Что такое исключительная экономическая зона
Перейти к содержимому

Что такое исключительная экономическая зона

  • автор:

Что такое исключительная экономическая зона

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также — исключительная экономическая зона) — морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)

31.05.2023

Исключительными экономическими зонами называют водные площади государств прибрежного расположения, находящиеся за пределами (границами) их территориальных собственных морей. Для представителей всех стран оговорены условия, при которых они могут находиться на площади ИЭЗ иного государства. Все юридические аспекты и ограничения регулирует Конвенция ООН 1982 года по морскому праву.

Законодательные нормы по отношению к собственным ИЭЗ каждой страной утверждаются в соответствующей государственной документации.

Что такое ИЭЗ

Фактически исключительная экономическая зона – это водное пространство, располагающееся за границами морских площадей государства, но непосредственно примыкающее к ним. На площади ИЭЗ действуют международные стандарты правового регулирования, отличные от юридических аспектов, применимых непосредственно для морских площадей конкретного государства.

Права ПГ относительно ИЭЗ

В ИЭЗ оно имеет права на разведывание и разрабатывание ресурсов. Данные права распространяются как на ресурсы недр, так и на биологические (живые), находящиеся непосредственно на площади водного массива и дна моря.

Помимо прав на пользование ресурсами, прибрежное государство (ПГ) должно отслеживать численность популяций обитателей моря на территории ИЭЗ и регулировать параметры лова.

Юрисдикция данного государства распространяется также на:

  • научные изыскания на территории ИЭЗ;
  • формирование искусственных островных образований, иных сооружений и их эксплуатацию;
  • поддержание благоприятных условий морской среды;
  • использование дополнительных ресурсов территории (прилив, ветра, течение) для продукции энергии.

ИЭЗ в РФ

Права по исключительным экономическим зонам России, помимо установленных пределов водных (морских) ресурсов непосредственно от материкового побережья, распространяются на все острова Российской Федерации (за исключением скальных образований, на которых невозможно проживание и реализация какой-либо продуктивной деятельности).

На территории нашей страны особенности правового режима пользования ИЭЗ определяются Федеральным законом об исключительных экономических зонах Российской Федерации, заключёнными договорами международного значения, с соблюдением всех утверждённых нормативов.

Размерные параметры ИЭЗ

Протяжённость такой зоны от установленных пределов территориальных морей конкретных государств должна быть не более 200 миль (морских).

Положения конвенции ООН об ИЭЗ

Законодательные параметры об утверждении пределов пользования морскими ресурсами определила Третья Конференция Организации Объединённых Наций по морскому праву.

Необходимость подобного решения назревала давно. Причиной послужили территориальные претензии ряда прибрежных государств, наперебой пытавшихся “присвоить” как можно больше морских площадей. Вполне естественно, что такие намерения активно не устраивали иные страны с налаженной разносторонней морской деятельностью. После долгих обсуждений и споров члены ООН приняли следующее решение: каждое государство, имеющее территориальное море, получает дополнительно 200 миль водного пространства, отсчитываемых от внешнего предела (границы) территориального моря.

Также конвенция урегулировала спорные вопросы относительно пользования ресурсами шельфа (морское дно). В случае наличия прав на шельф у двух разных государств, расположенных на противолежащих берегах по обе стороны водного ресурса, территориальные претензии должны быть урегулированы этими государствами самостоятельно. В ситуации, когда консенсуса достичь не получается, водная территория делится по равности соотношений, отсчитываемых от пределов (границ) территориальных морей вышеназванных государств.

Как другие государства могут взаимодействовать с ИЭЗ

Конвенция Организации Объединенных Наций определила порядок взаимодействия с ИЭЗ конкретного государства. Согласно принятым положениям, представители иных государств обладают правом на водное и авиаперемещение над ИЭЗ, прокладывание энергоснабжающих коммуникаций и осуществление иных действий, не противоречащих нормам вышеуказанной Конвенции.

Какой может быть ответственность за саботирование правил относительно ИЭЗ, определённых конвенцией ООН

Ответственности подлежат граждане, игнорировавшие и нарушившие свод правил и положений, прописанных в Конвенции Организации Объединенных Наций. Гражданство и юридический статус указанных лиц при этом значения не имеет. Привлечение к ответственности производится в соответствии с законодательством государства, которому принадлежит ИЭЗ.

Перечень нарушений, служащих основанием для наступления ответственности:

  • Незаконное разведывание либо нарушения правил разведывания ресурсов (это же относится и к их добыче);
  • Нарушение требований к сохранности морской среды;
  • Осуществление воздействий, приведших к ухудшению условий для живых морских ресурсов;
  • Несогласованные либо осуществленные с нарушениями научные изыскания на территории ИЭЗ;
  • Загрязнение акватории и расположенных на ее пространстве транспортных и иных сооружений;
  • Создание препятствий для деятельности уполномоченных должностных лиц;
  • Препятствование к осуществлению законодательно разрешенной деятельности на территории ИЭЗ.

Игнорирование положений государственного законодательства, международных договоров, положений Конвенции ООН.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации

Юридические и исторические документы, институты

Исключи́тельная экономи́ческая зо́на Росси́йской Федера́ции (ИЭЗ РФ), морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом , установленным федеральным законом , международными договорами Российской Федерации и нормами международного права .

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности [п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (Закон об ИЭЗ)].

ИЭЗ РФ имеет внутренние и внешние границы. Внутренней границей ИЭЗ является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (пункты 2 и 3 ст. 1 Закона об ИЭЗ).

В пределах ИЭЗ Россия имеет ряд прав:

суверенные права в отношении водных биоресурсов и неживых ресурсов, морского дна и его недр;

исключительные права разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах; сооружать и использовать искусственные острова , установки и сооружения;

осуществление юрисдикции в отношении морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ;

иные права, предусмотренные международными договорами РФ.

За нарушение режима использования ИЭЗ РФ законодательством предусмотрена административная (статьи 8.16 – 8.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ ) и уголовная (ст. 253 Уголовного кодекса РФ ) ответственность.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)

31.05.2023

Исключительными экономическими зонами называют водные площади государств прибрежного расположения, находящиеся за пределами (границами) их территориальных собственных морей. Для представителей всех стран оговорены условия, при которых они могут находиться на площади ИЭЗ иного государства. Все юридические аспекты и ограничения регулирует Конвенция ООН 1982 года по морскому праву.

Законодательные нормы по отношению к собственным ИЭЗ каждой страной утверждаются в соответствующей государственной документации.

Что такое ИЭЗ

Фактически исключительная экономическая зона – это водное пространство, располагающееся за границами морских площадей государства, но непосредственно примыкающее к ним. На площади ИЭЗ действуют международные стандарты правового регулирования, отличные от юридических аспектов, применимых непосредственно для морских площадей конкретного государства.

Права ПГ относительно ИЭЗ

В ИЭЗ оно имеет права на разведывание и разрабатывание ресурсов. Данные права распространяются как на ресурсы недр, так и на биологические (живые), находящиеся непосредственно на площади водного массива и дна моря.

Помимо прав на пользование ресурсами, прибрежное государство (ПГ) должно отслеживать численность популяций обитателей моря на территории ИЭЗ и регулировать параметры лова.

Юрисдикция данного государства распространяется также на:

  • научные изыскания на территории ИЭЗ;
  • формирование искусственных островных образований, иных сооружений и их эксплуатацию;
  • поддержание благоприятных условий морской среды;
  • использование дополнительных ресурсов территории (прилив, ветра, течение) для продукции энергии.

ИЭЗ в РФ

Права по исключительным экономическим зонам России, помимо установленных пределов водных (морских) ресурсов непосредственно от материкового побережья, распространяются на все острова Российской Федерации (за исключением скальных образований, на которых невозможно проживание и реализация какой-либо продуктивной деятельности).

На территории нашей страны особенности правового режима пользования ИЭЗ определяются Федеральным законом об исключительных экономических зонах Российской Федерации, заключёнными договорами международного значения, с соблюдением всех утверждённых нормативов.

Размерные параметры ИЭЗ

Протяжённость такой зоны от установленных пределов территориальных морей конкретных государств должна быть не более 200 миль (морских).

Положения конвенции ООН об ИЭЗ

Законодательные параметры об утверждении пределов пользования морскими ресурсами определила Третья Конференция Организации Объединённых Наций по морскому праву.

Необходимость подобного решения назревала давно. Причиной послужили территориальные претензии ряда прибрежных государств, наперебой пытавшихся “присвоить” как можно больше морских площадей. Вполне естественно, что такие намерения активно не устраивали иные страны с налаженной разносторонней морской деятельностью. После долгих обсуждений и споров члены ООН приняли следующее решение: каждое государство, имеющее территориальное море, получает дополнительно 200 миль водного пространства, отсчитываемых от внешнего предела (границы) территориального моря.

Также конвенция урегулировала спорные вопросы относительно пользования ресурсами шельфа (морское дно). В случае наличия прав на шельф у двух разных государств, расположенных на противолежащих берегах по обе стороны водного ресурса, территориальные претензии должны быть урегулированы этими государствами самостоятельно. В ситуации, когда консенсуса достичь не получается, водная территория делится по равности соотношений, отсчитываемых от пределов (границ) территориальных морей вышеназванных государств.

Как другие государства могут взаимодействовать с ИЭЗ

Конвенция Организации Объединенных Наций определила порядок взаимодействия с ИЭЗ конкретного государства. Согласно принятым положениям, представители иных государств обладают правом на водное и авиаперемещение над ИЭЗ, прокладывание энергоснабжающих коммуникаций и осуществление иных действий, не противоречащих нормам вышеуказанной Конвенции.

Какой может быть ответственность за саботирование правил относительно ИЭЗ, определённых конвенцией ООН

Ответственности подлежат граждане, игнорировавшие и нарушившие свод правил и положений, прописанных в Конвенции Организации Объединенных Наций. Гражданство и юридический статус указанных лиц при этом значения не имеет. Привлечение к ответственности производится в соответствии с законодательством государства, которому принадлежит ИЭЗ.

Перечень нарушений, служащих основанием для наступления ответственности:

  • Незаконное разведывание либо нарушения правил разведывания ресурсов (это же относится и к их добыче);
  • Нарушение требований к сохранности морской среды;
  • Осуществление воздействий, приведших к ухудшению условий для живых морских ресурсов;
  • Несогласованные либо осуществленные с нарушениями научные изыскания на территории ИЭЗ;
  • Загрязнение акватории и расположенных на ее пространстве транспортных и иных сооружений;
  • Создание препятствий для деятельности уполномоченных должностных лиц;
  • Препятствование к осуществлению законодательно разрешенной деятельности на территории ИЭЗ.

Игнорирование положений государственного законодательства, международных договоров, положений Конвенции ООН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *