Важным признаком россии как правового государства является
Перейти к содержимому

Важным признаком россии как правового государства является

  • автор:

18.Российская Федерация – правовое государство: понятие, признаки, основные принципы.

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Российская Федерация — правовое государство.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

1. Верховенство права.

В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства — Конституция.

2. Разделение власти.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов.

3. Гарантированность прав и свобод граждан.

Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д.

4. Взаимная ответственность государства и личности.

Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

19.Российская Федерация – социальное государство: понятие, принципы. Задачи и направления социальной политики рф.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основные направления социальной политики:

— охрана труда и здоровья людей;

— установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

— развитие системы социальных служб;

— установление государственных пенсий, пособий;

— иные гарантии социальной защиты);

на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Принципы социального государства

— экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

— доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

— развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

— социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

— гендерное равенство мужчин и женщин;

— участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Является ли Россия правовым государством?

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой граждане и государство связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве Конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом.

В правовом государстве взаимоотношения между государством и каждым конкретным человеком строятся на строгих основах права и исключают взаимный произвол. И. Кант определял правовое государство как объединение людей, подчиненных единым правовым законам.

В идее правового государства выделяют два основных элемента:

  • свобода человека, обеспечение его прав;
  • ограничение государственной власти правовыми нормами.

Правовое государство — наиболее эффективный способ управления и организации общества.

Принципы правового государства:

  • приоритет права — рассмотрение любых вопросов общественной жизни с позиций права, Конституция должна отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах и свободах человека, гражданина, быть принятой легитимным органом государственной власти;
  • верховенство закона — любые нормативно-правовые акты должны соответствовать закону, а законы — Конституции;
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • приоритет прав, свобод человека;
  • правовое разграничение деятельности разных ветвей власти.

Россия как правовое государство

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашена правовым государством. РФ признает верховенство права и закона в государственной и общественной жизни социума.

В правовой системе РФ верховным правовым актом является Конституция, обладающая высшей юридической силой и прямым действием, применяется на всей территории страны. Ни один из законов или нормативно-правовых актов не должен противоречить Основному закону (ч. 1 ст. 15).

Важный показатель правового государства — равенство всех перед законами, что гарантировано ст. 19 Конституции РФ.

Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод гражданина и человека независимо от расы, пола, национальности, происхождения, языка, должностного или имущественного положения, отношения к религии, религиозных предпочтений и убеждений, места жительства, принадлежности к партии или общественным объединениям. Запрещены любые формы ограничения прав по признакам расовой, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности. В России и мужчины, и женщины имеют равные права, свободы, возможности для их реализации.

Нормативно-правовые акты, имеющие отношение к правам, свобода и обязанностям человека и гражданина, не могут применяться, если не были официально опубликованы для всеобщей информированности. Человек, имея возможность в полной мере и своевременно ознакомиться со своим правовым статусом, его изменением, обеспечивает себе защиту от произвола правоприменителя.

Россия признает составным структурным элементом своей правовой системы общепризнанные нормы и принципы международного права, соответствующие международные договоры РФ. Современная Россия характеризуется наличием целостной системы законодательства, охватывающей, главным образом, наиболее важные сферы общественной и государственной жизни. Признание РФ правовым государством требует преодоления поверхностного отношения к праву, особенно во время реформирования государства и общества. Утверждение легитимности и демократии, борьба с устаревшими нормами должны происходить с соблюдением процедур, установленных законотворчеством.

Верховенство закона и права не говорит о его всесилии. Правовое государство, в содержательном смысле, функционирует в постоянном ритме развития и обновления законодательства. Особенно активно эти процессы наблюдаются у государств, стоящих на пути реформирования. Правовое обновление позволяет сформировать новый демократический режим, способствовать свободному развитию общества и государства.

Проблемы реализации принципов правового государства в России в конце XX – начале XXI вв.

Конец XX – начало XXI вв. характеризуются непростым периодом строительства в России нового правового государства. Переломным моментом можно считать принятие Конституции 1993 года.

Была проведена приватизация государственной собственности, которую большинство правоведов называют незаконной и несправедливой. Переход государственной собственности в частные руки не только не решил назревших проблем, но и во многом усугубил положение в ряду важнейших государственных направлений — энергетическая, транспортная, оборонно-космическая, сельскохозяйственная промышленность, сферы здравоохранения, образования и др.

Рынок не смог взять на себя функции, касающиеся развития производственных мощностей, безопасности труда, опытно-конструкторских решений, социальной защиты работников и др. Значительное сокращение научных и производственных предприятий привело к увольнению высококвалифицированных работников, к отказу от приема на работу выпускников высших учебных заведений и ПТУ. Наблюдался рост безработицы.

Разрешительный тип правового регулирования привел к производству недоброкачественных товаров, неудовлетворительному состоянию питания в школьных и дошкольных учреждениях и т.д.

Упрочение государственности должно начинаться прежде всего с совершенствования уже имеющихся и создания новых институтов, процедур и механизмов, призванных обеспечить реальность провозглашенных Конституцией прав человека. Однако, прямое действие Основного закона не означает, что содержащиеся в нем нормы о правах человека можно реализовать вне конкретных механизмов и процедур, юридических гарантий, предусмотренных законом. Государственные структуры, как правило, проявляли безразличие к правам и свободам граждан страны. Чиновничья бюрократия не придерживалась принципов правового государства, чувствуя безнаказанность от любой ответственности, что ведет к нарушению прав любого человека.

Продолжительное время конституционные положения о правах и свободах человека как высшей ценности, об их признании, соблюдении и защите как обязанности государства оставались декларацией, не согласованной с реальностью жизни.

Россия является правовым государством

В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством. Под правовым государством понимается форма организации и деятельности публично-политической власти, основанная на праве и подчиняющаяся ему и обеспечивающая свободы гражданского общества и автономию гражданина. Концепция правового государства возникла ещё в античном обществе. Так, Аристотель приравнивал наличие закона к форме государственного строя. Глубокую разработку она получила в русле борьбы против произвола абсолютной монархии. На конституционном уровне положения о правовом государстве были закреплены в большинстве Европейских стран во второй половине ХХ в. как вследствие горького опыта существования тоталитарных режимов.

Единый подход к определению понятия правового государства в юридической науке отсутствует. Русский правовед В.М. Гессен правовым государством называл государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций ограничено и связано правом [197]. По мнению М.И. Байтина, сущность правового государства заключается в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой легитимации и регламентации формирования и полномочий его механизма наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности [198]. Известный юрист из Германии Е. Шмидт-Асман писал: «Правовым в формальном смысле является такое государство, которое признаёт в качестве своих непременных особенностей и институтов разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением» [199].

Американский профессор Кр. Осакве отмечал, что понимание правого государства в западном праве измеряется объективными критериями, среди которых можно выделить следующие: политический плюрализм, равенство граждан перед законом, республиканское правление или конституционная монархия, разделение властей, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, выборность основных государственных органов на основе альтернативности и честности выборов, конституционализм, верховенство закона, примат закона парламента над указами президента, независимость судебной власти от политических властей, неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства, свобода договорных отношений, минимальное вмешательство государства в рыночные отношения, свобода граждан [200].

В конституциях зарубежных стран расшифровки понятия «правовое государство» не содержится, в связи с чем уточнение его характеристик происходит в актах конституционного контроля. В решении от 22 августа 1990 г. Конституционный трибунал Польши указал, что правовое государство есть собирательное понятие, в котором содержится ряд принципов и норм более подробного и конкретного характера. Органом конституционного контроля были отмечены три основополагающих составных принципа, относящиеся к правовому государству: запрещение обратной силы закона, поддержание доверия гражданина к государству (зашита доверия), а также приобретённых прав человека и гражданина [201].

Обобщая существующие точки зрения, можно определить основные черты правового государства, к которым относятся верховенство права, существование системы разделения властей и взаимная ответственность государства и гражданина.

В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или органа государственной власти. В теории конституционного права под органом государственной власти понимается гражданина или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства и действуют в установленном государством порядке в присущих ему организационно-правовых форм для решения стоящих перед ним задач и достижения намеченных целей.

Из данного определения можно вывести черты государственного органа:

1. Орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, дающими возможность решать в пределах предоставленных ему прав определённые вопросы, издавать акты, обязательные для других органов и учреждений, должностных лиц и граждан, к которым данные акты адресованы. Если властными полномочиями могут обладать не только государственные органы (например, органы местного самоуправления), то государственно-властными полномочиями обладают только государственные органы.

Раскрывая понятие государственно-властных полномочий выделяют совокупность следующих прав (обязанностей) государственного органа:

а) возможность непосредственно решать конкретные вопросы государственной и общественной жизни;

б) право принимать индивидуальные и нормативные правовые акты, имеющие обязательную юридическую силу для других государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан;

в) право совершать иные действия, имеющие юридическое значение (выдача документов, удостоверение юридических фактов, регистрация общественных объединений и т.д.);

г) возможность путем использования организационных, материально-финансовых рычагов, методов убеждения и принуждения обеспечить выполнение принимаемых решений, осуществлять контроль за их реализацией[202].

Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию, под которой понимается совокупность полномочий органа, которыми он наделён в отношении своих предметов ведения.

2. Органы государственной власти образуются в строго установленном государством порядке, что обеспечивает легитимность и исключает возможность их произвольного создания. Порядок образования государственного органа имеет важное значение в определении места органа в конституционной системе власти, так как определяет источник и природу его полномочий. Наибольшее значение в системе государственной власти России имеют органы, формируемые на основе реализации гражданами прямого избирательного права и имеющие источником своих полномочий суверенную волю народа.

Порядок создания органов или его основные принципы получили закрепление в Конституции Российской Федерации: Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 96 и 97), Правительства (ст. 111 и 112) и т. д. Подробная регламентация процесса создания органов государственной власти прописана в соответствующих нормативно-правовых актах: федеральные органы государственной власти формируются на основе федеральных законов, органы государственной власти субъектов Федерации—законов субъектов Федерации, соответствующих федеральных законов.

3. Каждый орган уполномочен осуществлять свои задачи и функции, которые закрепляются в правовых актах. Так, Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод – человека и гражданина… (см. ст. 80 Конституции). «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (ст. 110 Конституции).

4. Каждый орган действует в присущих ему организационно-правовых формах, закрепляемых нормативно-правовыми актами. В данном случае речь идет только «об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер»[203], большинство которых закрепляется в подзаконных актах.

Степень правовой регламентации порядка и процедуры деятельности органов государственной власти имеет различный уровень. Особенно она высока в отношении законодательных (представительных) органов, что связано с важной сферой их деятельности — законотворчеством. Органы законодательной власти работают в сессионном порядке. Необходимость обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина определяет детальную регламентацию порядка принятия и вступления в силу судебных решений.

5. Орган государственной власти является составной и относительно обособленной частью единой системы органов государственной власти. Каждый орган наделен соответствующей компетенцией, нарушать которую не вправе другие органы государственной власти. Но при этом все органы государственной власти действуют на основе единых принципов.

Во избежание деспотизма государственная власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной властью. С помощью компетенции, принадлежащей различным ветвям власти, органы публичной власти могут контролировать друг друга. Только при соблюдении этих условий может быть установлен демократический режим правления. Законодательная власть представлена парламентом, исполнительная — правительством, судебная – судами. В пределах своей компетенции по осуществлению своих функций органы государственной власти самостоятельны и независимы, но при этом не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий.

Анализируя систему государственного устройства различных стран, В.Е. Чиркин обращает внимание на то, что традиционное деление власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует современному конституционному нормотворчеству: происходит выделение четвертой власти – «контрольной»[204]. Также в некоторых странах можно наблюдать появление избирательной, учредительной и других властей. В Конституции Алжира 1976 г. названы шесть властей, в их числе политическая власть[205].

В Российской Федерации на федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием Российской Федерации, исполнительная — Правительством Российской Федерации, судебная – федеральными судами Российской Федерации (Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд, суды субъектов Российской Федерации и др.). Анализ конституционных норм позволяет высказать точку зрения, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, и в этом качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Как отмечает один из авторов российской Конституции С.М. Шахрай. Президент Российской Федерации занимает позицию верховного арбитра, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти[206].

На уровне субъектов Российской Федерации законодательную власть представляют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительную власть возглавляет высшее должностное лицо субъекта Федерации. В структуру судебной власти субъектов Российской Федерации входят конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи. В пределах своей компетенции по осуществлению своих функций органы государственной власти самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать между собой. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий.

Что полагается по поводу распространения принципа разделения властей на местное самоуправления, то в отечественной правовой науке отсутствует единая точка зрения. Существует мнение, что принцип разделения властей может не распространяться на местное самоуправление. Поэтому на местном уровне принятие решения, его исполнение сосредоточены в одних руках, одном органе или лице. Выборные коллегиальные органы не освобождены от исполнения решений, а управляющие не только исполняют решение коллегиальных органов, но и сами принимают решения[207]. В соответствии с позицией других авторов принцип разделения властей распространяется на все уровни власти, в том числе и на местное самоуправление[208].

Важным признаком правового государства является верховенство права, которое заключается в связанности, ограничении государства правом, обязанности государства и всех его органов подчиняться праву. Данный признак находит выражение в его нормативном закреплении. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты, принимаемые на территории России, не должны им противоречить. В отличие от советских времен, когда применялись неопубликованные законы, в настоящее время все законы подлежат обязательному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну и сведения конфиденциального характера.

В правоотношениях между государством и человеком стороны по своему статусу являются равными и несут взаимную ответственность. В случае причинения человеку вреда незаконным действием (или бездействием) органами государственной власти или её должностными лицами потерпевший от таких действий имеет право на возмещение вреда. Так, в соответствии со статьёй 53 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Также признаком правового государства можно считать приоритет международного права, который находит отражение в конституциях большинства демократических государств. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Российская Федерация – правовое государство

Правовое государство в России провозглашает ст. 1 Конституции.

Российская Федерация — правовое государство, признающее верховенство права и законодательных актов в жизни государства и общества.

Конституционные положения 15 статьи рассматривают обязанность соблюдения положений Конституции РФ для органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, объединений нескольких лиц и др.

Россия как правовое государство устанавливает в качестве верховного акта в системе права Конституцию РФ. Этот документ обладает высшей правовой и юридической силой, прямым действием. Ее использование предусмотрено для всей территории нашего государства. Никакой Закон или правовой акт не должен вступать в противоречие с Конституцией, а любой акт, издаваемый в нашей стране и ее субъектах, должен соответствовать ее идеям и принципам.

Та же 15 статья рассматривает обязанность соблюдения законами всеми субъектами, которые были перечислены выше. В состав актов, которые должны вступать в соответствие с законами, включены правительственные и президентские нормативно-правовые акты, акты, выпускаемые ведомствами, министерствами, агентствами палаты Федерального Собрания, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления и др.

Равенство и правовая осведомленность в правовом государстве

Важнейшим показателем правового государства может являться равенство любого субъекта в отношении закона.

Российская Федерация — федеративное и демократическое государство, дающее гарантию равенства человеческих и гражданских прав и свобод. Это не должно зависеть от полового и расового признака, языка и национальности, имущественного и должностного положения, происхождения и места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к определенным объединениям в обществе и др.

В нашей стране под запретом находятся все формы ограничений прав граждан, которые могут проявляться в соответствии с социальными, расовыми, национальными, языковыми или религиозными признаками принадлежности. Лица любого пола обладают одинаковыми свободами и правами, имеют равные возможности в процессе их реализации.

Россия, как и любая другая правовая страна, обеспечивает правовую осведомленность граждан и прочих субъектов правовых отношений, что касается действующего законодательства.

Значение Законов в правовом государстве

РФ — правовое государство, которое проявляет специальную заботу, определяющую формирование развитого правосознания.

В нашем государстве любой Закон подлежит официальной публикации, запрещено использование неопубликованных законов. Одно из важнейших конституционных требований состоит в положении, которое устанавливает, что нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не должны использоваться, если не произошла их публикация и они не были доведены до общего сведения.

Россия является полноправным участником международного сообщества, признавая составным элементом своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры государства. Конституция устанавливает положение, что если международный договор содержит другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то необходимо применять правила международного договора.

Непременным аспектом правового государства является признание норм международного права. Наша страна на достаточно высоком уровне произвела интеграцию собственного законодательства и международно-правовой системы.

Характерная черта современного государства представляет собой существование целостной системы законов, которые, в первую очередь, касаются наиболее важных сфер государственной и общественной жизни.

Для совершенствования и последующего развития Конституции РФ постоянно происходит принятие специальных законов, которые посвящены определенному типу или носителю публичной власти.

Верховное значение закона не значит, что он всесилен, поскольку правовое государство всегда совершенствует законодательство под меняющиеся условия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *