Как подается сигнал пожарная тревога
Перейти к содержимому

Как подается сигнал пожарная тревога

  • автор:

Г л а в а 9. Сигналы тревоги и специальные указатели

9.1. Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.

Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:

длинные — часто следующими один за другим ударами;

короткие — редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.

9.2. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков в следующих случаях:

при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;

при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

9.3. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.

Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

9.4. Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2-3 минут.

На станциях, заводах и других предприятиях МПС, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами. А также свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин и гудками.

На станциях, заводах и других предприятиях МПС, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия.

На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин:

в воинских поездах — по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой части;

в других поездах — машинистом локомотива, ведущего поезд.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на станциях, заводах и других предприятиях МПС) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.

9.5. Сигнал «Радиационная опасность»или «Химическая тревога» подается в течение 2-3 минут:

на перегонах — свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин группами из одного длинного и одного короткого звуков;

на станциях, заводах и других предприятиях МПС — частыми ударами в подвешенные металлические предметы.

Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на станциях, заводах и других предприятиях МПС подается по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия, а на перегонах — машинистом ведущего локомотива (моторвагонного поезда) и водителем дрезины.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.

9.6. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники железных дорог и пассажиры оповещаются:

на станциях, заводах и других предприятиях МПС — по указанию соответственно начальника станции, завода, предприятия или лица, ими уполномоченного, через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных;

в пассажирских поездах — по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, передаваемому через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети;

в людских и воинских поездах — по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по станции;

в грузо-пассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах — дежурным по станции.

9.7. Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 9.1).

Указатели «Заражено» на станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на расстоянии 1200 м от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.

Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного по станции о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет), машинист ведущего локомотива обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.

Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.

9.8. Сигнальные огни светофоров, фонарей, стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.

Пожарная тревога: виды и действия персонала на объекте

Пожарная тревога – специальный сигнал, предназначенный для оповещения людей о возникновении пожара.

В нашей статье мы расскажем Вам все, что связано с понятием пожарная тревога.

Для пожарных этот термин означает сигнал для выезда из подразделения к месту возникновения пожара или чрезвычайной ситуации. В пожарных частях установлены специальные звуковые оповещали, которые включаются штатным диспетчером для оповещения пожарных к выезду. После срабатывания данного сигнала в пожарной части, огнеборцы бросают все свои повседневные дела согласно распорядку дня и осуществляют сбор и выезд по тревоге.

Прием сообщения о пожаре (ЧС)

Прием сообщения о пожаре (ЧС)

Первый вид тревоги, пожалуй, самый распространенный и безобидный — это учебная тревога, выполняется на учебных занятиях (команду подает руководитель занятия), а так же при проведении проверки старшими должностными лицами гарнизона, в этом случае начальник караула получает вводную от диспетчера и следует к месту проведения учений или занятий.

Второй – это срабатывание дублирующей пожарной сигнализации с охраняемого объекта (ОПС, АПС). Дублеры, как правило, расположены в помещении диспетчера и посылают сигнал на пульт пожарной части одновременно с момента срабатывания пожарных извещателей на охраняемом объекте, на котором они установлены .

Диспетчер включает пожарную тревогу, в этой ситуации начальник караула получает путевой лист у диспетчера с предварительными данными и карточкой пожаротушения на объект (если данный документ разработан) , по прибытию к месту вызова начальник караула находит сработавший приемно контрольный прибор и уточняет место (помещение) где установлен пожарный извещатель, проводит разведку.

Третий не менее распространенный случай – это сообщение по телефонной связи о пожаре или происшествии , диспетчер принимает сообщение от заявителя, уточняет его контактные данные, а также место и характер происшествия, одновременно подает сигнал тревоги, заполняет путевой лист и отправляет дежурный караул согласно расписанию выезда.

Действия персонала

Охранно-пожарная сигнализация

При срабатывании пожарной сигнализации на объекте, обслуживающий персонал обязан выполнить все действия согласно внутренней инструкции, данный документ утверждается руководителем организации по согласованию с пожарными инспекторами. Как правило, установлен следующий порядок:

  • определить место срабатывания пожарной сигнализации;
  • продублировать сигнал тревоги в пожарную часть;
  • осмотреть место и при необходимости воспользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • открыть эвакуационные выходы для эвакуации людей;
  • встретить прибывающие пожарные подразделения и доложить обстановку.

По статистике 40% случаев составляет ложное срабатывание пожарной сигнализации. Причиной, как правило, становится неисправность приборов. Попадание пыли в дымовые извещатели, насекомых или перепады электро напряжения. В этом случае пожарные подразделения осматривают помещения, убеждаются в ложном срабатывании сигнализации и передают данную информацию на пункт связи пожарной части. Стоит отметить, что при каждом ложном срабатывании начальник караула готовит документ о предварительной причине срабатывания сигнализации на имя руководителя подразделения, далее документ передается в отдел ГПН инспектору.

Если срабатывание извещателя, а следовательно и приемно-контрольного прибора произошло вследствие пожара, то огнеборцы выполняют действия по эвакуации и ликвидации очага возгорания и спасению людей.

На сегодняшний день законодательство обязывает оборудовать практически все помещения общественного и коммерческого назначения пожарными извещателями.

Учебная пожарная тревога

Проведение учебной тревоги сотрудниками МЧС России

Проведение учебной тревоги сотрудниками МЧС России

Согласно нормам, детские дошкольные учреждения, школы, здания администраций, учреждения здравоохранения и другие объекты с массовым пребыванием людей, оборудуются специальными системами СОУЭ – система оповещения и управления эвакуацией. Эта современная система включает в себя комплекс средств оповещения, а именно звуковое, речевое и световое оповещение, наверное, многим знакома, эта фраза: «Внимание пожарная тревога, срочно всем покинуть помещения».

Согласно графику инспектора ГПН организуют учебные пожарные тревоги в школах и детских садах. При их проведении отрабатывается правильность действий дежурного персонала и порядок эвакуации в случае пожара.

Благодаря постоянным тренировкам повышается уровень готовности в случае возникновения реальной угрозы.

Порядок действий по сигналам оповещения при возникновении опасной ситуации

Чтобы избежать человеческих жертв во время пожара и минимизировать ущерб, который может нанести огонь, важно своевременно и правильно оповестить окружающих о наступившем бедствии.

Также немаловажную роль играет координация действий, направленная на безопасную эвакуацию людей оптимальными путями и тушение пожара собственными силами до приезда пожарной службы. Сигналы оповещения должны быть активизированы при малейшем намеке на пожар: запах гари, дым, огонь.

Порядок оповещения

Получив достоверную информацию о пожаре, любой сотрудник, вне зависимости от занимаемой им должности, обязан оперативно выполнить следующие действия:

    и сообщить о происшествии, четко назвав адрес здания, информацию об известных масштабах бедствия и свои контактные данные;
  • активизировать систему оповещения о пожаре и, используя план эвакуации, помочь всем находящимся в здании людям безопасно его покинуть;
  • сообщить начальнику или заменяющему его лицу о случившемся;
  • встретить прибывшую на место пожарную службу и приложить все усилия для помощи в тушении огня.

Используемые сигналы

Для оповещения окружающих о пожаре наиболее часто используются звуковые и световые виды.

Звуковые сигналы

Уровень громкости звука при проектировании выбирается в зависимости от типа помещения: в жилом комплексе он должен быть не более 70 дБ, в общественном здании – до 95 дБ, на улице – до 105 дБ. Если на производстве фоновый шум превышает показатель допустимого уровня громкости пожарного извещателя, то он может быть увеличен.

Обычно используется сигнал сирены, представляющий собой три звуковых гудка, длительность пауз между которыми занимает аналогичный промежуток времени. Также могут быть использованы голосовые сообщения о наступившем бедствии.

Световые сигналы

Представляют собой мигающий свет, частота которого не превышает 5 Гц. Взрывозащищенные оповещатели обычно располагают над аварийными выходами. Также принято использовать указательные табло, на которые наносится соответствующая надпись. Они помогают сориентироваться в пространстве и оперативно найти аварийный выход в стрессовой ситуации.

Аварийное освещение выходов и путей эвакуации — принцип действия такой системы оповещения аналогичен указательным табло.

Виды пожарных извещателей

Выбор типа пожарных извещателей зависит от характеристик объекта, на котором они будут использованы: уровня опасности возникновения пожара, типа сырья и материалов, применяемых в процессе производства продукции, наличия автоматизированных систем пожаротушения.

Различают следующие наиболее распространенные виды пожарных извещателей:

  • ручные. Срабатывают после нажатия человеком, обнаружившим пожар, сигнальной кнопки;
  • автоматические. Участие человека не требуется. В действие их приводит значительное повышение температуры, распространение пламени или дыма;
  • тепловые. Срабатывают при достижении граничного значения температуры или при резком ее скачке;
  • дымовые. Реагируют на появление и распространение дыма в контролируемом помещении; . Чувствительный фотоэлемент оперативно выявляет источник пламени и оповещает о пожаре.

Любой пожарный извещатель, в зависимости от его вида и марки, имеет собственный порог срабатывания, уровень чувствительности, инерционность и распространяет свое действие на заданную площадь, указанную в нормативной документации.

При проектировании системы оповещения о пожаре стоит учитывать важные нюансы. Например, при срабатывании датчика информация о пожаре должна быть слышна в любой точке помещения. В случае наличия в здании блокируемых дверей, они должны быть запрограммированы таким образом, чтобы при срабатывании сигналов оповещения производилось автоматическое их открытие.

Лучший вариант устройства системы оповещения – при срабатывании звуковых сигналов должны включаться световые табло, по которым будет легче найти выход со здания.

Действия по сигналам

Если огонь не успел сильно распространиться и заблокировать пути эвакуации, необходимо оперативно проследовать к выходу, придерживаясь действий по сигналам оповещения.

Не нужно пытаться взять с собой максимум вещей, рискуя потерять драгоценное время на их сбор. Жизнь и здоровье всегда должны стоять на первом месте.

Пользоваться лифтом нельзя, это главная ловушка, выбраться из которой может и не быть возможности. Продвигаясь по лестничной клетке, рекомендуется обесточивать электрические щиты, которые встречаются на пути.

Нужно помнить законы физики: образующиеся при горении вредные продукты скапливаются на уровне человеческого роста, а кислород находится ближе к земле.

Поэтому продвигаться лучше ползком, особенно если огонь успел сильно распространиться по территории здания и уровень дыма зашкаливает. Также лучше использовать хлопчатобумажную ткань и дышать через нее, чтобы защитить легкие и бронхи от вредных веществ.

Пробираясь на улицу, нужно плотно закрывать каждую дверь, преграждая путь для распространения огня. Это увеличит шансы на спасение других людей, оказавшихся в ловушке огня, и поможет пожарным быстрее справиться с огнем и сохранить максимум материальных ценностей.

Существует вариант и более печального развития событий: огонь заблокировал единственный путь, по которому можно было выбраться на улицу. В такой ситуации важно не растеряться и не допустить панику. Стоит попытаться выбраться через окно по пожарной лестнице, взобраться на крышу или пройти через соседнюю лоджию.

Если выбраться из ловушки так и не получилось, стоит придерживаться основных рекомендаций:

  • необходимо забаррикадировать от огня свою комнату: плотно закрыть двери, окна, при возможности намочить имеющуюся ткань и заткнуть ею имеющиеся щели, вентиляционные отверстия. Это поможет защититься от дыма и тяги из коридора;
  • если при себе имеется телефон, нужно позвонить в службу спасения и детально рассказать о своем местоположении;
  • при заполнении комнаты дымом рекомендуется лечь на пол и дышать через смоченную хлопчатобумажную ткань;
  • нужно попытаться привлечь внимание окружающих, чтобы спасатели четко понимали, в каком месте здания еще есть люди. Можно приоткрыть форточку и помахать с нее яркой тканью, громко прокричать о требуемой помощи;
  • если ситуация критическая, а спасателей так и не видно на горизонте, необходимо прибегнуть к крайним мерам: связать шторы и любые другие подручные средства, привязать получившуюся нить к батарее или другой части конструкции и спуститься с окна;

Таким образом, оповещение людей о пожаре осуществляется сразу же при выявлении малейших признаков возгорания. Особенно если речь идет о производственных площадках, на которых используются легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.

Жизнь человека всегда должна стоять на первом месте, поэтому стоит быстро известить граждан о наступившей беде и всячески помочь им оперативно покинуть помещение, воспользовавшись безопасным путем эвакуации.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

8.1. Сигналы тревоги подаются свистка­ми локомотивов и самодвижущихся единиц на железнодорожном ходу, сиренами, уда­рами в подвешенные металлические пред­меты.

Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами вос­производятся: длинные — часто следуемыми один за другим ударами, а короткие— редки­ми ударами по числу необходимых коротких звуков.

8.2. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех корот­ких звуков:

  • при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
  • при остановке поезда в снежном заносе, при разрыве поезда, крушении поезда и в дру­гих случаях, когда требуется помощь.

8.3. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух корот­ких звуков:

Сигналы общей и пожарной тревоги пода­ются при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

8.4. Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2 — 3 мин:

Сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радио­трансляционной сети, немедленно повторяется сиренами на предприятиях, расположенных в городах, а также свистками локомотивов и самодвижущихся единиц на железнодорож­ном ходу.

На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов и самод­вижущихся единиц на железнодорожном ходу.

8.5. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2—3 мин:

На перегонах — свистками локомотивов и самодвижущихся единиц на железнодорож­ном ходу группами из одного длинного и одного короткого звуков:

На станциях — частыми ударами в подве­шенные металлические предметы.

Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на станциях подается по распоряжению начальника станции, а на перегонах — машинистом ведущего локомо­тива и водителем самодвижущейся единицы на железнодорожном ходу.

При наличии радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.

8.6. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники оповещаются через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, вклю­чая и посыльных.

8.7. Для предупреждения локомотивосоставительских бригад о следовании поезда на зараженный участок, а также для пре­дотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов,
защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями ‘»За­ражено» (рис. 8.1).

Указатели «Заражено» на станциях и пере­гонах устанавливаются на расстоянии не более 50м от границ зараженного участка. Пере­гоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на расстоянии тормозного пути, установленного для данного участка, от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.

Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного по станции о наличии зараженного участка (неза­висимо от того, огражден участок указате­лями или нет), машинист ведущего локомо­тива обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с уста­новленной скоростью.

Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.

8.8. Сигнальные огни светофоров, фонарей стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *