Какой политический режим в рф
Перейти к содержимому

Какой политический режим в рф

  • автор:

Современное российское государство

Во время реформ 90-х гг. XX столетия и в начале XXI века Россия претерпела существенную эволюцию. Но говорить о том, что в период реформ (с 1993-го г. по 2009-й г.) в России было построено демократическое государство, пока что рано.

Современное российское государство обладает рядом отличительных признаков.

Тип государства

Для современной России характерен переходный (транзитный) тип государства. На нем остался отпечаток бывшей, авторитарной (советской) государственности. Таким образом, современное российское государство:

  • стремится контролировать разные стороны жизни, являясь основным распределителем материальных, финансовых и других средств. Государственная власть в основном сконцентрирована в руках президента;
  • характеризуется номенклатурным (закрытым) принципом подбора руководящих должностей:
  • для него свойственна эгалитарная, то есть ориентированная на равенство, структура ценностей в подсознании основной части населения и т.д.

Параллельно происходило зарождение и укрепление демократических начал в государственной деятельности: разделялись ветви власти, конституция обрела большую значимость, свободные выборы воспринимались как способ формирования верховной власти государства, появился политический плюрализм, т.е. многообразие политических партий, идеологий.

Новые институты образуются быстрее, чем происходит формирование гражданского общества и демократической политической культуры. При таких условиях абсолютно неочевиден конечный пункт назначения российской государственности: демократия либо автократия.

Форма правления

По своей форме правления, как это прописано в Конституции от 1993-го г., Россия трудно ассоциируется с президентской республикой, о чем утверждает множество экспертов. Следует отметить, что президент – это не глава исполнительной ветви власти, который не является ответственным за проводимую социальную экономическую политику, хотя он назначает членов правительства. Вероятнее даже, что в Российской Федерации на практике сформировалась смесь признаков президентской и смешанной республики.

Государственная власть разделяется по принципу «1+3», при этом президент выведен за привычную модель разделения властей. Он находится над ними, символизируя самостоятельную (президентскую) ветвь власти. В его руках сосредоточены существенные полномочия, при которых законодательные, исполнительные, контрольные органы остаются в зависимости от него. Парламент и правительство выступают не в качестве самостоятельных институтов, а вспомогательных, технических, целью которых является служение президенту. Подобная моноцентрическая модель власти заточена под личность главы страны, делая народ заложником собственных качеств.

Чем это чревато для общественности, можно увидеть по опыту 90-х гг. XX столетия. Во время правления Б.И. Ельцина (с 1993-го г. по 1999-й г.) Россия оказалась на грани развала в связи с глубоким экономическим кризисом. Несмотря на декларацию в Конституции 1993-го г. о демократическом и социальном характере государства, социальная сущность его была олигархической. Из-за номенклатурной приватизации происходило сращивание собственности и власти в олигархических руках (финансовых, промышленных), которые овладевали государственной собственностью. Данные группы влияли на процедуру принятия решений. На тот момент Россия отражала интересы узкой олигархической группы и новой номенклатурной бюрократии, а не народа.

Россия снова стала выполнять функцию обеспечения «общего блага» только в период правления В.В. Путина (с 2000-го г. по 2008-й г.). Одиозные олигархические группы, привязанные к верховной власти, были исключены из системы госвласти, а государство начало рассматривать проблемы большинства населения.

Коррупция и преступность

Вместе с номенклатурно-олигархическими признаками для современной России характерна масштабная коррупция и слияние госвласти с организованной преступностью. Слияние происходит не только в качестве подкупа должностных лиц криминальными группами, но и через проникновение последних путем всеобщих выборов. Преступные организации стремятся легализовать собственный бизнес: им подконтрольны в России до половины товарооборота, множество банков, промышленных компаний, при этом они стремятся стать легальными игроками на политической арене.

Политический режим

Политический режим современной России прошел 2 этапа. В 90-е гг. XX столетия его можно определить в качестве режима конкурентной олигархии. Деструктуризация тоталитарных институтов и декларация демократических принципов работы новых властных органов не привели к особой перестройке государственного механизма. Страна отказалась от собственных социальных обязательств и обслуживала интересы промышленно-финансовых групп. Из-за того что отсутствовала независимая судебная власть, расцвела коррупция и происходил произвол властей, а тем временем большая часть населения пыталась как-то выживать.

В начале XXI века конкурентная олигархия трансформировалась в управляемую демократию. Существенно увеличилась регулирующая роль государства. После длительного хаоса выстроилась вертикаль исполнительной ветви власти. Появился новый порядок назначения глав субъектов: отныне они назначались и отзывались президентом. Федерация стала более централизованной.

Государственный механизм

Существующий гос. механизм, который слабо реагирует на меняющиеся потребности общества, отличается крайней неэффективностью. Это ярко было выражено в процессе рыночных реформ 90-х гг. XX столетия. Из процедуры реформ почти было исключено 60 миллионов людей, которые оказались за чертой нищеты. Данное обстоятельство не способствовало становлению зрелого гражданского общества, наоборот, происходила его маргинализация. Благодаря административным реформам 1996-1998-х гг. не повышалась его эффективность, так как не было такой цели.

С 2000-го г. неэффективность госаппарата компенсировалась финансовым потоком «дешевых денег» от реализации нефти и газа по высоким мировым расценкам. Мировой финансовый кризис 2008-2009-го гг. снова обострил этот вопрос. В результате в 2009-м г. ниже черты бедности жило свыше 40 миллионов людей (а это 1/3 населения), хоть порог ее существенно увеличился.

Форма политико-территориального устройства

Современная Россия по форме территориального устройства объединяет в себе федеративные и конфедеративные начала. Отметим, что в Российской Федерации существуют как национально-государственные образования, к которым относится республика, автономная область, автономный округ, так и административно-территориальные образования, которые представляют край, область. Все они обладают равным статусом субъектов (таких в РФ на сегодняшний день насчитывается 83), однако, различаются по собственным возможностям, а поэтому и объем полномочий центра и субъектов в каждой конкретной ситуации различный.

Отношения центра с большинством национально-государственных образований строятся на основании 2-сторонних договоров, которые закрепляют разделение компетенций.

Таким образом, строятся взаимоотношения центра с Башкортостаном, Татарстаном, Якутией и некоторыми другими областями.

Поэтому в России выстраивается федерация с асимметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов Федерации союзной страны. Подобные образования могут быть эффективными в случае, если в их основе заложена экономическая и другая заинтересованность обоих участников в сотрудничестве и строгая вертикаль власти, которая способна выполнять федеральные программы. Но в современных условиях многие регионы (70) получают дотации, и не могут сами решать свои проблемы.

Какая форма правления в Российской Федерации. Какая форма правления в России?

Форма правления — это структура высших органов государства, способ их формирования и распределение полномочий между ними. 2.

Политический режим и форма правления в России

Политика играет важную роль в жизни общества. Способ осуществления политической власти в государстве описывается термином «политический режим». Традиционно это определение относится к формам, способам и методам осуществления политической власти в стране.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три типа политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Когда мы говорим о демократическом политическом режиме, мы можем выделить следующие характеристики:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно эти черты характеризуют политический режим современной России.

Форма политического устройства РФ

Государственное устройство современной России закреплено и зафиксировано в Конституции. Конституция — это основной закон государства, документ, обладающий высшей юридической силой, определяющий важнейшие аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Россия является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции, Россия является демократическим государством, что означает, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти или местного самоуправления.

Власть в современной России состоит из трех ветвей: Законодательная, исполнительная и судебная. Президент является главой страны. Президент обладает широкими полномочиями, ему подчиняются все высшие генералы страны.

Существует также двухпалатный парламент. Исполнительная власть представлена правительством, судебная — судами, возглавляемыми Верховным судом.

Федеративное устройство

Россия — это федерация независимых субъектов. Субъекты Российской Федерации могут иметь собственные органы местного самоуправления. Эти органы подчиняются верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местном уровне. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 85 органов местного самоуправления. Два представителя от каждого субъекта федерации входят в состав высшего органа власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это означает, что государство отделено от церкви, а церковь от государства. Это означает, что церковь не имеет никакого влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время государство не предписывает какую-либо религию в качестве обязательной. Все религиозные течения равны перед законом.

Россия — многонациональное государство. Другими словами, на его территории проживают различные национальности и этнические группы. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех, кто проживает на территории государства.

В этом контексте многие политологи отмечают, что переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал скачку вперед в России. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, период хаоса и неуверенности в будущем. Однако со временем правительство вернулось к нормальной жизни, и в стране наступила эпоха восстановления. Это относится как к экономической, так и к социально-культурной составляющей жизни в стране. Конечно, переход к демократическому режиму был трудным. Однако страна успешно преодолела эти трудности.

  • Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
  • Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
  • Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
  • Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
  • Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.

Преимущества действующего политического строя

В настоящее время российская демократия переживает свой расцвет. Россия достигла того же уровня, что и крупные европейские страны. Благодаря правильной политике Президента и правильным мерам Совета Министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима и что ошибки, допущенные главными руководителями в годы советской власти, не будут повторены современными государственными лидерами.

  1. Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
  2. Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
  3. В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
  4. Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.

Государственный строй Российской Федерации закреплен в Конституции. Это документ, обладающий наибольшей юридической силой. Статья 3 Конституции гласит, что Россия — страна суверенного народа, т.е. демократическое государство. Народ управляет страной как через органы власти, так и через органы местного самоуправления.

Власть в России разделена на три ветви: Законодательная, исполнительная и судебная. Это, как и равенство граждан перед законом, является основополагающим принципом верховенства права. Президент является главой Российской Федерации, также существует двухпалатный парламент, правительство и суды, высшими инстанциями которых являются Конституционный суд и Верховный суд.

Официально установленный политический режим современной России и его особенности

Поэтому политическую систему в России можно охарактеризовать как демократическую, со смешанной демократией с элементами президентского и парламентского правления.

Россия устроена как федерация, и ее члены, субъекты, могут формировать собственные органы государственной власти, которые подчиняются верховной власти и обладают определенными полномочиями по управлению субъектом. Сегодня, в 2014 году, в России насчитывается 85 субъектов федерации: 22 республики, 9 штатов, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города федерального значения. В состав Федерального совета входят два представителя исполнительной власти и два представителя судебной власти от каждого территориального образования.

Россия — многонациональное государство. В Конституции также говорится, что политика страны направлена на создание необходимых условий для достойной жизни и свободного развития своих граждан. Россия также является светским государством и не делает религию обязательной. Религиозные объединения отделены от властей и равны перед законом.

Федеральное устройство

Россия признает многопартийную систему. Хотя правящей партией является «Единая Россия», все партии имеют право зарегистрироваться и участвовать в политической борьбе на выборах. Сегодня в Российской Федерации насчитывается около 75 политических партий. Пропорция представителей партий в Государственной Думе варьируется в зависимости от результатов выборов.

Государственное устройство России

Россия – это федеративное государство, его создание прошло через многовековую историю. Множество национальностей по своей воле объединилось в единое целое. Статус правового устройства закреплен нормативными актами и законами.

Отличительные особенности статуса России

Конституционно-правовой статус выделяет Россию, дает право нашей стране считаться особенной и неповторимой. Можно перечислить основные черты РФ:

  • Государственный суверенитет. В России государственная власть издает законы для жителей страны и утверждает положение РФ по отношению к другим государствам.
  • Наличие единой территории. Под территорией РФ подразумевается территория всех субъектов, водные образования, воздушное пространство. Граница территории государства утверждена специальным законом.
  • Наличие собственности.

Уникальность федерализма России связан с историей страны, ее развитием и переходом от одной государственной структуры к другой. Форма государственного устройства России – ассиметричная федерация.

Статус всех субъектов РФ неодинаков: у республик – конституция, язык, у областей и краев – нет своих законов и государственных языков.

Демократизм устройства РФ

Российская Федерация – это демократическое государство, форма правления – республиканская. Высшие ценности России:

  • человек;
  • права личности;
  • свободы личности.

Государство гарантирует человеку его ценность. Народ – источник власти, он изъявляет свою волю и участвует в выборах. Каждый человек имеет право выразить свое отношение к любому уровню власти. Конституция утверждает политику социальных направлений развития России. Основы конституционного строя направлены на создание условий, в которых каждый гражданин России должен быть обеспечен достойной жизнью и возможностью развиваться. Под охраной законов находятся труд, здоровье человека. В РФ установлен размер оплаты труда, ниже которого нельзя опускаться, проводится поддержка семей.

которые читают вместе с этой

Демократичность России постоянно подвергается критике, она меняется по содержанию, качеству жизни россиян, реальной действительности.

Государственные органы власти

Деятельность государства строится на основе работы органов власти, представляющих страну. У каждого органа свои полномочия, но они не могут расходиться с задачами, которые поставило перед ними государство. Деление органов происходит по уровням:

  • федеральные;
  • субъектные.

Законы первого уровня (федеральные) исполняются в субъектах. Какие органы входят государственное устройство России:

  • Президент РФ;
  • Федеральное собрание;
  • Правительство РФ.

Государственная дума объединяет представителей всех субъектов страны. Это создает условия равноправия интересов огромной территории РФ в высших кругах и органах, отвечающих за справедливость и права жителей России.

Политический режим России

20 век не остановил споры о том, каким является политический режим России. Подходы к определению путей развития страны сложны. Шоковая терапия, которую выбрали для РФ, характеризуется реализацией модели демократии Запада. Дать точное определение политического режима по классификации моделей невозможно. Строй России имеет особенности:

  • Тоталитарные традиции. Для большинства населения страны тоталитарная власть – это норма. Противоречия, которые остались от социализма, не разрешены до конца.
  • Демократические черты. Правовая основа демократии начинает развиваться, но не может полностью проявиться. На лицо все признаки демократии: референдумы, разделение власти, разрешение оппозиции, гарантия основных прав человека, конкуренция рыночных отношений, многообразие форм собственности.

С формальной точки зрения, по основному Закону страны – Конституции, Россия является демократическим государством. С другой стороны, многие явления замкнуты на государстве. Демократия остается только на уровне законов.

Гарантом демократии является гражданско-правовое общество, которое в России еще не сформировалось.

Что мы узнали?

Россия – государство, которое уникально по своей истории, традициям и устройству. Политический режим сохраняют и оберегают государственные органы власти. Федеративное объединение на одной территории множества народов создает условия для развития демократии и правового государства.

Политические режимы в России

Политический режим – это совокупность различных методов и средств осуществления управления государством через определенную политическую власть.

Политический режим характеризует правовые и гражданские нормы, возникающие между обществом и государственным аппаратом. Политический режим – это более широкое понятие, чем государственный политический режим, так как включает характеристику политического поведения групп населения, государственных политических партий и объединений.

Сторонники системного подхода отождествляют понятие «политический режим» и «политическая система». Данные понятия характеризуют политическую жизнь страны с разных сторон: «политический режим» обозначает методы и средства реализации взаимосвязи общества и политической власти, «политическая система» показывает характер взаимосвязей с внешней средой.

Вся классификация политических режимов основана на отличительных признаках исполнительной и законодательной функциях государства. По данному признаку выделяют: абсолютную монархию (слияние властей), президентскую республику (режим разделения властей), парламентскую республику (режим сотрудничества). Однако, такое толкование исключает воздействие других политических институтов (групп давления, партийной системы). Формы правления более объективно представлять, как компонент политического режима.

В европейской политической науке общепризнанно определение политического режима М. Дюверже, дополненное и уточненное Ж.-Л. Кермонном: политический режим – это определенная совокупность разных систем политических партий, различных типов принятия решения, способа голосования, групп давления, включающая определенную партийную систему, структуру институтов, принцип легитимности, роль и форму государства.

История развития политических режимов в России

На протяжении всей истории развития общества России политическая власть реализовывалась различными способами. Если кратко, то в политической истории России можно выделить три периода:

  • досоветский период;
  • советский период;
  • постсоветский период.

Для этих периодов характерны особые, специфические формы политического и государственного правления в России. Не смотря на отличительные признаки, всем периодам в большей степени свойственна автократия, чем демократия.

Со времен правления Ивана III до Октябрьской революции 1917 года для наиболее эффективного функционирования общества в России, состоящего из нескольких сословий и представляющего собой на тот момент неоднородное образование как в полиэтническом, так и в мультикультурном отношении, политический режим имел вид абсолютизма.

Как форма автократии, абсолютизм в России иногда усиливал свою жесткость (времена правления Ивана IV и Петра I), иногда перетекал в умеренную авторитарную систему, обладающую элементами парламентаризма (Государственная Дума) и многопартийности (конец правления Николая II). Вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха, опирающегося в своем царствовании как на традиции, так и на разветвленный аппарат реализации власти.

В начале XX в. в России одна форма автократии сменяется другой формой. После Октябрьской революции 1917 года в стране установился особый авторитарный политический режим – диктатура пролетариата. В. И. Ленин определял диктатуру пролетариата, как определенный класс, включающий фабрично-заводских и городских рабочих, которые могут руководить всеми трудящимися и принять самое активное участие в построении нового общественного, социалистического строя. В реальности в России был создан новый политический режим партийной номенклатуры. За весь период нахождения Советов у власти рабочих в составе правительства было крайне мало. В Коммунистической партии рабочих было меньше половины. Государство возглавили профессиональные революционеры, сосредоточившие в своих руках всю законодательную, судебную и исполнительную власть, монополизировали национальную собственность.

Сформировался класс партийно-государственной номенклатуры, у которого в приоритете была олигархическая природы власти. Социальную структуру власти представляли Советы и Коммунистическая партия. У власти оказалось меньшинство, осуществляющее власть над большинством. Властные структуры опирались на эффективный пропагандистский аппарат, средства политического террора, разветвленную карательную систему и способы борьбы с инакомыслием. Со временем политический режим стал приобретать черты тоталитарности. Политический режим в СССР можно представить, как «диктатуру номенклатуры». Данный режим пытался реагировать и удовлетворять социально-экономические потребности населения. На отдельных этапах исторического развития Советского Союза тоталитарный режим имел признаки авторитарности (во времена Н.С. Хрущева).

Политический режим в современной России

В конце XX века в России произошло падение режима партийной номенклатуры. В 1993 г. система Советов, формально выступающая основой всего механизма функционирования власти в государстве, была упразднена. Стали создаваться новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления.

В тоже время государственная власть в России по характеру и по существу осталась авторитарной. Был установлен политический режим личной власти президента Ельцина Б. Н. Авторитарные начала во власти можно встретить и сегодня. В руках Президента, главы РФ, сосредоточена значительная доля власти.

Потенциально авторитарный режим может обеспечить сосредоточение ресурсов на основных направлениях становления и развития общества; эффективно отвечать на проблемы, возникающие на внешнем или внутреннем секторе.

Авторитарный режим в России конца XX века имеет ряд своих особенностей:

  • чрезмерная концентрация власти в руках главы государства, Президента;
  • зависимость общества от субъективной воли главы государства;
  • политическая элита главным образом коррумпированная, заинтересованная в продвижении собственных эгоистических запросов;
  • недостаточная степень разделения политических функций и ролей, неразвитость всего политического механизма;
  • пирамидальная структура власти;
  • высокая степень субъективизма и инерционности.

Политический режим в России в период президентства Б.Н. Ельцина показал свою низкую социально-экономическую эффективность. Данный режим не мог гарантировать конституционные права и свободы граждан, быстро и объективно реагировать на возникающие у населения потребности.

В условиях значительной концентрации власти у президента и исполнительных органов возможности действенного и постоянного контроля за их деятельностью со стороны общества и со стороны законодательной власти фактически отсутствует, что создает благоприятные предпосылки для коррупции и бесконтрольного расходования федеральных средств. Инструментом контроля может выступать зрелая партийная система или объективные и независимые средства массовой информации. Формирование конкурентной партийной системы, которая способна выразить интересы всех социальных групп на данном этапе ее не завершено.

С 2000-х годов в России наблюдается трансформация политического режима, получившая свое развитие с приходом к власти президента В.В. Путина, стремящегося осуществить реальные современные социально-экономические преобразования, способных учесть потребности самых широких слоев общества. Но этому препятствует, если кратко, доставшееся «наследие» в виде высокой степени преступности, нищеты значительных слоев общества, продажности и коррумпированности чиновников, угрозы распада Российской Федерации.

В.В. Путин в современной России пытается выстроить новый политический режим в виде делегативной демократии или модели управляемой демократии, когда опора делается на подавляющее большинство общества.

Поддержку общества можно получить через эффективную экономическую политику, социальную защищенность населения, рост уровня жизни. При режиме управляемой демократии значительная власть сконцентрирована в руках президента. Это позволяет легитимизировать политические решения президента в законодательных актах, получить со стороны народа поддержку политического курса. Однако при отсутствии системной оппозиции такой режим может перерасти в авторитаризм, режим личной власти.

Во время президентства Д.А. Медведева модель управляемой демократии в политическом режиме сохранилась. Отличительная черта – Медведев пытался расширить социальную базу за счет включения в нее как сторонников Путина, так и его противников. Отсутствие развитых политических институтов в России, финансовый кризис, конституционные изъяны, отсутствие собственной политической партии показали низкую эффективность режима управляемой демократии при Медведеве. Правительство выполняло в большей степени не политические функции, а технические.

Возвращение В.В. Путина на пост Президента России дает надежу на консолидацию общества на принципах минимизации неравенства, солидарности и справедливости. Достичь этого можно только при эффективной современной социально-экономической политике, демократизации политического режима и успешной борьбе с коррупцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *