Какие объекты территории относятся ко второй категории опасности
Перейти к содержимому

Какие объекты территории относятся ко второй категории опасности

  • автор:

II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения

5. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

6. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей количества людей, которые могут находиться на объекте (территории) и погибнуть или получить вред здоровью.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия):

в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) — не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований;

при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В состав комиссии включаются:

а) руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии);

б) работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство;

в) представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория);

г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.02.2018 N 155)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В состав комиссии могут включаться сотрудники организаций, специализирующихся в экспертной деятельности в сфере культуры, а также организаций, специализирующихся в сфере инженерно-технических средств охраны.

Персональный состав комиссии утверждается приказом органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории).

10. Исходными данными для проведения категорирования являются:

а) общие сведения об объекте (территории), в том числе сведения о его отнесении к объектам культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2022 N 289;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) наличие потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);

г) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2022 N 289;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) прогнозный показатель количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным пропускной способности объекта (территории), количеству людей, которые могут одновременно находиться на объекте (территории), или количеству зрительских мест объекта (территории), указанных в проектной документации на объект (территорию).

11. В ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы;

г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;

(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

12. К потенциально опасным участкам объекта (территории) относятся территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта (территории), на которых используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные и опасные химические вещества и аварии на которых, в том числе аварии, произошедшие в результате совершения террористического акта, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

13. К критическим элементам объекта (территории) относятся:

а) здания (строения, сооружения) и помещения для хранения оружия и боеприпасов, токсичных веществ и препаратов;

б) склады, хранилища, инженерные сооружения и коммуникации, а также их конструктивные и технологические элементы, разрушение (повреждение) которых в результате террористического акта может привести к нарушению нормального функционирования объекта (территории) (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

14. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;

б) объекты (территории) второй категории опасности — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек;

в) объекты (территории) третьей категории опасности — объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

15 — 17. Утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2022 N 289.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории).

В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе обследования объекта (территории) и составления акта обследования и категорирования объекта (территории), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.

Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).

Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) 1 и 2 категорий, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, предусмотренные п. 19, завершаются в срок до 31.12.2022.

19. В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

(см. текст в предыдущей редакции)

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Мордовия

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 внесены изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Указанные изменения коснулись определения категории организаций, подпадающих под действие указанных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, для целей указанных требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее – органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Уточнены требования для отнесения объектов к первой, второй, третьей и четвертой категории. При этом исключено отнесение к ним в зависимости от совершения на территории субъекта Российской федерации, в котором они расположены, террористических актов и прогнозируемого материального ущерба и ущерба окружающей среде в случае их совершения.

В действующей редакции отнесение к категории опасности объектов (территорий) осуществляется только в зависимости от возможного числа пострадавших в случае совершения террористического акта и численности населения в населенном пункте, в котором они расположены:

1) объекты (территории) первой категории опасности – объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;

2) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;

3) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;

4) объекты (территории) четвертой категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.

Кроме того, уточнено требование о возможности подписании паспортов безопасности объекта (территории) как руководителем территориального органа безопасности, так и уполномоченным им лицом.

Требование о подписании паспортов безопасности объекта (территории) руководителями территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не изменилось.

Указанные изменения вступили в силу 13.03.2022.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 в отношении объектов (территорий), которым присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены до вступления в силу этого постановления, категорирование объектов (территорий) или внесение изменений в соответствующие паспорта безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Республики Мордовия

Прокуратура Республики Мордовия

24 мая 2022, 15:17

Изменения требований к антитеррористической защищенности объектов просвещения (прокуратура Большеберезниковского района)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 внесены изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Указанные изменения коснулись определения категории организаций, подпадающих под действие указанных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, для целей указанных требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее – органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Уточнены требования для отнесения объектов к первой, второй, третьей и четвертой категории. При этом исключено отнесение к ним в зависимости от совершения на территории субъекта Российской федерации, в котором они расположены, террористических актов и прогнозируемого материального ущерба и ущерба окружающей среде в случае их совершения.

В действующей редакции отнесение к категории опасности объектов (территорий) осуществляется только в зависимости от возможного числа пострадавших в случае совершения террористического акта и численности населения в населенном пункте, в котором они расположены:

1) объекты (территории) первой категории опасности – объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;

2) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;

3) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек;

4) объекты (территории) четвертой категории опасности:

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.

Кроме того, уточнено требование о возможности подписании паспортов безопасности объекта (территории) как руководителем территориального органа безопасности, так и уполномоченным им лицом.

Требование о подписании паспортов безопасности объекта (территории) руководителями территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не изменилось.

Указанные изменения вступили в силу 13.03.2022.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 в отношении объектов (территорий), которым присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены до вступления в силу этого постановления, категорирование объектов (территорий) или внесение изменений в соответствующие паспорта безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).

Что такое классы опасности производственных объектов

Картинка Опасные производственные объекты: определение категории и внесение в реестр

Фролов Никита Фролов Никита

Что такое опасный промышленный объект

Основным нормативно-правовым актом, содержащим определение понятия опасных промышленных объектов и их категоризацию, является федеральный закон N 116-ФЗ. В частности, приложение № 1 к этому документу устанавливает, что опасные производственные объекты — это предприятия, которые подвержены воздействию потенциально рискованных факторов.

Эти группы включают в себя следующие типы производств:

  • производства, имеющие своей целью создание, хранение, обработку, перевозку либо ликвидацию вредных веществ;
  • производства, использующие в своей работе машины и оборудование, основанное на принципе использования давления, превышающего 0,07 мегапаскаля;
  • производства, в постоянном режиме применяющие различные механизмы для подъема грузов, включая фуникулеры, эскалаторы и канатные дороги;
  • производства, применяющие механизмы и оборудование для получения, обработки и транспортировки расплавленного металла производственной мощностью свыше 500 килограммов;
  • производства, ориентированные на осуществление горных и горнообогатительных работ;
  • производства, связанные с получением, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственного сырья, в процессе которых образуются твердые или газообразные вещества, склонные к самовоспламенению.

Ряд предприятий, обладающих признаками опасного производства, к таковым не относится. В частности, к ним принадлежат горнодобывающие и перерабатывающие породу предприятия, которые проводят работы открытым способом без применения взрывов. Не признаются опасными электросетевые хозяйства и газоперерабатывающие предприятия, использующие оборудование, давление на котором не превышает 0,005 мегапаскалей.

Нормативная база

Основными нормативными документами, которые регулируют порядок присвоения классов опасности объектов, являются:

    , посвященный вопросам промышленной безопасности;
  • приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471, определяющий порядок ведения Единого государственного реестра; о техническом регулировании; об обязательном страховании ответственности собственников ОПО;
  • другие нормативные документы.

Численность опасных производств в России

В настоящий момент официальная информация об общем количестве производств в России и об их принадлежности к тому или иному классу опасности является закрытой. Единый государственный реестр опасных производственных объектов (ОПО), в котором обязательно регистрируются такие компании, тоже не размещается в открытом доступе. Единственным надежным источником информации о ситуации в этом сегменте остается Ростехнадзор, но он публикует только эпизодические данные в формате новостей без установленной регулярности. Так, по последней информации, поступившей от ведомства, по состоянию на конец 2017 года список производств, поднадзорных контролирующему ведомству, включает следующие позиции.

Ориентировочное количество в России

Производственные объекты государственного энергетического надзора

Более 2,2 миллионов

Опасные производственные предприятия

Более 174 тысяч

Производственные объекты государственного строительного надзора

Научные и исследовательские проектные организации

Исследовательские ядерные установки

Энергоблоки атомных станций

Промышленные предприятия, использующие ядерный топливный цикл

Количество опасных предприятий по регионам РФ (по данным Ростехнадзора)

Регион Количество опасных производственных объектов
1 Республика Адыгея 322
2 Республика Башкортостан 1379
3 Республика Бурятия 682
4 Республика Алтай 4
5 Республика Дагестан 1448
6 Республика Ингушетия 21
7 Кабардино-Балкарская Республика 334
8 Республика Калмыкия 120
9 Карачаево-Черкесская Республика 498
10 Республика Карелия 1583
11 Республика Коми 1460
12 Республика Марий Эл 1721
13 Республика Мордовия 1243
14 Республика Саха (Якутия) 113
15 Республика Северная Осетия — Алания 167
16 Республика Татарстан 6736
17 Республика Тыва 99
18 Удмуртская Республика 1300
19 Республика Хакасия 1139
20 Чеченская Республика 269
21 Чувашская Республика (Чувашия) 3194
22 Алтайский край 671
23 Краснодарский край 7283
24 Красноярский край 10630
25 Приморский край 2872
26 Ставропольский край 3533
27 Хабаровский край 4544
28 Амурская область 1486
29 Архангельская область 2723
30 Астраханская область 3073
31 Белгородская область 5600
32 Брянская область 2564
33 Владимирская область 3793
34 Волгоградская область 6723
35 Вологодская область 2785
36 Воронежская область 9448
37 Ивановская область 2178
38 Иркутская область 5030
39 Калининградская область 1174
40 Калужская область 3697
41 Камчатский край 87
42 Кемеровская область 1846
43 Кировская область 2459
44 Костромская область 1122
45 Курганская область 1756
46 Курская область 3921
47 Ленинградская область 2973
48 Липецкая область 3499
49 Магаданская область 122
50 Московская область 38503
51 Мурманская область 2486
52 Нижегородская область 2165
53 Новгородская область 1696
54 Новосибирская область 5811
55 Омская область 501
56 Оренбургская область 2000
57 Орловская область 3022
58 Пензенская область 3275
59 Пермский край 4935
60 Псковская область 1323
61 Ростовская область 4473
62 Рязанская область 4302
63 Самарская область 6141
64 Саратовская область 7222
65 Сахалинская область 218
66 Свердловская область 10325
67 Смоленская область 3063
68 Тамбовская область 2273
69 Тверская область 2222
70 Томская область 2576
71 Тульская область 2169
72 Тюменская область 7695
73 Ульяновская область 2951
74 Челябинская область 7658
75 Забайкальский край 700
76 Ярославская область 4494
77 г. Москва 22695
78 Санкт-Петербург 25954
79 Еврейская автономная область 81
83 Ненецкий автономный округ 148
86 Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) 6089
87 Чукотский автономный округ 7
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 1373
91 Республика Крым 1380
92 Севастополь 1246

Классификация опасных производств

Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.

Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.

I класс: чрезвычайно высокая опасность

В соответствии с критериями, зафиксированными в 116-ФЗ, I класс ОПО — это производства, характеризующиеся чрезвычайно высоким риском аварий, в том числе те, на которых:

  • осуществляется хранение и уничтожение химического оружия;
  • производят специальную химию;
  • шахты угольной промышленности;
  • другие производства, где осуществляются подземные горные работы, сопряженные с риском взрыва либо внезапного выброса газа или пыли, выброса породы или горного удара, прорыва воды в выработку.

II класс: высокая опасность

Также приложение № 2 к 116-ФЗ определяет, какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов 2 класса:

  • предприятия, осуществляющие бурение или добычу нефти, газа, газового конденсата, если возможны выбросы такой продукции с содержанием более 6% сернистого водорода;
  • сети газораспределения и газопотребления, на которых осуществляется транспортировка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа;
  • производства, где осуществляется расплав металлов на оборудовании мощностью свыше 10000 килограммов;
  • опасные производственные объекты подземных горных работ, не отнесенные к I категории опасности, а также открытых горных работ мощностью свыше 1 миллиона кубометров в год, производства по переработке угля или других горючих сланцев.

III класс: средняя опасность

Промышленные производства входят в III класс, если это:

  • производственные объекты бурения либо добычи нефти, газа, газового конденсата, если здесь возможны выбросы, содержащие от 1 до 6% сернистого водорода;
  • опасные объекты транспортировки природного газа под давлением 0,005-1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа давлением 0,005-1,6 МПа;
  • предприятия, занимающиеся теплоснабжением граждан и социально значимых групп потребителей, и другие сети теплоснабжения, использующие оборудование под давлением больше 1,6 МПа, функционирующее при температуре свыше 250 градусов Цельсия;
  • подвесные дороги канатного типа;
  • компании, осуществляющие расплав металлов на оборудовании мощностью 5000-10000 килограммов;
  • компании, где осуществляются открытые горные работы на оборудовании мощностью 100 тыс. – 1 млн. кубометров в год либо производится обогащение полезных ископаемых;
  • элеваторы и другие ОПО в сфере производства муки, крупы или комбикормов.

IV класс: низкая опасность

К IV классу, характеризующемуся низкой опасностью, относятся категории производственных объектов, где осуществляется:

  • добыча или бурение нефти, газа, газового конденсата, если они не отнесены к I-III категориям опасности;
  • теплоснабжение граждан и других социально значимых групп потребителей, если они не отнесены к иным категориям опасности;
  • работа стационарно установленных механизмов для подъема грузов, фуникулеров, эскалаторов в метрополитенах;
  • ведение открытых горных работ объемом выработки до 100 тыс. кубометров в год;
  • производство муки, крупы, комбикормов, если такое производство не отнесено к III категории опасности.

Как определить класс

Для предприятий, которые расположены в особых зонах, при отнесении ко II, III или IV классу опасности устанавливается более высокая категория. Это касается тех опасных производственных объектов, которые расположены:

  • на территориях особо охраняемых природных зон;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • во внутренних морских акваториях или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
  • на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.

Если конкретное предприятие по используемым критериям может относиться к разным категориям, определение опасного производственного объекта в части принадлежности к классу осуществляется по наиболее высокому, то есть опасному из них.

Кому необходимо присваивать класс

Потенциально каждое производство может оказаться опасным. Проводить оценку факторов, определяющих степень риска аварии на производстве и ее влияния на благополучие отдельных людей и общества в целом, придется для любого предприятия, имеющего признаки, перечисленные в приложении № 1 к 116-ФЗ. Каждому из них присваивается класс от I до IV.

На что влияет класс предприятия

Присвоенный класс влияет на правила эксплуатации. От этого параметра будут зависеть:

  • внесение в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и частота плановых проверок;
  • необходимость подготовки особых видов документов, включая декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварийных ситуаций и проч.;
  • необходимость получения лицензии на ведение некоторых видов работ;
  • осуществление постоянного государственного надзора;
  • необходимость внедрения системы управления промбезопасностью или создания спасательных подразделений;
  • другие обязательства.

Как правило, наиболее строгие требования устанавливаются для производств, отнесенных к I и II категориям опасности.

Примеры присвоения класса

Присвоение конкретной категории осуществляется в соответствии с критериями, зафиксированными в приложении № 2 к 116-ФЗ. В зависимости от конкретных параметров предприятия его отнесут к разным классам опасности. Например, вот сколько категорий ОПО существует для производственных объектов, где ведутся горные работы:

  • I — если это угольная шахта или другая подземная добыча, где происходят внезапные события вроде выбросов пыли, газа, воды, горной породы;
  • II — если это наземное производство, где ведутся открытые горные работы, в результате которых объем разрабатываемой горной массы превышает 1 миллион кубометров в год;
  • III — если здесь обогащаются полезные ископаемые или ведутся открытые горные работы, обеспечивающие объем разработки в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год;
  • IV — если это небольшое производство для ведения открытых горных работ мощностью до 100 тысяч кубометров разработки ежегодно.

Как присвоить класс

Эксплуатирующая его организация обязана сама оценить признаки возможного риска и определить класс опасности. По результатам такой работы оформляются подтверждающие документы, которые предоставляются в Ростехнадзор при регистрации объекта. Контролирующее ведомство проверяет выводы эксплуатирующей организации и вносит соответствующие сведения в Реестр ОПО. Также присвоение класса осуществляется в следующих случаях:

  • перерегистрация производства в связи с изменением состава и качества входящих в него компонентов либо информации об организации;
  • перерегистрация предприятия в случае, если ему не присвоен класс опасности в соответствии с действующим законодательством.

Заказать расчет стоимости

Обязанности эксплуатирующей организации

Эксплуатация опасного производства осуществляется специализированной организацией. В соответствии с частью 1 статьи 9 116-ФЗ она обязана:

  • соблюдать требования законодательства, в том числе в части лицензирования работ, и локальных нормативных документов, включая обоснование безопасности. Соответствующие нормативные документы следует иметь непосредственно на объекте;
  • в установленном порядке информировать контролирующие органы о ходе работ на объекте и форс-мажорных ситуациях;
  • обеспечивать наличие укомплектованного штата квалифицированных работников, способных безопасно эксплуатировать производственное оборудование и не имеющих медицинских противопоказаний к таким задачам;
  • осуществлять производственный контроль, в том числе с применением специального измерительного оборудования;
  • препятствовать несанкционированному доступу на объект;
  • предотвращать аварии, а если это не удалось – минимизировать их последствия и тщательно расследовать причины, чтобы больше не допустить таких событий;
  • осуществлять страхование гражданской ответственности собственника объекта на случай аварии;
  • выполнять другие требования законодательства, включая требования, установленные для особых категорий ОПО, отнесенных к I или II классу опасности.

Обязанности работников опасных промышленных объектов

Часть 2 статьи 9 116-ФЗ указывает, что работники ОПО обязаны:

  • соблюдать требования законодательства и локальных правовых актов;
  • регулярно проходить обучение и медосмотры;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • информировать руководителя о форс-мажорных ситуациях на объекте;
  • в случае особых обстоятельств – срочно останавливать работу и принимать участие в локализации аварии и устранении ее последствий.

Страхование объектов

В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник ОПО обязан заключить договор страхования своей ответственности за причинение возможного вреда, который наступит в случае аварии на объекте. Это связано с тем, что риск такого события нельзя полностью исключить даже при соблюдении всех установленных требований. Поэтому в случае, если авария все-таки произойдет, страховка покроет возможные расходы. Порядок страхования для этой сферы деятельности и виды опасных объектов, которые обязаны заключать договор, определены положениями федерального закона № 225.

II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2017 г. N 1235

Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — объект (территория).

2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее — органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

3. Настоящие требования не распространяются:

а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств;

в) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.

4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения

5. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

6. Степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория).

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).

7. Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия):

а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

8. Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

9. В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).

10. В ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;

г) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;

д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;

е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

11. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:

а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);

в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);

г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

12. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей;

б) объекты (территории) второй категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей;

в) объекты (территории) третьей категории опасности:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 5 млн. рублей.

13. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.

14. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).

15. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

16. Информация, содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), а также в перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *