Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 17.07.2020 N 4-КЭ О праве судьи, пребывающего в отставке, осуществлять деятельность внештатного советника губернатора края
Комиссией Совета судей Российской Федерации по этике (далее — комиссия по этике) рассмотрен запрос судьи, пребывающего в почетной отставке, о соответствии требованиям Кодекса судейской этики осуществления судьей в отставке деятельности в качестве внештатного советника губернатора Пермского края.
Заявителем вместе с запросом представлено Положение о внештатных советниках губернатора Пермского края, руководителя Администрации губернатора Пермского края, председателя Правительства края, утвержденное Указом губернатора Пермского края от 08.05.2013 года (с изменениями от 15.01.2018, 31.10.2018) (далее — Положение о внештатных советниках, Положение).
В соответствии с данным Положением внештатный советник — специалист, привлекаемый для оказания содействия губернатору края, руководителю его администрации, председателю Правительства края или его заместителю по определенным направлениям деятельности в рамках полномочий, установленных данным Положением, и поручениями губернатора края, руководителя его администрации, председателя Правительства края, заместителя председателя Правительства.
Должность внештатного советника не включается в штатное расписание аппарата Правительства края, администрации губернатора, не является должностью государственной гражданской службы края, государственной должностью субъекта Российской Федерации. Внештатный советник осуществляет свою деятельность на общественных началах (на безвозмездной основе).
Положением урегулирован порядок назначения, осуществления деятельности и освобождения от исполнения обязанностей внештатного советника; определены основные задачи и функции внештатного советника; его права и обязанности.
Назначение и освобождение от исполнения обязанностей внештатного советника губернатора Пермского края производится распоряжением губернатора Пермского края; внештатный советник назначается на срок, не превышающий срока полномочий губернатора.
Основными задачами внештатного советника являются:
информирование губернатора Пермского края, руководителя Администрации, председателя Правительства, заместителя председателя Правительства по определенным направлениям деятельности;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления;
взаимодействие с трудовыми, научными коллективами, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, иными организациями;
выполнение отдельных поручений губернатора Пермского края, руководителя Администрации, председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства (пункт 3.1 Положения).
Согласно пункту 3.2 Положения внештатный советник губернатора в целях возложенных на него задач осуществляет в установленном порядке консультирование и обеспечение губернатора края необходимой информацией по определенным направлениям деятельности; проведение по поручению губернатора края научного анализа и подготовку заключений по поступающим информации и предложениям; участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов, готовящихся по поручению губернатора края; участие по поручению губернатора края в рабочих совещаниях и заседаниях, а также в подготовке к их проведению; выполнение отдельных поручений губернатора края.
В целях реализации своих функций внештатному советнику предоставлено право запрашивать и получать в установленном порядке от должностных лиц Аппарата Правительства Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края необходимые материалы для выполнения возложенных на внештатного советника задач; взаимодействовать в пределах своей компетенции с подразделениями Аппарата Правительства Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, исполнительными органами государственной власти Пермского края; участвовать в проводимых губернатором края, руководителем Администрации, председателем Правительства, заместителем председателя Правительства рабочих совещаниях и заседаниях, а также в подготовке к их проведению (пункт 4.1 Положения).
Внештатный советник обязан соблюдать порядок осуществления деятельности внештатного советника, установленный данным Положением, своевременно готовить и представлять губернатору Пермского края, руководителю Администрации, председателю Правительства, заместителю председателя Правительства необходимую информацию по определенным направлениям деятельности; своевременно и качественно выполнять поручения губернатора Пермского края, руководителя Администрации, председателя Правительства, заместителя председателя Правительства; соблюдать установленный порядок работы со служебной информацией; в случае освобождения от исполнения обязанностей сдать служебное удостоверение в кадровую службу (пункт 4.2 Положения).
Внештатный советник не вправе разглашать конфиденциальные сведения, ставшие ему известными в связи с осуществлением функций внештатного советника; использовать в личных целях свое положение, а также информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением функций внештатного советника; совершать действия, порочащие статус внештатного советника, наносящие ущерб авторитету органов государственной власти Пермского края; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение) за деятельность, связанную с исполнением функций внештатного советника; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его обязанности.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016) (далее — Кодекс судейской этики), предусматривает, что, обладая всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, судьи реализуют эти права с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26 июня 1992 года (с последующими изменениями) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей исчерпывающе определены виды и условия оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, пребывающий в отставке. В период осуществления такой деятельности на судью не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 данного Закона, и членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
Вместе с тем, поступление судьи, пребывающего в отставке, на работу, допускаемую согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей, не приостанавливает отставку судьи по правилам статьи 13 этого Закона; следовательно, сохраняются статус судьи и обязанность соблюдать требования, обусловленные этим статусом.
Внештатный советник — один из частных случаев применяемого на практике привлечения физического лица к работе органа, организации, учреждения без заключения трудового договора (служебного контракта), без замещения таким лицом какой-либо штатной должности в соответствующей организации (органе).
Такое лицо выполняет определенные функции, установленные соглашением (положением) без обязательства следовать графику работы организации, без установления режима рабочего времени, без получения фиксированной заработной платы и т.п. Объем и содержание работы внештатного сотрудника, как правило, ограничиваются конкретными поручениями (заданиями) уполномоченного лица.
Даже при возможном формальном сходстве содержания функций внештатного сотрудника (внештатного советника) с трудовыми функциями (служебными обязанностями) штатного сотрудника такая деятельность не является той работой (службой), которая указана в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
Осуществление такой деятельности не влечет и тех последствий, которые автоматически наступают при поступлении судьи в отставке на работу или службу по трудовому договору или служебному контракту — прекращение действия гарантий неприкосновенности судьи и приостановление членства в судейском сообществе.
Вместе с тем, отмеченное сходство, по мнению комиссии, является достаточным для того, чтобы признать в принципе несовместимой со статусом судьи любую деятельность «вне штата» в тех организациях, органах, учреждениях, в которых согласно Закону о статусе судей пребывающий в отставке судья не вправе работать на постоянной основе.
В рассматриваемом случае речь идет об осуществлении судьей в отставке деятельности в качестве внештатного советника на общественных началах (на безвозмездной основе) в органе государственной власти, то есть, такой деятельности, занятие которой на основании трудового договора (служебного контракта) допускается законодательством о статусе судей.
Федеральный законодатель, исключительной прерогативой которого является установление конкретного объема запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 409-ФЗ существенно изменил объем запретов и ограничений для судей, относящихся к замещению иных (кроме должности судьи) государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей и должностей муниципальной службы: такие должности (исключая должности прокурора, следователя и дознавателя) пребывающий в отставке судья вправе замещать независимо от судейского стажа и возраста.
Тем самым федеральный законодатель подтвердил общественную необходимость использования на государственной и муниципальной службе того потенциала, которым обладает значительный корпус судей, пребывающих в отставке, обладающих подтвержденной квалификацией и желающих применять накопленный опыт и знания в иной (несудебной) сфере деятельности.
Прохождение государственной службы не является принципиально несовместимым с особым публичным статусом судьи и не предполагает умаления авторитета судебной власти уже в силу того, что сама система государственной службы строится и функционирует на таких принципах как законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
Следует принимать во внимание и тот факт, что прохождение государственной службы всегда связано с обязанностью соблюдать законодательно установленные запреты и ограничения, по объему и содержанию во многом тождественные тем, которые обусловлены статусом судьи, включая обязанность декларирования доходов.
Это в значительной степени минимизирует риск возникновения противоречия между сохраняющимся статусом судьи и теми интересами, которые возникают у судьи, пребывающего в отставке, в связи с поступлением его на государственную службу.
Поэтому вывод о допустимости осуществления судьей в отставке деятельности внештатного советника губернатора края не может быть обоснован только тем обстоятельством, что аналогичные функции могут входить в круг служебных обязанностей пребывающего в отставке судьи, поступившего на государственную гражданскую службу.
Осуществляемую судьей в отставке на общественных началах (на безвозмездной основе) деятельность внештатного советника в органе государственной власти следует оценивать, исходя из принципов и правил поведения судьи во внесудебной деятельности (глава 4 Кодекса судейской этики), в том числе, правил, регламентирующих поведение судьи при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 18).
В пункте 2 статьи 14 Кодекса судейской этики сформулировано универсальное правило: занятие судьей различными видами внесудебной деятельности и участие в различных публичных мероприятиях допустимы в той мере, в какой это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.
Статья 18 Кодекса судейской этики допускает участие судьи в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, если их деятельность связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы и если участие в их деятельности не будет создавать препятствия в выполнении профессиональных судейских обязанностей или подрывать доверие общества к авторитету судебной власти, вызывать сомнения в независимости и беспристрастности судьи.
Несмотря на то, что пребывающий в отставке судья не выполняет профессиональных судейских обязанностей и объективно обладает большей свободой в сравнении с действующим судьей в выборе допустимых форм взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, на него в полной мере распространяются положения о формах допустимого взаимодействия судьи с органами государственной власти и местного самоуправления, установленные статьей 18 Кодекса судейской этики.
Деятельность внештатного советника губернатора края не тождественна разрешаемому статьей 18 Кодекса судейской этики участию судьи в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, деятельность которых связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы.
Такие комитеты и комиссии осуществляют свою деятельность на основе коллегиальности, а потому в гораздо большей мере обеспечивается восприятие выражаемой судьей позиции как его собственной позиции, основанной на личном опыте и знаниях (пункт 1 статьи 18 Кодекса судейской этики).
В отличие от консультирования конкретного должностного лица по определенным направлениям деятельности участие судьи в коллегиальном органе исключает оценку действий судьи в качестве имеющих признаки юридической практики, оказания юридических услуг, не совместимых со статусом судьи согласно требованиям пункта 1 статьи 16, пункта 3 статьи 17 Кодекса судейской этики.
При взаимодействии в качестве внештатного советника губернатора края с трудовыми, научными коллективами, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями нельзя исключать, что позиция внештатного советника губернатора будет восприниматься в первую очередь как позиция представителя судейского сообщества; при этом достаточно высок риск оказаться вовлеченным в политическую деятельность, не допускаемую подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей и статьей 21 Кодекса судейской этики.
Представленное заявителем Положение о внештатных советниках предполагает деятельность внештатного советника «по определенным направлениям деятельности», без какой-либо конкретизации, тогда как соответствие поведения судьи в отставке требованиям Кодекса судейской этики может определяться только путем анализа конкретного содержания деятельности и функций, осуществляемых этим судьей в качестве внештатного советника губернатора края.
При таких формулировках сложно исключить, что сфера взаимодействия губернатора края и его внештатного советника будет ограничена пределами, установленными статьей 18 Кодекса судейской этики — связана исключительно с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы.
В любом случае судья должен учитывать то, что заключения комиссии по этике имеют рекомендательный характер и не обладают свойством общеобязательности; что судья несет персональную ответственность за свои действия и обязан самостоятельно определять соответствие своих конкретных действий публично-правовому статусу судьи.
Комиссия Совета судей по этике разъяснила, какие должности государственной и муниципальной службы может замещать судья в отставке
В запросе пребывающего в отставке судьи, обратившегося за разъяснениями в Комиссию Совета судей по этике, речь шла о возможности замещения ряда должностей в территориальном органе Федеральной налоговой службы (Заключение комиссии Совета судей РФ по этике от 13 сентября 2022 г. № 14-КЭ).
Рассмотрев запрос, Комиссия по этике отметила, что уже неоднократно высказывалась по подобным вопросам, но поскольку они продолжают поступать, это свидетельствует о необходимости сформулировать общий подход Комиссии к их разрешению.
Условия и виды оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, пребывающий в отставке, установлены п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
В абзаце первом данного пункта определены общие условия осуществления судьей в отставке оплачиваемой деятельности (возраст; стаж работы в должности судьи), исчерпывающе названы виды органов и организаций, в которых он может работать, и отдельные должности, которые он может замещать, а также установлено, что судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
В свою очередь в абзаце втором этого пункта предусмотрено, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования подп. 1 п. 3 той же статьи, в котором говорится о том, что судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром
Тем самым, поясняет Комиссия по этике, федеральный законодатель закрепил право бывших судей занимать иные (кроме должности судьи) государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, сохранив прямой запрет на замещение должностей прокурора, следователя и дознавателя.
Других исключений в отношении возможности замещения судьей в отставке конкретных государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы Закон о статусе судей не предусматривает.
Федеральное законодательство не ограничивает право пребывающего в отставке судьи замещать названные должности в зависимости от вида соответствующей службы, от предмета ведения и полномочий органа, в котором такая служба осуществляется. Не связывается соответствующее право и с возможностью последующего судебного контроля (обжалования в судебном порядке) принимаемых государственным, муниципальным служащим решений.
Также федеральный законодатель не признает несовместимым со статусом судьи в отставке занятие деятельностью, непосредственно связанной с досудебным урегулированием споров.
В заключении, кроме того, отмечается, что пребывающий в отставке судья не осуществляет правосудие и не может оказаться в ситуации конфликта интересов в том значении, как это определяет Закон о статусе судей. А предотвращение и урегулирование конфликта интересов, который может возникнуть при выполнении им обязанностей по замещаемой должности государственной службы, может и должно осуществляться в соответствии с законодательством, регулирующим прохождение соответствующего вида государственной службы.
Поэтому, подытоживает Комиссия по этике, исполнение судьей в отставке обязанностей государственной службы в любой должности государственной службы (за исключением прямо обозначенных законодателем должностей прокурора, следователя, дознавателя) не противоречит законодательству о статусе судей в РФ. При надлежащем исполнении бывшим судьей обязанностей такой службы исключается возможность причинения ущерба интересам правосудия.
Аналогичный подход применим и к рассмотрению вопросов о возможности замещения судьей в отставке муниципальных должностей, должностей муниципальной службы.
И главное — изложенный подход по общему правилу не предполагает необходимости анализа обязанностей, устанавливаемых конкретным должностным регламентом.
Применительно к рассмотренному Комиссией запросу это означает, что заявитель вправе замещать каждую из названных в нем должностей.
В заключение Комиссия по этике напомнила, что при замещении бывшим судьей должностей, указанных в подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, судья в отставке не может по доверенности выполнять функции представителя органа, в котором проходит службу.
Закон разрешил бывшим судьям поступать на госслужбу
Когда судья уходит с почетом на пенсию в расцвете сил, перед ним всегда встает нелегкий выбор, чем заниматься. До сих пор чуть ли не единственной возможностью не остаться чистым домоседом были наука и преподавание. В остальных случаях отставнику надо было отказываться от судейских льгот.
По закону статус судьи в отставке практически приравнен к судейскому статусу. Получается, человек по-прежнему судья, только не при должности.
— За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, — поясняет адвокат Сергей Бородин.
Но также на судью в отставке распространяются и все требования, предъявляемые к действующим судьям. В случае несоблюдения запретов или за совершение порочащих проступков, отставника могут лишить статуса. Поэтому многие судьи-пенсионеры вынуждены сидеть дома. Хотя их знания и опыт вполне могут пригодиться государству.
Поэтому сейчас закон изменился. Как разъяснил Совет судей России, теперь «судья, пребывающий в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром».
При этом сохраняется назначенное ежемесячное пожизненное содержание, наряду с оплатой на замещаемых должностях.
Правда, на время новой службы на судью в отставке не будут распространяться гарантии неприкосновенности, членство отставника в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
«Хорошее решение, — сказал «РГ» руководитель Европейского института судебных экспертиз, профессор Николай Гречуха. — Но я бы предложил подумать над тем, чтобы более расширить разрешенное поле деятельности для бывших судей. Все-таки это надежные и проверенные люди, прекрасные специалисты. Можно подумать, чтобы разрешить судьям выступать в роли судебных экспертов: проводить некоторые виды судебных экспертиз. Ведь у некоторых судей есть второе высшее образование и специальные знания в различных областях».
Интересный вопрос: смогут ли вернуть статус судьи в отставке пенсионеры, ранее поступившие на госслужбу. Были прецеденты, когда экс-судью за такую службу лишали статуса. Но тогда были другие правила. Получит ли закон обратную силу?
Теоретически нормы, улучшающие положение человека, распространяются и на прошлое. Но надо все-таки дождаться, какие решения будут приняты на практике. Зато точно можно сказать, что бывшим судьям не разрешат работать прокурорами, следователями, адвокатами. Эти двери для отставников закрыты, или надо расставаться со статусом и строить новую трудовую биографию. Строгий запрет в законе остался, его отмена даже не обсуждается.
«Не допускается работа в нотариате, адвокатуре, в качестве прокурора, следователя или дознавателя, — пояснил эксперт центра «Общественная дума» Павел Ивченков. — Это оправдано тем, что за судьей его статус сохраняется пожизненно, а быть одновременно судьей и прокурором невозможно, так как пришлось бы и воздерживаться от оценки действий обвиняемого (в статусе судьи), и добиваться сурового наказания. То же можно отнести и к возможности работы в адвокатуре, только с другой стороны».
Адвокат Сергей Бородин согласен с тем, что участие в деле адвоката, имеющего статус судьи в отставке, мог бы вызвать обоснованные сомнения в беспристрастности судьи, рассматривавшего дело. А вдруг тот решит, что коллеге больше веры лишь потому, что это формально коллега? Но обычным чиновником бывший судья вполне может стать.
Чем может заниматься судья в отставке?
Как известно, и у действующих судей, и у судей в отставке имеется ряд привилегий, с которыми, конечно же, не каждый согласится расстаться. Однако наравне с привилегиями существует ряд ограничений, запретов, существенно урезающих доступ к большому объёму гражданских, политических и других прав.
Несмотря на то, что судья уходит в отставку на заслуженный отдых, упомянутые ограничения с него не снимаются, так как служитель Фемиды сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу и после отставки. Экс-судья может привлекаться к работе при необходимости, но он уже будет не вправе быть избранным в состав ККС или избирать членов ККС.
За отставным судьёй пристально следит судейское сообщество, наделенное правами прекратить отставку коллеги и лишить его приятных бонусов. В связи с этим судьям необходимо тщательно продумывать, какому роду занятий они отдадут предпочтение в отставке.
Что НЕ могут делать судьи?
Чем судьи, решившие покинуть «родные пенаты», НЕ могут заниматься в силу своего статуса?
- Допускать публичные высказывания по вопросу, являющемуся предметом рассмотрения в суде, до вступления в силу судебного акта;
- Разглашать и использовать сведения, отнесённые к информации ограниченного доступа;
- Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- Входить в состав органы управления, попечительских или наблюдательных советов;
- Принадлежать к политическим партиям, публично выражать своё мнение о партиях, поддерживать их материально или участвовать в их деятельности;
- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.
Что же остаётся судье в отставке? Вопрос можно назвать решённым, если человек покидает свой пост в пенсионном или предпенсионном возрасте, ведь тогда не нужно задумываться над дополнительными источниками дохода — судейской пенсии будет вполне достаточно для спокойной жизни.
Но бывают и случаи, когда судебную систему покидают весьма молодые кадры. Именно перед ними возникает проблема продолжения карьеры. В таком случае, на первый взгляд, есть всего два выхода: сидеть дома и получать пенсию или лишаться статуса отставного судьи и, вместе с ним, всех положенных бонусов.
Конечно, второй путь редко кого-то устраивает, в связи с чем приходится буквально «выкручиваться» из ситуации.
Занятия судьи в отставке
Судья в отставке не может быть адвокатом или заниматься бизнесом. Но он имеет полное право заниматься непредпринимательской деятельностью. Например, ведением личного хозяйства.
Закон не запрещает продавать то, что судья произвёл своими силами, ведя подсобное хозяйство. Но фермером он стать уже не сможет.
Также экс-судья может заниматься преподавательской и научной деятельностью, передавая свой богатый опыт подрастающему поколению. Не запрещена и творческая деятельность: вряд ли, условно говоря, картины, написанные отставным судьёй, смогут нанести какой-либо вред судебной системе.
Если же судья хочет снять с себя такое тяжёлое бремя как вершение правосудия, но желает остаться внутри системы, то у него, как у отставного судьи, есть уникальное право стать судебным примирителем.
Согласно ст. 138.5 Арбитражного процессуального кодекса, судебный примиритель ведёт переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучает представленные сторонами документы, знакомится с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществляет другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора, в том числе даёт сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
При этом примиритель не является участником судебного разбирательства.
В соответствии со Сборником заключений комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, судья, пребывающий в отставке, может работать только в государственных органах или общественных организациях (в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации). Иными словами закон не предусматривает возможности занятия должностей (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности) в негосударственных структурах.
Кроме того, отставные судьи могут входить в региональные комиссии по помилованию.
Таким образом, можно сделать вывод, что у решивших уйти в отставку судей не такой большой выбор. В основном экс-судьи посвящают свою жизнь науке, преподаванию. При этом круг дисциплин, которые может преподавать судья, ничем не ограничен, что позволяет уставшим от судебной системы людям отойти от неё чуть дальше и посвятить себя чему-то новому.