Порядок возврата денежных средств. Причины отказов в рассмотрении заявлений участников внешнеэкономической деятельности
«Возврат авансовых платежей российским юридическим лицам на расчетный счет осуществляется отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, которое осуществляет администрирование лицевых счетов юридических лиц. Возврат производится на основании заявления плательщика с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона от 7 ноября 2010 года № 311-ФЗ.
Список необходимых документов для возврата представлен на слайде. Я обращаю внимание на необходимость предоставления полного пакета документов и на заверение документов в установленном порядке — это нотариально либо таможенным органом.
В настоящее время действующая форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приложением №1 к приказу ФТС России от 22 декабря 2010 года № 2520. Приложения № 2 и № 3 в данном случае не используются.
Важно заполнять все поля в заявлении, ну и, конечно же, указывать корректные сведения. Здесь хочется отметить, что согласно положениям Федерального закона №311-ФЗ, если в таможенный орган, администрирующий лицевой счет плательщика, ранее были представлены необходимые для возврата документы, заверенные в установленном порядке, то лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив таможенному органу о предоставлении таких документов и, конечно же, об отсутствии в них изменений. В заявлении на возврат для этого предусмотрена соответствующая строка.
Напоминаем, что порядок возврата утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним участникам внешнеэкономической деятельности регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года № 81. Порядок возврата утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и прицепов – это постановление Правительства от 26 декабря 2013 года № 1291.
Здесь хочу обратить ваше внимание на вступившие изменения в порядке возврата утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств. Если у вас остались остатки после уплаты утилизационного сбора или вы ошибочно перечислили утилизационный сбор по коду соответствующей бюджетной классификации, то возврат таких денежных средств осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата авансовых платежей в соответствии со статьей 122 Федерального закона 311-ФЗ.
Приведу основные ошибки, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности при обращении за возвратом авансовых платежей, которые, к сожалению, приводят к отказу в рассмотрении заявлений. Одна из основных ошибок – это, конечно, несоблюдение требований по предоставлению документов, которые определены статьей 122 Федерального закона 311-ФЗ, а именно непредоставление листа записи в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо создано после 1 января 2017 года, то вместо свидетельства о государственной регистрации предоставляется лист записи. На практике очень часто юридические лица предоставляют выписку из ЕГРЮЛ. Ну еще раз напоминаем, что необходимо предоставить лист записи, который подтверждает факт создания юридического лица, именно о создании юридического лица.
Не предоставляются документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление. В качестве таких документов могут быть представлены протокол общего собрания участников, договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации, приказ о назначении на должность. И здесь, хотим обратить ваше внимание, что в большинстве случаев для цели надлежащего подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление о возврате, необходима совокупность таких документов, как устав, решение общего собрания учредителей, приказ о вступлении руководителя в должность. И, конечно же, документы должны быть актуальными на момент подачи заявления о возврате.
Следующая ошибка, которую допускают участники внешнеэкономической деятельности, это непредоставление образца подписи лица подписавшего заявление. Необходимо отметить, что свидетельствование образца подписи подразумевает удостоверение того, что подпись сделана определенным лицом в присутствии удостоверяющего данную подпись, то есть нотариусом либо должностным лицом таможенного органа. На практике очень часто юридические лица предоставляют карточку из банка, которая содержит заверенный образец подписи руководителя и заверяется подписью сотрудник банка. Но данный документ не отвечает требованиям Федерального закона и не может быть принят к рассмотрению при возврате денежных средств. Также копия документа, удостоверяющего личность, например, паспорт тоже не принимается к рассмотрению при возврате денежных средств.
На слайде вы можете увидеть: вот на как на самом заявлении о возврате авансовых платежей, здесь заверяет нотариус подпись руководителя, то есть это может быть как на самом заявлении, так и на отдельном бланке нотариус заверяет.
Дополнительно хочу отметить, что к заявлению о возврате должны быть приложены копии платежных документов и именно в соответствии с тем кодом бюджетной классификации, в соответствии с которым мы и возвращаем остатки денежных средств.
Также необходимо предоставлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, который должен содержать актуальные данные о КПП организации, которые соответствуют сведениям в ЕГРЮЛ.
И в своем выступлении я хочу немного остановиться на ожидаемых изменениях в порядке возврата авансовых платежей. После внесения изменений в приложения номер 5 и 8 Договора о Евразийском экономическом союзе, вступят в силу нормы статьи 36 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289, которые внесут изменения в процедуру возврата авансовых платежей.
Какие это будут изменения? Наряду с подачей заявления о возврате авансовых платежей в письменной форме появится возможность подачи такого заявления в электронном виде через Личный кабинет плательщика. И предоставление электронного заявления за усиленной квалифицированной подписью исключит необходимость предоставления в таможенный орган дополнительных документов. При подаче заявлений в письменной форме, перечень прилагаемых документов сократится. Останется только необходимость приложить к заявлению подтверждение образца подписи лица, подписавшего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Но данные документы должны заверяться исключительно нотариально. Срок рассмотрения заявления на возврат сократится в 3 раза — с одного месяца до 10 рабочих дней, и в течение этого же срока мы должны вас будем уведомить, если принято отрицательное решение о возврате.
При этом еще 289 Федеральный закон расширил и конкретизировал причины отказа. Их видите на слайде. И вот основной из таких новых причин является сумма — отказ в случае, если сумма, заявленная к возврату, превышает фактический остаток авансовых средств плательщика на лицевом счете.
В настоящее время Федеральной таможенной службой издан приказ, изменяющий форму заявления о возврате авансовых платежей. При этом новая форма заявления предполагает его подачу по каждому отдельному коду бюджетной классификации.
Ну и в заключение хочу отметить, что в настоящее время технически все подготовлено для электронного взаимодействия, но применение на практике будет возможно только после внесения изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе. Спасибо за внимание».
Как возвратить утилизационный сбор, уплаченный в связи с временным ввозом транспортного средства в Россию?
На фоне ворвавшейся в нашу жизнь пандемии коронавируса и ограничительных мер государства, значительно повлиявших на деятельность многих предпринимателей в России, незаметно для многих в апреле 2020 года было внесено важное изменение в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Суть вносимых изменений – отменен утилизационный сбор в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза .
Для тех, кто следит за ситуацией, не секрет, что данное изменение внесено в Закон № 89-ФЗ во исполнение Постановления Конституционного суда РФ (далее – КС РФ) от 19.07.2019 г. № 30-П (далее – Постановление № 30-П), в соответствии с которым признаны неконституционными положения статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Этим же постановлением КС РФ обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в действующее законодательство, что и было фактически выполнено лишь сейчас – после принятия вышеуказанных изменений в статью 24.1 Закона № 89-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 07.04.2020 г. № 117-ФЗ. Данные изменения официально вступили в силу 18 апреля 2020 года.
Само по себе взимание таможенными органами утилизационного сбора с временно ввозимых транспортных средств было прекращено еще в июле 2019 года, сразу после вынесения Постановления № 30-П. Именно такой циркуляр был доведен до сведения всех таможенных органов Письмом ФТС России от 31 июля 2019 г. № 01-11/46013 «О применении постановления Конституционного Суда Российской Федерации».
Но многих также интересует вопрос – а как быть с теми сборами, которые были уплачены (или взысканы) до июля 2019 года?
Возможен ли сейчас возврат уплаченных утилизационных сборов «задним числом»?
Анализ норм российского законодательства позволяет сделать некоторые выводы на этот счет.
Законом № 89-ФЗ не только установлены общие принципы взимания утилизационного сбора, но и допущена возможность возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
Порядок такого возврата или зачета установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291 (далее – Постановление № 1291).
Прежде всего, из содержания Постановления № 1291 выделим две процедуры, которые следует иметь в виду:
- Обращение в таможенный орган за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора.
С одной стороны, возможность такого обращения изначально введена для тех случаев, когда транспортное средство хотя и помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, но не зарегистрировано в России, предназначено для реэкспорта в другую страну и в итоге вывезено с территории России.
С другой стороны, важно, что указанная возможность установлена еще до вынесения Постановления № 30-П и по формальным признакам может быть применена также и для случаев, когда транспортное средство ввозилось с помещением под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и впоследствии вывезено из России.
- Обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.
Отметим, что право на подачу такого заявления не обусловлено необходимостью признания незаконными действий таможенного органа по взысканию утилизационного сбора в ведомственном или судебном порядке.
С учетом указанных процедур, предусмотренных Постановлением № 1291, мы полагаем, что существующее правовое регулирование позволяет лицам, ранее осуществившим временный ввоз, реально рассчитывать путем последовательных обращений в таможню с указанными обращениями (либо с одним из них, в зависимости от обстоятельств) на возврат утилизационного сбора, уплаченного до июля 2019 года.
За какой период можно вернуть уплаченные утилизационные сборы?
Постановлением № 1291 определено, что заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора.
Из этого можно заключить, что реально возвратить возможно лишь суммы утилизационных сборов, уплаченные в течение трех лет, предшествующих дню подачи указанного заявления.
Возможен ли отказ в возврате утилизационного сбора?
В целом, мы полагаем, что при условии если утилизационный сбор уплачен в отношении временно ввезенного транспортного средства, и если заявление о возврате утилизационного сбора подано в вышеуказанный срок и полностью соответствует Постановлению № 1291 по содержанию и перечню приложенных документов, то у плательщика данного утилизационного сбора имеются все основания на его возврат.
Но важно иметь в виду, что по тексту Постановления № 1291 утилизационные сборы считаются излишне уплаченными (взысканными) лишь в двух случаях:
- уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию),
- ошибочной уплаты утилизационного сбора.
При этом никак не разъяснено, что следует понимать под «ошибочной уплатой утилизационного сбора».
Тем более, если на момент его уплаты Закон № 89-ФЗ действовал в прежней редакции, его нормы не были признаны неконституционными, и имелись все основания для законного взыскания сбора.
Нельзя исключать, что данный момент может послужить основанием для формального отказа таможенного органа в возврате утилизационного сбора, который, вероятно, потребуется обжаловать в судебном порядке.
Оценивая судебные перспективы такого иска, вернемся к Постановлению № 30-П и установленному им факту неконституционности нормы закона. Мы полагаем, что настолько существенный изъян закона не только ставит под сомнение законность ранее взысканных утилизационных сборов, но и позволяет суду трактовать выводы КС РФ как имеющие обратную силу, а положения Закона № 89-ФЗ, признанные неконституционными, недействующими с момента принятия данного закона.
С чего следует начать процесс возврата утилизационного собора?
Задача вернуть ранее уплаченный утилизационный сбор, в первую очередь, предполагает обращение в таможенный орган с правильно составленным заявлением и с приложением полного перечня правильно оформленных документов.
Заинтересованное лицо может совершить данные действия как самостоятельно, так и привлечь для их совершения специалистов в области таможенного дела, которые не только возьмут на себя весь процесс взаимодействия с таможенным органом, но и смогут правильно обжаловать действия таможни в случае необоснованного отказа в возврате утилизационного сбора.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram , Facebook и ВКонтакте , а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Как вернуть утилизационный сбор с таможни
Постановление Правительства России от 06.03.2023 № 350
Комментарий
Утилизационный сбор уплачивают производители и (или) импортеры колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также самоходных машин и прицепов к ним (п.п. 1 и 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Правила уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним регулируются постановлением Правительства России от 06.02.2016 № 81 (далее – Правила № 81), а в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним – постановлением Правительства России от 26.12.2013 № 1291 (далее – Правила № 1291).
Производители обязаны уплачивать утилизационный сбор на КБК налоговой службы, а импортеры – на КБК таможенной службы (п.п. 3 и 4 Правил № 81, п.п. 3 и 4 Правил № 1291).
7 марта 2023 года вступили в силу поправки, внесенные в названные Правила, в соответствии с которыми в случае излишнего взыскания уполномоченным органом (ФНС России или ФТС России) утилизационного сбора (в т. ч. на основании уведомления таможенного органа о необходимости уплатить утилизационный сбор) возвратить переплату должны с процентами.
Факт излишней уплаты сбора устанавливает налоговый или таможенный орган либо суд. Проценты начисляются в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действовавшей с момента возникновения переплаты и до ее возврата. Для возврата переплаты плательщику необходимо написать соответствующее заявление. Его форма не установлена, поэтому составить заявление можно в произвольной форме. Возвратить излишне взысканную сумму уполномоченный орган обязан в течение 30 календарных дней со дня получения заявления плательщика, если только иной срок не установлен судом. Соответствующие положения теперь закреплены в п. 37 Правил № 81 и п. 35 Правил № 1291. Поправки внесены постановлением Правительства России от 06.03.2023 № 350.
До 07.03.2023 нормы Правил № 81 и Правил № 1291 содержали положения о том, что проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются. Однако Конституционный суд РФ признал п. 37 Правил № 81 в этой части не соответствующим Конституции РФ и возложил на Правительство России обязанность скорректировать норму (постановление КС РФ от 08.11.2022 № 47-П). В постановлении № 47-П суд провел аналогию между утилизационным сбором и налоговыми, а также таможенными платежами. Последние подлежат возврату плательщику с процентами, если признаются излишне взысканными (ст. 79 НК РФ и ст. 67 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Поскольку утилизационный сбор также является обязательным публичным платежом, его плательщики не должны находиться в заведомо худшем положении по сравнению с налогоплательщиками и плательщиками таможенных платежей. Это касается и выплаты процентов при излишнем взыскании сумм сбора.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Уточнены правила возврата излишне уплаченного утилизационного сбора
Что: опубликовано постановление Правительства от 06.03.2023 № 350 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Где: на официальном интернет-портале правовой информации.
Что изменится:
Денежные средства, учтенные в качестве утилизационного сбора признаются излишне взысканными в случае установления в отношении этих средств факта их излишней уплаты уполномоченным органом или судебным решением.
На сумму указанных денежных средств за период со дня, следующего за днем уплаты по день фактического возврата признанного излишне взысканным утилизационного сбора, начисляются проценты исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в указанный период.
Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, не может превышать размер признанного излишне взысканным утилизационного сбора.
Уполномоченными органами выплата суммы процентов осуществляется на счет плательщика в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления плательщика о выплате суммы процентов, если иной срок не установлен судебным решением.