В чем суть данной шкалы исчисления ндфл приведите два обоснования в пользу ее введения для общества
Перейти к содержимому

В чем суть данной шкалы исчисления ндфл приведите два обоснования в пользу ее введения для общества

  • автор:

Прогрессивная шкала НДФЛ в 2023 году: как применять?

С 2021 года введена прогрессивная шкала для НДФЛ. Налог удерживается по ставке 15% с доходов свыше 5 млн. рублей за год. НДФЛ по ставке 15% нужно рассчитывать по каждому виду дохода отдельно.

Прогрессивная шкала НДФЛ применяется с 2021 года. С заработка высокооплачиваемых работников, кто зарабатывает более 5 млн рублей в год, НДФЛ платится по ставке 15%. Повышенная ставка НДФЛ применяется к сумме, превышающей 5 млн рублей за год.

На 2021 и 2022 год был установлен переходный период. НДФЛ по ставке 15% нужно рассчитывать по каждому виду дохода свыше 5 млн рублей отдельно. Этот порядок продлен на 2023 год Федеральным законом от 19.12.2022 № 523-ФЗ.

Налоговые базы по НДФЛ

С 2021 года после введения прогрессивной шкалы налогообложения для расчета НДФЛ введены две налоговые базы.

Первая является основной. В нее, в частности, входит зарплата, отпускные и больничные.

Вторая – совокупная и включает в себя несколько других налоговых баз, каждую из которых считают отдельно. Это, например, выигрыши в лотереях, дивиденды от долевого участия в компаниях, доходы по операциям с ценными бумагам, доходы по операциям займа ценными бумагами, и поступления в виде прибыли КИК.

Например, если директор компании одновременно владеет долей в уставном капитале, он получает и зарплату, и доходы в виде дивидендов. Это два разных вида дохода и для применения повышенной ставки НДФЛ каждый считается отдельно.

Если в компании работает совместитель, который получает доходы от нескольких источников, каждая компания, как налоговый агент, при расчете НДФЛ учитывает только тот доход, который сама выплатила.

Тем, кто получит доходы из разных источников в сумме свыше 5 миллионов рублей, налоговая сама рассчитает НДФЛ и направит уведомления об уплате налога по ставке 15%.

Прогрессивная шкала НДФЛ – время пришло?

Кучерена Анастасия

Несмотря на то что у введения прогрессивной шкалы налогообложения в РФ по примеру западных стран много сторонников, долгие годы законопроекты, связанные с изменением налоговой системы, не претерпевали изменений. Прогрессивный налог ассоциируется, как правило, с понятием политико-экономической справедливости: чем меньше зарабатывает налогоплательщик, тем меньший доступ к благам он имеет, и тем, соответственно, ниже должен быть налог на его доходы.

Такая «простая арифметика» не всем пришлась по душе. Стоит напомнить о первом вестнике введения прогрессивной шкалы в конце 2020 г. Тогда для обеспеченных россиян уже начал действовать налог в 15%, если заработок превышает 5 млн руб. в год. Налогом облагается не весь доход, а лишь та его часть, которая превышает указанную сумму. Получается, что такой подход затрагивает не столько очень состоятельных граждан, сколько немногочисленный российский средний класс (который на Западе считается опорой экономики).

Прогрессивную шкалу критикуют и за то, что ее введение может вновь привести к расширению теневой доли бизнеса: предприниматели будут либо избегать «белой» финансовой отчетности, либо начнут массово выводить бизнес за рубеж – туда, где налоговые условия окажутся более комфортными.

Проектом поправок в ст. 224 ч. 2 НК РФ, внесенным в Госдуму 10 марта, предусмотрена новая концепция налогообложения (законопроект № 1126364-7). В частности, налогоплательщиков, доход которых составляет менее 204 тыс. руб. в год, предлагается освободить от уплаты НДФЛ; тем, чей ежегодный доход составляет от 204 тыс. руб. до 5 млн руб., оставить ставку в 13%, а при доходе от 5 до 10 млн руб. – установить НДФЛ 15%. Для налогоплательщиков, чей доход превышает 10 млн руб. в год, предлагается ввести фиксированную ставку – 1,3 млн руб. плюс 25% НДФЛ, а свыше 100 млн руб. – 35% НДФЛ + налоговая ставка 23,8 млн руб.

Согласно пояснительной записке цель законопроекта – заставить «раскошелиться» обладателей сверхвысоких доходов, а 14% налогоплательщиков, чей доход в месяц не превышает 17 тыс. руб., позволить сэкономить порядка 21 тыс. руб. в год.

Данное предложение действительно могло бы увеличить приток капитала в государственную казну на 9%, однако ежегодная инфляция все сильнее размывает понятие «среднего класса» российских граждан, и НДФЛ даже в 15% может существенно ударить по ним. Кроме того, учитывая профицит госбюджета в последние годы, а также то, что средства Фонда национального благосостояния, размер которого по разным оценкам достигает от 13 до 18 трлн руб., практически не расходуются, возникает закономерный вопрос: обоснованно ли введение прогрессивного налога сейчас, когда страна только выходит из «коронавирусного локдауна»?

Авторы законопроекта, однако, посчитали, что введение прогрессивной ставки именно в это время целесообразно, но уже сделали поправку: собрать налоги просто, а вот равномерно распределить их по регионам – увы, нет. К тому же у некоторых регионов (в частности, Северной Осетии, Ненецкого автономного округа, Ингушетии, Амурской обл. и г. Севастополя) бизнес в это время по уровню дохода снизился до показателей 2008 г., когда в мире разразился экономический кризис. Так, Северная Осетия – Алания «усугубила» финансовые убытки предпринимателей в период коронавирусного локдауна с 2 млн руб. в 2019 г. до 3 млрд руб. в 2020 г. И если в конце 2020 г. обещали доход от дополнительно полученных налогов направлять в фонды для лечения тяжелобольных детей, то в современной редакции проекта поправок данное предложение отсутствует. Полагаю, включить данную норму в ст. 224 Налогового кодекса РФ целесообразно с точки зрения социальной повестки – это реальная поддержка названных фондов.

Будет законопроект рассмотрен на государственном уровне или так и останется проектом, пока не известно – Правительство РФ в заключении законопроект не поддержало, указав, что предусмотренные им изменения «способны привести к нарушению устойчивости и стабильности правового регулирования налоговых правоотношений».

Представляется, что предлагаемые законодателем меры были бы более эффективными в случае снижения и других налогов для граждан – например, НДС.

В то же время утверждать, что прогрессивная шкала налогообложения неэффективна для российской экономики, на мой взгляд, нельзя – государство должно быть в общем плане к этому готово. Налоги не предназначены «забирать последнее у беднейших и передавать богатейшим», а перспективы обсуждаемого законопроекта видятся таковыми. Но еще важнее, что государство, к сожалению, вновь не ставит целями выравнивание сильнейшего экономического расслоения и формирование «среднего» устойчивого класса граждан.

Куда будут направлены вновь приобретенные 9% прибыли (а это миллиарды рублей): в бюджет или внебюджетные фонды? Кто в таком случае станет выгодоприобретателем и как новации отразятся на налогоплательщиках, требующих прозрачности налоговой базы и расходования бюджетных средств? Ответы на эти вопросы экспертное сообщество получит, полагаю, в ближайшем будущем, когда станет окончательно ясно, будут приняты данные поправки в НК к рассмотрению Госдумой или нет.

Как прогрессивная шкала налогообложения применяется в переходный период?

Аватар автора

Как известно в 2021 году вступили в силу изменения в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей в год, внесенные Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Суть изменений. С 1 января 2021 года устанавливается прогрессивная налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в следующих размерах:

  • 13%, если совокупность налоговых баз за налоговый период менее 5 млн рублей или равна этой сумме;
  • 650 тыс. рублей и 15% с совокупности налоговых баз свыше 5 млн рублей.

Новая налоговая ставка подлежит применению в отношении совокупности всех доходов физического лица — налогового резидента Российской Федерации, подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по иным налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.1, 2, 5 и 6 статьи 224 НК РФ.

Как сейчас. В 2021 и 2022 годах действует переходный период: прогрессивная ставка НДФЛ применяется к каждой налоговой базе отдельно. Данная позиция изложена на официальном сайте ФНС России.

А также в разделе «Часто задаваемые вопросы» Тематика НДФЛ, 3-НДФЛ, Налоговые ставки, тема «Какие налоговые ставки предусмотрены для налогообложения доходов физических лиц, полученных, начиная с 1 января 2021 года?»

Привожу дословно текст официального пояснения ФНС (окончание п.1): «..если вышеуказанная сумма налоговых баз составляет менее 5 млн. руб. или равна 5 млн. руб.; 650 тыс. руб. и 15 % с суммы превышающей 5 млн. руб. если вышеуказанная сумма налоговых баз составляет более 5 млн. руб. (Исключение, в отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году. Такие ставки применяются к каждой налоговой базе отдельно.)».

Как мне рассчитали налог. При заполнении декларации 3-НФДЛ за 2021 год на сайте налоговой (в декларации я подавал на налоговые вычеты и декларировал дивиденды по иностранным ценным бумагам) общая сумма подлежащего уплате налога была рассчитана системой исходя из совокупности налоговых баз, а не каждой в отдельности, что привело к необходимости уплаты дополнительных налогов (в т.ч. по тем источникам доходов, где мой налоговый агент (брокер) уже удержал 13% — доход от операций с ценными бумагами).

Что я сделал, чтобы разобраться. Для прояснения ситуации (в части не корректности расчетов) мной был сделан запрос в ФНС России, в соответствии с которым они трактуют данный т.н. переходный период (2021- 2022 г.) исключительно для налоговых агентов. Т.е. в любом случае при превышении совокупности налоговых баз 5 млн. руб. нужно будет доплатить НДФЛ исходя из ставки 15% (несмотря на то, что даже каждая в отдельности может не превышать 5 млн. руб.).

Привожу формулировку положения от 23.11.2020 № 372-ФЗ: «3. В отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, при исчислении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами применяются налоговые ставки, установленные абзацами вторым и третьим пункта 1 либо абзацами вторым и третьим пункта 31 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), при соблюдении условий, предусмотренных указанными абзацами, применительно к каждой налоговой базе отдельно.»

А также выдержку из ответа ФНС России: «Следует также отметить, что на основании пункта 3 статьи 2 федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ в отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, при исчислении НДФЛ установленные налоговые ставки применяются отдельно к каждой налоговой базе исключительно налоговыми агентами.»

Вопросы читателям и экспертам. Как вы считаете, является ли корректной позиция налогового органа и имеет ли смысл пытаться далее отстаивать свою позицию по этому вопросу: применение налоговой ставки в отношении каждой налоговой базы отдельно?

Обращаю внимание, что позиция в письме противоречит официальной информации на сайте ФНС (приводил ссылки), а также пояснениям экспертов. Более того, сам текст указанного пункта 372-ФЗ достаточно размытый и допускает двойное толкование.

Непонятно также, как быть в случае, когда налогоплательщик в принципе не обязан заполнять 3-НДФЛ, но совокупность его налоговых баз превышает 5 млн. руб. Как в этом случае с него удержат дополнительный налог?

Минфин объяснил, почему плоская шкала НДФЛ — это хорошо, а прогрессивная — плохо

С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в РФ применялась прогрессивная шкала налоговых ставок НДФЛ, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 %.

Чтобы снизить налоговую нагрузку, работодатели и работники стремились минимизировать доходы. Кроме того, были сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству.

В итоге был сделан вывод о неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физлиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок.

Об этом сообщает Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357, отвечая на предложение ввести прогрессивную шкалу по НДФЛ.

Введение с 1 января 2001 года ставки НДФЛ в размере 13 % для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога в бюджет.

Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 % является фактором инвестиционной привлекательности РФ и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.

Существующая на сегодняшний день система НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ, говорится в документе.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц не предусмотрено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *