Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается
К 2019 году должна завершиться масштабная «мусорная» реформа. Регионы сейчас вовсю выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, утверждают региональные программы и территориальные схемы обращения с отходами. Читайте о том, кто такой регоператор, чем он занимается и как заполняет ГИС ЖКХ.
Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО
Регоператор по обращению с ТКО – компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами. Только она может осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
- зарегистрировано в России;
- осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
- есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
На территории субъекта действует один или несколько региональных операторов. Это зависит от региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы.
Выбрать региональных операторов нужно к 1 мая 2018 года. По данным на 9 апреля с этим справились только 45 регионов. С отстающими работает Минстрой РФ.
Чем занимается региональный оператор
Региональный оператор по обращению с ТКО занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делает он это не самостоятельно, а через помощников – операторов по обращению с ТКО.
Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: приёмку – транспортировку – обработку – захоронение. Услуги регоператора оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.
Ответственность за обращение с ТКО появляется у регионального оператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления. Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п. 13 ПП РФ № 1156.
Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.
Бывает, что дом расположен на спорной земле, не поставленной на кадастровый учёт, собственник которой не установлен. В таком случае содержать её будет региональный оператор до тех пор, пока собственник не будет достоверно установлен.
Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Ему сообщают о несанкционированной свалке, он выезжает на место, составляет акт, делает в доказательство фотографии. Затем определяет координаты свалки и отправляет уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.
Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.
Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО – обеспечивать переработку мусора. Сейчас в системе обращения с ТКО работают множество компаний, проконтролировать которые очень сложно. Они вывозят отходы на законные и незаконные объекты. Регоператор должен будет направлять потоки ТКО на законные объекты и обрабатывать их перед размещением.
Что касается перехода на раздельный сбор мусора, за который будет также отвечать региональный оператор, то он будет проходить постепенно.
Как выбрать регионального оператора по обращению с ТКО
Выбирается региональный оператор на 10 лет по итогам открытого конкурса (ч. 4 ст. 24.6 № 89-ФЗ). Конкурс проводит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881.
- В два этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.
- В один этап оценки и сопоставления заявок. Этот механизм можно применить только при первом проведении конкурсного отбора регионального оператора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора.
Критериями оценки и сопоставления заявок являются стоимость и качество услуг регоператора.
В первом случае на первом этапе конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, чтобы выявить лучшие условия исполнения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Второй этап проводится в случае поступления уведомлений от участников конкурсного отбора после объявления результатов первого этапа. В данном этапе принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию ТКО или имеют обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов.
Побеждает в конкурсе победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап не состоялся.
По итогам конкурса определяется дата начала деятельности регоператора, до этой даты все потребители услуги по обращению с ТКО должны обратиться к региональному оператору для заключения договора.
Потребители услуги по обращению с ТКО – это собственники помещений в МКД, юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяева частных домовладений. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за услуги по обращению с ТКО.
С региональным оператором по обращению с ТКО можно перейти на прямые договоры. Такое решение могут принять собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у УО долги за два месяца.
Цена за услуги регионального оператора по обращению с ТКО определяется в пределах утверждённого в регионе единого тарифа на услугу регионального оператора. С момента начала действия в регионе регионального оператора услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО начинает относиться к коммунальным услугам и на неё распространяются все льготы, которые предоставляются по всем остальным коммунальным услугам.
Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ
Региональные операторы по обращению с ТКО, как и другие поставщики информации, размещают сведения о своей работе в ГИС ЖКХ. Делают это они согласно разделу 11 приказа № 74/114/пр. Обратите внимание, с 1 октября 2018 года начинает действовать обновлённая версия приказа, состав информации для раскрытия немного изменится.
Кто отвечает за вывоз мусора
Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора, может быть однократно продлен без проведения конкурсного отбора, но не более чем на пять лет по соглашению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и регионального оператора в случае выполнения следующих условий:
(абзац введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 476-ФЗ)
юридическое лицо, которому присвоен статус регионального оператора, или лицо, входящее в одну группу лиц с региональным оператором, осуществило строительство (реконструкцию) объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и доля поступающих на такой объект твердых коммунальных отходов в общей массе образованных в зоне деятельности регионального оператора твердых коммунальных отходов составляет не менее 20 процентов на дату принятия решения о продлении срока;
(абзац введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 476-ФЗ)
объем инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов составил не менее 1 млрд. рублей;
(абзац введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 476-ФЗ)
использование объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов позволяет снизить объем захоронения твердых коммунальных отходов, поступающих на такой объект, на 50 процентов и более.
(абзац введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 476-ФЗ)
6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
(п. 7 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
(п. 8 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
(п. 9 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
(п. 10 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 — 14.4 настоящего Федерального закона для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.
(п. 11 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
12. Региональные операторы, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов) по результатам торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Условия проведения торгов, предусмотренных настоящим пунктом, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения.
(п. 12 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ)
13. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя оказывается комплексная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренная пунктом 12 настоящей статьи:
установленные в соответствии с пунктом 3 статьи 24.8 настоящего Федерального закона случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, и порядок проведения таких торгов не применяются;
операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, указанные в пункте 10 настоящей статьи, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, в том числе поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, на основании документов, указанных в пункте 10 настоящей статьи, а также на основании договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенных с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающими комплексную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, и не вправе отказываться от заключения таких договоров;
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающий комплексную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, вправе привлекать иных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию услуг по транспортированию, утилизации твердых коммунальных отходов.
Что такое ТКО?
С 2018 года в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая статья – обращение с ТКО. Рассказываем, что это такое и кому нужно оплачивать услугу.
ТКО — это .
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — это малогабаритный мусор, который образуется от бытовой и предпринимательской деятельности. Данная строка в квитанциях на оплату ЖКУ показывает размер платы за вывоз и переработку отходов специализированными компаниями.
ТКО и ТБО: в чем разница?
Иногда можно встретить аббревиатуру «ТБО» — твердые бытовые отходы. В законе между ТКО и ТБО поставлен знак равенства, так как к ним применяется единое определение ? Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298 .
Однако чаще в нормативных документах, квитанциях за ЖКУ и других информационных материалах применяется именно формулировка «твердые коммунальные отходы».
Что относится к ТКО?
Согласно закону, к твердым коммунальным отходам относятся ? ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ :
- Отходы, которые образуются в жилых домах и квартирах (все то, что люди выбрасывают в мусорное ведро);
- Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе использования (бытовая техника, мебель);
- Мусор, который образуется в ходе работы учреждений, юридических лиц и ИП (бытовой мусор из кабинетов и офисов).
Какой мусор не входит в ТКО?
Есть несколько категорий отходов, которые имеют схожее описание, но не входят в состав ТКО.
Батарейки, аккумуляторы, ртутные градусники и лампочки относятся к опасным отходам I и II класса. Перечень не исчерпывающий — в классификаторе Росприроднадзора более 400 наименований такого типа мусора. Опасные отходы нельзя выбрасывать в общие контейнеры, а нужно относить в специальные приемные пункты.
Также к коммунальным отходам не относятся старые автомобильные покрышки, крупный строительный мусор, отходы животноводства и садоводства. Для их вывоза нужно нанимать отдельную машину, которую может предоставить УК или лицензированная мусорная компания.
Кто отвечает за вывоз ТКО?
Сбор, транспортировку и утилизацию отходов в субъектах России осуществляет один или несколько региональных операторов. Они выбираются на конкурсной основе на срок не более 10 лет ? ст. 24.6 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ .
Суть работы региональных операторов в том, что они обеспечивают полный цикл обращения с мусором — от опустошения контейнера возле дома до утилизации и захоронения отходов. Управляющей компании, ТСЖ или собственникам жилья остается только заключить с ними договор.
Кому оплачивать вывоз ТКО?
Если дом обслуживает управляющая компания (или ТСЖ), жильцы рассчитываются за вывоз мусора с ней. УК собирает деньги с собственников и расплачивается с региональным оператором за вывозимые отходы.
Плата за ТКО включается в общую квитанцию за ЖКУ, а ее размер зависит от количества прописанных человек в квартире.
В частных домах и МКД с непосредственным управлением собственники заключают прямые договоры на вывоз мусора и оплачивают услугу непосредственно региональному оператору.
Куда обращаться, если не вывозят мусор?
Жалобы на некачественный или несвоевременный вывоз коммунальных отходов нужно направлять в свою управляющую компанию либо ТСЖ. Именно они заключают договор с региональным оператором и должны разбираться в ситуации. Те, у кого заключены прямые договоры на вывоз ТКО, обращаются к оператору самостоятельно.
Если коммунальщики бездействуют, то стоит написать жалобу в управления Госжилинспекции и прокуратуры. К заявлению стоит приложить:
копии обращений в УК, ТСЖ или к региональному оператору;
Подать жалобу на некачественное оказание коммунальных услуг также можно с помощью федеральных электронных сервисов: сайта «ГИС ЖКХ» и портала Госуслуги.
Как заставить коммунальщиков чаще вывозить мусор?
Я живу в Санкт-Петербурге. Окна спальни в моей квартире выходят на мусорную площадку. Всего таких площадок на большой двор две, но все равно не хватает.
Три года назад на каждой площадке стояло по два больших мусорных бака. Их по очереди опустошали — допускаю, что баки принадлежали двух разным мусоровывозящим компаниям. Перед Новым годом с одной из них разорвали договор. Теперь баки вывозит только одна компания раз в неделю. Этого мало — баки постоянно переполняются, а летом в жару сильно пахнут.
Чтобы жильцы не жаловались, что мусор долго не вывозят, УК несколько раз в неделю пригоняет трактор в 7 утра. Он утрамбовывает мусор, а дворники вручную докидывают. Еще в баках по утрам и вечерам бездомные ищут алюминиевые банки и ругаются. В результате под окнами вечно шумно и плохо пахнет. Больше всего утомляет шум.
Попытки поговорить с руководством УК не увенчались успехом. Нам сказали, что многие жильцы не оплачивают ЖКУ, а УК не хочет работать себе в ущерб. Центр обработки вызовов отказывается принимать жалобы на это.
Можно ли заставить УК нормально организовать работу и вывоз мусора, а также обустроить площадки? За два года я собрала большую коллекцию снимков, где видны трактора и мусорные контейнеры.
ветеран коммунальных битв
Правильно, что вы хотите навести порядок в местах сбора бытовых отходов: помимо шума и запаха контейнеры с залежавшимся мусором могут стать источником инфекций, а также местом обитания крыс.
Бороться за порядок в вашем случае можно двумя способами. Во-первых , попытаться решить проблему мирно: договориться с руководством УК и центром обработки вызовов. Вы пробовали, и не получилось. Тогда самое время переходить ко второму способу — жаловаться. По моему опыту этот способ эффективный, бесплатный, и чаще всего проблема решается в течение месяца. Расскажу, как жаловаться, чтобы не потратить зря время и силы.
Какие права жильцов нарушает ваша УК
Когда во дворе стоит переполненный мусорный контейнер, в котором одновременно живут бездомные, собаки и мелкие грызуны, это не просто неприятная картина для жильцов. Такой контейнер — потенциальный источник инфекционных заболеваний, который нарушает санитарные нормы и правила.
Государство заботится о здоровье граждан, поэтому установило правила обращения с твердыми коммунальными отходами — ТКО: в какой срок должны вывозить мусор, на каком расстоянии от дома должны стоять контейнеры и в каком количестве. Организации, которые вывозят мусор, обязаны эти правила выполнять. Вот перечень нормативных актов, которые закрепляют правила обращения с ТКО: