86. Допустимые действия, совершаемые хозяйствующими субъектами на товарных рынках. «Вертикальные соглашения» хозяйствующих субъектов.
Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
2. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий. Общие исключения в отношении соглашений и согласованных действий, определяются Правительством Российской Федерации по предложению федерального антимонопольного органа, вводятся на конкретный срок и предусматривают:
1) вид соглашения или согласованного действия;
2) условия, которые не могут рассматриваться как допустимые в отношении таких соглашений или согласованных действий;
3) обязательные условия для обеспечения конкуренции, которые должны содержаться в таких соглашениях;
4) обязательные условия, при которых такие согласованные действия являются допустимыми.
3. Общими исключениями могут предусматриваться иные условия, которым должны соответствовать соглашения или согласованные действия.
«Вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. Это вид сделки.
Допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
Допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
87. Понятия и формы недобросовестной конкуренции по антимонопольному законодательству.
Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
Признаки действий: — направлены на приобретение преимуществ перед другими хоз. Суб.; — противоречат антимоноп. З-ву; — отсутствие последствий. Следует доказать причинную связь м/у признаками.
Под формой недобросовестной конкуренции закон понимает – способ совершения конкретного действия, который является противоправным и признаки составов недобросов. Конкуренции. Признаки рассматривается судом в зависимости от ситуации. В случае ложных сведений, хоз. субъект м. обратиться в суд за взысканием убытков.
88. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействия), соглашения, согласованные действия органов власти и местного самоуправления. Регулирование антимонопольным законодательством предоставления государственной и муниципальной помощи.
ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка.
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Запрещается совмещение функций ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, иных органов власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Запрещаются соглашения между ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов);
2) необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, составу продавцов или покупателей;
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;2) развития образования и науки;3) проведения научных исследований;4) защиты окружающей среды; и другие.
Требуется предварительное согласие ФАС, за искл., если это предусмотрено ФЗ.
89. Понятие экономической концентрации по антимонопольному законодательству. Формы государственного контроля за экономической концентрацией. Правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных действий, а также нарушения порядка его уведомления о совершении сделок и иных действий.
Экономическая концентрация – сделка и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на конкуренцию.
Формы контроля:
1. Предварительный (до совершения сделок – дача согласия антимонопольного органа), предварительный контроль осуществляется в случаях:
-слияние коммерч. Организаций, если стоимость их активов превышает 3 млн. руб.;
— присоединение одной или нескольких коммерческих организаций если суммарная стоимость их активов превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
— слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
— создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом (за исключением денежных средств) другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) или создаваемая коммерческая организация приобретает акц (доли) и (или) имущество другой коммерческой организации;
— создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права превышает величину, установленную Правительством РФ их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.
Для соглашений необходимо подать ходатайства, которое подается заинтересованным лицом в течение 30 дн. Орган выносит решение об удовлетворении ходатайства, если сделка не приводит к ограничению конкуренции, Отказать, если приводит к ограничению, выносит предписание об устранении действий, которые ограничивают конкуренцию.
Последствия нарушения порядка: — ликвидация или реорганизация хозяйствующего субъекта, если создание ограничивает конкур.; — сделки, совершенные без предварительного согласия – недействительны, если ограничивают конкур.
2. Последующий – после совершения сделок закон позволяет хоз. Суб. Совершать действия по слиянию, присоединению без согласия ФАС, но после должны уведомить, а ФАС м. вынести предписание. КО после слияния уставный капитал которой 200 млн. руб. уведомляет антимон. Орган через 5 дн. КО на которую возложена обязанность уведомить о слиянии и которая нарушила порядок уведомления – ликвидируется, реоган. По иску ФАС. Неисполнение предписаний является адм. Правонар. Хоз. Суб. Вправе представить ходатайство о даче предварит. Соглашения на их осуществление или могут обратиться с заявлением о проверке проекта соглашения в ФАС требованиям антимоноп. з-ва. Действие этого решения – 1 год.
Риски картели, антиконкурентных соглашений
По данным ФАС большинство антиконкурентных соглашений заключается в следующих сферах:
-
, ,
- содержание автомобильных дорог и объектов электроосвещения,
- охранные услуги.
При этом сговор зачастую происходит в процессе торгов, в результате чего добросовестные участники закупок лишаются права на заключение контракта, терпят убытки. Также ущерб наносится и экономике государства.
Если Ваша компания участвует в закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ, ГОЗ), Вы обязаны знать об ответственности за незаконные соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции.
Что нужно сделать участникам закупок, чтобы не попасть под УК и не платить огромные штрафы
- Самое важное – получить необходимую информацию о том, какие действия могут быть расценены ФАС как сговор, нарушение конкуренции. Актуальную и важную информацию получайте из проверенного и компетентного источника.
- Внедрить систему антимонопольного комплаенса. Это объективная необходимость для всех фирм, участвующих в закупках.
- Провести тренинг для сотрудников о реальных правовых рисках для бизнеса и, самое главное, – ЛИЧНО для них и генерального директора.
- Не совершать действия, которые ФАС однозначно расценит как нарушения.
- Обратиться к антимонопольным юристам для защиты Ваших интересов.
Что такое антиконкурентное соглашение
ФАС считает антиконкурентными такие соглашения, которые предполагают согласованность воли и действий, осведомленность каждой из сторон о намерении друг друга действовать определенным образом с целью ограничения конкуренции.
Факт заключения антиконкурентного соглашения необязательно должен подтверждаться подписанием договора: о его заключении может свидетельствовать и фактическое поведение сторон (электронная переписка, определяющая условия обращения товара на рынке; единовременное изменение цен на продукцию), устное согласование и обсуждение действий по телефону.
Картель – это одна из форм антиконкурентного соглашения, самое опасное нарушение антимонопольного законодательства.
Картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если они приводят или могут привести к:
- установлению определенного уровня цен;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков)
- поддержанию, снижению или повышению цен на торгах;
- отказу от заключения договора с определенными продавцами/покупателями;
- сокращению или прекращению производства товаров.
О картельном сговоре могут договориться как продавцы определенных товаров, так и участники закупок отдельной продукции.
Например, в период начала пандемии в 2020 г. органы ФАС установили признаки нарушении антимонопольного законодательства в действиях продавцов гречневой крупы, лимонов и имбиря, медицинских масок. Нарушения заключались в установлении и поддержании высокого уровня цен на товары.
Картельный сговор между участниками закупок может выражаться, например, в разделении рынка закупок, в которых разрешено участвовать членам картеля, либо в совершении действий, направленных на победу конкретного участника, либо в определении цены на товар, которую могут дать конкретные участники.
Победа может быть обеспечена путем подачи договорившимися участниками неконкурентноспособных предложений или с использованием схем «таран», «карусель» и т.д.
При подозрении, что конкуренты заключили картельное соглашение и ограничивают Ваше участие в закупках запрещенными методами, необходимо обратиться в ФАС с жалобой на такие действия в целях защиты своих интересов.
Также антимонопольный орган самостоятельно проводит проверку выявления и наличия таких соглашений.
Вертикальные антиконкурентные соглашения
Вертикальным признаются соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Они обеспечивают перемещение товара в цепочке от производителя к конкретному потребителю.
Важно, что не все вертикальные соглашения запрещены действующим законодательством.
Вертикальные соглашения запрещаются, если:
- они не являются допустимыми (допустимым является, например, договор коммерческой концессии),
- они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара,
- ими предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца.
Иные антиконкурентные соглашения
Иные соглашения заключаются между лицами, не являющимися конкурентами и при этом не являющимися друг для друга продавцом или покупателем. Они запрещаются в том случае, если приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В качестве примера можно привести соглашения между банками и страховыми компаниями об организации страхования заемщиков.
Важно отметить, что запрет на заключение таких соглашений не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из них установлен контроль в отношении другого лица, либо если они находятся под контролем одного лица.
Как распознать антиконкурентное соглашение
Свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения могут прямые и косвенные доказательства. Факт наличия картельного сговора устанавливает и доказывает антимонопольная служба.
Прямым доказательством является наличие соглашения, подписанного хозяйствующими субъектами.
К косвенным доказательствам антимонопольная практика относит следующие факты:
- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса при подаче заявок и участии в электронных торгах;
- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
- минимальное снижение начальной цены контракта;
- периодичность выигрыша торгов определенными участниками.
Надо понимать, что, принимая решение о нарушении субъектами антимонопольного законодательства, контрольный орган будет оценивать доказательства в совокупности. Поэтому заявлять о наличии сговора нужно тогда, когда имеется хотя бы несколько доказательств.
ФАС имеет отработанные механизмы выявления нарушений и систему рисков (признаки) обнаружения картелей.
Самый крупный штраф, наложенный на участника картельного сговора составил 200 млн рублей.
Риски и ответственность за заключение антиконкурентных соглашений.
- Классические картели – ч.1 ст.14.32 КоАП РФ:
Юридические лица – штраф от 3 до 15% от суммы выручки, но не менее 100 тыс. руб. Должностные лица – штраф от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
- Картели на торгах – ч.2 ст.14.32 КоАП РФ:
Юридические лица – штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 суммы выручки и не менее 100 000 рублей.
Должностные лица – штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет
- Уголовная ответственность: ст. 178 УК РФ
ч.1 крупный ущерб (10 млн руб) или извлечение дохода в крупном размере (50 млн руб.) – до 3 лет лишения свободы;
ч. 2 особо крупный ущерб (30 млн руб.) или извлечение дохода в особо крупном размере (250 млн руб.) – до 6 лет лишения свободы.
Помимо ст. 178 УК РФ, действия участников незаконных сговоров и незаконных действий при проведении госзакупок могут квалифицироваться по-разному, в том числе как подкуп, мошенничество, злоупотребления в сфере закупок.
ВАЖНО: безобидный телефонный разговор с заказчиком о предстоящей плановой закупке, переписка с другом, являющимся менеджером конкурирующей компании, об условиях участия в закупке, либо обсуждение кому и в какой закупке лучше поучаствовать – все это может привести к многомиллионным штрафам для Вашей компании и риску уголовной ответственности для директора, ТОП-менеджеров.
В рамках электронного аукциона на поставку рентгенаппарата были поданы две заявки: от производителя медицинского оборудования и от поставщика. Производитель уменьшил начальную стоимость контракта на 2%, а поставщик на 2,5%.
УФАС обратило внимание на стоимость, сходство заявок, дату и время их создания и подачи и сделало вывод о сговоре компаний.
Суд первой инстанции оставил решение антимонопольного органа в силе. Апелляция решение отменила. Она указала на недоказанность получения всеми участниками соглашения экономической выгоды. Суд постановил, что действия компаний не привели к нарушению прав третьих лиц, к устранению конкурентов, к поддержанию цены. Контракт был заключен по сниженной цене, ниже коммерческих предложений.
Также суд не согласился с тем, что заявители использовали единую инфраструктуру, что подразумевает нахождение участников аукциона в одном помещении, подготовку заявок одним лицом с использованием компьютера, подачу заявок с одного IP-адреса. Сходство заявок не свидетельствует об их совместной подготовке. Это может объясняться копированием одной заявки другим лицом либо использованием материалов из одинаковых общедоступных источников, что не является наказуемым деянием. Дело №А57-3062/2020.
Вертикальные соглашения
В данной статье мы рассмотрим понятие и значение вертикальных соглашений в мире бизнеса, их основные виды, преимущества и риски, правовые аспекты, а также представим примеры успешных вертикальных соглашений и рекомендации по их реализации и управлению.
Введение
Вертикальные соглашения являются важным инструментом в мире бизнеса, позволяющим установить партнерские отношения между различными участниками производственно-распределительной цепочки. Они включают в себя соглашения между производителями, дистрибьюторами, франчайзи и другими сторонами, которые сотрудничают для достижения общих целей. В данной статье рассмотрим основные виды вертикальных соглашений, их преимущества и риски, а также правовые аспекты и примеры успешной реализации.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Основные виды вертикальных соглашений
В мире бизнеса существует несколько основных видов вертикальных соглашений, которые позволяют установить отношения между производителями и дистрибьюторами, франчайзи и франчайзерами, лицензиатами и лицензиаром, а также создать совместные предприятия.
Изготовитель-дистрибьютор
Вертикальное соглашение между изготовителем и дистрибьютором предполагает, что производитель передает свою продукцию дистрибьютору, который занимается ее распространением на рынке. Дистрибьютор может быть ответственным за продажу продукции, ее хранение, доставку и маркетинговую поддержку. Такое соглашение позволяет производителю сосредоточиться на производстве, а дистрибьютору – на продажах и распространении товара.
Франшиза
Франшиза – это вид вертикального соглашения, при котором франчайзер предоставляет франчайзи право использовать свою торговую марку, бизнес-модель и ноу-хау в обмен на определенную плату или комиссию. Франчайзи получает готовый бизнес, который уже прошел испытание на рынке, а франчайзер получает доход от продажи франшизы и расширяет свою сеть.
Лицензирование
Лицензирование – это соглашение, при котором правообладатель (лицензиар) предоставляет другой компании (лицензиату) право использовать свои интеллектуальные собственности, такие как патенты, товарные знаки или авторские права, в обмен на определенную плату или роялти. Лицензирование позволяет компаниям расширять свое присутствие на рынке и получать доход от использования своих интеллектуальных активов.
Совместное предприятие
Совместное предприятие – это форма вертикального соглашения, при которой две или более компании объединяют свои ресурсы и экспертизу для совместного осуществления бизнеса. Совместное предприятие может быть создано для разработки нового продукта, входа на новый рынок или совместного производства товаров или услуг. Компании делятся на прибыль и управляют совместным предприятием в соответствии с договоренностями, заключенными в соглашении.
Преимущества вертикальных соглашений
Вертикальные соглашения имеют ряд преимуществ, которые способствуют увеличению эффективности и конкурентоспособности компаний.
Увеличение эффективности и конкурентоспособности
Вертикальные соглашения позволяют компаниям сосредоточиться на своих основных компетенциях и задачах, что способствует повышению эффективности и конкурентоспособности. Производители могут сосредоточиться на производстве товаров или услуг, а дистрибьюторы – на их распространении и продаже. Такое разделение труда позволяет каждой стороне сосредоточиться на своих сильных сторонах и достичь лучших результатов.
Снижение издержек производства и распределения
Вертикальные соглашения могут способствовать снижению издержек производства и распределения. Например, производитель может сотрудничать с дистрибьютором, который имеет развитую сеть продаж и логистическую инфраструктуру, что позволяет сократить затраты на доставку и хранение товаров. Также совместное использование ресурсов и инфраструктуры может снизить общие издержки для обеих сторон.
Расширение рынка и потенциала роста
Вертикальные соглашения могут помочь компаниям расширить свое присутствие на рынке и реализовать свой потенциал роста. Например, франшиза позволяет франчайзеру расширить свою сеть за счет франчайзи, которые будут продавать его продукцию или услуги под его брендом. Также совместное предприятие может помочь компаниям войти на новые рынки или разработать новые продукты, которые могут привести к дополнительным источникам дохода и росту бизнеса.
Риски и недостатки вертикальных соглашений
Вертикальные соглашения, несмотря на свои преимущества, также имеют ряд рисков и недостатков, которые необходимо учитывать при их реализации.
Изменение властных отношений
Вертикальные соглашения могут привести к изменению властных отношений между компаниями. Например, если производитель заключает соглашение с дистрибьютором, то он может потерять часть контроля над процессом распределения и продажи своих товаров. Это может привести к снижению гибкости и возможности быстро реагировать на изменения на рынке.
Потеря контроля над процессом производства или дистрибуции
Вертикальные соглашения могут привести к потере контроля над процессом производства или дистрибуции. Например, если производитель заключает соглашение с дистрибьютором, то он может потерять контроль над ценами, скидками и другими условиями продажи своих товаров. Это может привести к снижению прибыльности и возможности управлять своим бизнесом.
Негативные последствия для сторон, не вовлеченных в соглашение
Вертикальные соглашения могут иметь негативные последствия для сторон, не вовлеченных в соглашение. Например, если производитель заключает эксклюзивное соглашение с одним дистрибьютором, то другие дистрибьюторы могут потерять доступ к этому продукту или услуге. Это может привести к снижению конкуренции на рынке и ограничению выбора для потребителей.
Правовые аспекты вертикальных соглашений
Вертикальные соглашения имеют важное правовое значение и подпадают под антимонопольное регулирование. Правовые аспекты вертикальных соглашений включают в себя следующие аспекты:
Антимонопольное регулирование
Вертикальные соглашения могут быть рассмотрены в контексте антимонопольного регулирования, так как они могут ограничивать конкуренцию на рынке. В некоторых случаях, вертикальные соглашения могут быть признаны незаконными, если они создают неправомерные ограничения на конкуренцию или нарушают антимонопольное законодательство.
Картельные соглашения и нарушения антимонопольного законодательства
Вертикальные соглашения могут быть признаны незаконными, если они являются частью картельного сговора или нарушают антимонопольное законодательство. Картельные соглашения запрещены и могут привести к серьезным правовым последствиям для компаний, включая штрафы и уголовную ответственность.
Защита прав потребителей
Правовые аспекты вертикальных соглашений также включают защиту прав потребителей. Вертикальные соглашения не должны приводить к ограничению выбора для потребителей или создавать неправомерные препятствия для конкуренции. Защита прав потребителей является важным аспектом правового регулирования вертикальных соглашений.
Реализация и управление вертикальными соглашениями
Реализация и управление вертикальными соглашениями включает несколько важных этапов:
Планирование и разработка соглашений
Первым шагом в реализации вертикального соглашения является планирование и разработка самого соглашения. Это включает определение целей и задач соглашения, а также определение прав и обязанностей каждой стороны. Важно учесть все аспекты сотрудничества и установить ясные и понятные условия соглашения.
Правовые и бухгалтерские аспекты
При реализации вертикального соглашения необходимо учесть правовые и бухгалтерские аспекты. Это включает проверку согласованности соглашения с антимонопольным законодательством и другими правовыми нормами, а также учет финансовых и налоговых аспектов сотрудничества.
Мониторинг и контроль исполнения соглашений
После заключения вертикального соглашения важно осуществлять мониторинг и контроль его исполнения. Это включает отслеживание выполнения условий соглашения, контроль качества продукции или услуг, а также регулярное обновление и адаптацию соглашения в соответствии с изменениями на рынке или внутренними потребностями сторон.
Реализация и управление вертикальными соглашениями требует внимания к деталям и грамотного подхода. Важно учесть все аспекты сотрудничества и обеспечить эффективное взаимодействие между сторонами соглашения.
Примеры успешных вертикальных соглашений
Ниже приведены несколько примеров компаний, которые достигли успеха благодаря вертикальным соглашениям:
Пример 1: Apple и розничные партнеры
Apple является примером компании, которая успешно использует вертикальные соглашения с розничными партнерами. Компания заключает соглашения с различными розничными сетями, чтобы продавать свою продукцию, такую как iPhone и MacBook, через их магазины. Это позволяет Apple расширить свою розничную сеть и достичь большего количества потребителей.
Пример 2: McDonald’s и франчайзи
McDonald’s является примером компании, которая успешно использует франшизу в своем бизнесе. Компания заключает соглашения с франчайзи, которые открывают и управляют ресторанами McDonald’s. Это позволяет McDonald’s быстро расширяться и присутствовать в разных регионах, а франчайзи получают возможность использовать известный бренд и успешную бизнес-модель.
Пример 3: Nike и производители обуви
Nike является примером компании, которая использует вертикальные соглашения с производителями обуви. Компания заключает соглашения с различными производителями, чтобы производить свою обувь. Это позволяет Nike сосредоточиться на дизайне и маркетинге, а производители обеспечивают производство и поставку продукции.
Пример 4: Coca-Cola и дистрибьюторы
Coca-Cola является примером компании, которая успешно использует вертикальные соглашения с дистрибьюторами. Компания заключает соглашения с различными дистрибьюторами, чтобы распространять свои напитки по всему миру. Это позволяет Coca-Cola достичь широкого охвата рынка и обеспечить доступность своих продуктов для потребителей.
Это лишь некоторые примеры успешных вертикальных соглашений, которые позволили компаниям достичь успеха и расширить свой бизнес. Вертикальные соглашения могут быть эффективным инструментом для увеличения эффективности и конкурентоспособности компаний в различных отраслях.
Заключение
Вертикальные соглашения играют важную роль в мире бизнеса, позволяя компаниям увеличить эффективность, снизить издержки и расширить рынок. Они могут быть осуществлены через различные формы, такие как изготовитель-дистрибьютор, франшиза, лицензирование и совместное предприятие. Однако, вертикальные соглашения также несут риски и недостатки, такие как изменение властных отношений и потеря контроля. Правовые аспекты вертикальных соглашений, такие как антимонопольное регулирование и защита прав потребителей, также играют важную роль. Реализация и управление вертикальными соглашениями требует планирования, контроля и соблюдения правовых и бухгалтерских аспектов. Примеры успешных вертикальных соглашений, таких как Apple с розничными партнерами и McDonald’s с франчайзи, подтверждают их эффективность и значимость для развития бизнеса.
Разъяснения ФАС по вопросу «вертикальных» соглашений
ФАС РФ в феврале разъяснила многие положения, в частности о недопустимых соглашениях, картелях, о применении соглашений в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности, а также о дилерских соглашениях. Разъяснения ФАС коснулись также некоторых положений об аренды муниципального имущества.
«Вертикальными» соглашениями являются сделки, реализующиеся посредством гражданско-правовых договоров, предметом которых является переда товаров от одного лица другому (договор поставки, дистрибьюторский договор, дилерский договор и иные). Цель вертикальных соглашений – обеспечение хозяйствующими субъектами, находящихся на различных уровнях технологического цикла, перемещения товаров по урегулированной цепочке от продавца до потребителя, не оказывая влияния на цену перепродажи товаров.
Ранее ФЗ «О защите конкуренции» содержал норму, прямо исключающую агентский договор из числа соглашений, которые могут считаться «вертикальными». ФАС в Разъяснении № 2 от 17 февраля 2016 г. пояснила, что исключение нормы из законодательного акта не свидетельствует об изменении правовой позиции государственных органов власти, и агентские договоры по-прежнему не являются «вертикальными» соглашениями.
ФАС также разъяснила, что «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, где одно из лиц является контролирующим, являются допустимыми и в том случае, если содержат элементы, запрещенные ч. 7 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Между тем, это не означает, что на такие «вертикальные» соглашения не распространяются иные антимонопольные ограничения. Определяя допустимость или недопустимость соглашения, следует руководствоваться ст. 12, 13 ФЗ «О защите конкуренции» и общими исключениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 583 от 16 июля 2009 г. Допустимость соглашения определяется не только исходя из положения самого хозяйствующего субъекта на рынке и его положении среди иных субъектов предпринимательства, но и предмета «вертикального» соглашения – товара. Для определения допустимости соглашения в подобных случаях следует также принимать во внимание Приказ ФАС № 220 от 28 апреля 2010г., в котором утверждены правила определения географических и товарных границ товарного рынка, расчет долей субъектов на определенном рынке. Интерес представляет вывод ФАС, согласно которому соглашение, соответствующее признакам договора концессии и нормам главы 54 ГК РФ (о договоре концессии), заключенное между правообладателем и пользователем, может быть оценено в качестве допустимого «вертикального» соглашения.
Как ранее было отмечено, «вертикальное» соглашение заключается в форме гражданского договора, однако согласно Разъяснению ФАС № 3 от 17 февраля 2016 г. несоблюдение формы соглашение не свидетельствует о невозможности доказывания недопустимости договоренностей, следовательно, устные соглашения между хозяйствующими субъектами принимаются во внимание ФАС и суда при определении допустимости или недопустимости договоренностей. Согласно ФЗ «О защите конкуренции» одинаково запрещены антиконкурентные соглашения и антиконкурентные действия, которые обозначены в ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Однако перечень этих соглашений является открытым, и ФАС в Разъяснении № 3 от 17 февраля 2016 г. к иным недопустимым соглашениям отнесла договоренности:
- о навязывании невыгодных условий или не относящихся к предмету договора условий контрагенту (например, необоснованные требования о передаче финансовых средств);
- об установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар без обоснования этих действий;
- о создании одним хозяйствующим субъектом другим субъектам препятствий доступу на товарный рынок;
- об установлении условий членства в каких-либо объединениях.
Антиконкурентными могут являться и отдельные действия, которые следует различать от согласованных действий. К последним относят действия, соответствующие ст. 8 ФЗ «О защите конкуренции», однако если одновременно с этим они содержат договоренности, аналогичные указанным ранее, применительно к недопустимым соглашениям, то такие действия являются антиконкурентными.
Между тем все перечисленные выше классификации не являются императивными, субъект предпринимательской деятельности вправе доказать допустимость «вертикального» соглашения, так же компетентные органы власти вправе предоставлять доказательства недопустимости. ФАС в Разъяснении № 3 от 17 февраля 2016 г. также приводит классификацию доказательств допустимости соглашений или действий, разделяя их, на прямые и косвенные. Больший интерес представляют косвенные доказательства, к коим, исходя из практики, в частности, ФАС отнесла:
- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения;
- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса при подаче заявок и участии в электронных торгах;
- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом.
Важным доказательством является анализ состояния конкуренции на товарном рынке, который проводит антимонопольный орган. Порядок проведения анализа и его результатов регламентированы Приказом ФАС России № 220 от 28 апреля 2010 г.
Разъяснения № 4 ФАС от 17 февраля 2016г. коснулись допустимости соглашений в инновационной и высокотехнологичных сферах деятельности. Так, ФАС отмечает, что соглашения в этих сферах являются средствами достижения наиболее комплексного и прогрессивного развития, «вертикальные» соглашения в сфере инноваций и высоких технологий могут быть признаны недопустимыми по основанию ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» (наиболее опасные для конкуренции интересов участников товарного рынка). Однако ст. 13 названного законодательного акта позволяет субъектам заключать «вертикальные» соглашения, если они:
- не создают возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на рынке;
- не способствуют наложению ограничений, не соответствующих целям соглашения;
- способствуют совершенствованию производства или стимулированию технического, экономического прогресса, конкурентоспособности;
- способствуют получению покупателями преимуществ.
Помимо названного, предусмотрены специальные исключения для субъектов, осуществляющих деятельность в сфере инноваций и технологий, в частности допустимыми являются соглашения между названными субъектами, если предмет договора – проведение совместных научных исследований или совместное использование полученных научных и технических результатов. Также судом и (или) антимонопольным органом могут быть приняты во внимание иные обстоятельства, доказывающие допустимость подобных соглашений.
Лилит Маилян, младший юрист Юридической фирмы « BRACE »