Чем демократический режим отличается от антидемократического
Перейти к содержимому

Чем демократический режим отличается от антидемократического

  • автор:

2. Характеристика демократических и антидемократических режимов

Решая вопрос о классификации политических режимов на разных этапах развития общества, включая современный, и стремясь избежать возможной при этом в силу сложности и противоречивости самого предмета исследования путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида: демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищённость её законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем:

Такой режим представляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях придают высокую нравственность демократическому государству.

Данный режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.

В демократическом государстве личность защищена от беззакония, так как её права находятся под постоянной охраной органов правосудия.

5. Демократический режим является следствием реального разделения властей.

6. Демократическая власть одинаково учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения.

7. Демократичные методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения.

8. Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государства.

9. Демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и национальными группами людей. 2

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный,илилиберально-демократический,который был характерен для западных государств в 19 веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах.

Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральные и марксистско-ленинский.

Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии – предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства – основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь – не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители, и те кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань, — с одной стороны ответственность, с другой, — соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателя. “Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия”. 3 Именно этот момент либеральной теории подвергается острой критике идентитарной концепции, поскольку, с их точки зрения, народ после избрания своих представителей оказывался под господством последних, самостоятельно принимающих любые решения.

Концепция плюралистической демократии имеет множество положительных сторон. Она обращена к интересам человека, правильно оценивает арбитражную роль государства, механизм принятия некоторых политических решений, хотя трактовка ею распыленности государственной власти и ограничение роли государства лишь арбитражем не могут быть приняты.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии (ее наиболее известный представитель – Дж. Лиджпхарж). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего “сверху”, государством, государственной властью.

Концепция социальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти и имела очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта теория преувеличивает значение компромиссов и приуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.

Третья современная теория – теория плебисцитарной демократии – была разработана на опыте Франции галлийского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытиями этой революцией возможности для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управлять профессионалами, во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. “Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научно-технической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям “вождизма” в государственной политике”. 4

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа – соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента), популистская демократия (осуществление мероприятий в интересах народа или, по крайней мере, выдвижение соответствующих лозунгов) и т.д.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

Отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан.

Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства.

Отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование её институтов через закрытые каналы.

Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа.

Жестокие командно – административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие.

Отсутствие, ограничение деятельности или ликвидации прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций.

Политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведённой в ранг государственной.

Отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов. 5

Деспотическийрежим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тираническийрежим — также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Фашистскийрежим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно видеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

Кроме демократических и антидемократических политических режимов в теории государства и права выделяют переходные режимы. Переходные режимыформируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д.

Что отличает демократию от антидемократического государственного режима? Какие виды демократического и антидемократического

Демократия, это одна из известных форм управления государством, где народ этого государства проводит выборы и по результат которых, выбирались правитель и большинство высших должностных лиц государства.
Антидемократический строй, напротив считается той формой управления страной, где страной управляет высшие слои общества, знать, и единый правитель, которым считается либо король, либо император.
Теперь, можно отнести к демократическому строю — республику, а к антидемократическому можно отнести абсолютную монархию.

Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся

Восстановление пароля

Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.

Если письма нет, проверь папку «Спам».

Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся

Нужна регистрация на Учи.ру

«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.

Демократия и антидемократия: основные отличия и принципы

Демократия и антидемократия представляют собой две противоположные концепции организации общества и управления им. Демократический режим включает в себя правовой институт, который позволяет гражданам участвовать в процессе принятия важных решений и контролировать государственную власть. Антидемократический режим же, наоборот, предполагает отсутствие возможности для граждан влиять на общественные решения и реализовать свои интересы.

Отличительной чертой демократии является принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также гарантии повышения правовой культуры, свободы слова и мнения, свободы собраний и права на свободный и конфиденциальный голос на выборах. Антидемократический режим же легализует произвол со стороны государственных органов и занижающийся до минимума уровень прав и свобод.

В данной статье мы осветим основные принципы демократии и антидемократии, а также проанализируем отличия в системе управления государством. Разберемся в том, какие идеологические и практические факторы лежат в основе каждой из этих концепций и как их осуществление сказывается на государстве, гражданах и социальной сфере.

Демократия

Демократия является формой правления, в которой народ имеет право участвовать в принятии решений через выборы и референдумы. Она основана на принципах свободы, равенства, права на участие в управлении государством и права на свободное выражение мнений.

В демократической системе власть принадлежит народу и ее главным принципом является принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную власти. Это позволяет контролировать власть и предотвращать ее злоупотребления.

Демократическая система также гарантирует защиту прав и свобод всех граждан, включая меньшинства. Она стремится к обеспечению социальной справедливости и экономического развития в целях улучшения качества жизни населения.

  • Принципы демократии:
    • разделение власти
    • защита прав и свобод граждан
    • свобода слова и выражения мнения
    • право на участие в управлении государством
    • право на выборы и референдумы

    Антидемократия

    Определение

    Антидемократия – это противоположность демократии, система правления, в которой власть сосредоточена в руках небольшой элиты, неизбираемой и контролирующей общество. Антидемократические режимы часто характеризуются авторитарностью, цензурой, политическими репрессиями и отсутствием гражданских свобод.

    Принципы

    • Несвободные выборы. В антидемократических системах проводятся выборы, но они часто не являются свободными и честными.
    • Ограничение свободы слова и прессы. Контроль за информацией позволяет антидемократическим режимам контролировать сознание жителей.
    • Навязывание идеологии. Режимы, которые навязывают свою идеологию и не допускают иных точек зрения, не способствуют развитию гражданского общества.
    • Отсутствие защиты прав и свобод граждан. В отличие от демократических режимов, защита прав и свобод граждан не является приоритетом для антидемократических режимов.

    Примеры

    Существует множество примеров антидемократических режимов, среди которых можно выделить следующие:

    Демократический и антидемократический политические режимы

    Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Особенности этого режима состоят в том, что в обществе должны наличествовать предпосылки для его формирования. Эти предпосылки таковы:

    · Наличие различных форм собственности, и прежде всего частной. Именно она делает индивида действительно свободным, самостоятельным, а демократический политический режим может быть сформирован только на основе общества свободных индивидов.

    · Экономическая свобода товаропроизводителя.

    · Высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов. К демократическим институтам относятся прежде всего выборные органы власти, действующие на основе принципа гласности и подконтрольные обществу.

    Определенный (достаточно высокий) уровень культуры развития общества, прежде всего политическая и правовая культура, а также сформировавшиеся демократические традиции в обществе. Демократические традиции означают, что выборные институты, органы общественного контроля существуют в обществе достаточно долго, общество привыкло к ним и воспринимает их существование как норму жизни. Сам факт введения в государстве демократических институтов (например, парламента, органов конституционного контроля) еще не гарантирует формирование демократического политического режима. Эти институты должны войти в привычку, стать традиционными.

    Черты демократического политического режима:

    · В основе этого политического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей.

    · Наличие политического плюрализма в обществе.

    · Наличие гарантированных прав и свобод. Демократию характеризуют именно гарантированные права и свободы, а не декларированные. Так, для тоталитарного режима характерно провозглашение многочисленных прав и свобод, которые носят декларативный характер, ничем не обеспечены и не воплощаются в жизнь.

    · Равенство всех перед законом.

    · Государственная власть должна быть выборной и осуществляться в соответствии с правом.

    Антидемократический режим характеризуется ликвидацией или зна­чительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оп­позиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнитель­но-распорядительных органов, сосредоточением огромных власт­ных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной вла­сти до положения сугубо формальных институтов.

    Для тоталитарного политического режима характерно:

    · Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни, вплоть до личной.

    · Основу тоталитарного режима составляет моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.

    · Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

    · Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д.

    · Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики. Этот признак характеризует крайнюю степень тоталитаризма. Если завершился процесс огосударствления экономики, то тоталитарный режим считается сформированным.

    · Отсутствие политического плюрализма.

    · Применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

    СССР, фашистские Германия и Италия; КНДР.

    Для авторитарного политического режима характерно:

    · Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений.

    · Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения.

    · Законодательная власть подчинена исполнительной; институты государства носят вторичный характер, могут быть расформированы.

    · Допускается ограниченный плюрализм – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

    · Граждане не подвергаются репрессиям и террору –до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

    Авторитарный политический режим – весьма широкая категория. Под это понятие могут подпадать различные режимы и государства. Некоторые авторы считают, что он характерен для современной России. В истории его активно использовали государства военной диктатуры. Авторитарный режим может характеризоваться различной степенью демократичности, он может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод. Государство, характеризуемое сильной исполнительной, президентской властью, с явно выраженным лидером, может быть в ряде случаев отнесено к авторитарному.

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *