Охрана памятников истории и культуры кто осуществляет
Перейти к содержимому

Охрана памятников истории и культуры кто осуществляет

  • автор:

Охрана памятников истории и культуры кто осуществляет

Статья 9. Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) установление в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в границах которых располагаются объекты археологического наследия;

2) проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

3) утверждение государственных программ Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

(в ред. Федерального закона от 20.10.2022 N 407-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) определение политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

6) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) организация и определение порядка деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

8) установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;

9) установление общих принципов сохранения объектов культурного наследия;

10) формирование совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и ведение в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

11) принятие решений о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения или об отказе во включении объекта культурного наследия в указанный реестр, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия в случаях и порядке, установленных пунктом 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, о перемещении объекта культурного наследия или о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;

12) установление порядка организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (далее — федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

15) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

16) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон;

17) отнесение объектов культурного наследия к историко-культурным заповедникам федерального значения;

18) установление порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы;

19) осуществление Российской Федерацией международного сотрудничества в области охраны объектов культурного наследия;

20) заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия;

21) установление порядка проведения статистического учета в области охраны объектов культурного наследия;

22) установление порядка использования информации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при формировании иных государственных реестров и подготовке нормативных правовых актов;

23) научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия, установление основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия;

23.1) утверждение положения о федеральном научно-методическом совете по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и состава федерального научно-методического совета по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

(пп. 23.1 введен Федеральным законом от 24.07.2023 N 378-ФЗ)

24) определение порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения;

25) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия федерального значения;

26) установление требований к сохранению отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, требований к содержанию и использованию указанных объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона и требований к обеспечению доступа к указанным объектам культурного наследия, подготовка и утверждение охранного обязательства на объект культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона;

27) участие в подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в части информации о состоянии и государственной охране объектов культурного наследия;

28) осуществление лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

29) установление порядка аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей, аттестация специалистов в соответствии с таким порядком;

30) выдача разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;

31) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации (далее — исторические поселения федерального значения), предмета охраны исторического поселения федерального значения, границ территории исторического поселения федерального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

32) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения;

33) установление критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии (пункт 4 статьи 50.1 настоящего Федерального закона);

34) установление порядка предоставления в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к федеральной собственности;

34.1) определение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

(пп. 34.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

До утверждения границ территорий, экспертиза проводится в соответствии с абз. 9 ст. 28, абз. 3 ст. 30, п. 3 ст. 31 настоящего Закона в редакции, действовавшей до 04.08.2018.

34.2) утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Критерии определения указанных территорий и порядок утверждения их границ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сведения о границах указанных территорий относятся к информации ограниченного доступа и не подлежат распространению или предоставлению физическим или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

(пп. 34.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

35) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, если иное не установлено федеральными законами.

Тема 9. Государственная система охраны историко-культурного наследия.

Охрана памятников истории и культуры в России представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Деятельность по охране памятников – это подготовка и издание государственных законодательных актов, проведение научно-исследовательских, консервационных и реставрационных работ, популяризация памятников как исторического достояния.

Из общего числа памятников лишь 36% являются памятниками федерального значения. Основной массив памятников федерального значения используется под культурно-просветительские и музейные цели.

Отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия регулируются Конституцией Российской Федерации, документами международного права в области культурного наследия, Основами законодательства Российской Федерации о культуре.

Базовым законодательным актом в сфере охраны и сохранения недвижимого культурного наследия является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

В соответствии с Законом, к объектам культурного наследия могут быть отнесены здания, сооружения, мемориальные квартиры, захоронения, произведения монументального искусства, объекты археологического наследия, группы вышеперечисленных объектов. А также места расположения народных художественных промыслов, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, культурные и природные ландшафты, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов. Установлены виды объектов культурного наследия: памятники, ансамбли и достопримечательные места.

Согласно Закону, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных мер, направленных на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Данные меры предпринимаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

Собственник объекта культурного наследия несёт ответственность за содержание принадлежащего ему объекта, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, с учётом требований Федерального закона.

В данном Законе определены объекты культурного наследия, не подлежащие изъятию из государственной собственности. Это особо ценные объекты культурного наследия, объекты всемирного и археологического наследия, историко-культурные заповедники.

Полномочия по сохранению, использованию и популяризации некоторых объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, а также по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, передаются от федерального центра регионам. Для исполнения этих функций в регионах должны быть созданы специальные органы власти. Кроме того, Законом предусмотрено ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы памятников.

К памятникам истории и культуры народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры. Такие объекты имеют особую ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Среди других важных законодательных актов в сфере охраны памятников истории и культуры необходимо упомянуть Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, который устанавливает порядок приватизации памятников истории и культуры (в том числе с обязательным оформлением охранных обязательств1). А также Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, обеспечивший переход обязательств и обременений за объект культурного наследия, независимо от собственника, и устанавливающий обязательную регистрацию этих обязательств и обременений при оформлении любой сделки.

Прочие отношения в области объектов культурного наследия регулируются гражданским и земельным законодательством, законодательством о градостроительной и архитектурной деятельности, об охране окружающей среды, об административной и уголовной ответственности и иными разделами российского законодательства.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), созданная на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724.

Федеральная служба осуществляет следующую деятельность: контролирует соблюдение законодательства в области охраны объектов культурного наследия федерального значения; следит за сохранением объектов культурного наследия; контролирует разработку проектной документации градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия федерального значения; согласовывает проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, документацию по их сохранению; осуществляет контроль за соблюдением требований по реставрации объектов культурного наследия.

Одной из основных задач в сфере государственного учёта объектов культурного наследия является формирование единого реестра объектов культурного наследия (наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Планируется, что в реестр войдут от 5 до 9 тыс. памятников истории и культуры федерального подчинения. К ним отнесены все кремлёвские ансамбли на территории России, а также памятники, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, исторические центры основных городов России, храмовые комплексы.

Приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере являются:

— разработка правовых, экономических, организационно-управленческих механизмов разграничения собственности на объекты культурного наследия;

— разработка дополнительных нормативных актов, нацеленных на обеспечение механизмов сохранения и использования культурного наследия;

— создание единой системы государственных органов охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации;

— проведение всеобщей инвентаризации состава объектов культурного наследия с последующей регистрацией объектов культурного наследия в едином государственном реестре.

Охрана памятников истории и культуры кто осуществляет

Постановление от 23 июля 2015 года №740. Утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. В частности, установлено, что полномочия федерального государственного надзора исполняет Минкультуры России и региональные органы охраны объектов культурного наследия.

Документ

Постановление от 23 июля 2015 года №740

Внесено Минкультуры России в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2014 года №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №315-ФЗ). Согласно этому закону порядок проведения федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством России.

Федеральным законом №315-ФЗ внесены изменения в федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственном кадастре недвижимости», в Налоговый и Градостроительный кодексы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в отношении государственного надзора за сохранением и содержанием памятников.

В соответствии с внесёнными изменениями в части контроля за сохранением памятников определяется новое понятие «государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия».

Подписанным постановлением утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее – Положение).

Положением установлено, что полномочия федерального государственного надзора исполняет Минкультуры России и региональные органы охраны объектов культурного наследия, как это предусмотрено статьёй 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Минкультуры России проводит надзор только в отношении памятников, перечень которых утверждает Правительство России. Надзор за другими памятниками проводят региональные органы охраны объектов культурного наследия, которым переданы эти полномочия. Средства на исполнение переданных субъектам Федерации полномочий по надзору за состоянием памятников выплачиваются в форме субвенций.

Положением также определён перечень должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по государственному надзору, и их полномочия.

Введён порядок размещения материалов о результатах проведённых проверок и мероприятий по контролю за состоянием объектов на официальных интернет-сайтах соответствующего государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Кроме этого уточняются полномочия должностных лиц в рамках мероприятий по государственному надзору, в том числе проводимых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с этим утрачивает силу Положение о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства от 31 декабря 2009 года №1204.

Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют:

1) федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее — региональные органы охраны объектов культурного наследия);

3) местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее — муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *