не отвечу. Преобразование района в городской округ – это уход от модели самоуправления, которая принята законодательством…

— Извините, тут же хочется уточнить. Наверное, всё же законы для людей, а не люди для закона. Как обывателю мне хочется избрать команду профессионалов-управленцев, которая бы несла ответственность перед командой профессионалов-управленцев более высокого областного уровня и так до Президента России. Тем более что де-факто так оно и есть: вертикаль власти, выстроенная Путиным, на самом деле является вертикалью ответственности. Так может, настало время закрепить это достижение де-юре и обезвредить заложенную ещё с 90-х в наше законодательство мину бесконтрольного «парада суверенитетов»?

— Главное звено местного самоуправления – это поселенческий уровень, где население наиболее близко к власти. Переход на статус городского округа создаёт достаточно ощутимую дистанцию между сельскими жителями и властными структурами, но действительно позволяет решить множество других проблем. Это в первую очередь создаёт условия для концентрации финансовых ресурсов, сокращения расходов на управление, повышения уровня компетенции по решению вопросов местного значения.

На сегодняшний день в упоминавшемся федеральном законе №131 имеется поправка, внесённая нашими законодателями, которая для упрощения управления территорией и выполнения исполнительных функций района и города (административного центра района) позволяет создавать одну администрацию. В этом случае населению не надо было бы раздумывать, куда им обратиться, а нам давать по этому поводу развёрнутые объяснения в газете.

Чтобы окончательно определиться с формой организации властных структур по истечении сроков полномочий избранных ныне органов местного самоуправления, нам необходимо будет досконально изучить вопрос, в том числе уже имеющийся опыт Выксы, обсудить его с активом всех муниципальных образований района.

Органы местного самоуправления: понятие, структура и особенности

Органы местного самоуправления – это институты, организующие и осуществляющие управление на муниципальном уровне. В Российской Федерации такие органы обоснованы законодательным актом – Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Понятие и структура органов местного самоуправления определяются в этом законе. Субъектами органов местного самоуправления являются муниципальные образования – территориальные единицы управленческого уровня, созданные для решения конкретных задач в рамках местного самоуправления.

В структуре органов местного самоуправления выделяются представительное и исполнительное звенья. Представительное звено формируется на основе выборов депутатов муниципальных образований, а исполнительное – из глав муниципальных образований.

Особенностью органов местного самоуправления является то, что их состав и принятие решений базируется на принципах демократии и открытости. Власть органов местного самоуправления ограничена Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но в пределах своей компетенции они имеют право принимать местные нормативные акты.

Органы местного самоуправления: что это такое и как устроены?

Органы местного самоуправления – это составные части муниципального управления, созданные на основе Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление – это форма организации и реализации власти на территории муниципального образования. Оно осуществляется через органы местного самоуправления, которые представляют интересы населения и решают важные вопросы, касающиеся развития и благоустройства территории.

Органы местного самоуправления имеют свою структуру и особенности. Они обоснованы в муниципальном законодательстве каждого субъекта Российской Федерации, где определены полномочия и компетенции таких органов.

В зависимости от масштабов и специфики муниципального образования, структура органов местного самоуправления может быть разной. Основными органами являются исполнительный и представительный органы муниципального образования. Исполнительный орган осуществляет функции управления и руководит муниципальными структурами, а представительный орган представляет интересы населения и принимает решения по важным вопросам.

Органы местного самоуправления играют важную роль в жизни городов и сел. Они занимаются решением проблем и задач, связанных с развитием инфраструктуры, охраной природы, социальной сферой и другими аспектами местной жизни. Благодаря органам местного самоуправления граждане имеют возможность активно участвовать в принятии решений и влиять на развитие своего муниципального образования.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Органы местного самоуправления являются субъектом структуры власти в Российской Федерации. Обоснование для создания органов местного самоуправления содержится в федеральном законодательстве, а именно в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление составляет компонент федеральной системы органов государственной власти и территориальных образований. Оно обладает своими особенностями, которые отличают его от других субъектов власти. Основное предназначение местного самоуправления — решение важных вопросов развития и управления на местном уровне, а также защита интересов местного населения.

Органы местного самоуправления делятся на законодательные и исполнительные. Законодательные органы местного самоуправления называются представительными органами. Они избираются жителями данного муниципального образования и принимают решения по важным вопросам его развития. Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют реализацию решений представительных органов и осуществляют оперативное управление муниципальными делами.

Структура органов местного самоуправления может различаться в зависимости от конкретного муниципального образования и его особенностей. Однако, в целом, она включает в себя представительный орган — законодательную власть и исполнительный орган — исполнительную власть. Представительные органы местного самоуправления избираются населением данного муниципального образования и имеют право принимать решения по вопросам его развития. Исполнительные органы местного самоуправления осуществляют оперативное управление муниципальными делами и осуществляют исполнение принятых представительными органами решений.

Представительный орган муниципального образования: определение, состав, структура

Представительный орган муниципального образования — это законодательное собрание местного самоуправления, формируемое в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Состав представительного органа муниципального образования определяется в соответствии с законом муниципального образования. Он может включать одного или нескольких депутатов, которые избираются непосредственно населением местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура представительного органа муниципального образования может включать различные комитеты, комиссии и фракции. Комитеты занимаются подготовкой и рассмотрением проектов решений, комиссии занимаются рассмотрением конкретных вопросов, а фракции являются объединениями депутатов разных политических партий или общественных движений.

Особенности представительного органа муниципального образования заключаются в его независимости от органов местного исполнительного управления. При этом представительный орган муниципального образования осуществляет контроль за деятельностью органов местного исполнительного управления и принимает решения по вопросам местного значения.

В целом, представительный орган муниципального образования является одним из основных элементов местного самоуправления и играет важную роль в выработке и принятии решений, касающихся жизненно важных вопросов местного сообщества.

Законодательное обоснование: Федеральный Закон (ФЗ) 131

Федеральный Закон (ФЗ) 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является важным законодательным актом, регулирующим деятельность органов местного самоуправления. Этот закон устанавливает основы организации и функционирования органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, а также определяет их структуру и состав.

ФЗ 131 определяет понятие местного самоуправления как формы государственной власти, осуществляемой населением территории со статусом муниципального образования. Особенности органов местного самоуправления представляются в возможности населения участвовать в принятии решений по вопросам местного значения, а также в управлении делами местного значения.

Органы местного самоуправления представляют собой представительные органы муниципального образования. Эти органы избираются населением муниципального образования и осуществляют власть от имени населения местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления состоит из представительного органа и исполнительно-распорядительной власти. Представительный орган, который называется думой, избирается населением муниципального образования по пропорциональной системе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Исполнительно-распорядительная власть представляется главой муниципального образования и администрацией муниципального образования.

ФЗ 131 закрепляет принципы децентрализации и самоуправления, а также определяет основы обеспечения финансовой и экономической независимости муниципальных образований. Этот закон позволяет органам местного самоуправления эффективно управлять местными делами и отстаивать интересы населения муниципальных образований.

Местное самоуправление: область деятельности и основные принципы

Местное самоуправление: область деятельности и основные принципы

Местное самоуправление – это система управления на территории муниципального образования, которая осуществляется органами местного самоуправления, избираемыми населением данной территории.

Основным законодательным обоснованием органов местного самоуправления является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, местное самоуправление осуществляется в пределах полномочий, переданных муниципальным образованиям.

Структура органов местного самоуправления может быть разнообразной. В основном она включает исполнительные и представительные органы. Исполнительные органы занимаются решением конкретных вопросов муниципального уровня, а представительные органы представляют интересы населения и принимают важные решения.

Органы местного самоуправления являются основным субъектом местного самоуправления. Они имеют полномочия в таких областях, как управление местным бюджетом, организация коммунальных служб, развитие инфраструктуры и других сфер, в зависимости от их задач и функций.

Основные принципы местного самоуправления включают принципы демократии, социальной справедливости, прозрачности и учета мнения населения. Органы местного самоуправления должны осуществлять свою деятельность в интересах граждан и содействовать развитию муниципального образования.

Особенности органов местного управления: задачи и функции

Органы местного самоуправления являются ключевым звеном в системе управления на территории муниципального образования. Они осуществляют свою деятельность на основании закона, а их структура и состав определены федеральным законодательством.

Особенностью органов местного самоуправления является то, что они являются представительными органами и осуществляют полномочия от имени муниципального образования. Задачи, которые стоят перед органами местного управления, включают обеспечение развития территории, решение социально-экономических проблем, охрану окружающей среды и здоровья граждан, организацию коммунальных услуг, содействие в развитии туризма и предпринимательства, поддержку культурных и спортивных мероприятий и других важных направлений жизнедеятельности муниципалитета.

Ключевая функция органа местного самоуправления — принятие нормативных актов местного значения и обеспечение их исполнения. Органы местного самоуправления также осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти муниципального образования. Они имеют право принимать решения о выделении средств из бюджета муниципалитета, а также создавать комиссии для осуществления контроля и надзора в различных сферах деятельности.

Особенностью органов местного самоуправления является их местоположение на местах — они ближе к жителям и могут оперативно реагировать на их потребности. Это — обоснование понятия «местное самоуправление» — граждане имеют возможность участвовать в принятии решений, а органы местного самоуправления учитывают мнение и интересы местного населения.

В целом, особенностью органов местного управления является их разнообразие. В каждом муниципальном образовании может создаваться свой муниципальный орган власти, имеющий свою структуру и состав, а также свои задачи и функции. Именно благодаря этому, органы местного самоуправления способны решать проблемы и принимать решения, учитывающие особенности и потребности конкретного муниципалитета.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ)

городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ)

поселение — городское или сельское поселение;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ)

муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; (В редакции федеральных законов от 27.05.2014 № 136-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ; от 29.11.2010 № 315-ФЗ; от 30.11.2011 № 361-ФЗ; от 03.02.2015 № 8-ФЗ)

член выборного органа местного самоуправления — лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования); (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ)

лицо, замещающее муниципальную должность, — депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 30.10.2018 № 387-ФЗ, от 01.07.2021 № 255-ФЗ)

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, — председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ)

правила благоустройства территории муниципального образования — муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.11.2011 № 361-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 463-ФЗ)

муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ)

административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. (В редакции федеральных законов от 03.04.2017 № 62-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания «городской округ» и «городской округ с внутригородским делением» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ)

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

2. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    +–

Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления (ст.ст. 10 — 13.2)

Статья 10. Территории муниципальных образований

Статья 11. Границы муниципальных образований

Статья 12. Изменение границ муниципального образования

Статья 13. Преобразование муниципальных образований

Статья 13.1. Упразднение поселений

Статья 13.2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

Глава 3. Вопросы местного значения (ст.ст. 14 — 18.1)

Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

Статья 14.1. Права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа

Статья 16.1. Права органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района

Статья 16.2. Вопросы местного значения внутригородского района

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Статья 17.1. Муниципальный контроль

Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст.ст. 19 — 21)

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст.ст. 22 — 33)

Статья 22. Местный референдум

Статья 23. Муниципальные выборы

Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

Статья 25.1. Сход граждан

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан

Статья 26.1. Инициативные проекты

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Статья 27.1. Староста сельского населенного пункта

Статья 28. Публичные слушания, общественные обсуждения

Статья 29. Собрание граждан

Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

Статья 31. Опрос граждан

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Статья 33. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (ст.ст. 34 — 42)

Статья 34. Органы местного самоуправления

Статья 35. Представительный орган муниципального образования

Статья 35.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

Статья 36. Глава муниципального образования

Статья 37. Местная администрация

Статья 38. Контрольно-счетный орган муниципального образования

Статья 39. Избирательная комиссия муниципального образования

Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

Статья 42. Муниципальная служба

Глава 7. Муниципальные правовые акты (ст.ст. 43 — 48)

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

Статья 44. Устав муниципального образования

Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

Статья 45.1. Содержание правил благоустройства территории муниципального образования

Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов

Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов

Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления (ст.ст. 49 — 65)

Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

Статья 50. Муниципальное имущество

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Статья 52. Местные бюджеты

Статья 53. Расходы местных бюджетов

Статья 54. Закупки для обеспечения муниципальных нужд

Статья 55. Доходы местных бюджетов

Статья 56. Средства самообложения граждан

Статья 56.1. Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов

Статья 57 (утратила силу)

Статья 58 (утратила силу)

Статья 59 (утратила силу)

Статья 60. Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, внутригородских районов

Статья 61. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением

Статья 62 (утратила силу)

Статья 63. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий

Статья 63.1. Субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации

Статья 64. Муниципальные заимствования

Статья 65. Субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов

Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество (ст.ст. 66 — 69)

Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

Статья 67. Общероссийское объединение муниципальных образований

Статья 68. Межмуниципальные организации

Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований

Глава 9.1. Международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления

Статья 69.1. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления

Статья 69.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления

Статья 69.3. Полномочия органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей

Статья 69.4. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления

Статья 69.5. Информирование об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления

Статья 69.6. Перечень соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления

Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью (ст.ст. 70 — 78)

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством

Статья 74. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством

Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку

Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Глава 11. Особенности организации местного самоуправления (ст.ст. 79 — 82.6)

Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения

Статья 80. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Статья 82. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

Статья 82.1. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

Статья 82.2. Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

Статья 82.3. Особенности организации местного самоуправления на территориях опережающего развития

Статья 82.4. Особенности организации местного самоуправления на территориях инновационных научно-технологических центров

Статья 82.5. Особенности организации местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток

Статья 82.6. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, территории которых относятся к Арктической зоне Российской Федерации

Статья 82.7. Особенности организации местного самоуправления в федеральных территориях

Статья 82.8. Особенности организации местного самоуправления на территории Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации

Глава 12. Переходные положения (ст.ст. 83 — 86)

Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 84. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период

Статья 85. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Статья 86. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 23, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 27 июля, 28 сентября, 3, 29 ноября, 29 декабря 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 3 мая, 11, 18, 19, 25 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 25, 29 июня, 10, 28 июля, 16 октября, 3, 25, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 2 июля, 22 октября, 2, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 27 мая, 23 июня, 21 июля, 4, 14, 22 октября, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8, 30 марта, 29 июня, 5 октября, 3, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 7 июня, 18, 26, 29 июля, 30 октября, 5, 29, 31 декабря 2017 г., 5, 19 февраля, 18 апреля, 3, 29 июля, 3 августа, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 6 февраля, 1 мая, 26 июля, 2 августа, 16, 27 декабря 2019 г., 24 апреля, 23 мая, 13, 20 июля, 9 ноября, 8, 22, 29, 30 декабря 2020 г., 30 апреля, 26 мая, 1, 2 июля, 19 ноября, 30 декабря 2021 г., 14 июля 2022 г., 6 февраля, 29 мая, 10 июля, 4 августа 2023 г.

Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года

ГАРАНТ:

До 1 января 2025 г. установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

6 октября 2003 года

Право граждан на местное самоуправление реализуется посредством его организации в трех типах муниципальных образований: поселениях, городских округах и муниципальных районах. За каждым из названных типов муниципальных образований закреплен перечень вопросов местного значения.

Объем компетенции местного самоуправления в целом несколько сокращен.

Большое внимание уделено территориальной организации местного самоуправления. Определяется порядок установления и изменения границ муниципальных образований, порядок преобразования муниципальных образований.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Расширен перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Утверждается новый механизм регулирования межбюджетных отношений, основанный на территориальной организации местного самоуправления.

Детально урегулированы вопросы межмуниципального сотрудничества. Установлен новый вид хозяйственных обществ — межмуниципальные хозяйственные общества.

Предусматривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также в некоторых иных случаях.

Рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах и на приграничных территориях.

Федеральный закон, за исключением положений, для которых им установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.

Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период

Положения настоящего Федерального закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 статьи 83, применяются с 1 января 2006 г. до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 статьи 83

Глава 12 вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Положения статей 11 — 16, 34 — 37 и 50 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006 г. применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона

Пункт 8 части 1 статьи 15 и пункт 9 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции

Пункт 2 части 1, часть 4 статьи 75 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2008 г.

Части 1 и 2, абзац первый и пункт 1 части 3, часть 4 статьи 28 и статья 44 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 8 октября 2003 г. N 202, в "Парламентской газете" от 8 октября 2003 г. N 186, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой позволяют обязывать орган местного самоуправления за счет местного бюджета ликвидировать несанкционированные свалки или возмещать расходы на уборку на участках, госсобственность на которые не разграничена

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2021 г. N 50-П пункт 6 части 1 статьи 44 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой он, не исключая наличия в уставе муниципального образования положения об избрании главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования квалифицированным большинством голосов, не сопровождается в системе действующего правового регулирования правилами, позволяющими определить лицо, осуществляющее полномочия главы муниципального образования на основании волеизъявления действующего состава представительного органа муниципального образования, при невозможности избрать главу муниципального образования на основе такой нормы голосования в разумный срок, и (или) положениями, предусматривающими правотворческие полномочия представительных органов муниципальных образований по разрешению такой ситуации

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2019 г. N 26-П положения части 10 статьи 85 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — предполагают возложение исключительно на муниципальное образование обязанности возместить гражданину за счет местного бюджета ущерб, причиненный этому гражданину в связи со сносом по решению суда построек, возведенных на земельном участке, предоставленном местными органами государственной власти РСФСР для ведения садоводства и расположенном в охранной зоне опасного производственного объекта

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 15-П положения части 3 и 10 статьи 40 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения — при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования — допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. N 2-П положение пункта 4 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа финансовых обязательств по возмещению теплоснабжающим организациям дополнительных расходов, обусловленных установлением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на их услуги для населения на уровне ниже экономически обоснованного, при отсутствии принятого в установленном федеральным законом порядке закона субъекта РФ, наделяющего органы местного самоуправления соответствующими полномочиями с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2023 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 августа 2023 г.

Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 418-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2024 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 июля 2023 г.

Федеральный закон от 29 мая 2023 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 мая 2023 г. и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2023 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2023 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 октября 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2022 г.

Федеральный закон от 19 ноября 2021 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 ноября 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 сентября 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 445-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 марта 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2021 г.

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 мая 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 521-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 февраля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 556-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 августа 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.и с 28 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 501-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закон

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением изменений в пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных по истечении девяноста дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2007 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 187-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2007 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июня 2007 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 29 названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в пункт 9 части 10 статьи 37 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2005 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2005 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 апреля 2005 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 12 августа 2004 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *