В чем заключается защита прав потребителей органами местного самоуправления
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
(в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 38-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
(абзац введен Федеральным законом от 18.03.2019 N 38-ФЗ)
При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
В чем заключается защита прав потребителей органами местного самоуправления
Каждый обиженный потребитель, у которого есть претензии к качеству товара или услуги, имеет право обратиться за консультацией в отдел по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай и Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА», а также в территориальные отделы и консультационные пункты Роспотребнадзора в районах.
Однако, учитывая значительное расстояние, разделяющее г. Горно-Алтайск с районными и отсутствие представителей Роспотребнадзора в ряде районов, далеко не у всех жителей Республики Алтай есть возможность обратиться за квалифицированной помощью по вопросам защиты прав потребителей к специалистам Роспотребнадзора.
29.07.2018 Федеральным законом №244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены дополнения в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» местного самоуправления — осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
О необходимости «решения вопросов защиты прав потребителей консолидировано, на всех уровнях власти», — отмечено Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе заседания Госсовета в 2017 году.
На региональном уровне 20 апреля 2018 года принято постановление Правительства Республики Алтай № 118 «Об утверждении региональной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2018-2010 годы». Одними из участников Программы являются органы местного самоуправления.
Однако анализ информации, полученной из муниципалитетов, показывает, что работа по защите прав потребителей ими практически не проводится. Если в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай за 2018 год поступило 1188 обращений граждан по защите их прав, опубликовано более 300 материалов в СМИ, то на местном уровне работа проводилась лишь В муниципалитетах работа по защите прав потребителей должным образом не организована. За весь 2018 год указанная работа проводилась только в Майминском районе (рассмотрено 64 обращения потребителей), в г.Горно-Алтайске (9 обращений), в Усть-Коксинском и Чемальском районах. Между тем, отсутствие у граждан возможности получить помощь по вопросам защиты прав потребителей на муниципальном уровне, учитывая отсутствие территориальных подразделений Роспотребнадзора по Республике Алтай в некоторых районах, существенно ограничивает права граждан и негативно сказывается на оценке работы органов власти региона в целом, что недопустимо.
Положительный опыт работы муниципальных администраций в Майминском и Усть-Коксинском районах показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность и грамотность населения в этой сфере, но, самое главное, обеспечивает право каждого гражданина на консультативную помощь со стороны представителей органов власти.
Так, в Усть-Коксинском районе ведется совместная работа Консультационного пункта информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» с сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения.
Специалисты консультационного пункта и сотрудники сельской администрации проводят совместные приемы граждан согласно графику, помогают составить жалобу, претензию и исковое заявление в суд для защиты нарушенных прав потребителей. За время сотрудничества поступило 25 обращений от населения, проведено 20 лекционных занятий для потребителей, распространены среди потребителей памятки и листовки. В Майминской администрации специалист, наделенный полномочиями по защите прав потребителей, помимо рассмотрения обращений активно проводит информирование потребителей об их правах и обязанностях. Положительная практика указанных муниципальных образований вполне может быть использована в качестве примера другими районными администрациями.
Напоминаем потребителям и представителям местного самоуправления, что в соответствии со ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
В силу ст.46 указанного Закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Общественная приемная Роспотребнадзора по Республике Алтай работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по адресу: г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173, телефон: (38822)64241. Кроме этого, проконсультироваться можно в территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Консультационный Центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-36-22.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты Консультационного Центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .
Номера телефонов в пунктах информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78
тел. 8 (38845) 21-2-58
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а
тел. 8(38840) 22-1-36
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Тел.: +7 (38822) 6-43-84
Эл. почта:
Иное — Прокуратура Амурской области
Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» предусматривает возможность граждан обращаться за защитой нарушенных прав при оказании услуг, выполнении работ или продажи товаров, получение достоверной информации в органы местного самоуправления.
Положениями ст. 44 Закона установлено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
— рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
— разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Кроме того, установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают органы местного самоуправления, то пятьдесят процентов от суммы указанного штрафа перечисляются органу местного самоуправления, то есть в доход бюджета муниципального образования.
Указанная норма стимулирует органы местного самоуправления к более активной защите прав потребителей.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Амурской области
Прокуратура Амурской области
28 апреля 2021, 09:50
О защите прав потребителей органами местного самоуправления
Закон РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» предусматривает возможность граждан обращаться за защитой нарушенных прав при оказании услуг, выполнении работ или продажи товаров, получение достоверной информации в органы местного самоуправления.
Положениями ст. 44 Закона установлено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
— рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
— разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Кроме того, установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают органы местного самоуправления, то пятьдесят процентов от суммы указанного штрафа перечисляются органу местного самоуправления, то есть в доход бюджета муниципального образования.
Указанная норма стимулирует органы местного самоуправления к более активной защите прав потребителей.
1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей.
Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:
— рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
— анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
— извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;
— приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;
— защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.
Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.
Данные полномочия реализуются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[2].
МАП РФ были разработаны Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям[19, с. 36-38]:
формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций. Подразделения по защите прав потребителей органов местного самоуправления:
— координируют деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;
— взаимодействуют с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;
— подготавливают проекты нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей;
— вносят руководству органа местного самоуправления предложения по совершенствованию защиты прав потребителей;
— подготавливают предложения о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;
— оказывают помощь уполномоченным поселковых и сельских администраций в работе по защите прав потребителей;
— сотрудничают с общественными объединениями потребителей, содействуют развитию общественного потребительского движения;
2) Оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)
Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:
— при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;
— по утвержденному плану работы;
— по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;
— совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
В случае невыполнения хозяйствующим субъектом требований органа местного самоуправления, предъявленного в рамках его компетенции, последний вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителей или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Материалы могут быть переданы территориальным управлениям МАП РФ, другими контролирующими органам для принятия мер в рамках их компетенции.
Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления вправе согласно статье 44 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); при выявлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно – приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются органу местного самоуправления, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя.
По информации территориальных управлений МАП России в 2002 г. 2350 органов местного самоуправления (или 89% от их общего количества) занимались защитой прав потребителей. При этом в 25% органов созданы самостоятельные структурные подразделения по защите прав потребителей, а в 64% – специалисты по защите прав потребителей введены в другие структурные подразделения (см. также приложение 5). Как показывает практика, систематическая, масштабная и многоплановая работа по защите прав потребителей в муниципальных образованиях под силу органам местного самоуправления, имеющим самостоятельные структуры по защите прав потребителей.
Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой областью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления.
Сдерживающим фактором для развития самостоятельных структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления является недостаточность финансирования последних. Вследствие этого уровень защищенности жителей административных центров значительно выше, нежели отдаленных населенных пунктов (сел и поселков). Но даже в такой форме деятельность специалистов по защите прав потребителей существенно влияет на уровень правовой защищенности граждан-потребителей. Учитывая значительные расстояния, разделяющие районные центры и многие населенные пункты, специалисты по защите прав потребителей районов используют такую форму, как организация выездных приемов потребителей.
Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.
Объективно расширяется круг проблем, с которыми потребители обращаются в органы местного самоуправления. По наиболее сложным вопросам органы местного самоуправления, в свою очередь, обращаются за разъяснениями в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в МАП России.
Больше всего обращений поступает в антимонопольные органы из муниципальных образований, где имеются структурные подразделения по защите прав потребителей. Меньше обращений граждан поступает из тех муниципальных образований, где специалисты совмещают функции по защите прав потребителей с другими обязанностями. Некоторые территориальные управления отмечают, что из городов и районов, где отсутствуют специалисты по защите прав потребителей, обращений в территориальные управления не поступает вообще. При этом следует отметить, что, если органы местного самоуправления имеют в своем составе специалистов по защите прав потребителей, то обращения потребителей и хозяйствующих субъектов поступают в территориальные управления МАП России при невозможности решить вопрос на месте или при несогласии с позицией отдела (специалиста) по защите прав потребителей.
Антимонопольные органы проводят анализ деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей и направляют информацию главам администраций городов и районов. Одновременно направляются рекомендации по созданию эффективного механизма защиты прав потребителей, обеспечивающего условия, при которых каждый житель города или района будет иметь возможность для реализации защиты своих прав и интересов. Территориальные управления МАП России оказывают органам местного самоуправления консультационную помощь, направляют информацию о возможности прохождения специалистами по защите прав потребителей стажировки в территориальном управлении; рассматривают материалы о нарушениях потребительского законодательства, поступающие от органов местного самоуправления; проводят семинары для специалистов, занимающихся защитой прав потребителей в органах местного самоуправления.
Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, – право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты органов местного самоуправления направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.
В первой части первой главы рассмотрена система федеральных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия. Во второй части отражены полномочия органов местного самоуправления и их роль в контроле соблюдения законодательства о защите прав потребителей.