Как исполняются решения еспч в россии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Европейского Суда по правам человека от 29 марта 2023 г. “Процедура рассмотрения жалоб поданных против России, по которым существует устоявшаяся практика Суда, после уведомления правительства государства-ответчика” (с 1 марта 2023 г.)
Суд продолжает рассматривать жалобы, поданные против Российской Федерации, включая те, которые составлены на русском языке.
В связи с прекращением международных почтовых отправок в Россию и из России, в тех ситуациях, когда уведомление заявителей о решениях и постановлениях Суда возможно только почтой, Суд решил, в порядке исключения, уведомлять заявителей о своих решениях и постановлениях, принятых в составе Палаты или Комитета после 1-го марта 2022 г. по жалобам, поданным против России, исключительно посредством базы данных HUDOC. По тем же причинам, в жалобах с почтовым адресом заявителей в России, Суд уведомляет заявителей о решениях, вынесенных Единоличным судьёй, только в том случае, если они указали адрес своей электронной почты. Прежде чем обращаться в Суд для получения информации о ходе рассмотрения жалобы, заявителям и их представителям рекомендуется воспользоваться поисковой системой Суда SOP.
С 1-го марта 2023 г. Суд упростил процедуру рассмотрения жалоб, поднимающих вопросы, по которым имеется устоявшаяся практика Суда, и в которых Суд не требует от Сторон представления письменных замечаний по делу. В таких случаях Стороны больше письменно не уведомляются о коммуникации жалобы в соответствии со статьёй 54 § 2 (b) Регламента Суда; вместо этого на сайте HUDOC публикуется документ под названием «Предмет жалобы и изложение фактов». Этот документ содержит также ссылку на информационную справку для заявителей, в которой объясняются все этапы данной процедуры.
Информация для сторон:
“Процедура рассмотрения жалоб поданных против России, по которым существует устоявшаяся практика Суда, после уведомления правительства государства-ответчика”
(с 1 марта 2023 г.)
1. Уведомление государства-ответчика о жалобе
Предварительно изучив жалобу на предмет приемлемости, Суд решил, на основании ст. 54 § 2 (b) Регламента Суда, уведомить о ней государство-ответчика. Поскольку по указанным вопросам существует устоявшаяся судебная практика, Суд не требует у государства-ответчика представить свои письменные замечания по делу. Однако государству-ответчику будет предоставлена возможность представить, если оно пожелает, замечания по вопросу приемлемости и по существу жалоб, указанных в документе "Предмет жалобы и изложение фактов" (Subject matter and Statement of Facts), опубликованном в базе данных Суда HUDOC в интернете (в разделе Communicated Cases). Эти замечания должны быть направлены в Суд не позднее 6 недель после даты публикации.
В случае принятия частичного решения о неприемлемости остальных жалоб, рассмотрение этих жалоб считается законченным, и никакие комментарии, касающиеся этой части жалобы, не могут быть представлены. Такие жалобы будут отмечены звездочкой в документе "Предмет жалобы и изложение фактов" (Subject matter and Statement of Facts).
2. Мировое соглашение и односторонняя декларация
В качестве исключения из общего правила, по данной жалобе не будет инициирована процедура мирового соглашения. Вместо этого, в соответствии со ст. 62A Регламента Суда, правительство государства-ответчика может, если оно пожелает, подать одностороннюю декларацию, позволяющую урегулировать дело в соответствии с требованиями Конвенции и практикой Суда.
В случае если государство-ответчик подаст одностороннюю декларацию, Суд, в соответствии со ст. 37 Конвенции, примет решение о целесообразности продолжения производства по жалобе. Если заявитель согласится с условиями односторонней декларации, Суд будет рассматривать жалобу в рамках процедуры мирового соглашения.
3. Замечания на предмет приемлемости и по существу, а также требования о справедливой компенсации
Если государство-ответчик представит возражения, то Суд направит заявителям их копию для ознакомления или, в исключительных случаях, для комментариев.
Подход Суда к определению справедливой компенсации, вероятно, будет основан на вознаграждениях, присуждаемых в соответствии со ст. 41 Конвенции по аналогичным жалобам.
В отношении отдельных категорий жалоб Суд может решить, что признание Судом нарушения Конвенции является само по себе достаточной справедливой компенсацией.
Прошу Вас обратить внимание на тот факт, что при рассмотрении таких категорий жалоб, Суд может решить, что признание нарушения является само по себе достаточной справедливой компенсацией.
4. Окончательное решение по жалобе
В случае если Суд признает жалобу приемлемой и готовой к рассмотрению по существу, он может одновременно принять постановление в соответствии со ст. 54A § 2 Регламента Суда. Поскольку жалобы поднимают вопросы, относящиеся к устоявшейся практике Суда, Суд предусматривает их передачу на рассмотрение Комитета из 3 судей.
5. Комментарии, представленные с опозданием или без запроса Суда
Стороны не должны отправлять никакие комментарии, если это не предусмотрено настоящим документом или не указано в дальнейшей переписке с Судом. Комментарии, отправленные без запроса Суда или позже установленного срока, как правило, не приобщаются к материалам дела и не учитываются при его рассмотрении (ст. 38 § 1 Регламента Суда).
6. Обязанность информировать Суд
Заявители должны извещать Суд об изменении адреса, а также о важных изменениях по жалобе и представлять копии новых решений, принятых органами власти (ст. 47 § 7 Регламента Суда). Во всей дальнейшей переписке необходимо всегда указывать номер досье по жалобе.
Если это еще не было сделано, то заявители должны сообщить Суду адрес своей электронной почты, если таковой имеется. Он может понадобиться для направления уведомлений на заключительной стадии рассмотрения жалобы.
7. Юридическая помощь
В делах, по которым существует устоявшаяся практика Суда, расходы на юриста, как правило, не возмещаются.
Согласно ст. 33 Регламента Суда, документы, направляемые в Секретариат сторонами или третьими лицами, должны находиться в открытом доступе, если не будет принято иное решение по причинам, указанным в ст. 33 § 2 Регламента. Таким образом, доступ ко всей информации, содержащейся в документах, направляемых в Секретариат, в том числе и к сведениям об определенных или определяемых лицах, будет открыт для всех желающих. Более того, эта информация может быть опубликована в базе данных Суда HUDOC в интернете, если Суд включит её в решение о приемлемости жалобы или об исключении её из списка дел, либо в постановление по существу жалобы.
Если имя заявителя заменено инициалами, значит в отношении этого лица было принято решение о неразглашении его/ее имени. Это влечет за собой последствия для всех документов поданных им в Суд. Таким образом, было принято решение от том, что находящиеся в распоряжении Секретариата документы, на которых фигурирует имя заявителя, или которые могут привести к идентификации личности заявителя, не будут общедоступны (ст. 33 § 1 Регламента).
Обзор документа
С 1 марта 2023 г. упрощена процедура рассмотрения жалоб, поднимающих вопросы, по которым имеется устоявшаяся практика ЕСПЧ, и в которых Суд не требует от сторон представления письменных замечаний по делу. Стороны не уведомляются письменно о коммуникации жалобы. В базе данных ЕСПЧ публикуется документ под названием "Предмет жалобы и изложение фактов". Он содержит ссылку на справку для заявителей, в которой объясняются все этапы данной процедуры.
Если уведомление заявителей возможно только почтой, ЕСПЧ уведомляет о своих решениях и постановлениях, принятых после 1 марта 2022 г., только через базу данных HUDOC. В жалобах с почтовым адресом в России Суд уведомляет заявителей о решениях, вынесенных Единоличным судьей, только если они указали адрес электронной почты. Прежде чем обращаться в ЕСПЧ для получения информации о ходе рассмотрения жалобы, заявителям и их представителям рекомендуется воспользоваться поисковой системой Суда SOP.
Подписан закон, согласно которому в России не подлежат исполнению вступившие в силу после 15 марта 2022 года постановления ЕСПЧ
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июня 2022 года и одобрен Советом Федерации 8 июня 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом устанавливается, что постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации исключаются положения, предусматривающие, что постановления Европейского Суда по правам человека являются основанием для отмены вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
В целях защиты прав, основных свобод и законных интересов граждан, создания дополнительного компенсаторного механизма Федеральным законом статья 413 Кодекса дополняется нормой, устанавливающей, что новым основанием для отмены вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств является признание постановлением Конституционного Суда Российской Федерации нормативного акта или его отдельного положения соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, с которым расходится используемое в приговоре, определении или постановлении суда толкование.
Федеральным законом также уточняется предусмотренный статьёй 415 Кодекса порядок пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда.
Контроль за исполнением решений ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял более тысячи решений в пользу истцов из России, обязывая российские власти устранить выявленные нарушения прав. Однако нередко правительство России выполняет лишь формальную сторону этих постановлений — выплачивает материальную компенсацию. Другая,
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял более тысячи решений в пользу истцов из России, обязывая российские власти устранить выявленные нарушения прав. Однако нередко правительство России выполняет лишь формальную сторону этих постановлений — выплачивает материальную компенсацию. Другая, не менее важная составляющая попадает за скобки: не принимаются системные меры, сохраняются пробелы в законодательстве, виновные в нарушении прав не привлекаются к ответственности. Иными словами, нет гарантии, что подобное нарушение прав не повторится снова. Именно поэтому в отдельное направление работы правозащитного центра «Мемориал» выделен контроль за тем, как исполняются решения ЕСПЧ.
Интернет-страница контрольного направления состоит из нескольких разделов.
Подписан закон, согласно которому постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в РФ
В связи с этим из УПК РФ исключены положения, согласно которым постановления ЕСПЧ являлись основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Ввиду этого законом создан дополнительный компенсаторный механизм в рамках осуществления судами РФ производства по уголовным делам. Так, в качестве одного из оснований для отмены вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств определено признание постановлением КС РФ нормативного акта или его отдельного положения соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом истолковании, с которым расходится толкование, используемое в судебном решении.
Также документом скорректирован порядок пересмотра Президиумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ вступившего в законную силу судебного решения.