1. Отличия федерации как формы гос. Устройства от унитарного государства и конфедерации.
Политическая история человечества выдвинула только две основные формы гос. устройства, понимаемого как территориально-политическая организация государства: унитарную и федеративную. Конфедерация же никогда не была и не является формой гос. устройства, а представляет собой форму союза независимых государств. Федерация в отличие от конфедерации является единым государством, а в отличии от государства унитарного- союзным гос-вом. Федерация обладает специфическими чертами. Поэтому неконструктивным является наделение ее признаками, которые характеризуют всякое демократическое государство независимо от его формы. Как показывает опыт длительного существования федеративных государств – это самостоятельная, постоянно действующая и результативная форма государственного устройства. Противоречит политической практике и является несостоятельным взгляд о временной, преходящей природе федерализма, о том, что эта промежуточная форма государственного устройства, которая в конечном счете, должна выродиться в унитаризм. Федерация как форма гос. устройства — определенное структурное образование. Она состоит из федерального центра, представленного высшими органами государственной власти и управления, и относительно самостоятельных составных частей, которые в совокупности и вместе с федеральным центром образуют единое союзное государство. Составные части федерации могут формироваться по территориальному или национально-территориальному признаку и выступать ввиде гос. образовании или государств. Вычленение S фед. по территориальному признаку ведет к тому, что они приобретают статус гос образований – они создают свое законодательство, самостоятельно формируют систему государственных органов, имеют исключительные предметы ведения и полномочия. Создание фед. с учетом национально-территориального признака означает, что компактно проживающая на данной территории этническая общность может создать собственную национальную государственность в рамках более крупного целого – федеративного государства и стать титульной нацией, т. е дать свое имя соответствующему члену федерации. Статус S определяется как федеральной конституцией, так и конституциями или другими уставными документами самих S. Всякая федерация имеет конституцию, которая существенно отличается от конституции унитарного государства. Эти отличия выражаются в том, что в федерациях Конституция закрепляет одновременно единый и союзный характер федеративного государства. В ней закрепляется разграничение предметов ведения и полномочий самой федерации и ее субъектов в виде определения сфер исключительной компетенции федерального центра и органов гос. власти членов федерации, а также их совместной или конкурентной компетенции. Конституционно закрепленное распределение предметов ведения и полномочий не может быть изменено никаким иным способом кроме, как путем внесения поправок в конституцию. Конституция не может быть отменена или пересмотрена без ясно выраженного согласия субъектов федерации. Конституция федерации закрепляет принцип территориальной целостности не только самого федеративного государства, но и его составных частей. Границы субъектов федерации не могут быть изменены без согласия последних. Отличительным признаком федеративного государства является то, что субъекты фед. обладают значительной автономией и относительной независимостью от федерального центра – конституционная, законодательная, исполнительная и судебная автономия. В федеративных государствах действует двухпалатный парламент, в котором верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации. В распоряжении субъектов федерации имеются собственные финансовые ресурсы, которыми они распоряжаются вполне самостоятельно. Пользуясь бюджетной автономией, они сами устанавливают региональные, экономические и социальные приоритеты, на достижение которых они расходуют принадлежащие им средства. S федерации могут и должны принимать участие прямо и опосредовано во внешней политике фед. государства. Втору группу Фед. отношений составляют отношения между самими членами федерации (финансово-экономические вопросы).
В отличии от конфедерации федеративное государство является более централизованным, в отличие от унитарного — менее централизованным, оставляя значительную автономию составным частям федерации.
В федеративном государстве имеет место разделение юрисдикции федерации и ее субъектов. НПА, принятые общефедеральными органами гос. власти, по вопросам, относящимся к исключительной компетенции федерации, а также по вопросам совместной компетенции федерации и ее субъектов, действуют на всей территории федеративного государства. Но общефедеральные органы гос. власти не имеют права принимать нормативные акты по вопросам, относящимся к сфере исключительной компетенции субъектов федерации. Такие вопросы должны регулироваться только НПА самих субъектов федерации.
Если в унитарном государстве существует единая, довольно централизованная налоговая система с возможными некоторыми местными особенностями, которые требуют согласия со стороны центральной власти, то в федеративном государстве налоговая система охватывает три уровня – общефедеральный, региональный и местный. При этом S имеют достаточно широкие и самостоятельные права по сбору и использованию налогов, в сопоставлении и реализации собственного бюджета.
В отличии от федерации конфедерация не представляет собой форму устройства единого государства, она обозначает союз государств, создаваемый самими государствами для решения общих задач и достижения общих целей. Конфедерации являются неустойчивыми формированиями и в конце концов либо консолидируются и превращаются в федеративные государства, либо распадаются на отдельные государства, которые и создавали ее. Как добровольный союз государств конфедерация не может воспрепятствовать государству члену выйти из ее состава, если это государство сочтет, что такой шаг соответствует его интересам. Акты, принимаемые органами конфедерации не содержат нормы прямого действия, они не распространяются автоматически на территорию и граждан государств-членов конфедерации, а адресованы последним, которые сами решают распространять ли действие этих актов на своей территории. Конфедерация не имеет своей собственной налоговой системы, ее бюджет складывается из добровольных взносов государств – членов, которые тем самым определяют объем средств, необходимых для содержания конфедеративных органов и реализации согласованных программ. Конфедерация не имеет своей армии. Ее вооруженные силы могут составлять те воинские контингенты, которые выделяют в распоряжение конфедеративных органов власти сами государства – члены конфедерации.
Гарантии прав федеральной власти в практике разных государств.
В любой федерации предусматривается система определенных юридических гарантий прав участников федеративных отношений – фед. власти и S. Такие гарантии выполняют роль стабилизатора федеративного устройства и стимулируют участников федеративных отношений действовать строго в пределах правового поля. К числу важнейших гарантий прав федерации и субъектов федерации относится запрет на пересмотр разграничения предметов ведения и полномочий, предусмотренного в конституции федеративного государства. Пересмотр же самой конституции возможен лишь при взаимном согласии федеральной власти и субъектов федерации.
Исключительно важной гарантией является и само конституционное разграничение предметов ведения и полномочий. Оно указывает на пределы юрисдикции каждого уровня власти, за которые они не должны выходить. Безусловным правилом в федеративном государстве должно быть соответствие конституции (уставов) и других НПА S федеральной конституции и федеральным законам, но только при непременном условии, что сами федеральные законы соответствуют основному закону федеративного государства.
Конституционный суд может стать одной из гарантий прав как самой федерации, так и ее субъектов только в том случае, если будет строго придерживаться закона и не проявлять политических симпатий ни к одной из сторон. Переменчивую позицию по вопросам отношений между федеральным центром и субъектами федерации занимал Верховный Суд США. В течении полувека до 1937 г. – этот суд активно надзирал за отношениями между федерацией и штатами и постоянно вставал на сторону штатов. Затем ситуация резко изменилась. Степень, с которой федеральная судебная система будет продолжать оставаться восприимчивой к ходатайствам штатов, зависит от того понимания федерализма, которого придерживается большинство судей, входящих в состав Верховного суда в данное время.
В любой федерации права федеральной власти и их осуществление подкрепляются определенными гарантиями. Можно выделить формальные и неформальные, институциональные и неинституциональные гарантии, но их набор и соотношения между ними неодинаковы в разных федерациях. В Швейцарии, например, принудительные меры, которые могут быть применены Федеральным собранием в целях защиты и реализации прав федеральных властей включают оказание федеральными властями финансового давления на кантоны (отказ от выплаты кантону его доли в союзных доходах, компенсаций и субсидий); исполнение органами федерации союзных законов и постановлений без участия кантональных властей и за счет средств кантона, если кантон не выполняет союзных законов и постановлений; отмену кантональных актов, если они противоречат союзному праву; передачу функций управления в кантоне в руки федерального комиссара; принуждение вооруженной силой.
В случае нарушения норм, регулирующих федеративные отношения, а также в некоторых других случаях в федеративных государствах предусматривается использование такого механизма как институт федерального вмешательства. В американской политической науке была выдвинута плодотворная идея о критериях, определяющих необходимость вмешательства федерального центра в решение конкретных управленческих задач. Такое вмешательство и соответственно установление юрисдикции федерального центра становится обязательным, когда 1) природа проблемы требует решения, выходящего за пределы компетенции отдельного штата; 2) возникает необходимость в единых для всей страны стандартах; 3) невмешательство центра вызвало бы деструктивную конкуренцию между штатами; 4) распределение строго в соответствии с границами штатов является существенным для разрешения локальных проблем.
Так в целях борьбы с преступностью, этим общенациональным американским бедствием, федеральная власть США приняла в 1993г. закон о предупреждении насилия, совершаемого с применением оружия. Закон расширял контингент лиц, которым запрещается продажа оружия, изменялась процедура продажи-покупки оружия. Естественно, что все это выходило за пределы компетенции и возможностей отдельного штата, требовало вмешательства федерального центра и сотрудничества штатов.
Однако в принципе наиболее распространенными институциональными гарантиями прав Федерации являются обращения в конституционный суд о признании ничтожными принятых S актов, выходящих за пределы их компетенции и посягающих на права фед.; привлечение к ответственности должностных лиц гос. органов S Фед. в случае не выполнения ими решений Конституционного суда. К неинституциональным как правило, относятся различные меры неформального давления на власти S фед – экономические, финансовые, политические.
Билет 7. Виды федерации.
Общие признаки федерации по-разному проявляются в опыте конкретных федеративных государств. Под видом федерации понимается совокупность специфических черт, присущих именно данной федерации. Этими чертами она отличается от других федераций, представляя тем самым особый вид, или разновидность федерации. Каждая конкретная федерация представляет собой совокупность как ряда общих признаков, позволяющих отнести ее к определенному типу федерации, так и особенностей, придающих ей своеобразный, в чем-то неповторимый вид федерации.
1. Критерий: исходный принцип, заложенный в создании федеративного государства. Американская, швейцарская и канадская модель. Швейцарская модель была первой современной федерацией, построенной с учетом местных этнических и лингвистических различий.Канадская системаосновывается не только на обществе с множеством культур, но и на идее, что федеральную систему можно сочетать с парламентским режимом по Вестминстерской модели. Американская система создавалась преимущественно снизу, самими штатами, образованными сугубопо территориальному принципу. Она представляла собой удачную попытку соединения федерализма с президентской формой правления.
2. Критерий: способ формирования федеративных государств. Первое – объединение в федерацию разрозненных частей, в связи с чем главная задача в области распределения предметов ведения и полномочий состояла в постепенной передаче центру от субъектов федерации все больших полномочий и расширения предметов его ведения. Процесс создания федеративного государства происходил путем определенной централизации власти и шел от субъектов федерации (снизу) к федеральному центру (вверх). Второй способ образования федераций – предоставление определенной, конституционно признанной автономии административно-территориальным образованиям, которые прежде составляли части единого унитарного государства или империи. =>Интегративный федерализм и деволюционный федерализм.Первый из них означает конституционный строй, при котором прежде независимые или конфедеративные образования объединяются в единое союзное государство при сохранении различий между ними и уважения к их правам.Деволюционный федерализм, напротив характеризует конституционный строй, при котором полномочия прежнего унитарного государства распределяются между его составными частями, которые тем самым получают автономный статус в пределах своей сферы ответственности и тем самым превращаются в субъектов федерации. Разные способы формирования федеративного государства могут вызвать определенные особенности, отличающие один вид федераций от других. Способ создания федерации может оказать влияние на характер разграничения предметов ведения и полномочий между общенациональными органами гос. власти и образующимися субъектами федерации. Обычно в этих случаях новый федеральный центр оставляет за собой большую часть полномочий, чем имеет при своем возникновении такой же центр, но в федерации, созданной в результате объединения в одно государство ранее разрозненных частей.
3) Результат обобщения опыта некоторых зарубежных федеративных государств, прежде всего США и Канады.Она исходит из принципов, лежащих в основе федеративных отношений – отношений между федеральным центром и субъектами федерации, и в первую очередь, принципа разделения предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственной власти и управления. Сторонники этой классификации выделяют федерализм дуальный и федерализм сотрудничества. Первый означает систему строгого и последовательного разделения функций между федеральным правительством и правительствами субъектов федерации (штатов в США), что оставляло каждой из сторон значительную автономию в пределах ее собственной сферы юрисдикции. В пределах соответствующих сфер оба центра власти суверенны и равны. Отношения между ними характеризуются скорее напряженностью, чем сотрудничеством.
Истоки концепции дуального федерализма некоторые американские политологи усматривают в Конституции США. В зарубежной, в том числе и в американской науке нет единства в оценке дуального федерализма. С одной стороны, подчеркивается, что эта концепция сохраняет важную нормативную роль в дискуссиях между правительствами различных уровней, а сохранение концепцией признака нормативности означает, что она может применяться для оценки реальных федеративных систем и лежащих в их основе принципов. Недостатки дуального федерализма. Эта концепция включает упрощенную и статичную модель отношений между федеральным центром и штатами, объясняя, что изменения в таких взаимоотношениях могут быть произведены только путем принятия поправок к Конституции, хотя как показывает американский опыт, эти изменения вносились Конгрессом США и подтверждались Верховным судом без всяких поправок к Конституции под воздействием ряда объективных факторов, содействовавших централизации власти. К таким факторам относились военные и экономические потребности страны, которые сильно расширили сферу деятельности федерального центра; более широкая представительная база федерального правительства, что делало его и более отвечающим национальным интересам.
В числе главных признаков федерализма сотрудничества указывалось на то, что а) ответственность за осуществление по существу всех функций делится между национальным правительством, правительствами штатов и местными органами власти; б) разделение функций между национальным правительством, с одной стороны, и штатами и местными органами власти – с другой, практически невозможно без резкого уменьшения значимости последних; в) должностные лица различных уровней – общенационального, на уровне штатов и местных органов власти – не соперники, а коллеги; г) федеральную систему сотрудничества лучше всего воспринимать как одно правительство на службе одного народа. Федерализм сотрудничества не следует идеализировать. Внутрифедеративное сотрудничество также неизбежно, как и появление противоречий и конфликтов в федеративных отношениях. Поэтому время от времени с необходимостью будет возникать задача разрешения противоречий и улаживания конфликтов во имя сотрудничества для достижения общих целей федерального центра и субъектов федерации. Принципиально важно в этих конфликтных ситуациях не перейти ту грань, когда слово берет насилие со всеми мрачными последствиями его применения.
Административный или исполнительный федерализм. В содержание данного типа федерализма вкладывались разные признаки. В ФРГ такой федерализм связывался с сильным расширением полномочий федерального парламента в сфере законодательства и соответственно уменьшением законодательных полномочий германских земель. Однако последнее сопровождалось усилением роли земель в исполнении законов. Земли сохраняют значительные полномочия в области управления и применения федерального законодательства. По некоторым сведениям, земли ФРГ несут ответственность за выполнение 60% законов, принятых федеральной властью. Другая черта – преобладание сотрудничества федерального центра и субъектов федерации на уровне исполнительной власти. При так называемом исполнительном федерализме наблюдается высокая степень совместного принятия решений. В системе исполнительного федерализма составные части федерации оказывают влияние на федеральное законодательство посредством голосования представителей их правительств во второй палате парламента. Фискальные отношения характеризуются наличием совместной налоговой системы, равными налоговыми ставками, вертикальным и горизонтальным фискальным выравниванием.
Каждая федерация имеет свои специфические черты, которые дают основание говорить о разновидностях, или видах, федераций.
Бельгийская федерация. Имеет центробежный характер, что является результатом процесса деволюции некогда унитарного государства, в котором несколько сил преуспели в передаче компетенции вновь созданным субгосударствам. 2) это биполярная федерация, т.к. реформы явились результатом конфликта разного и разного восприятия между двумя лингвистическими группами – говорящими на голландском языке и франкофонами. Особенность этой федерации в том, что она объединила в единое целое культурные притязания и экономические притязания. 3) представляет собой как бы двойную федерацию, состоящую как из лингвистических общин, так и из регионов. Эти два отличающихся типа федеральных образований с отличающимися конституционными полномочиями совпадают только частично. 4) Бельгийская федерация не является симметричной не столько в том смысле, что федеративные образования одного и того же уровня не имеют одинаковой компетенции, сколько в том, что две лингвистические группы привели к частичному совпадению логики образования регионов и логики образования коммун разным способом в соответствии с их собственными восприятием и предпочтениями. В Бельгии федеральные законы исполняются федеральными органами гос. власти, а законы, принимаемые коммунами и регионами, исполняются региональными органами власти. В Бельгийской федерации почти нет конкурентного законодательства, программ совместных действий или рамочного законодательства. Главным способом установления связей между двумя уровнями власти в осуществлении политики являются убеждение и добровольное сотрудничество. Случаи продолжительной напряженности в отношениях между двумя уровнями правительств сведены к минимуму и не из-за сознательных усилий по урегулированию межправительственного конфликта, а потому, что прерогативы разделены чрезвычайно исключительным способом, возможность соединения их редка.
Швейцария. Ограничение, налагаемое на центральное правительство, благодаря полномочиям, имеющимся у кантонов; интеграция разнородных обществ в стабильные демократии; совместимость с человечностью в распределении, т.е. федерализм не должен причинять вред слабому, возлагая затраты на тех, кто не может эффективно противостоять этому; легкость политической инновации благодаря конкурирующим регионам, в которых проходит испытание та или иная политика; близость гос. органов к гражданам
В РФ также сочетаются черты, свойственные другим федерациям и специфические особенности, вытекающие из исторических условий ее формирования. Нынешний рос. и германский федерализм сближает общий фактор, оказавший сильное влияние на процесс их возникновения: стремление при помощи федеративного устройства государства не допустить возрождения тоталитарного режима, централизации власти и злоупотребления ею. Но имеются и глубокие различия. Германский федерализм – имеет глубокие давние исторические корни, является моноэтнической страной и федерализм здесь никак не связан с национальным вопросом и межэтническими отношениями. Россия не подходит под характеристику ни одного из описанных видов федерализма в силу своего огромного своеобразия –исторического, социального, культурного, этнического, политического. Наиболее оптимальным для нее было бы сочетание дуального федерализма и федерализма сотрудничества, сочетание, основанное на демократическом законодательном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральной властью и субъектами федерации и одновременно соединение их усилий для улучшения жизни многострадательных народов. Сотрудничество двух уровней властных структур возможно лишь при условии соблюдения баланса интересов – общенациональных и региональных. Споры государственно-правовой основе РФ. Те, кто настаивают на исключительно конституционном характере РФ справедливо указывают на то, что основные черты федеративного устройства государства, среди которых – распределение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, закреплены в Конституции России. Те, кто полагает, что РФ является договорной федерацией, не менее обосновано ссылаются на федеративный договор и ст. конституции согласно, которой разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется помимо Конституции, федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Компромиссной и наиболее приемлемой является трактовка РФ как конституционно-договорной при условии признания, что основы федеративного устройства закреплены на конституционном уровне, но некоторые конкретные детали этого устройства могут регулироваться двусторонними договорами между федеральным центром и субъектами федерации, а также теми положениями Федеративного договора, которые не противоречат Конституции РФ.
Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру страны, способ ее политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Формы государственного устройства
Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:
- простая форма (унитарное государство);
- сложная форма (федерация, конфедерация).
Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:
- унитарное государство,
- федерация,
- конфедерация,
- региональное государство.
Унитарное государство
Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.
Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия, Япония, Тайланд.
Признаки унитарного государства:
Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.
Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:
- централизованное – глава местного управления назначается из центра (Финляндия, Чехия);
- децентрализованное – местные органы избираются населением (Испания, Великобритания);
- смешанное – имеет свойства централизованного и децентрализованного устройства (Франция).
Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.
Общая система законодательства.
Единая судебная система.
Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.
Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.
Единое гражданство для всех жителей.
Общая денежная единица на всей территории.
Федеративное государство
Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).
Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.
Признаки федеративного государства:
- реальное деление государства на субъекты. Субъекты федерации наделены правом принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы);
- единство суверенитета. Суверенитетом может обладать только федерация в целом;
- право представлено в виде двойной системы: федеральная правовая система и правовая система субъектов федерации;
- действует как федеральная Конституция, так и конституции (уставы) субъектов федерации;
- правовые акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;
- полномочия между федерацией и ее субъектами разграничены в соответствии с конституцией на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации;
- двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в нее избираются со всей страны. Вторая палата представляет интересы членов федерации;
- двуканальная налоговая система;
- единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации;
- национальность может определяться как по принципу гражданства (США), так и по принципу права на самоопределения нации (Российская Федерация);
- отсутствие права сецессии, т.е. ни один субъект федерации не может выйти из ее состава.
Все федерации можно разделить на следующие виды:
По способу образования:
- договорные – созданные на основе союза ранее самостоятельных государств (Танзания, США, ОАЭ);
- конституционные – созданы посредством принятия нормативно-правовых актов учредительного характера, которые разделяют всю территорию государства на федеральные субъекты (Пакистан, Индия);
- договорно-конституционные – имеют признаки как договорных, так и конституционных федерации (Российская Федерация, Мексика).
По признаку образования:
- национальные, территориальные, комплексные. В основе данной градации лежат либо национальный (языковой) принцип образования федерации (Бельгия), либо территориальный (США, ОАЭ). Стоит заметить, что в большинстве случаев в основе образования федерации лежит комплекс признаков (Российская Федерация);
По правовому положению субъектов федерации:
- симметричные – субъекты федерации обладают равным конституционно-правовым положением (Австрия);
- ассиметричные – различный объем правовых полномочий субъектов (США).
Конфедерация
Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.
Признаки конфедерации:
- отсутствие единой территории и государственной границы;
- отсутствие системы управления и единого законодательства;
- отсутствие единого гражданства;
- отсутствие суверенитета;
- конфедеративный орган представлен делегатами суверенных государств;
- решения принимаются по принципу консенсуса (общего согласия);
- наличие права выхода из состава конфедерации.
Региональное государство
В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.
Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.
В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.
Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.
Признаки регионального государства:
- правомочность принятия законов территориальными автономиями в рамках своих компетенций;
- отсутствие учредительных полномочий у территориальных автономий;
- разграничение полномочий между центральной властью и региональными остаточной компетенции;
- асимметричность правового положения территориальных автономий;
- подконтрольность региональных органов власти органам конституционного уровня;
- отсутствие представительства в верхней палате парламента;
- отсутствие возможности участия территориальных автономий в пересмотре конституции страны;
- отсутствие полномочий у территориальных автономий в области судоустройства.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Вывод
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.
Правоведение для чайников — 15. Формы государственно-территориального устройства
Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей — "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
В прошлый раз я начал говорить о форме государства. Напомню, что это характеристика государства, которая включает три элемента: форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим. Покажу ещё раз схему.
Про первый элемент формы государства (форму правления) я уже рассказал, настало время второго.
Итак, форма государственно-территориального устройства – это способ территориальной организации государства. Т.е. это характеристика того, на какие части разделено государство и как они соотносятся с центром. Синонимы этого термина – «форма государственного устройства» или «форма территориального устройства».
Вообще, территория любого государства разделена на части. Или, если выражаться научно, у каждого государства есть административно-территориальное деление. Невозможно управлять сразу всей территорией и всем населением, поэтому любую страну делят на части – провинции, штаты, области, земли, округа, районы. Все они объединены в понятие «административно-территориальные единицы». Каждая из этих единиц обычно имеет своё руководство: главу региона («губернатор», «глава администрации» и т. д.), а также коллективный орган, похожий на парламент – он избирается населением и решает региональные вопросы (утверждает бюджет, разрешает или запрещает приватизацию госимущества, принимает нормативные правовые акты и т. д.).
Так вот, считается, что в одних случаях части страны сами имеют признаки государства (например, свои законы, суды или полицию) – и тогда состоящее из них государство называют «федеративным». А в других случаях части страны не имеют признаков государства – и такое государство называют «унитарным».
Унитарное государство
До XVIII в. никаких федераций в современном виде не существовало, и все государства были унитарными. Таковыми являются и большинство современных государств. Считается, что унитарное государство – это цельное государство с единым законодательством и системой госорганов, части которого не имеют признаков государства.
Любое унитарное государство обычно имеет административно-территориальное деление и состоит из разных регионов – провинций, областей, округов и др. Руководители этих регионов могут как избираться, так и назначаться, но сами эти регионы, повторюсь, официально не имеют атрибутов государства.
Впрочем, иногда в унитарных государствах существуют территории, которым дана определённая самостоятельность («автономия») – например, право принимать свои законы по разным вопросам. Обычно автономию дают региону, где живут представители национального меньшинства, чтобы те не слишком переживали из-за отсутствия собственного государства. Например, Таджикистан дал автономию Памиру (Горно-Бадахшанской автономной области), Финляндия – Аландским островам, Франция – Корсике, Китай – пяти разным регионам (в том числе Тибету и Уйгурии), Великобритания – трём (Уэльсу, Северной Ирландии и Шотландии).
Унитарные государства без автономий называют «простыми», а с автономиями – «сложными».
Степень этой автономии может различаться. Где-то руководители автономного региона не имеют почти никакой самостоятельности и могут лишь решать вопросы использования национального языка. А где-то автономные регион имеет свои суды, полицию и даже особую правовую систему, которая не связана с общегосударственной. Например, в Шотландии действует континентальная (романо-германская) система права, в то время как в Англии и Уэльсе – прецедентная. То есть шотландские суды решают споры исходя из других принципов, нежели английские, хотя это, казалось бы, одно государство.
Но даже если в унитарном государстве есть автономии, обычно они занимают только какую-то его часть. А остальная территория так и продолжает быть единым и цельным государством.
В последнее время правовая наука выделяет особую разновидность унитарных государств – так называемых «регионалистские» государства. Эти государства не являются федерациями, но их регионы имеют широчайшие полномочия. Таковы, например, Испания и Италия.
Так, статья 117 Конституции Италии говорит, что регионы этой страны могут принимать законы о городской и сельской полиции, сельском хозяйстве, профессиональном обучении, градостроительстве, туризме, дорожной сети, охоте, рыболовстве и т. д. То есть регионы в Италии выглядят даже более самостоятельными, чем регионы в некоторых федерациях (например, в России).
Таким образом, представление об унитарном государстве как о полностью едином и унифицированном государстве не всегда соответствует действительности. Ничто не мешает властям унитарного государства дать больше самостоятельности одному, нескольким или всем регионам.
Федерация – это государство, части которого сами имеют признаки государства. Главный из этих признаков – свои законы. Помимо этого, у регионов могут быть свои суды, полиция и налоги.
Первая федерация возникла в конце XVIII в., когда жители тринадцати английских колоний в Северной Америке провозгласили свою независимость от Великобритании и отстояли её в войне 1776-1783 гг. Для совместной борьбы они создали международный союз под названием United States of America – «Соединённые Государства Америки».
В итоге после войны в Северной Америке появилось тринадцать совершенно независимых государств со своими законами и органами власти. Объединял их только Конгресс Конфедерации – съезд представителей всех бывших колоний. Однако этот съезд не имел почти никакой власти, и каждое государство проводило самостоятельную политику. Через несколько лет бывшие союзники начали спорить по таможенным вопросам, а отсюда было недалеко до более серьёзных конфликтов.
Видя эти проблемы, представители тринадцати государств собрались в 1787 г. на очередной съезд в Филадельфии и разработали учредительный документ нового объединённого государства – Конституцию.
Согласно этому документу, бывшие колонии сливались в единое государство с общим парламентом, высшими судами и правительством. В течение нескольких лет все тринадцать колоний признали Конституцию, а название международного союза – United States of America – стало обозначать новое большое государство.
Из-за этого в английском и некоторых других языках возникла двусмысленность. Словом state стали называть не только независимое государство, но и часть федеративного государства. Для второго значения, чтобы было понятно, термин иногда уточняют и пишут federated state. А в русском языке придумали ещё одно специальное слово – «штат». Поэтому, соответственно, слово state в этом контексте на русском языке переводится как «штат», а всё государство – как «Соединённые Штаты Америки».
Итак, США стали новым типом государства в мировой истории – федерацией. Части этого государства оставались самостоятельными, но некоторые полномочия передавали высшим – федеральным – органам власти США. Каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их, каждый штат имел свою полицию и судебную систему. Но при этом решения суда одного штата признавались во всех остальных, так что должникам и преступникам не имело смысла бежать в другие штаты. Жители одного штата имели те же права при переезде в другой штат и могли свободно перемещаться по стране. Пограничный и таможенный контроль внутри страны исчезал. Армии всех штатов объединялись и передавались под командование федеральных властей. Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался парламент – Конгресс, избираемый всенародно глава государства – президент, а также главный судебный орган – Верховный Суд.
Позже появились другие федерации, созданные по примеру Соединённых Штатов. Иногда, как и в США, это были объединения изначально независимых государств (Швейцария, Объединённые Арабские Эмираты). Иногда федерации возникали после изменения общественно-политического строя в стране (Российская Федерация, Федеративная Республика Германия). Иногда бывшие колонии после обретения независимости решали, что нужно каждому региону дать больше самостоятельности (Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Нигерия).
Почти все большие страны имеют федеративное устройство. Например, в первой десятке самых населённых стран мира федерациями являются все, кроме Китая и Бангладеш. Но есть и достаточно маленькие федерации, например, Бельгия или Швейцария.
В России регионы федеративного государства называют «субъектами федерации», в том смысле, что они являются самостоятельными субъектами власти, пусть и в составе другого государства. Это словосочетание – «субъект федерации» – используют в законодательстве и научных трудах, в том числе посвящённых другим странам. То есть словом «субъект федерации» в правовой науке обозначают все возможные разновидности регионов в федеративных государствах – штаты в США, Мексике, Бразилии, Индии и Нигерии, федеральные земли в Германии и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции и территории в Канаде и все разновидности регионов в России. Отсюда пошли выражения – «закон субъекта федерации», «органы власти субъекта федерации» и т. д.
Входящие в федерацию регионы, как правило, не обладают правом выхода из неё. Были, впрочем, исключения: например, статья 72 Конституции СССР 1977 г. указывала, что «за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». Это и предопределило распад государства в 1991 г.
В теории различают национальные и территориальные федерации. В национальных федерациях в разных субъектах живут разные народы, а в территориальных границы субъектов не связаны с расселение разных этнических групп. Национальные федерации не очень прочны и больше склонны к распаду, как это произошло с СССР и Югославией. Поэтому, например, при создании федерации в Нигерии границы штатов были проведены так, чтобы нигде не доминировало одно племя.
Современная Россия – это нечто среднее между национальной и территориальной федерацией. Некоторые регионы у нас образованы по национальному признаку (республики, автономные округа и автономная область), другие – по территориальному (области, края, города федерального значения).
Также различают симметричные и ассиметричные федерации. В первых все субъекты равноправны (как, например, штаты в США), а во вторых субъекты имеют разный статус (как, например, в России, где есть республики, области, города федерального значения и т. д.).
Понятие «федерация» объединяет государства, в которых регионы обладают очень разной степенью самостоятельности. Соединённые Штаты стали, можно сказать, самым федеративным из всех федеративных государств. В этой стране каждый штат имеет свою сложную систему законодательства (в том числе собственные Уголовный и Гражданский кодексы), систему налогов и судебную систему, действующую параллельно с федеральной, свою полицию и многие другие атрибуты государства. То есть каждый штат сам решает, как нужно регулировать сделки и вопросы собственности, торговлю и трудовые отношения, что считать преступлением и как за него наказывать, какие требования предъявлять к судьям и как их избирать или назначать, на какие подразделения делить полицию и какие задачи перед ней ставить.
В других федерациях субъекты обычно не настолько самостоятельны. Для сравнения – в России действует единый Уголовный и Гражданский кодекс, у регионов нет своих судов и своей полиции, а возможность принятия своих налогов и законов сильно ограничена федеральным законодательством. Германия находится где-то посередине между США и Россией. По всей Германии действует единый Уголовный и Гражданский кодексы, но, например, полиция разделена на федеральную, подчиняющуюся властям Германии, и полицию земель (которая подчиняется региональным властям).
В общем, никаких стандартов при построении федерации не существует. В каждой федерации определяют по-разному, какие вопросы нужно решать на федеральном уровне, а какие – на уровне субъектов федерации.
Унитарное государство vs. федерация
Региональные органы власти в унитарных и федеративных государствах формируются схожим образом. Например, и там, и там обычно существуют региональные советы, избираемые населением, – аналоги парламентов. Они принимают региональный бюджет и региональные нормативные правовые акты. В федеративных государствах такие акты обычно называют «законами» (то есть могут существовать, например, законы штата Техас, или законы Вологодской области, или законы Баварии), а в унитарных – как-то по-другому.
К примеру, областные советы в Белоруссии определяют порядок управления и распоряжения областной собственностью, устанавливают местные налоги и сборы и т. д. (ст. 17 закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь»). Естественно, всё это облекается в форму нормативных правовых актов. Правда, везде указано, что облсоветы делают это «в соответствии с законом» или «в пределах, установленных законом». Но в России региональные законодательные собрания тоже могут принимать законы лишь в тех пределах, которые им дают федеральные законы.
Соответственно, какой-нибудь закон Красноярского края от 8 ноября 2007 г. N 3-674 «О налоге на имущество организаций» ничем принципиально не отличается от решения Брестского областного совета депутатов 20 декабря 2013 г. № 321 «О налоге на недвижимость». Только в первом случае речь идёт о субъекте федерации, поэтому он принимает именно «законы», а во втором – о регионе в унитарном государстве (Белоруссии), поэтому он принимает не «законы», а «решения», «постановления» или что-то ещё.
Впрочем, в некоторых унитарных государствах – например, в Испании – региональные нормативные акты тоже называют законами. Есть, например, закон испанской области Андалусии «О регулировании градостроительства» (Ley de Ordenación Urbanística de Andalucía) или закон испанской области Каталонии «Об образовании» (Ley de Educación de Cataluña).
И в унитарных, и в федеративных государствах существует глава региона – иногда его называют «губернатор», иногда каким-то другими именем. Порядок его назначения или избрания почти никак не зависит от того, является ли государство унитарным или федеративным.
В федеративных государствах главу региона избирает либо население, либо местное законодательное собрание (США, Мексика, Индонезия, Германия). То есть форма правления в регионе похожа либо на президентскую, либо на парламентскую республику.
Но такое бывает не только в федерациях. Например, в Италии (унитарном государстве) большинство губернаторов, которые называются Presidente della Giunta regionale («президент регионального исполнительного совета») избираются населением. В других унитарных государствах регионы имеют парламентскую форму правления: население вначале избирает региональный совет, а его депутаты – главу региона. Например, польские и чешские губернаторы (соответственно, marszałek województwa и hejtman) избираются региональным советом. В Испании руководители регионов – их называют «президентами» или «президентами правительства» (например, Presidente de la Junta de Andalucía – «президент правительства Андалусии») также избираются региональными парламентами.
В то же время в Российской Федерации в 2005-2011 г. губернаторов назначал президент. Формально, правда, главу региона утверждали в должности законодательные собрания субъектов РФ. Но именно президент предлагал кандидатуру губернатора и мог распустить заксобрание в случае несогласия. Так что фактически это было именно назначение.
В общем, тенденция современного мира такова – любое демократическое государство стремится децентрализовать власть и передать регионам часть полномочий. И это происходит как в федеративных, так и в унитарных государствах. С другой стороны, любое недемократическое государство напротив – хочет централизовать всё управление и сосредоточить власть в столице страны. И здесь регионам не может помочь даже федеративная форма территориального устройства. Так было и в Советском Союзе, так происходит и в современной России.
Таким образом, разделение государств на федеративные и унитарные сегодня становится всё более условным. Само по себе название формы государственно-территориального устройства почти не даёт нам конкретной информации о распределении полномочий между центром и регионами.
Лирическое отступление: федерализм в России
Полномочия центра и регионов в российской Конституции прописаны в статьях 71-73.
71-я статья перечисляет вопросы, которые могут решать только федеральные власти. Там перечислены самые важные темы: судоустройство, прокуратура, уголовное и гражданское законодательство, регулирование интеллектуальной собственности и т. д.
Следующая, 72-я статья вызывает замешательство. Она перечисляет предметы «совместного ведения» центра и регионов. Это, можно сказать, вторые по значимости вопросы: административное, трудовое, семейное, жилищное законодательство, охрана окружающей среды, природопользование и т. д. При этом указанная статья не объясняет смысл термина «совместное ведение». То есть нет никаких разъяснений, кто и каким образом «совместно» принимает решения по данному вопросу.
В итоге вопрос решается по-разному и без всякой привязки к Конституции. Трудовое, семейное или жилищное право практически целиком регулируют федеральные законы. Назначение мировых судей формально передано в ведение регионов, а назначение всех остальных – в ведение федерации. Появилось двухуровневое административное законодательство: федеральный КоАП и кодексы об административных правонарушениях регионов России, нормы которых зачастую дублируют друг друга.
«Категория «совместного ведения» РФ и ее субъектов весьма обширна, в итоге почти во всех сферах Федерация идет по пути прямого и директивного регулирования общественных отношений в обычных законах, – отмечает заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юрфака МГУ Сурен Авакьян в статье «Гарантированное народовластие». – Отсутствие четкости в федеративных отношениях ведет к метаниям. Один президент милостиво разрешает субъектам РФ – берите суверенитета, сколько сможете проглотить. Следующий, приступив к обязанностям, констатирует, что в итоге две трети законодательства субъектов РФ принимается с нарушениями федерального законодательства, и начинает закручивать гайки».
Наконец, 73-я статья Конституции говорит, что во всех остальных вопросах регионы совершенно самостоятельны. Это выглядит почти смешно, поскольку значимых полномочий, не перечисленных в статьях 71 и 72, в общем-то почти не осталось.
В результате каждый раз при принятии закона депутаты Госдумы сами решают, какие полномочия оставить центру, а какие – отдать регионам. Обычно почти все значимые вещи решены в самом федеральном законе, а регионам либо разрешают вносить косметические изменения (например, снизить брачный возраст с 16 до 14 лет, согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ), либо вообще не дают ничего решать.
Конфедерация
Иногда к формам государственно-территориального устройства относят конфедерацию. Однако конфедерация, строго говоря, не является государством. Конфедерация – это союз двух и более независимых государств, образованный, как правило, на основе договора для решения совместных задач в экономической, политической или военной сферах. То есть конфедерация, в отличие от федерации, не образует нового государства, а её субъекты сохраняют полный суверенитет и право выхода из конфедерации. Существует конфедерация только на основании международных договоров, которые в любой момент можно расторгнуть.
Нагляднее всего разницу между федерацией и конфедерацией можно увидеть в сфере законодательства. В федерации существует федеральное законодательство, которое имеет приоритет над региональным и которое регион не может поменять или отменить на своей территории. Например, власти российских регионов не могут сказать, что их не устраивает Уголовный кодекс РФ или закон РФ «О защите прав потребителей» и они не будут их применять на своей территории. А вот в конфедерациях каждое государство в любой момент может сказать: нас не устраивает международный договор, заключённый в рамках конфедерации, и мы отменяем его действие.
Из-за этого конфедерации очень недолговечны. Либо они превращаются в федерацию, либо рано или поздно государства – субъекты конфедерации не сойдутся в каком-то вопросе и решать жить по отдельности.
Средний срок жизни конфедерации – несколько лет. Это показывает почти весь исторический опыт. Например, США существовали в виде конфедерации с момента окончания Войны за независимость в 1783 г. и до принятия Конституции в 1789 г., а затем превратились в федерацию. Конфедеративные Штаты Америки, созданные рабовладельческими южными штатами США, просуществовали с 1861 г. по 1865 г. и были разгромлены северными штатами. Союз Африканских Государств (конфедерация Мали, Ганы и Гвинеи) просуществовала с 1960 г. по 1962 г., Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) – с 1982 г. по 1989 г., конфедерация Сербии и Черногории – с 2003 г. по 2006 г.
Сегодня единственное государство, у которого в названии есть слово «конфедерация» – это Швейцария, она же Швейцарская Конфедерация.(на французском – Confédération suisse, на немецком – Schweizerische Eidgenossenschaft). Однако, вопреки названию, Швейцария – классическая федерация. Каждый регион Швейцарии (кантон) очень самостоятельный, однако никто из них не может выйти из состава государства. Кроме того, федеральные законы в этом государстве имеют приоритет над региональными, а в ведении федеральных властей находится ряд важных вопросы (война и мир, внешние отношения, армия, железные дороги, связь, денежная эмиссия и т. д.).
На конфедерацию сегодня похожи многие международные организации, задача которых – экономическая интеграция между странами. К таким «почти конфедерациям» можно отнести Европейский Союз, МЕРКОСУР (союз южноамериканских стран), и Евразийский Экономический Союз (союз России и несколько других стран бывшего СССР). Все они, особенно Евросоюз, очень напоминают конфедерации, хотя и не называют себя таковыми.
Бикамерализм
Во многих странах мира существуют двухпалатные парламенты. Это явление в политической и правовой науке называют «бикамерализм». Причём в унитарных и федеративных государствах они возникли по разным причинам. В этом плане проще всего сравнить парламенты Англии (унитарного государства) и США (федеративного государства).
Напомню, что в Англии парламент возник в XIII в. А в XV в. он был разделён на две части (палаты): нижнюю – Палату Общин, и верхнюю – Палату Лордов. В первой заседали выборные представители разных уголков королевства, во второй – самые влиятельные феодалы. Считалось, что верхняя палата должна сдерживать возможные радикальные предложения нижней палаты. Скажем, если депутатам нижней палаты захотелось бы отнять все земли у богаты и раздать им бедным, то верхняя палата заблокировала бы такое решение. Но ещё в начале XX в. верхняя палата потеряла возможность просто заблокировать решение нижней. Сегодня она может лишь отложить принятие закона и направить его на новое обсуждение.
Такие двухчастные парламенты возникли впоследствии во многих унитарных государствах. Их делят на нижнюю и верхнюю палату, которые имеют свои собственные названия. Например, во Франции – Национальное собрание (Assemblée nationale) и Сенат (Sénat), в Италии – Палата Депутатов (Camera dei Deputati) и Сенат (Senato della Repubblica), в Испании – Палата депутатов (Congreso de los Diputados) и Сенат (Senado), в Польше – Сейм и Сенат, в Казахстане – Мажилис и Сенат. Как видите, верхняя палата чаще всего называется «Сенат».
Верхняя палата обычно формируется менее демократичным путём, чем нижняя. Иногда к кандидатам предъявляют более высокие требования по возрасту или образованию, иногда региональные органы власти отправляют туда своих представителей, иногда люди попадают туда за особые услуги перед страной. В итоге верхняя палата оказывается более консервативной и менее политизированной, чем нижняя.
Надо учесть, что законы разрабатывает и принимает нижняя палата, а верхняя обычно просто принимает либо отклоняет закон. А при парламентской форме правления нижняя палата формирует правительство. Поэтому, вопреки названию, именно нижняя палата – наиболее важная.
Такие двухпалатные парламенты действуют сегодня в большинстве крупных унитарных государств.
В федеративных государствах тоже существуют двухпалатные парламенты, но их смысл несколько иной. Верхняя палата в них представляет интересы субъектов федерации – каждый из них имеет в ней равное количество представителей.
Идея такого парламента возникла у американцев. Соединённые Штаты, как я уже рассказывал, объединили тринадцать бывших колоний с разным населением и территорией, поэтому малонаселённые штаты опасались, что их будут ущемлять в новом союзе. Так возник американский двухпалатный парламент – Конгресс. В нём нижняя палата (Палата представителей, House of Representatives) состоит из депутатов от территорий с примерно равным населением, а верхняя палата (Сенат, Senate) – из представителей штатов (от каждого – по два человека). Все законы должны получить одобрение как в нижней, так и в верхней палате.
Чтобы понять, зачем нужна верхняя палата в федеративном государстве, представим следующую гипотетическую ситуацию. Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия решили создать единое федеративное государство – ГУАМ. Естественно, в новом государстве будет свой парламент с депутатами от разных территория с примерно равным населением. Однако население Украины (48 млн чел.) больше, чем население всех остальных стран, вместе взятых (Молдавия – 3 млн чел., Грузия – 4 млн чел., Азербайджан – 9,5 млн чел.). Поэтому депутаты от украинских территорий всегда будут в большинстве. Молдаване, грузины и азербайджанцы могут забеспокоиться, что новый парламент будет защищать исключительно интересы Украины и ущемлять интересы других будущих субъектов федерации. Соответственно, нужно создать верхнюю палату парламента, где будет по одному или двое депутатов от каждого такого субъекта. Эта палата будет в обязательном порядке голосовать по проекту бюджета, утверждать изменения границ между регионами, и сможет брать на рассмотрение любой закон, принятый нижней палатой, если сочтёт это необходимым.
Такая же идея лежит в основе разделения российского парламента – Федерального собрания – на две части. Нижняя палата – это Государственная Дума, депутаты которой избираются по партийным спискам и от территорий с примерно равным населением. Верхняя палата – Совет Федерации, который состоит из двух представителей от каждого российского региона (их, правда, не выбирают, а назначают региональные власти). Совет Федерации по некоторым вопросам голосует в обязательном порядке (например, по проекту федерального бюджета), а некоторые законы может взять и рассмотреть, если сочтёт это необходимым. Занятно, что членов Совета Федерации примеру других стран называют «сенаторами», хотя ни в одном российском законе это слово не встречается.
Однако даже в унитарных государствах верхняя палата зачастую представляет интересы регионов. Во Франции, Италии, Испании, Казахстане и многих других странах верхняя палата полностью или частично состоит из представителей регионов. Депутаты верхней палаты могут как избираться населением, так и назначаться региональными властями. В итоге получается, что двухпалатный парламент в унитарном государстве выполняет практически те же функции, что и в федеративном. Это ещё один пример того, что в современном мире происходит стирание различий между федерациями и унитарными государствами.
Лирическое отступление: ЕГЭ и форма государственно-территориального устройства
При сдаче экзаменов в российских школах и университетах лучше забыть большую часть того, что я сейчас рассказал. Особенно – про отсутствие принципиальной разницы между унитарным государством и федерацией.
Дело в том, что та упрощённая версия правовой науки, которую преподают в школах и университетах, исходит из теории, а не практики. А в теории разница между федеративными и унитарными государствами всё же существует. И эту разницу нужно понимать при сдаче экзамена по обществознанию, правоведению, теории государства и права или конституционному праву.
Если суммировать всё теоретическую информацию о форме государственно-территориального устройства, то выйдет примерно следующая картина.
В унитарном государстве:
— регионы не обладают признаками государства и не имеют политической самостоятельности;
— регионы не имеют своих конституций;
— регионы не могут принимать свои законы;
— парламент обычно имеет однопалатную структуру.
В федеративном государстве:
— регионы обладают некоторыми признаками государства и определённой политической самостоятельностью;
— в каждом регионе есть своя конституция или иной похожий закон;
— регионы могут издавать свои законы, но приоритет имеют законы, изданные центральными органами власти;
— парламент имеет двухпалатную структуру.
Наконец, конфедерация – это не государство, а союз государств, ориентированный на внешнеполитические или экономические цели (например, победу в войне или экономическую интеграцию), где каждый из участников сохраняет свой суверенитет.
Этой информации вам вполне хватит для сдачи большинства экзаменов, в том числе ЕГЭ по обществознанию.
Форма государственно-территориального устройства – это способ территориальной организации государства. Форма государственно-территориального устройства определяет то, на какие части разделено государство и как они соотносятся с центром.
Территория почти любого государства делится на части, но в федерациях эти части сами имеют признаки государства, а в унитарных государствах – не имеют.
Считается, что унитарное государство – это цельное государство с единым руководством и законодательством, части которого не имеют признаков государства. Иногда в таких государствах существуют территории, которым дана определённая степень самостоятельности («автономия») – например, право принимать свои законы по некоторым вопросам. Унитарные государства без автономий называют «простыми», а с автономиями – «сложными».
В последнее время юристы говорят об особой разновидности унитарных государств – так называемых «регионалистских» государствах. Эти государства формально не являются федерациями, но в них регионам даны широчайшие полномочия (в том числе право принимать свои законы).
Федерация – это государство, части которого сами имеют признаки государства. Такими признаками могут быть свои законы, а также свои суды, полиция и налоги. Первой федерацией были Соединённые Штаты Америки. Также к федерациям относятся Россия, Германия, Австрия, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика и ряд других стран. Почти все большие страны являются федерациями, но есть и маленькие, например, Бельгия и Швейцария. Входящие в федерацию регионы, как правило, не могут выйти из неё.
В теории различают национальные и территориальные федерации, а также симметричные и ассиметричные федерации. В России регионы федеративного государства называют «субъектами федерации», в том смысле, что они являются самостоятельными субъектами власти, пусть и в составе государства.
Региональные органы власти в унитарных и федеративных государствах формируются схожим образом. И там, и там обычно существуют региональные советы, избираемые населением, – аналоги парламентов, а также глава региона. Порядок их назначения или избрания почти никак не зависит от того, является ли государство унитарным или федеративным.
В регионах почти любого государства существуют свои нормативные правовые акты. Только в федеративных государствах они называются «законами», а в унитарных – как-то по-другому («решения», «постановления» и т. д.). Впрочем, в некоторых унитарных государствах такие акты тоже называют законами.
В целом, тенденция современного мира такова – любое демократическое государство стремится децентрализовать власть и передать регионам часть полномочий. И это происходит как в федеративных, так и в унитарных государствах. С другой стороны, любое недемократическое государство наоборот – стремится централизовать всё управление и сосредоточить власть в столице страны. И здесь регионам не может помочь даже федеративное устройство.
Иногда к формам государственно-территориального устройства относят конфедерацию. Это не совсем верно, потому что конфедерация – это союз двух и более независимых государств, образованный, как правило, на основе договора для решения совместных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства, а её субъекты сохраняют полный суверенитет и право выхода из конфедерации. Обычно они существуют всего несколько лет, после чего превращаются в федерацию либо распадаются.
На конфедерацию сегодня похожи многие международные организации, задача которых – экономическая интеграция между странами. К таким «почти конфедерациям» можно отнести Европейский Союз, МЕРКОСУР, Евразийский Экономический Союз.
В большинстве федеративных стран и унитарных стран существует двухпалатный парламент, который делится на верхнюю и нижнюю палаты. Это явление в политической и правовой науке называют «бикамерализм». Законы разрабатывает и принимает нижняя палата, а верхняя обычно либо принимает, либо отклоняет закон. Кроме того, в парламентских республиках и монархиях именно нижняя палата формирует правительство. Поэтому, вопреки названию, именно нижняя палата – наиболее важная.
В унитарных государствах верхняя палата избирается менее демократическим путём, чем нижняя, и призвана обеспечить больший консерватизм в принятии решений. В федеративных государствах двухпалатные парламенты представляют интересы субъектов федерации. Каждый субъект имеет в ней равное количество представителей. Но в последнее время и это различие между федерациями и унитарными государствами исчезает: во Франции, Италии, Испании, Казахстане и многих других государствах верхняя палата полностью или частично состоит из представителей регионов.
Школьная или университетская программа до сих пор считает принципиально важной разницу между унитарными и федеративными государствами. Поэтому лучше выучить их основные признаки, даже если в реальной жизни эти признаки выражены не очень ярко или вовсе отсутствуют.
В чем различие унитарного государства федерации и конфедерации кратко
2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
3. Единая денежная единица;
4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;
5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);
6. Единые вооруженные силы;
7. Атрибуты гос.власти;
8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.
По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).
В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
- Не имеет единой системы законодательства;
- Нет единой системы органов власти;
- Не имеет своей денежной единицы;
- Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
- Отсутствует гражданство конфедерации;
- Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
- Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
- Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Выделяют демократический и антидемократический режимы.
Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.
- Выборность органов гос.власти;
- Разделение властей;
- Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
- Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
- Максимальный учет интересов всех слоев населения;
- Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.
1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;
2. Отсутствие разделения властей;
3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;
4. Отсутствие реальных прав и свобод;
5. Преследование за инакомыслие;
6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.
Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.
Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.
Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.
Антидемократический политический режим бывает несколько видов.
Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.
Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.
Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.
Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.
1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства
2. Что такое монархия?
3. Три этапа развития феодальных монархий
4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?
5. Что такое республика?
6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения
7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)
8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)
9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации
10. Конфедерация, ее признаки
11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?
12. Что такое политический режим?
13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов
14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
— Простая форма (унитарное государство);
— Сложная форма (федерация, конфедерация).
Отличительные признаки унитарного государства:
- Единая система законодательства;
- Единая система органов власти;
- Единая денежная единица;
- Единая финансовая, налоговая, кредитная система;
- Единое гражданство;
- Единые вооруженные силы;
- Единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
- Составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Отличительные признаки федерации:
1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);
2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
3. Единая денежная единица;
4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;
5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);
6. Единые вооруженные силы;
7. Атрибуты гос.власти;
8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.
По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).
В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
- Не имеет единой системы законодательства;
- Нет единой системы органов власти;
- Не имеет своей денежной единицы;
- Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
- Отсутствует гражданство конфедерации;
- Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
- Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
- Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Выделяют демократический и антидемократический режимы.
Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.
- Выборность органов гос.власти;
- Разделение властей;
- Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
- Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
- Максимальный учет интересов всех слоев населения;
- Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.
1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;
2. Отсутствие разделения властей;
3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;
4. Отсутствие реальных прав и свобод;
5. Преследование за инакомыслие;
6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.
Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.
Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.
Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.
Антидемократический политический режим бывает несколько видов.
Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.
Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.
Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.
Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.
1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства
2. Что такое монархия?
3. Три этапа развития феодальных монархий
4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?
5. Что такое республика?
6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения
7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)
8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)
9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации
10. Конфедерация, ее признаки
11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?
12. Что такое политический режим?
13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов
14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)
Форма государственного или территориального устройства – это способ политико-территориальной организации государства и принципы политико-правовых взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
↑ Унитарное государство
Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).
Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.
Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).
Примеры унитарных государств: Китай, Япония, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Чехия, Румыния, Турция, Израиль и др.
↑ Признаки унитарного государства
- Действует единая конституция
- Единая правовая система
- Единая система высших органов государственной власти и управления
- Единое гражданство
- Единая судебная система
- Руководство вооруженными силами осуществляется центральными органами государственной власти
↑ Федерация
Федеративное государство — это союзное государство, образованное путем соединения нескольких государственных образований, каждое из которых обладает политической самостоятельностью в решении своих внутренних вопросов, имеет систему законодательных, исполнительных и судебных органов (местное самоуправление), деятельность которых ограничена общим законодательством.
Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.
Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.
Примеры федераций: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и др.
↑ Признаки федерации
- территория состоит из территорий субъектов федераций и федеральных территорий;
- двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и органы субъектов федерации) и такая же система законодательства;
- суверенитет принадлежит федерации в целом;
- субъекты федерации не обладают правом выхода из федерации;
- верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства;
↑ Конфедерация
Конфедерация – это политико-экономический союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей, образованный на основе международного договора, характеризующийся глубокой интеграцией хозяйственных систем (единая таможенная, торговая, валютная политика), управленческих структур (общие руководящие органы, образуемые органами власти государств-участников или непосредственно населением), наличием в ряде случаев прямой юрисдикции союзных органов.
Примеры конфедераций: в современном обществе политологи рассматривают в качестве конфедерации таможенные союзы государств, такие как Бенилюкс (политический и таможенный союз Бельгии, Нидерланд и Люксембурга), Европейский союз (ЕС) (экономическое и политическое объединение европейских государств), Меркосур (экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и др.
Понятие формы государств
Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, определяющее особенности взаимоотношений между центральной и региональными властями. Государство, достигая определенной численности населения и размера территории, начинает делиться на части, которые могут обладать или не обладать определенной самостоятельностью.
Формы государственного устройства
Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство — федерация; особый надгосударственный союз — конфедерация.
М. Монтень
Унитарное государство
Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) — наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина.
Признаки унитарного государства
Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;
Наличие единой конституции;
Единая система органов государственной власти;
Единая финансовая система;
Единая система законодательства.
Федерация
Семь из восьми крупнейших государств мира — федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ
Признаки федерации
Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;
Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации
Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;
Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)
Конфедерация
Конфедерация — особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических. ). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.
Признаки конфедерации
Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.
Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.
Конфедерации в истории
Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
Конфедерации в настоящее время
В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1
Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из различных административно-территориальных единиц (областей, округов), не имеющее в своем составе иные государства на правах его члена. В унитарном государстве имеется один высший орган представит. власти, одно правительство, одна система законодательства, единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция; единая судебная система; общая для всех административно — территориальных единиц налоговая и кредитная политика. (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет).
Понятие и основные виды государственных органов власти?
Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются:
1)по принадлежности к ветви власти — на законодательные, исполнительные и судебные;
2)по способу формирования — на представительные и формируемые представительными органами;
3)на постоянные и временные;
4)на органы общей или специальной компетенции и т. д.
Государство представляет собой особый орган, который осуществляет регулирование и управление многообразными функциями общественного целого (орган, осуществляющий управление обществом). Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти.
— по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
— по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и — — временные (отражающие определённый этап развития государства),
— по значению: на основные и неосновные,
— по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
— Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
— Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
— Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
— Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
— Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
— Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
— Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
— Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
— Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
— Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
— Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Понятие нормы права.
Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).
Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий характер. Норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
• Обеспечивается мерами государственного принуждения.
• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).
12.Формы (источники) права:
— способ выражения государственной воли юридических актов.
Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, т.е. условия жизни общества, система экономических отношений, и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права.
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:
— правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
В каждой стране состав и система источников права определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.). Так, в англосаксонской правовой системе существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.