Информация как объект права понятие свойства виды
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Информация как объект права, понятие и признаки.
ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.
В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.
ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.
«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»
Признаки информации:
•является не материальным объектом (идеальным);
•независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;
•возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;
•на информацию не распространяется право собственности;
•информация применяется правообладателем;
•режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).
Информационные права и свободы человека и гражданина.
Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.
Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.
Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).
Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:
в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;
в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.
В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч.1 ст.23;
право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — ч.2 ст.23;
свобода мысли и слова — ч.1 ст.29;
свобода массовой информации — ч.5 ст.29;
право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) — ч.3 ст.29;
право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ч.4 ст.29;
право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст.33;
свобода всех видов творчества — ч.1 ст.44;
право на доступ к культурным ценностям — ч.2 ст.44.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.
Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.
В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:
обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);
удовлетворение справедливых требований морали;
и общего благосостояния в демократическом обществе.»
Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:
защиту основ конституционного строя;
прав и законных интересов других лиц;
обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.
К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье рассмотрен термин « информация » в качестве объекта гражданского права . Изучены точки зрения юристов-практиков и правоведов по вопросу отнесения информации к объектам гражданского права . Исследована судебная практика по данному вопросу. Выявлена проблема несоответствия норм информационного законодательства действующему гражданскому законодательству РФ. Предложен путь решения данной проблемы.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьева Алина Алексеевна
INFORMATION AS AN OBJECT OF CIVIL LAW
The article considers the term " information " as an object of civil law . The points of view of legal practitioners and legal experts on the issue of attribution of information to objects of civil law are studied. Judicial practice on this issue is investigated. The problem of non-compliance of information legislation norms with the current civil legislation of the Russian Federation is revealed. A way to solve this problem is proposed.
Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»
Афанасьева Алина Алексеевна Курский государственный университет
Россия, Курск Alina1999AAA@yandex.ru Afanasieva Alina Kursk state University Russia, Kursk
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА INFORMATION AS AN OBJECT OF CIVIL LAW Аннотация: в статье рассмотрен термин «информация» в качестве объекта гражданского права. Изучены точки зрения юристов-практиков и правоведов по вопросу отнесения информации к объектам гражданского права. Исследована судебная практика по данному вопросу. Выявлена проблема несоответствия норм информационного законодательства действующему гражданскому законодательству РФ. Предложен путь решения данной проблемы. Ключевые слова: информация, объект гражданского права, информационные правоотношения, информационные технологии, гражданское законодательство.
INFORMATION AS AN OBJECT OF CIVIL LAW Annotation: the article considers the term "information" as an object of civil law. The points of view of legal practitioners and legal experts on the issue of attribution of information to objects of civil law are studied. Judicial practice on this issue is investigated. The problem of non-compliance of information legislation norms with the current civil legislation of the Russian Federation is revealed. A way to solve this problem is proposed.
Key words: information, object of civil law, information legal relations, information technologies, civil legislation.
Современный этап развития российского государства имеет такую характерную для него особенность, как переход от индустриального общества к информационному путём внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности.
На сегодняшний день в Российской Федерации неумолим научно -технический прогресс, который является одним из наиболее важнейших факторов развития современного общества. Ввиду появления новейших технологий в научной, исследовательской, образовательной, производственной и иных сферах деятельности формируется и непрерывно развивается новый вид общественных отношений-информационные общественные отношения.
Непрерывное развитие данного вида отношений зачастую приводит к тому, что законодатель просто не успевает вносить изменения в законодательство РФ, которое призвано регламентировать регулирование новых, возникших с учётом появления научных и технических новшеств, общественных отношений.
Информация является ведущим ресурсом для формирования и развития гражданского общества, полноценного функционирования всех государственных структур.
Права и свободы человека, продекларированные в различных нормативных правовых актах РФ, могут быть реализованы только при наличии свободы информации, которая способна обеспечить формирование общественного мнения, а также воздействовать на органы государственной власти, органы местного самоуправление, гражданское общество.
Термин «информация» на сегодняшний день имеет не только
философское, но и политическое, экономическое, юридическое значение
[1,с.6]. Информационные технологии были внедрены во процессы
жизнедеятельности человека сравнительно недавно, но успели уже достаточно
укорениться, и продолжают своё развитие довольно стремительными темпами.
В связи с массовым применением информационных технологий во всех сферах 1157
жизнедеятельности у общества возникла объективная потребность в защите интересов субъектов информационного права [2, а3].
Современные информационные правоотношения требуют новых способов правового регулирования. Следовательно, необходимо осуществлять работу по поиску новых механизмов, которые позволят обеспечить эффективное правовое регулирование информационных правоотношений.
По нашему мнению, для того, чтобы появилась возможность реализации правового регулирования общественных информационных отношений, необходимо наличие в гражданском законодательстве легального отнесения информации к объектам гражданского права.
Информация в качестве объекта гражданского права была закреплена в статье 128 ГК РФ в редакции №2 от 12.08.1996 года, которая на сегодняшний день является недействующей.
Кандидат юридических наук Е.Н. Насонова отмечала тот факт, что включение информации в состав объектов гражданского права стало возможным в связи со становлением и развитием гражданского общества в целом [3, с.15].
В статье 128 ГК РФ в редакции № 30 от 13.05.2008 года информация была исключена из списка объектов гражданского права.
Вопрос о признании информации в качестве самостоятельного объекта гражданского права носит дискуссионный характер и на сегодняшний день.
Учёный-правовед Е.А. Суханов определяет информацию в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, отмечая при этом, что объектом гражданских прав будет являться далеко не любая информация. Специалист по гражданскому праву Е.А. Суханов подчёркивает, что объектом гражданских прав является только охраноспособная информация, называя при этом в качестве примеров коммерческую тайну и секрет производства. Абстрактную информацию правовед не относит ни к числу объектов гражданского права, ни к объектам права в целом.
Исследователь С.И. Суслова отмечает, что под объектом гражданских прав
стоит понимать исключительно документированную информацию, поскольку 1158
документированная информация позволяет обеспечить соответствие различных нормативных правовых актов друг другу [4, с.12].
Учёный Е.В. Богданов под информацией понимает одну из основ информационного облика человека, который включает в себя признаки, характерные для субъектов гражданского права[5, с.11]. Он отмечает, что необходимо вновь установить в гражданском законодательстве такой объект гражданского права как информация, поскольку такое установление обеспечит более эффективное регулирование гражданских правоотношений, в том числе информационных общественных отношений.
Профессор А.А. Антопольский полагает, что самые разные виды информации могут являться объектами гражданского права, при этом по поводу таких объектов права могут возникать абсолютные и относительные правоотношения.
Правовед С.К. Резников отмечает, что исключение информации из состава объектов гражданского права является нецелесообразным на современном этапе развития общества [6, с.16]. Ввиду преобразования общества из индустриального в информационное информация представляется самым востребованным объектом гражданского права, пишет С.К. Резников.
Профессор А.П. Полянский также рассматривает информацию в качестве объекта гражданских прав. Свою позицию юрист обосновывает следующими фактами [7, с.8]. Так А.П. Полянский отмечает, что общественные отношения в сфере информации характеризуются путём указания на то, что подобные отношения возникают по поводу совершения различных действий и бездействий с информацией, а единственным значительным признаком в информационных правоотношениях является их объект, который представляет собой материальные или духовные блага.
Юристы Д.С. Лебедева и А.О. Яценко полагают, что информацию следует относить к объектам гражданского правах [9, с.7]. Юристы подтверждают это тем, что информация как результат интеллектуальной деятельности участвует в
гражданском обороте, ввиду такого участия она и является защищаемым нормативными правовыми актами объектом.
Некоторые юристы и учёные-правоведы придерживаются противоположной точки зрения, отмечая справедливость исключения информации из списка объектов гражданского права.
Так, по мнению правоведа Л.Б. Ситдиковой, законодатель целесообразно исключил такую правовую категорию как информация из списка объектов гражданского права.
Точку зрения правоведа Л.Б. Ситдиковой разделяет и профессор Р.С. Бевзенко[10, с.55]. Он называет информацию обязательством обязанного лица, которое не в коей мере не может являться объектом гражданского права, поскольку объектом таких информационных правоотношений будут действия лица, на котором лежит бремя установленных для него гражданским законодательством обязанностей.
Некоторые юристы утверждают, что информация не является объектом гражданских прав, поскольку представляет собой оказание услуг.
Полагаем, что следует разделять точку зрения юристов и учёных-правоведов, которые считают такую правовую категорию как информация самостоятельным объектом гражданского права.
Утверждение о том, что информация может отождествляться лишь с
оказанием услуг, представляется нам абсолютно неверным. Оказание услуг не
включает в своё содержание весь действующий на сегодняшний день оборот
информации. Помимо правоотношений, связанных с процессом оказания услуг,
информация как объект гражданского оправа участвует и в ряде других
общественных отношений. Примером вышеприведённой позиции может
служить такое информационное правоотношение как правоотношение по поводу
уведомления участников хозяйственного общества о предстоящем проведении
общего собрания участников, а также предоставления необходимых для
проведения такого собрания материалов, где исключены правоотношения по
оказанию услуг. 1160
В рамках признания информации самостоятельным объектом гражданского права следует учитывать имеющуюся по этому вопросу судебную практику. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 г. по делу № А56-35417/2012 установлен факт о том, что согласно пункту 1 статьи 5 ФЗ № 149 информация о деятельности государственных органов представляет собой объект публичных отношений [11, с. 15]. Несмотря на это, информация о привлеченных к административной ответственности организаций в представляющем интерес объеме не имеет связи с защитой прав непосредственно общества, так как цель получения подобной информации состоит в поиске клиентов, которые имеют потребность в оказании им юридических услуг. Такую информацию суд квалифицировал в качестве объекта гражданских правоотношений.
Исходя из вышеприведённого примера из судебной практики, можно сделать вывод о том, что при рассмотрении вопроса о признании информации объектом правоотношений суд учитывает цель получения информации: для признания информации объектом гражданских правоотношений необходимо наличие некой взаимосвязи возникающей информации с отношениями, которые реализуются под регулированием гражданского законодательства.
Мы придерживаемся идеи обязательного включения такой правовой категории как информация в список объектов гражданского права. Информация на сегодняшний день является экономической ценностью, её можно отнести к своеобразному виду имущества, а значит, отнесение информации к объектам гражданского права представляет собой вполне справедливое суждение.
Законодатель поступил нецелесообразно, исключив из статьи 128 ГК РФ информацию как объект гражданского права. В результате такого исключения информации из списка объектов гражданского права появилось несоответствие норм Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ нормам статьи 128 ГК РФ(далее-ФЗ № 149).
Частью 1 статьи 5 ФЗ № 149 установлено, что информация может представлять собой объект публичных, гражданских и иных правовых отношений.
Возникает объективный вопрос по поводу рациональности исключения информации из списка объектов гражданских прав. Предполагаем, что законодатель исходил из того, что информация не может быть самостоятельным объектом гражданских прав, так как в любом случае подвластна режиму какого-либо иного объекта. Такая, предполагаемая нами причина исключения законодателем информации из статьи 128 ГК РФ, представляется неверной.
Несомненно, любой объект, как материальный, так и нематериальный, можно определить как конкретную совокупность информации. На сегодняшний день информация является особым объектом обязательственных отношений, которые связаны с осуществлением сбора, переработки, хранения, поиска, распространения, а также использования во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Предлагаем, включить в статью 128 ГК РФ такой объект гражданского права как информация, поскольку по своей сущности информация является именно таковым объектом. К тому же, такое внесение изменений в ГК РФ исключит противоречие норм ФЗ № 149 и ГК РФ.
1.Бачило И.Л. Информационное право: учебник / -М.: Юрайт, 2017. 129 с.
2.Гунин Д.И. Информация как объект правового регулирования // Российский юридический журнал. Екатеринбург: -Изд-во УрГЮА. 2015. № 4. 184 с.
3.Борзенков Г.Б. Правовое регулирование информационного пространства. Монография. -М., 2016. 89 с.
4.Копорин Д.Т. Правовое регулирование информационного обеспечения
предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Монография. -М.,
2017. 218 с. 1162
5.Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. -М.: Статут. 2016. 223 с.
6.Рассолов М.М. Информационное право: Уч. пос. -М., 1999. 157 с.
7.Копырюлин А.Н. Информационные основания права. Монография. -Н. Новгород. -М., 2013. 94 с.
8.Числин В.П. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. -М., 2017. 79 с.
9.Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы- Под ред. В.А. Садовничего, В.П. Шерстюка. -М., 2014.105 с.
10.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России: теоретические и практические проблемы. -М., 2015. 63 с.
11.Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права: Дис. . канд. юрид. наук. -М., 2002. 85 с.
Информация как объект права понятие свойства виды доклад
Все чаще звучат предложения о легальном закреплении информации в качестве объекта гражданских прав путем включения соответствующего указания в статью 128 ГК.
Нередко приходится слышать, что информация не может быть объектом гражданских прав хотя бы потому, что она воспринимается всеми органами чувств человека (свет, звуки, тепло, вкус, запахи) и нет необходимости, да и возможности устанавливать субъективные гражданские права на такого рода блага.
Вне всяких сомнений, отношения по поводу такой информации не нуждаются в какой-либо правовой регламентации. Подобный подход существует и применительно к любым бытовым отношениям: прогулка в парке, встреча с друзьями, выгул собаки, вышивание крестиком не требуют гражданско-правового регулирования.
Вместе с тем как только информация приобретает экономическую ценность, она становится имуществом, а значит – и объектом гражданских прав, поскольку ст. 128 ГК относит к числу таких объектов всякое имущество, перечень которого в статье является открытым.
Сложность разработки адекватного регулировании отношений по поводу упомянутой информации во многом обусловлена тем, что сегодня информация создается, хранится, обрабатывается, передается не в письменной или устной, а в электронной форме. Именно эта относительно новая форма существования информации порождает массу дополнительных вопросов при разработке регулятивных и охранительных норм. Вследствие этого представляется важным уделить некоторое внимание самой этой форме.
Таким образом, всякая создаваемая информация – звуки, тексты, изображения, показания приборов и проч. – для обеспечения возможности ее обработки, хранения и передачи компьютером требует преобразования в цифровую (электронную) форму. То есть цифровизация предполагает изменение формы существования информации для целей ее хранения, обработки, передачи и т.д.[3].
Далее стоит остановиться одном важном нюансе.
С технической точки зрения, как уже указывалось выше, цифровая форма информации предусматривает ее передачу от источника к приемнику посредством канала связи.
С позиций теории гражданского права передача информации от одного лица к другому недопустима – возможен лишь переход (передача) имущественных прав на информацию. Раскрыть это утверждение можно, опираясь на пример интеллектуальной собственности.
Как известно, статья 128 ГК относит к имуществу как вещи (традиционные предметы материального мира, которые можно осязать), так и нематериальные объекты, прямо упоминая результаты интеллектуальной деятельности и так называемые средства индивидуализации. Упомянутые нематериальные объекты – полноценные объекты гражданских прав, но никак не гражданского оборота. В оборот в соответствии с пунктом 4 статьи 129 ГК выпускаются не сами результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, а только имущественные права на них (исключительные права), что обусловлено как раз нематериальной природой этих объектов. Иными словами, предметом гражданско-правовых сделок могут быть лишь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, но не сами названные объекты прав, не обладающие свойством оборотоспособности[4].
Аналогичным образом информация, имеющая экономическую ценность,[5] являясь нематериальным объектом, не может становиться предметом гражданско-правовых сделок и переходить от одного лица к другому. Однако имущественные права на такую информацию (отдельно – на материальные носители этой информации) оборотоспособны и вполне могут отчуждаться или иным образом переходить от одного лица к другому.
Особенностью информационного права как комплексной отрасли законодательства является широкое использование методов регулирования, характерных прежде всего для административного права. Причем нормы, составляющие информационное право, носят иногда скорее технико-юридический, нежели чисто юридический характер.
Исходя из сказанного и с учетом содержания пункта 1 статьи 2 ГК, закрепляющего, что всякие отношения по поводу имущества, основанные на равенстве, автономии их воли и имущественной самостоятельности их участников, относятся к сфере гражданского права[7], регулирование такого рода имущественных отношений по поводу информации не может относиться к сфере информационного права. Возникновение субъективных гражданских прав на информацию и оборот прав на информацию должны регламентироваться именно гражданским правом.
Подводя некоторые итоги, нельзя не дать оценку идее обязательности включения информации в перечень объектов гражданских прав, содержащийся в статье 128 ГК.
Подобные предложения звучат всегда, когда то или иное вновь возникшее явление становится предметом повышенного внимания со стороны юридического сообщества. Так было с доменными именами, мета-тегами, виртуальным имуществом, цифровыми деньгами и проч. – посвященные их анализу диссертационные исследования и разного рода публикации как правило включали утверждение, согласно которому эти явления всенепременно должны были быть прямо поименованы в статье 128 ГК.
Сказанное позволяет сделать два не противоречащих друг другу вывода:
- информация – это объект гражданских прав; но
- включать ее в перечень объектов гражданских прав, содержащийся в статье 128 ГК, вовсе не обязательно.
Развивая изложенное, надо отметить влияние, которое оказало на гражданское право появление упомянутой выше цифровой (электронной) формы.
Во-вторых, возникли новые объекты гражданских прав, предусматривающие существование исключительно в цифровой (электронной) форме – так называемое виртуальное имущество[9] (игровое имущество, виртуальные деньги, доменные имена и проч.).
В обоих обозначенных случаях требуется создание специальных нормативных правил, учитывающих специфику цифровой формы упомянутых объектов. Но, как известно, законодательное регулирование в этой сфере значительно отстает от потребностей оборота.
Важно заметить, что зачастую и в публикациях, и в законопроектах, касающихся того или иного объекта, существующего исключительно в цифровой (электронной) форме, предлагается распространять на эти объекты режим права собственности. Так, к объектам права собственности предлагалось отнести цифровые финансовые активы, игровое имущество, большие данные, криптовалюту и т.д.
Безусловно, подобные предложения не могут быть поддержаны, поскольку они вступают в противоречие с постулатом отечественного гражданского права, согласно которому объектом права собственности может выступать только индивидуально-определенная вещь (материальный предмет).
Вместе с тем уже сами эти предложения (с учетом их многочисленности), на мой взгляд, обнажают существующую в цивилистике концептуальную проблему, на которую хотелось бы обратить внимание.
Из курса гражданского права отечественные юристы знают, что гражданские правоотношения делятся на абсолютные (в которых управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг обязанных субъектов; к числу абсолютных традиционно относят вещное право и интеллектуальную собственность) и относительные (в которых управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо; к числу относительных правоотношений традиционно относят обязательственные и корпоративные)[10].
При появлении нового нематериального объекта, существующего исключительно в цифровой форме и обладающего экономической ценностью, обнаружилось, что имущественные права на такие объекты не втискиваются в рамки ни одной из разработанных в доктрине разновидностей правоотношений[11]. Имея абсолютную природу, права на рассматриваемые (нематериальные) объекты не могут быть отнесены ни к категории вещных прав, ни к категории интеллектуальной собственности. Искусственное же причисление отношений по поводу исследуемых объектов к числу относительных правоотношений представляется довольно проблематичным и вполне способно привести к созданию неадекватного и неэффективного правового регулирования.
По всей видимости пора признать, что круг абсолютных правоотношений должен быть расширен за счет включения в него новой разновидности гражданских правоотношений – имущественных отношений по поводу нематериальных объектов, существующих исключительно в цифровой (электронной) форме и имеющих экономическую значимость. Только такой подход позволит разрабатывать юридически корректное и эффективное правовое регулирование.
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:
[4] Подробнее об этом см. Рожкова М.А. § 2.1 Концепция, положенная в основу раздела VII ГК РФ // Цивилистическая концепция интеллектуальной собственности в системе российского права: Монография / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М.: Статут, 2018. С. 120–173.
[6] Бачило И.Л. Информационное право: учебник / М.: Юрайт, 2011. С. 28–29.
[11] Справедливости ради нужно признать, что эта проблема знакома и зарубежным правопорядкам. Так, К.В. Нам обозначая трудности, с которыми столкнулся германский правоприменитель при определении правовой природы прав на домены, пишет следующее: «Домены обладают определенной экономической ценностью, имеют измеримую в деньгах стоимость, отчуждаемы и могут быть предметом различных договорных обязательств. Та особенность доменного имени, что оно является в силу технических особенностей единственным в своем роде, наделяет его владельца неким фактическим абсолютным правом владения доменом. Если кто-то владеет доменом, то другой им владеть уже не может. Вопрос заключался в том, является ли такое фактическое владение абсолютным самостоятельным правом в юридическом смысле.
Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.
Цель реферата – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Информация как объект правоотношений…………………………………..4
2. Основные положения информационного права…….……………………….9
2.1 Информационное право……………………………………………………. 9
2.2 Информация как основной объект информационного права …………….10
3 Специфические особенности и юридические свойства информации……. 14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………. 17
Вложенные файлы: 1 файл
Yagofarov_Vildan (1).doc
Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Студент гр., 11ДА(б)ДОУ
1. Информация как объект правоотношений…………………………………..4
2. Основные положения информационного права…….……………………….9
2.2 Информация как основной объект информационного права …………….10
3 Специфические особенности и юридические свойства информации……. 14
Список использованной литературы…………………………………………. 17
Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.
Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.
Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.
По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).
В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется ин-формационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.
Цель реферата – ознакомиться с основными и специфическими положениями информационного права, юридическими свойствами информации; подвести итог информационных отношений как основного объекта правового регулирования, рассмотреть юридические источники информационного права и законодательные акты.
Существует значительное количество определений термина «информация». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:
1 сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством;
Можно привести еще одно определение информации (философское): информация – это свойство материи, состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниями устанавливается некоторое соответствие.
С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:
между человеком и автоматом,
между автоматом и автоматом,
обмен сигналами в животном и растительном мире,
передача информации от организма к организму (генетическая информация).
При изучении предложенного курса мы будем руководствоваться определением, которое зафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определений позволят нам глубже понять специфику данного термина.
Свойства информации, ее юридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации3.
Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.
1. Свойство физической неотчуждаемости информации.
Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.
2. Свойство обособляемости информации.
Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.
3. Свойство информационного объекта.
Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.
4. Свойство тиражируемости информации.
Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.
5. Свойство организационной формы.
Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.
6. Свойство экземплярности информации.
Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.
Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.
Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.
Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.
Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.
Сам федеральный закон «О рекламе» является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон «О рекламе» и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.
К ненормативной правовой информации относятся:
— общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;
— судебная, уголовная и прокурорская статистика;
информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;
— информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;
— информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;
— информация судов (судебные решения).
Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:
— информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);
— массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;
— официальные документы, например, законы, судебные решения.
К закрытой информации относятся:
— государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;
— коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;
— профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;
— персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.
Понятие «информация» тесно связано с другим понятием – «информационные ресурсы». Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Классификация информационных ресурсов
1. По виду информации:
— информация о чрезвычайных ситуациях,
— кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной).
2. По способу доступа:
-информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональные данные).