Принцип самоопределения народов и наций
Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. основные положения этого принципа состоят в следующем.
Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.
Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь ООН в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа с тем, чтобы:
a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, и
b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.
Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.
Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе самоопределения народов и наций.
Содержание принципа самоопределения менялось в зависимости от исторической обстановки. Было время, когда самоопределение сводилось к проблеме образования самостоятельных национальных государств, поскольку нации исторически сложились после государств. Стремление нации образовать собственное государство, следовательно, связано с конкретным этапом общественного развития.
Принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. » (п. 2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих положениях Устава. В ст. 55, например, она теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п.
Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.
Вместе с тем и сегодня принцип самоопределения является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов, о которых говорится в главах XI—XIII Устава ООН, поскольку субъектом самоопределения являются не государства, а народы и нации.
В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея прямо указала, что «дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире». Согласно этой же резолюции и многим другим документам ООН, недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования не должны использоваться в качестве предлога для отказа в предоставлении независимости.
В содержании права на самоопределение все чаще выделяют экономические аспекты, например право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т. п.
Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.
Право народов и наций на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим, в частности, связано право освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных проблем. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным (и т. п.) традициям и представлениям.
Право народов на самоопределение
Право народов на самоопределение – это один из основополагающих принципов международного права, согласно которому каждый народ вправе самостоятельно определять форму своего государственного существования в составе другого государства либо в виде отдельного государства, свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие.
Устав ООН закрепляет данный принцип, чтобы развивать конструктивные и доброжелательные отношения между народами, поддерживать равноправие между ними. Благодаря такому подходу должно гармонично развиваться социально-экономическое взаимодействие стран друг с другом. Причем перечень прав народа достаточно широк от права на самоуправление до использования различных форм культурного обособления.
Становление права народов на самоопределение началось в конце 18 века. тогда папские Анклавы были присоединены к Франции по решению народа. Это был первый случай в истории человечества. Официально право народа на самоопределение было признано и закреплено в 1945 году в Уставе ООН.
Развитие права на самоопределение, его дополнение и уточнение проводилось в более поздних международных актах и декларациях. Один из таких документов, регламентирующих социальные, культурные и экономические права уточняет, что народы могут свободно устанавливать политический статус, которые позволит им более эффективно развиваться. При этом страны, подписавшие данный документ обязуются поддерживать не только собственное право на самоопределение, но и право других стран.
Противоречие между правом народов на самоопределение и правом государства на сохранение территориальной целостности
Принцип территориальной целостности государства говорит о том, что его территория не может быть отчуждена или изменена без согласия уполномоченных органов. Здесь возникает противоречие с принципом самоопределения народа. Большинство внутренних конфликтов и столкновений происходит на почве именно этого противостояния, когда этнические группы требуют автономии или отделения территорий, на которых они проживают, а государство не может пойти на эти уступки, так как они грозят распадом территории. Стоит отметить, что право территориальной целостности является приоритетным по отношению к праву на национальное самоопределение.
Территориальная целостность упоминается практически во всех мировых конституциях. Однако некоторые государственные документы позволяют отделять территории при соблюдении определенных правил. Часто термин «самоопределение» связывают с деколонизацией, либо с формированием новых государств. Большинство ученых сходится в том, что самоопределение происходит не через отделение, а в пределах государства. Однако есть другое популярное мнение, согласно которому сохранение целостности необходимо только для защиты от внешних угроз. Противоречие между самоопределением и сохранением целостности разрешается с помощь Декларации о международном праве. Именно она свидетельствует, что нельзя принимать волю народа за попытку отторгнуть часть территории в том случае, если в стране соблюдается равноправие народов. В противном случае, подобные действия будут приравниваться к сепаратизму. Страны, которые не соблюдают свободу воли народа, не имеют права рассчитывать на возможность пользоваться правом территориальной целостности.
Реализация принципа свободы самоопределения народа
Принцип самоопределения народов приобрел новый окрас в Декларации 1960 года «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С тех пора он стал рассматриваться с точки зрения антиколониальной направленности. При этом было уточнено, что любые попытки нарушить территориальную целостность считаются неправомерными.
Данный принцип согласно Уставу ООН должен способствовать поддержанию дружественных отношений, а также в момент принятия Декларации должен был положить конец колониализму. На протяжении всего 20 века данный принцип использовался для того, чтобы народы бывших колоний смогли построить собственные независимые государства. Когда данный вопрос практически полностью был разрешен, принцип самоопределения народа стал часто использоваться для прикрытия сепаратистских настроений.
Экстремисты и другие заинтересованные в подрыве стабильности лица стали все чаще обращаться к данному принципу для достижения собственных целей по дестабилизации государственной власти с целью отсоединения территорий или усиления собственных позиций. Данный подход противоречит концепции самоопределения народов, указанной в документах ООН. То есть он не должен истолковываться как разрешение или поощрение любых видов действий, которые могли бы нанести ущерб государственной безопасности и территориальной целостности. Данный принцип не должен идти в разрез с другими принципами, такими как поддержание дружественных отношений, невмешательство в дела других суверенных государств, поддержание территориальной целостности, борьбы с терроризмом.
Устав ООН говорит о том, что любая страна-участница не может угрожать силой или ее применением относительно нарушения целостности другого государства. При этом норма международного права, которая определяет соотношение принципа самоопределения народа и принципа территориальной целостности, сформулирована достаточно четко, чем пользуются государства, стремящиеся к аннексии территорий других стран. Сторонники данного подхода полагают, что право народа находится выше, чем право государства на сохранение целостности, в результате, необходимо добиться доброй воли сторон, чтобы избежать противоречий в данном вопросе. Любое присоединение территорий должно происходить на основе волеизлияния народа, их населяющего.
ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: КОМУ МОЖНО?
Последние референдумы в Каталонии и Иракском Курдистане в очередной раз подняли спорную тему права народов на самоопределение. Сразу же вспоминаются Косово, Шотландия, Страна Басков, а вместе с ними и Крым, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье… #Буквы разбирались, что же это такое — право на самоопределение, как его определяет международное право и как оно работает на самом деле? Почему одни отделяются законно, а другие — нет? И есть ли правильный способ стать независимым государством?
История вопроса
Право народов на самоопределение получило свое признание в процессе распада колониальной системы после Второй мировой войны. Тогда оно было закреплено в ряде международных документов, включая Устав ООН, Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларацию о принципах международного права и других.
Сегодня это право считается одним из основных принципов международного права и является обязательными для всех государств. Всего таких принципов выделяют от 7 до 10. Почему по-разному? Потому что единого перечня и источника этих основных принципов нет. Часть из них прямо прописаны в Уставе и других документах ООН, часть сформировались из права обычая (многолетние традиции в международных отношениях), а часть не сформулированы прямо, а вытекают из других норм.
Вот они:
- Принцип неприменения силы и угрозы силой;
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
- Принцип равноправия и самоопределения народов;
- Принцип суверенного равенства государств;
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
- Принцип нерушимости государственных границ;
- Принцип территориальной целостности государств;
- Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Важной особенностью всех этих принципов является то, что они равны между собой и взаимосвязаны. Это означает, что один принцип не может соблюдаться в ущерб другому. Если же внимательно перечитать их, то можно почти сразу заметить конфликт между некоторыми из них.
Так, есть принцип самоопределения народов, а вместе с ним и принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Они все равны между собой, и все должны соблюдаться. Нелогично? Сейчас да, но в 1945 году, когда они принимались, все было логично.
Мировая колониальная система в 1945 году
Дело в том, что изначально принцип самоопределения касался только колониальных народов бывших империй. Борьба за ресурсы и перераспределение колоний были основными причинами Первой и Второй мировых войн и многолетних конфликтов между Великобританией, Францией, Германией, США, Испанией, Италией и другими странами.
Когда же пришло понимание огромных человеческих жертв и затратности такой борьбы, то, чтобы не провоцировать новую войну и не давать никому экономического преимущества, большие страны пришли к согласию, что колонии нужно отпустить — дать им возможность самостоятельно решать свое будущее, после чего границы и территории государств должны быть нерушимыми — нападение на чужую территорию будет признаваться незаконным.
Так, во второй половине ХХ века почти все колонии стали независимыми государствами, и принцип самоопределения на тот момент, казалось, выполнил свою функцию. Пока он не оказался в совершенно ином контексте — с конца 1990-х годов после распада Югославии.
Новая реальность — Косово
Новый прецедент — провозглашение независимости Косово от Сербии в 2008 году. Это уже не колония отделилась от метрополии, а группа людей внутри целого сформировавшегося государства заявила о праве на самоопределение. Здесь и начинается конфликт между принципами территориальной целостности и самоопределения народов. Возникает вопрос — как трактовать принцип самоопределения для народов и групп людей, которые многие годы были частью, а не колониями других стран.
Страны, возникшие на территории бывшей Югославии
Распад Югославии с военным вмешательством НАТО (без мандата ООН) и дальнейшее отделение Косово от Сербии после многих лет войны между албанцами Косово и сербами, а также этнических чисток с обеих сторон вызвали много вопросов в международном праве. Уже тогда КНР, РФ, Индия, Аргентина, Бразилия, Украина, Молдова, Грузия и многие другие страны заявили о непризнании независимости Косово или же еще жёстче — о незаконности одностороннего отделения.
Тем не менее США и большинство европейских стран признали Косово. Во многом, чтобы сохранить там статус-кво (была общая позиция, что Косово не может вернуться в состав Сербии) и легитимизировать военное вмешательство НАТО. Единственные страны ЕС, которые не признают независимости Косово, — это Испания и Греция.
Большая часть тех, кто не признает, сами опасаются сепаратизма у себя на территории или же, как в случае с РФ, которая традиционно поддерживает Сербию, выступая против нарушения баланса сил на Балканах.
Как это все объяснить (оправдать)?
Учитывая большое количество очагов сепаратизма в самой Европе (Каталония в Испании, Страна Басков в Испании и Франции, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Валлония и Фландрия в Бельгии, Новая Каледония во Франции и т. д.), после прецедента Косова Западу понадобилось новое объяснение того, как должен работать принцип права народов на самоопределение. Чтобы и Косово включить, и не допустить развала в своих странах.
Празднования годовщины провозглашение независимости Косово, 2009 год / Ermal Meta / EPA
Тогда на Западе стали различать внутреннее и внешнее самоопределения. Внутреннее самоопределение признавалось за всеми. Это право каждого народа (любого сообщества, которое идентифицирует себя как народ) на культурную, языковую автономию, решение своих внутренних вопросов, включая образование и местную политику. И главное — право быть представленным в политической жизни своего материнского государства (право голосовать, избираться, высказываться по вопросам, которые затрагивают этот народ). Все это только внутри материнского государства, без права отделения.
Внешнее самоопределение — это право определять политический статус народа (провозглашать независимость или автономию и т. д.). С ним сложнее. Считается, что есть два “правильных” способа воспользоваться этим правом: хороший и плохой. Хороший — это получить согласие материнского государства и действовать в рамках его законов. Один из известных примеров — референдум о независимости Шотландии в 2014 году.
Между правительствами Великобритании и Шотландии еще в 2012 году было достигнуто согласие о том, что такой референдум пройдет и что его результаты будут уважать. Тогда, если бы Шотландия отделилась по взаимному согласию с Великобританией, ни у кого не было бы вопросов.
Плохой вариант — это когда права народа или какой-то группы серьезно нарушаются государством или другими группами, когда этот народ дискриминируют, ограничивают во внутреннем самоуправлении и культурном развитии, а особенно если есть гражданский конфликт или этнические чистки, то тогда за таким народом признается право провозгласить свое государство в одностороннем порядке. Если уже очевидно, что это единственный оставшийся способ для народа защитить себя и свои права.
Именно этот вариант использовался для обоснования независимости Косово (давний конфликт между албанцами и сербами). Среди других примеров — Южный Судан (отделился от Судана из-за конфликта между арабами-мусульманам и африканцами-христианами).
А что же Каталония?
Есть также “неправильный” способ права на самоопределение — закрыть глаза на все законы и просто провозгласить независимость. Как раз им и воспользовались каталонцы в прошлом месяце. У них есть своя автономия в Испании, и никаких репрессий в преддверии этого референдума против них не было. И все же они решили провести такой референдум — без согласия Испании и в нарушение ее внутренних законов. Поэтому результаты такого референдума фактически никто не признает. Хотя действия полиции в день голосования и последующее ограничение автономии и могли бы рассматриваться как нарушение прав каталонцев, это происходило в рамках законов Испании, почти сразу были назначены внеочередные выборы, и ЕС настоял на необходимости диалога и мирных действий со стороны Мадрида. Поэтому сегодня в Каталонии маловероятны такие последствия, как в Косово.
Ситуации в Крыму и на украинском востоке схожи с Каталонией только в том, что сейчас международное сообщество требует, чтобы любые референдумы по самоопределению проходили в рамках законов и с согласия материнских государств. Во всем остальном — это разные случаи. Начиная с того, что право на самоопределение касается только народов и только тех народов, которые еще не имеют своего государства (а это ставит под вопрос любое право на самоопределение на оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, так как там нету отдельных народов, и самоопределение российского большинства в Крыму, так как у них уже есть свое государство — РФ), и заканчивая военной агрессией РФ и отсутствием нарушений прав людей в Крыму и на востоке со стороны Украины.
Право и геополитика
Более сложная и отличная от Каталонии ситуация в Иракском Курдистане, у которого также уже есть своя автономия и где тоже недавно провозгласили независимость на референдуме. Ирак не смог изначально эффективно противостоять распространению ИГИЛ на своей территории. Земли Курдистана защищали курдские военные отряды пешмерга, они же помогали освобождать и сам Ирак. Получается, что материнское государство не смогло защитить курдов от угроз, и они имеют право на провозглашение своего государства. Но нет. Потому что право правом, а политика политикой. Курды проживают в четырех странах: Турции, Сирии, Ираке и Иране, и ни одна из них не намерена признавать независимость Курдистана и провоцировать этим самым сепаратизм у себя дома.
Инфографика: Русская служба ВВС
Несмотря на прогресс в таких сферах, как права человека и борьба с глобальными проблемами, международное право в отношениях между государствами во многом остается правом сильных. Описанное выше “правильное” и “неправильное” самоопределение на практике было лишь оправданием определенных действий постфактум.
Государства боятся распада территорий, и это верно для всех. Проблем прибавляет и отсутствие определения того, что такое”народ” и у кого, соответственно, есть право на самоопределение. Сепаратизм во многих странах имеет экономическую подоплеку. Государства перераспределяют налоги между бедными и богатыми регионами. В ответ последние часто заявляют о несправедливости и о своем желании отделиться (та же Каталония в Испании, северные провинции Италии и т. д.).
Поэтому любое государство опасается, что одно какое-то самоопределение повлечет за собой полную дезинтеграцию и распад страны — когда каждый недовольный чем-то регион будет объявлять себя государством. Как потом объяснить, что здесь право на самоопределение есть, а вот здесь — нету?
Среди других вопросов — изменение контекста и интерпретации принципов международного права с того времени, когда они принимались. Часть ученых считают, что самоопределение народов работает только в условиях сохранения территориальной целостности государства. Другие же говорят, что принцип территориальной целостности касается только защиты от внешнего нападения, а если границы меняются в результате внутренних процессов — то проблемы нет.
Поэтому в условиях противостояния друг другу государства часто действуют по формуле: себе и своим друзьям — территориальную целостность, а врагам — право народов на самоопределение. В Косово Запад защищает самоопределение, а РФ — территориальную целостность. В Абхазии, Южной Осетии, Крыму, Приднестровье — с точностью наоборот. Возможность каких-либо народов (групп людей) провозгласить независимость зависит от готовности большинства других стран признать это. По сути — от расклада сил и политической конъюнктуры; чего сильным странам в этой независимости больше — выгоды или проблем.
Размытость, неопределенность формулировок и право сильных — вместе делают невозможным эффективно регулировать вопросы самоопределения. Хотя сейчас Украина, учитывая свою ситуацию, будет занимать позицию против любого одностороннего отделения, не следует забывать, что когда-то мы сами были жертвой такого порядка.
Когда в 1920-х правительства УНР и ЗУНР пытались добиться у Лиги Наций и отдельных стран признания своего суверенитета и независимости от Польши и СССР, но безуспешно. Нам во многом повезло, что СССР распался изнутри, и с этим были согласны 15 республик. Договор об образовании СССР хоть и предусматривал право выхода из союза, но в нем отсутствовал механизм реализации этого права. Поэтому, созрей мы сами до провозглашения независимости от СССР, для международного сообщества мы были бы такими же каталонцами.
Право на самоопределение
Пра́во на самоопределе́ние, возможность каждого народа самостоятельно определять особенности собственного культурного и общественного развития, а также конкретную форму государственности . Право на самоопределение обычно атрибутируется народам как особой исторической, этнической общности и системе самоорганизации. Может осуществляться как мирным путём (демонстрации, инициация референдума и т. д.), так и насильственным (несанкционированные митинги, погромы и т. д); последний большинством государств классифицируется как сепаратизм, а в крайних формах – терроризм .
Суть и развитие термина
Право на самоопределение относится к императивным принципам (jus cogens) международного права (имеет обязательный, а не рекомендательный характер). Основные международно-правовые документы, закрепляющие принцип права на самоопределение, – Устав ООН , Международные пакты о правах человека 1966 г. и др.
Значительную роль в становлении права на самоопределение сыграла концепция «народного суверенитета» Ж. Бодена , в рамках которой народ позиционируется как основной источник суверенитета с правом на самоопределение. Данная концепция нашла отражение в трудах лидеров американской войны за независимость ( Дж. Вашингтон , Т. Пейн ), а также вдохновителей Французской революции 18 в. ( Ж.-Ж. Руссо ). Общественно-политические течения 19 в. ( панславизм , пантюркизм , пангерманизм , османизм , государственный синтоизм и др.), зародившиеся в крупных многонациональных империях, способствовали появлению национализма как формата политических воззрений, а также усилению войн за независимость на почве права на самоопределение. Распад империй после Первой мировой войны ( Российской , Германской , Австро-Венгерской и Османской ) дал новый толчок праву на самоопределение отдельным народам, которые образовали суверенные национальные государства.
Современное международно-правовое становление понятия права на самоопределение тесно связано с событиями периода деколонизации середины 20 в. (независимость Индии и Пакистана в 1947; независимость африканских владений в 1960-е гг.; отделение Бангладеш от Пакистана в 1971 и т. д.) и глобальными геополитическими преобразованиями 1990-х гг. (распад ряда крупных стран социалистического блока, в частности СССР и Чехословакии).
Ключевые проблемы, связанные с правом на самоопределение
Конкретные сложности при реализации принципа права на самоопределение связаны с тем, что в международном публичном праве отсутствует документально закреплённое понятие «народ». Кроме того, предоставление независимости бывшим колониям исходило из административных границ, а не из этнографических, языковых и культурных, что впоследствии привело к затяжным конфликтам. Процессы глобализации также привели к тому, что само понятие народа как определённой этнической общности во 2-й половине 20 в. подверглось определённой диффузии.
Отдельную проблему при реализации права на самоопределение представляют собой т. н. разделённые народы, также именуемые транснациональными этническими группами, которые в результате исторических и колониальных преобразований оказались жителями разных государств. К «разделённым народам» можно отнести туарегов , крупные общины которых проживают в Мали, Алжире и Нигере, а также курдов , большая часть которых проживает на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Также «разделённым народом» можно назвать и русский народ , поскольку после распада СССР около 25 млн человек оказались в государствах ближнего зарубежья.
Ряд проблемных аспектов права на самоопределение также связаны с историей т. н. коренных народов, которые жили в отдельных регионах мира до начала европейских завоеваний и права которых оказались существенно нарушены в результате колониальной экспансии. К ним можно отнести маори в Новой Зеландии, лумадов на Филиппинах, жителей о-вов Торресова пролива в Австралии, индейцев Канады и США. В 2020-е наблюдается тенденция к расширению представительства данных народов в общественной и политической жизни тех государств, на территории которых они проживают, что также способствует реализации их права на самоопределение. В Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г. указано, что коренные народы имеют право на самоопределение, однако должны осуществлять его в рамках существующих суверенных государств ( Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов ).