Сколько существует способов организации межведомственного взаимодействия
Перейти к содержимому

Сколько существует способов организации межведомственного взаимодействия

  • автор:

Сколько существует способов организации межведомственного взаимодействия

Статья 7.1. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг

(введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

1. Предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Для реализации предусмотренных федеральным законом функций оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц вправе использовать систему межведомственного электронного взаимодействия.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

2. Направление межведомственного запроса и представление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования должны содержать перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных, а также предусматривать меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о базовых государственных информационных ресурсах и о порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов включаются в реестр базовых государственных информационных ресурсов, порядок формирования, актуализации и использования которого определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Федерального закона направление межведомственных запросов органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональными центрами о представлении документов и информации для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением государственных или муниципальных услуг или ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, не допускается, а должностные лица и (или) работники, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия. Порядок представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, может определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с учетом указанного положения.

6. Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации. Указанные в таком перечне сведения подлежат обязательному предоставлению федеральному органу исполнительной власти, органу государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или многофункциональному центру по межведомственному запросу. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на установление требований к формату предоставления сведений, указанных в настоящей части, определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

8. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти другого субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, на территории другого субъекта Российской Федерации, определяется правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

9. Правительством Российской Федерации утверждаются правила межведомственного информационного взаимодействия, в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.

Принятие Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», одним из пунктов которого является утвержденное положение о единой системе электронного межведомственного взаимодействия, ввело в обиход понятие СМЭВ, а также требования, которые предъявляются к данной системе и форме установления взаимодействия между органами исполнительной власти и организациями, исполняющими общественно-значимые функции. Выход в свет Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -210-ФЗ) обозначил дополнительные требования, установив более подробное регламентирование процедур межведомственного обмена информацией и документами.

Коротко о СМЭВ

Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ к электронным сервисам, сведения об истории движения в СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

— обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

— обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

— обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде

Требованиями 210-ФЗ закреплён срок — 1 июля 2012 года, с наступлением которого органы государственной власти и органы местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям не вправе требовать от заявителя предоставление документов личного хранения, которые или сведения о которых могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия с использованием сервисов, предоставляемых СМЭВ.

Однако, к этому моменту проект по созданию и внедрению СМЭВ на территории всей РФ не был завершён, потому как органы и ведомства столкнулись с рядом проблем, как объективных, зависящих от ряда существенных обстоятельств , так и субъективных.

Полагается, что межведомственное взаимодействие должно не только упростить государственные процедуры для заявителей, сократив длительность и количество их обращений в государственные и муниципальные органы, но и эффективно сказаться на работе государственных регистраторов, помогая в кратчайшие сроки получать документы, ответы на вопросы для решения конкретного регистрационного дела, исключив лишние звонки, дополнительное общение с заявителем, результатом чего явилась бы государственная регистрация заявленных прав и удовлетворение заявителя от полученной государственной услуги.

Но, тем не менее, и по настоящее время процесс организации межведомственного взаимодействия всё ещё находится на промежуточном этапе своего развития. Отметим, что система СМЭВ, которая должна объединить в единое целое всех участников процесса оказания государственных и муниципальных услуг, еще несовершенна.

В числе причин, по которым государственным регистраторам невозможно в полной мере работать с использованием электронных сервисов присутствуют технические проблемы, среди которых:

— разрозненность и несовершенство информационных ресурсов региональных и муниципальных систем взаимодействия, либо их полное отсутствие. Данная проблема характеризуется тем, что если таковые системы отсутствуют, то работа ведётся в примитивной форме: в таблицах Excel, а то и вовсе в бумажной картотеке, и даже при наличии информационной системы зачастую она не соответствует необходимым требованиям.

— отсутствие единой запросно-ответной системы, внедрённой на всей территории РФ, в каждом органе исполнительной власти и организации, задействованной в предоставлении услуг населению. Попытки создать такую систему предпринимались. Это, к примеру, разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового решения, предложенного интеграторами ОАО «Ростелеком», СИР Лайт, однако система так и не была принята в промышленную эксплуатацию;

— отсутствие защищённых каналов связи между задействованными во взаимодействии сторонами. Нормы Федерального закона от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» предъявляют жёсткие требования к соблюдению конфиденциальности персональных данных, поэтому успешность реализации СМЭВ напрямую связана с возможностью обеспечения зашифрованных каналов связи между ЦОДами, на которых располагаются сервисы СМЭВ, а также (что является гораздо сложным) обеспечение защиты на всём протяжении за пределами контура сети ЦОДов. Как правило, на реализацию столь масштабных мероприятий требуется выделение большого количества средств, которых не всегда хватает;

— нестабильная работа электронных сервисов, дающих корректный ответ.

Однако кроме технических причин затягивания сроков разворачивания полнофункционального СМЭВ не менее остро стоят организационные проблемы, среди которых можно выделить:

— проблемы с нормативно-правовым регулированием на федеральном уровне, несвоевременный выпуск подзаконных актов, постоянные изменения НПА и отсутствие скоординированного плана их выпуска;

— неполнота планов внесения изменений в НПА, отсутствие координации между органами власти при организации исполнения планов;

— предположительная неполнота перечня выявленных получателями информации межведомственных документов, в том числе признание избыточными документов, подлежащих получению по каналам межведомственного взаимодействия (далее — МВ). Данная проблема образовалась из-за низкого качества разработанных административных регламентов по предоставлению услуг (функций) либо их отсутствия (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций));

— отсутствие унифицированных наименований для документов, подлежащих получению по каналам МВ по причине отсутствия унифицированного перечня услуг;

— необходимость тиражирования электронных сервисов по предоставлению сведений от РОИВ и ОМСУ. Потребность в проведении тиражирования присутствует из-за того, что муниципальные услуги в субъектах РФ и стране в целом до сих пор не прошли процедуры стандартизации и унификации, с приведением к единообразию регламентов их предоставления населению. (подробнее Стандартизация, регламентация услуг, Предоставление электронных услуг)

— отсутствие фиксации временных сценариев МВ;

— несоответствие уже разработанных сервисов требованиям актуальных версий методических рекомендаций. В целом частая смена версий методических рекомендаций приводит к постоянной несогласованности между сервисами в СМЭВ от чего страдает работоспособность системы в целом;

— слабая регламентация действий по получению доступа к сервисам федеральных органов власти;

— низкая оперативность реагирования и действий при работе с федеральными органами власти по вопросам тестирования работы сервисов;

— низкая компетентность и недостаточная информированность сотрудников органов власти, предоставляющих услуги. Семинары и разъяснительная работа, проводимые Минэкономразвития России, не решает данную проблему ввиду их недостаточной регулярности.

В связи с наличием вышеперечисленных проблем, на сегодняшний день документы, которые могут быть получены по каналам СМЭВ, зачастую получаются путем отправки бумажных запросов в органы власти или организации, в распоряжении которых находятся необходимые сведения.

Очевидно, что бумажный документооборот в межведомственном взаимодействии неэффективен как в части сроков оказания государственных услуг, так и увеличения нагрузки на специалистов, постоянного роста почтовой корреспонденции.

Для скорейшего внедрения СМЭВ в целях оказания государственных услуг в электронном виде всем сопричастным сторонам необходимо значительно ускорить работу и повысить её качество. Конечно же, задавать тон и координировать ход работ должно Минэкономразвития России при постоянном контроле соответствующих Правительственных комиссий.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.

В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.

Что такое СМЭВ: основные определения и понятия

СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.

СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.

Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.

Законодательная база

По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.

Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.

Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.

Функционал СМЭВ и обеспечение

Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.

  • Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
  • Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
  • Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.

Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.

Интеграция СМЭВ

Интегрировать информационные системы в рамках СМЭВ необходимо в соответствии с техническими требованиями, утвержденными приказом № 190.

Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
  2. Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
  3. Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
  4. Подготовить типовое описание формата сервиса, отправить оператору узла паспорт электронного сервиса. Эти документы необходимы для инициирования процесса регистрации.
  5. Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.

Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.

Узайте больше о возможностях КСК.Шлюз

Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем

  • Единый протокол интеграции
  • Гарантированная доставка сообщений
  • Более 1000 готовых адаптеров
  • Мониторинг цепочек взаимодействия
  • Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3

Решение для интеграции

«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.

Архитектура продукта состоит из таких элементов:

  • Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
  • Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
  • Сервер приложений для размещений модулей.
  • Внутренняя СУБД для хранения сообщений.

Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.

Способы организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сенченко Павел Васильевич, Лазарев Иван Васильевич

Рассмотрены различные варианты организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции. Рассмотрены преимущества построения межведомственного информационного взаимодействия посредством системы межведомственного электронного взаимодействия ( СМЭВ ). Представлена схема подключения информационной системы к защищенной сети передачи данных СМЭВ .

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сенченко Павел Васильевич, Лазарев Иван Васильевич

Ways of organization of information interaction between organizations and government structures

In the article we describe various options for interdepartmental interaction of bodies and organizations performing public functions. We discussed the advantages of building inter-agency information exchange through a system of inter-agency electronic interaction (SIAEI). The scheme of the connection to the SIAEI secure data network is shown.

Текст научной работы на тему «Способы организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции»

П.В. Сенченко, И.В. Лазарев

Способы организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции

Рассмотрены различные варианты организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции. Рассмотрены преимущества построения межведомственного информационного взаимодействия посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Представлена схема подключения информационной системы к защищенной сети передачи данных СМЭВ.

Ключевые слова: информационные системы, межведомственное электронное взаимодействие, документооборот, СМЭВ.

При осуществлении деятельности, связанной с исполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, органы государственной власти и иные организации, принимающие участие в данной деятельности, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие, направленное на удовлетворение информационных потребностей, возникающих при исполнении данных государственных полномочий.

В зависимости от используемого способа обработки и передачи документов (информационных сообщений) можно выделить следующие технологически различные режимы информационного взаимодействия:

1. Традиционный бумажный документооборот между сотрудниками организаций, участвующих в межведомственном информационном взаимодействии.

2. Обмен электронными представлениями (образами) традиционного бумажного документа с использованием доступных электронных технологий информационного взаимодействия — электронная почта, системы электронного документооборота и т. д..

3. Унифицированное информационное взаимодействие между информационными системами участников электронного взаимодействия.

4. Использование интерактивных запросных приложений, предоставляемых некоторыми федеральными ведомствами в качестве пользовательских электронных сервисов через ведомственные информационные порталы или официальные сайты органов в сети Интернет.

Использование технологий традиционного бумажного документооборота для межведомственного информационного взаимодействия. В данном режиме в качестве участника взаимодействия выступает должностное лицо организации, участвующее в процессах информационного взаимодействия (т.е. в качестве субъекта взаимодействия выступает «сотрудник организации»). А в качестве документной системы используются действующие в организациях традиционные системы делопроизводства и документооборота.

Использование технологий традиционного бумажного документооборота в деятельности государственных органов урегулировано действующим законодательством, в то же время для реализации требований Федерального законодательства [1] дополнительное регулирование требуется в части:

— определения перечня документов, которые должен предоставить заявитель и которые должны быть получены от других органов с использованием межведомственного информационного взаимодействия;

— закрепления корреспондирующих полномочий (обязанностей) органов власти и организаций по направлению запроса и предоставлению запрашиваемой документированной информации;

— установления сроков ответа на запросы.

Использование систем юридически значимого обмена электронными документами для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия. Данный режим электронного взаимодействия предполагает обмен электронными представлениями (образами) бумажного документа с использованием различных автоматизированных технологий взаимодействия — электронной

почты и иных систем обмена электронными сообщениями, системы электронного документооборота и т. д.

Также данный режим электронного взаимодействия может использоваться для обмена электронными документами, полученными из других АИС, не поддерживающих программных Веб-сервисных интерфейсов межсистемного взаимодействия СМЭВ/РСМЭВ для автоматической обработки поступивших запросов.

В данном режиме информационного взаимодействия, как и в случае с традиционным «бумажным» документооборотом, в качестве участника взаимодействия выступает должностное лицо организации, участвующее в процессах информационного взаимодействия (т.е. в качестве субъекта взаимодействия выступает «сотрудник организации»). В качестве документных систем, в том числе систем документооборота, в данном случае могут использоваться различные автоматизированные системы делопроизводства.

Унифицированное межсистемное электронное взаимодействие между автоматизированными информационными системами участников информационного взаимодействия. Для осуществления межведомственного электронного взаимодействия в электронной форме, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от В июня 2011 г. №451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», Постановлением Правительства Российской Федерации от В сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», создана федеральная государственная информационная система «Единая система межведомственного электронного взаимодействия» (далее — СМЭВ) [2].

СМЭВ — федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации [2].

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме [3]. Разработка и внедрение СМЭВ оказывают следующий положительный эффект:

— граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах;

— теперь гражданин, обращающийся за государственной услугой, должен предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т.д.), все остальные справки собирает само ведомство;

— государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой, сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.

С технологической точки зрения СМЭВ является единой информационной средой — элементом «облачных технологий». СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных. Каждый узел СМЭВ — это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. В настоящий момент созданы и введены в эксплуатацию один федеральный и ВЗ региональных узла СМЭВ.

Подключение участников к защищенной сети передачи данных СМЭВ производится в соответствии с типовыми схемами подключения, на рис. 1 приведена одна из схем подключения [4].

СМЭВ связывает разнородные по техническим характеристикам составляющие концептуального проекта: информационные системы ведомств — участников взаимодействия, портал государственных услуг, многофункциональные центры предоставления государственных услуг населению (МФЦ), информационные системы других участников.

* ССОП — сети связи общего пользования, в т.ч. 1Р/МР1_Э-сеть ОАО «Ростелеком» и сеть Интернет.

Рис.1. Типовая схема подключения к СМЭВ

В настоящий момент к федеральному узлу подключены:

— информационные системы федеральных ведомств (Казначейство, Росреестр, ФНС, МВД, ФМС и т.д.);

— кредитные организации [3];

— 83 региональных узла, к которым подключаются: информационные системы региональных ведомств (финансовые, медицинские, статистические и др.), информационные системы более 24000 органов местного самоуправления.

Для использования данного способа электронного взаимодействия АИС исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, взаимодействующие через СМЭВ/РСМЭВ, должны обеспечивать соответствие установленным требованиям и рекомендациям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и операторами данных государственных информационных систем [5].

Использование интерактивных запросных приложений, предоставляемых некоторыми федеральными ведомствами через информационные порталы или официальные сайты органов в сети Интернет. Некоторые федеральные органы исполнительной власти предоставляют возможность пользователям, имеющим право на получение соответствующих сведений от данных ведомств, обратиться в эти ведомства с запросом на предоставление интересующих сведений через специальный пользовательский интерфейс, доступный через ведомственные порталы или официальные сайты в сети Интернет [6].

Например, Федеральная налоговая служба России предоставляет пользователям возможность обратиться через интерфейс официального сайта федеральной службы за предоставлением некоторых видов сведений в соответствии с установленными полномочиями.

Заключение. Учитывая разнообразие используемых на местах информационных технологий, реализованных на различных программно-операционных платформах, наиболее актуальным способом организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции, в настоящий момент является использование системы

межведомственного электронного взаимодействия, основанной на сервис-ориентированной архитектуре. Такая архитектура представляет собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, обеспечивает масштабируемость системы, а применение открытых стандартов обмена информацией обеспечивает прозрачность информационного взаимодействия, что позволяет абстрагироваться от конкретных технологий реализации информационных систем, участников электронного взаимодействия.

1. Статья 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления го —

сударственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148997/, свободный (дата обращения: 19.10.2013).

2. Единая система межведомственного электронного взаимодействия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.eos.ru/eos_products/solution/gosudarstvennyy_sektor/smev/, свободный (дата обращения: 13.10.2013).

3. Подключение банков к СМЭВ — революция в организации информационного обмена [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bss-e.com/press-center/publication_company_323/, свободный (дата обращения: 13.10.2013).

4. Регламент взаимодействия участников информационного взаимодействия, Оператора единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Оператора эксплуатации инфраструктуры электронного правительства при организации межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/7957, свободный (дата обращения: 19.10.2013).

5. Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии

электронной подписи [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/6671, свободный (дата обращения: 19.10.2013).

6. Цветные сети Петри в моделировании социально-экономических систем / Ю.П. Ехлаков, В.Ф. Тарасенко, О.И. Жуковский и др. // Доклады ТУСУРа. — 2013. — № 3(29). — С. 83-92.

Сенченко Павел Васильевич

Канд. техн. наук, доцент каф. автоматизации обработки информации (АОИ), декан факультета систем управления ТУСУРа Тел.: 8 (383-2) 70-15-46 Эл. почта: pvs@tusur.ru

Лазарев Иван Васильевич

Ассистент каф. АОИ ТУСУРа

Эл. почта: yalazarev@gmail.com

Senchenko P.V., Lazarev I.V.

Ways of organization of information interaction between organizations and government structures

In the article we describe various options for interdepartmental interaction of bodies and organizations performing public functions. We discussed the advantages of building inter-agency information exchange through a system of inter-agency electronic interaction (SIAEI). The scheme of the connection to the SIAEI secure data network is shown.

Keywords: information systems, system of inter-agency electronic interaction, electronic workflow.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *