Когда канаты и стропы подлежат осмотру
Перейти к содержимому

Когда канаты и стропы подлежат осмотру

  • автор:

Когда подлежат осмотру стропы и канаты?

Регулярный плановый осмотр состояния, целостности стропов, канатов, оборудования, используемого для погрузочно-разгрузочных работ – обязательное требование техники безопасности.

Правила, периодичность, регламентируемый порядок осмотра стропов

Периодичность и порядок проведения осмотра такелажного оборудования (стропов, канатов) устанавливаются требованиями РД-10-33-93, п.7, 08.09.1998, рекомендациями производителя, квалифицированным инженерным персоналом предприятия или специализированной организацией.

Осмотр стропов выполняется один раз в 10 дней. Периодичность осмотра строповочного оборудования зависит от интенсивности, климатических условий эксплуатации, технических характеристик.

Если стропы эксплуатируются интенсивно, с высокими нагрузками, то осмотр надо выполнять раз в пять дней. Стропы и канаты, хранящиеся на складе, инспектируют непосредственно перед началом такелажных работ.

Для стропов с различными техническими характеристиками, из разных материалов установлен разный порядок осмотра.

Для канатных строп необходимо выполнять проверку в три этапа:

  • наружный осмотр визуально;
  • инструментальная проверка;
  • внутренний осмотр – необходим для проверки состояния сердечника и прядей стропа.

Инспекция цепных и текстильных стропов выполняется при помощи наружного осмотра, инструментальным методом.

Правила осмотра канатного стропа

При наружном, визуальном осмотре стропа определяют:

  • соответствие данным технического паспорта на оборудование (обозначение, наименование);
  • общее состояние;
  • качество петель, ветвей каната, соединительных элементов, захватов;
  • качество заделки свободного конца стропа.

Осмотр дефектов, обрывов проводится визуально и при помощи лупы с десятикратным увеличением (при необходимости).

Инструментальный осмотр канатных стропов предполагает замеры выявленных дефектов:

  • истончение каната в диаметре;
  • степень коррозийного износа, истирания, обрывов, перегиба;
  • уровень волнистости стропов;
  • длина ветвей стропа, разница между заявленными длинами в заводских характеристиках и фактической длиной.

Измерения проводятся при помощи линейки, рулетки, микрометра и штангенциркуля.

Внутренний осмотр канатных стропов нужен для определения технического состояния, целостности внутренних прядей и сердечника. Такой осмотр проводят выборочно, в основном для стропов, которые при инструментальном осмотре показали наибольшее количество дефектных повреждений (наличие коррозии, истиранием отдельных проволок).

Для внутреннего осмотра проблемного участка стропа с одной стороны он жестко фиксируется зажимом. При помощи второго зажима строп поворачивается против направления свивки так, чтобы пряди проволоки освободили для осмотра сердечник.

Раскрыв свивку стропа можно выявить обрывы, повреждения и деформации, состояние сердечника, уменьшение диаметра, степень износа отдельных прядей.

Важно. После осмотра рекомендуется этот участок канатного стропа смазать изнутри и снаружи.

Что нужно знать и учитывать при осмотре цепных стропов

При инспекции цепных стропов надо проверить наличие и соответствие маркировки, целостность и состояние конечных звеньев цепи, соединительное оборудование. Также строп осматривается по всей длине, для выявления явных дефектов, сколов, растяжения и деформации звеньев.

Инструментальные замеры при осмотре позволяют определить:

  • состояние звеньев цепи стропа (диаметр, наличие растяжения, длину);
  • процент износа;
  • наличие критических деформаций, сколов;
  • соответствие длины стропа и каждой ветви, разность длин ветвей.

Важно, чтобы коэффициент запаса прочности цепных стропов соответствовал заявленному в технических характеристиках на данную номенклатуру такелажного оборудования.

Осмотр текстильных стропов

Текстильные стропы подлежат визуальному осмотру при интенсивной эксплуатации ежедневно. При плановой инспекции рекомендуется проверять маркировку, соответствие стропов заявленным паспортным параметрам, целостность сшивки на концах, выполнять квалифицированный осмотр по длине на наличие дефектов, обрывов, повреждений.

Общий осмотр грузозахватных приспособлений

При осмотре оборудования для захвата грузов (крюков, блоков, соединительных приспособлений) необходимо определить визуально и при помощи измерительного оборудования наличие следующих дефектов:

  • соответствие заявленным рабочим характеристикам;
  • состояние;
  • трещины, сколы, износ;
  • работоспособность.

Выбраковка грузозахватного оборудования проводится при трещинах, обрывах, рабочем износе на 10 процентов, деформациях (изгиб, изменение угла крепления, дефекты соединений).

По результатам всех этапов осмотра каждой стропы (каната), заполняется журнал планового осмотра грузоподъемного оборудования. Выполняется выбраковка (стропы не допускаются к дальнейшей эксплуатации) или разрешается допуск оборудования к грузоподъемным работам.

Плановый осмотр стропов, с занесением данных инспекции в журнал – необходимое требование техники безопасности.

Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность


Для безопасности грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работ стропы, соединительные элементы, захваты, блоки и другие приспособления должны проходить регулярный осмотр. Правила и порядок проведения осмотра разрабатываются либо специализированной организацией, либо квалифицированным инженерно-техническим персоналом в соответствии с государственными рекомендациями по охране труда. Для этого в первую очередь составляется журнал осмотра, куда записываются результаты по каждому отдельному приспособлению. На основании результатов осмотра принимается решение о том, можно ли подпускать приспособление к дальнейшей работе или нет.

Как проводить осмотр стропов?

Рекомендуется проводить осмотр стропов квалифицированным специалистом не реже, чем каждые 10 дней. Сроки осмотра должны в первую очередь зависеть от интенсивности их применения. Если стропы применяются редко, то можно проводить осмотр непосредственно перед использованием. В случае, если они применяются часто и под большой нагрузкой, то осмотр должен проводиться регулярно.

Правила осмотра стропов из разных материалов имеют как общие элементы, так и некоторые разницы в связи с их особенностями. Канатные стропы проходят 3 этапа проверки:

  • наружный;
  • инструментальный;
  • внутренний.

Цепные и текстильные стропы проходят только наружный и инструментальный этапы. В результате осмотра, если выявленные дефекты и повреждения не соответствуют нормам браковки стропов, то последние не должны подпускаться к работе. О нормах браковки канатных, цепных и текстильных стропов мы подробно рассказали в отдельной статье. Давайте рассмотрим порядок и правила их осмотра по отдельности.

Нормы выбраковки стропов

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда

Все без исключения стропы подлежат обязательной браковке в том случае, если в результате проведенного осмотра были выявлены явные видимые обрывы наружной части проволоки.

В случае выявления у канатов визуального поверхностного износа либо же проявления коррозии проволоки на 30% поверхности или больше, включая превышаемое количество обрывов, оборудование подлежит обязательному списанию, поскольку дальнейшее использование не гарантирует максимальной безопасности, причем не только для груза, но и для наемного персонала.

В случае снижения первоначально заявленного диаметра наружной проволоки по причине износа коррозией более чем на 40%, строп мгновенно бракуется и подлежит дальнейшему списанию с утилизацией.


При несоблюдении норм стропы бракуются

Среди прочих не менее важных особенностей принято выделять:

  • цепной строй подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи по причине износа более 10% от первоначального размера;
  • грузозахватные приспособления не должны допускаться к работе, если они не имеют маркировки.

Справка! В случае игнорирования правил эксплуатации строп ненадлежащего качества, первая проверка государственного уполномоченного контролирующего органа повлечет за собой привлечение должностных лиц к административной ответственности со всеми вытекающими последствиями.

Осмотр канатных стропов

Во время наружного осмотра канатных стропов изучается соответствие стропа с паспортными данными, состояние каната, петель, ветвей, соединительных элементов и захватов.

Для безопасности стропа важна качественная заделка свободного конца каната после создания петли. Радиус петли должен быть не менее 2,5d, а хвостовая часть каната не менее 2d (d-диаметр каната).

При наружном осмотре по длине каната дефекты и повреждения рассматриваются либо невооруженным глазом, либо лупой 10-кратного увеличения.


Далее при инструментальном этапе делаются замеры диаметра всех существующих дефектов:

  • уменьшение диаметра каната;
  • величина коррозийного или другого износа;
  • степень волнистости;
  • длина канатных ветвей и их разница и др.

Для измерения дефектов и повреждений используются штангенциркуль, металлическая линейка, рулетка и микрометр.

Внутренний осмотр каната проводится выборочно для оценки состояния внутренних прядей и сердечника. Для этого используется два зажима, одним из которых канат фиксируется, а с помощью другого он поворачивается в противоположном направлении со свивкой. В результате наружные пряди отходят от сердечника. Далее проводится осмотр прядей и сердечника. Нужно обратить внимание на степень коррозии, износа прядей и сердечника, разрыва и уменьшения площади. После проведения работ нужно смазать осмотренный участок каната как изнутри, так и снаружи. Рекомендуется проводить внутренний осмотр следующих участков каната: места контакта с блоками, рядом с заделкой, с коррозией и повреждениями наружных проволок, с тепловыми повреждениями.

Оборудование, на котором осуществляется проверка

Перечень оборудования, на котором необходимо выполнять контроль за состоянием строп, перечислен в нормах российского законодательства. В случае игнорирования порядка проведения, предусматривается административная ответственность.

Регулярная проверка строп повышает уровень безопасности грузов и наемного персонала. Контроль нужно проводит в четко прописанные сроки осмотра стропов. Необходимо качественное обслуживание для таких приспособлений, которые проверяют надежность строп. Страховочный канат или строп может оборваться, что причинит не малый ущерб на рабочем объекте. По этой причине, многие руководители не экономят на том, чтобы качественно обслуживать проверочные системы.

Осмотр цепные стропов


При визуальном осмотре проверяется наличие маркировки на стропе и его соответствие с паспортными данными, изучаются конечные звенья с соединительными инструментами. Также проводится осмотр по длине стропа на наличие дефектов и повреждений.

На инструментальном этапе делаются замеры с помощью универсального мерительного инструмента. Рекомендуется обратить внимание на следующие параметры:

  • диаметр и длина звеньев;
  • уменьшение диаметра;
  • признаки износа и деформации;
  • длина стропа, ветвей и их разность.

Особенности испытания стропов

Кто проводит вводный инструктаж и когда проводится

Соответствующее испытание стропы проходят на специализированном оборудовании с использованием всех необходимых инструментов для замера диаметров петлей, длины и пр.

В соответствии с установленными правилами дополнительно осуществляется визуальный осмотр с целью выявления дефектов, коррозии и пр., что может повлечь за собой брак механизма с необходимостью дальнейшего списания.

При невозможности выполнить проверку, предприятие вправе обратиться за помощью в специальную аккредитованную организацию либо к заводу-изготовителю.

Осмотр грузозахватных приспособлений

Важно регулярно следить за исправностью захватов, блоков и соединительных элементов.

Они, как и стропы, подлежат визуальному осмотру и проведению необходимых измерений. При осмотре грузозахватных приспособлений нужно изучить их общее состояние, работоспособность, наличие дефектов, трещин и износа. С помощью универсального мерительного инструмента нужно проверить степень дефектов и сравнить их с изначальным состоянием. Грузозахватные приспособления подлежат браковке при наличии трещин и надрывов, износе с уменьшением поверхности на 10%, при деформациях с изменением первоначального размера на 3%, изгибах, отклонениях угла на 3% и дефектах болтовых соединений.

Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов

Периодический осмотр грузозахватных приспособлений и сопутствующего оборудования закреплен нормами российского законодательства.

Стропы должны быть изготовлены исключительно на территории специализированных предприятий (выбрать другой вариант изготовления нельзя):

  • ветвевыми с наличием звеньев (соответствующих элементов) для обеспечения надежной навески на крюк специализированного крана и дальнейшего подсоединения груза;
  • кольцевыми в виде соответствующей замкнутой петли с целью обеспечения обвязки груза.

Среди прочих особенностей выделяют:

  • грузовые канатные стропы должны быть изготовлены из специальных стальных канатов, грузовые цепные – непосредственно из круглозвенных цепей. Владелец предприятия может закупать оборудование только у аккредитованной компании, специализирующейся на производстве подобного оборудования;
  • проектирование и изготовление осуществляется специализированным инженерно-техническим отделом завода-изготовителя;
  • кроки обязательно снабжены специализированными качественными предохранительными замками для обеспечения повышенного уровня безопасности;
  • во время изготовления оборудование испытывается при нагрузке, которая превышает 25% от заявленной грузоподъемности, и в последующем регистрируется в соответствующем журнале.


Требования обязательны к соблюдению

Все без исключения стропы должны обладать маркировкой (соответствующей биркой), на которой указывается не только завод-изготовитель, но и дополнительно:

  • инвентарный номер;
  • максимально допустимая грузоподъемность;
  • дата проведения испытания.

Справка! Все показатели должны быть зарегистрированы в специализированном журнале учета и осмотра.

Журнал осмотра и учета

Результаты осмотров стропов, захватов и других съемных грузоподъемных оборудований и приспособлений отражаются в журнале осмотра и учета. Форма журнала утверждается владельцем приспособлений. Рекомендуется следующая форма заполнения:

Обозначение Наименование Кол Материал Масса 1 шт. Масса всех Примечания Подпись
1 ГОСТ 7668-69 Канат 33-I-H-180 lзаг 44 м 1 184,8 185

Кто осматривает стропы и в какие сроки

Ребята, помогите. Смотрю РД-11-07-2007

9.1.3. Для осмотра стропов, находящихся в эксплуатации и хранящихся на предприятии, владелец должен назначить приказом по предприятию (любой формы собственности и численности работающих) ИТР, ответственный по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений, в том числе, стропов.

Вроде бы все понятно. Работодатель назначает ответственного по надзору. В его обязанности уже входит осматривать и отбраковывать стропы с записью в журнале. Но вот инструкция ответственного за безопасное производство работ кранами РД 10-34-93:

2.1. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:

6) не допускать к использованию немаркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления и тару, удалять с места работ бракованные приспособления и тару ;

1)Так кто же должен осматривать стропы и заполнять журнал? 2) Если на предприятии нет надзорщика (ну, не успели еще определиться, кто им будет), должен ли делать это отв. за безопасное производство работ кранами? (А если таких ответственных за безопасное производство много на участке (5 человек)? 3) Если мы берем кран в аренду,то, я так понимаю, осматривать и заполнять журнал должен владелец крана (и стропов соответственно). А ответственный за безопасное производство работ кранами, беря кран в аренду, должен обратить внимание на стропы и, если что, заставить владельца их поменять. Правильно я понимаю?

Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары. РД 220-12-98 3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности. 3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки. 3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.

Из практики нашего региона:

_________________ Теория без практики мертва.

Кто осматривает стропы и в какие сроки

КОНТРОЛЬ И НОРМЫ БРАКОВКИ

Дата введения 1997-03-01

от Российской экспертной компании:

А.А.Короткий, М.Н.Хальфин, Б.Ф.Иванов, А.С.Липатов, М.Н.Чумак-Жунь, Л.А.Невзоров

Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность


Для безопасности грузоподъемных и погрузочно-разгрузочных работ стропы, соединительные элементы, захваты, блоки и другие приспособления должны проходить регулярный осмотр. Правила и порядок проведения осмотра разрабатываются либо специализированной организацией, либо квалифицированным инженерно-техническим персоналом в соответствии с государственными рекомендациями по охране труда. Для этого в первую очередь составляется журнал осмотра, куда записываются результаты по каждому отдельному приспособлению. На основании результатов осмотра принимается решение о том, можно ли подпускать приспособление к дальнейшей работе или нет.

Как проводить осмотр стропов?

Рекомендуется проводить осмотр стропов квалифицированным специалистом не реже, чем каждые 10 дней. Сроки осмотра должны в первую очередь зависеть от интенсивности их применения. Если стропы применяются редко, то можно проводить осмотр непосредственно перед использованием. В случае, если они применяются часто и под большой нагрузкой, то осмотр должен проводиться регулярно.

Правила осмотра стропов из разных материалов имеют как общие элементы, так и некоторые разницы в связи с их особенностями. Канатные стропы проходят 3 этапа проверки:

  • наружный;
  • инструментальный;
  • внутренний.

Цепные и текстильные стропы проходят только наружный и инструментальный этапы. В результате осмотра, если выявленные дефекты и повреждения не соответствуют нормам браковки стропов, то последние не должны подпускаться к работе. О нормах браковки канатных, цепных и текстильных стропов мы подробно рассказали в отдельной статье. Давайте рассмотрим порядок и правила их осмотра по отдельности.

Оборудование, на котором осуществляется проверка

Перечень оборудования, на котором необходимо выполнять контроль за состоянием строп, перечислен в нормах российского законодательства. В случае игнорирования порядка проведения, предусматривается административная ответственность.

Регулярная проверка строп повышает уровень безопасности грузов и наемного персонала. Контроль нужно проводит в четко прописанные сроки осмотра стропов. Необходимо качественное обслуживание для таких приспособлений, которые проверяют надежность строп. Страховочный канат или строп может оборваться, что причинит не малый ущерб на рабочем объекте. По этой причине, многие руководители не экономят на том, чтобы качественно обслуживать проверочные системы.

Осмотр канатных стропов

Во время наружного осмотра канатных стропов изучается соответствие стропа с паспортными данными, состояние каната, петель, ветвей, соединительных элементов и захватов.

Для безопасности стропа важна качественная заделка свободного конца каната после создания петли. Радиус петли должен быть не менее 2,5d, а хвостовая часть каната не менее 2d (d-диаметр каната).

При наружном осмотре по длине каната дефекты и повреждения рассматриваются либо невооруженным глазом, либо лупой 10-кратного увеличения.


Далее при инструментальном этапе делаются замеры диаметра всех существующих дефектов:

  • уменьшение диаметра каната;
  • величина коррозийного или другого износа;
  • степень волнистости;
  • длина канатных ветвей и их разница и др.

Для измерения дефектов и повреждений используются штангенциркуль, металлическая линейка, рулетка и микрометр.

Внутренний осмотр каната проводится выборочно для оценки состояния внутренних прядей и сердечника. Для этого используется два зажима, одним из которых канат фиксируется, а с помощью другого он поворачивается в противоположном направлении со свивкой. В результате наружные пряди отходят от сердечника. Далее проводится осмотр прядей и сердечника. Нужно обратить внимание на степень коррозии, износа прядей и сердечника, разрыва и уменьшения площади. После проведения работ нужно смазать осмотренный участок каната как изнутри, так и снаружи. Рекомендуется проводить внутренний осмотр следующих участков каната: места контакта с блоками, рядом с заделкой, с коррозией и повреждениями наружных проволок, с тепловыми повреждениями.

Общие сведения

1.1. Съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением подъёмных сооружений. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением подъемных сооружений производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Перемещать мелкоштучные грузы допускается только в специальной предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза.
Перемещение кирпича на поддонах без ограждения производится только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли), если иное не указано в руководстве (инструкции) по эксплуатации и иных эксплуатационных документах на тару или в ППР. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты.

1.3. Стальные канаты имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление).

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

1.10. Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

Осмотр цепные стропов


При визуальном осмотре проверяется наличие маркировки на стропе и его соответствие с паспортными данными, изучаются конечные звенья с соединительными инструментами. Также проводится осмотр по длине стропа на наличие дефектов и повреждений.

На инструментальном этапе делаются замеры с помощью универсального мерительного инструмента. Рекомендуется обратить внимание на следующие параметры:

  • диаметр и длина звеньев;
  • уменьшение диаметра;
  • признаки износа и деформации;
  • длина стропа, ветвей и их разность.

Ремонт

3.1. Ремонт, реконструкция грузозахватных приспособлений должны производиться по проекту и ТУ, разработанным изготовителем грузозахватных приспособлений или специализированными организациями и содержащим указания о применяемых материалах, контроле качества сварки, порядке приемки и оформлении документации по результатам выполненного ремонта (реконструкции).

3.2. Ремонт стропов следует выполнять заменой изношенных элементов на аналогичные новые, проект и ТУ в этом случае не разрабатываются.

3.3. После проведения ремонта грузозахватных приспособлений должна проводиться проверка качества выполненного ремонта с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления.

3.4. Ветви многоветвевых стропов и траверс, разъемные звенья, крюки и другие легкозаменяемые (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетные элементы грузозахватных приспособлений, примененные взамен поврежденных или изношенных, должны иметь необходимую маркировку изготовителя, при этом в паспорте грузозахватного приспособления должна быть сделана отметка о проведенном ремонте.

Осмотр грузозахватных приспособлений

Важно регулярно следить за исправностью захватов, блоков и соединительных элементов.

Они, как и стропы, подлежат визуальному осмотру и проведению необходимых измерений. При осмотре грузозахватных приспособлений нужно изучить их общее состояние, работоспособность, наличие дефектов, трещин и износа. С помощью универсального мерительного инструмента нужно проверить степень дефектов и сравнить их с изначальным состоянием. Грузозахватные приспособления подлежат браковке при наличии трещин и надрывов, износе с уменьшением поверхности на 10%, при деформациях с изменением первоначального размера на 3%, изгибах, отклонениях угла на 3% и дефектах болтовых соединений.

Эксплуатация

3.1. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено приказом на других лиц) путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.2. Специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, обязан не допускать в работу не испытанные, не маркированные или повреждённые съемные грузозахватные приспособления и тару, обеспечивать стропальщиков отличительными знаками.

3.3. Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке грузов, в т.ч. по навешиванию на крюк подъемных сооружений, строповке и обвязке грузов, перемещаемых подъемными сооружениями с применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик».

То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий, в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами.

3.4. Для подъемных сооружений, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной обвязки разрешается выполнять персоналу основных рабочих профессий, прошедшему проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.

3.5. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

3.6. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

3.7. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

3.8. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

3.9. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их подъемными сооружениями следует соблюдать следующие правила строповки:

при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;

не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

3.10. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

3.11. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.12. При производстве работ с применение ПС не допускаются подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

Журнал осмотра и учета

Результаты осмотров стропов, захватов и других съемных грузоподъемных оборудований и приспособлений отражаются в журнале осмотра и учета. Форма журнала утверждается владельцем приспособлений. Рекомендуется следующая форма заполнения:

Обозначение Наименование Кол Материал Масса 1 шт. Масса всех Примечания Подпись
1 ГОСТ 7668-69 Канат 33-I-H-180 lзаг 44 м 1 184,8 185

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У — стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре -40 °С в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см2.

2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп. 2.3.1 — 2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.5. Требования к выполнению сварных соединений

2.5.1. При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электрическую контактную сварку оплавлением; допускается применять электрическую дуговую сварку и кузнечно-горновую сварку.

Другие виды сварки могут быть применены по согласованию со специализированной организацией по кранам.

2.5.2. Конструкция шва, сварочные материалы, технология выполнения сварного соединения и методы контроля должны обеспечить прочность соединения не ниже прочности основного металла.

2.5.3. При применении контактной сварки увеличение диаметpa сечения d

в месте сварки не должно превышать 0,1
d.
Образовавшийся в месте стыка грат должен быть зачищен заподлицо с основным металлом.

Смешение свариваемых концов в месте стыка не должно превышать значений, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Допускаемое смещение концов свариваемых элементов в местах стыка

Диаметр стержня, мм Смещение, мм
До 15 0,5
От 15 до 24 1,0
От 24 до 40 1,5
Свыше 40 2,0

В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов. Глубина местных выжигов и пригаров при контактной электросварке не должна превышать 0,7 мм.

2.5.4. При выполнении сварных швов ручной дуговой сваркой по ГОСТ 5264 на концах заготовок из круглого прутка производится разделка кромок (рис. 2).

Разделка кромок на концах заготовок из круглого прутка

Сварка звеньев всех типов производится после гибки заготовок. При сварке необходимо выдержать размеры сварного соединения в соответствии с рис. 3.

Конструктивные элементы шва сварного соединения

2.5.5. Дуговая электросварка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

К сварке должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

2.6. Требования к покрытиям

2.6.1. Звенья и цепи стропов рекомендуется окрашивать в два слоя эмалью красного цвета марки ПФ 115 по ГОСТ 6465; для окраски цепей и захватных элементов стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 100 °С, рекомендуется применять эмаль красного цвета марки КО-811 по ГОСТ 23122.

2.6.2. По соглашению с потребителем элементы стропов могут иметь защитные покрытия других видов, устойчивые против характерных для условий эксплуатации стропов воздействий. Цвет покрытия — красный, оранжевый, желтый.

Осмотр и браковка цепных, канатных и текстильных строп

Исправность грузозахватных приспособлений строго контролируется, как на производстве, так и со стороны сторонних проверяющих органов. Даже небольшие дефекты, которые без знания специфики покажутся незначительными, могут привести к разрыву чалки и падению груза.

Строгость требований к состоянию строп вынуждает руководство предприятий закупать их с завидным постоянством. Поэтому мероприятия, направленные на продление срока службы чалок, позволяют значительно сократить эту статью расходов.

Проверка текстильных строп

Проверка текстильных строп состоит из двух этапов:

  • визуальный осмотр;
  • инструментальный контроль.

Стропы не должны использоваться для проведения грузоподъемных работ при обнаружении таких дефектов:

  • отсутствие бирок и маркировки;
  • узлы и поперечные разрывы на поверхности лент;
  • порезы и продольные разрывы, длина которых больше 50 мм;
  • расслоение лент, превышающее 0,5 мм, отслаивание краев или сшивки у петли;
  • обрывы нитей, которые превышают 10% ширины ленты;
  • повреждения, возникшие при воздействии химических веществ, сквозные отверстия;
  • большие загрязнения от цемента, краски, нефтепродуктов, грунта.

Стропы с обнаруженными дефектами не должны допускаться к работе и выбраковываются.

Что нужно знать и учитывать при осмотре цепных стропов

При инспекции цепных стропов надо проверить наличие и соответствие маркировки, целостность и состояние конечных звеньев цепи, соединительное оборудование. Также строп осматривается по всей длине, для выявления явных дефектов, сколов, растяжения и деформации звеньев.

Инструментальные замеры при осмотре позволяют определить:

  • состояние звеньев цепи стропа (диаметр, наличие растяжения, длину);
  • процент износа;
  • наличие критических деформаций, сколов;
  • соответствие длины стропа и каждой ветви, разность длин ветвей.

Важно, чтобы коэффициент запаса прочности цепных стропов соответствовал заявленному в технических характеристиках на данную номенклатуру такелажного оборудования.

Правила, периодичность, регламентируемый порядок осмотра стропов

Периодичность и порядок проведения осмотра такелажного оборудования (стропов, канатов) устанавливаются требованиями РД-10-33-93, п.7, 08.09.1998, рекомендациями производителя, квалифицированным инженерным персоналом предприятия или специализированной организацией.

Осмотр стропов выполняется один раз в 10 дней. Периодичность осмотра строповочного оборудования зависит от интенсивности, климатических условий эксплуатации, технических характеристик.

Если стропы эксплуатируются интенсивно, с высокими нагрузками, то осмотр надо выполнять раз в пять дней. Стропы и канаты, хранящиеся на складе, инспектируют непосредственно перед началом такелажных работ.

Для стропов с различными техническими характеристиками, из разных материалов установлен разный порядок осмотра.

Для канатных строп необходимо выполнять проверку в три этапа:

  • наружный осмотр визуально;
  • инструментальная проверка;
  • внутренний осмотр – необходим для проверки состояния сердечника и прядей стропа.

Инспекция цепных и текстильных стропов выполняется при помощи наружного осмотра, инструментальным методом.

Как правильно хранить

Стропы цепные

Необходимо предусмотреть место для хранения грузозахватных приспособлений, защищенное от негативного воздействия внешних факторов – воздействия раскаленным металлом, загрязнения химическими веществами, механических повреждений. Хранить стропы следует в подвешенном виде либо на специальных стеллажах. Особенно это касается канатных изделий. Если стропы будут находиться на земле в скрученном виде, это может вызвать их преждевременный выход из строя.

Не рекомендуется располагать грузовые стропы вблизи источников тепла (доменных печей, отопительного оборудования). Синтетические изделия могут оплавиться. Смазка, содержащаяся в сердечнике каната, будет выступать наружу и быстрее расходоваться в процессе эксплуатации чалок. Это может стать причиной возникновения сухого трения проволок и появления ржавчины, способных повлечь быстрый износ и разрыв изделий.

Срок эксплуатации стропов и чалок

Срок эксплуатации чалок, канатных, цепных или текстильных, не ограничивается временным параметром. Критерием прихода в негодность выступают повреждения. Наличие этих повреждений оценивается во время проверки статической нагрузкой. Рекомендованные интервалы проверок составляют:

В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах

  • 1 месяц – для текстильных строп;
  • 3 месяца – для канатных строп;
  • 6 месяцев – для цепных строп.

Перечень правил, по которым грузозахватные приспособления допускаются к работе, в общих чертах регламентирован двумя документами:

  • правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • федеральным законом «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

На основании этих документов локально разрабатываются отраслевые инструкции, в которых приводятся алгоритмы проверки и выбраковки строп.

Особенности инструментального и визуального контроля

Правила техники безопасности и строительные нормативы предусматривают проверку исправности стропа непосредственно перед началом работ, а также с периодичностью 10 и 30 дней. Изделия с высокой степенью износа и явными дефектами тестируются вне очереди.

как браковать стропы и чалки

При ежемесячной проверке необходимо использовать варианты наиболее эффективного контрольного оборудования, для текущих проверок обязательно наличие штангенциркуля или микрометра.

Категорически запрещается эксплуатация изделий, не прошедших полного цикла тестовых испытаний, не имеющих бирки с указанием грузоподъёмности, даты изготовления и других обязательных данных.

Как продлить срок службы?

Условно мероприятия по продлению срока службы чалок разделим на два пункта:

Хранение строп

Правильное хранение

Эксплуатация строп

Правильная эксплуатация

Правильное хранение

Сначала разберем основные тезисы, связанные с хранением строп.

Организуйте место хранения ГЗП, огражденное от воздействий разрушающих факторов. Раскаленный металл, краска, нефтепродукты, химические вещества, движение каких-либо механизмов в зоне хранения – все это может повредить чалку.

Храните стропы в подвешенном состоянии или на специально отведенных стеллажах. Особенно это актуально для канатных строп. Скручивание и хранение на полу или земле станет причиной преждевременного выхода из строя.

Не храните канатные и текстильные стропы рядом с источниками высокой температуры (возле отопительного котла или доменной печи). Синтетическая ткань может попросту оплавиться. А смазка, которой пропитан сердечник каната, при разогреве активно выступает наружу и быстро вытирается во время работы с чалкой. Со временем это станет причиной появления ржавчины и трения проволок свивки «на сухую», что приведет к их быстрому износу и обрыву.

Правильная эксплуатация

В большей мере на срок службы чалок влияет правильная эксплуатация. Для продления срока службы строп придерживайтесь следующих правил.

Используйте чалки по назначению. Раскаленные заготовки и емкости с расплавленным металлом перемещайте цепными стропами. Грузы без выступающих острых поверхностей транспортируйте канатными или текстильными стропами. Для северных регионов используйте специальные стропы с климатическим исполнением ХЛ.

Не превышайте допустимую грузоподъемность. Повышенная нагрузка приведет к растяжению чалок и деформации звеньев цепи, изменению структуры свивки каната или ткани.

Если есть на грузе монтажные петли – используйте их. Непредусмотренные инструкцией способы строповки – частая причина повреждения чалок или срыва груза.

Избегайте прямого контакта тросовой чалки с угловатыми грузами. Используйте подложки с плавными переходами на поверхности контакта со стропами. Подложки предохранят от изгибов чалки под острыми углами. Полученный при строповке угловатых грузов изгиб на канатном стропе выровнять не получится.

Не используйте чалки для высвобождения защемленных или примерзших грузов. Динамические нагрузки в этом случае могут повредить ГЗП.

Не подтаскивайте стропами без отрыва от поверхности нахождения даже легкие грузы.

Своевременно устраняйте некритичные повреждения строп. Восстанавливайте поврежденные крюковые замки. Убирайте дефекты с внешних поверхностей коушей. Если концы чалки закреплены зажимами (DIN 1142 или DIN 741) – обязательно следите, чтобы все пластины и крепежные болты с гайками были на месте.

Также следите за наличие идентификационных бирок на всех эксплуатируемых чалках. Не забывайте осматривать стропы раз в 10 дней с записью в журнал осмотра ГЗП. Помните: в случае инцидента, связанного со срывом груза, проверяющий в первую очередь изымет журнал осмотра.

По каким параметрам бракуются цепные стропы

Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные

документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.

Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности. Для начала технический работник уделяет внимание:

  • наличию бирки и ее соответствию изделию;
  • состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;
  • форме, длине и диаметру каждого звена цепи.

Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:

  • любая выраженная деформация металла;
  • механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;
  • истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;
  • удлинение звена цепи

на величину 3% или более от ее диаметра.

Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.

Журнал осмотра и учета

Результаты осмотров стропов, захватов и других съемных грузоподъемных оборудований и приспособлений отражаются в журнале осмотра и учета. Форма журнала утверждается владельцем приспособлений. Рекомендуется следующая форма заполнения:

Обозначение Наименование Кол Материал Масса 1 шт. Масса всех Примечания Подпись
1 ГОСТ 7668-69 Канат 33-I-H-180 lзаг 44 м 1 184,8 185

Осмотр грузозахватных приспособлений

Важно регулярно следить за исправностью захватов, блоков и соединительных элементов.

Они, как и стропы, подлежат визуальному осмотру и проведению необходимых измерений. При осмотре грузозахватных приспособлений нужно изучить их общее состояние, работоспособность, наличие дефектов, трещин и износа. С помощью универсального мерительного инструмента нужно проверить степень дефектов и сравнить их с изначальным состоянием. Грузозахватные приспособления подлежат браковке при наличии трещин и надрывов, износе с уменьшением поверхности на 10%, при деформациях с изменением первоначального размера на 3%, изгибах, отклонениях угла на 3% и дефектах болтовых соединений.

Как часто должен проводиться осмотр строп?

Согласно требованиям действующих нормативов, стропы, которые используются регулярно, должны осматриваться не реже чем раз в десять дней. Приспособления, которыми пользуются редко, а также петлевые и кольцевые стропы осматривают перед каждым использованием.

Осмотр и браковку строп проводит представитель ИТР. Заключение о соответствии или не соответствии приспособлений характеристикам, указанным в паспорте, выдается на основании внутреннего и наружного осмотра, а также инструментального контроля.

Результаты проверки обязательно записываются в специальный журнал. В него также заносятся сведения обо всех обнаруженных дефектах и их устранении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *