Что делать если приходят квитанции за мусор без заключения договора на вывоз
Вывоз мусора в квитанции жкх может быть не включен. Если пришла квитанция за мусор без договора на оказание таких услуг, можно подавать жалобу.
Что делать если приходят квитанции за мусор без заключения договора на вывоз
Коммунальные услуги, касающиеся ТКО, должны быть оформлены документально. Услуги по ТКО включают в себя сбор, транспортивку, проведение обезвреживающих процедур и вывоз отходов. Стоимость услуг компании устанавливается с учетом единого тарифа, который определяется региональным оператором
Обе стороны обязаны подписать возмездное соглашение. Соглашение заключается в письменном виде или посредством принятия, что означает подтвержденное желание потреблять услуги, пользуясь ими. Отсутствие договора между обслуживающей фирмой и потребителем не дает оснований для отказа от оплаты услуг за вывоз ТКО. А обслуживающая организация не имеет права отказать в предоставлении услуг.
Обязательным является заключение договора для следующих категорий граждан:
- владельцы частных объектов;
- хозяева квартир и МКД;
- управляющая компания, ТСЖ, ЖК и другие специальные кооперативы;
- владельцы нежилых объектов и домов.
Нужен ли письменный договор на вывоз мусора
Существует два варианта заключения договора на услуги по ТКО:
- Подписание договора. В данном случае гражданин подает оператору заявление самостоятельно, обратившись лично или отправив по почте. Для жильцов многоквартирных домов, договор заключает ТСЖ или УК. В случае, если за жильцов заключили договор компании, обращаться по поводу оплаты или имеющихся претензий нужно к ним.
- Конклюдентные действия подразумевают свершение гражданами какого-то действия, после которого договор вступает в силу без заявлений и подписей. Перечня действий в законодательстве не указано. В качестве конклюдентных действий в данном случае может выступать вынос мусора в контейнер компании по ТКО или оплата квитанции за услуги.
С какого момента надо платить региональному оператору
Когда нужно начинать оплачивать услуги региональному оператору по обращению с ТКО зависит от того, каким способом был заключен договор.
Если договор был заключен в письменном виде, вступает в силу он после заключения обеими сторонами. С этого момента регоператор обязан предоставлять услуги, обозначенные в договоре и соответственно требовать плату за предоставляемые услуги, если в договоре не указан другая дата с которой вступает в силу договор.
Конклюдентный договор признается заключенным с момента, когда регоператор начал предоставлять жильцам услуги. Лица, которые приобрели жилье в собственность начинают оплачивать услуги с момента оформления собственности.
Как понять, какой у меня договор
Согласно законодательству, конклюдентный договор заключается с региональным оператором,с момента прихода его в регион или с момента получение жилья в собственность.
Выставили долг за вывоз ТКО за прошлые месяцы, что делать
Если квитанции приходили, однако жилец не оплачивал их и накопился долг, дальнейшие действия зависят от конкретной ситуации.
Если договор на вывоз мусора уже заключен с другой компанией, следует прислать региональному оператору претензию с требованием об отмене начислений за предыдущие месяцы. К претензии необходимо приложить копию договора, заключенного с другой компанией, а также квитанции на обращение с ТКО и чеками на их оплату.
Если договор был заключен с датой начала оказания услуг задним числом, в течение месяца с даты получения экземпляра договора, нужно написать мотивированный отказ и составить протокол разногласий. Оператор обязан рассмотреть отказ и отреагировать на него в течение месяца.
Если мусор не вывозят, даже при отсутствии заключенного договора граждане имеют право потребовать от регоператора услуги по вывозу мусора.
В том случае, если договориться с региональным оператором не удастся, граждане имеют право написать жалобу в прокуратуру, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. Однако если будут разбирательства по данному вопросу с целью отказа от оплаты за прошлые месяцы, дело будет рассматриваться в суде.
Отсутствие договора на вывоз мусора ответственность
Мы уже рассказывали читателям, как рассчитывается плата за размещение отходов для специализированных организаций ЖКХ[1] и как получить льготу по плате в части, приходящейся на размещение отходов населения. Прошло достаточно много времени, появились новые нормативные документы, разъяснения уполномоченных органов, накопилась разнообразная арбитражная практика. В статье мы уделим внимание основным вопросам, которые волнуют наших читателей.
Разрешающая документация
В первую очередь напомним предприятиям ЖКХ, какая экологическая документация должна быть в их распоряжении.
В соответствии с п. 4 Правил[2] юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Ростехнадзором, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют эти проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора. Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица представляют в Ростехнадзор пакет документов, перечисленных в п. 7 Правил. Помимо заявления, содержащего сведения о заявителе, это проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Лицензия
Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ[3] лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть по обращению с отходами, за исключением их образования.
Минэкономразвития в Письме от 14.05.2007 № Д05-1605 разъяснило: лицензированию подлежит деятельность специализированных организаций, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, получать лицензию не обязаны. Информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию, должна предоставляться потребителям услуг по вывозу ТБО (п. 3. Постановления Правительства № 155[4] ).
Лицензия единая на все виды деятельности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение), но конкретный вид деятельности, на который она выдана предприятию, указывается в выписке из реестра к лицензии. Основной документ, регламентирующий порядок выдачи лицензии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 . В нем определены лицензирующие органы и их функции, стандартный пакет документов, предъявляемых в лицензирующие органы соискателем, а также порядок надзора за соблюдением предприятием лицензионных условий. Основополагающий момент для получения лицензии – положительное заключение экологической экспертизы. Проводит ее региональный орган Ростехнадзора в порядке, установленном п. 2 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного Приказом Госком-экологии РФ от 17.06.1997 № 280 . На практике экспертиза длится
2 – 3 месяца, а процедура получения лицензии занимает около 6 месяцев. Правда, срок ее действия – 5 лет.
Паспорт опасных отходов
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ[5] на опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности[6]. Паспорт оформляется для отходов:
– I – IV класса опасности для окружающей природной среды;
– V класса опасности, обладающих опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней) (п. 2 Приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» ).
В ФККО[7] опасные свойства отхода кодируют 11-я и 12-я цифры тринадцатизначного кода отхода, а последняя цифра обозначает класс опасности. Код инертного отхода, то есть не обладающего опасными свойствами, заканчивается на 99 5 (например, 57102902 01 99 5 – отходы полиэтилена в виде пленки, V класса опасности, не имеет опасных свойств). Если соответствующий отход V класса опасности, не обладающий опасными свойствами, назван в ФККО, то паспорт на него оформлять не нужно.
Для отходов, отсутствующих в ФККО, класс опасности может быть также установлен в соответствии с п. 3 Приказа № 511[8] расчетным или экспериментальным методом лицом, у которого они образовались. Определение класса опасности отходов осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями (п. 2.3СанПин 2.1.7.1386-03[9]). Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально (п. 2.5 СанПин 2.1.7.1386-03).
В случае отнесения отхода расчетным путем к V классу опасности (практически неопасные) требуется подтверждение этого экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения отходы могут быть отнесены к IV классу опасности (малоопасные). Согласно п. 15 указанного документа экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности применяется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.
Материалы об отнесении отхода к конкретному классу опасности передаются на рассмотрение Ростехнадзора, при подтверждении класса опасности отхода этот орган оформляет и выдает свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовывает паспорта опасных отходов. Порядок паспортизации отходов установлен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 .
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
В силу п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают ПНООЛР.
Для разработки проекта чаще всего прибегают к услугам проектных институтов, способных квалифицированно выполнить этот вид работ[10]. Однако предприятие может и своими силами составить проект. Главное, чтобы отраженная в нем информация соответствовала действительности. Рекомендации по составлению проектов лимитов на отходы изложены в Приказе Ростехнадзора № 703[11] .
Составленный проект отдают на рассмотрение Ростехнадзора. Если нормы проекта обоснованны, управление выдает предприятию соответствующее разрешение, которое устанавливает перечень отходов, образуемых предприятием, и их количество, допустимое к размещению.
Напомним, предприятию ЖКХ не обойтись без проекта, если оно планирует получить освобождение от обязанности внесения в бюджет платы за размещение отходов населения, на основании п. 7.5.2 Инструктивно-методических указаний[12], п. 4 Постановления от 28.08.1992 № 632 .
В отсутствие разрешения на размещение отходов освобождение от соответствующей платы не получить (Постановление ФАС СЗО от 22.08.2007 № А21-7660/2006 ).
Отметим, что и сейчас, когда практически всеми экологическими вопросами ведает Ростехнадзор, оформление льготы находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, которые согласовывают свои действия с территориальными органами МПР и Государственного комитета санэпидемнадзора.
На практике нередко предприятия ЖКХ просто рассчитывают плату за объем отходов (сброса сточных вод, выброс загрязняющих веществ) от собственного предприятия. Ростехнадзор, в свою очередь, доначисляет плату за НВОС и, кроме того, привлекает предприятие к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение платы в установленный срок. Естественно, арбитры – на стороне Ростехнадзора (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 № 09АП-12329/2007-ГК ).
Некоторые предприятия ЖКХ, которым доначисляют плату за НВОС, избирают такую тактику – ссылаются на отсутствие прибыли от осуществляемой хозяйственной деятельности. По их мнению, п. 7, 8 Порядка определения платы[13] предоставляют «неприбыльным» предприятиям освобождение от соответствующих платежей. Однако арбитры справедливо указывают, что отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя не являются основаниями для освобождения от внесения платежей (Определение ВАС РФ от 15.10.2007 № 12550/07 , Постановление ФАС УО от 17.03.2008 № Ф09-743/08-С1 , ФАС СЗО от 01.10.2007 № А21-7219/2006 ). Ни в одном нормативном акте это не прописано.
Заключаем договор на вывоз мусора
По желанию или необходимости?
Все вроде бы знают, что договор на вывоз мусора заключить необходимо. Однако на практике многие предприятия и собственники жилых домов от этого уклоняются. Следует сказать, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 3ст. 7 Закона № 7-ФЗ[14] , п. 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ ). На этом основании на местном уровне в большинстве случаев действуют нормативные акты, в которых прямо предписано всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями. Однако ссылка на данные документы в обоснование необходимости заключения договора действует не всегда, и предприятия продолжают «упираться». Причина этого – уверенность в том, что даже властный орган не вправе принудить к заключению подобного договора.
Предприятие ЖКХ как сторона, заинтересованная в заключении договора на вывоз мусора, должна располагать убедительными аргументами для потенциальных потребителей их услуг. Мы постараемся назвать эти аргументы.
Итак, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ (п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ[15] ). Статья 51 данного закона, среди прочего, запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В статье 11 Закона № 52-ФЗ среди обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц названа обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
За нарушение установленного уполномоченными органами местного самоуправления порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов организации очень часто наказывают рублем по основаниям, изложенным в ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, административная ответственность может быть предусмотрена и законом субъекта РФ. Так, судьи признали правомерным привлечение к ответственности организации, сбрасывающей мусор в контейнеры при отсутствии договора на вывоз твердых бытовых отходов (что было установлено административной комиссией в ходе проверки) (Постановление ФАС СКО от 22.11.2006 № Ф08-5761/2006-2515А ).
Теперь проанализируем любимый довод организаций о том, что заставить их заключить договор никто не вправе. В гражданском законодательстве этот принцип именуется свободой договора. Пункт 1 ст. 421 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Будем справедливы: действительно, требование заключения договора со специализированной организацией ЖКХ, выраженное в подзаконном нормативном акте органа местного самоуправления, в принципе, противоречит ст. 421 ГК РФ. В соответствующих правилах или положениях содержания территорий местные власти могут лишь рекомендовать заключить договор со специализированной организацией.
То есть невыполнение «обязанности» заключить договор на вывоз мусора само по себе не свидетельствует о нарушении организацией-природопользователем экологических, санитарных и иных требований природоохранного законодательства, и привлечь предприятие к административной ответственности нельзя (Постановление ФАС ВВО от 22.06.2006 № А43-711/2006-26-51 ).Однако эти требования не нарушаются лишь в одном случае – если у организации есть собственная лицензия на размещение, сбор, утилизацию отходов и в ее распоряжении обученные специалисты и спецтехника для вывоза отходов.
Разумеется, к большинству предприятий это не относится. Поэтому удаление бытовых и хозяйственных отходов, их вывоз и складирование должно производиться по договорам, заключенным с организацией, осуществляющей вывоз ТБО (Постановление ФАС ДВО от 15.08.2007 № Ф03-А51/07-2/3124 ).
Что касается жилищного фонда, то в соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда[16]организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
– установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
– своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
– организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
– свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
– содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
– проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
О некоторых особенностях заключения договора
Предоставление услуг по вывозу мусора регламентировано Постановлением Правительства РФ № 155 . Мы обратим внимание на несколько ключевых моментов.
Во-первых, предприятие ЖКХ, вывозящее отходы, обязано своевременно предоставить потребителю необходимую информацию об услуге, а именно: о правилах оказания услуг, предельных сроках вывоза отходов, тарифах, гарантийных обязательствах, льготах (п. 4). Эту информацию предприятие ЖКХ должно разместить в удобном для ознакомления месте. Лучше всего включить ее в документ на заказ услуг, подписываемый сторонами. Заметим, потребитель, ссылаясь на ее отсутствие, вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.
Заказ на услуги по вывозу ТБО оформляется в письменной форме. Причем, как следует из п. 7 Постановления Правительства РФ № 155 , это может быть не только договор, но и квитанция, талон и пр. Единственно, в этом документе должны содержаться сведения о наименовании исполнителя, месте его нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их предоставления, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия документа обязательно выдается потребителю.
Обратим внимание еще на одно требование: исполнителю услуг по вывозу отходов запрещается обуславливать предоставление одних услуг обязательным оказанием других услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушений его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме (п. 9).
Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
[1] Статья Е. В. Пресняковой «Расчет платы за размещение ТБО для специализированных организаций ЖКХ» в № 12, 2006.
[2] Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.
[3] Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
[4] Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».
[5] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
[6] Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
[7] Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786.
[8] Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
[9] СанПин 2.1.7.1386-03 «Почва. Очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы».
[10] Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация может учесть в налоговых расходах на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 04.09.2007 № 03-03-06/4/127).
[11] Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
[12] Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. МПР РФ от 26.01.1993.
[13] Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.
[14] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[15] Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[16] Утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
Клерк дарит подарки всем бухгалтерам на Новый год! Клерк.Премиум всего за 9 900 ₽ 18 000 ₽
Оформите подписку Клерк.Премиум и получите:
• мини-курсы каждый день;
• 50+ онлайн-курсов;
• 450+ вебинаров от профессионалов;
• безлимитные консультации с экспертами;
• комфортное обучение на 2023 год.
Впридачу получите 400+ инструкций и чек-листов для работы. Полный список смотрите тут. Со скидкой 45% сервис стоит 9 900 рублей. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы.
Отсутствие договора на вывоз мусора ответственность
143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: [email protected] | 6+
Главная — Документы — 2021 — Административная ответственность за отсутствие договора на вывоз отходов
Административная ответственность за отсутствие договора на вывоз отходов
Дата публикации: 21.05.2021
В соответствии с требованиями Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641″ (вместе с правилами обращения с твердыми коммунальными) все отходообразователи на территории Наро-Фоминского городского округа должны иметь договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Рузский региональный оператор». В настоящее время не имеют заключенных договоров с Региональным оператором следующие юридические лица:
За отсутствие договора с Региональным оператором предусмотрена административная ответственность по статье 8.2. КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с требованиями Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 №350-РВ все контейнерные площадки должны быть обустроены в соответствии со стандартом (иметь твёрдое бетонное или асфальтовое покрытие, ограждение с трёх сторон высотой не менее 1,5 м и крышу, оборудованы брендированной табличкой с QR-кодом с указанием графика вывоза отходов. За несоблюдение этих требований также предусмотрена административная ответственность по статье 8.2. КоАП РФ.
Офис ООО «Рузский региональный оператор» в г.Наро-Фоминске:
адрес: г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д.6Б, офис 27; тел. 8 (499) 110-27-53 (доб. 5557)
Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников
Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии
В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена. Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).
Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?
Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.
В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.
Кто должен заключать договор?
Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).
Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.
Что представляет собой договор?
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?
Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.
Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.
Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.
Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.
Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.
В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.
Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.
Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.
1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).
Не заключал договор на вывоз мусора а счета приходят что делать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В частном жилом секторе нет контейнеров для мусора. Несмотря на это, граждане стали получать квитанции об оплате услуг по вывозу ТКО.
После подачи жалобы контейнер установили, но на другой улице.
Должен ли гражданин оплачивать коммунальную услугу по вывозу ТКО, если он контейнером не пользуется?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сам по себе факт неиспользования контейнера или расположения контейнера на расстоянии более 100 м от жилого дома не может служить основанием для освобождения собственника индивидуального жилого дома от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре. Так, согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Из содержания п. 8.17 разд. I.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила), следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с подп. 8.5-8.7 Правил в указанный срок, договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор об оказании услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом в силу п. 13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ), п. 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» ответственность по созданию, определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, в обязанности регионального оператора не входит обустройство контейнерных площадок и определения мест (площадок) накопления ТКО. Данная обязанность в силу ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 и 13 Закона N 89-ФЗ возложена на администрацию муниципального образования. В обязанность регионального оператора входит погрузка и вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
При отсутствии в реестре контейнерных площадок мест накопления ТКО информации об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования. Сам по себе факт расположения контейнеров на расстоянии более 100 м от жилого дома не может служить основанием для освобождения собственника индивидуального жилого дома от оплаты коммунальной услуги.
При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на указанных контейнерных площадках, а также на любых других в пределах муниципального образования расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 8Г-28363/2020[88-1751/2021-(88-27313/2020)];
— решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 декабря 2020 г. по делу N А63-23382/2019;
— апелляционное определение Палехского районного суда Ивановской области от 19 марта 2019 г. по делу N 11-9/2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Нужно ли платить за вывоз мусора, если нет письменного договора с региональным оператором?
Да, нужно. Услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами оплачивается с момента, когда он фактически начал ее оказывать.
При этом отсутствие индивидуального письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя от оплаты его услуг. Это подтверждает и судебная практика.
Три региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО «Эко-Сити», ООО «Экострой», ООО «Комбинат благоустройства»), которые начали работать в прошлом году, приступили к взысканию задолженности потребителей. В общей сложности по таким делам вынесено более 500 положительных судебных решений по краю. Это означает, что должникам придется уплатить не только сумму долга, но и возместить судебные издержки.
— Наш край завершил переход на новую систему обращения с отходами. Это означает, что каждый житель обязан оплачивать безопасное обращение с образуемыми отходами. Прятать мусор, чтобы избежать оплаты, не имеет никакого смысла. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами вошла в категорию коммунальных. На нее распространяются те же требования по оплате, что, например, и за водо- или электроснабжение, — комментирует министр жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Роман Марченко.
Для справки: Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится по количеству фактически проживающих. За членов семьи, которые прописаны, но фактически (временно или постоянно) не живут по данном адресу, платить не нужно. Для корректного расчета необходимо подать актуальные данные региональному оператору.
Это право закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Чтобы им воспользоваться, необходимо направить письменное заявление регоператору, а также приложить документы, подтверждающие факт временного отсутствия потребителя.
Перерасчет размера платы за услугу будет произведен за указанный в заявлении период, но не более чем за 6 месяцев. Подтверждать временное отсутствие потребителя по месту жительства необходимо каждые полгода.
КОНТАКТЫ:
ведущий специалист отдела информационно-методической работы
министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края
Губанова Ольга Владимировна, (8652)26-70-96, press@mingkhsk.ru
Дата изменения: 25.01.2019 17:35:36
Количество показов: 1056