Что понимается под региональным риском
Перейти к содержимому

Что понимается под региональным риском

  • автор:

Что понимается под региональным риском

2.5.2. Страновые и региональные риски

Описываются риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране (странах) и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и (или) осуществляет основную деятельность, при условии, что основная деятельность эмитента в такой стране (регионе) приносит 10 и более процентов доходов за последний завершенный отчетный период до даты утверждения проспекта ценных бумаг.

Указываются предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в стране (странах) и регионе на его деятельность.

Описываются риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране (странах) и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и (или) осуществляет основную деятельность.

Описываются риски, связанные с географическими особенностями страны (стран) и региона, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и (или) осуществляет основную деятельность, в том числе с повышенной опасностью стихийных бедствий, возможным прекращением транспортного сообщения в связи с удаленностью и (или) труднодоступностью и тому подобным.

Управление рисками на федеральном и региональном уровнях

На федеральном уровне классификация стратегических рисков приведена в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. В этом документе выделены стратегические риски, оказывающие влияние на национальную безопасность в основных сферах жизнедеятельности государства (экономической, социальной, международной, оборонной, ресурсной, экологической).

В масштабах страны существуют специфические риски и угрозы в отношении входящих в состав России территориальных образований. Они касаются обеспечения органами местной власти и самоуправления жизненно важных вопросов в сфере безопасности и устойчивого развития территорий. Каждый субъект РФ (области, города, районы) решает комплекс проблем, обусловливающий специфику обстановки и приоритеты угроз (системные риски).

Основы субфедеральной региональной политики закладываются в программах социально-экономического развития субъектов Федерации на среднесрочную перспективу. Программные документы разрабатываются администрацией регионов, содержат разделы, посвященные социально-экономической характеристике региона, стратегическому анализу и планированию развития территории, системе программных мероприятий и механизмов их реализации. Недостатком подобных программ является отсутствие анализа системных рисков, сопутствующих жизнедеятельности регионов. Реализация системных рисков приводит к значительным убыткам, к срыву планов социально-экономического развития. Все это диктует необходимость выявления и оценки рисков при разработке региональных программ.

В целях содействия устойчивому развитию субъектов РФ специалистами страховых организаций, Международного института исследования риска при поддержке Центра стратегических исследований МЧС России и рейтингового агентства «Эксперт-РА» разработаны типовые программы оценки, прогноза управления системными рисками и страхования региона. Цель программ — содействие устойчивости социально-экономического развития региона путем внедрения программ комплексного управления рисками. Задачи программ управления рисками и страхования субъекта Федерации сводятся к следующему:

  • • определению системных рисков и их оценке;
  • • формированию плана превентивных мероприятий для снижения и минимизации рисков;
  • • повышению эффективности, качества и снижению стоимости комплексной страховой защиты региона;
  • • обеспечению необходимого уровня промышленной безопасности на крупнейших предприятиях территории;
  • • организации взаимодействия администрации региона с предприятиями и страховыми организациями по обеспечению экологической и социальной безопасности на территории региона.

Программы учитывают, что крупный бизнес, действующий в регионе, должен нести повышенную социальную ответственность за системные риски при:

  • • обеспечении бесперебойного поступления налогов в субфедеральные бюджеты;
  • • выполнении социальных программ для градообразующих предприятий;
  • • страхованием ответственности за загрязнение окружающей среды.

Программами предусмотрено исследование и формирование приоритетов рисков в разных сферах.

В политической сфере:

  • • исследование возможностей межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
  • • возможность проникновения локальных и региональных конфликтов;
  • • политический экстремизм и терроризм;
  • • взаимоотношения между федеральным и субфедеральным уровнями.

В экономической сфере:

  • • уменьшение (увеличение, снижение) производственного потенциала, инвестиций;
  • • низкая конкурентоспособность выпускаемой на территории продукции;
  • • возможность энергетического кризиса;
  • • долговые обязательства субъекта и неблагоприятная конъюнктура, создающие возможность финансового и бюджетного кризиса.

В социальной сфере:

  • • коррупция, криминализация;
  • • снижение уровня жизни;
  • • духовный кризис в обществе;
  • • рост преступности, алкоголизма, наркомании;
  • • проблемы в сфере здравоохранения, обострение демографической ситуации.

Рис. 3.13. Многоуровневый характер рисков деятельности страховой организации

Проводится анализ рисков бюджетной системы органов местного самоуправления на всех ключевых уровнях (муниципальном, районном), оценка финансового потенциала территории и его динамика. Важной составляющей является анализ действующей страховой защиты региона по параметрам стоимости, полноты и эффективности покрытия, надежности страховщиков-контрагентов — все это является важнейшим условием для осуществления своевременных страховых выплат.

Риски региональной деятельности страховщика — это комплекс внешних и внутренних рисков, представляющих реальную опасность или потенциальную угрозу продвижению в регионы, функционированию и развитию региональной сети страховой организации. Региональные риски имеют многоуровневый характер, могут возрастать за счет синергических эффектов, самоликвидироваться в результате воздействия различных факторов (рис. 3.13).

Риск региональный

«. 2. Под региональным риском понимается вероятность возникновения экономических трудностей для банка в силу экономических проблем на территории, где функционирует филиал (филиалы) банка и иных неблагоприятных условий деятельности. «

Приказ Банка России от 11.09.1997 N 02-394 (ред. от 16.01.2004) «О введении в действие Инструкции «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы» (вместе с Инструкцией от 11.09.1997 N 65)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Риск региональный» в других словарях:

Риск Региональный — риск, связанный с предоставлением кредита или инвестициями в определенном государстве или регионе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РИСК, РЕГИОНАЛЬНЫЙ — риск, связанный с предоставлением кредита или инвестициями в данной стране … Большой экономический словарь

РИСК РЕГИОНАЛЬНЫЙ — (см. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РИСК) … Энциклопедический словарь экономики и права

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РИСК — риск, связанный с предоставлением кредита или инвестициями в данной стране. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Риск — потенциальная возможность случайных событий с негативными (нежелательными) для человека, природы или общества последствиями. Может пониматься как мера проявления опасности. Природные процессы и антропогенная деятельность являются основными… … Словарь черезвычайных ситуаций

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РИСК — риск, связанный с предоставлением кредита или инвестициями в данном регионе … Энциклопедический словарь экономики и права

региональный риск — риск, связанный с предоставлением кредита или инвестициями в данной стране … Словарь экономических терминов

Инвестор — (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Сезон циклонов южной части Тихого океана 2010 года — Сезон циклонов южной части Тихого океана 2010 года … Википедия

Учет странового и регионального риска при определении ставки дисконтирования для целей оценки бизнеса

тью от климатических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции, необходимостью повышения конкурентоспособности производства. Перерабатывающие и обслуживающие предприятия АПК также стремятся обеспечить себе стабильные доходы благодаря наличию надежной сырьевой базы, рынков сбыта своей продукции и услуг.

Как видно из таблицы 1, количество инвесторов, участвующих в интеграции с сельскохозяйственными товаропроизводителями, в области из года в год уменьшается. Однако происходит увеличение инвестируемых средств с одновременным ростом обрабатываемой площади сельскохозяйственных угодий.

Изучение результатов деятельности агропромышленных формирований дает основание утверждать, что объединительное движение увеличивает ресурсный потенциал, повышает результативность их деятельности. Участие интегрированного формирования в инвестиционном процессе определяется уровнем экономических потребностей, вытекающих из необходимости инвестирования капитального строительства, приобретения зданий и сооружений; материально-технического, сырьевого и энергетического обеспечения производственного процесса; и т.д.

В Новосергиевском районе благодаря интеграции удалось вернуть в оборот 10 тысяч пашни, получить от промышленных партнеров 10 миллионов рублей на подготовку к севу. Здесь задействованы научные ресурсы, новые технологии намечено применить уже в 2006 году.

При помощи интеграции в сельскохозяйственное производство вовлекается частный капитал, финансы промышленных предприятий. Инвесторы уже вложили в сельское хозяйство 1,8 миллиарда рублей. Ожидается, что в 2006 году они вложат в структуры АПК еще не менее 700 миллионов рублей.

Исходя из вышесказанного, следует, что интегрированные формирования имеют значительные возможности для повышения ре-сурсообеспеченности сельскохозяйственных предприятий, поскольку именно они обладают возможностями самого широкого привлечения инвесторов.

УЧЕТ СТРАНОВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РИСКА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

При определении ставки дисконтирования перед аналитиком встает вопрос о необходимости учета странового риска и о подходе к его определению. Под страновым риском понимается риск, связанный с деятельностью конкретного государства и одинаковый для всех компаний. В настоящее время разработаны методы определения странового риска, и его расчет не вызывает затруднения. Однако для России, учитывая ее географическую протяженность, различия в ресурсном, экономическом и социальном потенциале отдельных регионов, было бы неверным унифицировать уровень странового риска. В связи с этим видится целесообразным применение корректировки на величину регионального риска, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Региональный риск характерен для крупных государств имеющих существенный дисбаланс между уровнем развития передовых регионов и аутсайдеров.

Определение регионального риска конкретного региона требуется в случае если объект оценки функционирует на территории данного региона, если структурные подразделения объекта оценки располагаются в нескольких регионах то определяем средневзвешенную величину риска в зависимости от значимости каждого из рассматриваемых регионов для оцениваемого бизнеса.

В основу метода оценки регионального риска предлагается положить интегрированный показатель, рассчитываемый рейтинговым агентством Эксперт РА. Целесообразно использовать следующий алгоритм трансформации этого показателя в уровень регионального риска. Инвестиционный риск России принимается равным единице. Индекс риска по конкретному региону показывает, на сколько риск данного региона больше или меньше среднероссийского, т.е. странового риска России. Таким образом, найденная разница между значением риска России равного единице и индексом риска по конкретному региону предоставленным рейтинговым агентством, покажет, на сколько риск конкретного региона больше или меньше среднероссийского. Произведение полученной величины на значение странового риска России даст значение регионального риска конкретного региона.

Бурлакова О.В., Шаврин И.П.

Оренбургский государственный аграрный университет

АССОЦИИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ДОЛЕВОЙ МЕТОД УЧЕТА

Многие перерабатывающие организации инвестируют средства в сельскохозяйственные организации, и, наоборот, но в объемах, не позволяющих управлять финансовой и хозяйственной политикой объекта инвестиций. Тем не менее, если инвестор, не контролируя объект инвестиций, участвует в принятии решений по его финансовой или операционной политике, это означает, что он оказывает значительное влияние на эту инвестируемую организацию. В таком случае инвестор получает возможность воздействовать на результаты деятельности объекта инвестиций и в определенной мере становится ответственным за них. Подобный объект инвестиций в соответствии с российским законодательством получил определение зависимого общества, а в соответствии с международными стандартами — ассоциированной организации.

Из определения объекта инвестиций, обозначенного в ст.106 Гражданского кодекса РФ как зависимое общество, вытекает ряд признаков отличающих его от дочернего рядом признаков:

В целях более прозрачных отношений российским законодательством предусмотрено, что инвестор, который приобрел более 20% голосующих акций, обязан незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определенном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (п. 4 ст. 6 Закона об акционерных обществах). Тем не менее, данный момент не предусматривает меры воздействия и наказание за его неисполнение. Большинство инвесторов предпочитает не афишировать и скрывать свои отношения с объектом инвестиций. Наверное, это и объясняет, почему в Государственной Думе РФ притормаживается принятие давно разрабо-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *