Требования к предприятиям, как к объектам I –IV категории
С 1 января 2019 года вступают в силу положения касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
Объекты в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ). Отнесение Объекта к соответствующей категории осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, при его постановке на государственный учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об Объекте (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Неизменными и необходимыми для любой категории предприятий остались следующие документы: паспорта на отходы, журнал движения отходов , форма 2 ТП Отходы, форма 2 ТП воздух (при наличии обязанности о представлении), а также представление сведений в кадастр отходов.
Далее рассмотрим, в зависимости от категории негативного воздействия.
Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Комплексное экологическое разрешение;
4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Для объектов II категории негативного воздействия предусмотрены следующие требования:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»). При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). ;
4. Расчет нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, который будет являться приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы ( при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды).
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
7. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
8. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
9. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
10. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
11. Оформление паспортов на отходы.
12. Предоставление сведений в кадастр отходов отходов.
Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;
При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:
1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
3. Оформление паспортов на отходы.
4. Ведение журнала движения отходов.
5. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Как отчитываться в 2019 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?
СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства — СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2019 г., таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2018 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2019 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.
Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП «Отходы» — его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.
Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Объекты 4 категории нвос кто относится
Постановка на учет по негативному воздействию на окружающую среду
Постановка на учет объектов негативного воздействия (далее — НВОС) – одно из главных требований природоохранного законодательства, от которого зависит необходимость разработки предприятием той или иной эологической документации, в т.ч. комплексного экологического разрешения (КЭР), проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), программы экологического контроля (ПЭК), сдачи экологической отчётности (2-ТП отходы, 2-ТП воздух, декларация о платежах за негативное воздействие и т.д.
Для постановки на учет по НВОС и присвоения соответствующей категории НВОС (I-IV) требуются следующие документы:
- Выписка из единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) egrul.nalog.ru
- Уведомление о кодах статистики websbor.gks.ru/online/info
- Кадастровый номер земельного участка, на котором находится объект НВОС
- Проект предельно-допустимых сбросов (проект ПДВ) (или инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ)
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование (в случае наличия выпуска сточных вод)
- Проект нормативно допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект (проект НДС) (в случае наличия выпуска сточных вод)
- Инвентаризационная карточка объекта размещения отходов (ОРО) сведения о кодах, объемах производимой продукции, проектной мощности (в случае наличия объекта размещения отходов на балансе предприятия)
Категории объектов, оказывающих НВОС:
- Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
- Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории:
- I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ);
- II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ) представлены в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
I категория
К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности.
II категория
К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории.
III категория
К категории незначительного НВОС относятся небольшие и средние предприятия, в выбросах которых присутствуют вещества I-II класса опасности (например, предприятия, на которых осуществляются сварочные работы, пайка, зарядка аккумуляторов и т.д.), а также котельные, мощностью от 1 до 3,5 МВт или от 2 до 3 Гкал/ч.
IV категория
IV категория НВОС присваивается предприятиям, на которых масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год, а в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества. Также к IV категории НВОС относятся маломощные котельные и бани (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час).
Перечень основных видов природоохранной документации, которую необходимо разработать предприятиям в зависимости от их категории негативного воздействия на окружающую среду
№ п/п Наименование основной необходимой природоохранной документации I категория НВОС II категория НВОС III категория НВОС IV категория НВОС Категория НВОС не требуется 1 Комплексное экологическое разрешение (КЭР) + + — — — 2 Разработка технологических нормативов + — — — — 3 Программа повышения экологической эффективности + — — — — 4 Разработка план мероприятий по охране окружающей среды — + — — — 5 Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) + + + — — 6 Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух + + + + — 7 Разработка плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий (Плана НМУ) + + + — — 8 Проект нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение (ПНООЛР) + + — — — 9 Разработка инструкции по накоплению отходов + + + + + 10 Определение классов опасности для здоровья человека + + + + + 11 Программа производственного экологического контроля (ПЭК) + + + — — 12 Сдача экологической отёчности Требуется для всех категорий в разных объемах Примеры предприятий разных категорий НВОС:
- I категория НВОС
- Крупные горно-металлургические предприятия;
- Предприятия химической промышленности;
- Производства пестицидов и минеральных удобрений.
- II категория НВОС
- Предприятия, занимающиеся транспортированием по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки;
- Предприятия выпускающие чугун или сталь с производительностью более 2,5 т/час;
- Котельные с проектной мощностью более 3,5 Гкал/ч, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с проектной мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного.
- III категория НВОС
- Горные предприятия по добыче строительных материалов (щебень, тальк и т.п.)
- Котельные мощностью от 1 до 3,5 МВт или от 2 до 3 Гкал/ч
- Небольшие производственные предприятия (например, имеющие сварочный участок)
- IV категория НВОС
- Детские сады
- Школы
- Автомастерские, не имеющие сварочный и лакокрасочный участки
- Котельные мощностью менее 2 Гкал/ч
- Небольшие производства, не имеющие на балансе сварочный участок
Важно отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» периодичность проведения плановых проверок определяется в первую очередь категорией НВОС.
- для категории чрезвычайно высокого риска (I категория НВОС) – 1 раз в год;
- для категории высокого риска (I категория НВОС) – 1 раз в 2 года;
- для категории значительного риска – 1 раз в 3 года;
- для категории среднего риска – 1 раз в 4 года;
- для категории умеренного риска – 1 раз в 5 лет.
IV категория НВОС позволяет разрабатывать минимальный пакет природоохранной документации, а также даёт возможность не вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду!
Результатом оказания услуг является:
- Присвоение категории НВОС (I-IV) с выдачей свидетельства о постановке на учёт.
За непостановку или несвоевременную постановку на учет объектов НВОС ст. 8.46 КоАП РФ предусматривается штраф 5-20 тысяч рублей – для должностных лиц и 30-100 тысяч рублей – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановка на учет по негативному воздействию с присвоением советующей категории (I-IV)
регламентируется следующими нормативными документами:Объекты
а) есть стационарные источники
загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых
не превышает 10 тонн в год,
при отсутствии в составе выбросов веществ
I и II классов опасности, радиоактивных веществ;б) отсутствуют сбросы загрязняющих
веществ в составе сточных вод в
централизованные системы водоотведения,
другие сооружения и системы отведения
и очистки сточных вод,(С использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива).
(Предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) .
Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ[1] установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.
Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Итак, рассмотрим требования для различных объектов.
Требования для всех объектов
Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):
• паспортизация отходов I–IV классов опасности.
Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;
• ведение учета в области обращения с отходами .
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);
• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).
Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;
• предоставление сведений в государственный кадастр отходов.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;
• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.
Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).
Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;
• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).
Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;
• представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).
Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).
Требования для объектов I категории
Требования для объектов I категории:
• получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;
К сведению
КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.• оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.
Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;
• разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).
Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).
Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;
• представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).
Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.
Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).
Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Требования для объектов II категории
Требования для объектов II категории:
• представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.
К сведению
ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;
• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);
• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).
Требования для объектов III категории
Требования для объектов III категории:
• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);
• представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);
• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);
• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).
Обратите внимание
Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре[2].
Требования для объектов IV категории
Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:
• паспортизация отходов I–IV классов опасности;
• ведение учета в области обращения с отходами;
• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);
• представление сведений в государственный кадастр отходов;
• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;
• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).
Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.
Требования для объектов без категории
«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требование — расчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).
Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
[2] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019); п. 4.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»