Когда была отменена кровная месть в древней руси
Перейти к содержимому

Когда была отменена кровная месть в древней руси

  • автор:

Русская правда. Категории населения

Вы, наши читатели, – ученики школ, граждане государства, члены семей и так далее. В каждой социальной структуре существуют определенные правила поведения и определенная иерархия. Так, например, в школе правилом является устав, а иерархия заключается в главенстве директора, затем завучи, старшие учителя-предметники и так далее.

В государстве все должно быть так же – должен быть общий сборник правил поведения (законов) и какая-то иерархия жителей. В предыдущих статьях (“Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого” и “Древнерусское государство в 1054-1132 гг.”) мы косвенно касались данной тематики. Теперь пришло время полностью с ней разобраться!

Правда Ярослава

В любом государстве существует свод правил, на основе которых живет и функционирует данная страна. Древняя Русь не стала исключением.

Русская правда – первый сборник законов в Древней Руси, создание которого относится к XI-XII вв., в котором были прописаны основные законы и судебные нормы Древнерусского государства.

Русская правда не была создана в один миг – это был долгий процесс, сменивший нескольких десятилетий и нескольких князей.

Из чего состоит Русская правда?

Русская правда – это сложный юридический памятник, состоящий из нескольких документов XI – XII вв. Под этим названием известны 3 документа (редакции):

Краткая правда (XI век) Пространная правда (XII век) Сокращенная правда (XII век)
Состоит из двух частей: “Правда Ярослава” (1016) и “Правда Ярославичей” (1072), а также из нескольких дополнительных статей (например, “Покон вирный” и “Правосудие митрополичье”) Состоит из двух документов: “Краткая Правда” и “Устав Владимира Мономаха” (1113 г.) Основана на Пространной правде, а также на нескольких документах, которые не дошли до наших дней

В данной статье нами будут рассмотрены три наиболее важных составляющих Русской правды:

  • Правда Ярослава;
  • Правда Ярославичей;
  • Устав Владимира Мономаха..

Правда Ярослава: причины создания

Правда Ярослава, содержащая в себе 18 статей, начала создаваться в 1016 году. Вероятно, это было обязательство Ярослава перед новгородцами. Поводом стали мелкие стычки между варягами, прибывшими для борьбы со Святополком Окаянным, и местными жителями.

Она в основном была посвящена понятию кровная месть, а также избиениям, краже и т. п.

При ее создании пользовались различными источниками, например, княжескими судебными документами, договорами с Византией и т. п.

Причинами создания Правды Ярослава были:

  • необходимость укрепления княжеской власти и своеобразного «завершения» создания государства со своим сборником законов;
  • необходимость избавления от субъективного и часто несправедливого суда и придания ему легального характера;
  • необходимость замены обычая кровной мести чем-то более «цивилизованным», «христианским», например штрафами.

Кровная месть

Правда Ярослава не отменяла кровную месть, она лишь ограничивала ее с помощью денежных штрафов.

В случае, если не находилось мстителя, то убийца также должен был заплатить своеобразный «налог за убийство», который называется вира.

Вира – плата за убийство в Древнерусском государстве, которая постепенно пришла на смену обычаю кровной мести.

Лествичный порядок престолонаследия

В Русской правде был прописан и закреплен лествичный порядок престолонаследия, то есть киевский престол доставался старшему мужчине в роду.

Это значит, что после смерти князя, престол переходил к его младшим братьям, только затем детям умершего князя, и лишь затем детям братьев того самого умершего князя (в порядке старшинства).

Так был юридически закреплен изначально сложившийся на Руси особый порядок корпоративного владения землей всеми Рюриковичами (лествица), который просуществовал до решения Любечского съезда.

Правда Ярославичей

Вторая часть Русской правды – Правда Ярославичей – была создана, нетрудно догадаться, при детях Ярослава Мудрого Изяславе, Святославе и Всеволоде во время их совместного правления, которое получило название триумвират Ярославичей (1054-1073).

Подробнее о правлении Ярославичей вы можете почитать в статье “Древнерусское государство в 1054-1132 гг.”

Ярославичи

Считается, что создание Правды Ярославичей было обусловлено необходимостью устранения народных волнений, которые были вызваны поражением Ярославичей в битве на Альте с половцами в 1068 году.
Именно поэтому создание Правды Ярославичей относят к 1072 году.

Что там с кровной местью?

Во второй части Русской правды отменялась кровная месть, вместо которой вводилась уже упомянутая выше вира.

Не убий: когда была отменена кровная месть?
Кровная месть была отменена Правдой Ярославичей, которая была издана в 1060 – 1070-х годах.

То есть теперь нельзя было отомстить убийством на убийство, отныне за любое убийство было необходимо платить деньги. Именно это положение является ключевым в Правде Ярославичей.

Также в документе идет речь и о наказании за воровство, и о защите собственности (в обоих случаях наказание – штраф).

Устав Владимира Мономаха

Почему была создана еще одна часть Русской правды? Ключевой причиной создания третьей части Русской правды считается антиростовщическое восстание в Киеве.

Митинги в стиле XII века: к чему привело антиростовщическое восстание в Киеве?
Антиростовщическое восстание в Киеве привело к необходимости урегулирования действий людей, дававших деньги взаймы под огромные проценты, что вызывало небывалые недовольства населения. В итоге именно это и было отражено в Уставе Владимира Мономаха.

Третьей и последней частью Русской правды является Устав Владимира Мономаха, который был предположительно создан в 1113 году после антиростовщического восстания в Киеве, по итогам которого на киевский престол был приглашён внук Ярослава Мудрого Владимир Всеволодович Мономах.

Содержание Устава

Содержание Устава в основном касается долговых расчётов и ограничения ростовщичества, а также облегчения положения низших слоев населения (более подробно мы их рассмотрим чуть ниже). Также в Уставе было чётко прописано, кто и как может стать холопом, а в каких случаях это невозможно.

Обсудив самые важные части Русской правды, необходимо рассмотреть вопрос о значимости данного юридического памятника для истории России. В чём же состояла значимость Русской правды?

Категории населения

Русская правда впервые прописала, что на Руси существуют определенные категории населения. Их можно разделить на два типа: высшие сословия и низшие сословия.

К высшему сословию относятся:

  • прежде всего князь, который является высшим лицом в государстве;
  • служители культа или, проще говоря, представители духовенства, которые делились на два типа: белое духовенство – священнослужители (работники церквей) и черное духовенство – монахи (люди, полностью отказавшиеся от мирских благ и посвятившие себя служению богу);
  • бояре, которые являлись богачами и владельцами крупных размеров земли;
  • дружинники, которые являлись воинами при князе, а также иногда участвовали в управлении государством.

К низшему сословию относятся:

  • люди – полностью свободное население Древней Руси;
  • смерды – полусвободное население, которое находится в определенной зависимости от другого человека. Делятся на два типа:
  • закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»). Зависимость закончится тогда, когда долг будет выплачен. Закупов можно сравнить с людьми, которые имеют кредиты, ведь они тоже в какой-то степени зависят от банка-кредитора.
  • рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор (например, договор о найме для обработки земли), который в Древней Руси назывался ряд. С завершением действия договора, рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Егор Крид – это типичный рядович. Да-да, ведь он по факту находился в зависимости от своего музыкального лейбла и лишь с расторжением договора Егор Крид стал “свободным”.
  • горожане, то есть жители городов, которые делились на ремесленников и купцов;
  • холопы, то есть полностью зависимое население, которое делилось на два типа:
  • челядь – военнопленные, ставшие зависимыми и перешедшие в категорию холопов;
  • долговые холопы, в которые можно было превратиться, если закуп не выплатит свой долг или рядович не выполнит условия договора.

Также стоит упомянуть об огнищанине и тиуне. Оба эти термина означают человека, который занимался управлением вотчиной (землей боярина, имеющей свойство переходить в наследство). Огнищанин также часто являлся ближайшим советником представителей высших сословий, поэтому был более высоким званием, чем тиун.

Чтобы лучше запомнить категории населения, обратите внимание на предлагаемую майнд-карту:

Фактчек

  • Русская правда – первый сборник законов Древнерусского государства, состоящий из трёх частей: Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха.
  • Русская правда создавалась около века (XI-XII вв.), её первая часть – Правда Ярослава – датируется 1016 годом. В ней содержатся основные тезисы относительно обычая кровной мести, избиений и хищений. Важным моментом является лествичный порядок престолонаследия, согласно которому престол передавался от отца к старшему представителю рода.
  • Вторая часть Русской правды – Правда Ярославичей – похожа на предыдущую часть своим содержанием: кровная месть, побои, кражи. Однако в Правде Ярославичей была отменена кровная месть, что кардинально отличает её от Правды Ярослава.
  • Устав Владимира Мономаха явился реакцией на антиростовщическое восстание в Киеве, посему содержал в себе положения, касавшиеся долгов, ростовщичества, а также облегчения положения низов с целью устранения народных волнений.
  • В Древнерусском государстве население делилось на высшие и низшие сословия.
  • К высшему относятся: князья, представители духовенства, бояре и дружинники.
  • К низшему относятся: люди, смерды (закупы и рядовичи), горожане (ремесленники и купцы), холопы (челядь и долговые холопы).

Термины

Правда Ярослава – первая часть Русской правды, создание которой было начато Ярославом Мудрым в 1016 году, где были прописаны основные положения относительно кровной мести, избиений и краж.

Кровная месть – обычай на Древней Руси, согласно которому семья убитого имела право на «ответное» убийство члена семьи убийцы.

Лествичный порядок престолонаследия – система передачи власти в Древнерусском государстве, согласно которой престол передавался от отца к старшему представителю рода.

Правда Ярославичей – вторая часть Русской правды, созданная при детях Ярослава Мудрого, в которой отменялась кровная месть и заменялась на виру, а также были прописаны некоторые положения насчёт избиений и краж.

Устав Владимира Мономаха – третья и завершающая часть Русской правды, созданная при Владимире Всеволодовиче Мономахе в начале XII века, в которой были прописаны основные положения относительно долгов, ростовщичества и облегчения положения низших слоев населения.

Ростовщичество – предоставление денежных займов, в результате выплаты процентов по которым кредиторы получают большое, часто аморальное, количество средств.

Люди – полностью свободное население Древней Руси.

Смерды – полузависимое население Древнерусского государства, находящееся в определенной зависимости от другого человека.

Закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»).

Рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор и станут свободны только по выполнению или истечению срока договора.

Ряд – название договора в Древнерусском государстве.

Челядь – бывшие военнопленные, которые были переведены в категорию холопов.

Долговые холопы – бывшие смерды, которые не выполнили договор или не выплатили долг, посему были переведены из категории полузависимого в полностью зависимого населения.

Огнищанин – управляющий вотчиной, а также ближайший советник представителей высшего сословия.

Тиун – управляющий вотчиной.

Вотчина – земельное держание, передаваемое по наследству.

Проверь себя

Задание 1.
При каком правителе начала создаваться Русская правда?

  1. Ярослав Мудрый
  2. Владимир Красное Солнышко
  3. Владимир Мономах
  4. Всеволод Большое Гнездо

Задание 2.
Какой вопрос не поднимался в Правде Ярослава?

  1. Ограничение ростовщичества
  2. Ограничение кровной мести
  3. Наказание за избиения
  4. Порядок престолонаследия

Задание 3.
Что стало, по одной из версий, толчком к созданию Правды Ярославичей?

  1. Поражение в битве на Альте
  2. Победа в битве на Альте
  3. Антиростовщическое восстание в Киеве
  4. Смерть Ярослава Мудрого

Задание 4.
Выберите год, в который, по одной из версий, была составлена заключительная часть Русской правды:

  1. 1111 г.
  2. 1097 г.
  3. 1132 г.
  4. 1113 г.

Задание 5.
Выберите вариант ответа, в котором ни одна из перечисленных категорий населения не относится к зависимым или полузависимым:

  1. Духовенство, купцы, люди
  2. Князь, дружинники, челядь
  3. Закупы, рядовичи, долговые холопы
  4. Бояре, князь, смерды

Ответы: 1. — 1; 2. — 1; 3. — 1; 4. — 4; 5. — 1.

Кровная месть в России

Со смертью Ярослава в 1054 году его сыновьями «мщение смертью за убийство», то есть кровная месть, было официально отменено и полностью заменено денежным выкупом. То есть де-юре на Руси это произошло лишь в середине XI века. Впрочем, это послабление вовсе не означает, что государство смягчало наказание за убийство, — кара за него была порой гораздо жестче по форме, чем само преступление.
САМЫМ ЯРКИМ УПОМИНАНИЕМ О КРОВОНОЙ МЕСТИ В РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА":

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова.

В поэме Лермонтов описывает кулачный поединок насмерть между двумя мужчинами, купцом и опричником царя Ивана Васильевича. Он не называет его кровной местью, но мы ярко видим. что главной его причиной является именно кровная месть, месть купца Калашникова за унижение своей жены.
Но, прежде, давайте рассмотрим само понятие "кровная месть". Что это? Как ее понимать и каковы причины ее появления?
начнем наше исследование с ветохозаветной Библии иудейской, где сказано и прописано, как закон: "Око за око, зуб за зуб". Что это означает? Это означает что по закону ветхому каждый должен получить такое же наказание, какое он нанес другому человеку". И это, по своему, справедливо. Ведь, согласитесь, несправедливо когда видишь человека нанесшего раны твоему близкому и живущему в спокойствии и достатке, безнаказанности. Этот древний закон существовал в человеческом обществе веками. И закон этот при его отмене никуда не делся. Он остается в крови многих поколений оскорбленных и униженных Именно поэтому он и был введен в древности, в обществах прошлого.
Конкретно, в России он просуществовал в виде дуэлей вплоть до девятнадцатого века. Скажем, что совсем недавно, он еще существовал в Российском обществе. И существовал он неспроста, не просто по причине его признания, а в связи с тем, что в некоторых случаях иного пути наказать преступника просто нет, по сути несовершенства юриспунденции, судов и прокуратур. Есть такие преступления, которые до такой степени завуалированы, что разобраться в них не в силах никакой официальный суд.
Исследуя проблематику этого вопроса, я поднял массу описаний этой проблемы, но ответ нашел только в писаниях наших Святых отцов, монахов РПЦ. Оказывается, кровь имеет свойство генетической памяти и именно чрез кровь пердаются очень многие наследственные черты характера человека. В некотрых случаях, при сильном возмущении, кровь может даже закипать в жилах. И это ее кипение передается из рода в род. Носитель такой крови сам не понимает откуда в нем какая-то странная злость и ненависть и становится, к примеру убийцей. А секрет весь в том, что в его крови присутстивует память о неотомщенном оскорблении, обиде, унижении, убийстве. Такой человек становится бессознательным мстителем всем людям вообще.
Он становится серийным убийцей, подобным нашумевшему в СССР убийце Чикатило и ему подобным. Это страшное явление несет в себе страшные для окружающих последствия.
К проблематике данного вопроса в науке ближе всех подошел австрийский психолого и психоаналитик Зигмунд Фрейд, но он искал ответ на данный вопрос преступлений в психике, и в этом была его ошибка, хотя скорее не ошибка, а иной путь познания этой проблемы. Фрейд пришел к выводу, что нами правит подсознание прошлых жизней. Причем это не инкарнации и не переселение душ, а именно подсознание, в котором, как в копилке, скапливаются все прошлые жизни и их последствия. Но мы будем рассматривать нашу проблему с точки зрения Святой Софии, Премудрости Божией, а не психоанализа, потому что наш метод глубже и вернее.
Итак, кровь является носителем информации тоже, а не только психика, как считал З. Фрейд. Некиим неизвестным для нас образом в ней живут гены памяти прошлых жизней. Поэтому, к примеру, говорят: "Отец пил горькую, а внук похмеляется". Понимаете откуда ведут корни различные наши отклонения от нормы жизни. Вот их-то никакой суд и следствие понять не в состоянии. Это тайна жизни, таинство человеческое, доступное только Богу. И,значит, в этом случае, в случае стремления к мести, надо икать корни в самом человеке и его родовых корнях.
Русский писатель классик Ф.М. Достоевский в своих исследованиях происхождения убийств тоже пытался понять тайну этого явления. В образе Раскольникова, в его романе "Преступление и наказание" он попытался показать подсознательные мотивы происхождения убийств.Однако, скажем прямо, у него это не получилось, потому что он не учитывал кровь, кровную память. И получилось, что Раскольников убил случайно. А случайно ничего не бывает. Поэтому говорят, что случайность есть неосознанная необходимость.
Но, вернемся, как говорится, к нашим баранам. Итак, кровная месть в России. Почему она была официально разрешена? Потому что не все преступления подлежат истинному расследованию,оценке и наказаниям. К примеру, морально-этические преступления вне закона, на них нет статьи в уголовном кодексе РФ. Так что если, как говорится, созрел для хитрой подлости, уничтожай кого хочешь безнаказанно: оговаривай, позорь, унижай, обвалакивай человека сплетнями и беспочвенными обвинениями, как муху паутиной и т.д. и т. п. Вот в этих случаях и для пресечения подобных преступлений и было дано государственное добро на кровную месть.
К примеру А.С. Пушкин стрелялся на дуэли с Жоржем де Геккером (Дантесом)именно по причине недоказуемого преступления, наговора на его жену Наталию, распуская слухи о ее развратности и изменах Пушкину. Доказывать обратное было невозможно и унизительно для поэта. Такой вопрос суд не мог разрешить. Решение его было только в кровной мести. Потому дуэль и произошла совершенно официально. Таков закон кровной мести.
При его отмене очень многие люди, в ком кипит кровь неотомщенных предков, становятся,как бы, немотивированными убийцами. Вот для того, чтобы такие убийцы не появлялись в России, до самого девятнадцатого века, и был официально признан закон кровной мести. За позор чести мундира, к примеру, отказавшихся от дуэли офицеров, просто увольняли из армии, считая, что не вызвав оскорбителя на дуэль, они позорят честь мундира.
И, согласитесь, это было очень правильно!Об этом писал и А.С. Пушкин в своей повести "Дуэль".

Кровная месть на Руси согласно Русской правде

В истории России кровная месть играла значительную роль и оказывала существенное влияние на жизнь общества. В сельской и деревенской среде это была традиция, способная пролить кровь поколения за поколением. Кровная месть, или «вендетта», как ее иногда называют, возникала в результате грубого нарушения семейных и общинных норм и законов. Это был самый жестокий и безжалостный способ восстановления справедливости в глазах тех, кто потерял кого-то из своих близких.

Кровная месть требовала больше, чем просто возмездия за совершенное преступление. Она требовала более радикальной и внушительной возмездной кары, которая соответствовала почести и силе семьи или клана. В центре этой системы стояло понятие «гора», которое олицетворяло представление о том, что каждое смертельное преступление требует крови для утихомирения душ усопших.

Кровная месть была более чем просто косвенным способом наказания преступников. Она служила средством восстановления порядка и справедливости в селах и деревнях, где правосудие государства оставалось недостаточно эффективным. Сильное чувство семейной чести и обязательство перед усопшими позволяли кровной мести сохранять свою жестокость и беспощадность на протяжении веков.

С течением времени и с усилением влияния государственной власти, кровная месть была объявлена преступлением и запрещена. Однако, даже после запрета, несколько регионов России продолжали существование традиций кровной мести. Они становились свидетелями беспрекословного следования этим старым обычаям и принимали меры для поддержания своей семейной чести или справедливости в глазах сообщества.

Кровная месть в России

Кровная месть часто приводила к бесконечному циклу насилия и убийств. Когда один человек отомстил, родственники убитого становились мстителями и продолжали цикл мести. Это приводило к беспорядкам и спорам в обществе, а также к разрушению семей и разделению на врагов.

Однако с течением времени и с развитием правового государства, кровная месть стала не такой распространенной и признаваемой практикой. Законы и правила в государстве стали смещать традиции кровной мести. Убийства и насилие стали подпадать под юрисдикцию и наказание со стороны правительства.

В настоящее время кровная месть все еще существует в отдаленных и малонаселенных районах России, особенно среди некоторых этнических групп и национальностей. Однако в целом она стала не такой распространенной и признаваемой, как раньше.

Кровная месть в России может быть использована в исследованиях культуры и обычаев этой страны, а также в контексте обсуждения правовой системы и судебной практики. Она отражает исторические и культурные аспекты России и ее народов, а также влияние государства на процесс развития общества.

Исторические факты о мести в России

1. Традиция кровной мести. В древней Руси и средневековой Московии, кровная месть была признана социально и правовыми нормами. Она считалась справедливым способом защитить свою честь, репутацию и интересы семьи.

2. Круг родства. В русской традиции, месть распространялась на всю семью, не только на отдельного преступника. Если кто-то из одной семьи совершал преступление против другой семьи, в полномочиях жертвы была месть не только за себя, но и за всех членов своего рода.

3. Месть вместо суда. В средневековой России, месть была основным способом решения конфликтов и привлечения нарушителей к ответственности. Часто она заменяла официальный судебный процесс и была признана более законной и справедливой.

4. Правила мести. Существовали определенные правила и обряды, которые регулировали месть в русской культуре. Например, обряд «Княжение» требовал, чтобы выполнять круговые полеты собственной тени над гробом противника.

5. Кровосмешение. Принято было вести месть только с теми, кто имел прямое отношение к совершенному преступлению. Если кто-то нес с собой иной кровный долг, это могло привести к размежеванию и вести к новому кругу мести.

6. Влияние православной церкви. Церковь играла важную роль в регулировании и наказании мести. Она настаивала на том, чтобы все мести проходили под прикрытием церкви, чтобы они могли быть признаны допустимыми и не противоречить христианским учениям.

7. Постепенное исчезновение. Со временем, традиция кровной мести постепенно исчезала в России. Официальное правосудие стало заменять варварскую практику взаимной расправы, и месть перестала быть признанным способом решения конфликтов.

Кровная месть в России имела большое значение в прошлом и сильное влияние на формирование правосудия и общественных норм. Со временем, она уступила место цивилизованному системе законов и правосудия, но исторические факты остаются свидетельством ее сложной и важной роли в русской культуре.

Русская правда о кровной мести

В России кровная месть имеет долгую историю, которая продолжается и по сей день. Она базируется на традиционных ценностях, закономерностях и особенностях русской культуры. Кровная месть часто связана с понятиями чести, справедливости и восстановления родового добраимени.

Основа кровной мести заключается в возмездии за причиненные обиды и несправедливости. Кровная месть часто передается из поколения в поколение и может носить непредсказуемый и бесконечный характер.

В России кровная месть традиционно связана с крепостным правом и семейным авторитетом. Семья и род являются основными ценностями русской культуры, и в случае обиды на членов семьи или рода, требуется возмездие для восстановления справедливости.

Кровная месть может проявляться в различных формах — от ограничения прав, политического преследования или социального изоляции до физического насилия. Исторически, законодательство России признавало кровную месть, но в современном обществе она признается преступлением и преследуется по закону.

Однако, несмотря на изменения законодательства, кровная месть остается особенностью русской культуры. Она может быть осуществлена в неявной форме, через подачу судебных исков, политическое давление или экономическую дискриминацию.

Русская правда о кровной мести заключается в том, что она является неотъемлемой частью русского общества и культуры. Она отражает особенности русской ментальности и отношения к справедливости. Вместе с тем, кровная месть будоражит общественное мнение и вызывает дискуссии о правовой и нравственной стороне этого явления.

Мотивация и механизмы кровной мести

Мотивация

Существуют различные мотивации для проведения кровной мести. Одним из основных мотивов является защита рода и семьи. Род, в данном случае, понимается как не только биологическое потомство, но и общество, которым представитель семьи является частью. Защита рода требует ответа на угрозы и нарушение чести семьи.

Ещё одним мотивом является утверждение своего статуса в обществе и заслуживание уважения. В культуре кровной мести сильное влияние имеют представления о мужестве и отваге. Проявление мести может стать способом показать себя как сильного и решительного человека.

Месть может также служить средством наказания и предотвращения повторных преступлений. Особенно это актуально в случае преступлений против чести и достоинства, которые могут иметь долгосрочные последствия для жертвы и её родственников.

Механизмы

Основной механизм кровной мести — самоуправление. Решение о проведении мести принимается коллективом, обычно семьёй или родственниками по крови. Важное значение имеет поддержка и одобрение со стороны родственников, так как месть не только восполняет ущерб, но и восстанавливает честь семьи и рода в глазах общества. Отказ от мести может привести к потере уважения и статуса.

Механизмы реализации мести могут варьироваться от культуры к культуре и от времени к времени. Однако кровная месть часто осуществляется через нападение на виновника либо его близких, также могут использоваться устные и служебные проклятия, привлечение к общественному презрению или сокащение брачных связей.

Важно отметить, что кровная месть в России сегодня обретает все меньше поддержки и применяется реже, хотя все еще существуют сообщества и люди, которые придерживаются этой практики. Однако месть всё ещё является частью культуры и представлений о справедливости в некоторых регионах России.

Формы кровной мести в России

Одной из форм кровной мести была бойцовская месть. В этом случае стороны выбирали по одному представителю и решали конфликт на поединке, часто насмерть. Бойцы могли использовать различное оружие, такое как мечи, копья, арбалеты. Побежденная сторона теряла честь и их имя попадало в позор.

Другой формой кровной мести была кровная доблесть. Представители семей, потерявших кровь после преступления или оскорбления, должны были восстановить свою честь и доблесть в следующем поколении, уничтожив преступника или его родственников. Эта форма мести приводила к бесконечным избиениям и войнам между семьями.

Также существовала форма кровной мести, которую можно назвать гражданской местью. В этом случае кровная месть проявлялась в коллективной мести, когда большая группа людей мстит за причиненную обиду или вред. Это могли быть вооруженные штурмы домов, убийства или даже разрушение целых поселений.

Кровная месть в России была частью общей культуры и правовой системы. Она давала возможность способствовать укреплению общественных норм и ценностей, однако, вместе с тем, она способствовала циклическому соперничеству и охватывала все большую часть общества враждебностью и местью.

Культурные особенности кровной мести в России

В отличие от других культур, русская кровная месть не сводится к личностной мести. Она также накладывает ответственность на всех членов семьи погибшего или оскорбленного. Таким образом, кровная месть в России имеет коллективное измерение и основана на семейных узах и ценностях.

Кровная месть в России также отличается своими правилами и регламентом. Она подчинена древним традициям и законам, которые были сформированы еще во времена русского средневековья. Например, понятие «плата за кровь» существует в русской культуре и означает, что члены семьи погибшего должны получить компенсацию от убийцы.

Одной из особенностей кровной мести в России является ее традиционный характер. Она передается из поколения в поколение и сохраняет свою актуальность и значимость до сегодняшнего дня. Это связано с глубоким уважением к традициям и глубокой приверженностью культуре и наследию своего народа.

Кровная месть в России также является частью широкого спектра русских обычаев и ритуалов. Она показывает, что понятие «правда» имеет особое значение в русской культуре. Русская правда олицетворяет справедливость, которую можно достичь только через кровную месть.

Однако, стоит отметить, что с течением времени и с развитием общества практика кровной мести в России утратила свою значимость и была запрещена законом. Сегодня основным способом разрешения конфликтов является судебная система, а не личная месть, что освободило русское общество от взаимоподозрений и страха перед кровной местью.

Право кровной мести в России — анахронизм ли?

Кровная месть существовала у всех народов мира с самых древнейших времен. Всечеловеческий характер кровной мести объясняется необходимостью. Другого способа защитить свободу, жизнь и имущество не существовало и в известных условиях не могло существовать; обязанность мести — это и высокий нравственный и религиозный долг, забвение которого порождает изгнание из рода, и, наоборот, месть влекла за собой общий почет. Месть — институт общечеловеческий.
Какими причинами было вызвано отмирание мести? Месть господствовала в период первобытнообщинного строя. Вместе с расслоением первобытного общества и ослаблением кровных связей ослабевала и месть. Месть была религиозным долгом, следовательно, она могла существовать до тех пор, пока была в соответствии с религиозными воззрениями и должна была отмереть тогда, когда религия осуждала и запрещала ее. Такой религией была христианская, утвердившаяся в Древней Руси в конце Х в. Заключение брака до принятия христианства являлось частным и светским делом, а христианство превратило этот акт в таинство. Воровство в племенных обществах считалось вопросом, подлежащим разрешению между обидчиком и обиженным. Между тем ветхозаветная религия возвела «не укради» на пьедестал божественной заповеди. Церковь учила не проливать кровь, с появлением государства законом запрещался обычай кровной мести, но фактическое уничтожение кровной мести в феодальном обществе оставалось утопией. В своем зарождении институт мести не имел никакого отношения к государству и праву. В его основе лежали общественные отношения первобытного строя. Возникновение и развитие кровной мести в истории человечества характеризуется как социальное, а не биологическое явление.
После нескольких тысячелетий существования кровная месть постепенно стала ограничиваться. По мере развития производительных сил и обмена у всех народов месть постепенно заменяется выкупом. Лишение жизни, нанесение телесных повреждений, уничтожение имущества и различные межплеменные конфликты стали рассматриваться как причинение материального ущерба.
О существовании мести у восточных славян сообщает нам летописец, который отмечал, что до образования Древнерусского государства древляне «УБИВАХУ ДРУГ ДРУГА».
Известен летописный рассказ о мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря в 945 году. В летописи рассказывается, как при помощи хитрости Ольге удалось покорить древлян. Киевляне подступили к древлянскому городу. Осада длилась почти год, но без успеха. Тогда Ольга предложила древлянам мир под условием легкой дани и потребовала «от двора» в знак покорности по три голубя и по три воробья. Древляне доставили эту дань в стан Ольги. Отпустив послов, Ольга приказала своим воинам привязать к каждой птице трут и лоскут полот- на, а с наступлением ночи зажечь трут и выпустить птиц. Затем «ГОЛУБИ ЖЕ И ВОРОБЬЕВЕ ПОЛЕТЕША В ГНЕЗДА СВОЯ, ГОЛУБИ В ГОЛУБНИКИ, ВРАБЬЕВЕ ЖЕ ПОД СТРАХЕ: И ТАКО ВОЗГАРАХУСЯ ГОЛУБНИЦЫ. ВСИ БО ДВОРЫ ВОЗГОРИШАСЯ. И ПОБИГОША ЛЮДЬЕ ИЗ ГРАДА». Затем последовали репрессии. Часть пленников была перебита, часть отдана в рабство дружинникам, а значительная часть людей была оставлена на положении данников. Летописец сообщает и о неудавшейся мести Рогнеды, которая пыталась отомстить Владимиру Святославичу, убившему ее отца и двух братьев, и насильно взявшему ее в жены. Летописец так объясняет словами Рогнеды ее попытку убить мужа: «СЖАЛИЛАСЯ БЯХ, ЗАНЕ ОТЦА МОЕГО УБИЛ И ЗЕМЛЮ ЕГО ПОЛОНИЛ».
Договор Руси с Византией 911 г. предусматривал кровную месть, но составители договора сделали шаг в сторону смягчения кровной мести. Закон устанавливал для родственников убитого альтернативу — или отомстить убийце или потребовать выкуп.
Составители договора вынуждены были считаться с существованием на Руси древнего обычая — обычая кровной мести за убийство. Закон допускал возможность кровной мести за убийство, но в то же время при отсутствии мстителей, либо нежелании ближайших родственников убитого мстить убийце устанавливался денежный выкуп, который шел в пользу потерпевшей семьи.
Пройдет сто лет и правящая верхушка Древнерусского государства ограничит круг мстителей перечислением в Русской Правде ближайших родственников убитого, а при отсутствии либо нежелании родственников мстить установит виру — денежный штраф, который шел уже в пользу князя.
По ст. I Краткой Правды Руськой — за убийство мстят близкие родственники: «УБЬЕТ МУЖ МУЖА, ТО МЬСТИТЬ БРАТУ БРАТА, ИЛИ СЫНОВИ ОТЦА, ЛИБО ОТЦЮ СЫНА, ИЛИ БРАТУЧАДУ, ЛЮБО СЕСТРИНУ СЫНОВИ».
Окончательно на Руси кровная месть юридически отменяется в середине XIв. , после смерти Ярослава (1054 г.) его сыновья «ОТМЕНИЛИ МЩЕНИЕ СМЕРТЬЮ ЗА УБИЙСТВО, УСТАНОВИВ ДЕНЕЖНЫЙ ВЫКУП, А ЧТО КАСАЕТСЯ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО, ТО КАК СУДИЛ ЯРОСЛАВ, ТАК РЕШИЛИ СУДИТЬ И ЕГО СЫНОВЬЯ» (ст. 2 Пространной Правды).
На современном уровне общества, законодательство Российской Федерации рассматривает мотив кровной мести при совершении убийства как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы.
Хотя на Северном Кавказе данное право благополучно существует и по сей день.Обычай кровной мести, имеющий, например, в чеченском языке свое наименование «чир», существует у кавказских народов с незапамятных времен и до сих пор почти не изменился. Обычай кровной мести, как, кстати, и похоронный обряд, сохранил в себе дух древних времен, когда кавказские народы жили вне государства. Кровная месть выполняла роль государственного института, который регулировал взаимоотношения между жителями общины, предотвращал преступления и наказывал преступников.В отличие от уголовного права, кровная месть не имеет срока давности. Несколько лет назад в Чечне была снята месть, которую объявили еще в 1926 году! Правнуки тех, кто враждовал около семидесяти лет, помирились в начале ХХI-го века при посредничестве нейтральных тейпов. Вообще же примирение может происходить не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен находиться в изгнании, скрываться от мщения.
Процесс примирения или снятия кровной мести между враждующими сторонами проходит следующим образом. После достижения принципиального согласия о примирении в назначенный час, обычно на большом майдане (часто это бывает в поле за селом) встречаются представители одной и другой конфликтующих сторон, одетые в темные одежды и обязательно с покрытыми головами, направляются на околицу села, где намечена встреча. Никто из них не должен поднимать головы и смотреть в глаза представителям потерпевшей стороны.

Так или иначе, право кровной мести оценивается как анахронизм, имеющий негативные последствия. Однако отношение к нему достаточно резко изменяется, как только что то происходит, затрагивающее не какие то абстрактные юридическо-теоретические понятия, а непосредственно личность. Особенно, когда от справедливого возмездия осовбождаются виновные и живут так, как и раньше. Современная юриспруденция, кажется, совсем забыла, что в каждом потерпевшем дремлет древний и грозный мститель, пробудить которого не так уж сложно. И действительно, в западных странах и у нас стали нередкими случаи, когда потерпевший либо его родственники, не удовлетворенные решениями судов, возмущенные безнаказанностью или слабым наказанием преступника, перестают надеяться на правоохранительные органы, берут в руки оружие и, как в древние времена, начинают отстреливать своих обидчиков. За это, конечно, им приходится отвечать в соответствии с уголовным кодексом, но интересна общественная реакция на подобного рода действия. Они, судя по всему, не осуждаются общественным мнением либо осуждаются сдержанно, с многочисленными оговорками. Сюжеты некоторых произведений искусства, особенно — кинематографа, сводятся к тому, что пострадавшие от преступления герои, отчаявшись добиться от правосудия справедливого наказания своего обидчика, становятся частными мстителями, самочинно и противозаконно карают преступников. Если для уголовного кодекса убийца нехорошего человека в абстракции есть все равно убийца, подлежащий строгому наказанию в соответствии с буквой закона, то для общественного мнения человек, осмелившийся самовольно поднять руку на душегуба и педофила, лишить его жизни, часто представляется героем, его действия, несмотря на осуждающий приговор, одобряются.
Цивилизация не один раз праздновала победу над «варварским институтом кровной мести», но всякий раз оказывалось, что месть, затаившись в темных уголках человеческой психики, готова была при благоприятных условиях вновь возникнуть в неорганизованном потоке текущих конфликтов. Кровная месть возрождается, когда государство выпускает из своих рук монополию на применение легитимного насилия к лицам, совершающим преступления. Истинное назначение институтов цивилизации состоит не в том, чтобы подавлять в людях естественное стремление к самозащите в чрезвычайных обстоятельствах. Они должны включить энергию самозащиты в справедливый и безопасный порядок человеческих отношений, который смог бы свести к минимуму агрессию и вражду, избавил бы человека от необходимости быть мстительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *