Устав Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года) (с изменениями и дополнениями)
1. Санкт-Петербург — субъект Российской Федерации, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
2. Санкт-Петербург обладает равными правами с любым из субъектов Российской Федерации.
3. Статус Санкт-Петербурга может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным конституционным законом.
Особенности правового статуса Санкт-Петербурга
Основная особенность правового статуса Санкт-Петербурга заключается в том, что он является городом федерального значения. Отличие городов федерального значения от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления: часть полномочий местного самоуправления принадлежит непосредственно органам государственной власти субъекта федерации, в нашем случае — Администрации Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга, входящее в состав Администрации города, является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Место нахождения (резиденция) Правительства Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург, Смольный.
Правительство Санкт-Петербурга состоит не более чем из 15 членов Правительства Санкт-Петербурга. В состав Правительства Санкт-Петербурга входят: Губернатор Санкт-Петербурга, вице-губернаторы Санкт-Петербурга, а также иные члены Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с законом Санкт-Петербурга. Количество вице-губернаторов Санкт-Петербурга должно быть не менее семи человек.
Распределение обязанностей между членами Правительства Санкт-Петербурга осуществляется Губернатором Санкт-Петербурга в соответствии с законом Санкт-Петербурга. Губернатор Санкт-Петербурга представляет на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга кандидатуры для согласования назначения на должности вице-губернаторов Санкт-Петербурга.
Одна и та же кандидатура не может быть представлена для согласования назначения на должность вице-губернатора Санкт-Петербурга более двух раз. Повторно данная кандидатура должна быть представлена для согласования не позднее чем через один месяц.
Назначение на должности вице-губернаторов Санкт-Петербурга производится Губернатором Санкт-Петербурга. С вице-губернаторами Санкт-Петербурга заключаются трудовые договоры на срок, соответствующий сроку полномочий Губернатора Санкт-Петербурга.
Прекращение полномочий Губернатора Санкт-Петербурга влечет за собой отставку Правительства Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга продолжает исполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга на территории Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга действует на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции.
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает для представления Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект бюджета Санкт-Петербурга, а также проекты программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
3) предварительно рассматривает проекты законов Санкт-Петербурга о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга, другие проекты законов Санкт-Петербурга, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
4) обеспечивает исполнение бюджета Санкт-Петербурга, готовит отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга для представления их Губернатором Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
5) утверждает перечень главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга;*44.3.5)
6) формирует и возглавляет иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;
7) управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга, а также федеральной собственностью, переданной в управление Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) вправе предложить органу местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления в Санкт-Петербурге привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам Санкт-Петербурга и иным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга, а также вправе обратиться в суд;
9) вправе передавать иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий, предусмотренных законами Санкт-Петербурга;
10) вправе отменять правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам Санкт-Петербурга и иным нормативным правовым актам Санкт-Петербурга, нормативным правовым актам Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга;
11) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
88 субъектов Российской Федерации можно разделить на следующие группы (по критерию «столичности»):
Группа первая. Назовём субъекты РФ этой наиболее многочисленной группы «моноцентрическими». Главная проблема здесь: наличие единственного «Центра» (административного центра, столицы) — главного «аккумулятора» бюджетных средств и «прочего». Этот «Центр» вбирает в себя абсолютное большинство населения, и практически сосредотачивает в себе экономику всего субъекта, при этом в бюджетной системе России сам субъект РФ может быть дотационным. Остальные административно-территориальные единицы субъекта (муниципальные образования) существуют, по сути, в роли придатков, но на бумаге все они обладают равными правами как муниципальные образования. Органы государственные власти субъекта и органы местного самоуправления «Центра» размещаются «по соседству», охватывают почти одинаковый круг населения, но обладают разными полномочиями. При этом одна власть выборная, вторая назначаемая, поэтому неизбежно противостояние и двоевластие.
Группа вторая. Два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, «сами себе столицы», где вышеуказанная проблема доведена до предела. Здесь осуществляется попытка решить проблему двоевластия путем фактического устранения местного самоуправления с «политико-хозяйственной сцены» и передачи его «на полный откуп» органам государственной власти субъектов РФ.
Правда, следует также учитывать исключительность Москвы в том плане, что она совмещает в себе несколько ипостасей: а) субъекта РФ — города федерального значения; б) города — административно-территориальной единицы; в) столицы государства.
Группа третья. Два «пристолично — бесстоличных» субъекта РФ (Московская и Ленинградская области), органы государственной власти которых расположены на территории другого субъекта РФ. Несмотря на то, что момент этот — сугубо географический, и наличие собственности одного субъекта РФ или муниципального образования на территории другого не представляет проблемы [2], возникает интересная модель отношений в многоцентровом сообществе равносильных и равноправных территориальных субъектов (муниципальных образований) при отсутствии возможности одному из них выделиться и подавить других. Становится понятной губернаторская власть не только в роли «вертикального» регулятора, но и «горизонтального» связующего, координирующего звена.
Проблема взаимодействия органов государственной власти различных уровней, находящихся на одной и той же территории: федеральных, региональных (которые, в свою очередь, могут иметь «нижестоящие» территориальные органы в федеральных округах и в районах) и органов МСУ. Наличие органов двойного и тройного подчинения, таких, к примеру, как милиция, различные надзорные и контролирующие органы, также создаёт определённые сложности при организации такого взаимодействия — возникает общее ощущение избыточности власти.
Кроме «особого положения» правового статуса органы власти городов федерального значения получили и особые полномочия в сфере правового регулирования МСУ на своей территории в соответствии с известными положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (как федерального закона образца 1995 года, так и нового федерального закона образца 2003 года). При этом принцип единства городского хозяйства стал единственным основанием для такого специального регулирования жизни внутригородских муниципальных образований.
В итоге дискуссий в июне 1997 г. был законодательно оформлен нынешний вариант деления Санкт-Петербурга на 111 муниципальных образований по территориально-поселенческому принципу: 81 муниципальное образование внутри городской черты и 30 в пригородах. Все муниципальные образования оказались разнородными по размерам территории и по численности населения (от 100 до 140000 человек), а также по финансово-экономическому потенциалу. Понятие «единство городского хозяйства» (применительно к городам федерального значения) не имеет ни законодательного определения, ни юридического смысла, но активно используется для ограничения возможностей местного самоуправления.
Сегодня в Санкт-Петербурге обсуждается новая инициатива Правительства об укрупнении существующих муниципальных округов до уровня районов.
На состоявшейся 23 декабря 2005 года встрече с губернаторами в Северо-Западном федеральном округе обсуждалось предложение дать властям оба города федерального значения правом назначать глав муниципальных округов, регламентировать структуру муниципалитетов и порядок создания контрольных органов, а также определять размер оплаты муниципальных депутатов.
Санкт-Петербург какой субъект РФ?
Санкт-Петербург — это один из крупнейших и наиболее значимых городов России. Но многие люди не знают, какой именно субъект РФ он является и какие особенности имеет его статус.
Санкт-Петербург — это город федерального значения, то есть город-субъект РФ, который имеет особый статус на государственном уровне. Он также является административным центром Ленинградской области и занимает особое место в истории, культуре и экономике страны.
Как город федерального значения, Санкт-Петербург обладает определенными правами и полномочиями, которые отличают его от других субъектов РФ. Это может включать в себя больше свободы в управлении своими территориями и ресурсами, особый статус на государственном уровне и другие привилегии.
В целом, Санкт-Петербург является одним из ключевых городов России, который имеет большое значение для страны в экономическом, социальном и культурном плане. Его особенности статуса — это лишь один из многих факторов, которые делают этот город особенным и значимым для России в целом.
Санкт-Петербург: статус и особенности
Санкт-Петербург – город федерального значения Российской Федерации. Это означает, что он не входит в состав какого-либо субъекта РФ и имеет свой уникальный статус, который сильно отличается от других городов РФ.
Одна из особенностей статуса Санкт-Петербурга – это ее политическая сила. Город имеет собственное правительство и парламент, который называется Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Это позволяет городу иметь большую автономию в принятии решений и развитии своих программ и проектов.
Санкт-Петербург также является крупнейшим региональным центром России. Он имеет огромный экономический и культурный потенциал и является одним из важнейших туристических центров РФ. Благодаря этому городу предоставляется много возможностей для развития бизнеса и привлечения инвестиций, а также для расширения культурных контактов и развития национальной идентичности.
- Важной характеристикой статуса Санкт-Петербурга является то, что он – это единственный город в России, который является портом.
- Его географическое положение позволяет ему иметь большую экономическую и стратегическую роль в развитии страны и ее внешних связей.
- Кроме того, Санкт-Петербург – это город, который оказывает большое влияние на мировую культуру и науку. В широких кругах город известен как главный центр литературы, художественной жизни и культурного наследия России.
В общем, Санкт-Петербург имеет уникальный статус и достаточно особенный профиль. Он предоставляет большое количество возможностей для развития своих потенциалов, как экономических, так и культурных.
История получения статуса
Санкт-Петербург является городом федерального значения Российской Федерации, что означает, что он имеет особый статус на международном и внутрироссийском уровне.
Однако до 1991 года его статус был несколько иным. В период с 1703 по 1914 годы он служил столицей Российской империи, а затем с 1914 по 1924 годы — столицей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
С 1924 года, после смерти Владимира Ленина, Комитет по делам государственного строительства и руководство были перенесены в Москву и столицей страны официально стал Московский Кремль.
В 1991 году, когда СССР развалился, Санкт-Петербург стал городом федерального значения.
Сегодня он остается одним из самых красивых и культурных городов России, привлекая каждый год миллионы туристов со всего мира.
Особенности статуса города
Санкт-Петербург является одним из самых крупных и красивых городов России, который имеет особый статус. Согласно Конституции России, город Петербург имеет статус города федерального значения, который является административно-территориальной единицей.
Одной из главных особенностей статуса Санкт-Петербурга является его значимое положение в системе государственного управления РФ. Город является центром Северо-Западного федерального округа, а также местом расположения Российской академии наук и многих других важных государственных учреждений и организаций.
Санкт-Петербург также имеет развитую культурную и туристическую инфраструктуру, что становится привлекательным фактором для туристов со всего мира. Город имеет более 2000 объектов культурного наследия, включая музеи, театры, парки и сады. Кроме того, Санкт-Петербург по праву называют «второй столицей России», ведь здесь находится много правительственных учреждений, банков, союзов и общественных организаций.
Важным составляющим статуса Санкт-Петербурга является его экономическое значение. Город является центром промышленности, транспорта, науки и культуры. Сюда пользуется большим спросом инвесторы, что способствует развитию экономики города, и укрепляет его положение в российском и международном экономическом пространстве.
В целом можно сказать, что статус Санкт-Петербурга несет в себе множество преимуществ и делает его одним из самых значимых городов в России и на мировой арене.
Значимость для экономики и культуры
Санкт-Петербург является одним из ключевых городов России, который имеет важное значение для экономического развития страны. Город располагается на берегу Балтийского моря, что обеспечивает ему доступ к международной торговле, что делает его одним из крупнейших торговых центров в России.
Кроме того, Санкт-Петербург является центром культурной жизни России. На его территории расположены множество музеев, галерей и театров, благодаря чему город является одним из самых культурных городов России. Он привлекает многих туристов со всего мира, которые интересуются искусством и культурой.
Санкт-Петербург также является ключевым центром образования и науки. В городе находятся многие университеты и научные институты, которые привлекают талантливых студентов и ученых со всего мира.
В целом, Санкт-Петербург является одним из самых важных городов не только России, но и всего мира. Его исторические, культурные и экономические достижения делают его одним из наиболее значимых городов в мире.
Санкт-Петербург – крупнейший город федерального подчинения
Санкт-Петербург является вторым самым крупным городом Российской Федерации после Москвы. Согласно законодательству Санкт-Петербург имеет статус города федерального значения, а также является центром субъекта федерации Ленинградской области и административным центром Северо-Западного федерального округа. Здесь расположены некоторые органы управления государственного уровня (Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации), а также Главное командование Военно-морского флота Вооруженных сил Российской Федерации и Межпарламентская ассамблея стран СНГ.
Этот город играл важную роль в историческом развитии российской государственности: был столицей российского государства в $1712−1918$ гг., был центром революций, в период Второй мировой войны $872$ дня находился в блокаде. Санкт-Петербург удостоен звания Город-Герой.
Город располагается в пределах европейской территории страны, на северо-западе страны на берегу Финского залива. В физико-географическом отношении это устье Невы реки и Приневская низменность.
Географические координаты центра Санкт-Петербурга: $59^\circ 57′$ с.ш. $30^\circ 19′$ в.д.
В Санкт-Петербурге по состоянию на $2016$ год проживает $5 \ 225 \ 690$ человек или $3,6\%$ населения всей России. По прогнозам исследователей к $2030$ году в северной столице России будет проживать $5 \ 900 \ 000$ человек.
Санкт-Петербург является наиболее населенным нестоличным городом в Европе и третьим по численности населения среди всех городов полностью располагающихся в пределах старого света. Кроме того, это самый северный город мира с населением более $1$ миллиона человек.
В современных границах Санкт-Петербург занимает площадь $1439 \ км^2$ и является вторым по площади городом страны после Москвы столицы (после изменения границ Москвы в $2012$ году).
Этот город является центром одноименной городской агломерации, которая простирается на расстояние до $50$ км от Санкт-Петербурга и занимает суммарно территорию около $11,6 \ тыс. \ км^2$. Санкт-Петербургская городская агломерация состоит из^
- ядра — город Санкт-Петербург,
- первого пояса городов-спутников: граница проходит по внешним границами лесопаркового защитного пояса города и включает:
- Рощино,
- Агалатово,
- Лесколово,
- Сертолово,
- Мурино,
- Кудрово,
- Токсово,
- Кировск,
- Мгу,
- Шлиссельбург,
- Всеволожск,
- посёлок им. Морозова,
- Тосно,
- Отрадное,
- Форносово
- Гатчину,
- второго пояса городов-спутников, включающую часть районов:
- Ломоносовского,
- Гатчинского,
- Тосненского,
- Кировского,
- Приозерского
- Волосовского,
- г. Сосновый Бор.
В пределах данной агломерации проживает около $5,9$ млн человек.
Санкт-Петербург — является важнейшим экономическим, транспортным культурным и научным центром России.
Экономика
Важная роль Санкт-Петербурга в экономике страны подтверждается вкладом города в национальную экономику. В $2014$ году ВВП Санкт-Петербурга составил $2652,1$ млрд рублей, что соответствует $4,5$% ВВП страны, а также является четвертым показателем среди субъектов федерации после Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Московской области.
Основные виды экономической деятельности являются (согласно доле ВРП в $2010$ году) – это обрабатывающая промышленность ($24,1$%), торговля ($18,7$%), операции с недвижимым имуществом ($18,2$%), транспорт и связь ($9,9$%) и строительство ($7,8$%), на остальные виды деятельности суммарно приходится около $23$ % ВРП.
Санкт-Петербург характеризуется развитым финансовым рынком: здесь работают Санкт-Петербургская валютная биржа, Фондовая, товарная, нефтяная и фьючерсная биржи «Санкт-Петербург», зарегистрировано около $40$ коммерческих банков и располагается около $100$ их филиалов, а также около $400$ брокерских и финансовых компаний.
Культура
Исторический центр Санкт-Петербурга и комплексы памятников в его пределах, а также дворцово-парковые ансамбли в окрестностях являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург является крупнейшим центром культурного туризма в России, здесь расположены Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Казанский собор, Государственный Эрмитаж, Русский музей, Российская национальная библиотека, стрелка Васильевского острова, Адмиралтейство, Александро-Невская лавра, Смольный. Вокруг Санкт-Петербурга находятся дворцы и парковые ансамбли (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина), в прошлом являвшиеся резиденциями императорской семьи.
Санкт-Петербург часто называют «культурной столицей» России, этот город является центром культуры мирового значения.
В настоящее время в Санкт-Петербурге расположены $8464$ памятника истории и культуры, из которых половина − объекты культурного наследия федерального значения. Здесь располагаются более 200 музеев и филиалов. Крупнейшие из них:
- Эрмитаж,
- Русский музей,
- музей Академии художеств России,
- музей истории Санкт-Петербурга,
- музей антропологии и этнографии имени Петра Великого(Кунсткамера),
- Центральный военно-морской музей,
- Всероссийский музей А. С. Пушкина,
- музей обороны и блокады Ленинграда.
В городе работают около $70$ театров, включая Александринский театр, Мариинской театр, Михайловский театр, более $1000$ библиотек, около $50$ кинотеатров, $10$ киностудий. В Санкт-Петербурге располагается ряд творческих высших учебных заведений:
- Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой,
- Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова,
- Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина,
- Российский государственный институт сценических искусств,
- Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени Штиглица,
- Санкт-Петербургское художественное училище имени Рериха.
Образование и наука
В Санкт-Петербурге функционирует развитая сеть образовательных учреждений различного уровня : более $1000$ детских дошкольных учреждений, около $700$ школ, а также около $60$ учреждений дополнительного образования, около $50$ учреждений среднего специального и профессионально-технического образования, около $100$ ВУЗов.
В «северной столице» сосредоточено около $10%$ научного потенциала России. Здесь располагается около $350$ научных организация, штат которых составляю $170$ тысяч сотрудников, включая около $9$ тысяч докторов наук и $26$ тысяч кандидатов наук.