Какой федеральный орган исполнительной власти не осуществляет надзор в сфере под фт
Перейти к содержимому

Какой федеральный орган исполнительной власти не осуществляет надзор в сфере под фт

  • автор:

Какой федеральный орган исполнительной власти не осуществляет надзор в сфере под фт

(введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

1. Предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является соблюдение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).

2. Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствующей сфере деятельности, а также в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами саморегулируемой организации аудиторов, — саморегулируемой организацией аудиторов.

В случае отсутствия контрольных (надзорных) органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, контроль (надзор) осуществляется уполномоченным органом. Указанные организации, индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для целей учета при осуществлении контроля (надзора).

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении адвокатов осуществляется адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации.

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении нотариусов осуществляется нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

3. Уполномоченный орган в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, организует и проводит дистанционный мониторинг, заключающийся в анализе поступающей в уполномоченный орган информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информацию по результатам дистанционного мониторинга уполномоченный орган передает контрольным (надзорным) органам, адвокатским и нотариальным палатам субъектов Российской Федерации, саморегулируемым организациям аудиторов в целях осуществления ими контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также самостоятельно использует при осуществлении контроля (надзора) в указанной сфере в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы.

4. При организации контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения органами и организациями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, формируемому ими в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.

Уполномоченный орган и соответствующие контрольные (надзорные) органы в установленном каждым из них порядке проводят оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков) с учетом результатов национальной оценки рисков.

5. Порядок организации и осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения органами и организациями, указанными в абзацах первом, втором пункта 2 настоящей статьи, за исключением Центрального банка Российской Федерации, устанавливается положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Указанное положение определяет в том числе порядок организации и проведения дистанционного мониторинга, права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статье 7.1 настоящего Федерального закона, возникающие в связи с организацией и осуществлением контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, порядок взаимодействия уполномоченного органа с контрольными (надзорными) органами и организациями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, по вопросам организации указанного контроля (надзора).

Порядок организации и осуществления Центральным банком Российской Федерации контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статье 7.1-1 настоящего Федерального закона, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.

Какой федеральный орган исполнительной власти не осуществляет надзор в сфере под фт

Федеральные органы, осуществляющие надзор и контроль за субъектами исполнения Федерального закона 115-ФЗ

Надзор (контроль) за организациями, совершающими операции с денежными средствами и другим имуществом в сфере ПОД/ФТ, осуществляют следующие органы:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – за:

  • кредитными организациями;
  • профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, реестродержатели);
  • организациями, осуществляющими управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, реестродержатели, брокерские компании);
  • страховыми организациями;
  • кредитными потребительскими кооперативами (сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами);
  • микрофинансовыми организациями;
  • страховыми брокерами;
  • обществами взаимного страхования;
  • негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • биржами;
  • ломбардами.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – за:

  • организациями федеральной почтовой связи;
  • операторами связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России) – за:

  • организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) – за организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы:

  • лизинговыми компаниями;
  • организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторами по приему платежей;
  • коммерческими организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Надзорная деятельность в области ПОД/ФТ осуществляется Росфинмониторингом и надзорными органами и реализуется в процессе проведения проверок.

Предметом проверок является соблюдение организациями требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Проверке подлежит любой период деятельности организации, начиная с 1 февраля 2002 года — даты вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В случае если действие указанного закона было распространено на организацию позднее, то проверке подлежит любой период деятельности организации с момента вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон № 115-ФЗ, с учетом сроков хранения организацией документов и сведений, установленных данным федеральным законом.

Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

  • наличие в организации утвержденных правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля, а также соответствие правил внутреннего контроля требованиям федерального закона и иных нормативных правовых актов;
  • наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, и документов о его назначении;
  • соответствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, квалификационным требованиям, установленным законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • соблюдение организацией требований федерального закона и иных нормативных правовых актов к идентификации клиентов организации, их представителей и выгодоприобретателей;
  • соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых в процессе осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение порядка документального фиксирования и направления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом;
  • соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных федеральным законом.

По фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какой федеральный орган исполнительной власти не осуществляет надзор в сфере под фт

Правовую основу деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»;
  • ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Видеоролик об основных функциях Федеральной службы по финансовому мониторингу:

Надзорная деятельность

Одним из основных инструментов оценки эффективности работы российской системы ПОД/ФТ является надзорная деятельность.

Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

  • координация деятельности надзорных органов и взаимодействие с ними в области ПОД/ФТ;
  • проведение проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, в целях профилактики и предупреждения правонарушений в сфере ПОД/ФТ;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам ПОД/ФТ.
  • Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:
  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • организации игорного бизнеса;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 17 тысяч организаций вышеуказанных категорий.

Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.

Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является профилактика правонарушений в сфере применения законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлеrаются к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся в первую очередь недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.

В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Банк России

Комитет АРБ по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма был создан в соответствии с решением Совета АРБ (Протокол № 3 от 24.09.04). В состав Комитета вошли представители крупнейших банков: Сбербанка России, Внешторгбанка, Альфа-банка, Внешэкономбанка, Банка «Зенит», Банка Москвы, Международного Московского Банка, Райффайзенбанка (Москва). В состав Комитета направили своих представителей Банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу. В настоящее время в Комитет АРБ по вопросам ПОД/ФТ входит 27 кредитных организаций 3 ассоциированных члена (Банк России, Росфинмониторинг и РосСвифт).

Целями создания Комитата АРБ по ПОД/ФТ являются:
  • повышение эффективности внутреннего контроля, осуществляемого кредитными организациями в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
  • развитие взаимодействия между Ассоциацией, Банком России и Росфинмониторингом по актуальным проблемам реализации положений российского законодательства по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
  • повышение конкурентоспособности и имиджа членов АРБ.
Задачами Комитета являются:
  • привлечение интеллектуального и организационно-ресурсного потенциала членов Ассоциации к решению наиболее актуальных проблем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
  • выработка согласованной идеологии и политики членов Ассоциации по приоритетным направлениям противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
  • подготовка рекомендаций, стандартов, правил и регламентов по решению отдельных проблем на данном направлении;
  • осуществление экспертизы проектов законов и других нормативных актов, с целью их совершенствования, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.

Подробная информация на www.arb.ru

Правоохранительные органы

В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Надзорные органы

Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.

Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является профилактика правонарушений в сфере применения законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

По всем фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлеrаются к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основными причинами и условиями, способствующим совершению правонарушений, относятся в первую очередь недостаточное знание требований законодательства о ПОД/ФТ, а также недобросовестное исполнение обязанностей сотрудниками служб внутреннего контроля.

В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы Росфинмониторинга, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Подотчетные лица

Одним из основных инструментов оценки эффективности работы российской системы ПОД/ФТ является надзорная деятельность.

Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:
  • координация деятельности надзорных органов и взаимодействие с ними в области ПОД/ФТ;
  • проведение проверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, в целях профилактики и предупреждения правонарушений в сфере ПОД/ФТ;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам ПОД/ФТ
Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:
  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • организации игорного бизнеса;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Всего на учете в Росфинмониторинге состоит около 17 тысяч организаций вышеуказанных категорий

Тест Росфинмониторинга ПОД/ФТ 89 вопросов с ответами

1)Повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя (за исключением поднадзорных Банку России) проводится в следующие сроки:

  • для специальных должностных лиц и для иных работников организаций – не реже одного раза в год
  • для специальных должностных лиц и для иных работников организаций – не реже одного раза в три года
  • для специальных должностных лиц в организациях – не реже одного раза в год, а для иных работников организаций не проводится
  • для специальных должностных лиц в организациях (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке) – не реже одного раза в год, а для иных работников организаций – не реже одного раза в три года

2) Укажите срок, в течение которого организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в Росфинмониторинг информацию о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ:

  • 5 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • 3 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • 2 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • незамедлительно

3) Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальные предприниматели должны:

  • представлять в Росфинмониторинг или надзорный орган журнал прохождения обучений сотрудниками
  • нет правильных вариантов ответа
  • направлять результаты тестирования своих сотрудников в Международный учебно-методический центр финансового мониторинга
  • вести учет прохождения ее сотрудниками обучения

4) Формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, а также телекоммуникационные каналы связи, используемые для передачи информации в электронной форме определяются:

  • Правительством Российской Федерации
  • Президентом Российской Федерации
  • Росфинмониторингом

5) Может ли сотрудник, имеющий неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, быть назначен специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в организации осуществляющей реализацию правил внутреннего контроля в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • да, при наличии согласования руководителя МРУ Росфинмониторинг
  • да
  • нет

6) Укажите случаи составления внутреннего документа сотрудником организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателем (работником индивидуального предпринимателя), выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю в целях ПОД/ФТ:

  • при выявлении операции (сделки), полученной при реализации программы изучения клиента
  • по запросу Росфинмониторинга
  • при выявлении операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  • по запросу руководителя организации, индивидуального предпринимателя
  • в случаях, указанных в пунктах d), e), f)
  • при выявлении операции (сделки), имеющей хотя бы один из критериев и (или) признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки)
  • при выявлении операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • в случаях, указанных в пунктах a), b), с), d)

7) Укажите периодичность прохождения обучения в форме целевого инструктажа специальным должностным лицом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуального предпринимателя (за исключением поднадзорных Банку России):

  • не реже одного раза в пять лет
  • не реже одного раза в год
  • устанавливается в правилах внутреннего контроля
  • не реже одного раза в три года
  • однократно до начала осуществления таких функций

8) Какая ответственность предусмотрена за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

  • наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет, на юридических лиц – от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

9) Разрешается ли финансовым учреждениям вести анонимные счета в соответствии с Рекомендациями ФАТФ:

  • вопрос не регулируется Рекомендациями ФАТФ
  • да
  • нет

10) Имеют ли право организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции:

  • нет
  • в зависимости от принятого в организации регламента
  • да, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ

11) В каких случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115- ФЗ, кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом?

  • Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ не регулирует отношения, связанные с расторжением договора банковского счета (вклада)
  • в случаях, когда клиентом кредитной организации является хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем
  • на усмотрение кредитной организации
  • в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ

12) Укажите, о каких операциях, подлежащих обязательному контролю, организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальному предпринимателю следует сообщать в Росфинмониторинг:

  • обо всех операциях, осуществляемых в организации об операциях вызывающих подозрение у организации
  • об операциях, вызывающих подозрение у организации
  • о сделках скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий
  • об операциях, перечисленных в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ

13) Каким образом происходит подготовка и представление организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ:

  • на электронном носителе в адрес надзорного органа
  • все перечисленные варианты
  • по электронной почте в адрес МРУ Росфинмониторинга
  • в электронном виде с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.

14) На какой максимальный срок должна быть приостановлена операция клиентов в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ:

  • на 3 рабочих дня
  • на 7 рабочих дней
  • нет верного ответа
  • на 5 рабочих дней

15) В каком году были разработаны действующие в настоящее время стандарты ФАТФ:

  • 2014
  • 1997
  • 2012

16) Что должна предусмотреть организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, в Программе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

  • меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц
  • порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц
  • порядок периодического обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также обновления информации о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах
  • порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание иностранных публичных должностных лиц а также их супругов и обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников
  • все перечисленные варианты

17) Укажите сроки обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах:

  • по решению специального должностного лица
  • не реже чем один раз в 3 года
  • не реже одного раза в год

18) В соответствии с законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ осуществление внутреннего контроля включает в себя:

  • подготовку и обучение кадров
  • хранение документов и информации
  • выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и представлению в уполномоченный орган сведений (информации) реализацию правил внутреннего контроля
  • все перечисленные варианты

19) В каком году на совещании глав государств и правительств «Большой семерки» в Париже было принято решение о создании «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ):

  • 1957
  • 2002
  • 1989

20) Укажите срок, в течение которого организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в Росфинмониторинг информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ:

  • 2 рабочих дней, следующий за днем завершения проверки
  • 3 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • 5 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • незамедлительно

21) В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязательный контроль – это: – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по проверке информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом

  • совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по надзору за исполнением обязательных требований законодательства о противодействии, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма
  • совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации

22) Какой документ представляет собой исчерпывающую основу режима ПОД/ФТ и предназначен для применения всеми странами, с учетом особенностей национальной правовой системы:

  • Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
  • Палермская конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г.
  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.
  • Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ)

23) Какой федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:

  • Федеральная служба безопасности
  • Генеральная прокуратура
  • Министерство финансов
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу

24) Какая ответственность предусмотрена за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере:

  • штраф в размере от 100 000 до 15 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 100 00 рублей
  • лишение свободы на срок от 1 до 2 лет
  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового

25) Какая ответственность предусмотрена за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом:

  • принудительные работы на срок до 5 месяцев со штрафом в размере до 1 000 00 рублей и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового
  • штраф в размере до 100 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года
  • штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года

26) Каким нормативным правовым актом установлены квалификационные требования к специальным должностным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?

  • Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  • Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

27) В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ организация внутреннего контроля – это:

  • подготовка и обучение кадров, разработка правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию
  • постановка на учёт в (надзорном) уполномоченном органе, разработка правил внутреннего контроля и подключение к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга
  • совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля

28) Операция, подлежащая обязательному контролю совершена 21 июля 2017 года (пятница), до какого числа включительно организация обязана представить информацию в Росфинмониторинг?

  • до 24 июля 2017 года (понедельник)
  • до 25 июля 2017 года (вторник)
  • до 26 июля 2017 года (среда)

29) Укажите, что из перечисленного не содержат Правила внутреннего контроля, разрабатываемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями:

  • организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации
  • обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля
  • сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию
  • порядок действий сотрудников организации или индивидуального предпринимателя при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

30) Какие организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

  • имеющие государственные контракты с Министерством обороны Российской Федерации
  • имеющие в составе учредителей иностранную организацию
  • осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

31) Какую долю участия в капитале юридического лица прямо или косвенно (через третьих лиц) должно иметь физическое лицо, для того, чтобы признаваться бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

  • более 50%
  • более 30%
  • более 10%
  • более 25%

32) Какие виды административных наказаний могут быть применены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ:

  • предупреждение
  • административный штраф
  • административное приостановление деятельности организации
  • все перечисленные варианты

33) Специальное должностное лицо выявило операцию, которая соответствует одному из критериев выявления признака необычной сделки, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. Укажите, что оно должно сделать согласно законодательству о ПОД/ФТ?

  • подготовить внутреннее сообщение руководителю организации, копию которого направить в Росфинмониторинг
  • незамедлительно направить информацию в Росфинмониторинг
  • подготовить внутреннее сообщение руководителю организации, индивидуальному предпринимателю для принятия решения о его направлении в Росфинмониторинг

34) Какую информацию организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный орган по его запросу:

  • сведения о материально-техническом оснащении организации, индивидуального предпринимателя
  • бухгалтерскую отчетность
  • информацию о бенефициарных владельцах клиентов
  • информацию об операциях клиентов
  • варианты b) и c)
  • варианты a) и b)

35) Укажите меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

  • обязательный контроль
  • организация и осуществление внутреннего контроля
  • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • все вышеперечисленное

36) Что обязаны делать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

  • назначать специальных должностных лиц, ответственных за разработку правил внутреннего контроля и обеспечение их соответствия действующему законодательству
  • назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма
  • разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях

37) В каком виде организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями в Росфинмониторинг представляется информация, предусмотренная Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ:

  • в виде сообщений, установленных в Правилах внутреннего контроля
  • в виде формализованных сообщений на бумажном носителе
  • в виде формализованных электронных сообщений и в виде формализованных сообщений на бумажном носителе
  • в виде формализованных электронных сообщений

38) Какой частью статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части нарушения срока представления сведений, подлежащих обязательному контролю?

  • часть 2.3. статьи 15.27
  • часть 2.1 статьи 15.27
  • часть 1 статьи 15.27

39) Кто утверждает программу обучения сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя (за исключением поднадзорных Банку России) в сфере ПОД/ ФТ:

  • руководитель организации по согласованию с руководителем надзорного органа в сфере ПОД/ФТ
  • специальное должностное лицо по согласованию с руководителем организации, осуществляющей обучение в сфере ПОД/ФТ
  • руководитель организации, осуществляющей обучение в сфере ПОД/ФТ
  • руководитель организации

40) Сообщения об операциях, направляемых в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями должны быть подписаны:

  • руководителем службы безопасности
  • любого сотрудника организации
  • усиленной квалифицированной электронной подписью организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ

41) 1 августа 2017 (вторник) года выявлена операция, в отношении которой возникает подозрение о ее осуществлении в целях ОД/ФТ. 2 августа 2017 года (среда) принято решение о ее направлении в Росфинмониторинг. Укажите до какого числа включительно организация обязана ее направить?

  • до 7 августа 2017 года (понедельник)
  • до 5 августа 2017 года (суббота)
  • до 4 августа 2017 года (пятница)

42) Каким образом фиксируется информация, предусмотренная Программой идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

  • аудиозапись опроса клиента с оформлением стенограммы
  • видеозапись опроса с клиентом
  • анкетирование – составление документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе

43) В каких случаях организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели оценивают степень (уровень) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

  • в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)
  • в случаях, предусмотренных организацией или индивидуальным предпринимателем в Правилах внутреннего контроля
  • при возникновении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание)
  • все перечисленные варианты

44) Укажите срок, в течение которого организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в Росфинмониторинг информацию об операциях, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях ОД/ФТ:

  • 3 рабочих дня, следующих за днем совершения операции
  • незамедлительно
  • 1 рабочий день, следующий за днем совершения операции
  • 5 рабочих дней, следующих за днем выявления операции
  • 1 рабочий день, следующий за днем выявления операции
  • 5 рабочих дней, следующих за днем совершения операции
  • 3 рабочих дня, следующих за днем выявления операции

45) Укажите максимальный срок, в течение которого организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям необходимо представить в Росфинмониторинг информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом клиентов:

  • незамедлительно
  • 1 рабочий день, следующий за днем совершения операции
  • 5 рабочих дней, следующих за днем выявления операции
  • 1 рабочий день, следующий за днем выявления операции
  • 5 рабочих дней, следующих за днем совершения операции
  • 3 рабочих дня, следующих за днем выявления операции
  • 3 рабочих дня, следующих за днем совершения операции

46) Что должна предусматривать Программа подготовки и обучения сотрудников в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и у индивидуальных предпринимателей в сфере ПОД/ФТ:

  • изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок
  • изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационнораспорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля
  • все перечисленные варианты

47) Укажите верное утверждение: «по результатам проверки письменный отчет, содержащий сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля…»:

  • утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем и направляется в Росфинмониторинг
  • направляется специальным должностным лицом в надзорный орган в сфере ПОД/ФТ
  • представляется руководителю организации, индивидуальному предпринимателю

48) Какая ответственность предусмотрена за совершение лицом с использованием своего служебного положения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом:

  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет
  • принудительные работы на срок до 2 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3
  • принудительные работы на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового, с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

49) Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели осуществляют идентификацию клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя на основании:

  • сведений, представленных федеральными органами исполнительной власти
  • сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
  • сведений, полученных из открытых источников в сети «Интернет»
  • документов и сведений, представленных Росфинмониторингом
  • документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц)

50) Укажите срок, в течение которого организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  • 2 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • незамедлительно
  • 3 рабочих дня, следующих за днем завершения проверки
  • 5 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки

51) В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ внутренний контроль – это:

  • совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и другим персоналом организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в достижении целей, связанных с операционной деятельностью, подготовкой отчетности и комплаенс
  • деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма

52) Может ли организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальный предприниматель отказать в исполнении распоряжения клиента о совершении операции, в случае если клиент представил недостоверные документы:

  • нет
  • в зависимости от принятого в организации регламента
  • да

53) За какой период должен представляться отчет о проверке наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальными предпринимателями (за исключением поднадзорных Банку России):

  • не реже, чем один раз в полугодие
  • за период, определенный приказом руководителя организации
  • не реже, чем один раз в три месяца

54) Укажите случаи, при которых не проводится идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца:

  • при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ)
  • при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  • при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации
  • если клиентом является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган государственной власти иностранного государства самоуправления или орган государственной власти иностранного государства
  • при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей
  • варианты I, II, IV, V
  • варианты I-IV
  • варианты II, IV, V
  • все ответы верны

55) Какие Программы осуществления внутреннего контроля должны включаться в Правила внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями:

  • программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании
  • программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля
  • программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
  • программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев
  • все перечисленные варианты

56) Укажите полномочия, которые Росфинмониторинг не осуществляет:

  • проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
  • сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации
  • выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связаны с финансированием дефицита федерального бюджета

57) Какая ответственность предусмотрена для должностного лица организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае неисполнения законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков:

  • наложение административного штрафа в размере 25 000 рублей или дисквалификация от 1 до 2 лет
  • наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей
  • наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 25 000
  • предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 рублей

58) Кто в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и у индивидуального предпринимателя (за исключением поднадзорных Банку России) проводит дополнительный инструктаж в целях ПОД/ФТ для сотрудников организации:

  • руководитель организации и специальное должностное лицо
  • приглашенный лектор
  • руководитель организации
  • юрист
  • сторонняя организация
  • специальное должностное лицо

59) Информация о результатах проверок наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень представляется в Росфинмониторинг:

  • только в случае выявления среди своих клиентов таких лиц
  • по требованию уполномоченного органа
  • независимо от результата проверки

60) Какие действия совершают организации с информацией о результатах оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

  • фиксируют в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга
  • доводят до клиента
  • направляют в правоохранительные органы
  • направляют в Росфинмониторинг
  • фиксируют информацию в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в Правилах внутреннего контроля

61) В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – это:

  • придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами, полученными в результате совершения преступления
  • придание правомерного вида владению или распоряжению имуществом, полученным в результате совершения преступления
  • придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления

62) Укажите верное утверждение: «упрощенная идентификация клиента – физического лица – это…»:

  • совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, ИНН лица и подтверждению достоверности этих сведений способом, установленным Росфинмониторингом
  • совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, ИНН лица и подтверждению достоверности этих сведений способом, установленным Правительством Российской Федерации
  • совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из способов, установленных в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ

63) Какую информацию организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели не представляют в Росфинмониторинг:

  • о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом
  • о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона от 07.08.2001 №115- ФЗ
  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115- ФЗ
  • о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  • об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  • о результатах проверки соответствия реализации внутреннего контроля в организации требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ

64) Идентификация в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ – это:

  • совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах по подтверждению достоверности этих сведений на основании сведений, размещенных в открытых источниках
  • выявление среди своих клиентов бенефициарных владельцев, публичных должностных лиц, иностранных лиц на основании данных, представленных этими лицами
  • совокупность мероприятий по установлению среди своих клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности
  • совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий

65) Укажите верное утверждение: «специальное должностное лицо назначается…..»:

  • приказом руководителя организации
  • по согласованию с директором Росфинмониторинга
  • приказом руководителя организации по согласованию с генеральным директором Автономной некоммерческой организацией «Международный учебнометодический центр финансового мониторинга»
  • приказом руководителя организации
  • по согласованию с руководителем надзорного органа в сфере ПОД/ФТ
  • приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя

66) Какие категории сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя (за исключением поднадзорных Банку России) должны проходить обучение в целях ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа:

  • сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии
  • главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета
  • руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии)
  • руководитель организации
  • руководитель филиала организации
  • заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления
  • все перечисленные варианты

67) Какие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяются в случае нарушения законодательства противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

  • Статья 20.27
  • Статья 15.11
  • Статья 15.27

68) В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ бенефициарный владелец клиента – это:

  • юридическое лицо
  • транснациональная компания (корпорация)
  • юридическое и физическое лицо
  • некоммерческая организация
  • физическое лицо

69) В каких случаях не проводится идентификация бенефициарных владельцев клиентов:

  • в случаях, установленных Правительством Российской Федерации
  • в случаях, установленных уполномоченным органом
  • в случаях, установленных уполномоченным органом по согласованию с Банком России
  • в случаях, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ

70) Укажите периодичность прохождения обучения в форме повышения уровня знаний специальным должностным лицом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуального предпринимателя (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке и/или поднадзорных Банку России):

  • не реже одного раза в пять лет
  • не реже одного раза в год
  • однократно до начала осуществления таких функций
  • не реже одного раза в три года

71) Доведение полной информации о лицах, включенных в Перечень организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется:

  • посредством размещения такой информации в соответствующем разделе официального сайта Росфинмониторинга
  • путем опубликования такой информации в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации
  • путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга

72) Укажите период проведения внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя Правил внутреннего контроля, требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ:

  • не реже одного раза в квартал
  • не реже одного раза в год
  • не реже одного раза в полугодие

73) Какой федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации не осуществляет надзор в сфере ПОД/ФТ:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральная налоговая служба
  • ФКУ «Пробирная палата России»
  • Банк России
  • Министерство экономического развития

74) Обязан ли в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 заместитель главного бухгалтера организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом пройти обучение в форме целевого инструктажа в сфере ПОД/ФТ:

  • нет
  • да
  • да, если он является специальным должностным лицом организации

75) Укажите минимальный период времени, в течение которого организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и, индивидуальные предприниматели обязаны хранить документы и сведения, необходимые для идентификации лиц:

  • не менее трех лет со дня прекращения отношений с клиентом
  • не менее трех лет со дня совершения операции клиентом
  • не менее пяти лет со дня совершения операции клиентом
  • не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом

76) Какой федеральный орган государственной власти Российской Федерации формирует и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения об организациях и лицах, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму:

  • Генеральная прокуратура
  • Федеральная служба безопасности
  • Правительство
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу

77) Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, подлежат согласованию:

  • с Банком России
  • с Минфином России
  • с руководителем организации
  • с надзорным органом, Банком России или Росфинмониторингом
  • утверждаются руководителем организации и не подлежат согласованию

78) Кто из сотрудников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (за исключением поднадзорных Банку России) обязан проходить обучение в сфере ПОД/ФТ:

  • все сотрудники организации
  • специальное должностное лицо организации
  • руководитель организации и специальное должностное лицо организации
  • руководитель организации
  • сотрудники, перечисленные в утвержденном руководителем или индивидуальным предпринимателем перечне сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ

79) Дополнительный инструктаж сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом или операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуального предпринимателя проводится в следующих случаях (за исключением поднадзорных Банку России):

  • При изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • При утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления
  • При переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • варианты I, III
  • варианты II, III
  • нет правильных вариантов ответа
  • варианты I, II, III

80) Какая ответственность предусмотрена для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае непредставления в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций:

  • административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей на юридических лиц – в размере от 300 000 до 500 000 рублей
  • административный штраф на должностных лиц в размере в размере от 30 000 до 40 000 рублей на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток

81) Кто в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и у индивидуального предпринимателя является ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?

  • главный бухгалтер
  • начальник службы безопасности
  • юрист
  • специальное должностное лицо

82) Укажите, какие мероприятия не включает в себя идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (за исключением упрощенной идентификации):

  • определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу
  • проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ
  • выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)
  • оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска
  • выявление юридических и физических лиц, находящихся в санкционных списках Совета Безопасности ООН

83) Кто принимает окончательное решение о представлении сведений о необычной операции (сделки) клиента, осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма в Росфинмониторинг:

  • специальное должностное лицо
  • исполнитель (сотрудник организации)
  • заместитель руководителя организации по экономическим вопросам
  • руководитель организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальный предприниматель

84) Укажите квалификационные требования, которые предъявляются к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

  • прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования – наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • все перечисленные варианты

85) Укажите срок внесения изменений в Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей в связи с изменением действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ:

  • в течение 15 календарных дней с даты вступления в силу нормативного правового акта в сфере ПОД/ФТ
  • в течение 90 календарных дней с даты вступления в силу нормативного правового акта в сфере ПОД/ФТ
  • в течение 1 месяца с даты вступления в силу нормативного правового акта в сфере ПОД/ФТ

86) Укажите основания для отказа организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателем в выполнении распоряжения клиента о совершении операции:

  • по указанию надзорного органа в сфере ПОД/ФТ
  • в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ

87) Укажите максимальный срок, в течение которого организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям необходимо представить в Росфинмониторинг исправленное формализованное электронное сообщение, в случае получения от Росфинмониторинга информации о невозможности принятия формализованного электронного сообщения в связи с наличием замечаний:

  • Незамедлительно
  • не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете указанной информации
  • не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете указанной информации

88) В каких случаях организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям необходимо документально фиксировать информацию об операциях (сделках) клиента:

  • несоответствие содержания сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации
  • необычный характер операции (сделки)
  • выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ
  • все перечисленные варианты

89) Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *