Как изменилось судопроизводство после судебной реформы 1864 г.? Почему эту реформу считают самой радикальной?
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,460
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Радикальная судебная реформа 1864 года
Судопроизводственная реформа Александра II явилась важнейшей частью всего комплекса преобразований 60-х годов XIX века, означавших переход от феодализма к более прогрессивному социально-политическому строю. О том, как в России сформировалось одно из самых передовых в мире судопроизводств, рассказывает в сорок четвертом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Необходимость судебной реформы осознавалась и юристами, и высшими чиновниками, и обществом. Она так же, как и отмена крепостного права, назрела и даже перезрела.
Главной причиной проведения этой реформы явилась ликвидация крепостничества и наделение юридическими правами подавляющего большинства населения империи. Теперь численность субъектов права увеличилась многократно, ими стали миллионы ранее крепостных и бесправных крестьян.
Отныне они могли в разных качествах обращаться в судебные учреждения. До 1861 года ни один крепостной не мог вообще появиться в здании суда ни как истец, ни как свидетель.
А судебная система не справлялась и с прежним объемом задач. И в целом ее принципиальные недостатки не выдерживали никакой критики. О совершенно неудовлетворительной работе российских судов встречаются в огромном количестве свидетельства современников, причем из разных социальных слоев, включая членов правительства и сенаторов.
Отметим лишь некоторые главные минусы дореформенного российского судопроизводства.
Во-первых, суды не были отделены от администрации: губернатор мог отменить решения и уездных, и губернских судов.
Во-вторых, отсутствовала гласность и прозрачность действий суда: они часто совершались в тайне и от подсудимого, которому могли даже не сообщать обстоятельства, на основании которых ему было предъявлено обвинение.
В-третьих, никаких адвокатов, никакой состязательности и прений сторон не было предусмотрено. Это была принципиальная позиция старорежимных сановников. Её однажды четко сформулировал граф В. Н. Панин, служивший министром юстиции до 1862 года: «Не следует допускать в России адвокатуры, потому что опасно распространять знание законов вне круга лиц служащих!»
Кроме этого, стоит упомянуть то, что в старом суде господствовала система формальных доказательств, при которой судья в большинстве случаев рассматривал дело в отсутствии подсудимого, только на основании документов, представленных канцелярией. Два совпадающих показания свидетелей были достаточным основанием для вынесения приговора. Если же был лишь один свидетель, то судья не мог вынести обвинительного приговора и оставлял подсудимого «в подозрении».
Из этих основных пороков вытекали все остальные недостатки: волокита, несправедливость, жестокость наказаний и взяточничество. Обвиняемые могли долгие годы находиться в заключении, ожидая решения суда. Современники говорили, что последней каплей для начала разработки реформы явилось то, что на утверждение Александру II однажды поступило несколько дел, которые решались уже в течение 20 лет.
Утверждая новые судебные уставы Александр II в своем указе писал: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию Нашему утвердить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние…»
И это были не просто слова и благие пожелания. Судебная реформа разительно переменила всё в этой сфере.
Теперь утверждался суд бессословный, т.е. уже не было делений на сословия, и представители всех сословий на равных правах судились в одних судах. Устанавливалось полное равенство всех граждан перед законом.
Вводилась гласность и открытость суда. Прозрачность суда и состязательность процесса обеспечивалась введением судебных прений с активным участием сторон. В целях устранения одной из причин взяточничества материальное положение судей значительно улучшалось.
И самое главное – суд становился независимым от администрации, вводилась несменяемость судей.
Интересы обвиняемых теперь защищались присяжными поверенными, т.е. адвокатами.
Вводился суд присяжных заседателей для дел, по которым обвиняемому грозило тюремное заключение на срок 1 год 4 месяца и более.
Суд присяжных представлял собой коллегию из 12 человек. Для проведения очередной серии процессов жребием определялись 30 заседателей, а каждая из сторон имела право отвести по 6 присяжных. Оставшиеся 18 делились на 12 действующих и 6 запасных.
В обязанности и права присяжных заседателей входило:
1) определение наличия события преступления;
2) виновность подсудимого;
3) необходимость в снисхождении при назначении срока наказания.
После вынесения вердикта присяжными заседателями судья, в соответствии с ним и с законом, определял наказание.
Суд с участием присяжных заседателей обеспечивал максимальную гласность, открытость и прозрачность процессов. В ходе прения сторон в обязательном порядке для присяжных «озвучивались» все обстоятельства дела, приводились устно все доказательства. Формальный принцип отношения к доказательствам таким образом отмирал полностью.
По мнению российской общественности, именно суд присяжных был самым праведным. За прямое участие граждан в принятии судебных решений его называли «идеальный судом общественной совести». И этот суд в России «прижился»: большинство уголовных дел в пореформенной России рассматривалось судом присяжных.
Такой суд считался прогрессивным и в Европе, но как подсчитал известнейший российский юрист А. Ф. Кони, в середине 1880-х годов число дел, которые рассматривались судом присяжных, было в России втрое больше, чем во Франции, и в четыре раза больше, чем в Австрии.
Своеобразным пиком независимости суда присяжных от исполнительной власти и формализма было дело Веры Засулич. В 1878 году она выстрелила в упор три раза в петербургского градоначальника генерала Трепова в отместку за его распоряжение выпороть заключенного студента Боголепова.
Факт преступления никем не оспаривался и не мог быть оспорен в принципе, но тем не менее, после впечатляющей речи адвоката Александрова, присяжные вынесли вердикт «Не виновна». Вера Засулич была освобождена и уехала за границу. Кстати, в составе коллегии присяжных заседателей было 9 чиновников, один купец, один дворянин, один свободный художник, а председательствовал в суде А.Ф. Кони.
Кроме общих судов, имевших две инстанции, для дел меньшей важности учреждались мировые суды. Высшей инстанцией для тех и других судов был Сенат. Мировые судьи были выборными лицами и рассматривали иски на суммы не свыше 500 рублей и те дела, по которым наказанием являлось заключение в тюрьму на срок не более одного года.
В целом судебная реформа совершенно преобразила российские суды и судопроизводство, явившись самой прогрессивной из всех реформ 60-х годов XIX века. В итоге, в России сложилось такое судопроизводство, которое не только восприняло все передовые идеи в этой сфере, но и по некоторым позициям даже опередило самые продвинутые лучшие европейские модели.
Судебная реформа 1864 г. В царской России. Формирование принципов буржуазного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»
Судебная реформа реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и сословия присяжных поверенных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Осадчук Е. И.
Текст научной работы на тему «Судебная реформа 1864 г. В царской России. Формирование принципов буржуазного судопроизводства»
УДК 433 История
Аспирант, кафедра Отечественной истории, политологии и социологии, Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г. В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ БУРЖУАЗНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Судебная реформа — реформа судопроизводства, объявленная Александром II20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы — введение суда присяжных заседателей и сословия присяжных поверенных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
Ключевые слова: адвокатура, отечественная историография, дореформенная адвокатура, стряпчие, ходатаи по делам.
Keywords: Reform of the judiciary, lawyers, solicitors, jurors.
Преобразования, проведенные в царской России в середине 19 века и связанные с изменением социально-государственного устройства в стране, потребовали их правовой поддержки и защиты. Возникла необходимость привести российское законодательство в соответствие с законодательством передовых европейских стран. Это могло быть достигнуто при наличии хорошо отлаженной судебно-правовой системы со строгим разделением полномочий между всеми ее составляющими. Такую цель преследовала судебная реформа 1864 г.
Судебная реформа считается самой радикальной из всех реформ, проведенных правительством Александра II. В ней наиболее выпукло отразились основные элементы буржуазного права [8, 23].
Главные законодательные акты, изменившие коренным образом систему судоустройства и судопроизводства в стране, вступили в силу 20 ноября 1864 г. Это «Учреждение судебных установлений» (органов) — закон о судоустройстве; «Устав гражданского судопроизводства», определивший порядок гражданского процесса; «Устав уголовного судопроизводства» закон об уголовном процессе; и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» — кодекс материального права, которым должны были руководствоваться в своей правоприменительной практике мировые судьи.
Основные принципы, на которых строилась новая судебная система, следующие: 1) отделение судебной власти от административной; 2) независимость и несменяемость судей; 3) всесословность суда, то есть введение единого суда для всех сословий и равной ответственности всех сословий перед судом; 4) закон в основе деятельности судебных инстанций; 5) гласность, состязательность и устность судебного производства; 6) коллегиальность в принятии решений. Суть этих принципов коротко выразил царский указ правительствующему Сенату об обнародовании новых законов и о введении их в действие. «Мы желаем, — говорилось в нем, — водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, net коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего» [5, 67].
© Осадчук Е.И., 2013 г.
Старая судебная система, в своей основе созданная при Екатерине II и реорганизованная в 1801 г., громоздкая и малоэффективная, уже давно не отвечала предъявляемым к ней требованиям. Множественность судебных органов, их сословный характер, отсутствие четкости в определении подсудности дел порождали сложность и запутанность процессуальных норм. В 1864 г. старая судебная система была упразднена, и новая судебная система, введенная «Учреждением судебных установлений», приобрела следующий вид. Она состояла из 2 структур: 1) местных судов (для решения
малозначительных дел) — волостных и мировых', 2) общих судов, включавших в себя окружной суд и судебную палату. Во главе судебной системы стоял Сенат [2, 63].
Мировые суды учреждались с целью разгрузить основное звено — суды общие — от малозначительных дел. В России мировые судьи избирались земскими уездными и городскими органами самоуправления и утверждались Сенатом. Главная цель, которую преследовал мировой суд, — это примирение сторон. Мировой судья выступал в нем и в роли следователя, и единоличного вершителя дела, причем следствие и суд осуществлялись одновременно и, как правило, в одно заседание. Приговор мирового судьи считался окончательным, кроме решения о тюремном заключении, то есть не подлежал обжалованию в порядке апелляции. Неокончательный приговор (о тюремном заключении) можно было обжаловать во второй инстанции — съезде мировых судей округа.
Съезд (в заседании из 3 судей) пересматривал дело по существу. На этом заседании присутствовал товарищ прокурора окружного суда, который давал заключение по делу на основании уставов гражданского и уголовного судопроизводства. Приговор участкового судьи мог быть утвержден или пересмотрен в пределах отзыва (то есть заявления обжаловавшей его стороны). Приговор съезда мировых судей считался окончательным и мог быть обжалован лишь в кассационном порядке в Сенате [3, 45].
Всё, что превышало подсудность мирового суда, подлежало юрисдикции общих судов. Основной инстанцией здесь являлся окружной суд. Согласно п.77, раздела 2 «Об общих судебных местах» Учреждения судебных установлений окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателей и членов.
Закон предполагал, что судейские должности могли занимать только русские подданные и только юристы со специальным образованием (имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или «сдавшие экзамен в сих науках»). Они должны были иметь опыт работы по судебной части в званиях не ниже секретаря окружного суда в течение 3 лет или присяжного поверенного (адвоката) в течение 10 лет, при отличных характеристиках с места службы («свидетельствах о точном, исправном и безукоризненном исполнении своих обязанностей») [9, 51].
Закон приравнял судебную деятельность к государственной службе. Судьи продвигались по служебной лестнице (окружной судья, товарищ председателя окружного суда, председатель окружного суда, член департамента судебной палаты, сенатор и др.). Они награждались орденами, по выходе в отставку получали государственные пенсии. Права и преимущества, присвоенные судьям, принадлежали и их семействам. Вступая в должность, судьи приносили присягу на верность императору, который утверждал их назначение, и обязывались свято исполнять закон. Руководствуясь законом, судьи не имели права его толковать, но могли опираться и на веления совести. Судьи обязывались действовать беспристрастно, уважать достоинство подсудимого.
Однако положение судей отличалось от положения других чиновников империи одним важным обстоятельством. Закон ввел в действие принцип несменяемости судей. Только уголовный суд мог отрешить судью от Должности. Все остальные случаи — это собственное прошение об отставке. Не был ограничен и предельный возраст судьи. В случае тяжкой болезни судье давался год для выздоровления. Только по его прошествии могла последовать отставка без прошения. Несменяемость являлась главным залогом независимости судей от администрации.
Судья должен был обладать высокими нравственными качествами. Закон запрещал занимать судейские должности людям, состоящим под следствием или судом, судимым, исключенным из службы по суду. Не могли стать судьями несостоятельные должники и находящиеся под опекой за расточительность [7, 88].
Для обеспечения состязательности в процессе учреждался институт присяжных поверенных (адвокатов). Адвокат выступал с самого начала в двух ипостасях: как судебный оратор (защитник, заступник) и как поверенный клиента, участвующий в подготовке дела, в исполнении решения, ведущий все хлопоты клиента. Современники нередко изображали последнюю функцию как функцию практического дельца, маклера по юридической части, который имеет тем больший успех у публики, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявляет при устройстве дел своего клиента. Раздавались громкие голоса о необходимости изъять эту функцию у присяжного поверенного.
Участие адвоката в деле было обязательным. Тем, кто не мог оплатить его услуги (пользовался правом бедности), назначался казенный защитник за государственный счет, Вознаграждение за свой труд адвокаты получали по соглашению с клиентом, оформленному в письменном договоре [4, 40].
Прокурорские функции поручались обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции, который одновременно исполнял и должность генерал-прокурора (до 1902 г., когда эти должности слились в одну — министра юстиции). Обер-прокуроры и их товарищи состояли при кассационных департаментах Сената. Прокуроры и их товарищи — при окружном суде и судебной палате.
Закон строго очерчивал функции прокуратуры. Это, во-первых, возбуждение уголовного преследования против определенного лица. Во-вторых, это поддержание обвинения в суде. И в-третьих, это принесение апелляционного протеста по делу. Позднее прокуратуре были поручены некоторые административные функции, в частности, участие в некоторых губернских присутствиях (по крестьянским делам, по воинской повинности), наблюдение за тюрьмами [1, 61].
Прокурор мог приносить протест в тех случаях, когда при постановке приговора имели место: 1) явные нарушения прямого смысла закона, неправильного его толкования, 2) нарушения обрядов и форм судопроизводства (процессуальных норм), причем нарушений «столь существенных, что без их соблюдения невозможно признать приговор в силе судебного решения», 3) нарушения пределов ведомства или власти, законом предоставленных судебному установлению (выход за пределы подсудности).
Главным принципом организации прокуратуры стала строгая иерархичность. Создавалась лестница подчиненности, начиная от прокуроров окружных судов с товарищами, которые распределялись по уездным городам. Прокуратура объявлялась самостоятельной государственной структурой, независимой от губернской и прочей государственной администрации на местах. Младшие прокурорские чины назначались и увольнялись министром юстиции, высшие, по его представлению, царем.
Претендовать на прокурорские должности могли только лица с высшим юридическим образованием, доказавшие свои познания в судебных делах. Чем выше была прокурорская должность, тем большим был стаж необходимой практической работы в суде.
Одним из самых радикальных нововведений реформы стал суд с участием присяжных заседателей, которому были поручены дела о тяжких уголовных преступлениях. Суд присяжных строился по французскому образцу и составлялся из коронного суда (в составе 3 членов, один из которых председательствовал в заседании, а два других выступали в роли его заместителей — товарищей Председателя) и скамьи (коллегии) присяжных, состоявшей из 12 очередных и 2 запасных заседателей. Запасные заменяли выбывших очередных в случае их болезни [6, 79].
Не подлежали внесению в списки присяжных заседателей 1) священнослужители и монашествующие, 2) все военные чины, состоящие в действительной сухопутной или
морской службе, 3) учителя народных школ, 4) лица, находящиеся в услужении у частных лиц. (п.85, раздела 2 «О присяжных заседателях» «Учреждение судебных установлений»).
Приговоры суда присяжных считались окончательными и могли обжаловаться только в кассационной инстанции. Участие в уголовном процессе присяжных заседателей предполагало демократическую процедуру судебного разбирательства, что противоречило обвинительному уклону в судопроизводстве.
Реформа предусматривала постепенное распространение нового суда в России. В течение 1870-х гг. он был введен в большинстве губерний европейской части страны. Затем наступила короткая передышка, связанная с необходимостью подавления революционно'™ терроризма. С конца 1890-х гг. создание новых судебных органов продолжилось, и в конечном счете их получили 44 губернии Российской империи. Введения суда присяжных не дождались лишь окраины России (в силу разных причин), в том числе Сибирь.
Судебная реформа, по общему признанию современников и исследователей, была самой демократичной и самой последовательной из всех реформ, проведенных Александром II, императором-«освободителем». Введенная ею независимость судей ограничивала известным образом абсолютную класть. Равенство всех граждан перед законом разрушало сословный строй с его привилегиями и ограничениями. Проведя судебную реформу, Россия сделала огромный шаг вперед в своем политическом развитии.
Таким образом, реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества [5, 98].
1. Горская Н.И. Правовое положение российского земства второй половины XIX в. //История государства и права. — 2009. — №6.
2. Евланова Е.Е. История образования и развитие местного самоуправления (земств) в России в период середины XIX — начала XX в.// Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2010. — №1.
3. История государственного управления России: Учебн. Для студентов вузов/ В.Г. Игнатов. Ростов н/Дону, Феникс,2010.
4. История государства и права России/Курс лекции/Под ред. Белковец Л.П.Новосибирск, 2009.
5. Морозова Е.Н. Власть и земское самоуправление: опыт российского земства// История государства и права. — 2009. — №19.
6. Российское законодательство X-XX веков/Под ред. Б.В. Виленского, Т.8 М.:Инфра-М,2009.
7. Российское законодательство X-XX веков/Под ред. Б.В. Виленского, Т.7 М.:Инфра-М,2009.
8. Соловьева Е.Г. Реформирование местного самоуправления: исторические параллели//
Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2009. — №2.
9. Хрестоматия по истории государственного управления в России с древнейших времен до начала ХХ века/Под ред. Л.И. Горбуновой, Хабаровск, 2009.
1)Почему многие экономисты считают реформу 65 года наиболее радикальной из всех реформ советского периода. Определите
Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.
Если письма нет, проверь папку «Спам».
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Нужна регистрация на Учи.ру
«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.