Как аттестоваться на заместителя директора в школе в москве
Перейти к содержимому

Как аттестоваться на заместителя директора в школе в москве

  • автор:

Как и зачем проводится аттестация директоров общеобразовательных учреждений

Главная картинка статьи Как и зачем проводится аттестация директоров общеобразовательных учреждений

Чтобы стать директором школы, кандидат на эту должность должен доказать, что соответствует этой должности, вне зависимости от своей квалификации и стажа работы в качестве учителя. Аттестация директоров не имеет ничего общего с обязательной аттестацией педагогов и проводится отдельно.

Зачем нужна аттестация на должность директора школы

Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций установлен Приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 . Им определены в том числе цели аттестации для директоров школ:

Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;

Оценка соответствия занимаемой должности;

Стимулирование профессионального роста директоров;

Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.

Возглавить школу может только педагог с определенными качествами и навыками, присущими руководителю. Он должен уметь общаться и с родителями, и с педагогическим коллективом, правильно организуя его работу, и с надзорными органами, и с представителями органов власти.

Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:

Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);

Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);

Квалификационная проверка каждые 5 лет.

Освобожденные от аттестации

Есть некоторые категории руководителей, которые могут быть освобождены от обязательной аттестации:

Беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (здесь аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

Назначенные на должность личным приказом Президента или приказом правительства;

Проработавшие на должности меньше года.

Кому могут отказать в аттестации

Законодательством предусмотрено три ситуации, когда кандидата на должность директора могут не допустить до аттестации:

Если он был уволен по ст. 278 или ст. 81 Трудового кодекса РФ в течение последних 3 лет;

Если он не соответствует профстандарту или не имеет достаточного педагогического стажа (минимум 5 лет);

Если он не имеет права заниматься педагогической или трудовой деятельностью по медицинским или нормативным показаниям (например, при наличии непогашенной судимости).

Как проходит аттестация на должность директора школы

Существует определенный порядок проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Начинается всё с формирования аттестационной комиссии и прописывания процедуры. Далее должен быть обязательно издан документ, где будут обозначены все этапы и правила её прохождения.

Надо отметить, что по закону аттестацией занимается учредитель школы, например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти и т.д. Поэтому регламенты, которые они составляют, могут отличаться друг от друга.

Минобразования составляет свои методические рекомендации, как надо правильно проверять знания и кого допускать до аттестации. Однако, конкретные правила всё-таки устанавливают учредители.

Далее комиссия отбирает кандидатов, просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы. Эта процедура также должна определяться регламентом: в документе прописываются сроки, условия допуска до аттестации, требования и т.д.

В качестве кандидатов, как правило, выступают педагоги той же самой школы, либо действующие руководители, например, завуч или заместитель директора. Разумеется, и действующий директор также может имеет право пройти повторную аттестацию.

На третьем этапе комиссия получает полную информацию о том, как будет проходить процедура, и уведомляет кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.

Далее комиссия издает соответствующий приказ и извещает об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена. Ну а действующий директор, который проходит аттестацию повторно, должен это сделать и вовсе за месяц до самого мероприятия.

Сам аттестационный экзамен проходит в два этапа:

Как проходит тестирование

Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно дается 1 час. В тесте, как правило, 50 вопросов, разделенных на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т.д.

Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.

Некоторые кандидаты могут быть освобождены от тестовой части, но только в одном случае: если они являются победителями федеральных конкурсов среди педагогов и руководителей, таких как «Учитель года».

Что спрашивают на собеседовании

Если кандидат успешно преодолел первый этап, его допускают до устной части — собеседования. Её проводят непосредственно члены аттестационной комиссии, например, чиновники местного Департамента образования.

Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий директор в типовых школьных ситуациях. Спрашивать могут, о чем угодно: как руководитель намерен работать с трудными учениками, как директор собирается устанавливать хорошие взаимоотношения с персоналом и родителями, разрешать возможные конфликты и так далее.

Кандидату нужно отвечать уверенно и четко, желательно при этом подкреплять свои доводы ссылками на нужные нормативные источники и педагогические практики.

Какие документы нужно собрать для аттестации директору школы

Разумеется, кандидат в руководители школы может быть допущен до аттестации только в том случае, если имеет на руках необходимые документальные свидетельства пригодности на эту должность.

Конкретный пакет документов может быть разным, поскольку порядок прохождения аттестации может отличаться. Но в общих чертах он выглядит так:

Заявление на прохождение аттестации;

Согласие на обработку персональных данных;

Отчет о годовой работе и выписка из решения о его рассмотрении;

Отзыв куратора, который осуществляет надзор за школой с характеристикой на директора, результатах работы школы, ошибках в работе и причинах их возникновения. В большинстве случаев в роли такового выступает замначальника муниципального департамента образования и науки.

Соискатель на должность директора (трудоустраивается впервые) предоставляет также:

Документ об образовании (диплом);

Трудовую книжку для подтверждения стажа и опыта работы в школе;

Документы о повышении квалификации и предыдущей аттестации (если есть);

Копию паспорта гражданина РФ и иные документы на усмотрение учредителя.

Что делать, если директор школы не прошёл аттестацию?

Бывает, что директор не был допущен до аттестации или попросту «завалил» экзамен. Как быть в таком случае? Во-первых, общеобразовательное учреждение не останется без руководителя: временно его обязанности будет выполнять зам или завуч школы. Во-вторых, сам работник по закону не соответствует занимаемой должности и может быть уволен руководством согласно Пункту 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Специальной процедуры увольнения директоров школ не предусмотрено, так что оно проводится на общих основаниях.

Однако сначала учредитель должен предложить директору место в той же образовательной организации на нижестоящей должности, если таковая есть. Например, педагогом или методическим работником. На такое предложение работник должен ответить отказом или согласием в письменной форме. Ну а далее работодатель оформляет соответствующий приказ. В дальнейшем аттестационный экзамен можно пересдать.

Как аттестоваться на заместителя директора в школе в москве

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2021 г. N Р-117

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В соответствии с результатом «Разработана целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций» паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17 декабря 2020 г. N 14:

1. Утвердить Концепцию целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее — Концепция).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, руководствоваться положениями Концепции при проведении аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

распоряжением Министерства просвещения

от 31 мая 2021 г. N Р-117

ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

I. Общие положения

Настоящая Концепция целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее — Концепция) определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации и совершенствования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций в Российской Федерации в рамках реализации государственной политики в сфере общего образования.

Концепция разработана в рамках исполнения:

Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.

в целях реализации:

федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». <1>

<1> Паспорт федерального проекта национального проекта «Образование» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16, с внесенными изменениями — протокол от 17.12.2020 N 14).

Понятия, используемые в Концепции:

«аттестация» — определение/подтверждение соответствия уровня квалификации и управленческих компетенций руководителя/кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к должности «Руководитель. «; <2>

<2> Квалификационная характеристика предусмотрена разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. N 448н.

«кандидат на должность руководителя общеобразовательной организации» — лицо, подтверждающее соответствие уровня квалификации и управленческих компетенций на должность руководителя общеобразовательной организации требованиям, предъявляемым к должности «Руководитель. «, включая заместителя руководителя общеобразовательной организации;

«аттестуемый руководитель» — действующий руководитель общеобразовательной организации, подтверждающий соответствие уровня квалификации и управленческих компетенций на должность руководителя общеобразовательной организации требованиям, предъявляемым к должности «Руководитель. «;

«десубъективизация» — совокупность процедур исключения связи оценивающего субъекта (эксперта) и оцениваемого объекта (анонимного массива данных или конкретного лица). Исключение «субъективной» составляющей экспертного мнения при формулировке и принятии решения, равно как и любой другой возможной заинтересованности в интерпретации (и искажении) результатов оценки для получения необоснованных выгод или преимуществ от принимаемых решений;

«единое платформенное решение (информационно-аттестационная среда)» — интегрированная с функциями и процедурами аттестации и отбора в кадровый резерв рабочая программная среда, предполагающая возможность распределенного ведения реестров экспертов, использования контрольно-измерительных и диагностических инструментов, организацию десубъективизированных процедур экспертной оценки с возможностью удаленного подключения;

«контрольно-измерительные материалы» — задания, моделирующие образовательную деятельность и ключевые обеспечивающие процессы общеобразовательной организации, ориентированные на оценку компетенций (управленческих, коммуникативных, социальных и др.) и их составляющих на ресурсном уровне (знания, навыки), на деятельностном уровне (способы, инструменты и методы деятельности) и ценностно-мотивационном уровне;

«оператор целевой модели аттестации руководителей» — организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное и иные виды обеспечения функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

«оператор федерального уровня» — определяемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное обеспечение функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

«оператор регионального уровня» — основной организационный элемент модели аттестации, определяемый региональным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере общего образования, организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное обеспечение функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

«оператор муниципального уровня» — определяемая муниципальным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере общего образования, организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное обеспечение функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций (по необходимости);

«равные возможности (или равные стартовые возможности)» — условия отбора, при которых нивелируются географические, территориальные, социально-экономические, коррупционные, психологические факторы, региональные и территориальные особенности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, в которых проживает участник аттестации и кандидат в кадровый резерв, статус образовательной организации (гимназия, городская школа, сельская школа и др.) и т.д.;

«случайная выборка» — процедура автоматического обезличенного распределения объектов (экспертов в экспертные группы, средств оценки, оцениваемых объектов) с помощью программного генератора случайных чисел;

«целевая аудитория модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций» — действующие руководители и кандидаты на должность руководителя общеобразовательных организаций;

«целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее — Целевая модель)» — совокупность обязательных организационных процедур и целевых показателей состояния общероссийской системы аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителя общеобразовательных организаций, отраженная в нормативных правовых актах и официальных документах соответствующих уровней;

«эксперт» — лицо, обладающее специальными знаниями (прошедшее специализированное обучение у оператора целевой модели) в области оценки управленческих компетенций, привлекаемое к процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций (ОО) и кандидатов на должность руководителя, органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ОГВ) или органами местного самоуправления (ОМСУ), ответственными за реализацию государственной политики в сфере общего образования.

II. Предпосылки и актуальность создания целевой модели

аттестации руководителей общеобразовательных организаций

Обязательная аттестация руководителя и кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации предусмотрена частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) и подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации руководителя образовательной организации в соответствии с требованиями, перечисленными в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Закона об образовании учредитель образовательной организации назначает руководителя образовательной организации, а также согласно части 4 статьи 51 Закона об образовании устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации.

Таким образом, в настоящее время кадровые вопросы решаются децентрализовано учредителями образовательных организаций, а именно органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ресурсными возможностями и соответствующими приоритетами кадровой политики регионов и муниципалитетов. При этом анализ действующих систем аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации выявил следующие проблемные аспекты:

отсутствие единого подхода, набора правил и условий для проведения процедуры аттестации, а также наличие практически в каждом регионе и муниципалитете возможностей по ее избеганию или изменению;

множественность и различия целей и задач аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей общеобразовательных организаций в целом по стране;

использование в значительной части муниципалитетов неформализованных процедур оценки, не позволяющих сравнивать или сопоставлять квалификационные оценки деятельности руководителей и кандидатов на должность руководителя общеобразовательной организации друг с другом;

отсутствие в части регионов и муниципалитетов единой кадровой политики. В ряде нормативных документов допускается субъективная трактовка личных качеств и профессиональных компетенций;

формальный характер системы аттестации и кадрового отбора кандидатов на должность руководителей общеобразовательных организаций в большинстве муниципалитетов, когда отбор осуществляется по основаниям «лояльности» или «заслуг». Проверка знаний, навыков и практического опыта носит вторичный и третичный характер;

отсутствие практики привлечения экспертов из других регионов, внешних экспертов, как объективизирующая часть процедуры аттестации.

Таким образом, актуальность создания Целевой модели связана с отсутствием единых подходов к процедуре аттестации и объективных инструментов оценки, а также с высокой вариативностью профессиональных, личностных характеристик и компетенций руководителей, а также лиц, претендующих на должность руководителя общеобразовательной организации. В связи с чем становится невозможным сравнение и сопоставление кадрового потенциала субъектов Российской Федерации и централизованное планирование дальнейших направлений его развития. С другой стороны, имеется определенная угроза для «единого образовательного пространства» и невозможность реализации осмысленной кадровой политики в сфере образования в масштабах Российской Федерации.

Таким образом, разработка Целевой модели определяется необходимостью стандартизации подходов и повышения эффективности процедуры аттестации руководителей общеобразовательных организаций (а также кандидатов на должность руководителя общеобразовательной организации) на всей территории Российской Федерации.

Внедрение целевой модели аттестации позволит решить еще одну существенную проблему — отрицательный кадровый подбор (отбор специалистов и управленцев с ухудшающимися компетенциями и качествами в каждой новой генерации). Причин этого процесса множество: от миграции эффективных кадров в более «престижные» отрасли, отрицательной нетто-миграции в экономически развитые регионы и до деструктивного воздействия социально-экономических и иных факторов.

Под угрозой также находится отраслевая практика взращивания руководящих кадров из педагогической среды, когда при назначении на должность приоритет отдается управленцам из других сфер с минимальным уровнем формально соответствующего образования, полным незнанием специфики сферы образования. Отсутствует достаточная связь процедур аттестации и кадрового отбора с научно-педагогическим сообществом и профсоюзными организациями.

Таким образом, существующая система аттестации руководителей общеобразовательных организаций характеризуется отсутствием единого вектора и стратегии развития.

Наиболее перспективным решением обозначенных проблем представляется создание в рамках Целевой модели самоподдерживающихся механизмов прогрессивного кадрового отбора эффективных управленческих кадров и формирования кадрового резерва, повышения эффективности и объективности аттестационных и отборочных процедур, обеспечивающих с каждым новым циклом постепенный, но неуклонный прирост суммарного «качества» профессионального управленческого капитала руководителей общеобразовательных организаций и кандидатов на их должности.

Механизм прогрессивного кадрового отбора реализуется через процедуры, гарантирующие равные возможности, индивидуальный учет личностно-профессиональных качеств, объективность (беспристрастность) оценивания. Прогрессивный отбор становится возможным за счет расширения экспертной базы аттестационных комиссий, включения в экспертную оценочную работу представителей профсоюзных организаций, педагогического сообщества, руководителей других образовательных организаций, представителей научно-педагогической общественности и других категорий из регионов и муниципалитетов (по открытому списку), а также использования специализированных приемов случайной выборки и десубъективизации и современных цифровых технологий.

Целевая модель определяет роль и место органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики в сфере общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также региональных методических служб и иных организаций (ИРО, ИПК, РЦОИ, ЦОК и др.) в осуществлении интеграции ресурсов и усилий для осуществления прогрессивного кадрового отбора эффективных управленческих кадров, при сохранении всех предусмотренных действующим законодательством правовых норм о разграничении полномочий между этими уровнями.

Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций является открытой системой, предполагающей возможность проведения аттестации для руководителей (кандидатов на должность руководителей) общеобразовательных организаций различных форм собственности, в том числе частных организаций.

III. Краткое описание, основные принципы и структура

Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций должна эффективно обеспечивать повышение профессионализма и прогрессивного кадрового отбора руководителей общеобразовательных организаций через реализацию единой государственной политики в кадровой сфере общего образования для сохранения единства образовательного пространства и развития системы образования Российской Федерации.

Цель: стандартизация подходов к аттестации руководителей общеобразовательных организаций, а также кандидатов на должность руководителя, на всей территории Российской Федерации для повышения качества управленческих кадров и создания равных стартовых возможностей и новых возможностей для их профессионального развития.

Целевая аудитория: действующие руководители и кандидаты на должность руководителя общеобразовательной организации (аттестуемые на должность руководителя общеобразовательной организации; повторно аттестуемые руководители, кандидаты в кадровый резерв).

Принципы, лежащие в основе Целевой модели:

выравнивание возможностей участников аттестации за счет единства процедур, подходов, систем оценки и контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания, защиты программы развития общеобразовательной организации и критериев анализа портфолио (достижений);

исключение любых возможностей подтасовки, субъективизма и коррупции при процедуре аттестации за счет объективизации экспертных оценок вследствие рандомизированного отбора заданий и независимых оценивающих экспертов, включая экспертов из других регионов и муниципалитетов, представителей профсоюзных организаций, руководителей образовательных организаций, представителей педагогической науки и других (по открытому списку), с использованием дистанционных средств;

предоставление новых возможностей для выхода на позиции руководителей общеобразовательных организаций представителей педагогической отрасли;

снятие стрессогенных факторов за счет распределения во времени и обеспечения удобства прохождения процедур аттестации;

совмещение процедур аттестации и отбора в кадровый резерв на уровне методологии, оценочных средств и базы экспертов при разных правовых статусах и юридических решениях для участников и учредителей общеобразовательных организаций;

«трехуровневый принцип» комплектации контрольно-измерительных материалов, предполагающий принцип адаптивности контрольно-измерительных материалов: задания на знание основ федерального и регионального законодательства, муниципальных правовых актов, то есть учет региональной и муниципальной специфики общеобразовательных организаций, их типов и видов при разработке и формировании заданий, а также обновления законодательства и правоприменительной практики;

принцип кооптации — расширение пула экспертов посредством предоставления возможности участникам аттестации (а также участникам процедуры отбора в кадровый резерв) стать экспертами;

принцип параллельного признания результатов систем аттестации (существующей и вновь создаваемой) в субъектах Российской Федерации в течение нескольких лет для адаптации профессионального сообщества и возможности переходного периода.

В рамках реализации Целевой модели предполагается поэтапное внедрение новых подходов к аттестации по мере готовности регионов и муниципалитетов, с положительным поощрением и повышением мотивации к участию в аттестационных процедурах всех заинтересованных — от руководителей образовательных организаций до органов управления образованием и муниципалитетов.

Функционирование Целевой модели предполагает активную роль регионов, операторов регионального уровня, с возможностью формирования распределенных кадровых реестров аттестованных и портфолио специалистов, прошедших кадровый отбор, реестров экспертов и контрольно-измерительных материалов с возможностью обмена данными, выполнения функций подбора кадров для других регионов и муниципалитетов, испытывающих такую потребность.

Структурные элементы Целевой модели федерального уровня.

Оператор федерального уровня осуществляет общую координацию внедрения Целевой модели, разработку механизмов (правовых, финансовых, экономических, организационных, научно-методических, мониторинговых) для аттестации руководителей общеобразовательных организаций, в том числе связанных с разработкой единой информационно-аттестационной среды (единого платформенного решения).

Оператор федерального уровня осуществляет:

разработку единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды), технологической части и предоставление доступа к ней региональным и муниципальным операторам;

координацию взаимодействия между операторами регионального и муниципального уровней;

разработку проектов документов (шаблоны, инструкции), необходимых для внедрения и реализации Целевой модели;

разработку показателей эффективности внедрения Целевой модели;

методическую, организационную и содержательную поддержку;

проводит мониторинг результатов внедрения и функционирования Целевой модели;

разрабатывает формы и стандарты создания контрольно-измерительных и диагностических материалов;

осуществляет разработку контрольно-измерительных материалов и диагностических средств федерального уровня;

обобщает региональный и международный опыт, осуществляет научные исследования и разработки в сфере аттестации и кадрового отбора;

разрабатывает программы обучения и повышения квалификации управленческих кадров.

Оператор регионального уровня осуществляет координацию внедрения Целевой модели в пределах субъекта Российской Федерации, адаптацию механизмов (правовых, финансовых, организационных, прогностических, методических) для аттестации руководителей общеобразовательных организаций и кандидатов на должность руководителей, в том числе связанных с функционированием единой информационно-аттестационной среды (единого платформенного решения).

Оператор регионального уровня осуществляет:

взаимодействие с федеральным оператором;

координацию взаимодействия между операторами муниципального уровня;

подготовку проектов документов, необходимых для проведения и признания итогов аттестации;

формирование списков аттестуемых;

планирование проведения заседаний групп экспертов по аттестации на основе предполагаемого количества участников аттестации;

консультирование и методическое сопровождение участников аттестации;

взаимодействие с региональными экспертами, организация их обучения и повышения квалификации (при необходимости, и с муниципальными экспертами);

разработку контрольно-измерительных материалов и диагностических средств регионального уровня;

администрирование регионального сегмента (домена) единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды).

Оператор муниципального уровня (при наличии) осуществляет адаптацию механизмов (правовых, финансовых, организационных, методических) для аттестации руководителей общеобразовательных организаций, внедрение Целевой модели в пределах муниципалитета, в том числе связанных с функционированием единой информационно-аттестационной среды (единого платформенного решения).

Оператор муниципального уровня осуществляет:

взаимодействие с оператором регионального уровня;

формирование списков аттестуемых по представлению учредителя общеобразовательной организации и проведение организационной работы с ними;

разработку контрольно-измерительных материалов и диагностических средств муниципального уровня;

консультирование и методическое сопровождение участников аттестации;

администрирование муниципального сегмента (домена) единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды).

IV. Основные инструменты и алгоритмы построения

Процедуры десубъективизации экспертных оценок исключают любую возможность предварительного сговора, коррупционные практики между оценивающими экспертами, участниками аттестации. Также исключается возможность прямого административного давления на проведение аттестации со стороны ОГВ субъекта Российской Федерации или ОМСУ (при сохранении всех полномочий по направлению на аттестацию, последующее утверждение в должности). Каждого участника аттестации на каждом этапе оценивает случайным образом отобранная группа экспертов, в том числе из других регионов.

Процедуры десубъективизации выражаются в следующих позициях формирования и распределения:

— групп экспертов для оценки участников аттестации: экспертных групп по оценке портфолио; экспертных групп по оценке кейсов; экспертных групп по оценке программ развития общеобразовательной организации;

— участников аттестации в соответствии со спецификацией и кодификатором оценочного средства и управленческих кейсов.

Процедура разработки вариантной и инвариантной части системы оценивания, позволяет учесть региональную и муниципальную специфику.

Инвариантная часть заключается в:

общих формах и принципах анализа образовательных результатов и достижений общеобразовательной организации под руководством аттестуемого (для аттестации руководителя);

общих формах анализа портфолио аттестуемого;

федеральном компоненте фонда оценочных средств;

общих критериях оценивания и рекомендациях по подготовке кейса;

общих стандартах, критериях оценивания, в том числе критериев оценивания публичной защиты программы развития общеобразовательной организации, а также рекомендациях по подготовке программы развития.

Вариантная составляющая выражается:

во включении регионального компонента в содержательные материалы оценочных процедур;

в выборе аттестуемым общеобразовательной организации для защиты программ развития;

в решении практико-ориентированного управленческого кейса (задачи), исходя из сложившейся региональной или муниципальной практики.

Процедура позитивной кооптации (расширения пула экспертов) предполагает возможность для участников, успешно прошедших аттестацию, (отобранным или прошедшим отбор в кадровый резерв) самим стать экспертами.

Процедура подготовки аттестации для участника включает загрузку в личный кабинет необходимых материалов по установленной форме и шаблонам (портфолио, программа развития общеобразовательной организации).

Процедура аттестации предполагает:

выполнение блока заданий;

получение управленческого кейса и подготовку решения;

получение вопросов по управленческому кейсу в режиме «онлайн» и подготовку ответов;

презентацию программы развития общеобразовательной организации в режиме «вопрос-ответ».

Апелляция «по содержанию» подразумевает повторное изучение всех материалов аттестуемого. Процедуру сбора новых экспертных комиссий и повторное рассмотрение материалов аттестуемого инициирует оператор, который реализовывал процедуры аттестации. Результаты повторного рассмотрения являются окончательными.

Апелляция «по процедуре» связана с нарушениями процедуры проведения аттестации и подразумевает сначала мотивированное обращение участника аттестации (со ссылками на возникшие нарушения в отношении документов, регламентирующих работу целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций) с последующим формированием нового блока оценочных средств и экспертных комиссий.

Исключение «переаттестации» и дублирования аттестационных процедур. Аттестованный руководитель общеобразовательной организации не проходит переаттестацию при назначении на другую должность в рамках муниципалитета или субъекта Российской Федерации.

V. Управление Целевой моделью и нормативная правовая

основа функционирования Целевой модели

Субъектами внедрения Целевой модели являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, региональные операторы, осуществляющие переданные полномочия по проведению аттестации, муниципальные операторы.

В соответствии с действующим законодательством <3> ОГВ субъекта Российской Федерации и ОМСУ, выполняя функции учредителей общеобразовательных организаций, осуществляют процедуры назначения и утверждения на должность руководителей общеобразовательных организаций, а также направляют на участие в аттестации и осуществляют обеспечение участия в аттестации соответствующих специалистов. Региональные и муниципальные операторы ведут реестры аттестованных лиц и лиц, направляемых на аттестацию, реестры региональных и муниципальных экспертов. Регионы и муниципалитеты самостоятельно определяют количество участников аттестации, формируют планы аттестации, исходя из которых рассчитывается необходимое количество экспертов и пакетов контрольно-измерительных материалов, а также диагностических оценочных средств.

<3> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 23.03.2021) и другие нормативные правовые акты о разграничении полномочий.

Оператор федерального уровня осуществляет методические, мониторинговые функции, обеспечение функционирования единого платформенного решения (информационно-аттестационной среды) и подготовку программ обучения экспертов, которые реализуются им самим, а также операторами регионального и муниципального уровней, и является одним из элементов функционирования Целевой модели на этапе разработки и внедрения.

Операторы федерального и регионального уровня могут являться также организаторами конкурсов, стажировок и программ повышения квалификации для руководителей общеобразовательных организаций, прошедших аттестацию в рамках Целевой модели.

Операторы федерального и регионального уровней с учетом совмещения функций ведения реестра лиц, прошедших аттестацию, могут выступать в роли кадровых агентов, предоставляя информацию об аттестованных (включенных в кадровый резерв) для других регионов и муниципалитетов, испытывающих дефицит соответствующих кадров.

Нормативно-методическое обеспечение Целевой модели требует разработки следующих нормативных правовых и иных документов:

— Дорожная карта (план) реализации Целевой модели, включая план мероприятий.

об операторе Целевой модели, включающее регламент сетевого взаимодействия операторов Целевой модели и ведения реестра участников аттестации и экспертов;

о цифровом сертификате участника аттестации.

по нормативно-правовому сопровождению процедур аттестации;

по разработке контрольно-измерительных материалов и диагностических оценочных средств, включая профессиональные управленческие кейсы.

— Типовая форма сведений:

о динамике образовательных результатов общеобразовательной организации;

о кандидате на должность руководителя/руководителе общеобразовательной организации (портфолио).

— Общие требования к программе развития общеобразовательной организации и рекомендации по ее составлению.

Показатели эффективности функционирования Целевой модели:

1. Доля субъектов Российской Федерации, в которых внедрена целевая Модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций (в 2024 году — не менее 25%).

2. Доля руководителей и кандидатов на должность руководителя общеобразовательных организаций, аттестованных (назначен на должность, продлен договор) в соответствии с целевой моделью, от общего количества участников аттестации (в 2024 году — не менее 35%).

VI. Схемы функционирования Целевой модели

Схема 1. Схема Целевой модели аттестации руководителей

Общая координация Целевой модели и разработка единых подходов и механизмов (правовых, финансовых, экономических, организационных, научно-методических, мониторинговых) для аттестации руководителей ОО;

— разработка проектов документов (шаблоны, инструкции), в том числе разработка форм и стандартов создания КИМ и диагностических средств федерального уровня;

— разработка показателей эффективности внедрения Целевой модели;

— координация и взаимодействие с региональными операторами;

— методическая, организационная и содержательная поддержка;

— разработка единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды) и предоставление доступа к ней региональным и муниципальным операторам;

— разработка программ обучения и повышения квалификации управленческих кадров;

— мониторинг результатов внедрения и функционирования Целевой модели и др.;

— анализ регионального и международного опыта, проведение научных исследований и разработок в сфере аттестации и кадрового отбора.

Региональный уровень — осуществляет координацию внедрения Целевой модели в пределах субъекта Российской Федерации.

— подготовка проектов документов, необходимых для проведения аттестации;

— формирование списков участников аттестации;

— планирование и проведение заседаний групп экспертов по аттестации;

— консультирование и методическое сопровождение участников аттестации;

— взаимодействие с региональными экспертами, организация их обучения и повышения квалификации (при необходимости, взаимодействие с муниципальными экспертами);

— разработка КИМ и диагностических средств регионального уровня;

— администрирование регионального сегмента ЕПР (единой информационно-аттестационной среды).

Муниципальный уровень — осуществляет внедрение Целевой модели в пределах муниципалитета.

— формирование списков аттестуемых;

— консультирование и методическое сопровождение участников аттестации;

— администрирование муниципального сегмента ЕПР (единой информационно-аттестационной среды).

Ваш браузер устарел

Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.

Для корректного отображения нашего сайта вам необходимо обновить браузер

Chrome

Firefox

Firefox

Safar

Перечень документов

Руководителю образовательного учреждения

Аттестация руководителей образовательных учреждений на соответствие занимаемой должности проводится согласно приказу «О порядке проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы»

Необходимые документы и сведения

  • заявление о проведении аттестацииформа заявления
  • заявление о согласии на обработку персональных данныхформа согласия на обработку персональных данных
  • информационная справка для проведения аттестации с целью установления соответствия должности руководителя учрежденияформа информационной справки
  • отчет о проделанной работе и программа развития образовательного учреждения с предложениями по ее реализации в виде презентации продолжительностью не более 5 минут*
  • заверенные копии документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании (при их наличии)
  • выписка из трудовой книжки, оформленная в установленном порядке работником кадрового подразделения образовательного учреждения или специалистом по кадрам образовательного учреждения
  • копия аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии)

Кандидату на должность руководителя образовательного учреждения

Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательного учреждения проводится в соответствии с приказом «О порядке проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы»

Необходимые документы и сведения

  • заявление о проведении аттестацииформа заявления
  • анкета кандидатаформа анкеты кандидата
  • заявление о согласии на обработку персональных данныхформа согласия на обработку персональных данных
  • заверенные копии документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании (при их наличии)
  • копия трудовой книжки и (или) иного документа, подтверждающего трудовую деятельность
  • копия аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии)
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за предыдущий год
  • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям
  • программа развития образовательного учреждения с предложениями по ее реализации в виде презентации продолжительностью не более
    5 минут*
  • иные дополнительные документы на усмотрение кандидата

* — материалы предоставляются в формате презентации Microsoft PowerPoint на USB-флеш-накопителе в день заседания Аттестационной комиссии

Что должен знать директор школы для аттестации

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2020 — это мероприятие, которое обязательно проводится среди директоров школ, лицеев, колледжей, ректоров вузов. Это ответственные должности, и специалисты, которые их занимают, должны соответствовать им по уровню своей квалификации. Рассмотрим, как происходит оценка квалификации, для чего она необходима и каковы ее результаты.

Законодательная база

Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.

Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).

Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Документы для аттестации

Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:

  • заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы развития за год;
  • выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости;
  • любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.

Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.

Кто освобожден от прохождения

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:

  • назначенные президентом или правительством;
  • проработавшие менее 1 года;
  • беременные женщины;
  • женщины в декрете.

Результаты аттестации

Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.

При положительном результате руководитель может:

  • быть назначен на должность;
  • включен в кадровый резерв;
  • либо подтверждается соответствие занимаемой должности.

Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов

Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.

МИОО: аттестация руководителей и кандидатов

МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона. Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация. Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться.

Когда и для чего проводится аттестация директоров

Директор школы должен постоянно развиваться. Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения. Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  • Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  • Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  • Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям. Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт. На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  • Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  • Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  • Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  • Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  • Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  • Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  • Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования. В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах. Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах. Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  • Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  • Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование — трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение — с этической точки зрения вопрос как минимум спорный.

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Взять и выучиться на директора школы

Любой директор — немного Змей-Горыныч

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.

  • Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
  • Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

Инструмент самооценки и развития школы

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия

В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

97 1-2.jpg

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона. Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация. Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться.

Когда и для чего проводится аттестация директоров

Директор школы должен постоянно развиваться. Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения. Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  1. Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  2. Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  3. Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям. Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт. На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  1. Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  2. Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  3. Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  4. Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  5. Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  6. Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  7. Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Институт новых технологий в образовании предлагает педагогам обучение по программам в соответствии ФГОС в любое удобное время. Получите диплом за 3 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости! Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования. В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах. Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах.

Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  1. Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  2. Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование — трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение — с этической точки зрения вопрос как минимум спорный.

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации”

Приказ Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации”

Утвердить прилагаемые Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации.

Министр О.Ю. Васильева

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 14 декабря 2018 г. № 308

Порядок
и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее — Порядок), определяют процедуру проведения аттестации кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, и сроки ее проведения (далее соответственно — аттестация, кандидаты, руководители образовательных организаций, Министерство).

2. Аттестация проводится в целях повышения эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций, а также оценки знаний и квалификации кандидатов для назначения на должность руководителя образовательной организации.

3. Аттестация руководителя образовательной организации проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности и стимулирования его профессионального роста.

4. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора.

5. Аттестации подлежат:

а) кандидаты на должность руководителя образовательной организации;

б) руководители образовательных организаций.

6. Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций:

а) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

б) беременные женщины;

в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

г) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

Аттестация лица, назначенного временно исполняющим обязанности руководителя, не проводится.

II. Функции, полномочия, состав и порядок работы Аттестационной комиссии

7. Для проведения аттестации Министерство создает Аттестационную комиссию по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций (далее — Аттестационная комиссия).

8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.

9. Основными принципами деятельности Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

10. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.

В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители иных федеральных органов государственной власти, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена образовательная организация, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций (при наличии), представители иных органов и организаций. Количество членов Аттестационной комиссии должно быть не менее 15 человек.

Представитель органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимает участие при рассмотрении кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.

11. Председателем Аттестационной комиссии является Министр просвещения Российской Федерации.

Председатель Аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии, председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.

В случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии функции председателя Аттестационной комиссии в полном объеме исполняет заместитель председателя Аттестационной комиссии.

Заместителем председателя является заместитель Министра просвещения Российской Федерации. В отсутствие председателя Аттестационной комиссии обязанности председателя исполняет его заместитель, на которого возложены обязанности председателя Аттестационной комиссии.

Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.

Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации, кандидату на должность руководителя и руководителю образовательной организации.

12. Методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.

13. Аттестационная комиссия:

а) формирует график рассмотрения кандидатов на должность руководителя и руководителей, подлежащих аттестации;

б) осуществляет подготовку документов для работы Аттестационной комиссии;

в) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;

г) осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннюю и объективную оценку кандидатов на должность руководителя образовательной организации;

д) проводит аттестацию кандидатов на должность руководителя образовательной организации;

е) проводит аттестацию руководителей образовательных организаций.

14. Аттестационная комиссия имеет право:

а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;

б) определять сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации.

15. Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания.

О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии ее члены уведомляются секретарем.

Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.

16. Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.

17. Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.

Член Аттестационной комиссии, который не согласен с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

18. Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатам на должность руководителя образовательной организации или руководителю образовательной организации, в виде выписки из протокола в течение 7 рабочих дней со дня заседания Аттестационной комиссии направляются в образовательную организацию, а также кандидату на должность руководителя или руководителю образовательной организации.

III. Проведение аттестации

19. Предложения по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации и материалы по ним представляются в Аттестационную комиссию структурным подразделением Министерства, осуществляющим кадровую политику, по согласованию со структурным подразделением Министерства, осуществляющим координацию деятельности образовательной организации.

Предложения по кандидатам и материалы должны быть представлены в Аттестационную комиссию не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока полномочий действующего руководителя образовательной организации (при досрочном прекращении его полномочий — в течение 15 рабочих дней) или в сроки, установленные Министерством.

20. Комплект материалов представляется в Аттестационную комиссию непосредственно или кандидатом, или руководителем образовательной организации, или уполномоченным им лицом в сроки, установленные Министерством, и должен включать:

заявление кандидата с просьбой о проведении его аттестации и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, адреса места жительства, электронной почты, прилагаемых документов);

заявление кандидата о согласии на проверку представленных сведений и обработку его персональных данных;

сведения о кандидате (приложение к Порядку);

предложения кандидата по реализации программы развития соответствующей образовательной организации, а также основные положения программы кандидата на должность руководителя образовательной организации (не более 2-х страниц);

справку о наличии (отсутствии) судимости;

согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (при необходимости);

заверенные копии документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, ученой степени, ученом звании;

сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также заверенную копию свидетельства ИНН;

дополнительные документы по усмотрению кандидатов.

Документы оформляются на русском языке.

21. Для аттестации руководителя к комплекту документов, указанному в пункте 20 настоящего Порядка, дополнительно представляются отчет руководителя образовательной организации и предложения по реализации программы развития образовательной организации.

22. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, документы и материалы по которым поступили не в полном объеме позднее установленных сроков или замечания по документам и материалам которых не были устранены в установленный срок, к аттестации не допускаются.

23. О месте, дате и времени заседания Аттестационной комиссии кандидаты и руководитель образовательной организации, подлежащий аттестации, уведомляются по почте или электронной почте не позднее чем за 7 рабочих дней до проведения аттестации.

24. Аттестация осуществляется по результатам анализа представленных материалов и проходит в форме собеседования.

При аттестации руководителя организации оцениваются его профессиональная деятельность, соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к должностным обязанностям в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными законодательством Российской Федерации, профессиональной компетентности, и результаты работы за период с момента назначения на должность или последней аттестации.

26. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

а) о признании кандидата или руководителя прошедшим аттестацию и рекомендации Министерству назначить кандидата на должность руководителя образовательной организации;

б) о признании кандидата или руководителя не прошедшим аттестацию;

в) о признании кандидата прошедшим аттестацию и его включении в кадровый резерв Министерства для замещения должностей руководителей образовательных организаций.

27. Кандидаты на должность руководителя и руководитель образовательной организации, получившие отрицательные результаты при прохождении аттестации, допускаются к аттестации не ранее чем через один год с момента принятия Аттестационной комиссией решений.

Приложение
к Порядку и срокам проведения аттестации
кандидатов на должность руководителя
и руководителя образовательной организации,
подведомственной Министерству
просвещения Российской Федерации,
утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 14 декабря 2018 г. № 308

СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТЕ

(Ф.И.О. (при наличии) кандидата на должность руководителя образовательной организации)

1. Число, месяц, год и место рождения.

2. Сведения об образовании:

наименование образовательной организации, год ее окончания, а также наименование направления подготовки, специальности, квалификации.

3. Сведения о присуждении ученых степеней с указанием тем диссертаций и даты их присуждения, номеров соответствующих документов (при наличии).

4. Сведения о присвоении ученых званий с указанием даты их присвоения и номеров соответствующих документов (при наличии).

5. Сведения о прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

6. Тематика и количество научных работ.

7. Сведения о наградах, почетных званиях.

8. Владение иностранными языками.

9. Сведения об участии в выборных органах государственной власти, муниципального управления.

10. Сведения о работе.

11. Сведения о стаже и характере управленческой, а также научно-педагогической деятельности.

12. Позиция исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при наличии).

13. Рекомендации структурного подразделения Министерства, выдвинувшего кандидатуру.

Ознакомлен и подтверждаю ________ _________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата)

Обзор документа

Минпросвещения определило, как аттестуются руководители подведомственных образовательных организаций и кандидаты на эту должность. Аттестация проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. От нее освобождаются:

— проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

— декретницы и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

— временно исполняющие обязанности руководителя.

Прописаны полномочия, состав и порядок работы аттестационной комиссии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *