Лес как объект правовой охраны
Перейти к содержимому

Лес как объект правовой охраны

  • автор:

Леса как объект использования и охраны

Лес — это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, надпочвенного слоя, животных и микроорганизмов, образующую лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных и иных целях.

Все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.

В государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй категории. Леса второй группы — это эксплуатационные леса (предназначенные для дальнейшей вырубки). Леса первой группы — все леса, не вошедшие во вторую группу.

В лесах первой группы выделяется категория защитности (совокупность признаков, по которым производится разграничение лесов первой группы в соответствии с их целевой функции и устанавливается соответствующий правовой режим):

  • 1 Леса заповедников.
  • 2 Национальных парков.
  • 3 Заказников республиканского значения.
  • 4 Леса памятников природы республиканского значения.
  • 5 Леса генетических резерватов.
  • 6 Городские леса.
  • 7 Леса зеленых зон вокруг городов.
  • 8 Леса санитарной охраны курортов.

Леса первой группы занимают примерно 42% площади лесного фонда. Лесные насаждения занимают 20-50% лесного фонда.

Специальные законодательные акты:

Закон «Об охране окружающей среды».

Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Закон «О животном мире».

Закон «О государственной экологической экспертизе».

Закон «О растительном мире».

Концепция устойчивого развития лесного хозяйства до 2015г.

Постановления Совета министров.

Экономическую основу лесных правоотношений составляют законы «Об аренде» и Налоговый кодекс.

Предметом лесных отношений является общественные отношения, связанные с лесным пользованием.

Административно территориальные единицы.

Юридические и физические лица РБ и иностранных государств.

Лица без гражданства.

Объектом является государственный лесной фонд.

Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Таким образом, леса могут предоставляться только в пользование, а право распоряжения принадлежит государству.

Лес — это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение.9

Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие «лес» входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет четыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологической стороне: при условии соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Воспроизводство лесных ресурсов — меры по повышению продуктивности лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55).

Охрана лесов — меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59).

Защита леса — система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса (ст. 59).

Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.

Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются — нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

Загрязнение леса — внесение в окружающую лесную среду веществ препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника природы и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.

Во втором значении наблюдается «сращивание» некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства. Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда.

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства — работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот).

Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.

Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы — это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу

45. Лес как объект использования и охраны.

Правовыми основами лесного законодательства являются Лесной кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Лесами считается совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. Леса были и остаются основным типом растительного покрова на обширных пространствах России.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов:

лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);

нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески и др.).

Лесное законодательство регламентирует порядок охраны лесов, их разделение по целевому назначению в зависимости от выполняемых экологических, почвозащитных, лечебно-оздоровительных и иных функций, связывая с этим право пользования лесами и устанавливая ограничения на пользование лесом.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

государственные защитные лесные полосы;

леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

леса, имеющие научное или историческое значение;

лесные плодовые насаждения;

запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

нерестоохранные полосы лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов установлен особо строгий режим лесопользования. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях предусмотренного устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В них допускаются все виды лесопользования:

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

При этом допускается их использование без проведения рубок лесных насаждений, за исключением случаев проведения рубок при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд.

Отнесение лесов к ценным, эксплуатационным и резервным лесам, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, является лесное планирование. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который составляется на срок до 10 лет.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе.

Мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной инвентаризацией лесов.

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках.

Лесным кодексом РФ предусмотрен государственный кадастровый учет лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В случаях, если осуществление таких мероприятий не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В случае если такой договор не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Леса являются одним из основных видов природных ресурсов России и мира. Поданным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2014 году на 1 января 2015 года площадь земель лесного фонда составила 1122,6 млн га 1 .

Лесопокрытыми землями, включенными в состав других категорий земель, занято 57,1 млн га. В 2014 году сокращение указанной площади вследствие перевода (в основном из земель сельскохозяйственного назначения) в лесной фонд составило 225,3 тыс. га. В результате проводимых в различных субъектах федерации мероприятий за 2014 год площадь категории земель лесного фонда в целом увеличилась на 220, 8 тыс. га.

Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимали в 2014 году 898,1 млн га, из них лесные площади составили 871,8 млн га.

Лесные площади включают лесные и нелесные земли, относящиеся к категории земель лесного фонда, а также земельные участки, покрытые лесом и не покрытые лесом, расположенные на землях других категорий. Покрытые лесом земли — это лесные площади, занятые древесной, кустарниковой растительностью с полнотой насаждения от 0,3 до 1.

Общая площадь лесных площадей в 2014 году по сравнению с предшествующим годом увеличилась на 7,6 тыс. га. На изменение названных угодий основное влияние оказало уточнение данных по материалам проведенного лесоустройства, а также по лесным насаждениям, не входящим в лесной фонд.

Площадь земель под лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, составила 26,3 млн га. Уменьшение их по отношению к предшествующему году составило 20,2 тыс. га. Уменьшение пло-

Подготовлен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. М.: 2015. С. 24

щади земель под лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд наблюдалось в 12 субъектах Российской Федерации [1] .

Как уже отмечалось в главе 1, законодательства о растительном мире в настоящее время в России нет, в связи чем возникает разнобой в терминологии, используемой для обозначения различных элементов растительного мира. Так, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 4) называют эти элементы лесами и иной растительностью. Лесной кодекс Российской Федерации — лесом (ст. 5), объектами растительного мира (ст. 41) и лесными насаждениями (ст. 42), Земельный кодекс — деревьями, кустарниками и иными растениями (ст. 13), лесными насаждениями (ст. 77), многолетними насаждениями (ст. 79) и лесной растительностью (ст. 101), Гражданский кодекс — растениями (ст. 261), Закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле»— зелеными насаждениями (ст. 16).

Нормативного определения леса в законодательстве в настоящее время также не содержится. В Лесном кодексе Российской Федерации говорится только о «представлении о лесе». Лес в нем представляется как экологическая система или природный ресурс (ст. 5). Ранее подробное определение содержалось в Основах лесного законодательства Российской Федерации: под лесом понималась совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

В ныне действующем Кодексе также упоминается о лесных участках (ст. 7), дикорастущих растениях (ст. 11), лесных насаждениях (ст. 3), лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растениях (ст. 25), растительном мире (ст. 45) лесных растениях (ст. 65), участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений (ст. 102), но большинство из этих терминов не раскрывается [2] .

Вероятно, термин «лес» является более общим по отношению ко всем другим, однако не понятно, при каких условиях некая совокупность растений становится лесом. На наш взгляд, в предложенном Кодексом определении потерян главный элемент, позволяющий объединить несколько растений общим понятием «лес». Этим общим является биологическое и территориальное единство. Произрастающие на ограниченной территории растения, представляющие единый биологический комплекс, составляют основу всех лесов.

Такая точка зрения подтверждается и Стандартом отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203) 1 . В данном стандарте устанавливаются термины и определения в области лесоводства, обязательные для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации, или использующих результаты этой деятельности. Этот стандарт на сегодняшний день содержит единственное легальное определение леса: лес — «целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи внутренней и с внешней средой» (п. 3.1.3).

Важным аспектом указанной проблемы является вопрос о том, к какой категории имущества относятся леса и нелесная растительность. Именно с решением этого вопроса закон связывает особенности возникновения, изменения и прекращения права собственности на них.

Леса и нелесная растительность являются объектом гражданских правоотношений, т.е. тем, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. С точки зрения гражданского законодательства леса и нелесная растительность не являются недвижимым имуществом, т.е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК). Однако, поскольку Лесной кодекс называет лесные участки земельными участками, следует полагать, что лесные участки являются объектами недвижимого имущества.

Остается не ясным вопрос о том, как соотносятся понятия «лесные участки» и «растения», о которых идет речь в ст. 261 ГК. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательство окончательно не решает вопрос о том, все ли «растения», произрастающие на лесных или земельных участках, имеются в виду, и какова их правовая судьба.

Также нерешенным остается вопрос о так называемых многолетних насаждениях. В соответствии с землеустроительными документами многолетними являются искусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые насаждения, способные давать урожай плодово-ягодной или технической продукции. В состав таких насаждений входят, прежде всего, сады, виноградники, плодовые питомники 1 .

В ЛК РФ отсутствует понятие «объекты лесных отношений», но по смыслу ст. 6 и 7 ими являются земли, на которых располагаются леса и лесные участки 2 .

В связи с этим возникает вопрос о том, что должно включать юридическое понятие «лес». Так, О. И. Крассов указывает, что лес — это совокупность только растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники, грибы и т.д.) 3 . В свою очередь, В. К. Быковский отмечает, что важным признаком леса является неразрывная связь растительности с землей. Лес, если его отделить от земли, уже не будет лесом, поскольку он в качестве экосистемы представляет собой своеобразный географический ландшафт и произрастает на земле, которая выступает как пространственный базис для древесной и иной растительности 4 .

Следует согласиться с последним высказанным мнением, так как лес представляет собой сложную экологическую систему, разновидность так называемого биогеоценоза 5 , и определить значимость (ценность) отдельных его компонентов не представляется возможным.

Одним из главных вопросов был и остается вопрос о собственности на леса. Еще в 1959 г. Г.Н. Полянской отмечалась необходимость четкой формулировки права государственной собственности на леса, включающей все леса как естественного, так и искусственного происхождения независимо от их принадлежности 6 .

С принятием Лесного кодекса ситуация с вопросами собственности только осложнилась. Новеллой Кодекса стала возможность иной, кроме государственной, собственности на лесные участки. При этом лесные участки в составе земель лесного фонда были и остаются в федеральной собственности (ст. 8), а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Как отмечают многие авторы, эта конструкция не исключает права частной собственности на лесные участки 1 . Поскольку, если в соответствии со ст. 27 3К земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, они могут быть объектами частной собственности. Прежде всего это касается лесов, расположенных на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях промышленности и иного специального назначения.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц 2 .

Следует отметить, что более 94% площади земель, составляющих собственность Российской Федерации, составили земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством значительные площади, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерацией, занимали участки лесного фонда. Объектом права в этом случае являлись леса, которые согласно действовавшей статье 130 ГК, как и земельные участки, относились к объектам недвижимости (исключены из перечня недвижимых вещей Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ). В официальные статистические данные по разграничению земель сведения о регистрации права собственности на участки лесного фонда (леса) не вошли, так как в указанном случае земельные участки в установленном порядке не были сформированы и поставлены на кадастровый учет 3 .

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в ст. 47 (п. 6) определил, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на них зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Из сказанного может быть сделан вывод, что понятие лесного участка соответствует ранее существовавшему понятию «участок лесного фонда». Сведения о таких участках обобщаются для получения официальных статистических показателей, характеризующих земельные ресурсы России, по мере их постановки на государственный кадастровый учет при ведении государственного кадастра недвижимости.

Проблема сохранения лесов в России тесно связана с необходимостью сохранения федеральной собственности на леса при усилении роли частных инвестиций в отрасль. Это является одним из основополагающих принципов государственной политики. Как неоднократно отмечалось многими исследователями 1 , возможность введения частной собственности на лесные участки не исключена, хотя именно сохранение государственной собственности на леса является одним из важнейших условий перехода лесного сектора экономики на устойчивое развитие 2 .

При сохранении федеральной собственности на большую часть лесов в законодательстве последнего времени наметилась тенденция передачи полномочий в области лесных отношений с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации и расширения полномочий органов местного самоуправления (например, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3 ).

Эта тенденция характерна не только для России. Опыт США и Канады показывает, что одной из адекватных стратегий при наличии соответствующей правовой и институциональной базы на национальном уровне является децентрализация в управлении лесами 1 . Однако следует заметить, что в мировой практике нет положительного опыта передачи полномочий по управлению лесным фондом органам государственной власти субъектов федерации при условии, что лесной фонд остается федеральной собственностью. В упоминавшихся выше странах, а также в таких федеративных государствах как Германия и Австрия, государственные леса, в своем большинстве, являются собственностью субъектов федерации 2 . Проводимые преобразования, направленные на децентрализацию, должны осуществляться в сочетании с созданием эффективной системы контроля за осуществлением переданных полномочий.

Лес как объект правовой охраны природы Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье исследуются вопросы правовой охраны леса как объекта природы. Автор разграничивает существующие в юридической литературе термины « лес », « нелесная растительность », « растительный мир » и относит их как искусственное разделение самого понятия леса в качестве природного объекта, приводящего к истощению и уничтожению его.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тюльпанов Ф. М.

Текст научной работы на тему «Лес как объект правовой охраны природы»

Доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин кандидат юридических наук, доцент Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

В статье исследуются вопросы правовой охраны леса как объекта природы. Автор разграничивает существующие в юридической литературе термины «лес» «нелесная растительность», ««астительный мир» и относит их как искусственное разделение самого понятия леса в качестве природного объекта, приводящего к истощению и уничтожению его.

Ключевые слова: лес, нелесная растительность, растительный мир, лесной фонд, земли лесного фонда.

Keywords: forest, non-forest vegetation, fauna, forest resources, forest lands.

Вопрос об объекте леса в юридической литературе освещается крайне редко. В существующих работах этой проблеме не уделяется достаточно внимания, несмотря на ее актуальность и неразработанность.

Для определения объекта правовой охраны леса необходимо выяснить саму сущность понятия «лес». Противоречивые определения понятие «лес», «нелесная растительность», «растительный мир» вызывают дискуссию в юридической литературе. Сама постановка вопроса несколько сомнительна в правильности его содержании, сути дискуссии.

В законе об охране окружающей среды определены объекты ее охраны, включая лес и иную растительность (ст. 4), в котором они подлежат в первую очередь охране как естественные экологические системы, природные ландшафты и природные компоненты, не подвергающиеся антропогенному воздействию. Статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации (Далее ЛК РФ) не дает понятия «лес», а говорит о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Как видно из содержания статьи этого не достаточно для понятия «лес».

В период становления и развития рыночных отношений в России, многие объекты природы вовлекаются в гражданский оборот, приобретая иные формы товарного производства. Одним из основных положений природного объекта необходимого для исследования понятия «лес», является деление на две экономические категории — на естественные объекты природы и товарно-материальные ценности, регулируемые гражданско-правовыми нормами. В процессе трудовой деятельности человек отделяет от природной среды часть материи, которая изменяет свои формы, превращаясь в предметы потребления (промышленного и иного сырья). Другими словами, в условиях рынка эти предметы приобретают стоимостные отношения.

Лес выступает в различных его качествах: во-первых, как природный объект, имеющий экологическое значение; во-вторых, природный ресурс, используемый и охраняемый в Российской Федерации как основа жизни и деятельности человека; в-третьих, как объект права собственности и иных прав на леса.[1, 162]

Особенность правового режима лесов заключается в том, чтопереработанное сырье из леса может принадлежать на праве собственности не только государству, но также юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Полученные производственные предметы из лесов выступают как объекты гражданских правоотношений и здесь понятие «лес» как таковое отсутствует.

©Тюльпанов Ф.М., 2013 г.

Однако не все лесные участки могут быть использованы в качестве товарных материальных ценностей. К примеру, заповедные лесные территории и другиеособо охраняемые объекты природы не могут выступать в качестве предметов регулируемых гражданско-правовыми нормами на праве частной собственности. Такие леса изымаются из товарного оборота.

Таким образом, использование и охрана лесов напрямую зависит от форм собственности на леса и растительный мир, и играет важную роль в сохранении и приумножении природных ресурсов.

Вместе с тем, как было отмечено, действующее лесное, земельное и гражданское законодательство закрепляет право собственности граждан и юридических лиц на добытые переработанные лесные ресурсы, которые используются в своих интересах. Все правомочия -право владения, пользования и распоряжения реализуются собственником по своему усмотрению.

Что по этому поводу говорит законодатель? Из содержания ст. 7 ЛК РФ следует понимать, что объектом лесных отношений является лесной участок, расположенный на землях лесного фонда. Как видим, законодатель привязывает земельные участки к лесным, тем самым дает возможность использовать лесные ресурсы на праве частной собственности, поскольку земельные участки могут находиться в различных формах собственности.

Совершенно справедливо по этому поводу отмечает Щуплецова Ю.И. ,что «. в предложенном ЛК определении потерян главный элемент, позволяющий объединить несколько растений общим понятием «лес». Этим общим является биологическое и территориальное единство. Произрастающие на ограниченной территории растения, представляющие единый биологический комплекс составляет основу всех лесов».[2, 350]

С такой формулировкой можно согласиться в целом. Однако необходимо уточнить, что же законодатель понимает под «растительным миром» (ст.41 ЛК РФ), а также «лесных растений» (ст.65 ЛК РФ) и др.?

Дробление лесов на множество естественных растений, будь они в самом лесу, либо нелесными, вводит в заблуждение лесопользователей и дает право муниципальным чиновникам манипулировать нормами законодательства, используя лес в своих интересах.

Растительный мир — понятие шире чем «лес», поскольку — это единственный компонент биосферы, способный создавать органическое вещество, т. е. фактически главнейший источник, который обеспечивает жизнь всех живых организмов, населяющих Землю, в том числе человека. От состояния растительного мира зависит экологическое равновесие в биосфере, благополучие животного мира, производительность многих отраслей хозяйствования, физическое и нравственное здоровье людей.

Так, например Искоян А.Б. определяет растительный мир как совокупность диких растений (наземных и водных) произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа.[3, 18] По мнению Искояна А.Б. такое отграничение естественных объектов природы необходимо для понимания леса в юридическом смысле, поэтому растительный мир вне лесов не регулируется лесным законодательством, а значит, лес и растительный мир считается разными природными объектами. По мнению Петрова В. В. лес — охраняемый законом природный объект, который является частью природной среды, представляющий собой большую совокупность древесно-кустарниковой растительности, природный экологический комплекс, оказывающий влияние на окружающую среду и имеющий значение для развития экономики, культуры,укрепление здоровья населения.[4, 244]

Основываясь на том, что правовой режим лесов определяется нормами лесного права и использования лесных участков регулируется также земельным правом, Крассов О. И. определяет «лес» как совокупность всех растительных организмов древесных, кустарниковых и других растений (мхов, лишайников и т. п.).[5, 21] Однако необходимо уточнить, что в данном случаи, лес представляет собой совокупность названных видов растений, произрастающих в пределах земель лесного фонда в Российской Федерации, именно там где

имеются лесные массивы на землях, а все остальные растения, произрастающие вне лесов, регулируются иным законодательством, но не лесным. Из этого следует, что лес представляет собой комплексный объект экологических систем, объединяющихся в одно целое и включает в себя растительный мир, земельные и водные ресурсы.

Оценивая выше сказанные мнения ученых, необходимо отметить, что независимо от того, отнесем мы растительный мир, нелесную растительность к понятию «лес» или к земле лесного фонда, во всех случаях они будут являться объектами леса как природного ресурса и должны находиться в собственности государства.

Этот вопрос становится принципиальным, когда речь идет об обеспечении рационального использования и охраны лесов, организации эффективного регулирования связанных с этим видом отношений.

Таким образом, объект правовой охраны лесов — это не просто в житейском понятии лес, а те лесные участки, в отношении которых установлена правовая регламентация, в силу чего они становятся объектами лесных отношений. Как правило, эти отношения направлены на регулирование лесного фонда — древесно-кустарниковой растительности произрастающей на землях лесных участков, а также заповедников, лесопарковых зон городов и других территорий,относящихся к понятию «лес».

Предметом правовой охраны лесов как объектов природы являются охранительные отношения, регулируемые лесным законодательством.

Итак, формулируя понятие объекта охраны лесов, следует определитьего следующим образом — это совокупность земель, покрытая древесной, кустарниковой и травяной растительностью, животными, микроорганизмами и другими компонентами окружающей среды, биологически взаимосвязанными и влияющими друг на друга в своем развитии.

Переход к природоресурсосберегающим технологиям в лесном комплексе является единственным путем, который может обеспечить как потребности экономики, так и требования по охране природы. На это должны быть направлены все меры по изменению системы лесопользования, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов.

1. Голиченков А.К. Экологическое право России : словарь юридических терминов. Учебное пособие для вузов. — М. : ГОРОДЕЦ, 2008. — 448с.

2. Экологическое право : Учебник для бакалавров 3 -е изд., перераб. и доп. Под ред.проф. С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2012. — 415с.

3. Икоян А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира (нелесной растительности). — Ереван: Изд-во Ереван.ун-та, 1987. — 132с.

4. Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. — М.: Юрид. лит., 1984. — 384с.

5. Крассов О.И. Право лесопользования в СССР. Автореф. дисс. докт. юрид. наук, М.: 1991. — 41с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *