На чьем балансе находятся приборы учета электроэнергии
Перейти к содержимому

На чьем балансе находятся приборы учета электроэнергии

  • автор:

О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?

Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.

Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

В соответствии с пунктом 81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета , ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Согласно пункту 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета , за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика , который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж» пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?

Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.

В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);

с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;

с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.

В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?

Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:

если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;

если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;

если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.

В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).

В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:

ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя , исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?

Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.

Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.

*потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Преамбула Закона РФ 2300-1 «О защите прав потребителей»).

*потребитель — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).

Счетчики, расположенные в подъезде: кому принадлежат ипу

Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.

В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.

Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).

Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.

Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД.

Ответственность УК — внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру.

Ответственность жильцов — внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.

Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД.

УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке.

Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.

Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД.

УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке.

Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.

В договоре ресурсоснабжения грани­ца балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):

  • помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
  • внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.

Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).

Счетчики, расположенные в подъезде: кому принадлежат ИПУ

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД.

Внешние границы эксплуатационной ответственности

Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.

Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома.

Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО.

Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.

Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества.

Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК — предложить такой тариф собственникам.

Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.

А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность.

В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).

Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.

Счетчики, расположенные в подъезде: кому принадлежат ИПУ

Как оспорить штраф за нарушение правил содержания и текущего ремонта МКД (часть 1).

Внутренние эксплуатационные границы

Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:

  • для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
  • для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
  • для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
  • для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
  • Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
  • Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.

Счетчики, расположенные в подъезде: кому принадлежат ИПУ

На что УО обратить внимание при осмотре балконных плит МКД.

Судебная практика

Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.

Управляющая организация обратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г.

по делу N А63-9362/2011).

Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного дома или в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).

При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества

За чей счет и кто делает замену электросчетчика

Каждому потребителю электроэнергии требуется замена счетчика; вопрос: кто должен менять и за чей счет это делается – весьма актуален.

Причиной может служить поломка прибора учета или окончание эксплуатационного срока. Абонент не имеет права производить монтаж/демонтаж контрольного оборудования самостоятельно.

В противном случае сбытовая компания может расценить это, как попытку скрыть обман.

Замену счетчика электроэнергии должен осуществить квалифицированный специалист, располагающий допуском. Работы производятся на основании заявления, предварительно поданного в учреждение, осуществляющее подачу электричества.

Жилищный кодекс – замена электросчетчика

Обслуживание устройства учета потребленных киловатт – обязанность обслуживающей компании или организации-поставщика коммунального блага. Порядок монтажа счетчиков оговорен:

  • в Гражданском кодексе;
  • в ФЗ № 261, принятом 23 ноября 2009 года;
  • в Постановлениях Правительства № 491 и № 530, изданных в 2006 году.

Контроль над текущим состоянием приборов, своевременная поверка и обслуживание являются обязанностями энергоснабжающих структур и управляющих компаний.

О необходимости замены счетчика обычно сообщают владельцу жилья. Если речь идет о приватизированных квадратных метрах, то собственник обязан оплатить расходы.

За обслуживание жилья, предоставленного по договору социального найма, отвечает местная администрация.

Кто должен устанавливать или менять счетчики на электроэнергию

Замена или поверка приборов учета, расположенных на лестничных площадках в многоквартирном доме, должна производиться обслуживающей организацией, по соглашению с энергетиками. Если контрольная аппаратура установлена внутри жилого пространства, то часто возникает вопрос: кто собственник учетного средства?

На лестничной площадке

Порядок замены счетчиков электрической энергии часто приводит к конфликтным ситуациям. Если прибор установлен в пределах жилого пространства, то оплачивать монтажные работы придется владельцу квадратных метров. Обязанность по поддержанию состояния и замене оборудования, установленного в общем месте, лежит на председателе УК.

Важно: обязанность по замене электрических счетчиков может быть переложена на жильцов многоэтажного квартирного дома, поэтому перед подписанием соглашения с управляющей компанией нужно внимательно ознакомиться с каждым пунктом.

В квартире

Если контрольный прибор учета отражает некорректную информацию или завершается его эксплуатационный срок, то следует подать письменное заявление. Самостоятельное выполнение работ по снятию старого оборудования и установке нового запрещено законом. Сбытовая компания может наложить административное взыскание на нарушителя.

Замена счетчика требует наличия следующих документов:

  • письменного заявления;
  • паспорта контрольного оборудования;
  • документа, позволяющего производить монтаж.

Заявление должно содержать информацию о причинах выполнения монтажных работ и избранном типе устройства. В назначенное время счетчик нужно сдать специалистам для программирования.

Случается, что абонентам разрешают самостоятельно выполнить замену, но присутствие квалифицированного сотрудника необходимо для опломбировки и выдачи документа, позволяющего эксплуатацию.

Акт приемки (ввода в эксплуатацию) является основанием для заключения договора с сетевой компанией.

За чей счет меняется электросчетчик на лестничной площадке

Замена прибора учета потребленной энергии, установленного на лестничной площадке, является обязанностью организации, обслуживающей многоэтажное строение.

Взаимоотношения сторон фиксируются в соглашении, поэтому перед подписанием следует внимательно ознакомиться с условиями.

Если выполнение работ и порядок оплаты не были оговорены на предварительном этапе, то расходы станут обязанностью владельца недвижимости.

В муниципальной квартире

Осуществлять монтаж или плановую поверку устройства, контролирующего потребление киловатт в муниципальном жилье, должна местная администрация. В ст. 539 гражданского законодательства закреплено, что абонентом является обслуживающая организация. Она обязана оплачивать расходы по замене индивидуальных приборов учета.

В приватизированной квартире

В соответствии с постановлением, установка и обслуживание контрольного оборудования является обязанностью собственников недвижимости. Если счетчик вышел из строя, то следует придерживаться следующего порядка:

  1. Обратиться в энергосбыт и получить разрешение на замену.
  2. Купить счетчик.
  3. Дождаться сотрудника сбытовой организации, который снимет пломбы и установит устройство.

Старое оборудование будет подвержено проверке. Новый счетчик должны опломбировать и ввести в эксплуатацию.

Обязан ли собственник менять электросчетчик за свой счет

Гражданский кодекс четко определяет, что владелец частного дома или приватизированных квадратных метров отвечает материально за установку и обслуживание контрольного оборудования. Финансовые расходы могут быть переложены на управляющую компанию, если счетчик электричества находится на площадке, относящейся к общедомовому пространству, и это обстоятельство отражено в договоре.

Справочно: обслуживающая организация погасит расход, связанный с техническим учетом счетчика при условии, что он сломался или завершился его срок годности (полезного использования). Переход на новые, двухтарифные контрольные приборы или реализация личных пожеланий производится за собственные средства.

Кому положена бесплатная замена электросчетчика

Отдельным категориям абонентов установка счетчиков производится на безвозмездной основе. В отдельных областях право пользования льготой предоставлено всем гражданам преклонного возраста.

Справочно: жители столицы, обратившиеся за государственной поддержкой в части своевременного погашения коммунальных платежей, могут рассчитывать на бесплатное обновление приборов учета благ цивилизации. С 2019 года Санкт-Петербург предоставляет аналогичную привилегию.

Установка счетчика может стать для абонента бесплатной при наступлении определенных обстоятельств:

  • государственное управление распорядилось ввести в эксплуатацию технически новые приборы, применение которых положительно скажется на порядке учета и оплаты потребленных киловатт;
  • недвижимое имущество находится на балансе местного муниципалитета.

Контрольная аппаратура монтируется безвозмездно при наличии документа, свидетельствующего о наличии льготы.

Правила и сроки

Счетчики учета потребленного электричества эксплуатируются в течение 16 лет. По истечении этого времени прибор должны поверить и составить заключение, позволяющее/запрещающее эксплуатацию.

Причины установки нового прибора или проведения поверки:

  • истечение срока полезного действия (продолжительность использования счетчика указана в техническом паспорте);
  • устройство пострадало от механического воздействия;
  • нарушена целостность опломбировки;
  • сгорел от повышенной нагрузки;
  • не четкое отображение данных на табло;
  • завершился межпроверочный промежуток.

Если не работает счетчик, расположенный на площадке, то оформление вызова является обязанностью владельца жилых квадратных метров. Информация о лицах, ответственных за ремонт, технический учет, установку приборов учета потребленных киловатт должна быть отражена в соглашении с обслуживающей организацией.

К установке и опломбированию контрольного оборудования допускаются квалифицированные электрики, допущенные к выполнению работ. За монтажом следует проверка корректности и безопасности.

Установка нового счетчика предполагает выдачу акта, фиксирующего показания контрольного прибора до начала эксплуатации.

Несоблюдение правил замены счетчика или нарушение целостности пломбы грозит административной ответственностью или расчетом квитанций за последние 3 года по максимальному тарифу.

Если сломался

В случае обнаружения неисправного состояния прибора учета потребленных киловатт нужно уведомить сбытовую компанию. Заявление должно отражать: место проживания, контактную информацию, описание повреждений.

Если счетчик не принадлежит владельцу недвижимости, а находится на балансе управляющей компании, за исправность и достоверность отвечает гражданин. В абонентском отделе необходимо согласовать дату проведения монтажа. Сотрудник организации проверит счетчик и заменит при выявлении недостатков.

За целостность оборудования и пломбы отвечает абонент. Экспертизу приборов с признаками умышленной поломки или нарушениями защиты проводят представители энергосбыта и Госпотребстандарта.

Результаты фиксируются в акте, при составлении которого присутствует владелец жилых квадратных метров. С даты, указанной в документе, счетчик находится на ремонте. Перерасчет оплаты производится в соответствии со среднемесячными показателями.

На выполнение ремонта или установки нового аппарата отводится 3 месяца. Далее, для расчета суммы в квитанции, применяется норматив.

Для граждан, не имеющих контрольного оборудования, предусмотрено повышение расценок. Меры применяются, если технически гражданин может установить счетчик или более 2 раз не предоставил доступа к прибору.

Можно ли самостоятельно заменить

Если счетчик является собственностью гражданина, то абонент несет за него полную ответственность. Следует оформить постановление в энергосбыте, выучить правила энергобезопасности и получить допуск. Снятие и установка пломб могут осуществляться только инспектором.

Порядок замены

Частное домовладение позволяет установить прибор, контролирующий количество потребленной энергии, на улице или внутри здания. В многоэтажках монтаж производится в подъезде или на этаже. Требование к атмосфере в помещении – сухо и хорошая вентиляция.

Температурный режим – от 0 до +40 градусов. Для установки необходима деревянная или пластиковая панель, щит или шкаф. Обязательное условие – подбор оптимального места, так как при поверке может быть выявлено несоответствие, требующее смены места монтажа.

Расположение прибора должно соответствовать балансовой принадлежности. Постановление № 530 обязывает потребителей обеспечивать свободный доступ к прибору, но не дает конкретных указаний.

Внутри жилого дома ставить не желательно.

Если речь идет об организации, территория которой находится под круглосуточным наблюдением охраны, способной проводить диспетчера, то вопрос может решиться положительно.

Справочно: установка контрольного оборудования на столбах или фасадных частях зданий противоречит ст. 210 гражданского законодательства. Ответственность за сохранность устройств, учитывающих объем потребленных благ цивилизации, лежит на абоненте. Сложно обеспечить целостность, когда прибор расположен вне строения.

Оптимальная высота для установки счетчика – от 1 до 1,7 м (значение позволяет беспрепятственно снимать показания). Угол наклона не должен быть более 1 градуса, так как это отражается на точности оборудования.

Замена прибора учета киловатт предполагает следующую последовательность:

  1. Отключение автоматического выключателя, расположенного перед устройством.
  2. Проверка отсутствия напряжения на каждой клемме.
  3. Отсоединение проводов – при однофазной системе – по 2 на входе и на выходе.
  4. Фиксация контрольного оборудования при помощи болтов или современной DIN-рейки.

Установка счетчика требует строго соблюдения безопасности:

  • оголенный провод может привести к короткому замыканию или поражению электрическим током;
  • соединение проводов должно производиться при помощи клеммных коробок;
  • заземление – обязательное условие для металлической конструкции;
  • для соединения проводов в пучок следует использовать диэлектрические жгуты.

Если при включении вводного автомата засветился индикатор «Сеть», а остальные остались прежними, то подключение было осуществлено правильно. Светодиод, фиксирующий количество потребленных киловатт, должен моргать, если отходящий автомат включен.

Уведомление о замене электросчетчика

Порядок установки новых приборов учета потребленного электричества регламентирован и обязателен к исполнению, если:

  • корпус устройства неисправен или нарушена его целостность;
  • завершился период государственной поверки;
  • контрольное оборудование было украдено.

Уведомление о необходимости замены счетчика приходит от энергосбытовой компании. Снять/установить пломбу и выдать документ, позволяющий эксплуатацию оборудования, может сотрудник энергосбыта. Перед оплатой прибора нужно убедиться в наличии сертификата, свидетельствующего о том, что счетчик внесен в перечень оборудования, пригодного для использования.

Счетчики, расположенные в подъезде: кому принадлежат ИПУ

Кто должен обслуживать счетчики технического учета электроэнергии

Электрические работы имеют право проводить сотрудники, изучившие правила безопасности и получившие не менее чем 3-й квалификационный разряд. Техническое обслуживание включает в себя:

  • удаление загрязнений с лицевой панели и корпуса оборудования;
  • контроль надежности подключения силовой цепи;
  • проверка работоспособности.

Частота выполнения действий закреплена в графике плановых мероприятий предупреждающего характера обслуживающей компании.

Выводы

Если счетчик электроэнергии вышел из строя (нарушена целостность, завершился период использования), нужно уведомить сбытовую компанию. Инспектор снимет пломбу, зафиксирует показания, а электрик осуществит замену.

Монтаж аппарата, контролирующего расход киловатт, может производиться специалистом, прошедшим обучение по электробезопасности. Перед началом работ следует отключить напряжение, проверить безопасность, взять исправный инструмент. В комплект обычно входит: указатель напряжения для проверки определенных величин, пассатижи, плоская и крестовая отвертки, изолента.

Обязанность по обслуживанию счетчика и поддержанию его работоспособности лежит на абоненте или обслуживающей организации. Граждане, проживающие в муниципальном жилье, не должны оплачивать замену прибора учета потребленных киловатт.

Кто отвечает за электросчетчик площадке или в подъезде и меняет его?

Электросчетчики являются обязательными приборами учета электроэнергии, они устанавливаются в различных помещениях.

Так как в современных квартирах используется все больше бытовых приборов, использующих электроэнергию, старые счетчики часто выходят из строя.

Но кто отвечает за электросчетчик на площадке и оплачивает замену прибора? Решение этого вопроса зависит от вида жилья (приватизированное, муниципальное), от причины замены.

Какие законы определяют ответственность за приборы учета

Прибор учета может подсчитывать расход электричества в квартире, в подъезде, на общедомовой территории. Законодательство в коммунальной сфере регулирует вопрос, кто должен менять электросчетчики на лестничной клетке.

Электрические счетчики обслуживаются поставщиком электроэнергии и управляющей компанией. Их действия нормативно регулируются Гражданским и Жилым кодексом.

ВАЖНО! По закону и управляющая компания, и собственники квартир (приватизированных) должны обеспечивать точную и надежную работу приборов учета.

Также обязательным является исполнение Постановлениями Правительства под №530 (31.08.2006), под №491 (13.08.2006), Федеральным законом под №261 (23.11.2009).

С учётом закона и должны действовать жильцы квартир и работники УК. Поврежденный счетчик должен быть заменен оперативно качественным, осовремененным и надежным прибором.

Если собственники квартир игнорирую важность этого прибора учета и не допускают электриков для замены, они будут оплачивать электричество по завышенному тарифу.

Особенности обслуживания счетчика в приватизированной квартире

Приборы учета электричества могут быть расположены в приватизированной квартире. Собственники этого жилья имеют по законодательству право выбирать удобное время для проверки и обслуживания счетчика.

Если поставщик планирует проведение работ по обслуживанию, он должен уведомить об этом клиента. Возможно, владелец квартиры не хочет менять свой прибор, который сгорел или сломался и дает неправильные данные, но тарифы на оплату электроэнергии будут в таком случае завышенными.

ВНИМАНИЕ! По Постановлению Правительства РФ № 530 финансовые расходы на проверку электросчетчика в приватизированной квартире, монтаж, демонтаж, техническое обслуживание несут собственники жилья.

Оплачивать собственник будет замену только того устройства, которое находится внутри помещения. Приборы на площадке являются общедомовым оборудованием, работы с ним финансирует управляющая компания.

Замена приборов на лестничных площадках

На лестничной площадке и в неприватизированных квартирах, согласно статье 543 ГК РФ, приборы учета электричества должны меняться бесплатно управляющей компанией. Для того, чтобы компания несла ответственность за выполнение данных работ, собственники квартир должны заключить с ней договор.

В этом документе указываются все нюансы сотрудничества с УК, которая обслуживает в многоквартирных домах квартирные счетчики и счетчики электроэнергии в подъезде. Поставщик электроэнергии обязан в многоквартирном доме не только менять приборы учета, но и обслуживать их, проводить регулярную проверку.

Для того, чтобы между жильцами дома и обслуживающей компанией возникало как можно меньше конфликтных вопросов, необходимо подписание договора между сторонами.

В нем указывается, чьей собственностью является прибор учета на лестничной площадке, нужно ли платить за замену электрического счетчика, если к его повреждению привели действия жильцов.

Договор должен быть составлен специалистами, а перед подписанием его потребители должны внимательно изучить содержание. После этого у них не будет возникать вопросов, кому принадлежитсчетчик на лестнице или в квартире. Если электрики заставляют оплачивать обслуживание прибора, подписанный договор будет прекрасной защитой от вымогательства.

ВНИМАНИЕ! Нужно указать в тексте документа и то, кто оплачивает замену поврежденного по вине потребителя оборудования.

Рекомендуется защищать конструкцию счетчика специальным экраном, в таком случае никто не сможет повредить его, сорвать пломбу, нарушить ход работы устройства.

Что делать жильцам многоквартирного дома, если в договоре с поставщиком электроэнергии и управляющей компанией не было указано, чьей собственностью является счетчик на площадке и не была оговорена его бесплатная замена?

В таком случае нужно собрать жильцов и решить этот вопрос с УК, возможно, потребуется собрать деньги на замену общедомового прибора учета. При подписании последующего договора нужно включить пункт про ответственность сторон, бесплатное обслуживание приборов, электрощитов подъездах жилых домов.

Основные правила обслуживания

Жильцам многоквартирных домов с общедомовой собственностью следует знать:

  • в муниципальных квартирах электрический счетчик меняет собственник жилья, например, управление образования или горисполком;
  • приборы учета электричества на лестничной площадке, являющиеся общедомовым оборудованием, меняют электрики от поставщика или от УК.
  • собственник приватизированной квартиры несет ответственность за все инженерно-коммуникационные системы внутри помещения, а также за работу электросчетчика, даже если он находится на площадке. Он должен обеспечить замену неисправногоили отслужившего свой срок прибора, оплатить работу электриков.

Если возникли недоразумения, на чьем балансе находятся приборы, нужно выяснить ответственную организацию, можно обратиться в Мосэнергосбыт, к представителям Электросети, в руководство УК.

Оплата за обслуживание общедомового имущества включается в квитанции коммунальных услуг. И платить повторно за одни и те же услуги, в том числе проверку, замену счетчиков, жильцы многоквартирного дома не должны.

Сроки выполнения работ

Устанавливаются новые счетчики и после истечения срока службы предыдущего оборудования, и в случае повреждения устройства.

  • Производить замену нужно тогда, когда на приборе видны механические повреждения или табло не показывает четко данные.
  • Устанавливается новое устройство после истечения времени межповерочного интервала.
  • Смена счетчика может выполняться и при срыве, повреждении пломб.

В случае, если прибор выходит из строя, то установка нового выполняется по вызову собственника жилья. Даже если устройство находится на лестничной площадке, оно должно давать достоверные показатели по расходу электроэнергии, работать точно и надежно.

ВАЖНО! Следует контролировать, когда заканчивается срок службы счетчика, вовремя сообщить о нем в УК или организацию поставщика.

В случае, когда электросчетчик не работает, то следует посмотреть договор на поставку электроэнергии — в нем указывается лицо, ответственное за обслуживание, ремонт, проверку.

Кто занимается установкой?

Право на установку нового учетного оборудования, его пломбирование имеют специалисты компании поставщика электроэнергии. Для выполнения работ они получают специальное разрешение, подкрепленное опытом, квалификацией, аккредитацией.

Профессиональные электрики выполняют также вынос в подъезд счетчика из квартиры по заявке собственников жилья.

ВНИМАНИЕ! Вызывать электрика из УК для замены счетчика должны и собственники приватизированных квартир.

В случае самостоятельного установления прибора учета электричества без визита мастера все равно не обойтись. Только он может опломбировать прибор, проверить правильность и безопасность его установки.

Электрик подключит устройство к сети, запустит в работу. При замене старого прибора на новый обязательно должен быть составлен акт, в котором указываются точные показания на момент запуска в работу.

С этих показателей начинается учет расхода электроэнергии в квартире.

Перенос счетчика из квартиры в подъезд. Правомерно ли требование управляющей компании?

В КС Цитадель обратился собственник одного из многоквартирных домов с просьбой разъяснить вопрос, правомерно ли требование управляющей организации о переносе счетчиков из квартиры в подъезд.

Ответ: Ни управляющая организация, ни ресурсоснабжающая организация не вправе выдвигать требование о переносе счетчиков элеткроэнергии из квартиры в подъезд.

Более того, в случае самовольного переноса индивидуального прибора учета электроэнергии собственник или наниматель жилого/нежилого помещения может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.

21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями».

Разъясним почему требование о переносе счетчиков из квартиры в подъезд незаконно

Выполнение работ по выносу приборов учета электроэнергии из квартир в подъезд, требует внесение изменений как в технические условия для изменения схемы электроснабжения квартиры, так и внесение изменений в технический паспорт жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст.

26 настоящего Кодекса, то есть без документа подтверждающего принятие решения на переустройство и (или) перепланировку или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст. 26 настоящего Кодекса.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п.8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации, переоборудование (которое включает в себя, в том числе прокладку новых или замену существующих электрических сетей) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266 утверждены формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, а также формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что перенос счетчика электрической энергии относится к переустройству жилого помещения, которое возможно по согласованию с органом местного самоуправления.

При этом, учитывая, что этажный щиток, где должны будут находятся приборы учета электроэнергии должен входить в состав общего имущества многоквартирного дома, право общей долевой собственности на который должно принадлежать собственникам многоквартирного дома, то переустройство возможно лишь с согласия собственников.

Таким образом перенос индивидуального прибора учета электроэнергии из квартиры на лестничную клетку является переустройством, требующим внесения изменений в технический паспорт (в технические условия для изменения схемы электроснабжения квартиры) всего жилого многоквартирного дома.

Довод управляющей организации или ресурсоснабжающей организации о том, что собственник или наниматель жилого помещения противодействует снятию показаний индивидуальных приборов учета несостоятелен, поскольку исполнитель коммунальной услуги не лишен права применить в таком случае положения подпункта «б» пункта 59 Правил № 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

А также пунктом 60 Правил 354: если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

За чей счет производится установка счетчиков электроэнергии?

Оснащение электросчётчиками всего жилья должно выполняться на основании законодательства. Установка приборов учёта одновременно важна для жителей и для коммунальных организаций. Кто должен устанавливать электрические счётчики зависит от места установки электросчётчика и причины, которая побуждает эту установку.

Законодательная база

На законодательном уровне разработано несколько нормативных документов, которые предписывают алгоритм установки приборов учёта. К ним относятся:

  1. Постановление №442 Правительства РФ[1], обязывающее владельцев электросчётчиков пользоваться для учёта электроэнергии приборами с классом точности не ниже 2.0. Также этот документ предписывает порядок замены старых моделей электросчетчиков при неисправности или по истечению срока 16 лет с момента последней на усовершенствованные модели.
  2. Статья 210 ГК РФ[2] и статья 36 ЖК РФ[3] разъясняет, что работы по замене учётного приспособления, проводятся за счёт собственника домовладения.
  3. Действия, касающиеся непосредственно обслуживанию счётчиков закреплены в ФЗ№261[4].
  4. Нормативы Госстандарта №53-ст предписывают сроки поверки приспособлений.
  5. Обеспечение надлежащего состояния технических измерителей и всех сетей в целом возложено на поставщиков ресурса согласно статье 210 ГК РФ[2].
  6. Порядок проектирования, приемки, технического облуживания и контролем над объёмами отпущенной энергии разработан Постановлением №354[5].

С отсылкой на все законодательные нормы существуют различия в проводимой работе по таким признакам:

  • причина замены;
  • место установки приспособления;
  • форма собственности жилья.

Процедура смены учётных приспособлений подразделяется на:

  1. Плановую замену, связанную с необходимостью установки новых моделей приборов. Такая надобность возникла в связи с увеличением бытовых приспособлений в квартирах, которые добавляют нагрузку на сети и не рассчитанные на такое количество энергии. Это приводит к возгоранию механизма. Плановые замены обычно проводятся за счёт федеральных программ, которые, по закону, финансируются за счёт бюджета.
  2. Замена, осуществляемая вне плана, которая происходит по инициативе потребителя. Делается за счёт владельца измерителя потреблённой энергии.

За чей счёт производится установка счётчика электроэнергии

Согласно законодательству собственники жилья несут все финансовые затраты на обслуживание оборудования установленного в жилом доме. В многоквартирном доме владельцами жилья выступают:

  1. В муниципальных квартирах – государство.
  2. В квартирах приватизированных или выкупленных – частное лицо – владелец жилища.

Эти затраты касаются оплаты следующих видов работ:

В государственном жилье выполнение таких работ делегируются управляющим компаниям с последующим возмещением из бюджета. Наниматели квартир обязаны только следить за сохранностью приборов и своевременно передавать зафиксированные показатели.

Владельцы квартир оплачивают все необходимые расходы и также несут ответственность за исправность прибора и предоставление данных со счётчика.

При переустановке учётного механизма на усовершенствованную модификацию, расходы оказываются ощутимыми для некоторых владельцев недвижимости.

В этом случае возможно заключение договора с энергетической компанией, которая производит такие работы, на рассрочку платежей.

Важно знать, что демонтаж с последующей заменой прибора разрешено производить только с позволения энергоснабжающей компании. Во всех регионах, манипуляции со счётчиками, без предварительного согласования с поставщиками энергии, расцениваются как нарушение и облагаются штрафными санкциями. Так что не каждая компания может поверить и установить пломбу на счётчик электроэнергии.

При этом место установки счётчика не играет роли. Механизм, расположенный на площадке подъезда, но выполняющий учёт расхода электроэнергии определённой квартиры, принадлежит владельцам, следовательно, расходы лежат на жильцах.

Иное правило для счётчиков, установленных в подъезде и предназначенных для определения расхода электроэнергии потреблённой на освещение мест общего пользования. Такое приспособление относится в общедомовым затратам и оплату за мероприятия по его смене несёт управляющая компания.

В частном доме принадлежность учётного механизма закреплена за домовладельцами, и все затраты оплачиваются ими в общем порядке.

Независимо от принадлежности счётчиков и расходов, связанных с их обслуживанием, для жильцов выгоднее вести расчёт за фактически потреблённую энергию. Для этого механизм должен соответствовать всем стандартам и быть в исправном состоянии.

За чей счет производится замена электросчетчика

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 счетчиком признается прибор учета, измеряющий объемы потребления коммунального ресурса в квартире. В нормах ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ указано, что следить за тем, чтобы дом соответствовал требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета энергетических ресурсов, должны собственники зданий. Они выявляют факты несоответствия энергосчетчиков требованиям нормативов. Неисправные счетчики подлежат замене. Энергетическое обследование, проводимое в доме квалифицированными специалистами, позволяет выявить счетчики, которые необходимо заменить. Для замены прибора собственники многоквартирного дома обращаются в энергоснабжающую организацию с заявлением.

Лицо, подающее заявление на замену прибора учета, должно отразить в документе следующие сведения:

  • Наименование документа.
  • Место и дата составления заявления.
  • Наименование заказчика с указанием его почтового, электронного адреса и номера контактного телефона.
  • Адрес объекта, где необходимо осуществить замену электросчетчика.
  • Сведения о расположении прибора учета и его технических характеристиках.
  • Требования к новому прибору учета.
  • Реквизиты договора электроснабжения.
Дополнительная документация. Помимо заявления собственнику, ходатайствующему о замене счетчика, следует иметь при себе необходимый пакет документов, а именно:
  • документ о праве собственности на объект недвижимости, в котором располагается счетчик, подлежащий замене;
  • паспорт гражданина с отметкой о регистрации;
  • доверенность, необходимая представителю собственника.

По итогам рассмотрения указанных документов уполномоченные органы выносят решение о замене прибора учета новым.

По окончании процедуры замены специалисты составляют соответствующий акт. Акт замены должен быть подписан заказчиком и исполнителем. В акте стороны фиксируют такие данные, как:

  • Место установки оборудования.
  • Адрес многоквартирного дома.
  • Характеристики заменяемого счетчика, то есть его тип, номер, год изготовления и текущие показания.
  • Характеристики устанавливаемого счетчика.
  • Дата монтажа прибора измерения электроэнергии.
  • Наименование юридического лица, осуществившего замену оборудования.

Образец акта находится у специалиста, производящего установку прибора учета. Он заполняет документ и передает один экземпляр заказчику.

И, главный вопрос: за чей же счет производится замена электросчетчика? ГК РФ фиксирует правило, согласно которому замену электросчетчика абоненту-гражданину, который использует электроэнергию для бытовых целей, производит энергоснабжающая организация, если иное не установлено законом либо другими правовыми актами.

Такая организация, как это указано в ч. 2 ст. 543 ГК РФ, обязана поддерживать:

1. Безопасность энергетических сетей.

2. Надлежащее техническое состояние приборов учета.

Таким образом, вышедшие из строя счетчики должны быть заменены за счет энергоснабжающей организации, обслуживающей абонента-гражданина. После поступления заявления на замену счетчика сотрудники энергоснабжающей организации должны незамедлительно предпринять соответствующие меры, если квартира или дом находятся в муниципальной собственности.

Если замена производилась в квартире или частном доме, который приватизирован, и счетчик находится непосредственно в квартире или в доме, то замена производится за счет владельца, так как собственник имущества, должен нести все финансовые затраты на содержание своего имущества.

Многие жилые дома выполнены так, что приборы учета расположены не в квартире, а на лестничной площадке. Как же быть в этом случае? Пункт 7 491-ого Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года гласит: счетчик электрической энергии квартиры располагается на лестничной площадке, значит этот прибор для учета электроэнергии относится к общему имуществу дома и все затраты на его обслуживание несут управляющие компании.

Но также необходимо изучить договор, заключенный между Вами и управляющей компанией Вашего дома. В договоре должно быть перечислено, какие работы (по объему) лежат в компетенции управляющей компании. Там и должно быть указано, кто будет нести затраты на замену, установку и обслуживание электросчетчиков на лестничной площадке.

Кто должен платить за замену и поверку электросчетчиков?

С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики начали устанавливать интеллектуальные приборы учета, так называемые «умные» счетчики, которые могут сами передавать показатели. Согласно законодательству с 1 июля 2020 года еще можно устанавливать обычные счетчики, а с начала 2022 года необходимо использовать исключительно телеметрические приборы, подключаемые к интеллектуальным системам учета.

Как говорится в постановлении правительства № 554 от 18 апреля 2020 года, счетчики с истекшим сроком поверки у граждан не являются вышедшими из строя до 1 января 2021 года. Соответственно, поверка и замена исправных приборов на новые могут до этого срока не осуществляться.

Нужно ли платить за установку новых электросчетчиков?

Установка будет производиться бесплатно для граждан компанией, осуществляющей обслуживание объектов энергетики. Поскольку электросчетчики чаще всего располагаются за пределами жилых помещений, их монтаж и демонтаж предполагается без специального уведомления жильцов.

Согласно поправкам к закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», поставщики электроэнергии обязаны покупать, ставить, менять, пускать в эксплуатацию и эксплуатировать приборы учета электроэнергии, иное оборудование, а также программное обеспечение, необходимое для обеспечения учета электроэнергии.

Кто будет оплачивать поверку электросчетчиков?

С 1 июля 2020 года потребители перестают нести затраты как на приобретение и установку счетчиков электроэнергии, так и на их поверку. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).

Как следует из закона, все финансовые обязательства по замене и проверке приборов учета в домах и квартирах возьмут на себя энергетики. В дальнейшем компании могут компенсировать понесенные расходы за счет сбытовых надбавок. Согласно п. 6.3 ст. 23.1 закона «Об электроэнергетике» затраты гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, включаются в состав сбытовой надбавки.

В чем преимущество интеллектуальных приборов учета?

Главное преимущество «умных» счетчиков состоит в полной автоматизации процесса сбора данных. Приборы будут самостоятельно передавать информацию о потреблении энергии электроснабжающей организации. Передавать показатели напрямую устройства смогут через домашнюю сеть Wi-Fi, мобильный телефон или сим-карту, установленную в приборе учета.

Одной из главных целей установки интеллектуальных приборов учета является перенос ответственности за неуплату счетов на непосредственного нарушителя, а не разделение суммы долга неплательщика на всех потребителей через тариф.

Можно ли отказаться от установки «умного» счетчика?

По закону гражданин имеет право отказаться от установки «умного» счетчика. Но в таком случае расчет электроэнергии будет осуществляться по нормативам, что выйдет потребителю дороже. Если же выяснится, что собственник отказывается допускать мастера для замены вышедшего из строя счетчика, ему могут отключить электричество за использование электросчетчика, не соответствующего требованиям законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *