Когда у организации возникает право на ведение образовательной деятельности
Рассказываем, что представляет собой лицензия, почему так важна и как проверить её наличие.
Евгения Панчишняя
Лицензия на образовательную деятельность — это документ, который даёт право обучать людей на территории Российской Федерации.
Лицензия необходима тем, кто реализует образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. В наше время их тематика очень широка: от курсов иностранных языков до йоги.
Срок действия лицензии на образовательную деятельность
Однако раз в три года государство с помощью контролирующих органов проверяет, как организация соблюдает правила осуществления образовательной деятельности. Например, содержание образовательных программ или квалификации педагогов.
Лицензирование образовательной деятельности
Получение лицензии на образовательную деятельность — трудоёмкий и энергозатратный процесс. Чтобы принять решение, органы власти рассматривают документы на протяжении 60 дней. А организациям понадобится ещё и получить разрешения других государственных органов.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Процесс осуществляется по видам и уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки, подвидам дополнительного образования.
Статья 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Почему важно наличие лицензии образовательного учреждения
Лицензия даёт право организации выдавать обучающимся документ собственного образца о прослушанных программах. А ещё это важно для родителей, потому что:
- Получение лицензии на ведение образовательной деятельности и соблюдение лицензионных требований — непростая задача. Позволить себе сфокусироваться на ней могут только школы, которые уверенно «стоят на ногах» и работают на долгосрочную перспективу.
- Наличие лицензии школы на образовательную деятельность обязывает публиковать большое количество информации, которую можно найти на сайте — о преподавателях, программах, условиях обучения. Это позволит принять более взвешенное решение при выборе школы.
- Оплачивая образование в организации, у которой есть лицензия, можно получить налоговый вычет, а также оплатить обучение ребёнка материнским капиталом. С 2018 года им можно оплачивать не только основное образование, но и дополнительное, при условии, что у организации есть действующая лицензия.
Проверить наличие лицензии на образовательную деятельность можно на сайте Рособрнадзора. Для этого необходимо знать хотя бы название организации, но ещё лучше — город, ИНН, ОГРН и другие данные из формы.
Лицензия на образовательную деятельность в онлайн-школах
На онлайн-школы, как и на обычные, распространяются те же правила и законы. Это значит, что онлайн-школа тоже должна иметь лицензию на образовательную деятельность для того, чтобы законно и официально работать.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» заботится о репутации и соблюдении законов. Образовательная деятельность в «Фоксфорде» ведётся на основании государственной лицензии № 041018 от 2 октября 2020 г.
Организация, имеющая лицензию, обязана размещать на своём сайте информацию о себе и образовательной деятельности в специальном разделе.
Резюме
Образовательная деятельность в России подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме. Если у организации лицензии нет, значит, она ведёт деятельность незаконно и не имеет право выдавать документы. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии.
Статья 16. Образовательные организации, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность
1. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность.
2. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательной организации с момента предоставления ей лицензии на ведение образовательной деятельности.
3. В зависимости от реализуемых образовательных программ образовательные организации подразделяются на типы. При этом тип образовательной организации, реализующей основные образовательные программы разных уровней (ступеней), определяется в соответствии с образовательными программами более высокого уровня (ступени).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций:
1) дошкольного образования;
2) коррекционная организация дошкольного образования
4) коррекционная общеобразовательная;
6) высшего образования;
7) дополнительного образования детей;
8) дополнительного образования взрослых;
9) дополнительного профессионального образования;
10) дополнительного высшего образования;
11) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) образовательные организации, не отнесенные к типам, установленным пунктами 1-11, (нетиповые).
4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями учащихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции, предусмотренные законодательством об образовании).
5. Наименование образовательной организации наряду с формой собственности, организационно-правовой формой должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, тип и вид образовательной организации. В наименовании образовательной организации может быть указано ее специальное название.
6. Под иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в настоящем Федеральном законе понимаются организации, не имеющие в качестве основной уставной цели реализацию образовательных программ, в которых созданы специализированные структурные подразделения для реализации образовательных программ, а также организации, осуществляющие просветительскую деятельность и (или) оказывающие услуги за пределами реализации образовательных программ. Деятельность указанных в настоящей части специализированных подразделений регулируется положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми организациями в соответствии с законодательством об образовании.
<< Статья 15. Образовательная деятельность |
Статья 17. >> Учредители образовательной организации |
Содержание Проект федерального закона N 11928-6 "О народном образовании" (внесен депутатами ГД Г.А. Зюгановым; Ж.И. Алферовым;. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Когда у организации возникает право на ведение образовательной деятельности
В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на получение на конкурсной основе высшего образования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
К основным типам образовательных учреждений относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- учреждения дополнительного образования детей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
До заключения договора исполнитель обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Исполнитель должен довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:
- наименование (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
- уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
- перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
- порядок приема и требования к поступающим;
- форма документа, выдаваемого по окончании обучения.
Исполнитель — гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
По требованию потребителя исполнитель должен предоставить:
- устав образовательного учреждения, положение о филиале, отделении;
- лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
- адрес и телефон учредителя (учредителей) образовательного учреждения;
- образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;
- основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
- дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативно — правовыми актами.
Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.
Информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, — на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Исполнитель должен соблюдать утвержденный им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.
Режим занятий (работы) устанавливается исполнителем.
Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу.
Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативно — правовыми актами.
Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации — исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
- сроки оказания образовательных услуг;
- уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подписи, а также подпись потребителя.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой — у потребителя.
Потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.
Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.
На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.
В случае обнаружения недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами исполнителя, потребитель по своему выбору вправе:
- безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
- соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
- возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков, оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами;
- отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков,если:
- в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем;
- обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные Законом.
Права потребителя при нарушении исполнителем сроков оказания услуги.
Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что она не будет осуществлена в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;
- поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;
- расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг.
Претензии к качеству образовательных услуг рекомендуется предъявлять к образовательному учреждению в письменной форме. Претензию, также, рекомендуется, составляется в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями и вручается под роспись исполнителю, либо направляется заказным письмом с уведомлением.
В случае неудовлетворения требования потребителя можно обратиться в суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является ИП, — его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям:
- Государственная регистрация и лицензирование образовательного учреждения.
Для того чтобы начать осуществление своей деятельности, любая образовательная организация должна получить статус юридического лица. Данный статус возникает с момента государственной регистрации и подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Обязательная часть лицензии — приложение, без которого она считается недействительной.
В приложении указываются:
- программы предметов, которые изучают в образовательном учреждении, и перечень профессий, которым оно может обучать;
- уровень (общее, среднее, специальное или высшее) или ступени (бакалавр, специалист, магистр) образования, сроки обучения, присваиваемую квалификацию;
- численность обучающихся по очной форме обучения.
Без лицензии организации имеют право оказывать образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Таким образом, образовательное учреждение вправе осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии, причем лицензированию подлежит деятельность по обучению каждой специальности.
- Аттестация и государственная аккредитация.
Аттестация — форма государственно-общественного контроля над качеством образования в образовательных учреждениях.
Государственная аккредитация — это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения.
Аттестация проводится один раз в пять лет, с целью установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов. В случае если образовательное учреждение не проходит аттестацию, его лишают аккредитации. Государственная аккредитация образовательного учреждения является завершающим этапом официального закрепления образовательной деятельности и дает право образовательному учреждению выдавать дипломы (аттестаты) государственного образца.
Прохождение образовательным учреждением государственной аккредитации подтверждается свидетельством о государственной аккредитации.
Как получить социальный налоговый вычет в связи с расходами на обучение?
Социальный налоговый вычет на обучение могут получить налогоплательщики, которые в течение истекшего года произвели расходы на свое обучение в образовательных учреждениях, а также на обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Также этим правом могут воспользоваться опекуны (попечители), оплатившие обучение в образовательных учреждениях.
Для получения вычета налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию по месту жительства следующие документы:
- Письменное заявление о предоставлении социального налогового вычета. Заявление, составленное в произвольной форме, представляется в налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщика по окончании года, в котором были произведены расходы на обучение.
- Заполненную декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за истекший год. Бланк декларации можно получить в налоговой инспекции по месту жительства. Если налогоплательщик уже сдал декларацию за год, в котором произвел расходы на обучение, но не заявил о своем праве на вычет, он вправе в течение последующих трех лет подать уточненную налоговую декларацию и заявление о предоставлении социального вычета.
- Справку (справки) из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных доходов и удержанных налогов за истекший год (форма 2-НДФЛ).
- Копию договора на обучение (рекомендуется оформлять договор на обучение на лицо, которое будет являться плательщиком).
- Копию лицензии образовательного учреждения на оказание соответствующих образовательных услуг (в случае, если в договоре отсутствуют реквизиты данной лицензии).
Социальный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику при оплате обучения в общеобразовательных школах, институтах, академиях, университетах, на курсах повышения квалификации (как при вузе, так и действующих самостоятельно), на различных курсах дополнительного образования (курсы иностранных языков, компьютерные курсы и т.п.). Ясли, детские сады, музыкальные, художественные и спортивные школы также входят в приведенный перечень.
Виды образовательной деятельности, которые не подлежат лицензированию:- образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
- индивидуальная трудовая педагогическая деятельности, в том числе в области профессиональной подготовки.
Если налогоплательщик получил такое обучение, вычет ему не полагается.
- Платежные документы, подтверждающие оплату обучения.
Платежные документы должны быть оформлены на имя налогоплательщика, претендующего на получение вычета.
Если налогоплательщик вносил плату за собственное обучение, он имеет право на вычет независимо от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная). Вычет же на обучение ребенка (подопечного) его родитель (опекун, попечитель) может получить,только если учеба велась по очной (дневной) форме. - Копию свидетельства о рождении ребенка налогоплательщика.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (налога). Сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Сумма налога перечисляется на банковский счет налогоплательщика.
В договорах об указании платных образовательных услуг получил широкое распространение следующие виды несправедливых условий:
- о праве образовательного учреждения расторгать договор в случаях неоплаты или просрочки оплаты образовательных услуг;
- об ограничении права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время и без обоснования причин;
- о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги при досрочном расторжении договора потребителем;
- о внесении отдельной платы за пересдачу экзаменов, контрольных работ и зачетов;
- об установлении исключительной подсудности споров по месту по месту нахождения образовательного учреждения и т.д.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребители имеют право обратиться для защиты своих прав:
Когда у организации возникает право на ведение образовательной деятельности
Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданные до 28.06.2019 органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия в сфере образования, действуют до наступления случаев переоформления, прекращения действия или аннулирования.
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 140-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Внесение изменений в реестр лицензий наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.
6. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 478-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, внесение изменений в реестр лицензий осуществляется на основании лицензий таких организаций.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.
9. Заявление о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Соискатель лицензии вправе представить указанные заявление и документы в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.
11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;
3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.
14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;
2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;
3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при проведении практической подготовки обучающихся.
(п. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
С 01.03.2024 ч. 15 ст. 91 дополняется п. 6 (ФЗ от 13.06.2023 N 219-ФЗ). См. будущую редакцию.
В ч. 16 ст. 91 слова «, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту» (отсутствуют в данном пункте) исключены (ФЗ от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 13.06.2023 N 229-ФЗ)