Памятка ГН:Протокол УИК об итогах голосования и его заверенная копия
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание […], после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 ФЗГ (т.е. наблюдателям, представителям СМИ, членам УИК, кандидатам и др.). Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов […], приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. (п. 26 ст. 68 ФЗГ)
Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:
а) номер экземпляра; б) название выборов […], дату голосования; в) слово «Протокол»; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка […]; д) строки протокола […]; е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей […] жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой комиссии. (п. 2 ст. 67 ФЗГ)
Числа [..] вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. (п. 3 ст. 67 ФЗГ)
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. (п. 27 ст. 68 ФЗГ) При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. (п. 28 ст. 68 ФЗГ)
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 ФЗГ, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. (п. 29 ст. 68 ФЗГ)
Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии. (п. 12 ст. 30 ФЗГ)
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей […] жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы […], принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. […] Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию. (п. 30 ст. 68 ФЗГ)
Организация делопроизводства УИК
Порядок работы с документами, основные правила их подготовки и оформления в участковой избирательной комиссии (далее – УИК) устанавливает Инструкция по делопроизводству. Этот документ и изменения, вносимые в него, принимаются решением УИК.
Важно знать: на заседании ЦИК России одобрена Примерная инструкция по делопроизводству в участковой комиссии (выписка из протокола заседания ЦИК России от 20 ноября 2013 года № 204-2-6).
Правила оформления документов и порядок работы с ними, предусмотренные Инструкцией, обязательны для членов УИК. Члены УИК должны быть ознакомлены под подпись с текстом Инструкции.
Важно знать: ведение делопроизводства УИК осуществляет председатель либо секретарь УИК в соответствии с распределением обязанностей.
Делопроизводство в УИК осуществляется с использованием журналов регистрации документов. Работа основывается на принципе однократной регистрации документа.
Основные документы, составляемые УИК:
-протоколы заседаний УИК;
-протоколы УИК об итогах голосования;
-списки лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола УИК об итогах голосования;
-ведомость выдачи председателем УИК членам комиссии с правом решающего голоса избирательных бюллетеней для голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования;
-акты, в том числе акт о передаче бюллетеней из территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) в УИК, акты о проведении голосования вне помещения для голосования для каждого переносного ящика для голосования, акт о неработоспособности сканирующих устройств КОИБ и др.;
-реестры, в том числе реестр заявлений или устных обращений избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, реестр выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования и др.
Прием, регистрация и прохождение документов
Прием и регистрация поступающих документов производится председателем либо секретарем УИК с использованием журнала регистрации входящих документов.
При вскрытии конвертов проверяется правильность адресования, комплектность и целостность документов, наличие приложений, сверяется соответствие их номеров учетным номерам, указанным на конвертах. Неправильно адресованные и ошибочно вложенные документы не регистрируются, пересылаются по назначению или возвращаются отправителю.
Реквизит «Адресат» располагается в правом верхнем углу. Документы адресуются в вышестоящую избирательную комиссию, в организации, их структурные подразделения, должностным лицам или гражданам при ответе на их обращения. Наименование вышестоящей избирательной комиссии, организации и структурного подразделения указываются в именительном падеже.
Если документ адресуется председателю вышестоящей избирательной комиссии, руководителю организации или его заместителю, наименование вышестоящей избирательной комиссии, организации должно входить в наименование должности адресата.
Если документ адресуется должностному лицу, наименование вышестоящей избирательной комиссии, организации указывается в именительном падеже, а должность и фамилия – в дательном. При этом инициалы указываются после фамилии.
Если документ адресуется организации, сначала указывается ее наименование, затем почтовый адрес.
Допускается центрировать каждую строку реквизита «Адресат» по отношению к самой длинной строке.
Допускается использовать официально принятые сокращенные наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.
При адресовании документа физическому лицу вначале указываются фамилия и инициалы получателя, затем почтовый адрес.
Подготовка, оформление, выпуск, учет документов, рассматриваемых на заседаниях УИК
Документы по вопросам, включенным в проект повестки дня заседания УИК, готовятся председателем, заместителем председателя, секретарем и членами УИК с правом решающего голоса, за которыми закреплены соответствующие направления деятельности.
Представляемые к рассмотрению документы должны включать озаглавленный проект решения с приобщенными к нему подлинниками документов, послуживших основанием для рассмотрения вопроса на заседании УИК, либо проект письма, подлежащего согласованию на заседании УИК, при необходимости – пояснительную записку по рассматриваемому вопросу.
Важно знать: проекты документов (включая приложения), представляемые для рассмотрения на заседании УИК, визируются лицом, ответственным за его подготовку.
Лицо, ответственное за подготовку проекта решения, обеспечивает комплектность всех документов, обозначенных как в проекте решения, так и в приложениях к нему.
На заседании УИК ведется протокол и может производиться аудиозапись или видеозапись.
Документы, рассмотренные на заседании УИК, в случае, если в ходе заседания вносились изменения, должны быть доработаны, а затем подписаны, зарегистрированы и, если необходимо, разосланы.
При доработке документа в его текст вносятся согласованные в ходе заседания изменения. В случае принятия УИК решения о необходимости контроля исполнения решения его текст дополняется пунктом, в котором
назначаются лица, ответственные за исполнение, и определяется срок исполнения.
Текст решения оформляется на бланке установленного образца.
Решение подписывается председателем и секретарем УИК с указанием полного наименования должностей.
Если на заседании УИК председательствовал заместитель председателя, секретарь или один из членов УИК с правом решающего голоса, а также если полномочия секретаря УИК осуществлял один из членов УИК с правом решающего голоса, то подписи в протоколе, на решении оформляются следующим образом:
«Заместитель председателя участковой комиссии избирательного участка №» – в случае временного отсутствия председателя УИК;
«Исполняющий обязанности председателя участковой комиссии избирательного участка №» – в случае временного отсутствия председателя и заместителя председателя участковой комиссии и при наличии решения участковой комиссии о возложении на секретаря участковой комиссии либо одного из членов участковой комиссии с правом решающего голоса полномочий председателя УИК;
«Исполняющий обязанности секретаря участковой комиссии избирательного участка №» – в случае наличия решения участковой комиссии о возложении на одного из членов участковой комиссии с правом решающего голоса полномочий секретаря УИК.
Решения УИК нумеруются в хронологической последовательности в пределах срока полномочий участковой комиссии.
Номер решения состоит из номера протокола заседания и порядкового номера решения, разделенных косой чертой, например: 1/8.
После подписания решения регистрируются в журнале регистрации решений УИК.
Председатель либо секретарь УИК тиражирует документы в необходимом количестве. На каждой копии документа проставляется печать, удостоверяющая подписи председателя и секретаря УИК (без воспроизведения подписей).
Копия решения УИК направляется гражданину (в том числе представителю партии, наблюдателю и иным участникам избирательного процесса) в случае, если его обращение в участковую комиссию послужило основанием для рассмотрения вопроса на заседании УИК.
Протокол заседания УИК оформляется на бланке установленной формы.
Текст протокола заседания УИК состоит из двух частей – вводной и основной.
В вводной части протокола указываются фамилия и инициалы председателя (председательствующего), а также присутствующих заместителя председателя, секретаря и членов УИК, лиц, приглашенных на заседание.
Допускается оформление присутствующих отдельным списком с указанием инициалов, фамилий и должностей. Список прилагается к протоколу заседания.
Повестка дня включается в вводную часть протокола. Она состоит из перечисления вопросов, которые обсуждаются на заседании, и закрепляет последовательность их обсуждения и фамилии докладчиков (выступающих). Каждый вопрос повестки дня заседания нумеруется арабской цифрой, его наименование формулируют, начиная с предлогов «О» или «Об». По каждому пункту указывается докладчик.
Основная часть протокола содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. В соответствии с ней разделы нумеруются.
Каждый раздел состоит из трех частей: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «РЕШИЛИ», которые печатаются от границы левого поля прописными буквами.
В части «СЛУШАЛИ» кратко излагается текст выступления докладчика. Инициалы и фамилия докладчика печатаются с красной строки в именительном падеже. Запись доклада излагается от третьего лица единственного числа и отделяется от фамилии тире. Если текст доклада прилагается к протоколу, то используется ссылка «Текст доклада прилагается».
В части «ВЫСТУПИЛИ» перечисляются выступающие и авторы вопросов. Инициалы и фамилия выступающего печатаются с красной строки в именительном падеже. Краткая запись выступления по существу рассматриваемого вопроса излагается от третьего лица единственного числа. Если текст выступления прилагается к протоколу, то используется ссылка «Текст выступления прилагается».
В части «РЕШИЛИ» отражается принятое решение (результаты голосования) по каждому вопросу повестки дня заседания. Если во время обсуждения вопроса член УИК с правом решающего голоса заявляет о наличии особого мнения, то оно оформляется им на отдельном листе и помещается после решения, в связи с которым это мнение изложено. Информация о наличии особого мнения должна быть отражена в тексте протокола.
Протокол заседания подписывается председательствовавшим на заседании и секретарем УИК (или членом УИК, исполнявшим обязанности секретаря УИК) с указанием полного наименования должностей.
Протоколы заседаний нумеруются в хронологической последовательности в пределах срока полномочий УИК.
Организация работы с отправляемыми (исходящими) документами
Исходящие документы оформляются на бланках установленной формы. При оформлении писем и телеграмм исполнитель указывает полный почтовый адрес (включая индекс) организации или гражданина.
Исходящие письма направляются за подписью председателя (заместителя председателя, секретаря) УИК на бланке письма.
Исходящему документу присваивается номер, который состоит из индекса дела по номенклатуре дел и порядкового номера документа, разделенных косой чертой. Исходящий номер указывается также на копии документа, остающейся в деле. Нумерация исходящих документов осуществляется в пределах календарного года.
Важно знать: исходящие документы регистрируются в журнале регистрации исходящих документов. При регистрации исходящего документа в журнале обязательно указываются следующие реквизиты:
-дата отправления документа;
-регистрационный номер документа;
-данные об адресате (фамилия, имя, отчество физического лица или название организации, местонахождение получателя);
-краткое содержание документа;
-информация о том, кем документ исполнен;
-информация о том, кем документ подписан.
Если отправляемый документ является ответом на входящий документ, необходимо приобщить подлинник входящего документа к копии отправляемого документа, остающейся в деле.
Копии исходящих документов помещаются в дело в соответствии с номенклатурой дел участковой комиссии.
Документы, адресованные гражданину, могут быть вручены ему лично, о чем в журнале регистрации обращений граждан делается соответствующая отметка, содержащая подпись гражданина. В случае невозможности личного вручения документов гражданину они отправляются через почтовое отделение связи по домашнему адресу.
Особенности работы с обращениями граждан
Обращения граждан – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Обращения граждан регистрируются в отдельном журнале.
Обращения граждан могут быть письменными либо устными. Письменное обращение должно содержать:
-наименование избирательной комиссии, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица – получателя обращения;
-фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
-изложение существа предложения, заявления или жалобы;
-личную подпись, дату составления обращения.
В обращении, поступившем в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Сроки исполнения входящих документов и обращений граждан устанавливаются исходя из сроков, указанных в законодательстве или иных нормативных правовых актах, с учетом сроков, предлагаемых организацией либо гражданином, направившими документ.
По общему правилу письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации (за исключением обращений, содержащих информацию о нарушении закона, поступивших в УИК в период избирательной кампании).
Если в обращении обжалуется судебное решение, обращение возвращается гражданину в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
При получении обращения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, УИК вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Данные требования относятся также к анонимным обращениям.
Обращения граждан, содержащие вопросы, решение которых не относится к компетенции УИК, пересылаются в течение семи календарных дней со дня регистрации по компетенции.
Ответ на обращение не дается в случае:
-если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ;
-если текст обращения не поддается прочтению*;
-если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы*.
Отдельными федеральными законами установлены специальные сроки рассмотрения обращений.
Например, срок рассмотрения запроса информации о деятельности органов, организаций, их должностных лиц, поступившего от средства массовой информации составляет 7 дней.
Устные обращения принимаются в ходе личного приема граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. На устные обращения с согласия гражданина может быть дан устный ответ, в случае, если изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном законодательством, в частности, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Также избиратели могут обратиться в УИК с устными заявлениями (в том числе по телефону) о необходимости содействия в реализации активного избирательного права. Подобные обращения рассматриваются в порядке, установленном законодательством о выборах. Так, все поданные заявления (устные обращения) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования регистрируются в день их подачи в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. На основании устных извещений комиссии о намерении избирателя воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня в соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.
Рассмотрение УИК обращений (жалоб, заявлений) о нарушении законодательства о выборах в период избирательной кампании
УИК обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Обращения граждан, в том числе жалобы (заявления) на нарушения закона, поступившие до дня голосования, регистрируются членом комиссии с правом решающего голоса в день поступления в УИК. Письменное обращение, принятое членом УИК на избирательном участке, вносится в журнал обращений граждан УИК, обращения граждан регистрируются в отдельном журнале. Жалобы (заявления) на нарушение закона, поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, регистрируются в отдельном реестре учета поступивших в УИК жалоб (заявлений), который приобщается к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования.
Избирательная комиссия не вправе отказать в принятии обращений.
При обращении в УИК гражданина Российской Федерации с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, УИК в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы, затем либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение УИК об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения УИК), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится УИК немедленно.
Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, этот кандидат, избирательное объединение, или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
УИК рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законодательства о выборах, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. Порядок и сроки рассмотрения установлены законодательством Российской Федерации о выборах.
Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) УИК, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах.
Важно знать: УИК обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол УИК об итогах голосования.
Решения и действия (бездействие) УИК и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию (как правило, это ТИК), которая обязана, не направляя жалобу в УИК, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения УИК, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав УИК повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
В случае если у УИК имеется информация о принятии к рассмотрению судом аналогичной жалобы заявителя о нарушениях избирательных прав, комиссия приостанавливает рассмотрение этого обращения до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
Жалоба на решение или действие (бездействие) УИК или ее должностного лица, нарушающее избирательные права граждан, подается в комиссию, уполномоченную на ее рассмотрение, непосредственно либо через указанную УИК. Данная жалоба может быть подана лично или иными способами, обеспечивающими получение жалобы до истечения сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ.
Хранение и использование печатей и штампов УИК
Для удостоверения подлинности документов или соответствия копий документов подлинникам используется печать УИК.
Для проставления отметок о получении, регистрации документов в УИК могут использоваться штампы.
Важно знать: изготовление печати и штампов УИК осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с образцом и описанием, утвержденными постановлением ЦИК России.
Печать УИК проставляется на протоколах об итогах голосования, на копиях решений УИК, на пакетах при отправке документов, при оформлении документов на прием товарно-материальных ценностей.
Печать УИК после окончания избирательной кампании должна храниться в надежно закрываемом и опечатываемом сейфе или металлическом шкафу в ТИК.
Председатель УИК в период проведения выборов осуществляет контроль за правильностью хранения и использования печати, затем передает печать на хранение в вышестоящую комиссию.
По итогам проведения голосования и подсчета голосов избирателей УИК передает в ТИК на хранение:
-первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования на избирательном участке и приложенные к нему документы;
-второй экземпляр протокола УИК об итогах голосования на избирательном участке и заверенные копии документов, приложенных к первому экземпляру протокола;
-мешки (коробки) с упакованными в них избирательными бюллетенями, списком избирателей и иной избирательной документацией (в том числе списки наблюдателей, иных лиц, в отношении которых предусмотрено право присутствовать на избирательном участке при проведении, установлении итогов голосования);
-дела согласно утвержденной номенклатуре дел.
Дела с документами постоянного и временного хранения согласно утвержденной номенклатуре дел передаются УИК в ТИК по акту.
На обложку дела наклеивается соответствующая этикетка. В каждое дело вкладывается опись документов.
Важно знать: УИК составляет сводную опись сдаваемых избирательных документов в двух экземплярах (один экземпляр передается в ТИК, второй остается в УИК).
Решения к тестам
Избирателем подано заявление о предоставлении возможности голосовать вне помещения для голосования по причине празднования им своего дня рождения в день голосования. Решение о признании указанной им в заявлении причины уважительной либо неуважительной должно быть принято
- А коллегиально на заседании УИК
- Б коллегиально на заседании вышестоящей ТИК
- В лично членом УИК, принявшим заявление
- Г лично председателем УИК или его заместителем
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.7 ст.66 Федерального закона № 67-ФЗ УИК вправе признать указанную избирателем причину неуважительной и отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. УИК вправе признать причину неуважительной только на своем заседании. Согласно п.1 ст.28 Федерального закона № 67-ФЗ деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
Знакомиться со списком избирателей вправе
Правильный ответ: А, В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.23 ст.29 Федерального закона № 67-ФЗ члены УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, вправе знакомиться со списком избирателей. Согласно пп.«а» п.9 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатели вправе знакомиться со списком избирателей.
Принятые от участников избирательного процесса обращения, жалобы, заявления в день голосования УИК
- А передаются в вышестоящую избирательную комиссию для рассмотрения
- Б рассматриваются незамедлительно
- В рассматриваются на следующий день
- Г не рассматриваются
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
В соответствии с п.4 ст.20 Федерального закона № 67-ФЗ по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, комиссии обязаны давать письменные ответы немедленно, в случаях, если факты, содержащиеся в обращениях, не требуют дополнительной проверки.
Выявлено, что один и тот же избиратель подал два заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения: одно, в связи с командировкой, – подано в УИК, второе, в связи с изменившимся местом командировки, – подано через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). В этом случае действительным считается заявление, поданное (согласно дате и времени подачи)
- А первым
- Б последним
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
В случае если выявлено, что один и тот же избиратель подал более одного заявления, действительным считается заявление, поданное первым (согласно дате и времени подачи заявления), остальные заявления не учитываются. Дата и время отправки заявления через ЕПГУ определятся по московскому времени как дата и время подачи избирателем заявления в электронном виде.
Укажите иллюстрации, на которых изображены недопустимые действия члена УИК с правом решающего голоса
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.23 ст.29 Федерального закона № 67-ФЗ члены УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, вправе знакомиться со списком избирателей. Согласно п.9 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатели вправе знакомиться со списком избирателей. При этом делать копии со списка избирателей запрещается.
Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается в помещении для голосования
- А до начала голосования
- Б после начала голосования, но до его завершения
- В после завершения голосования, но до начала подсчета голосов избирателей
- Г после подсчета голосов избирателей и заполнения протокола УИК об итогах голосования
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.9 ст.61 Федерального закона № 67-ФЗ в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов УИК, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
На информационном стенде в помещении для голосования недопустимо размещать
- А агитационные материалы
- Б биографические данные кандидатов
- В сведения о доходах и об имуществе кандидатов
- Г информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений
- Д образцы заполненных избирательных бюллетеней с указанными в них фамилиями кандидатов
Правильный ответ: А, Д
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.7 ст.61 Федерального закона № 67-ФЗ размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. В соответствии с п.8 ст.61 Федерального закона № 67-ФЗ на информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах.
На приведенной на иллюстрации ситуации члену УИК следует
- А отказать избирателю в голосовании за родственника и дать соответствующие разъяснения
- Б выдать бюллетень избирателю и попросить его поставить подпись в списке избирателей
- В выдать бюллетень избирателю, сделав в списке избирателей отметку «Голосовал родственник»
- Г выдать бюллетень после принятия коллегиального решения членами УИК
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
В соответствии с п.4 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей, в том числе родственников, не допускается.
Что должен сделать член УИК с правом решающего голоса в приведенной на иллюстрации ситуации
- А отказать избирателю в выдаче нового бюллетеня
- Б заверить бюллетень подписью и попросить избирателя опустить его в ящик для голосования
- В выдать избирателю новый бюллетень взамен испорченного
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.9 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член УИК выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень, на котором член УИК с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря УИК, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
Предъявление к осмотру пустых переносных и стационарных ящиков для голосования с последующим их опечатыванием (опломбированием) должно быть произведено (по местному времени)
- А в день голосования, за 3 часа до времени наступления голосования в соответствии с законом
- Б в день голосования, непосредственно перед наступлением времени голосования
- В в день, предшествующий дню голосования, не позднее 18 часов
- Г в день, предшествующий дню голосования, не позднее 22 часов
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.3 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель УИК предъявляет к осмотру членам УИК, присутствующим лицам пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью УИК (пломбируются).
В приведенной на иллюстрации ситуации секретарю УИК следует
- А отказать избирателю в приеме у него заявления на голосование вне помещения и дать соответствующие разъяснения
- Б принять у избирателя заявление на голосование вне помещения для голосования
- В отказать избирателю по причине отсутствия заявления
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.5 ст.66 Федерального закона № 67-ФЗ заявление о голосовании вне помещения для голосования может быть подано в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче заявления, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления.
В приведенной на иллюстрации ситуации члену УИК следует
- А отказать избирателю в голосовании по водительскому удостоверению и дать соответствующие разъяснения
- Б разрешить избирателю проголосовать по водительскому удостоверению после согласования с председателем УИК
- В разрешить избирателю проголосовать по водительскому удостоверению после принятия коллегиального решения членами УИК
- Г разрешить избирателю проголосовать по водительскому удостоверению после предоставления объяснительной записки
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.5 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Согласно п.16 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ водительское удостоверение не является документом, заменяющим паспорт.
Наблюдатели, представители СМИ, члены УИК с правом совещательного голоса и иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования, при прибытии на избирательный участок в день голосования
- А не регистрируются
- Б регистрируются в соответствующем списке
- В регистрируются в дополнительных листах списка избирателей
- Г регистрируются в соответствующем разделе протокола УИК об итогах голосования
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Секретарь УИК вносит в соответствующий список сведения о членах УИК с правом совещательного голоса, наблюдателях, иных лицах, присутствующих в помещении для голосования.
Наблюдателям доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен
- А с 0 часов в день голосования
- Б не менее, чем за 3 часа до начала голосования
- В не менее, чем за 2 часа до начала голосования
- Г не менее, чем за 1 час до начала голосования
Правильный ответ: Г
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.3 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели. Согласно п.1 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдателям и другим лицам, указанным в законе, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее, чем за один час до начала голосования.
В приведенной на иллюстрации ситуации члену УИК следует
- А отказать избирателю в голосовании, если он не может это сделать самостоятельно
- Б предложить избирателю свою помощь и проголосовать за него
- В предложить избирателю обратиться за помощью к наблюдателю
- Г предложить избирателю обратиться за помощью к другому избирателю
Правильный ответ: Г
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.10 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.
В приведенной на иллюстрации ситуации УИК, предварительно выполнив все необходимые проверки, должна
- А включить избирателя в список избирателей и предоставить ему возможность проголосовать
- Б направить избирателя в УИК, уполномоченную организовывать голосование граждан, не включенных в список избирателей
- В направить избирателя в ТИК, уполномоченную организовывать голосование граждан, не включенных в список избирателей
- Г отказать в голосовании избирателю, не включенному в список
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно пп.4, 16 ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей. В день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, УИК обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится УИК немедленно.
Два члена УИК с правом решающего голоса выезжают для проведения голосования вне помещения для голосования. С ними собираются выезжать два члена УИК с правом совещательного голоса и пять наблюдателей от разных кандидатов. Всем не хватает места в предоставленном транспорте. В этой ситуации УИК следует
- А доставить к месту проведения голосования членов УИК, наблюдателям предложить добираться самостоятельно
- Б доставить к месту проведения голосования только членов УИК с правом решающего голоса, остальным предложить добираться самостоятельно
- В обеспечить возможность прибытия к месту голосования не менее чем 2 наблюдателям от разных кандидатов или членам УИК с правом совещательного голоса
Правильный ответ: B
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.14 ст.66 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума.
Членам УИК предстоит выезд (выход) для проведения голосования вне помещения для голосования. Председатель УИК обязан объявить об этом не позднее чем за
- А сутки
- Б 2 часа
- В 30 минут
- Г 3 минуты
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.6 ст.66 Федерального закона № 67-ФЗ председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.
Наблюдатель вправе
- А знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования
- Б принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней
- В обращаться к председателю УИК с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования
- Г производить в помещении для голосования фото- и/или видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК
- Д выдавать избирателям избирательные бюллетени
- Е проводить агитацию среди избирателей
- Ж по просьбе избирателя расписываться за него в получении бюллетеня
Правильный ответ: А, В, Г
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
В соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
д) обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
з) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, ЦИК России или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;
к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и(или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
При подсчете голосов избирателей приведенный на иллюстрации бюллетень признан бюллетенем неустановленной формы по причине отсутствия
- А печати УИК
- Б подписи второго члена УИК с правом совещательного голоса
- В подписи второго члена УИК с правом решающего голоса
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.16 ст.63 Федерального закона № 67-ФЗ на бюллетене, выдаваемом избирателю, должны быть подписи двух членов УИК с правом решающего голоса, заверенные печатью УИК.
При подсчете голосов избирателей недействительным будет признан бюллетень
А Б В Г
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату (партии), в пользу которого сделан выбор. Согласно п.17 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом.
Экземпляр протокола УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом приобретает юридическую силу после проставления на нем
- А подписи председателя УИК
- Б подписи любого члена УИК с правом решающего голоса
- В подписей всех присутствующих членов УИК с правом решающего голоса
- Г даты и времени подписания
- Д печати УИК
Правильный ответ: В, Г, Д
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Экземпляр протокола УИК об итогах голосования с машиночитаемым кодом приобретает юридическую силу после его подписания всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, проставления печати УИК, даты и времени его подписания в соответствии с п.2 ст.67 Федерального закона № 67-ФЗ и порядком применения технологии изготовления протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом.
Председатель УИК объявляет об окончании времени голосования. В помещении для голосования находятся избиратели. Председатель УИК должен
- А попросить избирателей покинуть помещение для голосования, не предоставив им возможности проголосовать
- Б разрешить проголосовать всем избирателям, находящимся в помещении для голосования
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
По истечении времени голосования председатель УИК объявляет присутствующим о завершении голосования и о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только те избиратели, которые уже находятся в помещении для голосования.
При проведении подсчета голосов избирателей наблюдатели могут
- А наблюдать за подсчетом числа избирателей
- Б наблюдать за подсчетом выданных и погашенных бюллетеней
- В наблюдать за подсчетом голосов избирателей
- Г принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней
- Д визуально знакомиться с любыми бюллетенями
- Е наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования
- Ж участвовать в принятии решений комиссией
Правильный ответ: А, Б, В, Д, Е
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно пп.9-10 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатели вправе наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в список избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования. Наблюдатель не вправе принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней, участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Проводится подсчет голосов избирателей. В приведенной на иллюстрации ситуации председателю УИК следует
- А признать бюллетени для голосования в этом ящике недействительными и составить соответствующий акт
- Б попросить членов УИК заполнить недостающие 36 заявлений
- В попросить членов УИК не учитывать лишние 36 бюллетеней при подсчете
- Г признать результаты голосования на избирательном участке недействительными и составить соответствующий акт
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.12 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт.
При подсчете голосов избирателей в числе прочих вправе присутствовать
- А наблюдатели
- Б международные наблюдатели
- В члены вышестоящих комиссий
- Г представители местной администрации
Правильный ответ: А, Б, В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.1 ст.68 и пп.1-3 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, при подсчете голосов вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией кандидат (его уполномоченный представитель или доверенное лицо), кандидат (уполномоченный представитель или доверенное лицо) из списка кандидатов зарегистрированного избирательного объединения, член (или уполномоченный представитель) инициативной группы, представители средств массовой информации, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Лицам, указанным в п.3 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
Члены УИК с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования. Укажите действия, выполняемые с нарушением закона.
Содержание бюллетеня (отметки избирателей)
- А оглашается последовательно для каждого бюллетеня
- Б оглашается одновременно для нескольких бюллетеней
- В представляется для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов
- Г НЕ оглашается для обеспечения тайны голосования
Правильный ответ: Б, Г
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.14 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ при сортировке бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
После окончания времени голосования члены УИК с правом решающего голоса неиспользованные бюллетени
- А подсчитывают и уничтожают
- Б подсчитывают и погашают
- В упаковывают и помещают в сейф
- Г передают секретарю УИК для организации их подсчета и уничтожения
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.3 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ после окончания времени голосования члены УИК с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей и иных лиц подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму, находящуюся в помещении для голосования.
Приведенные на иллюстрации действия членов УИК могут привести к
- А признанию протокола об итогах голосования недействительным
- Б привлечению членов УИК к гражданской ответственности
- В привлечению членов УИК к административной ответственности
- Г привлечению членов УИК к уголовной ответственности
Правильный ответ: А, В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Нарушение установленного порядка подсчета голосов избирателей влечет признание протокола об итогах голосования недействительным. Согласно п.1 ст.5.24 КоАП РФ нарушение председателем или членом УИК установленного законом порядка подсчета голосов избирателей либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов влечет наложение административного штрафа.
Перед вскрытием ящиков для голосования председатель УИК должен предъявить присутствующим пломбы на ящиках для голосования
- А только на переносных
- Б только на стационарных
- В как на переносных, так и на стационарных
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно пп.12, 13 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель УИК предъявляет присутствующим пломбы на переносных ящиках для голосования и организует их вскрытие. После подсчета бюллетеней из переносных ящиков – предъявляет пломбы на стационарных ящиках и организует их вскрытие.
Закончены сортировка и подсчет бюллетеней по голосам избирателей. Оглашены и внесены в протокол данные о количестве действительных бюллетеней и количестве бюллетеней в стационарных ящиках для голосования. Наблюдатель просит члена УИК показать ему бюллетени в одной из пачек. В этой ситуации наблюдатель вправе
- А самостоятельно пересчитать бюллетени
- Б визуально ознакомиться с бюллетенями под контролем члена УИК с правом совещательного голоса
- В визуально ознакомиться с бюллетенями под контролем члена УИК с правом решающего голоса
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно пп.20-21 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ после подсчета числа бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, оглашения и внесения в протокол результатов подсчета голосов избирателей наблюдатели вправе визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями под контролем членов УИК с правом решающего голоса.
При подсчете голосов избирателей бюллетени были рассортированы в отдельные пачки по каждому кандидату. Укажите способ подсчета бюллетеней в каждой пачке, выполняемый без нарушения
- А перекладывание по одному из одной части пачки в другую
- Б перекладывание по десять из одной части пачки в другую
- В путем загибания уголков бюллетеней
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.18 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене.
На иллюстрации изображены участники процесса непосредственного подсчета голосов избирателей. Нарушает закон член УИК номер
- А 1
- Б 2
- В 3
- Г 4
Правильный ответ: В
Согласно п.10 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при непосредственном подсчете голосов избирателей пользоваться письменными принадлежностями.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится
- А только секретарем УИК
- Б наблюдателями или иными лицами
- В членами УИК с правом решающего голоса
- Г членами УИК с правом совещательного голоса
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.8 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами УИК с правом решающего голоса.
Идет подсчет голосов избирателей. Отсортированные бюллетени подсчитываются путем перекладывания по одному из одной части пачки в другую. При подсчете бюллетени
- А складываются лицевой стороной вверх
- Б складываются оборотной стороной вверх
- В могут складываться как лицевой, так и оборотной стороной вверх
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.18 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене.
Из стационарного ящика для голосования извлечены бюллетени. При сортировке обнаружен бюллетень, не содержащий отметок в квадратах напротив фамилий кандидатов. В данном случае членам УИК следует
- А признать бюллетень недействительным и учесть его при подсчете недействительных бюллетеней
- Б признать бюллетень сомнительным и отложить решение относительно него до окончания сортировки
- В признать бюллетень бюллетенем неустановленной формы и учесть его при подсчете бюллетеней неустановленной формы
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.17 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), считаются недействительными. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Идет подсчет бюллетеней, отсортированных по отдельным пачкам за каждого кандидата. Подсчет ведут члены УИК с правом решающего голоса. Наблюдают присутствующие при подсчете лица. Укажите вариант подсчета без нарушения
- А один член УИК считает одну пачку, остальные наблюдают
- Б все члены УИК считают одновременно, каждый свою пачку
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.18 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
Выявлены недостатки в оформлении протокола УИК об итогах голосования в виде описок, опечаток. В этом случае следует
- А составить протокол с отметкой «Повторный»
- Б внести в протокол необходимые исправления
- В провести повторный подсчет голосов
Правильный ответ: А
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.8 ст.69 Федерального закона № 67-ФЗ выявление описок, опечаток в протоколе УИК об итогах голосования является основанием для составления протокола с отметкой «Повторный».
В день голосования члены комиссии с правом решающего голоса и наблюдатели, выехавшие для проведения голосования вне помещения в отдаленную часть избирательного участка, в связи с внезапным ухудшением погодных условий не могут вернуться на избирательный участок к концу времени голосования. В этом случае принимаются срочные меры к определению места нахождения членов комиссии с переносным ящиком для голосования и их доставке на избирательный участок. При этом после завершения голосования на участке члены УИК могут начать
- А работу со списком избирателей
- Б подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней
- В подсчет голосов избирателей
- Г погашение неиспользованных избирательных бюллетеней
- Д заполнение протокола об итогах голосования
Правильный ответ: Б, Г
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
На основании п.4 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ в отсутствие находящихся в дороге членов комиссии, ожидающие их возвращения на участке члены комиссии могут начать работу по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней, но к работе со списком избирателей, подсчету голосов и заполнению протокола можно приступать только после прибытия членов комиссии, проводивших голосование вне помещения.
Укажите действие членов УИК с избирательными бюллетенями, которое необходимо произвести первым после окончания времени голосования
- А извлечь и подсчитать бюллетени из стационарных ящиков для голосования
- Б извлечь и подсчитать бюллетени из переносных ящиков для голосования
- В подсчитать и погасить неиспользованные бюллетени
- Г упаковать в отдельный мешок неиспользованные бюллетени
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно п.3 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ после окончания времени голосования члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени.
При применении КОИБ марка (при ее использовании) наклеивается на избирательный бюллетень
- А только на лицевой стороне бюллетеня
- Б только на оборотной стороне бюллетеня
- В не наклеивается на бюллетень
Правильный ответ: Б
Все результаты подсчета числа погашенных бюллетеней, данные подсчета по списку избирателей, данные подсчета голосов избирателей
- А запрещены к оглашению
- Б могут не оглашаться
- В оглашаются председателем, заместителем председателя или секретарем УИК
- Г оглашаются любым лицом присутствующим в помещении, где производится подсчет голосов избирателей
Правильный ответ: В
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
Согласно ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей.
В процессе голосования на избирательном участке, оборудованном техническим средством обработки избирательных бюллетеней, из строя вышел КОИБ. В подобной ситуации
- А голосование на данном избирательном участке приостанавливается до устранения неисправности КОИБ
- Б голосование продолжается с использованием стационарного ящика для голосования
- В голосование переносится в другую УИК
- Г избирательный участок закрывается
Правильный ответ: Б
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
В случае выхода из строя всех сканирующих устройств, входящих в состав КОИБ, голосование продолжается с использованием стационарного ящика для голосования, а после закрытия избирательного участка проводится ручной подсчет бюллетеней, содержащихся в накопителях КОИБ и обычных стационарных ящиках для голосования.
Наблюдатель не вправе
- А знакомиться со списками избирателей
- Б присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования
- В участвовать в принятии решений соответствующей комиссией
- Г выдавать избирателям бюллетени
Правильный ответ: В, Г
КОММЕНТАРИЙ К ПРАВИЛЬНОМУ ОТВЕТУ:
В соответствии с п.10 ст.30 Федерального закона № 67-ФЗ наблюдатель не вправе:
а ) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
1. Протокол участковой комиссии об итогах голосования
Участковая комиссия составляет протокол (протоколы) об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. В случае проведения выборов по смешанной избирательной системе участковая комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке:
— протокол №1 об итогах голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
— протокол №2 об итогах голосования по единому избирательному округу.
Протокол должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой комиссии и указанием даты и времени (часы и минуты) подписания протокола. Подписание протокола участковой комиссией до окончания подсчета голосов избирателей не допускается. Протокол участковой комиссии составляется в двух экземплярах. Номер экземпляра должен указываться в специально отведенной для этого строке – вверху слева на первой странице протокола. Дата и время (часы и минуты) подписания протокола в каждом из двух экземплярах должны быть одинаковыми.
Протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.
Если количество цифр в строке менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули
Составляется на одном листе, включая оборотную сторону
Цифры вносятся во все предназначенные для этих целей клетки
Нумерация строк протокола устанавливается законом. Числа по всем строкам вносятся в протокол участковой комиссии об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола участковой комиссии количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например:
0 8 7 4 или 0 0 3 6
В случае если в строку должно быть внесено значение «0», то нули проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово «ноль».