Авторское право как институт гражданского права
Перейти к содержимому

Авторское право как институт гражданского права

  • автор:

Авторское право

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Авторское право как институт интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

В настоящей статье раскрывается проблематика отнесения интеллектуальной собственности и ее институтов к отрасли российского гражданского законодательства.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макаренко Андрей Иванович

Copyright as an institution of intellectual property in the Russian civil legislation

The present article deals with the problems of classification of intellectual property and its institutions to the industries in the Russian civil law .

Текст научной работы на тему «Авторское право как институт интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве»

Авторское право как институт интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве

Макаренко Андрей Иванович

преподаватель кафедры гражданского права Краснодарского университета МВД России (тел.: 89189980029)_

В настоящей статье раскрывается проблематика отнесения интеллектуальной собственности и ее институтов к отрасли российского гражданского законодательства.

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, гражданское право, соотношение правовых институтов.

A.I. Makarenko, senior teacher of the chair of civil law and civil procedure of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 89189980029.

Copyright as an institution of intellectual property in the Russian civil legislation

The present article deals with the problems of classification of intellectual property and its institutions to the industries in the Russian civil law.

Key words: copyright, intellectual property, civil law, ratio of legal institutions.

Рассмотрение любого элемента системы невозможно без определения его места в указанной системе и связи с иными элементами, а также рассмотрения самой системы в целом. Таким образом, чтобы определить понятие и соотношение результатов авторской деятельности в системе объектов Гражданского права Российской Федерации, необходимо определить понятие авторского права как института интеллектуальной собственности в российском гражданском законодательстве; изучить систему объектов интеллектуальной собственности в целом; установить место объектов интеллектуальной собственности в системе гражданского права и законодательства, что позволит определить критерии выделения результатов авторской деятельности, на данном этапе его правового регулирования, а также его развития в дальнейшем.

Если говорить о комплексности законодательства об интеллектуальной собственности в Российской Федерации, то на сегодняшний день она является бесспорной. Кодификация норм об интеллектуальной деятельности завершилась сравнительно недавно в 2006 г. Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой

Гражданского кодекса Российской Федерации» было установлено, что часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации вступает в законную силу 1 января 2008 г. [1]. Для сравнения, третья часть ГК РФ «Наследственное право и международное частное право» вступила в законную силу 01.03.2002. Вторая часть ГК РФ «Отдельные виды обязательств» вступила в законную силу 01.03.1996 [2], а первая часть «Общие положения» 01.01.1995 [3].

Так, как право интеллектуальной собственности урегулировано частью четвертой Гражданского кодекса РФ, а те изменения, которые предлагает внести законодатель в «концепции развития гражданского законодательства» охватывают лишь отдельные объекты правового регулирования в указанной области. Уже 18.07.2008 Президент Российской Федерации Д.А. Медведев издал указ №1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» фактически признав необходимость дальнейшего реформирования ГК РФ через полгода после завершения его кодификации. Причем, следует отметить, что реформа гражданского законодательства коснулась не только первых трех частей ГК РФ, но и вновь принятой четвертой части [4]. Этим же указом был создан Совет при Президенте РФ по со-

вершенствованию и кодификации гражданского законодательства РФ. В который вошли такие видные юристы практики, как В.Ф. Яковлев — советник Президента Российской Федерации, А.А. Иванов — Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. А также такие знаменитые ученые, как Е.А. Суханов — заведующий кафедрой гражданского права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, М.И. Брагинский — главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, В.В. Витрянский — заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Принятие четвертой части ГК РФ ознаменовало или, по крайней мере, должно было ознаменовать начало новой эпохи авторского права в российской федерации. В целом, кодификация оказала положительное влияние как на теорию гражданского права, так и на практику применения соответствующих норм. Показав значительный результат в виде приведения значительного массива нормативных правовых актов в единый кодифицированный закон — Гражданский кодекс РФ. Достаточно упомянуть, что в связи с ее принятием были отменены и утратили силу более 50нормативных правовых актов, некоторые из которых действовали еще со времен СССР. Например, некоторые статьи из гражданского кодекса РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406), а также закона РСФСР от 11 июня 1964 г. «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР» (там же).

Тем не менее, в научной литературе нет единого мнения по поводу определения места интеллектуальной собственности в системе российского законодательства. Так, Д. Шеста-ковым высказывалось следующее мнение: «регулирование отношений, возникающих по поводу создания и использования результатов интеллектуальной деятельности, должно быть, исходя из Конституции РФ, представлено комплексной отраслью «Право интеллектуальной собственности (интеллектуальное право)», закрепленной в нормах «Кодекса интеллектуальной собственности РФ». Исходя из смысла представляемых аргументов видно, что Шеста-ковым предлагалось не только выделить интеллектуальную собственность в отдельную отрасль законодательства, но и, соответственно, отдельную отрасль права в связи с тем, что

оно включает в себя нормы конституционного, административного, гражданского, трудового, процессуального права. Таким образом, предлагалось комплексное регулирование всех объектов интеллектуальной собственности как целостной системы независимой и отделенной от системы гражданского права.

Иной точки зрения придерживается А.П. Сергеев, указывающий что «раздел VII части четвертой ГК РФ был сформирован за счет норм, устанавливающих общие правила регулирования, относящиеся ко всем объектам исключительных прав, тогда как правила специальные должны оставаться «подведомственными» специальным законам». Согласен с А.П. Сергеевым и В.А. Лапач, называющий такую позицию — «наиболее экономичной и оптимальной».

Представляется необходимым отметить, что ссылка на конституционное положение п. «о» ст. 71 Конституции РФ не может быть обоснованием для целесообразности выведения законодательства об «интеллектуальной собственности» из системы гражданского права. Так как расположение норм конституционного законодательства подчиняется своей внутренней логике, учитывает важность того или иного положения, его системную связь с иными положениями, но не определяет построения и структуры правовых связей.

Что касается непосредственно Части IV ГК РФ, то принятие данного законопроекта также не избежало различных споров о его соотношении с ГК в целом. Характеризуя законопроект о части IV ГК РФ, В.И. Еременко заметил следующее: «законопроект является симбиозом норм гражданского, административного т трудового права. По сути, кодификация подменена инкорпорацией, когда сравнительно небольшое число общих положений сопровождается специальными законами в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, которые практически не затронуты изменениями и дополнениями». С подобной критикой выступил и В.А. Хохлов в статье -«О проекте четвертой части Гражданского кодекса РФ: есть ли варианты?», указав, что гл. 69 ГК РФ не следует рассматривать как общую часть интеллектуальной собственности, обращая внимание на то, что, по его мнению «законодателю при разработке проекта не удалось преодолеть давно известный барьер разнородности объектов интеллектуальной собственности, не позволяющий создавать уни-

версальные нормы», и указывает следующий вывод «нормы, вошедшие в данную главу (гл. 69 ГК РФ) задуманы, как замещающие все общие правила и авторского, и патентного законодательства, и законодательства о товарных знаках, и т.п.». Таким образом, представляется что, по мнению В.А. Хохлова, кодификация законодательства была заменена инкорпорацией общих норм существовавших на тот момент законов, и соответственно, не приводящая к созданию действительно общих положений интеллектуальной собственности, а является объединением норм авторского, патентного и иных прав. Возражая, профессор А.Л. Маковский указывает на то, что «кодификация законодательства является одной из форм (и при том наиболее совершенных) его систематизации, цели которой совсем не сводятся к «унификации» этого законодательства» и отмечает следующее: «никогда, ни при одной кодификации гражданского законодательства не удавалось достичь того, чтобы все обобщающие «вынесенные за скобки» нормы были действительно общими по отношению ко всем без исключения специальным нормам, «оставшимся в скобках». Важно лишь, чтобы из текста закона это обстоятельство было ясным».

Также следует отметить, что понятие «интеллектуальная собственность» является достаточно условным и обозначает лишь результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них, что в свою очередь является объектом гражданских прав. Существование результатов интеллектуальной деятельности может порождать личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями, входящими в предмет гражданского права.

Исходя из вышеуказанного, представляется логичным сделать следующие выводы:

1. Право интеллектуальной собственности может являться только подотраслью гражданского права.

2. Большинство исследователей цивилисти-ческой науки рассматривают совокупность объектов права интеллектуальной собственности как систему, указывая на их взаимную связь.

3. Законодатель внес положения об интеллектуальной собственности, в Гражданский кодек РФ, закрепив тем самым право интеллектуальной собственности как подотрасль гражданского права.

Таким образом, представляется необходимым отметить, что рассмотрение результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), в качестве объектов гражданских прав, что предусмотрено ст. 128 ГК РФ, а отношения возникающие, исходя из их оборотоспособности, рассматривать как имущественные и связанные с ними личные неимущественные, являющиеся предметом гражданского права в силу ст. 2 ГК РФ.

1. «Российская газета». № 289. 22.12.2006; Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 12.04.2010) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.11.2006). См. также: Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства / Д. Шестаков // Российская юстиция. 2000. № 3. С. 19-20; Лапач В.А. Система объектов граж-дан-ских прав: Теория и судебная практика. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 465; Еременко В. И. Кодекс интеллектуальной собственности Российской Федерации, или часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2006. № 7.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СПС «Консуль-тантПлюс», 2011.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 19.10.2011) // СПС «Консуль-тантПлюс», 2011.

4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // СПС «Консультант-Плюс», 2011.

1. «Russian newspaper». № 289. 22.12.2006. Federal Law of 18.12.2006 № 231-FZ (as amended on 12.04.2010)" On the Implementation of Part IV of the Civil Code of the Russian Federation "(adopted by the State Duma on 24.11.2006). Seee also: Shestakov D. Intellectual property in the Russian law and legislation / Shestakov // Russian justice. 2000. № 3. P. 19-20; Lapach V.A. System of objects of civil rights: theory and judicial practice. — SPb.: Publishing House "Press Law Center," 2002; Eremenko V.I. Intellectual Property Code of the Russian Federation, or the fourth part

of the Civil Code of the Russian Federation // Advocate. 2006. № 7.

2."Civil Code of the Russian Federation (Part Three)" from 26.11.2001 № 146-FZ (as amended on 30.06.2008) //ATP "Consultant", 2011.

3. "Civil Code of the Russian Federation (Part

II)" from 26.01.1996 № 14-FZ (as amended on 19.10.2011) / /ATP "Consultant", 2011.

4. "Civil Code of the Russian Federation (Part One)" from 30.11.1994 № 51-FZ (as amended on 06.04.2011) / /ATP "Consultant", 2011.

Объекты авторского права: понятия и виды

Понятие авторского права описано в статье 1255 ГК РФ . Это институт отрасли права, задача которого — регулировать отношения в области определения, использования и защиты интеллектуальной собственности.

Под авторскими понимаются интеллектуальные права на научные и литературные работы, а также произведения искусства. Авторство применяется в регулировании отношений, которые возникают, когда создаются, публикуются, продаются, дублируются произведения литературы, науки , искусства.

Если говорить конкретнее, то в этом случае это означает набор исключительных прав, которые человек получает на созданное им творение.

Важная особенность такого права: возникновение правовой защиты определяется самим фактом создания работы. Чтобы это произошло, никаких формальных действий по оформлению или регистрации совершать не нужно.

Кроме того, защищается форма результатов творческого труда — образы и язык, структура. При этом содержание объекта закон не охраняет.

Наглядный пример: поэт написал стихотворение. Теперь он автоматически получает на него авторское право, которое не требует ни оформления, ни регистрации.

Для тех, кто с Эвотором

Сервис «Книга учёта доходов и расходов» соберёт данные с ваших терминалов и сам заполнит КУДиР. А ещё восстановит вашу КУДиР за 2022 год, если вы пользовались смарт-терминалом.

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanynaEJNc

Буква закона

Понятие объекта авторских прав и виды таких объектов определяются в статье 1259 ГК РФ . Согласно закону, в России объектами авторского права являются произведения, созданные в литературных жанрах, в изобразительном и других направлениях искусства, а также научные работы. При этом, как указывается в ГК, способ выражения творения роли не играет, как и его назначение и достоинства.

Виды произведений авторского права

Вот что относится к объектам авторского права , в каких областях могут создаваться работы:

  • литература;
  • программы для ЭВМ;
  • драма;
  • музыка — без текста или с ним;
  • сценарии;
  • пантомимы;
  • хореография;
  • аудио;
  • видео;
  • аудио с видео;
  • декоративно-прикладное творчество;
  • дизайн;
  • чертежи;
  • макеты, в том числе цифровые;
  • проекты;
  • комиксы;
  • скульптура;
  • графика;
  • живопись;
  • спектакли;
  • декорации;
  • архитектурные объекты;
  • садово-парковые ансамбли;
  • фото и аналогичные работы;
  • карты — географические и иные;
  • планы;
  • эскизы;
  • пластика и другое.

Закон гласит, что является объектом авторского права и произведение, и его переработка — производное, например научная статья, написанная на основании работы другого автора. Сюда же относится и перевод литературного произведения, только в этом случае авторское право получает переводчик.

Составные части творения, которое создано в творческом труде, также считаются объектом и входят в число видов объектов авторского права.

Авторство действует и в отношении наименования работы, например литературного объекта . То есть название, скажем, книги — самостоятельный результат процесса творческого труда, он охраняется соответствующим законом.

Для тех, кто с Эвотором

Программа лояльности «ЭвоБонус» поможет превратить случайных покупателей в постоянных и зарабатывать на 20% больше.

На правах рекламы ООО «СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ» 2Ranyn66Yue

На что распространяются авторские права

Признать произведение как объект авторского права можно, только если оно соответствует условиям и имеет признаки, которые описываются в статье 1255 ГК РФ .

Первое — нематериальность творения как блага. Это объясняется тем, что в результате творческого труда рождается комплекс, включающий образы и идеи, мысли. Всё это нематериально, хотя может выражаться во вполне осязаемой форме, например в виде скульптуры или фотографии. Форма в законе определяется как материальный носитель произведения, уточняется, что два этих понятия, произведение и его воплощение, — не одно и то же. Об этом прямо говорится в п. 5 ст. 6 ГК .

Приведём пример. Картина — произведение искусства. Авторским правом защищается её использование в виде воспроизведения, распространения произведения, показа на публике, заимствования и так далее. Вещное право (право собственности) защищает владение, пользование и распоряжение самим полотном — оригинальным единичным экземпляром. Это означает, что, даже если картина будет продана её автором другому лицу, исключительные авторские права к нему не перейдут, если создатель произведения не подпишет соответствующий договор. По этой причине недостаточно просто купить рукопись романа, чтобы опубликовать его. Требуется получить разрешение на публикацию от автора.

Второй признак объекта — это должен быть творческий результат, полученный в процессе творческого труда. Творческий характер работы определяется её новизной — оригинальностью.

При этом нет понятия приоритета. Когда похожие произведения сотворены разными авторами параллельно, независимо друг от друга, они не будут признаваться объектами авторского права.

Объектами авторских прав являются произведения, которые:

  • обнародованы либо нет;
  • выражены в любой форме: устно, письменно, в виде изображения, записи — видео или аудио, в объёме: скульптура, макет, спектакль и так далее.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не обязательно регистрировать произведение, выполнять другие формальные условия. Реализация авторского права происходит, как только результат творческого труда или его часть созданы.

Однако в отношении программам для ЭВМ — компьютеров и других цифровых устройств — у правообладателя есть возможность зарегистрировать произведение, если у него возникает такое желание. Этот момент оговаривается в статье 1262 ГК .

Что не является объектом авторского права

В статье 1259 ГК РФ также указывается, на что не распространяется авторское право, чтобы обозначить сферу его применения. Согласно закону, авторское право не распространяется на такие вещи, как:

  • открытие;
  • факт;
  • концепция;
  • принцип;
  • идея, в том числе идея объекта ;
  • язык программирования;
  • решение задач организационного, технического или другого характера;
  • метод;
  • способ;
  • процесс;
  • система;
  • геологические сведения о недрах земли.

В перечень того, что не охраняется авторским правом, входит ряд объектов. Перечисляя такие объекты , говорят о следующих вещах:

  • символика государства и муниципалитетов — гербы, флаги, дензнаки, ордена и подобные предметы;
  • официальная документация госорганов, органов власти муниципалитетов: законы, решения судов, другие нормативные акты и материалы, носящие судебный, законодательный, административный характер, а также переводы официальных документов;
  • информация о фактах и открытиях, которая публикуется, чтобы сообщить о них общественности — сюда относят телепрограммы и другие аналогичные источники сведений;
  • фольклорные произведения, авторы которых не установлены.

Как соблюдать закон

Пользоваться своими и чужими произведениями в России разрешается согласно требованиям законодательства. Знание того, что относится к авторским правам, помогает сориентироваться в этом вопросе.

Кроме того, важно помнить, что один и тот же объект творческого труда может быть предметом приложения норм не только авторского, но и других институтов права. Тогда требуется принимать во внимание требования правового режима — в отношении как произведений, так и других юридических объектов.

Особенно важно точно придерживаться закона, когда произведения используются, чтобы получать прибыль. Поэтому, прежде чем опубликовать у себя на сайте, баннере или флаере чужое фото, разместить в рекламном объявлении чужой текст, стоит задуматься, не нарушите ли вы тем самым чьи-либо права.

Авторское право как институт гражданского права: теоретико-прикладной аспект

Целью данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний в области правового регулирования авторских прав и выработка приемов практического применения соответствующих правовых норм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 Авторское право в системе права Республики Беларусь……… 5
1.1 Понятие, характерные черты авторского права…………………… 5
1.2 Принципы и задачи авторского права……………………………… 9
ГЛАВА 2 Правоотношения, возникающие в процессе создания и использования произведений литературы, науки и искусства………………… 10
2.1 Субъекты авторских прав…………………………………………….. 10
2.2 Объекты авторских прав……………………………………………… 13
2.3 Личные имущественные и неимущественные права авторов………. 20
ГЛАВА 3 Ответственность за нарушение авторских прав……………… 23
Заключение………………………………………………………………… 26
Список использованных источников…………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Авторское право.docx

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

Дата «____» ________ 2012г.

Кафедра частного права

на тему Авторское право как институт

гражданского права: теоретико-прикладной аспект

по дисциплине Гражданское право

Основные замечания: __________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________

Слушатель: _______________ Иванович Юлия Ивановна

заведующий кафедрой частного права, кандидат юридических наук Маньковский

Отметка о допуске курсовой работы к защите:

Дата: «___» ______________________ 2012 г.

Подпись научного руководителя: ___________

ГЛАВА 1 Авторское право в системе права Республики Беларусь……… 5

    1. Понятие, характерные черты авторского права…………………… 5
    2. Принципы и задачи авторского права……………………………… 9

    ГЛАВА 2 Правоотношения, возникающие в процессе создания и использования произведений литературы, науки и искусства………………… 10

    2.1 Субъекты авторских прав…………………………………………….. 10

    2.2 Объекты авторских прав…………………… ………………………… 13

    2.3 Личные имущественные и неимущественные права авторов………. 20

    ГЛАВА 3 Ответственность за нарушение авторских прав……………… 23

    Список использованных источников…………………………………….. 28

    С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные и творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.

    Основной закон Республики Беларусь – Конституция РБ закрепляет гарантии свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

    Между тем, понимание действующего авторского законодательства оказывается достаточно сложной проблемой для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав» на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

    Актуальность исследования авторского права на данном этапе развития отрасли интеллектуальной собственности обуславливается тем, что белорусское авторское право перешагнуло свой пятнадцатилетний рубеж, а это значит, что можно подвести первые итоги его практического применения, выявить пробелы, недостатки и достоинства, возможные пути совершенствования и тенденции его дальнейшего развития. За этот срок появились также новые формы авторских отношений, которые требуют абсолютно нового правового регулирования. Требуют ответов и часто возникающие на практике вопросы: Что понимается под объектом авторского права? Есть ли различия в содержании категорий распространение и публикация? Каким образом регулируются авторские права в сети Интернет, распространяются ли на данные правоотношения общие правила авторского законодательства? Также актуально выявление и систематизация основных нарушений прав авторов.

    Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в области создания, использования и охраны объектов авторского права.

    Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правоотношения, которые возникают в процессе создания и использования произведений литературы, науки и искусства, а также судебная практика по исследуемым проблемам.

    Целью данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний в области правового регулирования авторских прав и выработка приемов практического применения соответствующих правовых норм.

    Задачами курсовой работы являются:

    1. изучение авторского права как института гражданского права и его места в системе права Республики Беларусь;
    2. изучение правоотношений, возникающих в процессе создания и использования произведений литературы, науки и искусства;
    3. анализ и обобщение судебной практики, существующей по исследуемым проблемам.

    В процессе подготовки курсовой работы использовались следующие методы исследования:

    • общенаучный;
    • метод анализа и синтеза;
    • сравнительно-правовой;
    • формально-юридический.

    АВТОРСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      1. Понятие, характерные черты авторского права

      Предпосылки авторского права возникли из необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и, вместе с тем, необходимости для авторов создания заинтересованности в результате и распространению этих достижений. В соответствии со ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., авторские права были отнесены к основным правам человека.

      Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому на этапе становления авторское право можно определить, как право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе, авторское право – господство лица над произведением. [1]

      Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право – совокупность правовых норм, направленных на регулирование авторских правоотношений.

      Авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

      Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично- общественного свойства».

      В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право — те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

      Объекты этого института представляют собой нематериальные результаты интеллектуального труда и, в зависимости от характера последнего, делятся на объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства) и объекты смежных прав (исполнение, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания).

      Взаимная заинтересованность субъектов авторского и смежных прав в создании высокохудожественных произведений и их профессиональном публичном представлении, специфика складывающихся между авторами и субъектами смежных прав отношений позволяют объединить авторское право и смежные права в один институт. Поэтому термин «авторское право» часто употребляют в широком смысле, когда в это понятие включаются положения как авторского права в точном значении этого слова, так и смежных прав. [2]

      Само словосочетание "авторское право" по отношению к создателю произведения означает тот признанный законодательством факт, что автор имеет определенные особые права на свое произведение, в частности, право воспрепятствовать искаженному его воспроизведению.

      П.1 ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [3] указывает, что произведение является результатом творческой деятельности. В соответствии со ст. 9 данного Закона возникновение авторского права на произведение науки, литературы и искусства обусловлено фактом его создания, т.е. для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или какого-то специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

      Вместе с тем, в целях правовой охраны объекта авторского права необходимо, чтобы результат был воплощен в какой-либо материальной форме. В п.1 ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» приведен список объективных форм существования произведений.

      Для возникновения авторского права регистрации не требуется, однако для оповещения о существовании исключительных авторских прав их обладатель (автор или законный владелец авторского права) вправе использовать специальный знак охраны авторского права. Он помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

      • латинской буквы "С" в окружности (©);

      • имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

      • года первого опубликования произведения.

      В ряде стран кроме словосочетания "авторское право" используют термин "копирайт" (copyright), что означает действие, которое может производиться только автором того или иного произведения литературы или искусства либо с разрешения автора произведения [4].

      Важнейшим источником авторского права Республики Беларусь является Гражданский кодекс, в котором авторскому праву посвящена глава 61. В этой главе определены предмет регулирования, объекты авторского права и смежных прав и сфера действия авторского права и смежных прав.

      В Законе Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Закона Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями от 4 января 2003 г.) сосредоточена основная масса норм, регулирующих отношения по поводу создания произведений.

      Принятие Закона Республики Беларусь от 11 августа 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон от 11 августа 1998 г.), в соответствии с которым первый специальный Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах» изложен в новой редакции, было вызвано присоединением Республики Беларусь к двум подписанным в 1996 г. в г. Женеве договорам — Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам и необходимостью привести законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах в соответствие с требованиями названных договоров. [5]

      Принятие Закона от 11 августа 1998 г. — факт положительный в целом и достаточно важный, однако ряд включенных в названный Закон правил, заимствованных из Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, не востребованы практикой и не применяются в Республике Беларусь. Так, ни в отношении произведений, ни в отношении исполнений и фонограмм не используется информация об управлении правами. Не известны факты привлечения к ответственности за обход технических средств, предназначенных для защиты авторского права или смежных прав.

      Статья 2 закона "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. и одноименная статья новой редакции закона последовательно устанавливали, что законодательство Республики Беларусь об авторском праве состоит из положений Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, иных актов законодательства. Это, помимо прочего, означает, что к авторскому договору должны применяться общие нормы гражданского права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *