Счетная палата рф как субъект финансовых правоотношений
Статья 14. Полномочия Счетной палаты
1. Счетная палата обладает следующими полномочиями:
1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;
2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;
3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;
4) предоставляет федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, федеральным государственным учреждениям рекомендации по составу и порядку формирования данных при создании и модернизации ими федеральных государственных информационных систем в целях обеспечения выполнения государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, а также получает необходимый Счетной палате для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) постоянный доступ к таким системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
6) привлекает государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков к участию в осуществлении контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности, а также по обращениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации дает заключения о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации, а также по их составу и количественным значениям;
(п. 10 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1) осуществляет информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
10.2) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, реализует предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по ограничению прав сотрудников Счетной палаты, имеющих либо имевших доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и предоставлению им социальных гарантий;
(п. 10.2 введен Федеральным законом от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Создание, реорганизация и ликвидация научных и иных учреждений (организаций), необходимых для обеспечения деятельности Счетной палаты, осуществляются по решению Председателя Счетной палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).
4. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита соответствия, аудита эффективности, иных видов аудита (контроля) в соответствии с настоящим Федеральным законом и со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Аудит соответствия применяется в целях оценки соответствия предмета аудита законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, иным документам в пределах компетенции Счетной палаты, за исключением целей, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
6. Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.12.2022 N 514-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность по видам аудита (контроля) осуществляется в отношении предмета аудита, в том числе государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), государственной поддержки инновационной деятельности, инвестиционных проектов, федеральных информационных систем и проектов, закупок товаров, работ и услуг.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию.
Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля
Анохина, Т. С. Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля / Т. С. Анохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82398/ (дата обращения: 17.09.2023).
Статья посвящена особенностям финансового контроля, предложено определение финансового контроля. Выявлена роль Счетной палаты РФ в осуществлении финансового контроля.
Ключевые слова: финансы, финансовый контроль, Счетная палата, полномочия, статус бюджета.
The article is devoted to the features of financial control, the definition of financial control is proposed. The role of the Accounting Chamber of the Russian Federation in the implementation of financial control is revealed.
Key words: finance, financial control, Accounting chamber, powers, budget status.
Финансовый контроль — непременное условие функционирования любой экономики. Прежде всего, стоит отметить, что во многом, от финансового контроля зависит успешная реализация политики всего государства, т. к. именно финансовый контроль следит за формированием и эффективным использованием финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами на всех уровнях.
Логично предположить, что финансовый контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления.
В доктрине финансового права известны различные точки зрения на понятие «финансовый контроль», что, в свою очередь, не является положительным моментом, поскольку отсутствие единого общепринятого определения создаёт трудности не только в процессе теоретического понимания данного определения, но и порождает ряд проблем практического характера [2, с. 72].
В связи с этим, предлагается определить финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Особое место среди органов при финансовом контроле отводится Счетной палате РФ. Счетная палата РФ, являясь органом финансового контроля специальной компетенции, наделена наиболее значимыми полномочиями в системе государственных органов финансового контроля, в частности контроль на предмет эффективности и результативности использования бюджетных средств [2].
Счетная палата по результатам своих контрольных мероприятий выявляет многочисленные нарушения. Такие нарушения совершаются органами государственно власти и их должностными лицами и затрагивают права граждан как налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. Следовательно, в случае выявления фактов таких нарушений материалы проверок Счетной палаты РФ должны быть опубликованы в полном объеме при минимальном учете фактора секретности и необходимости защиты государственной тайны.
Можно сказать, что совокупность полномочий Счетной палаты входит в ее правовой статус. Поэтому, задаваясь вопросом о правовом статусе данного контрольного органа, следует помнить о том, что он представляет собой комплекс определенных функций.
Согласно действующему законодательству, Счетная палата представляет собой постоянно действующий орган финансового контроля, который, ко всему прочему, обеспечивает содействие законодателю в исполнении федерального бюджета. Основные полномочия Счетной палаты Российской Федерации отражены в Конституции Российской Федерации. Однако законодатель не в полном объеме отразил все полномочия данного органа, что, безусловно, является серьезным правовым упущением.
Вопрос определения правового статуса Счетной палаты является весьма актуальным в настоящее время. Так, мнения представителей научного сообщества по данному вопросу разделились. Одни правоведы уверены в том, что Счетная палата, а также вся та деятельность, которую она осуществляет, относится к законодательной ветви власти. Другие ученые считают, что Счетная палата не относится ни к одной из трех ветвей власти и представляет собой самостоятельное ответвление контрольной ветви власти [3, с. 498].
Представляется, что следует придерживаться теории, в соответствии с которой Счетная палата является обособленным органом, осуществляющим финансовый контроль и подотчетным в своей деятельности Федеральному Собранию Российской Федерации. В данном случае следует иметь в виду, что законодатель наделяет Счетную палату такими полномочиями, которые фактически определяют ее как высший контрольный орган нашего государства.
Проблема состоит в том, что правовой статус любого органа государственной власти, в т. ч. и Счетной палаты, должен подкрепляться особыми правовыми гарантиями.
В нашем случае законодатель предусматривает определенный перечень гарантий, однако он является неполным. Например, в соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля органы, осуществляющие финансовый контроль, в своей деятельности должны быть независимы от иных государственных органов или же различного рода организаций. Смысл представленного правового положения заключается в том, что орган финансового контроля должен быть обеспечен юридической защитой со стороны Верховного Суда той или иной страны от вмешательства в процедуру финансового контроля.
Стоит отметить, что в российском законодательстве таких правовых предписаний не содержится, а это говорит о правовом пробеле, который может негативно повлиять на осуществление финансового контроля в государстве в целом. Тем не менее хотелось бы выделить основные правовые гарантии правового статуса Счетной палаты, которые отчасти позволяют данному органу аудита осуществлять возложенную на него законом деятельность независимо. К таким гарантиям следует отнести следующие:
- При роспуске Государственной Думы Российской Федерации ее деятельность в области финансов, согласно действующему законодательству, нельзя приостанавливать.
- Осуществление функций Счетной палаты финансируется из федерального бюджета, что исключает какую-либо зависимость данного органа.
- Счетная палата осуществляет контрольные функции, которые обладают публичным характером.
Стоит сказать о том, что Счетная палата, представленная в виде высшего органа внешнего государственного аудита, не являясь органном государственной власти, тем не менее входит в единую систему финансового контроля. Это говорит о том, что Счетная палата задействована в осуществлении и исполнении единой финансово-правовой политики Российской Федерации.
Таким образом, подводя итог, отметим, что правовой статус Счетной палаты РФ достаточно высок, система правового регулирования ее деятельности тесно интегрирована с нормами международного права. В то же время, несмотря на большие полномочия этого органа в контрольно-надзорной деятельности в бюджетной сфере, говорить о росте результативности и эффективности его деятельности пока преждевременно.
13.Правовое положение Счетной палаты рф.
Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля. Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение Счетной палаты — г. Москва.
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.
Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.
Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатель Счетной палаты:
осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;
представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;
представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.
Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.
Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.
Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.
Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.
Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.
Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.
Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.
Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.
В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.
При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.
Полный состав аудиторов Счетной палаты должен быть сформирован не позднее чем через три месяца после вступления в силу настоящего Федерального закона.
При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.
Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.
Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В ее состав входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.
По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.
В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются Федеральным законом «О Счетной палате РФ», законом о федеральной государственной службе, законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решения о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Счетная палата Российской Федерации как орган финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье исследуются проблемы, связанные с правовым обеспечением деятельности Счетной палаты Российской Федерации в сфере финансового контроля . В статье обосновывается необходимость законодательного определения различных форм финансового контроля .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шмалий Оксана Васильевна
AUDIT CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AS BODY OF FINANCIAL CONTROL
In article the problems connected with legal support of activity of Audit Chamber of the Russian Federation in the sphere of financial control are investigated. Need of legislative definition of various forms of financial control is proved in article.
Текст научной работы на тему «Счетная палата Российской Федерации как орган финансового контроля»
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
15.1. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Шмалий Оксана Васильевна, доктор юридических наук, зав. кафедрой административного и служебного права
Место работы: Южно-Российского института управления-филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ
Аннотация: в статье исследуются проблемы, связанные с правовым обеспечением деятельности Счетной палаты Российской Федерации в сфере финансового контроля. В статье обосновывается необходимость законодательного определения различных форм финансового контроля.
Ключевые слова: Счетная палата, финансовый контроль, надзор, аудит, проверки, ревизия.
AUDIT CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION AS BODY OF FINANCIAL CONTROL
Shmaly Oksana V., doctor of jurisprudence, department chair of the administrative and office law
Work place: The southern Russian institute of management branch of RANH and GS at the Russian President
Annotation: in article the problems connected with legal support of activity of Audit Chamber of the Russian Federation in the sphere of financial control are investigated. Need of legislative definition of various forms of financial control is proved in article. Keywords: Audit Chamber, financial control, supervision, audit, checks, audit.
Институционально парламентский надзор опосредуется специально создаваемым государственным органом. Исследование зарубежного опыта свидетельствует о том, что в большинстве развитых демократических государств в целях повышения эффективности контроля за исполнением бюджета, а также для оказания помощи парламенту в реализации его надзорных полномочий созданы специализированные коллегиальные органы (в США — Главное контрольное управление1; в Италии — Высший орган финансового контроля Итальянской Республики (Суд Счетов); во Франции -Счетная палата2; в Великобритании — Национальное кон-
1 Матевосян С.С. Правовое регулирование бюджетного процесса в зарубежных странах // Финансовое право. 2010. № 4.
2 Головин К. Контрольно-счетные органы иностранных государств // Финансовое право. 2006. № 7.
трольно-ревизионное управление; в Канаде — Офис Генерального аудитора3).
В России органом парламентского надзора, образуемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации, является Счетная палата Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 110 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуют Счетную палату Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»4 (далее — Закон о Счетной палате) Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.
В статье 3 Закона о Счетной палате определена правовая основа деятельности данного органа. Ранее действовавший Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон 1995 года) подобной статьи не содержал. Закон 1995 года предусматривал, что в своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией РФ, данным Законом, другими законами РФ. В настоящее время статьей 3 Закона о Счетной палате предусмотрено, что в своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Законом о Счетной палате, другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля). Такой подход в первую очередь обусловлен необходимостью соответствия осуществляемого Счетной палатой внешнего государственного аудита (контроля) международно-правовым принципам независимого аудита (контроля), изложенным в Лимской и Мексиканской декларациях ИНТОСАИ5.
Основу аппарата Счетной палаты составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. В Законе о Счетной палате воспроизведена норма ч.1 ст. 8 Закона 1995 года, предусматривавшая, что аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников, но исключено указание на «штатность»
3 См., напр.: Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. 2006. № 6.
4 Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013, № 14, ст. 1649.
5 См.: Резолюцию 66-й Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/66/209
«Повышение эффективности, прозрачности и подотчетности государственного управления путем укрепления высших органов аудита», при-
нятая 22 декабря 2011 г. URL: http://sp.samregion.ru/press_centre/officially/3326/.
Бизнес в законе.
сотрудников. Новым является указание на то, что структура аппарата Счетной палаты включает в себя руководство аппарата и структурные подразделения аппарата6.
Компетенция Счетной палаты Российской Федерации определена Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ7, Законом о Счетной палате.
В соответствии со ст. 1 Закона о Счетной палате данный орган осуществляет внешний государственный аудит (контроль) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее — федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты. К полномочиям Счетной палаты отнесены:
— осуществление контрольной, экспертно-аналитической, информационной и иных видов деятельности;
— направление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представлений, предписаний, уведомлений о применение бюджетных мер принуждения, информационных писем, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передача соответствующих материалов в правоохранительные органы;
— получение в сроки, установленные для осуществления своих функций, информации, документов и материалов, необходимых для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также формирование предложений к плану статистических работ и запроса данных государственной статистики, а также и другие полномочия, предусмотренные пунктами 4-11 части 1 статьи 14 Закона о Счетной палате.
Надзорные полномочия Счетной палаты распространяются на все федеральные государственные органы (в том числе, их аппарат), органы государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании, хозяйственные товарищества и общества с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах. Счетная палата также осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом о Счетной палате (ст. 15 Закона о Счетной палате).
Счетная палата анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. На Счетную палату возложен контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках
6 См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2014. 242 с.
7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
и иных финансово-кредитных учреждениях России. Счетная палата обязана регулярно представлять Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Все виды деятельности, осуществляемые Счетной палатой, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой как специализированным государственным органом парламентского контроля8. Как справедливо отмечает А.В. Скоков, комплекс контрольных и экс-пертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет каркас единой системы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов9.
В Законе о Счетной палате, в отличие от предыдущего закона, значительное место отведено современным видам аудита, таким как финансовый аудит, стратегический аудит, аудит эффективности. Между тем, частью 4 статьи 14 Закона о Счетной палате установлено, контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля).
Таким образом, Закон о Счетной палате предусматривает виды аудита, которые выходят за рамки принципов, обозначенных применительно к аудиту в Лимской декларации10.
Терминологически необоснованным представляется применение в Законе о Счетной палате таких понятий как «аудит», «контроль», «государственный финансовый контроль», «финансовый контроль», «государственный аудит» и «финансовый аудит». Все эти понятия так или иначе характеризуют финансовые правоотношения, возникающие в сфере контрольных полномочий Счетной палаты, однако по своей сути имеют различную правовую природу.
В связи с этим обоснованной представляется точка зрения А.Н. Саунина, отмечающего, что «сформулированные в Законе определения содержания деятельности Счетной палаты не только не отвечают указанным требованиям, а еще более запутывают понимание сущности и соотношения между терминами, а также места Счетной палаты в системе органов государственного контроля»11.
В состав правовых форм, опосредующих реализацию Счетной палатой надзорных полномочий, входят комплексные ревизии, тематические проверки, экспертно-аналити-ческая деятельность, проводимые как по поручениям палат Федерального Собрания РФ и обращениям депутатов Госу-
8 См., напр.: Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты). Дисс. докт. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2011. С. 198.
9 Скоков А. В. Счетная палата Российской Федерации как орган парламентского контроля // Российская юстиция. 2009. № 5.
10 Данные принципы детализированы в соответствующих международных стандартах аудита ИНТОСАИ, которыми установлены два типа государственного аудита — финансовый аудит и аудит эффективности. См.: ISSAI 1. The Lima Declaration. URL: http://www.intosai.org/.
11 Саунин А.Н. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»: новая редакция с новыми проблемами // Финансовое право. 2014. N 5. С. 8 — 14.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
дарственной Думы и членов Совета Федерации, так и по инициативе самой Счетной палаты.
В юридической литературе к методам (формам) финансового контроля относят наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию12. Согласно ст. 16 Закона о Счетной палате методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.
Содержанием наблюдения является общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля13. Между тем, в Законе о Счетной палате данный метод контрольной деятельности прямо не закреплен; можно предположить, что это связано с тем, что проведение любой проверки необходимо предполагает обследование, анализ и мониторинг финансовой деятельностью объекта контроля, в связи с чем правовая регламентация наблюдения в качестве самостоятельной формы является излишним. Анализ и обследование как методы финансового контроля в большей мере соприкасаются с экспертно-аналитической деятельностью Счетной палаты14.
Непосредственными методами осуществления контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты являются ревизии и проверки.
В соответствии со ст. 16 Закона о Счетной палате РФ по итогам проведения ревизии или проверки составляется акт.
В функции главного контролирующего органа входит анализ в исследовании отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизация результатов исследования. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). Результаты обследования и анализа оформляются заключением.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с программами, утверждаемыми в установленном порядке (ст. 17 Закона о Счетной палате). По результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты, за достоверность которых члены Коллегии Счетной палаты несут персональную ответственность. Отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членами Коллегии, ответственными за их проведение. По результатам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.
О результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений.
12 См., напр.: Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999. № 4; Бурмистров А.С. Структура контрольной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4 и др.
13 Ялбулганов А.А. Указ. соч.
14 См., напр.: Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности ис-
полнительной власти (теоретико-методологические аспекты). Дисс.
докт. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2011. С. 201.
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере15. Таким образом, ревизия — это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период. Суть отличия ревизии от проверки состоит в том, что при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов — от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. Ревизия не ограничивается проверкой только документации, но включает в себя проверку фактических остатков материальных ценностей, проверку соответствия документального учета фактическому. Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка, в том числе и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска, исключения по определенным причинам из поля зрения проверяющих каких-либо обстоятельств, могущих повлиять на результат как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта16.
Исследование полномочий Счетной палаты в сфере финансового контроля позволило установить, что в настоящее время не существует терминологического единства как в законодательстве, так и в научной литературе в отношении сущности государственного финансового контроля. Однако меры, принимаемые по реформированию системы государственного финансового контроля, в частности, принятие Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» позволят повысить эффективность деятельности Счетной палаты, а также выработать новые подходы с учетом норм международного законодательства.
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ (ред. от 27.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013, № 14, ст. 1649.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
3. Резолюцию 66-й Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/66/209 «Повышение эффективности, прозрачности и подотчетности государственного управления путем укрепления высших органов аудита», принятая 22 декабря 2011 г. URL: http://sp.samregion.ru /press_centre/officially/3326/.
15 Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2001. С. 66.
16 См.: Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. 2001. № 16.
Бизнес в законе.
4. ISSAI 1. The Lima Declaration. URL: http://www.intosai.org/.
5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2014. 242 с.
6. Бурмистров А.С. Структура контрольной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4 и др.
7. Головин К. Контрольно-счетные органы иностранных государств // Финансовое право. 2006. № 7.
8. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Ревизия в государственном финансовом контроле // Бухгалтерский учет. 2001. № 16.
9. Конюхова Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. 2006. № 6.
10. Матевосян С.С. Правовое регулирование бюджетного процесса в зарубежных странах // Финансовое право. 2010. № 4.
11. Саунин А.Н. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»: новая редакция с новыми проблемами // Финансовое право. 2014. № 5. С. 8 — 14.
12. Скоков А.В. Счетная палата Российской Федерации как орган парламентского контроля // Российская юстиция. 2009. № 5.
13. Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты). Дисс. докт. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2011. С. 201.
14. Ялбулганов А.А. Финансовое право России: Учебное пособие. М.: Статут, 2001. С. 66.
15. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999. № 4.