Налог на прибыль в какой бюджет зачисляется
Перейти к содержимому

Налог на прибыль в какой бюджет зачисляется

  • автор:

Налог на прибыль в какой бюджет зачисляется

БК РФ Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;

транспортного налога — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

С 01.01.2026 абз. 3 п. 2 ст. 56 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).

Действие абз. 3 п. 2 ст. 56 приостановлено с 01.01.2018 до 01.01.2026. О нормативах зачисления налога в 2018 — 2025 гг. см. ФЗ от 27.11.2017 N 345-ФЗ.

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 75 процентов;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта) — по нормативу 85 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 24.11.2014 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 в абз. 8 п. 2 ст. 56 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).

Действие абз. 8 п. 2 ст. 56 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2026. О нормативах зачисления в бюджеты субъектов РФ соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018), от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 88 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 06.04.2011 N 68-ФЗ, от 04.10.2014 N 283-ФЗ, от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 23.05.2016 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, — по нормативу 84 процента;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина (кроме крепленого (ликерного) вина), вина наливом, плодовую алкогольную продукцию, игристые вина, включая российское шампанское, а также виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.09.2009 N 218-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

акцизов на виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) — по нормативу 60 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие абз. 17 п. 2 ст. 56 приостановлено с 10.03.2023 по 10.05.2023 включительно в отношении НДПИ, исчисленного налогоплательщиками, в которых прямо участвует РФ с долей участия не менее 33%, за налоговый период, начало которого приходится с 01.02.2023 по 31.03.2023 включительно. О нормативах зачисления НДПИ за указанный налоговый период см. ч. 25 ст. 10 ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ (ред. от 19.12.2022).

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 80 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 80 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.11.2016 N 409-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, — по нормативу 100 процентов:

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 249-ФЗ, от 07.03.2018 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 256-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристических маршрутах;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;

за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 27.11.2017 N 345-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

за выдачу исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за действия исполнительных органов субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

за выдачу уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы тридцать шестой — тридцать восьмой утратили силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 25 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 45-ФЗ)

налога на профессиональный доход — по нормативу 63 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 423-ФЗ)

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 74 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 17 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде угля коксующегося — по нормативу 30 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) — по нормативу 17 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд — по нормативу 17 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде, — по нормативу 17 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

акциза на сталь жидкую — по нормативу 17 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», в том числе минимального налога, — по нормативу 54 процента.

(абзац введен Федеральным законом от 25.02.2022 N 22-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2026 п. 2 ст. 56 дополняется абзацем (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).

Положения п. 2.1 ст. 56 применяются с учетом положений ч. 1 ст. 4 ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ.

2.1. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, распределяются Федеральным казначейством в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, с учетом установленных законами субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты.

(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

(п. 2.2 в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, в размере 50 процентов объема указанных доходов распределяются Федеральным казначейством между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 62-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.4. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы от торгового сбора, подлежащего уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.10.2014 N 311-ФЗ, от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области), за исключением налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, передаваемого в полном объеме органами государственной власти автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ (ред. 23.07.2013))

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Как рассчитать налог на прибыль компаний

Налог на прибыль уплачивают только организации. Его считают с положительной разницы между доходами и расходами. Если доходы превышают расходы, нужно уплатить налог на прибыль, а если компания получила убыток, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог на прибыль

Налог на прибыль должны платить:

  • российские компании на общей системе налогообложения — ОСН;
  • иностранные компании, которые работают через представительства или получают прибыль от источников в России, например дивиденды.

Освобождаются от налога на прибыль участники проекта «Сколково» и других инновационных научно-технологических проектов, которые работают в этом статусе 10 лет и более.

Формула расчета налога на прибыль такая:

Налог на прибыль организации: формула

Рассмотрим дальше подробно, какими бывают ставки и как определить налоговую базу.

Ставки налога на прибыль

Стандартная ставка налога на прибыль — 20%. Из них 3% идут в федеральный бюджет, 17% — в региональный. В зависимости от дохода и вида деятельности компании ставки могут быть иными.

Когда применяются пониженные ставки налога на прибыль

Ставка Кто применяет
0% Образовательные и медицинские компании, музеи, театры, библиотеки, учредители которых субъекты РФ или муниципальные образования
0% Для дивидендов, выплачиваемых российской компании, которая 365 дней подряд владеет долей более 50% в уставном капитале компании — источника выплаты дивидендов
0% Российские ИТ-компании в 2022—2024 годах.

Если компания одновременно участник инновационных проектов и ИТ-компания, она выбирает сама, какую льготу будет применять.

Если ИТ-компания одновременно разрабатывает ПО и электронные изделия, то основания для льгот нужно считать отдельно:

  • они предусмотрены разными нормами налогового кодекса;
  • для каждой из льгот в расчет включаются разные доходы.

Компания, у которой доля доходов от разработки ПО и разработки электронных изделий по отдельности меньше 70%, а в сумме — больше, не сможет применять льготы.

Иногда даже при одинаковой ставке базу приходится считать отдельно. Например, в расчете финансового результата от операции с ценными бумагами участвуют только доходы и расходы по ним, больше никакие.

Региональные пониженные ставки

Субъекты РФ законами могут понизить ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, но только для отдельных категорий налогоплательщиков. Узнать эти ставки можно в региональном законодательстве.

Например, в Свердловской области установлена ставка 13,5% для компаний, в которых соблюдаются такие условия:

  • среднесписочная численность инвалидов за предыдущий год минимум 50% от всей среднесписочной численности сотрудников;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов в фонде оплаты труда за прошлый год минимум 25%.

Это значит, что в Свердловской области 13,5% идет в региональный бюджет, а 3% — в федеральный. Общая ставка налога на прибыль для компании — 16,5%.

До 2025 года региональные власти могут сохранять пониженные ставки, установленные до 3 сентября 2018 года, или повысить их до 17%. Затем действие пониженных ставок заканчивается — до новых изменений в главе 25 НК РФ.

Налоговая база

Налоговая база — прибыль, полученная компанией за отчетный период. Она считается нарастающим итогом с начала года.

Если компания применяет сразу несколько ставок налога на прибыль, налоговая база считается отдельно для каждой ставки. Если налоговая база отрицательная или равна нулю, платить налог на прибыль не нужно.

Расчет налоговой базы

Доходы. Налогом на прибыль облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы. Они учитываются без НДС и акцизов.

К доходам от реализации относится выручка от продажи:

  • товаров своего производства, работ или услуг;
  • ранее купленных товаров, в том числе земельных участков, материалов;
  • имущественных прав.

К внереализационным доходам относятся, например, дивиденды, штрафы и пени за нарушение контрагентами условий договоров, возмещение компании убытка или ущерба, проценты по выданным займам.

С некоторых доходов налог не платят. Например, с полученного аванса, задатка, залога, вклада в уставный капитал компании или с полученного кредита.

Учитывать доходы нужно на дату отгрузки: например, цену проданного считать доходом, только когда отпустили товар по накладной, закончили работу и подписали акт. А вот когда поступила оплата от контрагента — в большинстве случаев значения не имеет.

Расходы. Это обоснованные и документально подтвержденные затраты компании, без которых бизнесу не обойтись.

Компания оплачивает сотруднику поездки на такси в офис. Просто так включить стоимость поездок в расходы не получится. Придется доказать налоговой, что поездки на такси сотруднику необходимы: например, офис находится вдали от остановок общественного транспорта. Расходы на такси сотрудник должен подтвердить: чеками, выписками из онлайн-банка.

Компания должна сама оценить, подтверждает или нет документ понесенные расходы и их размер. Главное, чтобы из документов можно было сделать вывод, что расходы были. Это могут быть накладные, акты, чеки.

Все расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, делятся на две группы:

  1. Расходы, связанные с производством и реализацией.
  2. Внереализационные расходы.

К расходам, связанным с производством и реализацией, относят затраты на производство, хранение и доставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, а также расходы, связанные с приобретением и продажей покупных товаров.

Производственные организации делят расходы:

  • на прямые — связаны с производством или продажей продукции, например затраты на покупку сырья и материалов, зарплата рабочих, амортизация оборудования;
  • и косвенные — не связаны с производством или продажей продукции, например канцелярия, зарплата офисных сотрудников, мобильная связь.

Торговые компании тоже делят расходы на прямые и косвенные. К прямым расходам относят:

  • стоимость товаров;
  • транспортные расходы по доставке покупных товаров до склада налогоплательщика, если такие расходы не включены в стоимость товаров.

Все остальные расходы относят к косвенным и сразу списывают при расчете налога на прибыль. Например, это могут быть ввозные таможенные пошлины и сборы, которые не включены в стоимость самих товаров, или затраты на предпродажную подготовку.

Некоторые расходы учитываются при расчете налога на прибыль только в пределах норм. К нормируемым расходам относят, например, расходы на некоторые виды рекламы, представительские расходы, расходы на ДМС сотрудников.

Внереализационные расходы — это затраты, не связанные с производством и продажей продукции. Например, проценты по кредитам, расходы на обязательное и добровольное страхование.

Есть расходы, которые ни при каких обстоятельствах не уменьшают доходы организации. Например, это возмещение ущерба государству, налоговые пени, штрафы, материальная помощь работникам.

Как и в доходах, учет расходов не зависит от их оплаты. Важна только дата, когда расходы возникли по документам, например, оказана услуга по договору. При учете расходов есть еще много нюансов, но на них тут не будем подробно останавливаться.

Убытки прошлых лет. При уменьшении налоговой базы на сумму убытков должны соблюдаться условия:

  1. Налоговую базу за счет убытков можно уменьшить максимум на 50%.
  2. Если убытки были получены в нескольких годах, переносить их нужно строго в календарной очередности.

Рассмотрим сразу на примере. Компания «Альфа» работала так:

  • в 2021 году получила убыток 300 000 ₽;
  • в 2022 году — убыток 650 000 ₽;
  • в 2023 году — прибыль 1 000 000 ₽.

У Альфы были убытки, поэтому она может уменьшить налоговую базу, но максимум на 50%. Общая накопленная сумма убытка — 950 000 ₽.

Максимальное уменьшение налоговой базы в 2023 году: 1 000 000 × 50%

Налоговая база за 2023 год: 1 000 000 ₽ − 500 000 ₽ = 500 000 ₽.

Остаток убытка: 950 000 ₽ − 500 000 ₽ = 450 000 ₽.

Эти 450 000 ₽ можно будет учесть при расчете налога за 2024 год, если по его итогам компания получит прибыль. Ограничений по сроку переноса нет: можно переносить до тех пор, пока не произойдет полное списание суммы убытка.

Сроки уплаты налога на прибыль

Налоговый период по налогу на прибыль — календарный год. Налог уплачивают по частям: авансовые платежи — ежеквартально или ежемесячно, а затем налог по итогам года.

Ежемесячные авансовые платежи нужно вносить до 28-го числа каждого месяца.

Ежеквартальные авансовые платежи перечисляют в такие сроки:

  • до 28 апреля — авансовый платеж за первый квартал;
  • до 28 июля — за полугодие;
  • до 28 октября — за девять месяцев;

Налог на прибыль за год нужно заплатить до 28 марта следующего года.

Авансовые платежи и налог к уплате считаются нарастающим итогом с начала года — за вычетом ранее исчисленных платежей.

Пошаговая инструкция расчета налога на прибыль

Частота перечисления авансов зависит от того, какую схему уплаты выбрал налогоплательщик. Есть три варианта:

  1. Перечислять аванс каждый месяц. Рассчитывать его на основе прибыли, полученной в предыдущем квартале. По итогам каждого квартала доплачивать недостающий налог.
  2. Перечислять аванс каждый месяц. Рассчитывать его на основе прибыли, полученной с начала года.
  3. Перечислять аванс раз в квартал. Рассчитывать его на основе прибыли, полученной с начала года.

Способ уплаты авансовых платежей зависит от дохода за предыдущий год, а еще от того, к какой категории налогоплательщиков относится компания.

Ежемесячные авансовые платежи перечисляют компании, у которых выручка за предыдущие четыре квартала превысила 60 млн рублей.

Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли могут платить любые компании, от доходов за прошлый год ничего не зависит. Но тогда декларацию придется сдавать ежемесячно, а это может быть неудобно. Чтобы перейти на этот порядок со следующего года, нужно уведомить налоговую инспекцию до 31 декабря текущего года.

Квартальные авансовые платежи платят только те компании, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превысила 60 млн рублей.

Пошаговая инструкция расчета налога на прибыль

Как определить сумму налога на прибыль:

Шаг 1. Рассчитать налоговую базу по формуле нарастающим итогом с начала года и до его окончания

Шаг 2. Умножить налоговую базу на ставку налога.

Компания рассчитывает налог на прибыль и авансовые платежи отдельными суммами для федерального и регионального бюджета.

Покажем на примере, как рассчитать налог на прибыль организации по итогам года.

Отчетный период для налога на прибыль у ООО «Альфа» — квартал. Региональная ставка по налогу на прибыль 17%, федеральная — 3%.

Налогооблагаемая прибыль ООО «Альфа» по итогам года — 1 700 000 ₽. Авансовый платеж за девять месяцев — 120 000 ₽, ежемесячные авансовые платежи за четвертый квартал — по 20 000 ₽ в месяц.

Расчет авансовых платежей и налога на прибыль к уплате

Платежи Суммы Разделение по бюджетам
Авансовый платеж
за девять месяцев
120 000 ₽ В федеральный бюджет — 18 000 ₽

Таким образом, расчет налога на прибыль в примере показал, что всего «Альфа» перечислит 160 000 ₽ налога по итогам года.

Декларация по налогу на прибыль

Декларацию подают либо каждый месяц, либо каждый квартал. Это зависит от того, как компания уплачивает налог.

Годовую декларацию по налогу на прибыль за 2022 год нужно подать в налоговую до 27 марта 2023 года включительно, так как 25 марта — суббота. Декларацию по налогу на прибыль за 2023 — до 25 марта 2024 года включительно.

Сдавать декларацию надо, даже если налог к уплате равен нулю или компания вовсе не вела деятельность в отчетном или налоговом периоде.

Когда подавать декларацию по налогу на прибыль

Способ уплаты налога Сроки подачи декларации
Ежемесячные или ежеквартальные авансовые платежи До 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом:
— за первый квартал — до 25 апреля;
— за полугодие — до 25 июля;
— за девять месяцев — до 25 октября;
— за год — до 25 марта следующего года
Ежемесячные платежи от фактической прибыли До 25-го числа следующего месяца:
— за январь — до 25 февраля;
— за февраль — до 25 марта;
— за март — до 25 апреля и так далее;
— за год — до 25 марта следующего года

Декларацию по налогу на прибыль сдают в налоговую по месту нахождения компании. Если у компании есть обособленные подразделения, декларацию подают по месту нахождения головного отделения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Декларацию можно сдать:

  • на бумаге — через представителя компании или по почте;
  • электронно — через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой службы или через сервис электронного документооборота.

На бумаге декларацию могут сдать только такие компании:

  • со среднесписочной численностью сотрудников за предшествующий год менее 100 человек;
  • новые компании, у которых численность сотрудников до 100 человек.

Если вместо обязательной электронной декларации сдать бумажную, можно получить штраф — 200 ₽.

Налог на прибыль 2022: cтавка, срок уплаты и пример расчета

Налог на прибыль находится в числе самых главных источников пополнения доходной части Государственного бюджета.

Его плательщики — все российские организации.

Есть и исключения.

Это перешедшие на ЕНВД, УСН, ЕСХН или занимающиеся игорным бизнесом, а также иностранные организации, действующие через представительства и получающие доходы в РФ.

Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль.

Доходом является экономическая выгода в натуральной или денежной форме.

Когда надо платить?

Налоговый период составляет календарный год, отчетные периоды: 1-й квартал, полугодие, а также 9 месяцев календарного года.

Уплата налога на прибыль

Т.е. налог платиться четыре раза в год.

Налоговой базой является денежное выражение прибыли, которая подлежит налогообложению.

Если по итогам календарного года расходы превышают доходы, то налоговой базе присваивается нулевое значение.

Какие еще налоги платит ООО:

Ставка налога на прибыль в 2022 году

Согласно ст. № 284 НК РФ, ставка по налогу на прибыль составляет 20%, кроме некоторых исключений.

Ставка налога на прибыль

Распределение прибыли на федеральную и региональную части на 2017-2024 годы следующее:

  • 3 % от суммы начисленного налога идет в Федеральный бюджет,
  • 17% перечисляется в местные бюджеты РФ.

Эта налоговая ставка может быть снижена местными органами самоуправления для определенных категорий налогоплательщиков, но только до 13,5 %.

Пример расчета налога на прибыль

Давайте рассмотрим пример.

Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.

Предоплата составила 400 тыс. руб.

Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 354 тыс. руб.

В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб.

Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.

Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб.

Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.

Расходы в данном примере за 1-й квартал 2019 составят: 1086 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)

Налогооблагаемая прибыль: 210 тыс. руб. ((1770 тыс руб. – 354 тыс. руб.) – 1086 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)

Сумма налога на прибыль: 42 тыс. руб. (210 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 4.2 тыс. руб, в местные бюджеты – 37.8 тыс. руб.

Проводки

  1. Сумма начисленного дохода (условного) Дт 99 Кт 68, а также Дт 68 Кт 99
  2. Постоянное налоговое обязательство Дт 99 Кт 68
  3. Отложенный налоговый актив Дт 09 Кт 68
  4. Сумма отложенного налогового обязательства Дт 68 Кт 77

Сроки уплаты

Ежемесячные авансовые платежи, которые подлежат уплате в течение отчетного периода, должны быть перечислены не позднее 28-го числа каждого месяца такого периода.

Как платить меньше?

Не правильный расчет
Сумма налога на прибыль: 58,8 тыс. руб. (294 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 1,176 тыс. руб., в местные бюджеты – 57,624 тыс. руб.
Для перечисления в фед.бюджет составит 5,880 тыс. руб., в местные бюджеты 52,920 тыс. руб.

+1))… в том числе подразумевает не 2% от уже исчисленной суммы налога…а от налогооблагаемой базы 2%…и соответственно 18% в местный бюджет

Скажите, а зачем в начале примера указано: «Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.
Предоплата составила 400 тыс. руб.» Эти цифры влияют на расчет налога на прибыль? Поясните, пожалуйста.

про кредит и предоплату, чтобы запутать)

ОАО «Свобода» в I квартале были совершены следующие операции: реализована вся произведенная продукция; списаны в производство материалы на сумму 2500 руб.; оплачены проценты по кредиту, взятому на покупку материалов, — 12000 руб.; в январе приобретена компьютерная программа «Парус» стоимостью 9000 руб.; оплачены стоимость новой версии компьютерной программы «Консультант Плюс» — 1200руб. и услуги по ее установке- 150 руб. Абонементная плата за текущее обновление материалов программы — 130 руб.; начислена амортизация основных средств — 3000 руб.; произведена оплата труда сотрудников ОАО «Свобода» — 28000 руб., в том числе в натуральной форме — 15000 руб.; выплачена материальная помощь работникам — 9300 руб.; произведена оплата отпусков сотрудников — 18000 руб., в том числе дополнительно предоставляемых — 3000 руб.; произведена оплата путевок в санатории и дома отдыха сотрудникам организации — 57000 руб.; оплачены транспортные расходы сторонних организаций по перевозке своих работников в дом отдыха, принадлежащий организации, — 25000 руб.; выручка от реализации продукции — 150000 руб.
Рассчитайтесь с бюджетом по налогу на прибыль.

прямые налоги вычислите пожалуйста.

Подскажите, в первом квартале нового года уплачиваются ежемесячные авансовые платежи?

Подскажите пожалуйста, надо ли платить налог на прибыль? В собственности автомобиль более 3-х лет, шла долгая судебная тяжба из-за заводской неисправности и в итоге заключено соглашение с авто дилером, в котором он обязуется вернуть стоимость автомобиля и неустойку. Надо ли платить налог за неустойку? Спасибо.

Взял потребительский кредит в банке 300000 руб.
Будет ли на него начислен налог?

Конечно нет. Кредит это не прибыль, соответственно и налога на прибыль тоже нет.

Взяла грант 300000 рублей. Будет ли на эту сумму начислен налог на прибыль? И если будет, то сумма налога составит 60000 рублей?

Татьяна, здравствуйте!
Грант это не прибыль, конечно налога не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *