Что является целью физической подготовки сотрудников органов внутренних дел российской федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Наставление определяет основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации <1> в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации <2>.
<1> Далее — «сотрудники».
<2> Далее — «органы, организации, подразделения МВД России».
2. Целью физической подготовки является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
3. Задачами физической подготовки сотрудников являются:
3.1. Развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных задач.
3.2. Формирование двигательных навыков и умений эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы.
3.3. Поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности.
4. Основным средством физической подготовки являются упражнения общей физической подготовки (на силу, быстроту и ловкость, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы).
5. В содержание занятий по физической подготовке включаются упражнения прикладной гимнастики и атлетической подготовки, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления препятствий, лыжной подготовки, плавания, боевых приемов борьбы.
6. Доведение физических качеств до требуемого уровня, формирование необходимых двигательных навыков и умений осуществляются в рамках обучения по основным и дополнительным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России <1>.
<1> Далее — «организации, осуществляющие образовательную деятельность».
7. Поддержание и совершенствование физических качеств, а также двигательных навыков и умений сотрудников осуществляются на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке.
8. Занятия по физической подготовке в рамках профессиональной служебной и физической подготовки проводят руководители учебных групп <2>. Для проведения занятий могут привлекаться сотрудники, имеющие образование в области физической культуры и спорта либо спортивные звания, имеющие (имевшие) спортивные разряды и прошедшие обучение на учебно-методических сборах по физической подготовке. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, — сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр (циклов).
<2> Пункт 131 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 5 мая 2018 г. N 275 (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2018 года, регистрационный N 51459).
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчук Никита Александрович
Физическая подготовка является одним из аспектов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и требует методов совершенствования. В статье рассмотрены цели и задачи физической подготовки , отмечена необходимость поддержания физической формы сотрудников органов внутренних дел России на постоянной основе и подчеркнута важность соблюдения принципа систематического и непрерывного физического воспитания. В ответ на проблемы обеспечения физической подготовки предложены различные виды занятий, а также доказана необходимость их использования, как неотъемлемой части повседневной жизни сотрудников.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савчук Никита Александрович
PHYSICAL TRAINING AS AN ELEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS
Physical training is one of the aspects of the professional training of police officers and requires methods of improvement. The article considers the goals and objectives of physical training, notes the need to maintain the physical fitness of employees of the internal affairs bodies of Russia on a permanent basis and emphasizes the importance of observing the principle of systematic and continuous physical education. In response to the problems of ensuring physical fitness, various types of classes are proposed, and the need for their use as an integral part of the daily life of employees is proved.
Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PHYSICAL TRAINING AS AN ELEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS
Савчук Никита Александрович
старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России
имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Savchuk Nikita Aleksandrovich senior lecturer
department of fire training and activities of internal affairs bodies
in special conditions
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Аннотация. Физическая подготовка является одним из аспектов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и требует методов совершенствования. В статье рассмотрены цели и задачи физической подготовки, отме-чена необходимость поддержания физической формы сотрудников органов внутренних дел России на постоянной основе и подчеркнута важность соблюдения принципа систематического и непрерывного физического воспитания. В ответ на проблемы обеспечения физической подготовки предложены различные виды занятий, а также доказана необходимость их использования, как неотъемлемой части повседневной жизни сотрудников.
Abstract. Physical training is one of the aspects of the professional training of police officers and requires methods of improvement. The article considers the goals and objectives of physical training, notes the need to maintain the physical fitness of employees of the internal affairs bodies of Russia on a permanent basis and emphasizes the importance of observing the principle of systematic and continuous physical education. In response to the problems of ensuring physical fitness, various types of classes are proposed, and the need for their use as an integral part of the daily life of employees is proved.
Ключевые слова: сотрудники ОВД; физическая подготовка; физическая актив-ность; профессиональная подготовка; физические упражнения.
Keywords: police officers; physical training; physical activity; professional training; physical exercises.
В современном обществе, вступившим в эпоху глобализации, криминогенные элементы стали проникать во все сферы жизни общества. Сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться с большим количеством правонарушений, реагирование на которые требуют от них поддержания высоких показателей физической подготовки на постоянной основе. Доказано, что поддержание правопорядка и качество пресечения нарушений напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел (ОВД), в том числе,
Для успешного выполнения им своих задач требуется не только юридическая подготовка, но и хорошая физическая форма, его постоянная готовность к ведению рукопашного боя, эффективное и четкое владение различного вида оружием [1].
Зачастую сотрудникам полиции приходится работать в нестандартных условиях, экстренной или стрессовой ситуации, все эти факторы влияют на качество выполнения, возложенных на него, задач. Им необходимо в режиме реального времени уметь подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, в том числе, сочетать боевые приемы со значительными умственными нагрузками. Эффективное выпол-нение служебных обязанностей связано не только с коммуникабельностью, эруди-цией и желанием развиваться в данной области, для этого необходимо развивать такие компетенции, как общая выносливость, физическая сила, ловкость, гибкость, а также внутренний стержень и смелость при выполнении опасных должностных обязанностей. Помимо развитой нравственно-волевой сферы и пытливого ума будущему сотруднику ОВД для гармоничного развития необходимо развивать соответствующие психофизические качества.
Назначение сотрудников подробно изложено в отечественных нормативно-правовых актах, которые и определяют направления их дальнейшего совершенствования. Для начала обратимся к Российскому законодательству. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» провозглашает назначение полиции в виде:
1. Защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
2. Оказывает противодействия преступности.
3. Обеспечивает охрану общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
4. Приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
5. Предупреждает и пресекает преступления и административные правонарушения, и другие.
6. Все эти направления деятельности требуют от сотрудников наличия необходимых компетенций, которые опишем далее.
На практике, физическая подготовка представляет собой комплекс мероприятий, основной целью которых является физическое совершенствование действующих и будущих сотрудников полиции с целью обеспечения их физической подготовки к выполнению служебных обязанностей и требований. Физическая подготовка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Чем чаще человек занимается спортом, тем стремительнее будет проходить его развитие. Этот факт мы можем увидеть на практике, ведь дети познают мир с помощью физической активности. Самый активный и физически подготовленный человек будет выделяться своей выносливостью, силой воли и здоровьем. Тем самым, физическая подготовка играет важную роль в жизни каждого из нас. Являясь одним из общественных социальных институтов, физическая культура и спорт выступает неким воспитателем подрастающего поколения, выполняющим множество важнейших задач. К их числу можно отнести:
— военно-патриотическое воспитание молодежи;
— формирование гармонично развитой личности;
— пропаганду здорового образа жизни и стремление к физическому совершенству;
— укрепление международного сотрудничества в области спорта [2].
В этой связи значительно возросла необходимость развития системы подготовки кадров в данной профессиональной области, это объясняется тем, что от эффективной работы сотрудников органов внутренних дел напрямую зависит безопасность общества и государства. Таким образом, с учетом специфики деятельности правоохранительной службы, приоритетной сферой развития будет выступать физическая подготовка кадров. Это объясняется тем фактом, что уровень безопасности государства будет находиться в прямой зависимости от физических показателей сотрудников. Важно понимать, что физическое совершенствование будет влиять и на личную безопасность полицейского в процессе выполнения оперативно-служебных функций.
Целью физической подготовки сотрудников ОВД является воспитание гармоничной личности, формирование ее готовности к эффективному выполнению служебных функций, совершенствование физический параметров, правильное использование боевых приемов при предотвращении противоправных действий, внедрение в процесс исполнения должностных инструкций специальных средств, а также повышение уровня работоспособности. Все эти средства предусматривают выполнения ряда важнейших задач, способствующих выполнению целей:
— осуществление подготовительных мероприятий для использования табельного оружия и приемов борьбы;
— внедрение тренировочных занятий для развития выносливости на длинные дистанции в ходе преследования правонарушителя;
— овладение навыками самозащиты и приемов личной обороны в экстремальных условиях во время выполнения служебных обязанностей;
— создание условий для формирования необходимых психоэмоциональных компетенций, таких как дисциплинированность, самоконтроль, смелость, гуманность, наблюдательность, бдительность и тому подобное.
Для эффективного решения вышеперечисленных задач необходимо обеспечить материально-техническую базу как в профильных образовательных, так и в профессиональных учреждениях. Успешность данной системы определяется наличием:
— разнообразных средств, форм и методов обучения кадров;
— высокого уровня практической подготовки наставников;
— высокого качества проведения практических и теоретических занятий;
— практикоориентированных занятий физической подготовки, позволяющих смоделировать условия, приближенные к реальности;
— занятий, основанных на изучении тактического использования боевых приемов, приемов самообороны и других правомерных средств личной безопасности;
— учебно-материальной базы, отвечающей современным тенденциям совершенствования и развития;
— контроля за выполнением заявленной программы.
Уже упоминалось, что физическая подготовка позволяет обеспечить должный уровень личной безопасности сотрудника органов внутренних дел и общественной защищенности. Помимо этого, она влияет на профессиональную работоспособность посредством увеличения адаптируемости сотрудника к экстремальным и стрессовым ситуациям, появляющимся в процессе оперативно-служебной деятельности. Не стоит забывать и о психофизическом состоянии, которое тоже во многом зависит от физических показателей человека. Но различные структурные подразделения органов системы имеют свою специфику в деятельности сотрудников. Возьмем две взаимосвязанные сферы: уголовный розыск и органы дознания и следствия. В первом случае имеет место быть высокий уровень физической активности, сопровождающейся столкновением с криминогенной средой и негативными последствиями. Здесь основным требованиям к сотрудникам будет совершенствование двигательной активности и в целом всех физических способностей. Во втором случае, мы можем наблюдать преимущественно статичную работу в сидячем поло-жении, характеризующуюся умственным напряжением. Эти сотрудники скорее испытывают чрезмерную эмоциональную нагрузку, нежели физическую. Но это не значит, что только определенным подразделениям необходима физическая подго-товка. Необходимый уровень физической активности должен поддерживаться не только в процессе обучения курсантов в период подготовки к будущей профес-сиональной деятельности, но и на протяжении всей службы вне зависимости от структурного подразделения и специфики деятель-ности.
Формирование фундамента, воспитание в курсантах необходимых знаний, умений и навыков происходит, начиная с учебных заведений. Наставники закладывают в них базовые профессиональные компетенции, которые в дальнейшем, уже на практике должны будут поддерживаться на должном уровне и контролироваться, посред-ством проведения тренировочных занятий и сдачей нормативов.
Как известно, основу физического совершенствования составляют упражнения. Для достижения необходимого уровня психофизической подготовки сотрудников ОВД используются специальные средства, которые условной можно разделить на следующие уровни:
1) упражнения на повышение уровня общей выносливости организма, позволяющие быстро адаптироваться к условиям повышенной напряженности и длительным нагрузкам;
2) упражнения, направленные на устойчивость организма к влиянию негативных факторов профессиональной среды;
3) упражнения опорно-двигательного аппарата, позволяющие сотруднику длительное время находиться в статичной, вынужденной, порой неудобной позиции тела;
4) дыхательные упражнения, позволяющие разрабатывать объем легких, улучшать функции внешнего дыхания и развивать контроль над организмом;
5) мероприятия, направленные на восстановление организма после нагрузок;
6) упражнения, повышающие психоэмоциональную устойчивость к работе в сложных и меняющихся условиях [3].
В результате тренировок улучшается работа всех органов тела, в том числе цен-
тральной нервной системы. Основу физической подготовки сотрудников могут составлять как отдельные комплексы упражнений, так и полноценные занятий любым видом спорта, будь то гимнастические упражнения, беговые занятия, различные виды единоборств, аэробика, плавание, а также подвижные игры. В это деле главное не зацикливаться на чем-то одном, избегать узкой специализации, а также гипертрофированного развития какого-то конкретного физического качеств, это может привести к ослаблению других сфер физической подготовки и нанести ущерб его гармоничному развитию [4].
Также можно выделить физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в профессионально-прикладной физической подготовке сотруд-ников правоохранительных органов. Это гимнастические упражнения (опорные прыжки, упражнения на перекладине, упражнения на брусьях, сложно координа-ционные упражнения, упражнения на внимание), спортивные и подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол, различные эстафеты и другие), виды единоборств (классическая, вольная борьба, самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой), плавание, акробатика, преодоление препятствий. Вышеперечисленные виды занятий отно-сятся к специальному разделу профессионально-прикладной физической подго-товки, задачей кото-рого является направленное развитие тех психических и физи-ческих качеств обучаемого, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональ-ная деятельность, в частности, правоохранительная. Но, без сомнений, основой и важнейшей базой профессионально-прикладной физи-ческой подготовки сотрудников ОВД является общая физическая подготовка.
Стоит обратить внимание на тот факт, что помимо нормативных занятий во время служебной деятельности, сотрудник ОВД должен поддерживать физическую форму и вне работы. Необходимо осуществлять самостоятельные тренировки в комплексе форм, например:
2) упражнения в течение учебного или рабочего процесса;
3) самостоятельные тонировочные занятия.
Процесс физической подготовки сопряжен с его индивидуализацией, ведь способности и изначальный уровень подготовки у всех сотрудников разный, поэтому встает вопрос о составлении программы под каждого конкретного человека. Для того, чтобы справедливо разработать такие нормативы стоит ориентироваться на рабочий режим конкретных отделов в системе органов внутренних дел. Образ жизни сотрудников сильно различается в зависимости от его служебных задач. В этой связи, решить проблему составления нормативов можно только после иссле-дования ежедневных условий труда сотрудников: кто-то имеет сидячий образ жизни и много времени проводит в кабинете, а кто-то находится в режиме постоянной физической активности, например, патрулируя улицы. В этом вопросе необходимо придерживаться золотой середины, принципа партнерства в определении перечня этих нормативов. С точки зрения оптимизации физической подготовки всех структурных подразделений органов внутренних дел можно предложить следователям и дознавателям добавить в процесс рабочего времени нормативные занятия по физической подготовке, а сфере уголовного розыска отвлечься на работу с новой
информацией, позволяя улучшить познавательную и аналитическую деятельность, по сути произвести обмен привычными видами деятельности и сменить обста-новку. Такая перестройка режима рабочего времени, сопровождающаяся обязатель-ными занятиями по физической подготовке, положительно скажется на мотивации сотрудников, улучшит их личные показатели и способствует желанию усвоения новых знаний, умений и навыков [5].
Еще одной важной компетенцией в работе полицейского является умение применять огнестрельное оружие в условиях выполнения служебных задач. Главное слагаемое успеха мероприятия — его удачная реализация. Ни для кого не секрет, что умелое владение табельным оружием это профессиональное требование к сотрудникам, которое одновременно является и служебной необходимостью для ряда профилей. Это умение напрямую связано с уровнем физической подготовки человека. Очень редко условия располагают к статичному применению огнестрельного оружия, как во время учебных занятий, чаще всего сотруднику одновременно со стрельбой необходимо также осуществлять приемы самообороны, усвоенные на физподготовке или стрелять во время бега, что требует от человека особенных физических затрат.
В настоящее время для планомерного развития системы ОВД необходимо постоянное совершенствование основных критерий физического совершенства, ими являются требования законодательства, официально разработанные закрепленные инструкции по физической культуре, государственные программы, включающие в себя стандарты единой спортивной квалификации. Все это позволяет наладить не только систему спортивного совершенствования курсантов еще до момента освоения им специальности, но и обеспечить контроль за их соблюдением уже на этапе профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Также мы можем говорить о процессе воспитания необходимых как физических, так и морально-волевых качеств сотрудников правоохранительных органов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что систематическая физическая активность позволяет человеку приобретать новые личные достижения, рекордные показатели его физической подготовки, а также развивать такие общие качества как: быстроту, ловкость, выносливость, силу и стрессоустойчивость. Она способствует гармоничному развитию личности не только в физической сфере, но также формирует необходимые морально-волевые качества, чувство смелости, закаляет характер, твердость духа, благоприятно влияет на чувство уверенности в себе, в своих силах, силе воли, стремлении достичь поставленных целей. Именно физическая подготовка станет мотиватором для личного самосовершенствования сначала сотрудника, а затем и всей системы в целом, поможет оценить уровень профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации.
1. Кошевец Г. В. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников
силовых ведомств : сборник статей XX Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 14-15 июня 2018 г.). Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 103-106.
2. Байдаев М. М. Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел российской федерации: проблемы и перспективы // Вестник Университета. 2014. № 2. С. 208-212.
3. Малютина М. В., Соболева B. И., Загородная О.В. Физическая культура и спорт в психологической и профессионально прикладной подготовке студентов в ВУЗе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 4. С. 77-84.
4. Алтунин А. Ю. Физическая подготовка стрелка-спортсмена в рамках практической стрельбы // Наука-2020. 2021. № 5 (50). С. 42-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovka-strelka-sportsmena-v-ramkah-prakticheskoy-strelby (дата обращения 21.05.2022).
5. Купавцев Т. С., Косиковский А. Р., Дурнев А. И. О совершенствовании методики огневой и физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России / // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 30 октября
2019 г.). Москва : Проспект, 2020. С. 206-210.
1. Koshevets G. V. [The role of physical training and sports in the professional activities of police officers]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Sbornik statey XX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii (g. Irkutsk, 14-15 iyunya 2018 g.) [Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of articles of the XX International Scientific and Practical Conference (Irkutsk, June 14-15, 2018)]. Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2018, pp. 103-106. (In Russia).
2. Baidaev M. M. Professional'naya sluzhebnaya i fizicheskaya podgotovka sotrud-nikov organov vnutrennikh del rossiyskoy federatsii: problemy i perspektivy [Professional service and physical training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation: problems and prospects]. Vestnik Universiteta — Bulletin of the University, 2014, no. 2, pp. 208-212.
3. Malyutina M. V., Soboleva B. I., Zagorodnaya O. V. Fizicheskaya kul'tura i sport v psikhologicheskoy i professional'no prikladnoy podgotovke studentov v VUZe [Physical culture and sport in psychological and professionally applied training of students at the university]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Orenburg State University, 2016, no. 4, pp. 77-84.
6. Altunin A. Yu. Fizicheskaya podgotovka strelka-sportsmena v ramkakh prakticheskoy strel'by [Physical training of a shooter-athlete in the framework of practical shooting]. Nauka-
2020 — Science-2020, 2021, no. 5 (50), pp. 42-48. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/fizicheskaya-podgotovka-strelka-sportsmena-v-ramkah-prakticheskoy-strelby (accessed 21.05.2022).
4. Kupavtsev T. S., Kosikovsky A. R., Durnev A. I.[ On improving the methods of fire and physical training of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Strategicheskoe razvitie sistemy MVD Rossii: sostoyanie, tendentsii, perspektivy : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Moskva, 30 oktyabrya 2019 g.)
[Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: status, trends, prospects. Materials of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 30, 2019)]. Moscow, Prospect Publ., 2020, pp. 206-210. (In Russia).
Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур
Синицын, С. И. Роль и значение физической культуры и спорта в жизни сотрудников силовых структур / С. И. Синицын. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17500/ (дата обращения: 17.09.2023).
При осуществлении своей служебной деятельности сотрудникам правоохранительных органов приходится ежедневно переносить физические нагрузки для выполнения служебных задач, для личной безопасности, для предотвращения и пресечения преступлений и для охраны общественного порядка в целом. В данной статье описана важность физической готовности сотрудников, рассмотрен вопрос, а зачем же сотрудникам высокая физическая подготовка, рассмотрены особенности подготовки курсантов для силовых структур.
Ключевые слова: физическая подготовка, правоохранительные органы, силовые структуры, нормативы, боевые приемы борьбы.
Одним из главных направлений профессиональной подготовки сотрудников силовых структур является физическая подготовка, а именно ее развитие и усовершенствование. Физическая подготовка — это целенаправленный процесс развития физических качеств, которые нужны человеку для изучения различных физических упражнений и умения применять их в повседневной жизни. Физическая подготовка сотрудников — это одно из основных условий поддержания правопорядка в государстве, так как сотрудникам правоохранительных органов зачастую для выполнения своих служебных обязанностей приходится сталкиваться с выполнением служебных задач, в которых требуется достаточно высокая физическая подготовка силовиков. Также каждый сотрудник сталкивается с противостоянием преступников или лиц с отклоняющимся поведением для того, чтобы задержать правонарушителей и при этом не выйти за рамки закона, нужно быть физически развитым. Для этого и требуется развитие таких качеств сотрудника как смелость, выносливость, скорость, ловкость и решительность в критических ситуациях.
У физической культуры есть ряд признаков, которые присущи только данной сфере:
1) активная двигательная система человека, именно та которая развивает жизненно важные функции человеческого организма;
2) изменение физического состояния человеческого организма — повышение выносливости, ловкости и силовых показателей, которые приводят к улучшению здоровья и физических данных человека;
3) комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека [1, с. 113].
Сотрудники силовых структур за время службы ежедневно претерпевают высокие физические нагрузки, что и говорит о важности повышения и усовершенствования физической подготовки кадров для правоохранительных органов. Если рассмотреть порядок принятия гражданина на службу в правоохранительные органы, то одним из важнейших этапов является физическая подготовка будущего сотрудника. Хотелось бы отметить, что на этом подготовка сотрудников в физическом плане не заканчивается, так как сотрудники во время службы также сдают нормативы по физической подготовке.
При выполнении функций по охране общественного порядка правоохранителям приходится работать с различными категориями граждан такими как алкоголики, наркоманы, люди без определенного места жительства и различными асоциальными элементами общества. При работе с данными категориями граждан не стоит забывать об опасности, которую они могут нести в момент противостояния сотрудникам правоохранительных органов, в данной ситуации именно физические качества, решительность и умение быстро действовать в критических ситуациях помогут сотруднику преодолеть опасность при осуществлении своей деятельности.
О важности физической подготовки сотрудников правоохранительных органов говорит нам Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 “Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации”, Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», в которых говорится о том, что целью физической подготовки является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Проверка показателей физической подготовки проявляется в сдаче следующих нормативов: челночный бег и бег на 100 м, что влияет на развитие и проверку скоростных показателей курсанта, бег на длинные дистанции, такие как 3–6 км, данный норматив повышает выносливость сотрудника, различные силовые упражнения (подтягивание на перекладине, отжимания и т.п.). Также особое внимание придаётся боевым приемам борьбы. Данный элемент физической подготовки курсанта также подвергается проверке, именно боевые приемы борьбы помогут будущему сотруднику пресечь противоправные действия правонарушителей. Исходя из этого, в процессе обучения очень внимательно относятся к данному элементу служебной дисциплины, так как в результате неграмотных действий сотрудников он может нанести ущерб самому себе и выйти за рамки, дозволенные законом.
Подводя итог, следует сказать о том, что физическая подготовка сотрудников, курсантов правоохранительных органов играют очень важную роль в выполнении ими служебных задач, и без физической подготовки деятельность по охране общественного порядка невозможна.
Физическая подготовка в системе МВД России: сущность, цель, задачи, основные понятия
Основные понятия физической культуры, физической подготовки и спорта отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 13 января 1999 г.
Физическая культура — это часть общей культуры общества, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком в процессе физкультурно-спортивной деятельности для своего физического совершенствования.
Спорт — это часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.
Физическое образование — это процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.
Физическая подготовка — это целенаправленный процесс улучшения физического развития и функционального состояния, повышения уровня физической подготовленности, осуществляемый в условиях служебно-профес-сиональной деятельности.
Физическое состояние является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.
Физическое развитие — определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма (например, телосложение человека).
Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.
Физическая подготовленность является основным результатом процесса физической подготовки. Это качественно новое состояние организма человека. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.
Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность человека. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость, гибкость.
Двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие (ходьба, бег, прыжки и т.д.) и профессионально-прикладные (преодоление препятствий, боевые приемы борьбы и т.д.).
Физические упражнения — основное средство физической подготовки, двигательные действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека вообще и повышения его физической подготовленности в частности. Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.
Физическая подготовка как педагогический процесс является составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.
Целью физической подготовки сотрудников МВД России является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- · подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
- · подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
- · овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
- · формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и т.д.).
Успешное решение перечисленных задач, как в подразделениях органов внутренних дел, так и образовательных учреждениях МВД России обеспечивается:
- · подбором оптимальных средств, методов и форм обучения;
- · высоким уровнем практической и методической подготовленности инструкторов и преподавателей;
- · высоким качеством проведения учебных занятий;
- · воспроизведением на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным;
- · решением различных вводных по тактике обеспечения личной профессиональной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
- · созданием и совершенствованием необходимой учебно-материальной базы;
- · обеспечением должного контроля за выполнением учебной программы.
Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников МВД России. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т.д.).