Статья 128
1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ
1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 2. Законодательство о судебной системе
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Статья 4. Суды в Российской Федерации
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
(Часть в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)
4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей
1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)
Статья 6. Обязательность судебных постановлений
1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
1. Все равны перед законом и судом.
2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)
3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.
4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)
Статья 9. Гласность в деятельности судов
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ; от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)
2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 11. Судьи
1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.
3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. (В редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)
Статья 12. Единство статуса судей
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
11. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. (Дополнение частью — Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)
2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)
3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)
4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.
(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)
Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ; от 05.04.2005 № 3-ФКЗ; от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)
Статья 15. Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, а также случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)
3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:
несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.
(Дополнение частью — Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)
4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения такого представления. (Дополнение частью — Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)
Статья 16. Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)
2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)
2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)
3. Порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». (Дополнение частью — Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)
Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.
Условия и порядок наделения полномочиями судей в Российской Федерации
Перед тем, как выяснять порядок наделения полномочиями судей, нужно определиться с тем, кто они. К сожалению, понятной информации очень мало, а потому, чтобы понять ту или иную статью, приходится проходить ускоренный курс в необходимой сфере. Мы же расскажем вам главное на доступном языке.
Кто такой судья?
Судьи — это единственные носители власти в нашей стране. Они же имеют единый правовой статус, который не зависит от того, в каком суде они работают и к какому судебному звену относятся. Хоть статус у них и один, но отличия все же есть — компетенция и полномочия. Существует и особый порядок наделения полномочиями судей. По этим причинам и требования к судьям предъявляются немалые.
Требования к кандидату
Прежде чем перейти к порядку наделения полномочиями судей, нужно понять, каким требованиям они должны соответствовать. Итак, начали:
- Судьей может стать только гражданин нашей страны. Отсутствие гражданства или двойное гражданство автоматически претендента исключает.
- Образование кандидата должно быть высшим. Имеет значение и где оно получено, например вуз, который не имеет государственной аккредитации, не подходит под требования.
- Возраст человека. По закону судьей может стать человек, которому уже исполнилось 25 лет. При этом это не единственная черта. Порядок наделения судей полномочиями, равно как и возраст, зависит от суда, где планирует работать человек. Так, в Конституционном суде можно стать судьей только после 40 лет, в Верховном и Высшем Арбитражном суде — человек не младше 35 лет. Если речь идет о верховном краевом, республиканском или областном суде, а также городском суде федерального значения, суде автономной области, окружном военном суде или федеральном арбитражном, то в этом случае судья не должен быть моложе 30 лет.
- Рабочий стаж. В порядке отбора и наделения полномочиями судей играет роль и стаж работы кандидата. Общее правило подразумевает пятилетний опыт работы, но и здесь есть свои нюансы. Например, для работы в Конституционном суде кандидат должен иметь не меньше пятнадцати лет юридического опыта. В верховном и Высшем Арбитражном суде — не меньше десяти лет работы, а в республиканском верховном суде, краевом или областном суде, окружном военном суде — не меньше семи лет.
Стаж работы
Порядок отбора и наделения полномочиями судьи начинается с определения стажа работы кандидата. Этот момент регулируется подзаконными актами и подробно расписан.
То есть стажем работы считается все то время, что человек работал на должностях, которые требуют юридического образования. Причем это должны быть органы государственной власти, госорганы субъектов нашей страны. Это касается и тех, которые соответствуют Конституции, и тех, что существовали до ее принятия. Сюда же относятся должности в органах местного самоуправления и в муниципальных учреждениях.
Это касается еще и должностей в Судебном департаменте при Верховном суде нашей страны, а также юридических организаций, научно-исследовательских учреждений и институтов. То есть преподаватели дисциплин, связанных с юриспруденцией, также могут стать судьями. Адвокаты и нотариусы тоже имеют все шансы.
Медицинское обследование
Судья должен пройти медицинское обследование, чтобы исключить заболевания, которые препятствуют работе. Этих заболеваний целый перечень, утверждает который Совет судей нашей страны. Основанием считается представление органа исполнительной власти федерального значения в сфере здравоохранения.
Кандидат в судьи не должен быть в прошлом или настоящем судим, у него должны быть исключительные знания в правовой области. Это необходимо подтвердить научными трудами, ученой степенью или званием. Будущий судья должен иметь высокие деловые и моральные качества.
Отбор кандидатов
Перед тем, как узнать о порядке наделения судей судебными полномочиями, мы расскажем о том, как проходит отбор на должность судьи.
Отбирают кандидатов на основе конкурса. Председатель того суда, где нужен новый судья, сообщает эту новость в квалификационную судейскую коллегию в течение десяти дней с того момента, как открыта вакансия. Судейская коллегия же в течение еще десяти дней должна оповестить через средства массовой информации о том, что вакансия имеется и о месте и времени встречи.
Любой человек, который отвечает требованиям закона «О статусе судей», имеет право сдать тест на квалификацию для получения места судьи. Для этого нужно обратиться в квалификационную комиссию и написать заявление.
Кроме этого, нужно представить документ, который удостоверяет личность (подлинник и копию), анкету с собственными биографическими данными, документ, подтверждающий наличие юридического образования также в подлиннике и копии, медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболеваний, влияющих на должность.
Экзаменационная комиссия
Экзаменационная комиссия должна соответствовать положениям закона «О статусе судей» и положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на судейскую должность.
Такие комиссии находятся при квалификационных судейских коллегиях. Их образуют опытные судьи. Не исключается участие в коллегиях ученых-правоведов и преподавателей юридических дисциплин. Сколько человек будет входить в комиссию, решает квалификационная судейская коллегия. Судей же не должно быть меньше, чем три четверти от всего судейского состава.
Состав именно экзаменационной комиссии утверждает та же квалификационная судейская коллегия. Полномочия экзаменационной комиссии и квалификационной коллегии одинаковы по сроку. Экзаменационной комиссией руководит председатель, он же координирует ее работу.
Экзамен
Председатель экзаменационной комиссии назначает экзамен после того, как появится кандидат на судейскую должность и принесет заявление и необходимые документы. Последнему не имеют права отказать в сдаче экзамена. О месте и времени уведомляют не позднее, чем за десять дней до самого экзамена. Он должен проходить не позднее, чем через тридцать дней после обращения кандидата с заявлением о сдаче. Экзаменационная комиссия вправе принимать экзамен, если есть хотя бы половина ее состава. Половину этого количества должны составлять судьи.
Квалификационный экзамен может сдать только человек, который не является судьей. Его результаты могут быть использованы в течение трех лет, если же человека назначили на должность судьи, то его результаты действуют на все время его работы в судейской должности.
Экзамен проводится в билетной форме. Один билет содержит три вопроса по правовым отраслям и две практические судебные задачи. Если экзаменационная комиссия решит, то к билету добавляется письменное задание, касающееся процессуальных документов. Содержание билетов и заданий зависит от того, на какой сферы судейскую должность претендует кандидат. Если экзамен на должность в суде субъекта нашей страны, то и вопросы будут из области законодательства этого субъекта.
Если человек сдал экзамен, то ему выдают удостоверение и выписку из протокола экзаменационного заседания. С этими бумагами кандидат может обратиться в квалификационную коллегию с заявлением на свободную должность.
Коллегия же обязана проверить достоверность данных о кандидате и его документов. Причем коллегии необязательно заниматься собственнолично проверкой. Сотрудники могут обратиться за помощью к компетентным органам. Последние обязаны предоставить всю информацию в тот срок, который установила коллегия. Если минимального времени нет, то максимальный по выполнению просьбы равен двум месяцам.
После того, как всех кандидатов проверят на достоверность, коллегия может выбрать одного из них и порекомендовать на открытую должность. Если в рекомендации было отказано, то претендент может это обжаловать в судебном порядке. Причем основаниями может стать как само решение, так и нарушение порядка отбора.
Решение коллегии с рекомендацией отправляется в тот суд, который ищет судью. Если там согласны с выбранной кандидатурой, то выносится представление о назначении на должность. Когда председатель суда не согласен с решением, то он возвращает его обратно. Если решение повторное будет таким же, то председатель обязан принять человека на работу.
Порядок наделения полномочиями
Порядок наделения полномочиями судей Конституционного суда РФ, так же, как и Верховного и Высшего Арбитражного суда, заключается в том, что они назначаются Советом Федерации. Но Совет Федерации не единолично определяет судей, это происходит по представлению президента нашей страны. Последний же перед тем, как выпустить представление, опирается на мнение председателей Верховного суда страны и Высшего Арбитражного.
Порядок наделения федеральных судей полномочиями отличается. Их выбирают по представлению председателя Высшего Арбитражного суда, а назначает уже президент.
Судей общей юрисдикции федеральных судов назначают согласно представлению от председателей Высшего Арбитражного суда и Верховного суда. Назначаются судьи также президентом.
Судей Военного суда назначает президент, а представление выпускает председатель Верховного суда.
Итак, это была общая информация. Теперь же рассмотрим сам алгоритм условий и порядка наделения судей судебными полномочиями.
После того, как президент получил все необходимые документы, он должен в течение двух месяцев назначить судью федерального суда. Кандидатов же в Верховный и Высший Арбитражный суд президент представляет Совету Федерации, который уже и соглашается с кандидатами или отклоняет их. В любом случае председатель суда, в который требуется судья, уведомляется об этом.
Порядок наделения полномочиями судей Конституционного или любого другого суда обязывает назначать на должность только, если заключение квалификационной судейской коллегии положительное.
Судьи Высшего Арбитражного и Верховного суда обязаны принести присягу на судейском собрании.
Чтобы обрести статус судей, порядок наделения полномочиями обязывает судей нижестоящих судов принести присягу тоже. Только это будет происходить на конференциях или съездах судей. Присягу произносят перед флагом нашей страны, если речь идет о республике, которая входит в состав Российской Федерации, то еще и перед республиканским флагом.
Что касается порядка наделения мирового судьи полномочиями, то его устанавливают законы субъектов нашей страны и федеральные.
Срок полномочий
В сроке ограничивается только федеральный судья, который был назначен в первый раз. Это тридцать шесть месяцев. Если же назначение повторное, то ограничений по срокам нет. Но есть максимальный возраст, после достижения которого должность судьи федерального суда занимать нельзя — семьдесят лет.
Три года относятся только к назначению федерального судьи, но не судейской должности Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного судов. Как только эти три года пройдут, судью могут назначить заново, но уже без ограничения по срокам. Причем порядок наделения полномочиями судей в Российской Федерации остается прежним даже в случае с повторным назначением на должность.
Срок полномочий судьи Конституционного суда субъекта нашей страны устанавливается согласно нормативным актам и законам этого же субъекта.
Порядок наделения мирового судьи полномочиями нам уже известен, теперь поговорим о сроках. Их устанавливает субъект страны, где происходит назначение. Главным правилом является то, что он не должен превышать пять лет. Это касается первого назначения, если назначение повторное, то срок должен быть не меньше пяти лет. Порядок наделения полномочиями и компетенция мировых судей остается той же.
После того, как судья принесет присягу, его считают приступившим к работе. Если же человек уже приносил присягу, то началом работы считается его назначение.
Когда у судьи закончился срок полномочий или подошел максимальный возраст, он все равно выполняет свои обязанности, пока не будет назначен новый судья. Если же это невозможно, то до момента завершения рассмотрения дела, которое он начал вести.
Прекращение или приостановление полномочий
Порядок наделения полномочиями районных и мировых судей одинаков. Но это не значит, что приостановить или лишить полномочий судью не могут. Для этих действий должны быть основания. Вот некоторые из них:
- Судью признали безвестно отсутствующим. В этом случае должно быть вынесено судебное решение, которое уже вступило в силу.
- Судья проходит обвиняемым по уголовному делу или уголовное дело возбуждено против него.
- Судья выставил свою кандидатуру на выборах в составе законодательного органа нашей страны или ее субъекта.
- Судью избрали в состав законодательного органа страны или ее субъекта.
Если работу судьи приостановили, то это никак не сказывается на его выплатах. Но в случаях, когда судья признан безвестно отсутствующим, выплаты полагаются его семье в том же размере или уменьшенном. В случае заключения судьи под стражу, полномочия с него снимаются.
Даже если полномочия приостановлены, это не значит, что судья лишится своей неприкосновенности или его материальное и социальное обеспечение пострадает. Возобновлять полномочия или нет, решает квалификационная судейская коллегия, которая их же и приостановила. В случае возобновления порядок наделения полномочиями судей районного суда и мирового суда остается прежним за исключением сдачи экзамена.
Для прекращения полномочий судьи должны быть следующие основания:
- Заявление в письменном виде от самого судьи об отставке.
- Неспособность осуществлять полномочия в связи с состоянием здоровья или другой уважительной причиной.
- Заявление в письменном виде от судьи, что он переходит на другую работу.
- Достижение судьей верхнего возрастного потолка.
- Окончание срока полномочий, если они были установлены с ограничениями.
- Увольнение судьи с военной службы в связи с достижением максимального возраста. Это правило работает только в отношении военных судов.
- Прекращение гражданства нашей страны.
- Судья занялся деятельностью, которая несовместима с занимаемой им должностью.
- В отношении судьи вступил в силу обвинительный приговор или судебное решение о том, что к нему будут применены меры принудительного характера в медицинской сфере.
- Судья признан недееспособным или в силу вступило решение о его частичной дееспособности.
- Судья умер или вступило в силу его решение об объявлении себя умершим.
- Судья отказывается переходить в другой суд, так как тот, в котором он работает, реорганизовывается или упраздняется.
Кроме порядка наделения судей судебными полномочиями, существует еще и процедура отставки. Ею называют почетные проводы судьи с должности. За тем, кто ушел в отставку, сохраняется судейское звание, принадлежность к судейскому сообществу и личная неприкосновенность. Важно знать, что каждый судья может подать в отставку по собственному желанию в абсолютно любом возрасте.
Заключение
В статье мы рассмотрели, каковы порядки наделения полномочиями судей. Мы убедились в том, что особой разницы в них нет. Отличаются только высшие судейские должности.
А вообще, независимо от должности, судья должен качественно выполнять свою работу. Ведь не зря были придуманы все эти требования, которые выдвигаются при отборе кандидатов. Судья — это человек, который вершит судьбы, а значит он, как никто другой, должен разбираться в законодательстве и иметь большой опыт.
К большому сожалению, судебную власть в нашей стране не особо уважают, все потому, что некоторые судьи превышают свои полномочия и пренебрегают обязанностями.
Но так как мы помним, что судьей может стать абсолютно любой человек, который соответствует требованиям, то именно в наших силах изменить ситуацию. Если к судейству будут приходить по-настоящему увлеченные и преданные делу люди, то не будет столько загубленных жизней и неправильных судебных решений. Ведь что для судьи самое важное? Правильно, беспристрастность. Как известно, именно это качество позволяет правильно выносить решения и приговоры.
Большинство же судей забывают об этом, и в итоге мы имеем то, что имеем. То же самое касается и обязанностей, почему-то некоторые судьи считают себя вправе нарушать запреты. Хотя это преследуется законом. Так давайте же загадаем, что скоро будут выбирать по-настоящему ответственных людей, которые не пренебрегут должностными инструкциями. Надеемся, что наше желание исполнится. Так и будет.
Кто назначает судей конституционного суда и верховного суда
Порядок наделения судей полномочиями
статья 6 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.
6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.
7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.
8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.