В чем заключаются экономические требования предъявляемые стандартами
Перейти к содержимому

В чем заключаются экономические требования предъявляемые стандартами

  • автор:

Экономическая эффективность стандартизации

Экономическая эффективность — это относительный показатель, который отражает соотношение полученных результатов (эффекта) и затрат, понесенных ради его получения.

Сущность экономической эффективности стандартизации

Составной частью экономического эффекта научно-технического прогресса является экономический эффект стандартизации. Стандартизация представляет собой деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, т. е. документов, устанавливающих нормы, правила и характеристики в целях их добровольного многократного использования и достижения, тем самым, упорядоченности, обеспечения безопасности и повышения качества.

Экономический эффект стандартизации проявляется в экономии живого и овеществленного труда в общественном производстве, которая выражается в денежных или натуральных показателях. Причем экономия достигается в результате внедрения некоего стандарта и с учетом необходимых затрат.

Максимизация экономического эффекта является одной из главных задач, которые решаются в процессе стандартизации. Решение этой задачи заключается в оптимизации следующих аспектов:

  • номенклатура стандартизируемых показателей;
  • значения стандартизируемых показателей;
  • выбор параметрического ряда;
  • коэффициент унификации конструктивных элементов;
  • методы испытания.

Планируемая, нормативная и фактическая экономическая эффективность является важным фактором для разработки проекта стандарта и для его последующего внедрения. В то же время стандарт, устанавливая технические требования и условия, может иметь различный предмет: продукция и услуги, работы (процесс), методы контроля.

Экономическое влияние стандартизации

Как правило, стандартизация оказывает положительное влияние на результаты экономической деятельности. Это связано с тем, что создание стандартов имеет относительно низкую себестоимость. Однако их внедрение и применение позволяет хозяйствующим субъектам улучшить собственную деятельность. Прежде всего, это проявляется в увеличении их прибыли, которая может многократно превысить размеры понесенных затрат.

Стандартизация приводит к уменьшению числа типов и видов изделий, используемых в производственном процессе. Благодаря этому повышается объем выпуска продукции при сокращении удельной себестоимости и времени изготовления.

Кроме того, введение стандартов упрощает взаимодействие между контрагентами. Следовательно, создаются предпосылки для установления эффективного партнерства между поставщиком, производителем и заказчиком.

Стандартизация призвана обеспечить единство измерений. Это, в свою очередь, приводит к минимизации потерь, которые могут возникнуть у предприятий из-за получения недостоверных результатов измерений.

Источники повышения экономической эффективности стандартизации

Количественным выражением экономической эффективности стандартизации является специальный коэффициент. Его значение определяется в результате деления готовой экономии на сумму затрат, которые были выполнены в связи с разработкой и внедрением стандарта и приведены к одному году. Отношение этих двух показателей равно годовому экономическому эффекту. Годовая экономия равна разности между затратами на проектирование, производство и эксплуатацию продукции до и после стандартизации в расчете на год.

Источники экономии и повышения экономической эффективности стандартизации выявляют на всех стадиях жизненного цикла продукции:

  1. На стадии проектирования продукции: улучшение организации проектно-конструкторских работ, многократное использование стандартных технических документов, графических изображений, методов расчета, уменьшение объема используемой и хранящейся документации и сокращение времени на ее согласование и утверждение, сокращение расходов на переработку проектов посредством их приведения в соответствие со стандартами.
  2. На стадии производства продукции: унификация, уменьшение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости процессов, снижение удельных затрат электроэнергии и топлива, а также удельной доли условно-постоянных расходов, увеличение объемов использования составных частей, которые приобретаются на предприятиях специализированного производства.
  3. На стадии обращения и эксплуатации (применения) продукции: увеличение срока службы изделия и повышение его надежности, повышение технического уровня и качества продукции, снижение затрат на транспортировку и хранение продукции, снижение стоимости ремонтных работ, снижение потребности в запасных частях, уменьшение численности обслуживающего персонала, уменьшение удельной энергоемкости, потребления топлива, воды и вспомогательных материалов.

Стоит иметь в виду, что мероприятия по стандартизации с тем или иным уровнем экономической эффективности оказывают влияние на показатели работы как отдельных предприятий, так и целых отраслей экономики. В данном случае экономический эффект будет иметь разное выражение для мест возникновения и для элементов затрат.

Местом возникновения экономического эффекта от стандартизации могут быть научные и проектные организации, предприятия-изготовители, транспортные организации, организации-потребители, а также организации, которые занимаются обслуживанием потребителей. Эффект от стандартизации может заключать в экономии по таким элементам затрат, как основные и вспомогательные материалы, заработная плата, амортизационные отчисления, стоимость покупных изделий, выплаты сторонним организациям, оплаты за фонды и др.

Таким образом, стандартизация, являясь элементом технического регулирования, позволяет различным хозяйствующим субъектам повысить экономическую эффективность выполняемых производственных и коммерческих работ.

24. Эффективность стандартизации Экономическая эффективность стандартизации

Экономическая эффективность стандартизации проявляется при различных формах собственности и во всех сферах – в научных исследованиях и опытно–конструкторских работах, при проектировании изделий, подготовке их производства, в процессе производства, обращении (реализации), эксплуатации и утилизации продукции.

Эффективность стандартизации может быть экономической, технической, информационной и социальной.

Экономический эффект получается в результате уменьшения затрат (издержек) при проектировании, подготовке производства, в процессе производства, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).

Основными источниками экономического эффекта от стандартизации являются: экономия, полученная от повышения качества продукции и услуг; экономия от увеличения массовости и серийности продукции, концентрации производства и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения излишнего разнообразия однородной продукции.

Экономия при проектировании (в том числе при проведении опытно-конструкторских работ) и подготовке производства обусловливается: широким использованием в новых конструкциях стандартных, унифицированных и покупных изделий; сокращением объема работ по проектированию и подготовке основных объектов производства, специального оборудования, инструмента и технологической оснастки; уменьшением объема работ по разработке и размножению рабочих чертежей и другой технической документации; сокращением времени на согласование и утверждение вновь выпускаемой технической документации.

В процессе производства себестоимость продукции снижается за счет уменьшения затрат на материалы, меньшей стоимости покупных изделий по сравнению со стоимостью таких же изделий собственного производства, снижением накладных расходов.

Экономия при эксплуатации обусловливается повышением надежности изделий и снижением затрат на ремонт.

Техническая эффективность стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и др.

Информационная эффективность работ может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-эконо-мических отношениях.

Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психоло-гического климата и др.

Рекомендации по расчету показателей эффективности работ по стандартизации даны в [31].

Экономическое обоснование стандартизации

В условиях перехода России к рыночным отношениям и структурной перестройки национальной экономики резко обострились экономические, социально-политические, правовые и другие проблемы. Важнейшим фактором стабилизации и дальнейшего прогрессивного развития предприятий является становление современного цивилизованного управления и повышение конкурентоспособности как продукции, так и предприятия в целом. В связи с тем, что цена и качество выступают важнейшими составляющими конкурентоспособности продукции, изучение их взаимосвязи представляется актуальным и перспективным.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение основных принципов оценки затрат на качество, стандартизацию и сертификацию, а также методов определения показателей, применяемых при анализе экономической эффективности в области управления качеством является достаточно актуальным.

Задачами данного курсового проекта являются:

— изучение экономических основ управления качеством;

— изучение методов и приемов для решения проблемы повышения эффективности экономики качества;

— изучение методов управления затратами на качество;

— изучение вопросов создания на предприятии системы учета затрат на качество;

— изучение основных принципов оценки и анализа затрат на качество.

Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем проекта 42 стр. Курсовой проект иллюстрирован 6 рисунками; 9 таблицами.

1. Виды эффективности работ по стандартизации

В условиях рыночной экономики эффективность работ по стандартизации проявляется как в процессе, так и в результатах деятельности конкретных объектов хозяйствования на всех этапах жизненного цикла предприятия.

Под эффективностью работ понимают соотношение общественного (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации и затрат, связанных с их применением.

Эффективность работ по стандартизации проявляется в следующих ее видах:

— техническая и (или) информационная;

Под экономической эффективностью стандартизации понимают выраженную в денежном или натуральном показателях экономию живого и овеществленного труда в общественном производстве в результате внедрения стандарта с учетом необходимых затрат.

Техническая эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях, например, в росте уровня безопасности, снижении материала- или энергоемкости производства, повышении ресурса, надежности изделий и т. п.

Информационная эффективность работ по стандартизации выражается в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства восприятия информации, например, стандартов.

Социальная эффективность работ по стандартизации выражается в положительном влиянии результатов внедрения стандарта (комплекса стандартов) на уровне жизни и здоровья населения, улучшении социально-психологического климата в коллективах и т. п. Социальный эффект, как правило, расчету в денежном выражении не поддается.

2. Экономическая эффективность стандартизации

Всякая производственная деятельность обусловлена целесообразностью и полезностью, интегральная оценка которой выражается экономической эффективностью.

В общем случае экономическая эффективность — это обобщенный критерий, который характеризует соотношение между достигнутым результатом производства и затратами трудовых, материальных и денежных ресурсов. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.

Определить экономическую эффективность стандартизации — это значит выявить ее влияние на экономику страны с учетом результатов стандартизации на всех стадиях жизненного цикла объекта стандартизации, или другими словами, определить отношение прироста национального дохода в сопоставимых ценах, рассчитанного по годам за период действия стандарта или за срок службы стандартной продукции, к вызвавшим этот прирост вложениям в основные или оборотные фонды.

Под экономическим эффектом стандартизации понимают выраженную в денежной или натуральной форме экономию живого или овеществленного труда в общественном производстве в результате внедрения стандарта с учетом необходимых для этого затрат.

Уровень экономической эффективности и характер ее изменения обусловлены воздействием ряда факторов, характеризующих механизмы формирования затрат и результатов деятельности. К ним прежде всего относятся такие экономические категории, как себестоимость, цена и производственные фонды.

Определение экономической эффективности стандартизации необходимо: экономический метрологический исикава

-для обоснования целесообразности и проведения выбора оптимального варианта стандартизации,

— для установления ее влияния на экономические показатели работы предприятий.

3. Оценка эффективности работ по метрологическому обеспечению

Для оценки эффективности работ по метрологическому обеспечению применяют следующие показатели:

коммерческая (финансовая) эффективность — определяет финансовые последствия для непосредственных участников (инвесторов) проектов;

бюджетная эффективность — отражает финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета;

экономическая эффективность — учитывает затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов инвесторов.

Внедрение новых метрологических разработок в большинстве случаев связано с необходимостью осуществления определенных единовременных затрат, т.е. с инвестициями. Поэтому определение эффективности этих разработок подчиняется общим правилам расчета эффективности капиталовложений, важнейшие из которых:

разработка системы показателей и критериев эффективности;

определение целей инвестиций;

проведение расчетов согласно принятым целям, показателям и критериям;

изучение реальности получения средств для необходимых инвестиций, размер которых определяется в результате проведенных расчетов;

Коммерческая эффективность внедрения новых средств измерения и других метрологических разработок определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Чистый дисконтированный доход ЧДД (интегральный эффект Э) — превышение интегральных результатов над интегральными затратами, приведенными к одному моменту времени.

Экономическая обоснованность стандартизации проявляется при различных формах собственности и во всех сферах – в научных исследованиях и опытно–конструкторских работах, при проектировании изделий, подготовке их производства, в процессе производства, обращении (реализации), эксплуатации и утилизации продукции.

Эффективность стандартизации может быть экономической, технической, информационной и социальной.

Экономический эффект получается в результате уменьшения затрат (издержек) при проектировании, подготовке производства, в процессе производства, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).

Основными источниками экономического эффекта от стандартизации являются: экономия, полученная от повышения качества продукции и услуг; экономия от увеличения массовости и серийности продукции, концентрации производства и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения излишнего разнообразия однородной продукции.

Экономия при проектировании (в том числе при проведении опытно-конструкторских работ) и подготовке производства обусловливается: широким использованием в новых конструкциях стандартных, унифицированных и покупных изделий; сокращением объема работ по проектированию и подготовке основных объектов производства, специального оборудования, инструмента и технологической оснастки; уменьшением объема работ по разработке и размножению рабочих чертежей и другой технической документации; сокращением времени на согласование и утверждение вновь выпускаемой технической документации.

В процессе производства себестоимость продукции снижается за счет уменьшения затрат на материалы, меньшей стоимости покупных изделий по сравнению со стоимостью таких же изделий собственного производства, снижением накладных расходов.

Экономия при эксплуатации обусловливается повышением надежности изделий и снижением затрат на ремонт.

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе, обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

— установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

— создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

— нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

— создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

— содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или потенциальных задач.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

— безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

— качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;

— экономию всех видов ресурсов;

— безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

— обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Выделяют семь важнейших принципов стандартизации:

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны прийти к согласию, т.е. отсутствию возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

2. Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и т.д. опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, номам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов. Важное требование к стандарту – пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Он предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяют разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

Техническая эффективность стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и др.

Информационная эффективность работ может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-эконо-мических отношениях.

Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психоло-гического климата и др.

«Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки России к вступлению в ВТО» [14], принятая в 1998 г., определяет задачи по актуали­зации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются:

1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению поставлено две главные задачи стандартизации:

создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;

обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами – членами ВТО.

Решение первой задачи должно осуществляться прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информационное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований: опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах; представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов; обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными.

2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, т. е. повышение роли добровольных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. К сугубо добровольным стандартам можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; международные (региональные) стандарты и национальные стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты. Эти стандарты предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг).

3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым относятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества.

4. Формирование технического законодательства (технического регламента) должно осуществляться в следующих направлениях:

разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);

включение в законодательные акты (законы, постановления Правительства РФ и т. д.) конкретных требований, в частности, нормативов, т. е. норм прямого действия.

Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссылается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредственно содержит его требования.

5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации.

6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской по организационным и методологическим принципам. Приоритетными задачами стандартизации оборонной продукции являются: установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам; обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время; обеспечение создания продукции и технологий двойного применения; содействие безопасной утилизации оборонной продукции; внедрение на предприятиях оборонного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000; активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предприятий оборонного комплекса.

7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление нормативных документов необходимо довести до уровня передовых стран.

8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы каталогизации и накоплению банка данных.

9. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации должна быть направлена на гармонизацию с международными принципами и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвенным применением международного классификатора.

Перспективные задачи классификации и кодирования касаются: оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов; обеспечения информационной совместимости продукции; охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.; постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним; обеспечения требований ВТО.

10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере перехода России на добровольный статус стандартов должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов.

11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлением, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.

Заключение

Мировые цены — цены на товары и услуги, соответствующие ценам мирового рынка и выраженные в устойчивой мировой валюте (доллары США, немецкие марки, экю, евро и др.). Мировые цены могут быть также базисными, расчетными и прогнозными.

По мероприятиям метрологического обеспечения федеральных целевых программ и иных программ и проектов, разрабатываемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, значения индексов изменения цен на отдельные виды продукции и ресурсов следует устанавливать в задании на разработку или проектирование объектов в соответствии с прогнозами Минэкономики России.

Цели мероприятий могут заключаться в решении отдельных частных задач (охрана труда на предприятии, экология региона, решение эстетических задач при невозможности изменения цен на продукцию, увеличение рабочих мест и др.). Рассчитываемые в этих случаях показатели коммерческой или экономической эффективности носят справочный характер, так как их отрицательное значение не означает обязательного отказа от проведения мероприятия.

Если внедрение мероприятия по совершенствованию метрологического обеспечения производства связано с большими единовременными затратами либо существенно отражается на экономических показателях предприятия (участников внедрения), необходимо рассчитывать также поток и сальдо реальных денег.

Основные требования и порядок разработки стандартов

Основные требования к разработке фонда стандартов можно сфор­мулировать следующим образом:

1. стандарты должны быть социально и экономически необходи­мыми;
стандарты должны иметь определенный круг пользователей и кон­кретность требований;
стандарты не должны дублировать друг друга;

2. стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разра­ботки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;

3. стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;

4. стандарты должны своевременно пересматриваться.

Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития:

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изго­товляющих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу);

2. Системностъ стандартизации – это рассмотрение каждого объ­екта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы;

3. .Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам;

4. Эффективность стандартизации. Применение нормативной документации (НД) должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасной жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект;

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обес­печению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реали­зуется путем регла­ментации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;

6. Гармонизация предусматривает разработку гармони­зированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле;

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмыс­ленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;

8. Соответсвие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандар­тизация выполняет определенные функции:

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного много­образия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие докумен­тов), сводится к упрощению и ограничению;

2. Охранная (социальная функция) – обеспечение безопасности потреби­телей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации;

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью матери­альных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов;

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодей­ствие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудни­честву;

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни;

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами-эталонами продукции, каталогами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации;

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узакони­вании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации. Основными задачами стандартизации являются:

1. обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

2. установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

3. установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и т.д.), а также взаимозаменяемости продукции;

4. согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

5. унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных частей изделий;

6. установление метрологических норм, правил, положений и требований;

7. нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

8. установление требований к технологическим процессам в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

9. создание и внедрение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

10. нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

11. создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

12. содействие реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

На этапе проектирования (или планирования) с помощью стандартизации осуществляется следующее:

1) устанавливаются требования к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с учетом интересов потребителей и изготовителей;

2) определяется единая система показателей качества продукции в зависимости от назначения изделий в условиях эксплуатации;

3) устанавливаются нормы, требования и методы проектирования продукции для обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия вида, марок и типоразмеров;

4) обеспечивается высокий уровень унификации производства, механизации и автоматизации производственных процессов.

На стадии производства стандарты предприятий учитывают характер и особенности выпускаемой продукции, организационно-технический уровень предприятий, квалификацию исполнителей. Они устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции, позволяют обеспечить ритмичность производства, сократить потери от брака, повысить качество труда исполнителей.

На стадии обращения и реализации стандартизация направлена на установление требований порядка и наилучших условий при упаковке, консервировании, транспортировке и складировании, хранении и реализации продукции, сохраняя ее качество на складах, хранилищах и базах, в транс­портных предприятиях, сбытовых и торговых организациях.

На стадии потребления и эксплуатации стандартизация устанавливает единые требования к обслуживанию и ремонту продукции (в том числе гарантийному), к сбору и анализу информации о ее качестве при эксплуатации, нормы ее утилизации.

Стандарты сочетают технические, экономические и правовые требования. Технические требования заключаются в том, что стандарты регламентируют научно-техническую подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.

Экономические требования:

1) стандарты являются нормативом и масштабом измерения качества продукции;
2) стандарты являются средством организации и управления произ­водством;
3) стандарты обеспечивают взаимосвязь между различными звеньями народного хозяйства;
4) стандарты минимизируют затраты на работы и продукты, т. к. одно­типные работы и продукты обходятся всегда дешевле.

Правовые требования: стандарт – нормативный акт, утверждается государственными органами в установленном законом порядке, содержит изложение норм, обязательных для соблюдения. За нарушение стандартов установлены санкции в гражданском, трудовом, уголовном и административном законодательстве.

Механизм действий стандартизации состоит из четырех этапов:

1. Отбор объекта стандартизации (систематические, повторяющиеся объекты);
2. Моделирование объекта стандартизации (абстрактная модель реального объекта);
3. Оптимизация модели (оптимальная модель стандартизируемого объекта);
4. Стандартизация модели (разработка нормативного документа на базе унифицированной модели).

Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и про­цессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования (рис. 5.1).

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому нормативный документ – средство стандартизации.

Стандарты устанавливаются на:

материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;

нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ (Извлечение)

15 декабря 2002 года

18 декабря 2002 года

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года (Извлечение)……………………………..

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ от 5 августа 1997 г. N 17 О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56)………………………………………………………………………………

ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 56)…………….

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ (от 16 мая 2003 г. N 287)………………………………………………………………………….

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 287)……..

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ РАБОТ И УСЛУГ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ВЕДЕНИИ ГОССТАНДАРТА РОССИИ (Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 287)…………………………………………………………

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ О НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (от 30 января 2004 г. N 4)…………………………………

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *