Как получить разрешение на строительство от электросетей
Перейти к содержимому

Как получить разрешение на строительство от электросетей

  • автор:

I. Разрешение споров, возникающих в связи с защитой права собственности и других вещных прав

1. Высоковольтная линия электропередачи представляет собой единый объект вещных прав, ее составные части (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем они не могут быть признаны самовольными постройками.

Т. обратился в суд с иском к Е. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, о возложении обязанности демонтировать линию электропередачи, указав в обоснование своих требований, что на его земельном участке расположена опора линии электропередачи, которая делает невозможным использование земельного участка по назначению — индивидуальное жилищное строительство. Просил обязать ответчика демонтировать опору линии электропередачи на принадлежащем ему земельном участке.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Решением суда в удовлетворении требований Т. отказано.

Апелляционным определением решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об удовлетворении иска.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с определением суда апелляционной инстанции, указав следующее.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 5 ст. 119 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Судом первой инстанции установлено, что линия электропередачи построена на основании технических условий и принята в промышленную эксплуатацию в 2006 году. Трасса прохождения линии электропередачи согласована. В период строительства и ввода в эксплуатацию объекта трасса прохождения линии электропередачи не затрагивала прав других лиц, поскольку проходила в поле. Выделение земельных участков на данной территории администрация района производила намного позже. Земельный участок, принадлежащий истцу, был выделен с обременением (установлена охранная зона уже существующей линии электропередачи), а впоследствии приобретен истцом по договору купли-продажи.

Первоначально охранная зона высоковольтной линии электропередачи составляла менее 1/7 от общей площади спорного земельного участка, который впоследствии истцом самостоятельно разделен на два участка. Одному из них присвоен новый кадастровый номер и новый адрес, в связи с чем охранная зона высоковольтной линии электропередачи составила 1/4 от общей площади вновь образованного земельного участка.

Отказывая в удовлетворении требований Т., суд первой инстанции исходил из того, что высоковольтная линия является неотъемлемой частью принадлежащего Е. объекта «Придорожный комплекс. «, который построен на основании разрешений на строительство, выданных администрацией муниципального образования в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и создана для обслуживания основного объекта (придорожного сервиса), не предназначена для электроснабжения иных лиц, в связи с чем она в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения, выдача разрешения на строительство которого не требуется и который следует судьбе основного объекта.

В соответствии с п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Краснодарского края не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении иска Т., о возложении на Е. обязанности устранить препятствия в пользовании земельным участком путем демонтажа за свой счет опоры линии электропередачи, суд апелляционной инстанции приведенных положений закона субъекта Российской Федерации не учел и исходил из того, что земельный участок под возведение высоковольтной линии ответчику не выделялся, данный линейный объект в нарушение требований п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 486 от 11 августа 2003 г. расположен на земельном участке, отведенном для индивидуального жилого строительства, а не на обособленном земельном участке, охранная зона объекта электросетевого хозяйства в нарушение требований Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, не устанавливалась, что влечет нарушение прав Т., как собственника земельного участка.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Судом первой инстанции установлено, что Т. без получения разрешения возведен объект капитального строительства, не отвечающий целевому назначению земельного участка, в связи с чем в отношении Т. прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства и возбуждены дела об административных правонарушениях, а также местной администрацией подано в суд исковое заявление о сносе самовольных построек.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 названной выше статьи (п. 2).

Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2).

Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

Из приведенных правовых норм и разъяснения пленумов следует, что отнесение того или иного объекта к недвижимому или движимому имуществу обусловливает и способ защиты права, которое может быть нарушено возведением такого объекта.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что опора линии электропередач, с требованием о сносе которой обратился Т., является частью объекта «Придорожный комплекс. «, право собственности на который зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Е.

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

По смыслу приведенной правовой нормы, самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По смыслу приведенной правовой нормы, под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Таким образом, составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой.

Придя к выводу о нарушении прав истца как собственника земельного участка, отведенного для индивидуального жилищного строительства, расположением на данном земельном участке опоры линии электропередачи (железобетонного столба), суд апелляционной инстанции не учел, что железобетонный столб сам по себе не является объектом недвижимого имущества, поскольку не обладает неразрывной связью с землей, и вопрос о возможности переноса данной опоры за пределы земельного участка истца без утраты технических характеристик линии электропередачи в целом не обсудил.

Вместе с тем выяснение данного вопроса имеет существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, поскольку демонтаж части линейного объекта энергоснабжения может повлечь утрату функциональности линии электропередачи, которая в целом объектом самовольного строительства не признана, и, как следствие, нарушение прав и охраняемых законном интересов Е. как собственника объекта недвижимости «Придорожный комплекс. «, законность возведения которого сторонами по делу под сомнение не ставилась.

При указанных обстоятельствах для правильного разрешения дела суду апелляционной инстанции надлежало установить обстоятельства, имеющие существенное значение, а именно: является ли самостоятельным объектом опора линии электропередачи или она лишь элемент линии электропередачи как линейного объекта (единого самостоятельного объекта недвижимости) и являются ли линейный объект (линия электропередачи) и объект «Придорожный комплекс. » единым недвижимым комплексом, поскольку самовольной постройкой может быть признан только самостоятельный объект недвижимости.

Без установления и оценки указанных выше обстоятельств дела вынесенное судом апелляционной инстанции решение о демонтаже опоры линии электропередачи является незаконным.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшееся по делу апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

2. Выдел доли в натуре одним из собственников земельного участка возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее установленных предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.

М. обратилась в суд с иском к К.А. и К.Л. о выделе дома и земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности.

Иск обоснован тем, что М. на праве собственности принадлежит 2/3 доли жилого дома и земельного участка, расположенных в Волгоградской области. Общая площадь дома согласно техническому паспорту БТИ составляет 70,1 кв. м, площадь земельного участка — 506 кв. м. Собственником 1/3 доли указанного имущества являлась К.К., умершая в декабре 2012 года. Наследником К.К. является К.А.

К.А. обратилась в суд со встречным иском к М., в котором просила разделить вышеуказанные жилой дом и земельный участок по предложенному ею варианту.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, произведен раздел дома и земельного участка. В собственность М. суд выделил земельный участок площадью 337,3 кв. м, в собственность К.А. — 168,7 кв. м.

Удовлетворяя иск о выделе земельного участка, суд исходил из фактически сложившегося порядка пользования спорным домом и земельным участком, который предполагал выделение собственникам частей дома и земельного участка без отступления от размера долей в праве собственности сторон на домовладение и земельный участок.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с выводом суда не согласилась по следующим основаниям.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пп. 1 и 2 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.

При выделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с п. 3 ст. 252 ГК РФ суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т.п.

Статья 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ утратила силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ. Основания приостановления осуществления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Указанные разъяснения соответствуют положениям п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Из изложенных норм права следует, что выдел доли в натуре одним из собственников земельного участка возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 35/2 принято «Городское положение об установлении норм предоставления земельных участков на территории городского округа — город Волжский» от 29 июня 2011 г. N 164-ВГД, которым установлены предельные размеры (максимальный и минимальный) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа — город Волжский Волгоградской области и государственная собственность на которые не разграничена для индивидуального жилищного строительства:

— предельный минимальный размер — 0,02 га;

— предельный максимальный размер — 0,2 га.

Образуемый земельный участок размером 168,7 кв. м, выделенный в собственность К. из исходного земельного участка, вышеуказанным требованиям не соответствует.

Однако перечисленные выше нормы закона не были учтены судом апелляционной инстанции, что привело к неправильному применению норм материального права.

3. Действие п. 4 ст. 252 ГК РФ о возможности принудительной выплаты участнику долевой собственности денежной компенсации за его долю распространяется как на требования выделяющегося собственника, так и на требования остальных участников общей долевой собственности при конкретных обстоятельствах.

Б. обратилась в суд с иском к Г.Д. о признании доли ответчика в размере 7/100 в праве общей долевой собственности на жилое помещение незначительной и прекращении его права собственности на указанную долю, возложении на себя обязанности выплатить Г.Д. компенсацию, признании за собой права собственности на 7/100 доли квартиры, указав, что долю в квартире, которая составляет 3,1 кв. м общей площади и 1,9 кв. м жилой площади, ответчик принял в порядке наследования по праву представления, существенного интереса в использовании своей доли не имеет, в содержании и сохранении жилого помещения не участвует.

Судом установлено, что истцу принадлежит доля в размере 58/100 спорной квартиры общей площадью 44,8 кв. м. Ответчику в указанной квартире принадлежит доля в размере 7/100. Иными со собственниками названной квартиры являются третьи лица — О. (21/100 доли), Г.Р. (7/100 доли), Г.Ю. (7/100 доли).

Ответчик Г.Д. требования о выделе доли не заявлял, согласия на выплату денежной компенсации не выражал, согласно пояснениям О. несет бремя содержания квартиры совместно с ней, другого недвижимого имущества не имеет.

Учитывая изложенное и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указали, что требования истца не основаны на законе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судебных инстанций не согласилась по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п. 2 ст. 252 ГК РФ).

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании указанной статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией.

Выплата участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию (п. 4 ст. 252 ГК РФ).

С получением компенсации в соответствии с данной статьей собственник утрачивает право на долю в общем имуществе (п. 5 ст. 252 ГК РФ).

Из содержания приведенных положений ст. 252 ГК РФ следует, что участникам долевой собственности принадлежит право путем достижения соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них произвести между собой раздел общего имущества или выдел доли, а в случае недостижения такого соглашения — обратиться в суд за разрешением возникшего спора.

Закрепляя в п. 4 ст. 252 ГК РФ возможность принудительной выплаты участнику долевой собственности денежной компенсации за его долю, а следовательно, и утраты им права на долю в общем имуществе, законодатель исходил из исключительности таких случаев, их допустимости только при конкретных обстоятельствах и лишь в тех пределах, в каких это необходимо для восстановления нарушенных прав и законных интересов других участников долевой собственности.

Б. как участник долевой собственности обратилась с иском к сособственнику Г.Д., поскольку действие законоположений п. 4 ст. 252 ГК РФ распространяется как на требования выделяющегося собственника, так и на требования остальных участников общей долевой собственности.

Это судами учтено не было.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что у ответчика имеется интерес в использовании общего имущества, поскольку он не заявлял требований о выделе доли в спорном имуществе, и что согласие на выдел доли выражено не было. Однако эти выводы не основаны на положениях п. 4 ст. 252 ГК РФ.

Ссылка судов на отсутствие у ответчика иного недвижимого имущества на территории Российской Федерации сама по себе не может являться основанием для отказа в иске.

Суды не учли, что Г.Д. проживает в другом субъекте Российской Федерации и отношений с истцом не поддерживает.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, однако они не получили судебной оценки, как того требует ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

Не учли суды и то, что при решении вопроса о наличии или отсутствии реальной заинтересованности в использовании незначительной доли в общем имуществе подлежит установлению соизмеримость интереса лица в использовании общего имущества с теми неудобствами, которые его участие причинит другим (другому) собственникам.

Вопрос о том, имеет ли участник долевой собственности существенный интерес в использовании общего имущества, решается судом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки в совокупности представленных сторонами доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании этого имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т.д. (п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Поскольку эти обстоятельства не установлены и не исследованы судом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Подключение электричества к участку: способы, порядок, цена вопроса

Подключение электричества к участку — на этот шаг в светлое будущее придется потратить немало сил, времени и денег. Выяснили, что нужно сделать, чтобы подвести к земельному участку свет, и сколько это будет стоить.

До 2022 года подключиться к ближайшей линии электропередачи можно было за 550 рублей. Но чем дальше в глубь веков уходит эта дата, тем дороже становится технологическое подключение к электросетям (официальное название услуги). В некоторых регионах цена уже достигает 100–200 тысяч рублей и продолжает расти. Расскажем, на какую сумму ожидать счета и на чем сэкономить.

Сколько стоит провести на участок электричество

Единая льготная ставка подключения осталась в прошлом. Теперь платить сетевым компаниям за технологическое подключение (ТП) можно по двум тарифам:

  • по льготному за необходимое количество киловатт (от 1 до 15);
  • по стандартизированной ставке (в зависимости от того, что сделает и сколько на это потратит обслуживающая ваш район организация).

Льготная цена за 1 кВт в регионах разная. С 1 июля 2023 года минимальная стоимость — 4000 рублей, с 1 июля 2024 будет 5000 рублей. Окончательный тариф определяют региональные комиссии. В Москве на момент написания статьи это 4000 рублей, в Московской области — 9545 рублей, в Татарстане — 4300 рублей. Ставки в регионе можно найти на сайте местного комитета по тарифам.

Дешевле — до 1000 рублей за 1 кВт — подключение обойдется малоимущим, многодетным семьям и льготникам еще нескольких категорий .

Если вы планировали подключить больше 15 кВт, оплачивать услугу придется по стандартизированным тарифам, исходя из списка работ. Но даже если меньше — этот вариант все равно может обойтись дешевле.

Например, если линия электропередачи рядом и нужны только технические условия и счетчик (щит и провод от него до столба), за 10 кВт в Московской области можно заплатить «льготные» 95 450 рублей или «стандартные» 40 328 рублей ( за работу и прибор учета ).

Сэкономить таким образом получится не всегда, но сравнить затраты по обоим тарифам рекомендуем.

Дополнительной статьей расходов может стать линия электропередачи (ЛЭП).

Условия для подключения

Купили участок и теперь к нему нужно подвести коммуникации? Начнем с того, где находится земля и как далеко от нее блага цивилизации.

В конце 2021 года Лариса и Андрей купили земельный участок под Казанью. На десяти сотках они решили построить небольшой дом, чтобы перебраться туда с детьми из города. Выбрали недорогой, но в черте одного из пригородных сел.

Земля стоила дешевле других похожих вариантов из-за того, что прошлый собственник не подвел никаких коммуникации. Но заверил, что электричество обойдется в несколько сотен рублей, не больше, потому что по улице уже проходит ЛЭП.

На деле все оказалось не так безоблачно. Строительный сезон 2022 года семье пришлось пропустить из-за рождения ребенка и других трат. А весной 2023 года, когда они вернулись к вопросу, обнаружили несколько сюрпризов.

И цена подключения, и скорость зависят от того, где проходит ближайшая линия электропередачи. По нормативам до нее должно быть не более трехсот метров в городе и не более пятисот — в сельской местности. Если при осмотре никаких столбов вокруг вы не обнаружили, придется ждать, пока их поставят и подключат.

Если у владельцев электросетей в вашем районе планов по строительству новых линий пока нет и вы не намерены ждать, эти работы можно оплатить из своего кармана. Цены на установку столбов под электричество к участку также разнятся в зависимости от региона.

Еще одно условие — подключиться можно к сетям с напряжением 0,4 киловольт (кВ) или 6 – 10 кВ (через подстанцию). Эти параметры подходят для частных домовладений.

Важно: основные документы, где прописаны права, обязанности, сроки, порядки подключения, — постановление правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 08.06.2023) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. » и ФЗ №35 «Об электроэнергетике».

Если вам, как и нашим героям, повезло с наличием рабочих ЛЭП в зоне доступа, следующий шаг — выяснить, чьи они.

Как подключить электричество к земельному участку: пошаговый план

В РФ нет единой госорганизации, которая подключает к электросетям новых пользователей. У ЛЭП и подстанций в разных регионах разные владельцы. Поэтому сначала нужно найти того, кто ответит на вопрос, как провести электричество именно на ваш участок.

На этом этапе пошаговый план мероприятия выглядит так:

  1. Найти электросети и их владельца.
  2. Рассчитать мощность для будущего дома.
  3. Подать заявку на подключение.
  4. Получить технические условия, условия договора ТП, инструкции и счет. Все проверить и пересчитать.
  5. Оплатить квитанцию.
  6. Дождаться, когда сетевая организация выполнит свои обязательства — установит прибор учета, к которому можно подключиться.
  7. Принять работу (или нет, если электрики сделали не то, что обещали).
  8. Подключиться и узнать свой абонентский номер в компании, которая будет поставлять вам электричество (у вашего гарантированного поставщика).

Но для начала придется выяснить, кому платить за услугу подключения. Есть несколько способов, как это сделать. Можно направить в местную администрацию письменный запрос (или позвонить, зачастую вам подскажут, к кому обратиться). Альтернативный вариант — посмотреть, что написано на ближайшем столбе (иногда на информационных табличках указан владелец ЛЭП).

Еще один вариант — поискать информацию на сайтах сетевых компаний (например, Москву и Московскую область, как и большинство других регионов РФ, обслуживают «Россети» , а Татарстан — «Сетевая компания» ). Как правило, кнопка для подачи заявки на ТП находится на самом видном месте на сайте любой профильной компании.

По табличке на ближайшем столбе Лариса и Андрей выяснили, что их участок расположен на территории обслуживания «Сетевой компании». По телефону, найденному в интернете, им объяснили, что заявление на ТП подавать нужно на сайте организации. Там же есть все необходимые инструкции.

Осталось определиться, сколько киловатт нужно подключить, и можно приступать к заявке. Здесь также можно попробовать сэкономить, но есть нюансы.

Как получить налоговый вычет на строительство дома

Есть возможность заказать и оплатить подключение не максимальных 15 кВт, а, например, 8 кВт. Как узнать, хватит ли вам столько? Для этого придется провести расчеты и выяснить, сколько электричества вы будете потреблять. Хотя бы приблизительно.

Для начала составьте список основных электроприборов, которые обычно работают одновременно: холодильник, освещение, электрический чайник, бойлер, телевизор и так далее. Он, кстати, еще понадобится, чтобы приложить к заявке.

Посчитайте, сколько суммарно они потребляют энергии во время работы. Добавьте хотя бы несколько киловатт про запас. Так у вас получится необходимая мощность.

Обычно отталкиваются от наличия «прожорливых» нагревателей, систем отопления, электроплит. Если к участку подведен газ, можно обойтись и 10 кВт. Планируете готовить и греться с помощью электричества? Не стоит экономить, подключайте минимум 15 кВт.

Чем быстрее вы хотите построить дом — тем больше денег придется вложить в этот масштабный проект на каждом этапе. Приблизить осуществление мечты поможет Совкомбанк.

Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика, а деньги мы зачислим на карту и доставим курьером.

Куда и как подавать заявку на подключение электричества к земельному участку

Быстрее всего — в течение трех дней — сетевики отреагируют на электронную заявку. Ее можно заполнить и отправить на сайте организации. Некоторые компании сотрудничают с порталом госуслуг, поэтому заявку можно заполнить и там. Самые энерго- и времязатратные способы — отправлять документы почтой или нести их в местный офис коммунальщиков.

Кроме того, даже если заявление примут на бумаге, вам все равно создадут личный кабинет на сайте и все договоры, условия и инструкции пришлют туда.

Какие документы нужно собрать для ТП:

  • скан паспорта (одним документом);
  • ИНН;
  • выписку из ЕГРН (документ, подтверждающий право собственности);
  • план расположения энергопринимающих устройств (ЭПУ);
  • перечень ваших ЭПУ (примерный) и их мощность.

Если вы относитесь к одной из льготных категорий, этот факт тоже нужно подтвердить.

Чаще всего вопросы вызывают два последних пункта: план расположения ЭПУ и перечень устройств. Оба подают в произвольной форме.

Если на вашем участке пока нет построек, на плане нужно отметить только место, где вы хотите установить щит учета. Для этого откройте кадастровую карту, найдите по номеру свой участок и сделайте скриншот.

Останется только добавить стрелочку или маркер на месте щита. Это можно сделать в любом редакторе для картинок. Или распечатайте план и сделайте отметку вручную, а затем отсканируйте.

Перечень устройств — список приборов, которые вы планируете подключать. В шапке укажите название документа: «Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики» и адрес участка. А ниже списком перечислите вашу бытовую технику (освещение, нагреватели, холодильник, телевизор и так далее) и рядом с каждой позицией — мощность.

Уже на этом этапе станет понятно, сколько придется потратить, чтобы провести электричество на участок. А чтобы рассчитать комфортный платеж по кредиту на строительство, можно воспользоваться удобным кредитным калькулятором.

В остальном заполнение заявки автоматизировано. Нужно выбрать подходящие варианты из выпадающих меню, прикрепить документы и отправить заполненную форму.

В течение трех рабочих дней заявку рассмотрят, а в течении десяти, если все в порядке, в личный кабинет на сайте придет пакет документов (проект договора, инструкции, технические условия и счет). А если нет — поступит сообщение о необходимости дополнительных сведений. Изучите все, что вам пришлют. Если со всем согласны — оплачивайте квитанцию (на это дается пять дней).

После оплаты в течение 30 дней сетевики должны установить щит, если больше ничего не нужно строить. Если нужно — срок возрастет до 6 месяцев (иногда больше, поэтому не затягивайте с подачей заявки). Когда коммунальщики выполнят свои обязательства, пришлют в личный кабинет уведомление и акт допуска.

Вам останется только принять работу и узнать реквизиты для оплаты счетов в местном энергосбыте. Сведения о новом абоненте туда передаст сетевая компания.

Наша героиня Лариса без труда зарегистрировалась на сайте «Сетевой компании», подготовила документы и заполнила заявление. Услуга по льготным тарифам обошлась семье в 64 500 рублей. Через месяц после оплаты женщина получила уведомление, отправилась на участок и обнаружила рядом с ним трубостойку со щитом. Теперь можно приступать к строительству.

Подключение электричества к участку: чек-лист

Чтобы подвести к земельному участку электричество, нужно:

  1. Выяснить, какая сетевая организация владеет линиями электропередачи рядом с ним.
  2. Рассчитать необходимую мощность — от 1 кВт до 15 кВт для частного домовладения.
  3. Собрать пакет документов и заполнить заявку на технологическое подключение на сайте компании.
  4. Проверить полученные в ответном письме технические условия и счет. Если вопросов нет — оплатить его.
  5. Дождаться выполнения работ и проверить, все ли выполнено правильно.

Стоимость подключения зависит от выбранного тарифа, мощности и цены одного киловатта в регионе (если выбрали льготную ставку — от 4000 рублей за 1 кВ), а также списка необходимых работ.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

КС защитил права собственников участков на строительство зданий в зоне объектов электросетевого хозяйства

13 октября Конституционный Суд вынес Постановление № 43-П по делу о проверке конституционности подп. «а» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В апреле 2019 г. Всеволод Колобаев уведомил администрацию городского округа Клин Московской области о планируемом строительстве садового дома на принадлежащем ему участке с видом разрешенного использования «для садоводства», преимущественно расположенном в границах охранной зоны линии электропередачи. В ответе администрация указала на недопустимость возведения такого объекта, поскольку заявитель не получил согласие у собственника линии электропередачи. В мае филиал ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» отказал Всеволоду Колобаеву в согласовании планируемого строительства.

Оспаривание отказа администрации не увенчалось успехом. В частности, суды обосновали свою позицию ссылкой на подп. «а» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, отклонив довод заявителя о необходимости применения п. 3 ст. 106 Земельного кодекса, согласно которому требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории недопустимо.

В своей жалобе в Конституционный Суд Всеволод Колобаев указал, что оспариваемая норма Правил, примененная в его деле вопреки п. 3 ст. 106 ЗК РФ, противоречит российской Конституции и нарушает его конституционные права.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что подп. «а» п. 10 Правил является предметом его рассмотрения в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на его основе решается вопрос о необходимости согласования лицом строительства или реконструкции здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, с собственником (владельцем) последних. В свою очередь, в п. 12 Правил установлен порядок получения согласования.

Как пояснил Суд, институт получения предварительного согласия нужен для обеспечения надежной и безопасной работы соответствующих объектов, защиты жизни и здоровья, а сам отказ в таком согласовании должен быть мотивированным и может быть оспорен в суде. Такой институт сам по себе отвечает требованиям Конституции РФ, в то же время правотворческие органы могут предусмотреть наряду с таким согласованием или вместо него иные средства достижения подобного равновесия, защиты прав и законных интересов субъектов соответствующих правоотношений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.

КС добавил, что п. 3 ст. 106 ЗК РФ запрещает требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории, за исключением объектов в границах придорожных полос автодорог общего пользования. Согласно положениям Закона об автодорогах строительство, реконструкция в границах таких полос объектов капстроительства, объектов, предназначенных для дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются с письменного согласия владельца дороги. Если для размещения объекта капстроительства требуется подготовка документации по планировке территории, последняя согласовывается с владельцем дороги до ее утверждения. В свою очередь, безопасная работа объектов охранных зон, включая зоны объектов электросетевого хозяйства, обеспечивается преимущественно за счет нормативного регулирования Правительства РФ. Однако до сих пор не установлен исчерпывающий перечень ограничений применительно к охранным зонам объектов электроэнергии.

При этом, заметил Суд, п. 3 ст. 106 ЗК РФ и нормы иных законов федерального уровня не требуют согласования застройщиками строительства зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах охранных зон объектов электроэнергетики. Соответственно, запрет требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности юридическими и физическими лицами в границах зон с особыми условиями использования территорий объективно направлен на исключение произвола, а также повышение открытости и предсказуемости при принятии уполномоченными органами градостроительных и тому подобных решений, на устранение излишних препятствий для допускаемой законом деятельности в таких зонах.

Таким образом, заключил КС, оспариваемая норма не противоречит Конституции в той мере, в какой ее применение в текущей системе правового регулирования к отношениям, связанным со строительством или реконструкцией зданий/сооружений на земельных участках, полностью или частично расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, является временной мерой до введения в действие соответствующих положений об охранных зонах объектов электроэнергетики.

Вместе с тем, указал Суд, получение лицом, планирующим строительство или реконструкцию здания или сооружения на земельном участке, полностью или частично расположенном в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, предварительного письменного решения о согласовании таких действий с соответствующей сетевой организацией не обязательно. Он пояснил, что после принятия уполномоченным органом власти к рассмотрению заявления лица о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемых строительстве или реконструкции этот орган самостоятельно обращается к сетевой организации за получением такого решения. При этом нормативно установленный срок выдачи разрешения на строительство или направления уполномоченным органом власти обратного уведомления застройщику продлевается на нормативно установленный срок рассмотрения сетевой организацией уведомления о согласовании строительства или реконструкции здания/сооружения. Отказ сетевой организации в согласовании планируемых строительства или реконструкции здания/сооружения может быть обоснован только указанием на конкретный риск для объектов электросетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц.

Такой отказ, полагает КС, не препятствует подаче застройщиком нового уведомления после вступления в силу положения об охранных зонах объектов электроэнергетики, утверждаемого Правительством РФ. Разрешение на строительство или обратное уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров здания или сооружения установленным параметрам и (или) о допустимости размещения здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, полученное застройщиком до вступления в силу нового положения об охранных зонах объектов электроэнергетики, не может быть отозвано после вступления в силу такого положения.

В связи с этим Конституционный Суд постановил, что суды в таких спорах должны оценивать основания обжалуемого отказа, не ограничиваясь только критериями соблюдения процедуры и ссылкой на нормативное требование получить решение сетевой организации о согласовании. Кроме того, КС указал, что Правительству РФ надлежит в кратчайший срок внести изменения в действующее правовое регулирование, установив в положении об охранных зонах объектов электроэнергетики порядок, исключающий получение физическими и юридическими лицами предварительного письменного согласования строительства или реконструкции зданий и сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства. Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.

Специалист по правовому сопровождению проектов в сфере энергетики Александр Киселёв полагает, что постановление КС РФ разрешает давнюю правовую проблему, связанную с нахождением объектов недвижимости в охранной зоне электрических сетей, которая заключалась в том, что в соответствии с подп. «а» п. 10 Правил без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. «Таким образом, без согласования сетевой организации использование в обороте объектов недвижимости фактически было невозможным», – пояснил он.

Как отметил эксперт, выводы КС РФ направлены на приведение в соответствие друг другу положений ЗК РФ и подзаконного регулирования. «Исключение обязанности согласования собственниками объектов недвижимости в охранных зонах с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых установлены такие зоны, своих действий является законодательно установленным. Таким образом, КС еще раз подтвердил необходимость установления одних и тех же правил регулирования в схожих правоотношениях. Поэтому постановление КС РФ нельзя назвать революционным и меняющим кардинально судебную практику, скорее Суд в очередной раз подтолкнул Правительство РФ к ускоренному принятию своих нормативных актов при изменении законодательного регулирования», – заключил Александр Киселёв.

Адвокат, управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит полагает, что введенные Конституционным Судом правила необходимо признать верными: «Они снимают с застройщика обязанность “идти на поклон” к сетевой компании – теперь он общается только с местной администрацией, которая самостоятельно получает согласие сетевой компании на строительство в охранной зоне электросетей».

Второй принципиально важный момент, по словам эксперта, состоит в том, что КС возложил на сетевую компанию обязанность содержательно и по существу доказывать, что в конкретном случае строить в охранной зоне нельзя. Только в случае доказанности этих фактов суд может отказать в иске застройщика к сетевой компании об оспаривании отказа в согласовании. «Надеюсь, Правительство РФ скорейшим образом выполнит наказ Конституционного Суда и примет новое Положение об охранных зонах электросетей, которое больше не будет обременять застройщиков лишними обязанностями», – добавил Юрий Пустовит.

Как отметил адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP Евгений Жаров, Конституционный Суд изменил процедуру согласования строительства зданий в охранной зоне ЛЭП. Он заметил, что ранее Верховный Суд в Определении от 16 марта 2022 г. № 5-КАД21-65-К2 уже «сделал полшага» в этом направлении, заключив, что отказ в согласовании не может быть произвольным, хотя само согласование должен получать застройщик.

«Теперь согласование – это дело власти. Интересен другой момент: можно ли строить торговые, офисные, складские здания в охранной зоне? Раньше отказ в согласовании мог быть мотивирован тем, что у людей в таких зданиях разовьются онкозаболевания и ухудшится иммунитет (определение АС Московского округа от 5 февраля 2019 г. по делу № А41-33637/2017). То есть охранная зона служила интересам неограниченного круга лиц. Теперь Конституционный Суд сказал, что охранная зона устанавливается в целях охраны объектов электросетевого хозяйства (стр. 15 абз. 2 постановления), и, видимо, отказов в согласовании строительства будет меньше», – предположил Евгений Жаров.

Как получить разрешение на строительство при наличии высоковольтного кабеля на участке: помощь в составлении обращения и требования на вынос

В соответствии с законодательством Российской Федерации, вы можете составить официальное обращение к организации, ответственной за высоковольтный кабель, с требованием переместить кабель с вашего участка земли. Такое обращение должно содержать следующую информацию:

  • Фактический адрес вашего участка земли и его кадастровый номер;
  • Описание местоположения высоковольтного кабеля на вашем участке земли;
  • Причина запроса на перемещение кабеля — в данном случае, строительство дома;
  • Информация о том, что вы обратились в организацию, ответственную за высоковольтный кабель, с запросом на перемещение кабеля, но получили отказ;
  • Ваше требование о перемещении кабеля с вашего участка земли в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Также в вашем обращении необходимо указать, что электросети не дают согласие на строительство, ссылаясь на наличие высоковольтного кабеля на вашем участке земли, что создает опасность для жизни и здоровья людей.

Рекомендуется перед отправкой обращения ознакомиться с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы по перемещению высоковольтных кабелей. Кроме того, участие юриста в подготовке данного обращения может увеличить шансы на успешное решение этого вопроса.

Для решения данного вопроса необходимо следующие документы:

  1. Документ, подтверждающий право собственности на участок (например, свидетельство о праве собственности).
  2. Документ, подтверждающий назначение участка для строительства дома (например, справка из местного управления по земельным ресурсам).
  3. Свидетельство об установке высоковольтного кабеля на участке (если такое имеется).
  4. Доказательства того, что высоковольтный кабель является источником опасности, мешает строительству или нарушает законодательство, для возможной подачи жалобы на недопустимые условия эксплуатации.

При написании обращения от вашего имени необходимо упомянуть все указанные документы, привести соответствующие аргументы и законодательство, которое подтверждает у Вас право на удаление кабеля. Желательно зафиксировать факты официальных обращений к электросетям и приведенные ими ответы на это обращение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *