Управление качеством. Краткий курс
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление качеством». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
- 1. Понятие качества. Качество как объект управления
- 2. Характеристика требований к качеству. Показатели качества
- 3. Методы оценки уровня качества продукции
- 4. Качество услуг
- 5. Инструментарий установления требований к качеству продукции. Метрология и стандартизация
- 6. Дефектные изделия и причины их выпуска на предприятии
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление качеством. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Характеристика требований к качеству. Показатели качества
1. Для того чтобы удовлетворить нужды потребителей, необходимо их выявить и привести в соответствие с ними характеристики предлагаемой продукции на основе определенных критериев, полностью отражающих установленные и предполагаемые потребности потребителя.
Требования к качеству продукции — выражение определенных потребностей, а также их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта для последующей их реализации или проверки.
Содержание требований определяется уровнем экономического развития страны; целями и задачами, которые ставят перед собой общество, организация; степенью насыщения потребностей и многими другими факторами. Наиболее универсальными являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
Заданные количественные требования к характеристикам качества представляют собой номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски. Они образуют градацию: класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции или систем, имеющим то же функциональное применение. Градация обычно устанавливается при определении требований к качеству конкретной продукции или услуги.
Установление количественных требований к качеству продукции — важнейшее условие их разработки, производства, поставок, реализации, потребления. Требования, которые не могут быть выражены количественно, представлены в виде описаний и характеристик.
2. Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
В современной квалиметрии выделяют следующие показатели качества продукции:
• функциональной пригодности — характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления;
• надежности — характеризуют способность продукции сохранять свои потребительские свойства (безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность);
• эргономичности — характеризуют продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
• эстетичности — характеризуют информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида). Эти показатели моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
• технологичности — характеризуют прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции. Данная группа подразделяется на показатели технологичности в производстве и при применении;
• ресурсопотребления — характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени на производство продукции;
• безопасности — показатели, минимизирующие или устраняющие вред человеку при потреблении или использовании продукта;
• экологичности — показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве продукции;
• классификационные — показатели, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу.
3. Законодательной основой требований к качеству служат:
• Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
• Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
• Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
• Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
• Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
• нормативные документы, санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. К нормативным документам относятся: государственные стандарты Российской Федерации; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Управление качеством проекта
Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта [ 9 ] . Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.
Качество — это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность , безопасность , надежность .
Управление качеством (в рамках управления проектом) — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:
- ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) — стандарт для обеспечения качества результатов проектов;
- ISO10006 — стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.
Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:
- ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;
- ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.
Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000 :2000:
- ориентация деятельности Компании на клиента;
- управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;
- вовлечение и мотивация персонала ;
- процессное представление всех видов деятельности;
- системный подход к управлению;
- непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);
- достоверность информации для управленческих решений;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Стандарт ISO10006 имеет название » Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами». Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:
- ориентация деятельности Компании на клиента;
- ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;
- представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;
- сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;
- процессное представление всех видов деятельности;
- системный подход к управлению проекта в целом.
Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами , управление персоналом , управление информацией, управление рисками , управление материально-техническим снабжением.
Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.
Стадия «Концепция». На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. «Концепция» имеет следующие разделы :
- Политика и стратегия качества;
- Общие требования и принципы обеспечения качества;
- Стандарты, нормы и правила;
- Интеграция функций обеспечения качества;
- Требования к системе управления качеством.
Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:
- определение показателей оценки качества;
- определение технических спецификаций;
- описание процедур управления качеством;
- составление списка объектов контроля;
- выбор методов и средств оценки качества;
- описание связей с другими процессами;
- разработка плана управления качеством .
Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.
Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.
Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.
- Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.
- Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.
- Формирование списка отклонений.
- Корректирующие действия.
- Документирование изменений.
Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.
Основными процессами обеспечения качества проекта являются планирование качества, его обеспечение и контроль . Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 8.2.
Управление качеством: модель процесса и компетенций
В статье представлен обзор функций и необходимых компетенций для управления качеством, а также авторская модель процесса управления качеством и структура паспорта аудита качества на основе требований и рекомендаций стандартов.
Одним из важнейших экономических параметров, определяющих рыночную стратегию позиционирования продукции, является отношение «цена/качество». При этом, нижняя граница цены реализации продукции обусловлена его себестоимостью и может быть определена на основе функционально-стоимостного анализа, рассмотренного автором в статье [1]. Для оценки параметра «качество» в данной статье рассматривается подход на основе «управления качеством».
Эволюция развития подхода от управления качеством продукции — до всеобщего управления качеством деятельности организации предполагает создание и обеспечение результативного функционирования системы качества, включающей необходимые организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы [2].
Общие требования к созданию системы менеджмента качества (СМК) описаны в стандарте [3], а рекомендации по ее развитию (для достижения устойчивого успеха деятельности) — в стандарте [4]. В соответствии с [5] СМК может быть определена как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик и целей, а также процессов для достижения целей в области качества. Формализованная СМК создает основу для планирования, выполнения, мониторинга и улучшения деятельности по менеджменту качества.
Объектами управления качеством являются продукция и процессы, которые в [6] представлены следующей группировкой (рис. 1):
Рис. 1. Группы процессов СМК
Стандарты [3, 7] содержат требования и пояснения по их применению относительно следующих процессов СМК:
- Процессы жизненного цикла продукции (группа основных процессов):
- определение требований к продукции и услугам (пункт 8.2 стандарта);
- проектирование и разработка продукции и услуг (п.8.3);
- управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками (п.8.4);
- производство продукции и предоставление услуг (п.8.5);
- верификация выпуска продукции и услуг (п.8.6);
- управление несоответствующими результатами процессов (п.8.7).
- Менеджмент ресурсов (группа процессов ресурсного обеспечения):
- определение и обеспечение наличия человеческих ресурсов (п.7.1.2);
- определение, создание и поддержка инфраструктуры (п.7.1.3);
- определение, создание и поддержка среды для функционирования процессов (п.7.1.4);
- определение и предоставление ресурсов для мониторинга и измерения качества процессов, продукции и услуг (п.7.1.5);
- определение, поддержка и предоставление знаний для функционирования процессов и достижения соответствия продукции и услуг (п.7.1.6);
- определение и обеспечение необходимой компетентности (п.7.2);
- обеспечение осведомленности персонала в области качества (п.7.3);
- создание, актуализация и управление документированной информацией (п.7.5).
- Ответственность руководства (группа процессов управления):
- определение области применения СМК и границ охватываемой деятельности (п.4.3);
- определение процессов СМК и применение документированной информации для обеспечения их функционирования (п.4.4);
- определение функций, полномочий и ответственности высшего руководства в отношении результативности СМК (п.5.1);
- разработка и реализация Политики в области качества (п.5.2);
- определение функций, полномочий и ответственности персонала организации (п.5.3);
- планирование действий в отношении рисков и возможностей (п.6.1);
- определение целей в области качества и планирование их достижений (п.6.2);
- планирование изменений СМК с учетом факторов среды организации (п.6.3);
- определение порядка внутреннего и внешнего обмена информацией (п.7.4);
- планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг (п.8.1).
- Измерение, анализ и улучшение (группа процессов информационно-аналитического обеспечения управления и развития):
- определение, мониторинг и анализ факторов внешней и внутренней среды организации (п.4.1);
- определение, мониторинг и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (п.4.2);
- мониторинг, измерение, анализ и оценка результатов деятельности (п.9.1);
- внутренний аудит качества (п.9.2);
- анализ СМК со стороны руководства (п.9.3);
- определение возможностей для улучшения деятельности и результативности СМК (п.10.1);
- устранение несоответствий и корректирующие действия (п.10.2);
- постоянное улучшение деятельности (п.10.3).
В требованиях к СМК [3] явным образом не описаны действия, осуществляемые в рамках процесса управления качеством, поэтому для их определения целесообразно использовать следующие понятия [5]:
- планирование качества — действия по установлению целей в области качества и определению необходимых процессов и ресурсов для достижения этих целей;
- обеспечение качества — действия, направленные на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;
- контроль качества — действия, направленные на выполнение требований к качеству;
- улучшение качества — действия, направленные на повышение способности выполнить требования к качеству.
Операционная структура процесса «Управление качеством на предприятии» представленная в универсальном классификаторе процессов для различных отраслей американского центра производительности и качества (APQC), включает следующие операции:
- Создание требований к качеству:
- определение характеристик, критичных к качеству;
- определение профилактических мер обеспечения качества;
- проверка соответствия плану качества;
- проверка возможностей обеспечения соответствия требованиям;
- завершение плана качества.
- Оценка соблюдения требований:
- проверка соответствия плану качества;
- оценка результатов испытаний.
- Управление несоответствиями:
- оценка потенциального воздействия;
- определение немедленных мер;
- определение причин;
- устранение или принятие превентивных мер;
- закрытие несоответствия.
- Внедрение и поддержка системы управления качеством на предприятии:
- определение стратегии управления качеством;
- планирование и развёртывание специализированного программного обеспечения для системы управления качеством (сфера действия, цели и задачи);
- определение ключевых процессов системы управления качеством, органов управления и показателей;
- разработка и документирование регламентов, процедур, стандартов и показателей управления качеством;
- оценка производительности системы управления качеством;
- создание окружения и компетенций для улучшения системы управления качеством.
В стандарте [8] представлено текстовое формализованное описание процесса управления качеством, включающее следующие параметры:
- цель: соответствие продуктов, услуги и реализации процесса управления качеством организационным и проектным целям управления качеством и достижение удовлетворенности заказчика;
- выход: определяются и реализуются организационные цели управления качеством, политика и процедуры; устанавливаются критерии и методы оценки качества; предоставляются ресурсы и информация для поддержки функционирования и контроля действий по обеспечению гарантии качества проекта; собираются и реализуются результаты оценки гарантии качества; улучшаются политика управления качеством и процедуры, основанные на проектных и организационных результатах;
- действия и задачи: планируйте управление качеством; оценивайте управление качеством; выполняйте корректирующие и упреждающие действия по управлению качеством.
В стандарте [9] дополнительно к указанным параметрам приведены рабочие продукты (входы и выходы) процесса «Менеджмент качества».
С учетом представленных выше сведений автором предлагается следующее графическое представление IDEF0-модели процесса «Управление качеством» (рис. 2), при этом в стандарте [4] отмечается, что деятельность по улучшению может осуществляться в различных формах — от постоянных незначительных (локальных) улучшений до существенных улучшений (в масштабах всей организации). С учетом указанной возможности этап «Улучшение качества» представлен операцией «Устранение несоответствий» в составе процесса «Управление качеством» и отдельной операцией «Инициация улучшений» в составе группы процессов СМК «Измерение, анализ и улучшение».
Рис. 2. IDEF0-модель процесса управления качеством
В составе операции «Контроль качества» представленной модели для оценки результативности и уровня зрелости СМК осуществляются внутренний аудит и самооценка соответственно. При этом проведение аудита является требованием стандарта [3] и представляет собой систематический, независимый и документированный процесс получения и оценивания объективных свидетельств на соответствие критериям (требованиям) [5]. По результатам аудитов оценивается соответствие СМК [3]:
- собственным требованиям организации к СМК;
- требованиям стандарта ИСО 9001;
- результативности ее внедрения и функционирования.
Также внутренние аудиты также могут быть нацелены [4] на:
- выявление лучших практик (которые могут рассматриваться организацией для применения в других областях);
- возможностей для улучшения.
Объектами аудита являются [10]:
- ожидания и результаты функционирования процессов и продукции;
- затраты на качество, результативное и эффективное использование ресурсов;
- результативное и эффективное внедрение процессов, возможности процессов и деятельность по улучшению;
- результативное и эффективное применение статистических методов и информационных технологий;
- адекватность и точность измерения деятельности;
- отношения с заинтересованными сторонами.
Методами (сбора свидетельств) аудита являются [11]:
- опрос (проведения интервью, заполнения проверочных листов и вопросников);
- анализ документов;
- наблюдение за деятельностью.
Для отражения взаимосвязей объектов и деятельности в рамках аудита качества автором предлагается их представление в виде семантической сети (рис. 3).
Рис. 3. Модель взаимосвязей основных элементов аудита качеств
Процесс аудита качества предъявляет определенные требования к компетенциям, которые включают личные качества и способность применять знания и навыки, приобретенные посредством обучения, производственного опыта, подготовки в качестве аудитора и опыта проведения аудита [12].
- иметь широкий кругозор;
- быть выдержанным и обладать твердостью воли;
- обладать логическим мышлением и aнaлитическим складом ума;
- обладать способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, а также понимать роль отдельных подразделений в организации в целом.
Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в таких областях, как [12]:
- принципы, процедуры и методы аудита;
- система менеджмента и ссылочные документы;
- специфика организационной деятельности;
- законодательные, контрактные и другие требования, применяемые к проверяемой организации;
- специальные знания в области дисциплины менеджмента, относящиеся к конкретной отрасли;
- принципы, методы и технические приемы управления рисками, относящиеся к дисциплине менеджмента.
Аудиторы должны проявлять профессиональное отношение и личные качества во время проведения аудита, включающие [12]:
- этичность — честность, правдивость, искренность и благоразумие;
- открытость и непредубежденность — желание и готовность воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;
- дипломатичность — тактичность при обращении с людьми;
- наблюдательность — активное наблюдение за окружающей обстановкой и видами деятельности;
- восприимчивость — осведомленность и способность к пониманию ситуаций;
- универсальность — возможность быстро адаптироваться к различным ситуациям;
- упорство — настойчивость, направленность на достижение целей;
- решительность — своевременное принятие решений на основе логических соображений и анализа;
- самостоятельность — умение действовать и выполнять свои функции независимо, результативно взаимодействуя с другими;
- принципиальность — готовность действовать ответственно и этично даже в тех случаях, когда эти действия могут не встречать одобрения или приводить к разногласиям или конфронтации;
- готовность к самосовершенствованию — обучение в процессе работы, стремление к достижению наилучших результатов при проведении аудитов;
- высокая культура поведения — соблюдение и уважительное отношение к культурным ценностям проверяемой организации;
- умение сотрудничать и работать с людьми — результативное взаимодействие с другими, включая членов группы по аудиту и персонал проверяемой организации.
С целью развития компетентности участников процесса аудита качества автором предлагается параметрическая модель в форме Паспорта аудита (таблица 1), содержащая требования и рекомендации стандартов в области аудита качества.
В основу каждого отдельного аудита должны быть положены документированные цели, область применения и критерии. Они должны определяться лицом, отвечающим за управление программой аудита, и согласовываться с общими целями этой программы [12].
Цели аудита включают в себя определение того, что должно быть сделано при его проведении, а также следующее:
- определение степени соответствия проверяемой системы менеджмента или ее составных частей критериям аудита;
- определение степени соответствия видов деятельности, процессов и продукции требованиям и процедурам системы менеджмента;
- оценку способности системы менеджмента обеспечивать соответствие законодательным и контрактным требованиям, а также другим требованиям, которые организация обязана выполнять;
- идентификацию областей потенциального улучшения системы менеджмента;
- обращение с конфиденциальной информацией, включая степень ее раскрытия [12].
Область каждого аудита должна согласовываться с программой аудита и его целями. Она включает в себя такие факторы, как структурные подразделения, подлежащие аудиту, их месторасположение, проверяемые виды деятельности и процессы, а также продолжительность и сроки аудита [12].
Объектами рассмотрения при внутреннем аудите являются:
- результативное и эффективное внедрение процессов;
- возможности постоянного улучшения;
- возможности процессов;
- результативное и эффективное применение статистических методов;
- использование информационных технологий;
- анализ данных о затратах на качество;
- результативное и эффективное использование ресурсов;
- ожидания и результаты функционирования процессов и продукции;
- адекватность и точность измерения деятельности;
- деятельность по улучшению;
- отношения с заинтересованными сторонами [10].
Критерии аудита используются в виде основы для сравнения, по которой определяют соответствие, и могут включать в себя применяемые политики, цели, процедуры, стандарты, законодательные требования, требования системы менеджмента, контрактные требования или своды правил, регулирующих деятельность в конкретном секторе или других запланированных мероприятий [12].
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, позволяющий осуществить их реализацию и проверку. Заданные количественные требования к характеристикам включают, например, номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски [14].
Чек-лист системы менеджмента бережливого производства является рабочим инструментом аудитора. В чек-листе приводится следующая информация:
- дата проведения аудита или самооценки;
- участники оценки;
- правила присвоения баллов;
- проверяемые требования;
- статус выполнения требований;
- присваиваемые баллы;
- комментарии к выставленным баллам.
Выполнение требований подтверждается документированной информацией [15].
Оценка соответствия СМК требованиям должна проводиться на основе процессного аудита, направленного в первую очередь на проверку процессов организации. Базой для проведения процессного аудита должна быть модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, включающая процессы из следующих четырех основных областей:
- ответственность руководства;
- менеджмент ресурсов;
- жизненный цикл продукции;
- измерение, анализ и улучшение.
Аудиторы должны применять разработанные специально для проверяемой области вопросники (чек-листы) [16].
Лицу, ответственному за управление программой аудита, следует назначить членов группы по аудиту, включая руководителя группы и любых технических экспертов, требуемых для проведения конкретного аудита. Группа по аудиту должна формироваться с учетом компетентности, необходимой для достижения целей конкретного аудита, в рамках установленной для этого аудита области применения [12].
При определении численности и состава группы по аудиту для конкретного аудита необходимо учитывать следующие факторы:
- общую компетентность группы по аудиту, требуемую для достижения целей, соответствующую области и критериям аудита;
- сложность аудита, если он комбинированный или совместный;
- выбранные методы аудита;
- законодательные и другие требования, такие как требования контрактов, которые организация принимает на себя;
- необходимость обеспечения независимости группы по аудиту от проверяемых видов деятельности и отсутствия конфликта интересов;
- возможности членов группы по аудиту эффективно взаимодействовать с представителями проверяемой организации и работать совместно;
- язык аудита и понимание специфических социальных и культурных ценностей проверяемой организации (с учетом собственного опыта аудиторов или при поддержке технического эксперта) [12].
Руководитель группы аудита в ходе консультаций с членами группы должен обозначить и распределить ответственность между каждым из них за аудит конкретных процессов, работ, функциональных подразделений или участков производственной деятельности [12].
План аудита должен включать в себя или содержать ссылки на:
- цели аудита;
- область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
- критерии аудита и ссылочные документы;
- места проведения аудита, даты, ожидаемое время и продолжительность намеченных мероприятий по аудиту, включая совещания с руководством проверяемой организации, а также другие совещания;
- используемые при проведении аудита методы, включая объем или степень выборочного контроля, необходимого для получения достаточных свидетельств аудита, и проект программы выборочного контроля, если она применяется;
- роли и обязанности членов группы аудита, а также сопровождающих лиц и наблюдателей;
- распределение соответствующих ресурсов по критически важным местам проведения аудита [12].
Форма плана аудита системы менеджмента качества включает:
- цель и область аудита;
- нормативную базу аудита;
- сроки проведения аудита;
- состав комиссии;
- объекты аудита;
- требования конфиденциальности [17].
Целью предварительного совещания являются:
- подтверждение согласия всех сторон (например, проверяемой организации, группы аудита) относительно плана аудита;
- представление членов группы аудита;
- обеспечение уверенности в том, что все запланированные в рамках аудита мероприятия могут быть выполнены.
Предварительное совещание должно проходить под руководством руководителя группы аудита, в обязанности которого входит:
- представить участников, включая наблюдателей и сопровождающих лиц, и объяснить их роль в аудите;
- подтвердить цели, область и критерии аудита;
- подтвердить с проверяемой организацией план аудита и другие необходимые условия, связанные с ним, такие как дата и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания группы аудита и руководства проверяемой организации и все дальнейшие изменения;
- ознакомить участников с методами, которые будут использоваться при проведении аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных;
- представить методы по управлению рисками, связанными с аудитом, которые могут возникать в организации вследствие присутствия на местах членов группы аудита;
- подтвердить официальные каналы связи между группой аудита и проверяемой организацией;
- подтвердить язык, используемый при аудите;
- подтвердить, что во время аудита проверяемая организация будет информироваться о ходе его проведения;
- подтвердить, что необходимые группе аудита ресурсы и средства будут доступны;
- подтвердить обеспечение конфиденциальности и информационной безопасности;
- подтвердить обеспечение безопасности работы и ознакомление участников с соответствующими процедурами по обеспечению безопасности, в том числе в случае возникновения чрезвычайной ситуации для группы аудита;
- ознакомить участников с методом регистрации и составления отчетов о выявленных при проведении аудита фактах, включая их классификацию и любое ранжирование;
- проинформировать участников об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
- проинформировать участников о заключительном совещании;
- проинформировать участников о том, каким образом следует обращаться с теми фактами, которые могут быть выявлены во время аудита;
- проинформировать участников о любой системе обратной связи с проверяемой организацией по рассмотрению выводов или заключений по результатам аудита, включая жалобы или апелляции [12].
Необходимо проанализировать документацию соответствующей системы менеджмента проверяемой организации, с тем чтобы:
- собрать информацию для подготовки мероприятий аудита и подходящие рабочие документы, например относящиеся к процессам, должностным обязанностям;
- осуществить обзор документации системы для выявления возможных пробелов.
Документация должна включать в себя, насколько это применимо, документы и записи системы менеджмента, а также отчеты о предыдущих аудитах [12].
Члены группы по аудиту должны собирать и анализировать информацию, относящуюся к зоне их ответственности, и осуществлять подготовку рабочих документов надлежащим образом для фиксации и протоколирования свидетельств аудита. Такие рабочие документы могут включать в себя:
- контрольные листы;
- планы выборок для аудита;
- формы для регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, выводы аудита и протоколы совещаний [12].
Во время проведения аудита информация, относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. В качестве свидетельства аудита следует принимать только ту информацию, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы [12].
Заключения аудита могут содержать информацию, касающуюся:
- степени соответствия критериям аудита и основательности системы менеджмента, включая эффективность системы менеджмента в достижении заявленных целей;
- эффективности внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента;
- возможностей процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности системы менеджмента, ее адекватности, эффективности и улучшения;
- достижения целей аудита, степени охвата области аудита и выполнения критериев аудита;
- корневых причин выявленных фактов (наблюдений), если это предусмотрено планом аудита [12].
Руководитель группы аудита несет ответственность за подготовку и содержание отчета об аудите. Отчет должен содержать полные, точные, четко сформулированные и понятные записи по аудиту и, в соответствии с процедурами аудита, должен включать в себя или содержать ссылку на:
- цели аудита;
- область аудита, в частности, идентификацию проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;
- идентификацию заказчика аудита;
- идентификацию членов группы аудита и представителей проверяемой организации, принимавших участие в проведении аудита;
- даты и места проведения аудита;
- критерии аудита;
- выводы аудита;
- заключения по результатам аудита;
- заявление о степени соответствия критериям аудита [12].
Заключения по результатам аудита могут в зависимости от целей аудита указывать на необходимость выполнения корректирующих и предупреждающих действий или действий по улучшению. Такие действия, как правило, разрабатываются и выполняются проверяемой организацией в согласованные временные сроки. При необходимости, проверяемой организации следует информировать лицо, ответственное за управление программой аудита, и группу аудиторов о состоянии выполнения этих действий. Выполнение и результативность этих действий должны быть верифицированы. Такая верификация может быть частью последующего аудита [12].
Для получения выводов свидетельства аудита должны быть сопоставлены и оценены относительно критериев аудита. Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита. Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны. Несоответствия могут быть классифицированы (ранжированы) следующим образом [12]:
- значительное несоответствие (категория 1) — несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение запросов потребителей и/или обязательных требований к продукции [17];
- малозначительное несоответствие (категория 2) — отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению запросов потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования системы менеджмента качества [17];
- уведомление — свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия [17].
Форма регистрации несоответствий включает:
- номер акта;
- дату;
- номер несоответствия;
- категорию несоответствия;
- наименование проверяемого подразделения;
- номер пункта ГОСТ Р ИСО 9001;
- номер пункта и обозначение документа СМК организации;
- описание несоответствия;
- планируемые корректирующие действия;
- срок выполнения;
- оценку комиссией результативности корректирующих действий [17].
В таблице 1 представлен набор основных параметров аудита, однако для конкретных случаев этот перечень может быть модифицирован (исходя из потребностей заинтересованных сторон, среды организации и уровня компетентности участников).
Процесс подготовки, проведения и анализа результатов аудита может быть реализован посредством информационных технологий в системе бизнес-моделирования «Business Studio», для этих целей в системе на вкладке «СМК» применяются соответствующие справочники (рис. 4).
Рис. 4. Справочники раздела «СМК» системы «Business Studio»
Для заполненной карточки аудита (рис. 5) может быть сформирован типовой отчет «Отчет о результатах аудита» (рис. 6).
Рис. 5. Карточка аудита
Рис. 6. Отчет о результатах аудита
Также средствами «Business Studio» может быть реализован предложенный автором «Паспорт аудита» как документ системы (рис. 7), при этом:
- названия параметров аудита заносятся в поле «Раздел» атрибутов документа;
- содержание (значение) параметров аудита заносится в поле «Комментарий» атрибутов документа.
Рис. 7. Карточка документа «Паспорт аудита»
Требования к параметрам аудита заносятся в поле «Комментарий» раздела атрибутов объекта (рис. 8).
Рис. 8. Карточка раздела документа
Использование справочника «Разделы атрибутов объектов» является удобным — в результате однократного заполнения сведений (и последующего их пополнения) можно многократно (автоматически) их выводить в отчеты для различных Паспортов аудита.
Для унификацированного представления содержания (шаблона) документа «Паспорт аудита» можно использовать стандартные возможности системы «Business Studio» по настройке и формированию пользовательских отчетов [18] (рис. 9).
Рис. 9. Шаблон пользовательского отчета «Паспорт аудита»
В результате применения пользовательского отчета будет получен документ «Паспорт аудита» в унифицированной форме (рис. 10).
Рис. 10. Отчет «Паспорт аудита»
Для получения сводных данных по проведенным (зарегистрированным в системе «Business Studio») аудитам целесообразно воспользоваться средствами OLE-автоматизации, при этом автоматически построенный Excel-отчет включает следующие разделы:
- Лист «Аудиты» представляет собой хронологический реестр и содержит следующие сведения (рис. 11):
- название аудита;
- дата (фактического начала) аудита;
- проверяемое подразделение;
- заключение по свидетельствам аудита;
- объект аудита;
- требования стандарта (критерии аудита);
- финиш (фактическая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
- срок (планововая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
- ответственный сотрудник за выполнение мероприятия (устранения несоответствия);
- мероприятие (содержание задачи) по устранению соответствующего несоответствия.
Рис. 11. Лист «Аудиты» отчета по аудитам
Лист «Несоответствия» представляет собой группировку аудитов по видам несоответствий и содержит следующие сведения (рис. 12):
- требование стандарта (критерий аудита);
- проверяемое подразделение (с группировкой по виду несоответствия);
- дата (фактического начала) аудита;
- объект аудита;
- несоответствие (описание);
- финиш (фактическая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
- срок (планововая дата) выполнения мероприятия (устранения несоответствия);
- ответственный сотрудник за выполнение мероприятия (устранения несоответствия);
- мероприятие (содержание задачи) по устранению несоответствия.
Рис. 12. Лист «Несоответствия» отчета по аудитам
Лист «Паспорта» представляет собой реестр паспортов аудитов и содержит следующие сведения (рис. 13):
- номер раздела (нормативно-справочного) документа;
- содержание раздела (нормативно-справочного) документа;
- наименование раздела (нормативно-справочного) документа и ссылка на описание (стандарт).
Рис. 13. Лист «Паспорта» отчета по аудитам
Лист «ГОСТы» представляет собой библиотеку требований стандартов и содержит следующие сведения (рис. 14):
- тип документа;
- документ (название стандарта, требования которого используются в качестве критериев аудитов);
- раздел (наименование);
- содержание (требований и рекомендаций раздела стандарта);
- свидетельство (вид документа, являющегося свидетельством выполнения требований стандарта).
Рис. 14. Лист «ГОСТы» отчета по аудитам
Для удобства навигации отчет содержит необходимые автоматические межстраничные ссылки.
Предложенные автором модель процесса «Управление качеством» и структура Паспорта аудита, содержащая требования и рекомендации стандартов по СМК, позволят определить и поддерживать необходимые компетенции участников процесса (аудита качества) и других заинтересованных сторон. Применение системы «Business Studio» позволит осуществлять регулярную деятельность по анализу и предупреждению несоответствий, поддержанию и развитию требуемых компетенции аудиторов качества, а также осуществлять регулярный мониторинг и оценку результативности выполнения мероприятий по устранению несоответствий и улучшению СМК.
Для того чтобы получить подробную инструкцию для самостоятельной разработки пользовательского отчета «Паспорт аудита» в системе бизнес-моделирования «Business Studio», необходимо заполнить форму обратной связи на сайте автора [19].
Источники информации:
- Могилко Д.Ю. «Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов». — «Менеджмент качества», Издательский дом «Гребенников». — № 2, 2019, с.90–102. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Опубликовано по материалам:
Журнал «Менеджмент качества», 02/2020.
Что является первым требованием к качеству осуществления деятельности
Ст. 11 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
(п. 3 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
4. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:
определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
(п. 4 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.