Технологии агитационно-пропагандистского типа
Сущность агитации и пропаганды в рамках политического PR
Агитация – это деятельность политического характера, основанная на целенаправленном воздействии на настроения и сознание людей в целях их побуждения к политическим и иным действиям.
Пропаганда – это преднамеренная и заранее спланированная деятельность по внедрению идей в массовое сознание и их популяризации.
Агитация может принимать устную, печатную или наглядную форму. Пропаганда также может быть устной либо осуществляться при помощи средств массовой информации.
В современном мире агитация и пропаганда выступают одной из форм реализации PR в политической сфере, главной целью которого выступает выстраивание устойчивых каналов взаимодействия между акторами политического процесса, которые сочетают в себе как формальные, так и неформальные связи. В значительной степени агитационно-пропагандистская деятельность, осуществляемая в рамках политического PR, ориентирована на реализацию манипулятивного воздействия на субъектов политической среды и последующее лоббирование интересов.
Субъектами политической среды считаются активные политические участники, имеющие определенные, цели и задачи. В их роли могут выступать:
- человек;
- группа людей;
- организация или совокупность организаций.
Основополагающей функцией агитационно-пропагандистской деятельности выступает информационно-коммуникативная функция, основанная на проведении заранее спланированной информационной работы с населением, имеющей определенную целевую направленность. Таким образом, в ее основе лежит распространение информации, в той форме и том виде, которые позволят оказать желаемое воздействие на целевую группу общественности и склонить ее к той или иной форме поведения.
Технологические особенности агитационно-пропагандистской деятельности
В основе планирования, организации и реализации агитационно-пропагандистской деятельности лежат определенные технологии, направленные на контролирование сознания и поведения людей. Часто используемые в них приемы предназначены для искусственного конструирования запросов населения и его реакции на действия, предпринимаемые со стороны власти.
В рамках технологий агитационно-пропагандистского типа используется два общих типа способов информирования общественности:
- манипулирование общественным сознанием;
- дезинформирование.
В случае использования манипуляционных практик тот, на кого ориентировано манипуляционное воздействия, самостоятельно изменяет свои предпочтения, настроения и взгляды согласно целям тех, кто это воздействие организует. В основе манипулирования лежит скрытое и неявное информирование. Кроме того, в большинстве случаев оно основано на программировании намерений получателей информации, построенных на игнорировании роли получателей информации и отношения к ним как к средствам достижения собственных целей.
Дезинформирование является более простым способом информационного воздействия на целевую аудиторию. В его основе лежит прямой обман тех, кого информируют. Дезинформирование обеспечивает искажение действительности согласно целям, преследуемым тем, кто информирует. Сама по себе дезинформация способна выступать в качестве составной части общей технологии манипулирования. В этом случае она выступает в роли особого вида информационного воздействия, которое предназначено для сокрытия тех, кто подготавливает и передает информацию в собственных целях с одной стороны, и возбуждает мотивы и настроения, совпадающие с интересами первых – с другой стороны.
Используемые в системе политического PR технологии и приемы агитационно-пропагандистской деятельности условно делятся на девять видов. Все они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Видовая структура приемов и техник агитационно-пропагандистского типа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В случае реализации выборочного и отрывочного информирования, о явлениях и событиях общественность информируют не полностью, ей сообщаются лишь отдельные куски информации, вырванные из контекста с предварительно отработанной программой искажения реальной действительности.
Если речь идет об использовании «вала информации», то информация о многих событиях передается в быстром темпе в довольно сжатые по времени сроки с тем, чтобы человек был не способен отличить существенной от несущественного. В результате ориентиры сознания путаются, а человек оказывается не способен к самостоятельному принятию решений и выводов.
Технология клиширования информации основана на использовании готовых стереотипов и образов, не требующих какой-либо работы сознания и мышления. Зачастую реакция на такие образы и стереотипы оказывается заранее запрограммирована и просчитана.
Техника навешивания ярлыков связана с присвоением отдельным лицам и/или их действиям однозначно отрицательных или положительных оценок.
Двойные стандарты часто используются при оценке действий союзников и противников.
В основе технологии ложных аналогий лежит сравнение двух разных по сути, но чем-то похожих внешне явлений, отожествляемых между собой.
Техника игры с цифрами в основе своей опирается на манипулировании статистикой. В данном случае речь идет о комбинировании статистических данных, которые способны обосновать выводы, которые соответствуют интересам тех, кто этим занимается, но выступают противовесом реальности.
В случае игры на болевых точках производится выявление основных комплексов населения, их страхов перед чем-то. Позже все это целенаправленно разжигается.
Технология информационных войн основана на манипуляционном воздействии и неразрывно связана с психологическим давлением на обывателей, а также провоцированием политических скандалов и конфликтов для того, чтобы нанести конкурентам непоправимый ущерб конкуренту в глазах общественности.
Как показывает практика, в сфере политического PR чаще всего применяется сразу несколько техник агитационно-пропагандистского типа. Их выбор определяется целями агитационно-пропагандистского воздействия и его финансовыми возможностями.
Основные методы проведения информационно-пропагандистской работы
Пропаганда – способ распространения важной общественно-государственной, военно-технической и правовой информации среди личного состава частей и подразделений с ярко выраженной функцией убеждения, отражающей интересы и потребности различных социальных групп, прежде всего самих военнослужащих.
Она имеет дело преимущественно с теоретической информацией и оказывает воздействие на сознание и мышление людей посредством научных знаний, идей или теорий.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о политической пропаганде различных партий и движений, запрещенной в Вооруженных Силах РФ статьей 24 Закона РФ «Об обороне», а о методе информационно-воспитательного воздействия командиров и начальников на личный состав. В этом смысле пропаганда способствует распространению среди различных категорий личного состава актуальных для выполнения обязанностей военной службы знаний и сведений.
Войсковой и флотский опыт показывает, что весьма эффективной может быть пропаганда:
- ⎯ ратной истории Отечества;
- ⎯ правовых основ военной службы;
- ⎯ военно-технических знаний;
- ⎯ положительного опыта боевой подготовки частей и подразделений, передовых методов укрепления воинской дисциплины.
В современных условиях она может способствовать разъяснению личному составу основ военной политики государства, путей военной реформы, идей патриотизма, истории российской государственности, героических традиций ВС. В этом смысле название метода пропаганды упоминается в ряде руководящих документов (например, в приказе МО РФ № 60 от 20.2.1997 г.)
Главные цели метода состоят в формировании у военнослужащих мировоззренческих и профессиональных знаний, системы взглядов и представлений, эмоциональных состояний, адекватно отражающих потребности выполнения воинского долга вооруженными защитниками Отечества.
Наиболее характерными средствами пропаганды являются:
- ⎯ печать (книги, журналы, газеты);
- ⎯ телевидение и радио;
- ⎯ различные формы и методы устной пропаганды (лекции(лектории), доклады, речи, выступления, беседы, интервью и др.).
Пропаганда обычно предшествует агитации и часто рассматривается как элемент рекламы.
Агитация
– способ целенаправленного информационного воздействия на сознание, настроение и активность личного состава путем формирования у него стремления и побуждения к определенным действиям или необходимому поведению.
Для агитации характерно широкое использование фактов, ярких и привлекательных образов, конкретных примеров и цифр. Она стимулирует, прежде всего, чувства и волевые устремления военнослужащих.
Агитация тесно связана с пропагандой и нередко выступает в качестве ее завершающего этапа. Она особенно эффективна тогда, когда ей предшествовала пропаганда определенных знаний, идей, норм, когда у военнослужащих уже сформировались представления и взгляды относительно тех или иных событий, актуальных проблем, стоящих задач.
Данный метод помогает влиять на эмоционально-волевую сферу психики личного состава, побуждать его к сознательному и активному выполнению воинского долга, мобилизовывать на решение конкретных учебных и боевых задач.
Реклама
– специфический способ распространения социальной информации о тех или иных объектах и видах услуг с целью привлечения внимания общественности (популяризации) и формирования благоприятного отношения к ним, а так же повышения спроса и побуждения людей к определенного рода действиям и поведению.
Необходимо отличать рекламу как метод информационной работы, способный оказывать педагогическое влияние на военнослужащих, и рекламу как направление информационного обеспечения в Вооруженных Силах России.
Реклама как метод информационного воздействия включает в себя:
- ⎯ информирование – это сообщение актуальных сведений;
- ⎯ пропаганда – это, прежде всего, убеждение;
- ⎯ агитация – это побуждение.
Реклама, таким образом, сочетает в себе функции сообщения полезных сведений (знаний), убеждения и побуждения людей. Очевидно, что информирование первично. Пропаганда действует на основе предварительного информирования, а агитация – на основе результатов пропаганды. Реклама более функциональна. Она обладает комплексным воздействием на духовный мир человека.
В современных условиях, когда в общественном сознании идет активная ломка устоявшихся стереотипов, переосмысление и переоценка духовных ценностей, актуальным в воспитательной работе становится метод просвещения.
Просвещение
– способ распространения и популяризации среди личного состава специальных знаний и другой общественно-значимой информации с выраженной функцией разъяснения, развития общественного сознания и повышения культурно-образовательного уровня людей.
Для просвещения характерно популярное изложение новых идей, знаний, информации, оказывающих влияние на развитие тех или иных форм общественной жизни.
Например, одним из направлений социальной защиты военнослужащих является их юридическое просвещение с его разнообразными формами – правовыми лекториями, занятиями в системе ОГП военнослужащих, оборудованием уголков правовых знаний, проведением правового информирования личного состава и т.д.
Часто просвещение как метод информационно-воспитательной работы направлен на расширение кругозора в какой-либо новой сфере общественной жизни и затрагивает интересы больших групп военнослужащих. Так в связи с сокращением армии и флота активизировалась просветительная работа среди военнослужащих, подлежащих увольнению из ВС по вопросам их профессиональной переподготовки и трудоустройства в гражданском секторе.
За последние годы в разной степени предметом просветительской деятельности среди военнослужащих были вопросы:
- ⎯ военной реформы;
- ⎯ информационной безопасности войск;
- ⎯ деятельность миротворческих сил в «горячих точках»;
- ⎯ проблемы влияния воинской деятельности на экологию;
- ⎯ и даже такие специфические вопросы как знания о СПИДе.
В большей мере метод просвещения характерен для деятельности культурно-досуговых учреждений Министерства обороны РФ, средств массовой информации, ряда военно-научных, военно-образовательных и медицинских учреждений, а так же для различных общественных организаций и объединений, отстаивающих интересы военнослужащих.
Метод спора
Одним из наиболее часто употребляемых методов информационно-воспитательной работы, без которого не обходятся служебные и личные коммуникации военнослужащих является метод спора. Под ним понимается всякое столкновение мнений по какому-либо вопросу, предмету в форме разногласий или борьбы, в ходе которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Основными разновидностями метода являются:
- ⎯ дискуссия – публичный спор с целью выяснения и сопоставления разных точек зрения, а так же нахождение правильного решения спорного вопроса;
- ⎯ диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему;
- ⎯ полемика – обычный публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента;
- ⎯ дебаты – это обмен мнениями по каким-либо вопросам или их обсуждение в форме спора или прений.
В качестве памятки полемистам можно дать следующие рекомендации:
Во-первых, начиная спор, четко уясните, что является предметом ваших разногласий с оппонентом, то есть то, на что направлена мысль, ее содержание. Предварительно необходимо пополнить знания о предмете спора. Не позволяйте оппоненту увести вас в сторону от основного вопроса. При этом занимайте определенную и твердую позицию.
Во-вторых, с самого начала договоритесь о смысле основных терминов, которые вы будете использовать в споре. Следите за тем, чтобы не подменялось их содержание, чтобы не возникало двусмысленности высказываний и употребляемых понятий. Кроме того, необходимо учитывать «иллюзию понятности», которая часто бывает причиной неправильного понимания семантики слов.
В-третьих, попытайтесь понять потребности и мотивы своего оппонента. Мысленно станьте на его точку зрения и с этой позиции представьте, как будут восприниматься ваши доводы, аргументы и факты. Это поможет вам выбрать наиболее правильную тактику в споре.
В-четвертых, выберите конкретный способ опровержения оппонента: критика доводов, опровержение главного тезиса, показ несостоятельности демонстрации. При этом следует помнить правило, согласно которого наиболее действенным способом опровержения является опровержение ложного тезиса фактами.
В-пятых, будьте готовы к различным нападкам и уловкам со стороны оппонента, который таким образом недобросовестным способом может попытаться выиграть спор. Необходимо знать не только «технику» таких уловок, но и приемы противодействия им. Не всегда доверяйте словам и доводам оппонента. Сохраняйте выдержку и спокойствие. Отвечайте на уловки остроумно, но продолжайте вести спор корректно. Если это невозможно, лучше прекратить спор. Помните, что в споре главное не победить оппонента, а найти истину. Она может потребовать компромисса с той и другой стороны. Кроме того, спор не должен превращаться во взаимную вражду. Для этого важно обратить внимание на некоторые основные правила корректного спора:
- ⎯ нельзя в ходе аргументации ссылаться на свои заслуги и статус, тем более подчеркивать, что вы больше информированы, чем ваш оппонент («давить авторитетом»);
- ⎯ особо следите за логикой изложения своих мыслей, потому что логичность информации – решающее условие успеха («железная логика»);
- ⎯ избегайте уловок и недобросовестных приемов ведения спора;
- ⎯ стремитесь сразу завоевать инициативу в споре и удерживайте ее в ходе дискуссии (не оправдывайтесь, задавайте оппоненту больше вопросов, ответы на которые подтверждали бы ваши мысли);
- ⎯ предлагайте новые идеи, ссылайтесь на новую информацию;
- ⎯ подчеркивайте логические ошибки собеседника;
- ⎯ не оскорбляйте собеседника, уважайте его достоинство;
- ⎯ старайтесь сделать аудиторию вашим союзником;
- ⎯ стиль вашего выступления должен быть активным и уверенным;
- ⎯ там, где уместно, используйте юмор, шутки, пословицы, каламбуры, цитаты;
- ⎯ не затягивайте дискуссию; помните, что затянутый спор – это проигранный спор.
В завершение, все же будет уместным напомнить рекомендацию Д. Карнеги: «Лучший способ выиграть спор – уклониться от него».
Метод критики
В практике информационно-воспитательной работы довольно часто применяется метод критики. Он представляет собой способ информационно-психологического воздействия на военнослужащих с помощью отрицательных оценочных суждений или разбора их поведения в целях указания на недостатки.
Правильно применяемый метод критики дает положительный эффект, однако необходимо помнить, что есть предельные дозы критики, за рамками которых военнослужащие либо перестают вообще ее воспринимать (срабатывает психологическая защита), либо воспринимают ее неправильно.
Для повышения воспитательного значения критики можно рекомендовать ее применение не в прямых, а в опосредованных (неявных) формах, что в меньшей степени затрагивает самолюбие человека и стимулирует его к устранению критических замечаний:
- ⎯ Безличная критика часто бывает щадящей, но достаточной для реакции со стороны нарушителей порядка или оппонентов в споре.
- ⎯ Стимулирующая критика, указывая на недостатки, главный акцент делает на возможности их исправления.
- ⎯ Критика-удивление может одновременно подчеркнуть уважение к критикуемому человеку и удивление по поводу того, что он допустил оплошность.
- ⎯ Критика-надежда выражает надежду и веру в то, что нарушитель в будущем может исправить положение дел и не допустит замечаний в свой адрес.
- ⎯ Критика-опасение выражает сомнение в способностях военнослужащего правильно действовать или решать какую-либо задачу.
- ⎯ Критика-упрек направлена на то, чтобы дать понять критикуемому, как он подвел своих начальников или товарищей.
- ⎯ Критика-сопереживание демонстрирует личное расположение и сочувствие к тому, в чей адрес направлена критика, но при этом подчеркивает необходимость личной оценки или ответственности.
- ⎯ Критика-похвала, отмечая старание военнослужащих, обращает внимание на ее безрезультатность.
Также необходимо помнить, что предметом критики могут быть суждения, идеи, мысли, поступки и деятельность того или иного военнослужащего, но не его личность как таковая. Лучшее правило для критики: сначала похвали, а потом критикуй.
Пожалуй, одним из наиболее действенных способов информационно-воспитательного влияниям на военнослужащих является метод похвалы.
Метод похвалы
Похвала – это способ адресного выражения положительной оценочной информации о личности военнослужащего или воинском коллективе, направленный на моральное поощрение и стимулирование их деятельности.
Важно, чтобы похвала была:
- ⎯ персональной;
- ⎯ заслуженной;
- ⎯ адекватной согласно достигнутым результатам;
- ⎯ конкретной;
- ⎯ своевременной.
Вызывая чувство воодушевления, удовлетворения и гордости у личного состава, похвала является сильным духовным стимулом в армейской и флотской службе.
Основными техническими средствами обучения (ТСО), используемыми при проведении занятий в составе учебных групп и подразделений, являются видеомагнитофоны (в комплекте с телевизором) и диапроекторы. На занятиях, проводимых в масштабе части, могут быть задействованы технические возможности гарнизонных Домов офицеров или солдатских клубов.
Подготовка к занятиям с применением ТСО носит плановый характер и осуществляется под руководством заместителя командира части по воспитательной работе и офицера по ОГП и информированию. Разработка и изготовление проектов используемых пособий (слайдов, кодопозитивов, видеоряда и др.), отбор диафильмов, аудио- и видеозаписей, а также подготовка предложений по их использованию возлагается на руководителей групп ОГП, которые определены выступающими с инструктивно-методическими лекциями по очередным темам учебного плана. Образцы подготовленных пособий и методика их применения обсуждаются и утверждаются в ходе ежемесячных инструктивно-методических занятий со всеми руководителями учебных групп.
Выбор методики применения технических средств обучения и воспитания зависит от:
- ⎯ особенностей занятия (целей, содержания и формы проведения);
- ⎯ уровня подготовки руководителя группы;
- ⎯ подготовленности слушателей.
Управляет техническими средствами, как правило, помощник руководителя группы, или специально подготовленный военнослужащий. Как показывает опыт, наибольший эффект дает комплексное применение технических средств обучения совместно с традиционными средствами наглядности – доской и мелом, картами, плакатами и схемами. Руководитель использует видеомагнитофон для демонстрации фрагментов из учебных видеофильмов, раскрывающих отдельные положения, кодопроектор «Протон» – для показа набора слайдов и диапозитивов, диапроектор «ЛЭТИ» – фрагментов из диафильмов. При принятии решения о способе демонстрации на занятии учебного видеофильма следует обращать внимание на полноту охвата темы в фильме, степень раскрытия основных учебных вопросов, качество звукового и видеоряда, информативность дикторского текста, сильные и слабые в эмоциональном и содержательном плане видео эпизоды, их педагогическую ценность.
Ведущим способом, часто применяемым на практике, является фрагментарный (по частям, эпизодам) метод демонстрации, который позволяет наряду с видеоматериалом использовать другие средства и способы представления наглядности (диапозитивы, плакаты, репродукции и т.д.). При условии соответствия содержания фильма изучаемой теме и высокого технического качества видео копии учебный видеофильм может демонстрироваться полностью (как правило, после лекции в часы для проведения воспитательной работы или в ходе плановых занятий, если на тему выделено не менее 4-х часов учебного времени).
Чем отличается пропаганда от агитации
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с терминами «пропаганда» и «агитация», но далеко не каждый из нас понимает, в чём различие между этими понятиями. В данной статье мы рассмотрим основные особенности каждого из этих видов воздействия на общественное мнение и сравним их между собой.
В целом, как пропаганда, так и агитация – это эффективные инструменты манипуляции сознанием людей, но осуществляются они по-разному и имеют свои специфические цели. Пропаганда – это мощный метод воздействия на массовое сознание, который преследует цель убедить людей в одном правильном мнении, в то же время агитация – это более прагматичный метод, предназначенный для убеждения людей в необходимости действовать в определённом направлении.
Важно отметить, что как пропаганда, так и агитация могут использоваться с разными целями, например, для продвижения политических партий, рекламирования товаров, привлечения поддержки социальных и культурных инициатив и т.д. В обоих случаях, однако, используются специальные техники и методы воздействия на общественное мнение, которые описываются далее.
Пропаганда и Агитация: Существенные Различия
Пропаганда – это систематическое распространение информации, направленной на создание или укрепление определенных убеждений, чувств или поведенческих норм. Она ориентирована на массовую аудиторию и может использовать различные формы воздействия, такие как видео, картинки или тексты. Основная цель пропаганды – убедить человека в правильности тех или иных убеждений, и, как следствие, вызвать желаемую реакцию от него.
Агитация, с другой стороны, – это публичное обращение к людям с целью вызвать у них определенные эмоции, чтобы те совершили какое-то действие или приняли определенную позицию. Агитация, в отличие от пропаганды, может быть направлена на конкретную аудиторию и проводиться в определенном месте в уделах конкретной группы людей.
Одним из существенных различий между пропагандой и агитацией является их цель. Пропаганда направлена на формирование или укрепление убеждений, а агитация – на вызов непосредственной реакции. Также, пропаганда стремится формировать у человека долгосрочные знания и убеждения, в то время как агитация работает на краткосрочном эмоциональном уровне.
В целом, пропаганда и агитация являются средствами манипулирования массовым сознанием. Однако, понимание и различение между ними помогает избежать попадания под влияние агитации или пропаганды, что является важным фактором для сохранения личной свободы мышления.
Что такое пропаганда?
Пропаганда – это систематическое воздействие на массовое сознание, направленное на вызов определенных мыслей, поведений и убеждений. Цель пропаганды – это формирование определенного образа мира, создание специфических политических, социальных и культурных стереотипов.
Пропагандистская деятельность пережила свой расцвет в периоды военных конфликтов, когда становится особенно важным формирование общенациональных ценностей и идеалов. Сегодня практикуется и в других сферах – от политики до рекламы.
Пропаганда может применять разные методы и формы – от прямых уговоров и аргументации до более скрытых форм, вроде использования примитивных символов, манипуляций и ложной информации. Она направлена на создание эмоциональной окраски восприятия массами и является важным элементом во многих важных процессах, таких как формирование национальной идентичности.
Что такое агитация?
Агитация – это процесс воздействия на общественное мнение с целью изменения его в пользу определенных взглядов, идей, власти или политической партии. Агитация может проходить на уровне индивидуальных бесед, массовых мероприятий, СМИ или интернет-сообществ.
Важная особенность агитации заключается в том, что она несет в себе явный и открытый характер, не скрывая от получателя сообщения автора и его интересов. Она мотивирована убеждениями и стремлениями автора, которые он постоянно подчеркивает в своих высказываниях и действиях.
Целью агитации может являться поддержка определенного кандидата на выборах, убеждение общественности в правильности определенной политической стратегии или намерение убедить людей в общественной необходимости введения новых законов и нормативов.
Агитация имеет свою законность и правила, которые должны соблюдаться при ее осуществлении. Она является важной составляющей демократического процесса и способствует формированию общественного мнения по поводу наиболее актуальных проблем и задач.
Как различие между пропагандой и агитацией влияет на нашу жизнь?
Пропаганда и агитация – две разных формы воздействия на общественное мнение. Пропаганда – это систематическое распространение идеологии или концепции, с целью формирования определенного образа мышления. Агитация – это форма обращения к массовому сознанию, призывающая к действию или изменению отношений.
Различие между пропагандой и агитацией влияет на нашу жизнь в нескольких аспектах:
- Качество информации. Пропаганда обычно не предоставляет полное и объективное представление о происходящих событиях. Агитационная повестка, напротив, может быть основана на реальных фактах и является более достоверной.
- Цели и мотивы. Пропаганда зачастую преследует определенные интересы или цели. Агитация же может быть направлена на достижение конкретных результатов, таких как улучшение социального положения или защита прав граждан.
- Влияние на общественное мнение. Пропаганда может быть использована для манипуляции массовым сознанием и формирования негативного отношения к определенным событиям или людям. Агитация же может вдохновлять людей на активное участие в социальной жизни и принятие важных решений.
Важно быть внимательным к пропаганде и агитации и уметь отличать манипуляцию от реальной информации. Не стоит верить всему, что нам говорят, а следует искать независимые источники информации и формировать собственное мнение на основе объективных данных.
Виды коммуникативного воздействия. Агитация пропаганда, реклама, PR
Межгрупповая коммуникация, как и массовая, обладает одним феноменальным свойством. С точки зрения модели коммуникации отправителем и/или получателем являются группы людей, организации, партии и т.п. Но реально ведь сообщение производит конкретный человек, автор текста. Такого не бывает, к примеру, чтобы обращение политической партии к президенту произносили все члены партии хором одновременно. Его текст составляют и доставку обеспечивают вполне конкретные люди, берущие на себя право говорить от имени всей группы.
И воспринимается любое сообщение тоже индивидуально, хоть бы оно и адресовано целой группе. Новогоднее обращение президента России, к примеру, адресовано всему народу. Но у народа нет ушей, они есть у каждого конкретного человека.
Этот коммуникативный фокус скрывает большие возможности как для манипуляций, так и для управления людьми. Когда конкретный человек получает сообщение, адресованное всем и только через адрес «всем» — ему, это придает коммуникации особый характер, позволяющий камуфлировать истинные цели коммуникации.
Что происходит? Почему получается, что мы придумываем мифического коммуниканта, выступающего как отдельный собирательный индивид вместо реально существующей группы или массы индивидов?
Коллективное послание (созданное коллективом или адресованное коллективу) — всего лишь результат условной аккумуляции десятков или сотен личных подразумеваемых сообщений. Обобщение единичных актов отдельных индивидов и обозначение их индивидуальным именем (народ, люди труда, учителя, российские шахтеры и т.п.) — типично для межгрупповой коммуникации. Обобщая свои мысли, чаяния, пожелания, человек делегирует специального коллективного коммуниканта, иногда символического (Дядя Сэм, Родина-мать, Кремль, партия, Пентагон и т.п.).
Таким обобщающим коммуникантом может быть и реальный человек, например, партийный лидер. Даже когда Явлинский или Зюганов говорят от своего имени, все равно считается, что они выражают мнение определенных групп граждан, то есть, по сути, отправляют обществу сообщения этих групп. Политик обязательно становится обобщенным коммуникантом.
Как и любой миф, мифологизированный коллегиальный коммуникант нужен для удобства и экономии усилий. У группы или массы, от имени которой этой коммуникант выступает, есть общие мысли и общие высказывания. Мифологизированный обобщенный коммуникант, с одной стороны, выполняет объединительную, а с другой, минимизирующую функцию — он сводит все высказывания некой общности людей к одному сообщению.
Как уже указано, межгрупповая коммуникация чаще всего является политической. По сути, межгрупповая коммуникация и формирует политическую среду. В связи с этим уместно говорить о политической коммуникации.
Политики подряжаются угадывать и отстаивать интересы остальных членов общества. Ну а по сути, политики управляют интересами других людей. Обещая удовлетворить интересы сограждан, политик втихомолку получает в собственное распоряжение то, чем сограждане готовы пожертвовать ради удовлетворения своих интересов — будь то деньги, организационная поддержка, участие в митингах или поддержка на выборах.
Для этого политик должен объяснять своей аудитории, какие ее интересы он готов отстаивать, как он это будет делать и что для этого надо. Налицо факт коммуникации, в которой присутствует источник, сообщение, каналы, по которым сообщение передается, и воспринимающая (либо не воспринимающая) сторона — общественность. Это особый вид коммуникации — политическая коммуникация.
Политическая коммуникация- это производство, передача, восприятие информации, с помощью которой политики стремятся собрать как можно больше «чужого» ресурса для реализации «своих» цели.
Наиболее формализованными и распространенными способами политической коммуникации являются агитация и пропаганда.
Агитация, видимо, один из древнейших способ убеждения. Она является, по сути, формой приказа, повеления. Агитация прямо и непосредственно побуждает к действию и в этом ее суть. Агитация всегда содержит призыв что-либо сделать, например, проголосовать. Именно это ее свойство роднит ее с прямым приказом. Призыв, убеждение, побуждение, — верный признак агитации. Агитацию и приказ-повеление объединяет даже грамматическая форма — форма императива, то есть побудительного глагола или предложения. Это как бы более доброжелательная форма приказа. «Голосуй сердцем!», «Все на выборы!» — совершенная стилистика приказа, причем все понимают, что исполнение действия, к которому призывает агитка, не является беспрекословным: побуждение, повеление в данном случае носит имитирующий характер. Это простая и незамысловатая форма убеждения, в которой недостаток глубокомысленности восполняется достаточно высоким уровнем экспрессии (императив).
Пропаганда является более сложным способом воздействия. Впервые это слово было использовано в его нынешнем значении в посланиях Папы Римского в 16 веке и означало буквально «подлежащее распространению»; речь шла о распространении идей христианства. Конечной целью пропаганды, как и агитации, является целесообразное изменение поведения человека. Но если агитация прямо и незатейливо действует на поведение человека, то пропаганда взывает к убеждениям человека, пытается эти убеждения изменить и уж из-за этого должно потом измениться и поведение человека. Это, конечно, более сложная технология, чем агитация.
Понятно, что человек, податливо воспринявший пропагандистский заряд, не бросится сразу действовать в соответствие со своими вновь обретенными идеями. Прямой эффект пропаганды не столь ярко выражен, как в случае с агитацией. Более того, большинству людей свойственно критически относится к навязываемым идеям. Вероятность того, что идеи пропагандиста сразу станут для разумного человека руководством к действию, очень не велика.
Этот «недостаток» пропаганды с лихвой компенсируется тем, что, будучи хоть как-то усвоенными, идеи пропаганды могут сами управлять поведением человека. Грубо говоря, агитация как призыв к действию нужна каждый раз, когда это действие надо совершить. В случае же с пропагандой человек, подпавший под ее воздействие, потом может действовать на основании ее идей вполне автономно.
Разновидностью межгрупповой коммуникации, в том числе в политике, следует признать и рекламу. Реклама продвигает потребительские и репутационные свойства товара. Самое простое определение — реклама продает товар. Ее задача — убедить получателя сообщения в том, что рекламируемый товар (политик) — хорошего качества и стоит денег (политической поддержки).
Самой сложной технологией по привлечению сторонников являются связи с общественностью или PR(сокращение от английского Public Relations). Технология эта, даже судя по ее названию, универсальна и применяется не только в политике, но и в бизнесе.
За более чем 70 лет теория PR наработала уже чуть ли не академические традиции. Есть много определений PR. Например:
«Public Relations — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».
Одно из классических определений:
«Public Relations — это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью (т.е. ее работниками, партнерами, потребителями)».
И пропаганда, и реклама предполагают неизменность того, что пропагандируется или рекламируется. Грубо говоря, реклама не может изменить товара, она имеет дело с готовым товаром и может только выгодно его подать. А общественные связи призваны влиять не только на общественность, но и на того, кто эти общественные связи инициирует.
Связи с общественностью — управление поведением общественности за счет согласования ее интересов с интересами управляющей стороны.
В этом суть общественных связей и их принципиальное отличие от рекламы и пропаганды. Да, технологии общественных связей позволяют управлять общественным интересом. Но это такое управление, при котором происходит согласование интересов управляемого и управляющего. Естественно, это более сложные социальные технологии, чем реклама и пропаганда. Это технологии более сложного общества. В самой технологии связей с общественностью заложена идея учета общественного мнения, то есть идея обратной связи. Стало быть, модель коммуникации реализуется во всей полноте.
Важнейшим обстоятельством межгрупповой коммуникации, особенно политической коммуникации, является крайне высокий шумовой фон, обусловленной высокой конкуренцией коммуникантов и сообщений. К одним и тем же целевым группам обращаются разные группы отправителей. В этом же информационном пространстве другие группы отправителей обращаются к другим группам получателей. Все это многократно усложняет понимание в межгрупповой коммуникации, приводит к информационным перегрузкам и стрессам. Поэтому поводу и сто, и пятьдесят лет назад было немало апокалипсических пророчеств, предрекающих, что человек просто не выдержит и захлебнется в нахлынувшем информационном потоке.
Интраперсональная коммуникация — внутреннее общение человека со своим условным «я», иногда патологическое.
Межличностная коммуникация- общение двух или более людей, участвующих в коммуникации персонально.
Групповая коммуникация — межличностная коммуникация с количеством участников более двух.
Модератор (от английского moderate — умеренный) — один из участников общения, имеющий функции ведения, направления, ограничения общения.
Межгрупповая коммуникация- общение между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, чаще всего в социально-политической сфере. Субъектами общения выступают не отдельные люди, а коллективы (партии, организации и т.п.).
Массовая коммуникация — коллективная коммуникация, при которой участники общения не структурированы ни по какому принципу. Таковой является, к примеру, коммуникация с помощью общенациональных средств массовой информации.
Межкультурная коммуникация- общение различных культур, цивилизаций.
Политика (греческое politika- государственные или общественные дела, от polis- государство) — отвлеченный от предмета вид управленческой деятельности, сущностью которого является использование «чужих» ресурсов для достижения «своих» целей на общественном поприще. Также сфера такой деятельности.
Харизма (греческое charisma- милость, божественный дар) — комплекс лидерских морально-волевых качеств человека, признаваемых остальными людьми.
Агитация (латинское agitatio- приведение в движение, побуждение к чему) — побуждение к действию с помощью слов, лозунгов, призывов.
Пропаганда (от латинского propagare- распространять) — распространение идей с целью привлечь сторонников.
Реклама (французского еreclame от латинского reclamo- выкрикиваю) — распространение информации о потребительских свойствах товаров и услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др.
Связи с общественностью, public relations- управление поведением общественности за счет согласования этих интересов с интересами управляющей стороны.