Что входит в силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Перейти к содержимому

Что входит в силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • автор:

Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями)

25 октября 2014 г., 31 октября 2015 г., 17 мая, 20 сентября 2017 г., 4, 30 сентября 2019 г., 7 февраля, 19 июня, 12 октября 2020 г., 17 апреля 2021 г., 5 апреля 2022 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 30 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1128

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции:

наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

государственный мониторинг атмосферного воздуха;

государственный мониторинг водных объектов;

государственный мониторинг радиационной обстановки;

государственный лесопатологический мониторинг;

государственный мониторинг состояния недр;

мониторинг вулканической активности;

мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности;

федеральный государственный экологический надзор;

карантинный фитосанитарный мониторинг;

контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой;

контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;

контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства;

контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;

мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 30 сентября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1128

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая:

тушение пожаров, в том числе лесных пожаров;

организацию и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий;

организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;

обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;

авиационно-космический поиск и спасание;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечение транспортной безопасности;

организацию и проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море;

обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях;

осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сетей электросвязи;

защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных;

предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения;

ГАРАНТ:

См. Положение о взаимодействии Минздрава РФ, МВД РФ и ФСБ РФ при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими акциями, утвержденное Минздравом РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25, 19 и 21 января 2000 г. N 03-23/2-11

обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий.

2. Утвердить прилагаемый перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить в установленном порядке автоматизированный учет, хранение и обновление данных о силах и средствах постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке утвердить перечни сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечить их автоматизированный учет, хранение и обновление.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3998);

пункт 11 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824);

пункт 24 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);

подпункт 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. N 1113 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 154).

Председатель Правительства
Российской Федерации

8 ноября 2013 г. N 1007

Перечень
сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1007)

С изменениями и дополнениями от:

25 октября 2014 г., 31 октября 2015 г., 17 мая 2017 г., 4, 30 сентября 2019 г., 7 февраля, 19 июня, 12 октября 2020 г., 17 апреля 2021 г., 5 апреля 2022 г.

Информация об изменениях:

Раздел изменен с 14 апреля 2022 г. — Постановление Правительства России от 5 апреля 2022 г. N 585

Национальный центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва

Федеральное государственное казенное учреждение «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», г. Москва

Федеральное государственное казенное учреждение «Ногинский спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», г. Ногинск (Московская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Тульский Спасательный центр МЧС России», дер. Кураково (Тульская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России», дер. Устье (Московская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Невский Спасательный центр МЧС России», г. Санкт-Петербург

Федеральное государственное казенное учреждение «Донской Спасательный центр МЧС России», пос. Ковалевка (Ростовская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Волжский Спасательный центр МЧС России», г. Самара

Федеральное государственное казенное учреждение «Уральский Учебный спасательный центр МЧС России», пос. Новогорный (Челябинская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирский Спасательный центр МЧС России», пос. Коченево (Новосибирская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Амурский Спасательный центр МЧС России», пос. Анастасьевка (Хабаровский край)

Федеральное государственное казенное учреждение «Камчатский Спасательный центр МЧС России», пос. Раздольный (Камчатский край)

Федеральное государственное казенное учреждение «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд», г. Жуковский (Московская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра», дер. Устье (Вологодская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России», пос. Никола (Иркутская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Бор (Нижегородская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», пос. Мурино (Ленинградская область)

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», пос. Иноземцево (Ставропольский край)

Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Красноярск

Федеральное государственное казенное учреждение «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Екатеринбург

Федеральное государственное казенное учреждение «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Сочи (Краснодарский край)

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве», г. Москва

Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Национальный аэромобильный спасательный учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров», г. Новокузнецк (Кемеровская область)

Федеральное государственное унитарное предприятие «Военизированная горноспасательная часть», г. Москва

Федеральное казенное учреждение «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», г. Москва, и его филиалы

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», г. Жуковский (Московская область)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Жуковский авиационно-спасательный центр МЧС России», г. Жуковский (Московская область)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России», г. Красноярск

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западный авиационно-спасательный центр МЧС России», г. Санкт-Петербург

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России», г. Хабаровск

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Южный авиационно-спасательный центр МЧС России», г. Ростов-на-Дону

Силы функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Исключен с 27 мая 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 17 мая 2017 г. N 574

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Раздел изменен с 15 октября 2020 г. — Постановление Правительства России от 12 октября 2020 г. N 1671

Всероссийская служба медицины катастроф

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва

Подразделения постоянной готовности медицинских и иных организаций, входящих в Службу медицины катастроф Минздрава России

Служба медицины катастроф Минобороны России

Силы и средства МЧС России, МВД России, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций

Информация об изменениях:

Раздел изменен с 15 октября 2020 г. — Постановление Правительства России от 12 октября 2020 г. N 1671

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Федерального медико-биологического агентства, г. Москва

Аварийный медицинский радиационно-дозиметрический центр федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна», г. Москва

Южно-Уральский региональный аварийный медико-дозиметрический центр на базе федерального государственного унитарного предприятия Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства, г. Озерск (Челябинская область)

Северо-Западный региональный аварийный медико-дозиметрический центр на базе федерального государственного унитарного предприятия научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины Федерального медико-биологического агентства, г. Санкт-Петербург

Токсикологический центр федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины Федерального медико-биологического агентства», г. Одинцово (Московская область)

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические бригады центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России

Клинико-токсикологические, радиологические и специализированные бригады медицинских организаций ФМБА России

Федеральные государственные бюджетные учреждения — государственные природные заповедники и национальные парки

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации», г. Москва

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-производственное объединение «Тайфун», г. Обнинск (Калужская область)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный вычислительный центр Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Москва

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Краснодарская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», г. Лабинск (Краснодарский край)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», г. Нальчик

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы», г. Невинномысск (Ставропольский край)

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Петропавловск-Камчатский

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Южно-Сахалинск

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Чита

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Красноярск

Региональный противолавинный центр федерального государственного бюджетного учреждения «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», г. Магадан

Снеголавинный отряд федерального государственного бюджетного учреждения «Специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей», г. Сочи (Краснодарский край)

Центральный аппарат в г. Москве и территориальные органы в субъектах Российской Федерации

Силы функциональной подсистемы противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов

Силы функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса, находящиеся в ведении Рослесхоза

Силы функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромторга России и Росстандарта

Силы функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса

Силы функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности

Силы функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия

Информация об изменениях:

Раздел изменен с 30 апреля 2021 г. — Постановление Правительства России от 17 апреля 2021 г. N 613

Силы функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры

Силы функциональной подсистемы электросвязи и почтовой связи

Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения», г. Москва

Исключен с 30 апреля 2021 г. — Постановление Правительства России от 17 апреля 2021 г. N 613

Информация об изменениях:

Департамент растениеводства, химизации и защиты растений

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр», г. Москва

Управление контроля, надзора и рыбоохраны

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», г. Владивосток

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», г. Мурманск

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр охраны здоровья животных», г. Владимир

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория», г. Москва

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов», г. Москва

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр карантина растений», пос. Быково-2 (Московская область)

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», г. Москва

Федеральное государственное унитарное предприятие «Республиканский фумигационный отряд», г. Москва

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», г. Барнаул

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2015 г. N 1172 подраздел «Росморречфлот» изложен в новой редакции

Федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота», г. Москва

Главный авиационный координационный центр поиска и спасания федерального бюджетного учреждения «Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания», г. Москва

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», г. Москва

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями, г. Москва

Силы функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газобезопасность» (орган управления военизированными частями по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов на объектах (скважинах) открытого акционерного общества «Газпром» и его дочерних обществ), г. Москва

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2014 г. N 1099 раздел «Ростехнадзор» изложен в новой редакции

Центральный аппарат в г. Москве и территориальные органы

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва

Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Противочумный центр» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва

Специализированная противоэпидемическая бригада федерального казенного учреждения здравоохранения «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Саратов

Специализированная противоэпидемическая бригада федерального казенного учреждения здравоохранения «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Волгоград

Специализированная противоэпидемическая бригада федерального казенного учреждения здравоохранения «Ростовский-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Ростов-на-Дону

Специализированная противоэпидемическая бригада федерального казенного учреждения здравоохранения «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Ставрополь

Специализированная противоэпидемическая бригада федерального казенного учреждения здравоохранения «Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Иркутск

Федеральное бюджетное учреждение науки «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, пос. Оболенск (Московская область)

Федеральное бюджетное учреждение науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», раб. пос. Кольцово (Новосибирская область)

Федеральное бюджетное учреждение науки «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева», г. Санкт-Петербург

Информация об изменениях:

Раздел изменен с 30 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 19 июня 2020 г. N 888

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Частное учреждение по информационно-аналитическому обеспечению «Ситуационно-Кризисный Центр Росатома», г. Москва

Акционерное общество «Аварийно-технический центр Росатома», г. Санкт-Петербург, с филиалами в г. Нововоронеже (Воронежская область), г. Северске (Томская область), г. Глазове (Удмуртская Республика), г. Мурманске (Мурманская область) и пос. Селятино (Московская область)

Аварийно-технический центр федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики», г. Саров (Нижегородская область)

Аварийно-технический центр федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина», г. Снежинск (Челябинская область)

Отдельный военизированный горноспасательный отряд публичного акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», г. Краснокаменск (Забайкальский край)

Центр робототехники и аварийного реагирования федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова», г. Москва

Российская академия наук

Исключен с 14 сентября 2019 г. — Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2019 г. N 1156

1.3 Силы и средства рсчс и режимы их функционирования

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средст­ва ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территори­ях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций относят силы и средства предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

В состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС для ликвидации ЧС, как правило, используются эшелонировано.

В первом эшелоне используются силы постоянной готовности предназначенные для локализации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров, организации радиоционного и химического контроля, проведения поисково — спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим. Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации — не более 30 мин.

Если силы и средства первого эшелона не способны решить в полном объёме поставленные перед ними задачи, привлекаются силы и средства второго эшелона. Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации – не более трёх часов, с момента принятия решения об их использовании. Основные задачи второго эшелона: проведение АСДНР, радиационная и химическая разведка, ликвидация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

При недостаточности сил второго эшелона для полной ликвидации чрезвычайной ситуации, используются силы резерва. Их основу составляют, как правило, отдельные подразделения спасательных войсковых формирований, поисково – спасательные подразделения МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, подразделения Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований. Срок их прибытия – от трёх часов до нескольких суток. Их основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение АСДНР, восстановление первичного жизнеобеспечения в зоне чрезвычайной ситуации (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.д.).

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований могут привлекаться к ликвидации ЧС в соответствии с планами взаимодействия.

Силы и средства МВД Российской Федерации применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны в мирное время привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» № 28.

Для повышения оперативности реагирования на возможные чрезвычайные ситуации для органов управления и сил РСЧС установлены три режима функционирования: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим ЧС.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы РСЧС находятся в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации мо­жет устанавливаться режим повышенной готовности.

С возникновением чрезвычайной ситуации и при её ликвидации устанавливается — режим чрезвычайной ситуации

Решение на введение соответствующего режима принимают руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайной ситуации.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и сила­ми территориальной подсистемы РСЧС (её муниципальных звеньев) в различных режимах функционирования, являются:

в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления, сил и средств единой системы, организация подготовки и обеспечение их деятельности;

подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчётности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании их причин и в выработке мер по их устранению;

в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайной ситуации и её последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационар­ных пунктах управления руководителей и должностных лиц органов управления и сил террито­риальной подсистемы;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы и её звеньям, находящимся в возможной опасной зоне, данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и разви­тия чрезвычайной ситуации, снижению размеров ущерба и потерь в случае её возникновения, повышению устойчивости безопасности функционирования организаций в чрезвычайной ситуации;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ли­квидации чрезвычайной ситуации и иных документов по организации действий в конкретных усло­виях складывающейся обстановки;

приведение при необходимости сил и средств подсистемы (звена) РСЧС в готовность к реагированию при чрезвычайной ситуации, формирование оперативной группы и направление её в предполагаемый район действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозиро­вание развития возникшей чрезвычайной ситуации и возможные её последствия;

оповещение руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также население о возникшей чрезвычайной ситуации;

мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств территориальной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по её ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС и её звеньев, принимаю­щих участие в ликвидации чрезвычайной ситуации и защите населения от её опасных факторов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также меры по обеспечению безопасности населения.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

1Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС): предназначение и организационная структура.

2.Задачи единой государственной система предупреждения и ликвидации ЧС.

3. Органы управления единой государственной система предупреждения и ликвидации ЧС.

4. Силы и средства единой государственной система предупреждения и ликвидации ЧС.

Перечислите силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, входящих в состав сил и средств РСЧС

Ответ: Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МЧС России;

· Государственную противопожарную службу МЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, пред­назначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-вос­становительные формирования министерств, ведомств и орга­низаций;

· учреждения и формирования служб экстренной меди­цинской помощи и другие.

Максимальная оценка задания6 баллов:

· за правильный ответ на задание — 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются

Задание 3. Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос. Федеральным законом «О гражданской обороне» установ­лены основные задачи гражданской обороны. Перечислите не менее 4-х из них.

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая

· оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);

· борьба с пожарами, возникающими при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий;

· разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению, химическому, биологическому и друго­му заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, террито­рий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, су-щественно необходимых для устойчи­вого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Максимальная оценка задания4 балла:

Задание 4. Одним из самых разрушительных средств ведения войны основанного на использовании внутриядерной энергии, является ядерное оружие. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Посмотрите на схему радиоактивного заражения местности и дайте наименование зонам радиоактивного заражения местности по следу облака.

Вопрос 2. Заполните до конца таблицу, указав поражающие факторы ядерного взрыва по данным характеристикам.

№ п/п Поражающие факторы ядерного взрыва Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва
Электромагнитный импульс Кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса
Световое излучение Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Воздушная ударная волна Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью
Проникающая радиация Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов

Максимальная оценка задания8 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос — 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос — 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 5. Опасности военного характера могут возникать не только при применении ядерного оружия, но также химического и бактериологического, которые являются оружием массового уничтожения. С учетом этого, ответьте на следующий вопрос.

Вопрос. Определите вид оружия массового поражения по описанию его поражающего действия.

Максимальная оценка задания2 балла:

· за правильный ответ на вопрос — 2 балла (по 1 баллу за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 6. Защитные инженерные сооружения способны уберечь население от оружия массового поражения и других современных средств нападения.Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос. Определите вид защитного сооружения, напишите наименование составных частей, отмеченных цифрами и дайте краткую характеристику защитных свойств укрытия.

Это противорадиационное укрытие из тонких бревен и жердей: 1 – вход; 2 – грунтовая засыпка; 3 – перекрытия из бревен; 4 – вытяжная труба. Обеспечивает защиту людей от ионизирующих из­лучений при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, понижающий радиа-

Максимальная оценка задания7 баллов:

· за правильное определение вида защитного сооружения – 1 балл;

· за правильное наименование составных частей – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть);

· за правильную характеристику защитных свойств сооружения – 2 балла;

Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 7. Индивидуальные средства защиты используют не только военные. Они нашли широкое применение в промышленности, их используют пожарные и спасатели. Умение пользоваться ими поможет любому человеку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. С учетом этого, Вам предстоит ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Определите по рисунку марку противогаза и перечислите составные части и узлы, отмеченные номерами.

1. Гражданский противогаз ГП-5: 1 — противогазовая коробка; 2- коробка с незапотевающими пленками; 3- лицевая часть противогаза; 4 — сумка; 5 — клапанная коробка.

Вопрос 2. Перечислите существенные преимущества противогаза ГП-7 перед другими гражданскими противогазами, а также преимущества модификаций ГП-7В и ГП-7ВМ.

· уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание;

· наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание переда­ваемой речи и значительно облегчает пользование средствами связи (телефон, радио);

· противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем лицевая часть имеет устройство для приема воды;

· противогаз ГП-7ВМ отличается от противогаза ГП-7В тем, что его маска имеет очковый узел в виде трапециевидных изогнутых стекол, обеспечи­вающих возможность работать с оптическими прибо­рами.

Максимальная оценка задания9 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос — 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

· за правильный ответ на второй вопрос — 4 балла (по 1 баллу за каждое отличие). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Силы и средства ликвидации ЧС

Важнейшая составная часть РСЧС — ее силы и средства (схема 5).

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, ана­лиз состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.

В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:

• учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

• формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

• военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

• территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инс­пекции по маломерным судам Минприроды России;

• военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасатель­ные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных орга­нов исполнительной власти;

• соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

• соединения (части) радиационной, химической и биологической защиты и ин­женерных войск Минобороны России;

• аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электро­станций Минатома России;

• территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

• отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычай­ная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средства­ми ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координа­цию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности име­ющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формиро­вания.

Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и ма­териальных ресурсов.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществ­ляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *