Какой тип муниципального образования наиболее распространен в российской федерации
Перейти к содержимому

Какой тип муниципального образования наиболее распространен в российской федерации

  • автор:

16. Типы муниципальных образований.

Муниципа́льное образова́ние — территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения

Муниципальные образования в России

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.

городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ;

муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации HYPERLINK » http :// ru . wikipedia . org / wiki /% CC % F 3% ED % E 8% F 6% E 8% EF % E 0% EB % FC % ED % EE % E 5_% EE % E 1% F 0% E 0% E 7% EE % E 2% E 0% ED % E 8% E 5″ [2] ;

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения [2] ;

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] .

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

По данным Росстата, на 1 января 2010 года всего в России насчитывалось 23 907 муниципальных образований [3]

Понятие и виды муниципальных образований

Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:

  • проживание людей;
  • наличие органов местного самоуправления;
  • принятие нормативных актов и законов;
  • локальный бюджет;
  • социально-техническая инфраструктура.

Такое образование может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • отдельным населенным пунктом;
  • совокупностью нескольких населенных пунктов с определенной общей территорией;
  • частью населенного пункта.

Какие функции выполняет в современном обществе

Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.

При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.

К общим функциям муниципального управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет.

Специальные функции муниципального управления — это:

  1. Участие населения в решении проблем местного значения.
  2. Удовлетворение потребностей проживающих в тех сферах, которые относятся к локальному уровню.
  3. Управление муниципальным бюджетом и всей инфраструктурой формирования.
  4. Развитие муниципального образования, прежде всего в экономической и социальной сферах.
  5. Охрана общественного порядка.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Защита интересов и прав местного самоуправления.

Виды муниципальных образований, статус, примеры

В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.

Муниципальные образования

Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.

Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.

Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:

  • 12 городских округов (Ростов-на-Дону, Азов, Батайск, Волгодонск, Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты);
  • 43 муниципальных района (самый маленькие из которых, Куйбышевский и Советский, состоят из трех сельских поселений; самые крупные — Азовский и Неклиновский — из 18 поселений, при этом одно из 18 в Азовском районе является городским);
  • 18 городских поселений;
  • 390 сельских поселений.

Ростов-на-Дону, город-миллионник и административный центр Южного Федерального округа, считается городским округом с внутригородским делением. А районы Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский — его внутригородскими образованиями.

Сходство и различия муниципалитетов

Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.

Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.

Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

К экономическим относятся:

  • поддержка предпринимателей;
  • бюджетная и налоговая политика;
  • управление собственностью муниципалитета.

Социальные функции — это:

  • соцзащита;
  • охрана здоровья;
  • строительство жилья;
  • забота об экологии;
  • развитие ЖКХ.

К культурным относятся:

  • образование детей (дошкольное и школьное);
  • создание и реставрация памятников культуры.

Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в:

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ кардинальным образом реформировал территориальную организацию местного самоуправления и ввел по всей стране единообразную систему с муниципальными образованиями разных типов. Начиная с 2005 г. были определены статус и границы муниципальных образований, приняты или скорректированы их уставы, проведены выборы во вновь образованные органы местного самоуправления, которые начали функционировать с 1 января 2006 г. В Республике Ингушетия и Чеченской Республике органы местного самоуправления начали функционировать с 2010 г. после уточнения границ между ними и проведения затем муниципальных выборов.

Территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов и прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек, как правило, не являются муниципальными образованиями и входят в состав городских или сельских поселений. В труднодоступных и удаленных районах могут создаваться поселения с численностью населения менее 1000 человек, а в особых случаях даже менее 100 человек. Границы поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности административного центра поселения в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Однако для обширных районов Севера, Сибири, Дальнего Востока соблюдение этого требования практически невозможно.

Как было ранее сказано, в соответствии с Федеральным законом от

06.10.2003 № 131-ФЗ все муниципальные образования разделяются в правовом отношении на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Еще одним, особым типом муниципальных образований являются внутригородские территории в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Кроме того, введено новое понятие межселенной территории.

Итак, систему муниципальных образований на территории субъекта РФ можно представить следующим образом (рис. 19).

Система муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации

Рис. 19. Система муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации

Самым распространенным типом муниципального образования является поселениесельское или городское. Поселение следует отличать от населенного пункта: первое понятие — правовое, второе — географическое. Они могут совпадать, а могут и не совпадать, так как в составе поселения, как правило, несколько населенных пунктов.

Сельское поселение — это один или несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией: поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов.

В границах сельского поселения может находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (более 3000 человек для густонаселенных территорий) или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с суммарной численностью населения более 1000 человек. Например, сельское поселение Теряевское Волоколамского района Московской области состоит из 5 сел и 48 деревень.

Число сельских поселений в стране превысило 20 тыс.

Городское поселение — это город или поселок городского типа с прилегающей территорией.

В состав городского поселения могут также включаться сельские населенные пункты, не имеющие статуса поселения, т.е. не являющиеся муниципальными образованиями. Так, городское поселение Клин Московской области включает в себя четыре поселка, два села и 55 деревень. Общее число муниципальных образований, имеющих статус городских поселений, превысило 2 тыс. Ниже показаны основные различия между городскими и сельскими поселениями (табл. 11).

Муниципальный район — это несколько поселений как городских, так и сельских, объединенных общей территорией.

В числе этих поселений могут быть как городские, так и сельские. Главное предназначение муниципального района — решение вопросов

Основные различия между городскими и сельскими поселениями

Сельское поселение

Городское поселение

Инженерная инфраструктура децентрализована и поддерживается самими жителями

Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами

Господство сельскохозяйственных видов занятости

Господство несельскохозяйственных видов занятости

Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни

Отсутствие личного подворья у жителей, ограничивающее трудовую деятельность местом работы

Характер застройки: малоэтажная, малоквартирная

Характер застройки: многоэтажная, многоквартирная

Заключаемые сделки имеют, как правило, личностный характер и вызывают, низкий уровень транзакционных издержек

Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и вызывают высокий уровень транзакционных издержек

местного значения межпоселенческого характера, требующих наличия развитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных государственных полномочий. Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности административного центра района в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий). Границы, как правило, совпадают с административными границами районов, на которые делятся республики, края и области. Например, Волоколамский район Московской области, существующий как административно-территориальная единица с момента образования области в 1929 г., является муниципальным образованием — муниципальным районом.

Муниципальный район представляет собой двухуровневое муниципальное образование, состоящее из одноуровневых муниципальных образований — поселений. Так, Волоколамский муниципальный район состоит из двух городских поселений (Волоколамск и Сычево) и шести сельских поселений (Кашинское, Осташевское, Спасское, Теряевское, Чисменское и Ярополецкое).

В состав муниципального района включаются также и межселенные территории, т.е. территории, находящиеся вне границ поселений.

На межселенной территории могут располагаться удаленные друг от друга сельские населенные пункты с числом жителей в каждом из них менее 100. Все функции органов местного самоуправления на межселен- ной территории исполняются муниципальным районом. Таким образом, в состав территории одного муниципального района в малонаселенном субъекте РФ (или части субъекта РФ) могут входить несколько поселений и межселенные территории.

Количество муниципальных районов в стране сопоставимо с числом городских поселений и составляет около 500.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вся территория субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

К территориям с низкой плотностью населения Федеральный закон от

06.10.2003 № 131 -ФЗ относит территории субъектов РФ и отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации, или 0,9 человек на 1 км 2 . Перечень таких территорий утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.05.2004 № 707-р «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения».

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Данный тип муниципальных образований существует только в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения.

За некоторыми городскими поселениями закреплен статус городского округа.

Городской округ — это не входящее в состав муниципального района городское поселение.

В состав городского округа входит один город и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. К городским округам, как правило, отнесены достаточно крупные города, которые до этого считались городами областного (краевого, республиканского) значения. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ.

Городской округ не входит в состав муниципального района и фактически приравнен к нему. Он представляет собой одноуровневую модель местного самоуправления.

Статус городского округа получило свыше 500 городских поселений.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ относит к городским округам и ЗАТО, и города-наукограды. Особенности осуществления местного самоуправления в этих территориальных образованиях, а также на пограничных территориях устанавливаются отдельными федеральными законами.

Возникновение ЗАТО относится к первым послевоенным годам и связано с реализацией «уранового проекта». Города и поселки, имевшие статус ЗАТО, были закрыты для посещения иностранцами, а сами они вместо обычных названий имели цифровые обозначения: Челябинск-40, Крас- ноярск-26, Арзамас-16, Болшево-1 и т.д. После распада СССР список ЗАТО был рассекречен, а их перечень пересмотрен и упорядочен на законодательном уровне. Вместо цифровых обозначений города и поселки получили собственные названия. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ им присвоен статус муниципальных образований — городских округов. Своеобразие ЗАТО заключается в том, что они, будучи муниципальными образованиями, по целому ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. В настоящее время в России насчитывается свыше 40 ЗАТО.

Города-наукограды гораздо моложе ЗАТО. Согласно Федеральному закону от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» статус наукограда присваивался муниципальным образованиям с градообразующим научно-производственным комплексом указом Президента РФ, а с 2005 г. — постановлением Правительства РФ. Первым наукоградом стал Обнинск в Калужской области (2000 г.), в 2001—2003 гг. указом Президента статус города-наукограда был присвоен шести городам и поселкам (Королев, Дубна, Фрязино, Реутов в Московской области, Мичуринск в Тамбовской области, пос. Кольцово в Новосибирской области). В 2005— 2008 гг. постановлением Правительства еще семь городов стали наукоградами: Бийск в Алтайском крае; Петергоф в Санкт-Петербурге; Пущино, Жуковский, Троицк, Черноголовка и Протвино в Московской области.

Порядок образования, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ определяется законами субъектов РФ с учетом мнения населения.

Виды муниципальных образований

В российском законодательстве нет конкретного определения термина «муниципальное образование».

В наиболее общем виде под муниципальным образованием следует понимать часть территории страны, в границах которой реализуется местное самоуправление.

Введение термина «муниципальное образование» обусловлено объективными причинами. Сложное федеративное и национальное устройство Российской Федерации обусловило возникновение различных терминов, обозначающих отдельные населенные пункты и территории. В связи с этим с юридической позиции была необходима унификация понятий, позволяющих обозначать различные населенные пункты одним термином.

В законе, регулирующем порядок осуществления местного самоуправления, муниципальное образование определяется как перечень видов различных населенных пунктов, таких как поселение городского или сельского типа, муниципальный район, внутригородская территория города федерального значения или городской округ.

В менее общем виде под муниципальным образованием следует понимать часть территории страны, имеющую выборные органы муниципального управления, муниципальную собственность и муниципальный бюджет.

Муниципальное образование можно охарактеризовать через наличие следующих признаков:

  • во-первых, наличие территории, имеющей определенные границы;
  • во-вторых, наличие определенной компетенции, выражающейся в имеющихся полномочиях по решению вопросов, значимых для данного муниципального образования;
  • в-третьих, наличие экономической основы, формируемой имуществом, находящимся в муниципальной собственности, средствами муниципального бюджета и имущественными правами;
  • в-четвертых, наличие организационных документов, таких как устав и нормативно-правовые акты локального уровня;
  • в-пятых, наличие права на создание собственной официальной символики, например, гимна, герба и так далее.

Основные виды муниципальных образований

В соответствии с законодательством Российской Федерации можно выделить несколько основных видов муниципальных образований:

  • во-первых, поселение, подразделяемое в зависимости от назначения на городской или сельский тип;
  • во-вторых, муниципальный район;
  • в-третьих, городской округ;
  • в-четвертых, внутригородская территория города федерального значения.

Федеральное российское законодательство дает определение каждому виду муниципального образования.

Однако общей характеристикой всех этих определений является то, что их содержание сводится к наличию на территории муниципального образования местного самоуправления.

В связи с этим указанные муниципальные образования можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Поселение городского типа представляет собой поселок или город, на территории которого осуществляется муниципальное управление;
  2. Поселение сельского типа представляет собой сельский населенный пункт или их объединение, на территории которого осуществляется муниципальное управление;
  3. Муниципальный район представляет собой объединение нескольких поселений или объединение поселений и межселенных территорий, в рамках которого осуществляется муниципальное управление;
  4. Городской округ представляет собой поселение городского типа, не входящее в структуру муниципального района и осуществляющее на своей территории муниципальное управление;
  5. Внутригородская территория городов федерального значения представляет собой часть территории этих городов, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Влияние видов муниципального образования на объем полномочия местного самоуправления

Вид муниципального образования имеет значение при определении вопросов, полномочиями на решение которых обладает это муниципальное образование.

Состав вопросов, которые может решать муниципальный уровень власти, в каждой из разновидностей муниципальных образований определен главой 3 Федерального закона, регулирующего вопросы местного самоуправления.

Так, к примеру, поселения городского и сельского типа имеют право самостоятельно решать такие вопросы как проектирование бюджета поселения, его исполнение и контроль, ведение или отмена местных налогов, распоряжение имуществом городского или сельского поселения, организация коммунального снабжения, осуществление дорожной деятельности, обеспечение жильем малоимущих слоев населения, решение вопросов досуга, культурного развития и сохранение культурного наследия, создания условий для творчества, занятия физической культурой и спортом и так далее. Поселения городского и сельского типа призваны решать наиболее широкий спектр вопросов местного значения.

Также поселения городского и сельского типа наделены правом решения вопросов, не относящихся к вопросам местного значения. Примером таких вопросов является формирование музеев на территории поселения, нотариальная деятельность, деятельность по опеке и попечительству, формирование муниципальной пожарной службы и прочее.

Муниципальные районы решают иные вопросы местного значения, хотя в определенной мере они совпадают с вопросами городских и сельских поселений. Муниципальные районы также могут формировать и использовать собственный бюджет, устанавливать налоги, осуществлять распоряжение своим имуществом, участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, оказывать населению медицинскую помощь, проводить мероприятия по охране окружающей среды, выполнить профилактику терроризма и так далее.

Городские округа также формирует собственные бюджеты, распоряжаются имуществом, устанавливают и отменяют налоги, ведут дорожную деятельность, создают условия для эффективного транспортного обслуживания, принимают меры для укрепления согласия население, обеспечивают общественный порядок, пожарную безопасность, создают условия для обеспечения жителей городского округа различными услугами и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *