Лоббист – это посредник между бизнесом и властью
Лоббисты всегда остаются в тени: это главное условие их работы. И мы, обсуждая очередной закон, никогда не узнаем, чье влияние на законодателей оказалось сильнее.
Лоббист – это профессиональный посредник, представляющий в различных органах власти интересы своего заказчика, в роли которого могут выступать крупные компании или частные лица.
История профессии
Влияние на власть с целью принятия нужных решений существовало всегда. Возле каждого правителя возникали противостоящие друг другу группировки, которые конкурировали за его благосклонность. Но официально лоббизм зародился в конце XVIII – начале XIX века в США. Термин происходит от английского слова «lobby», что означает кулуары, т.е. место, где удобно вести переговоры с глазу на глаз.
В США и ряде других стран (Канада, Великобритания, Франция, Австрия) вопрос лоббизма законодательно урегулирован. При этом введена обязательная или добровольная регистрация лоббистов и прописано построение общения с ними чиновников. В России было несколько попыток принять соответствующий закон, однако все они закончились неудачей. Это привело к тому, что лоббизм в РФ реализуется двумя способами: негласным влиянием на власть различных группировок или открытым влиянием общественности и авторитетных людей.
Описание и характеристика профессии
Лоббирование, вопреки распространенному общественному мнению, – это не банальный подкуп депутатов или чиновников. Это установление с ними диалога по различным важным вопросам и способ донесения через своего агента (лоббиста) позиции по этим вопросам определенной группы заинтересованных лиц, которую называют «группой давления».
Влияние на политиков и органы власти, которые выступают объектом лоббирования, может производиться разными законными методами, как то:
- личные переговоры;
- общение на различных публичных мероприятиях;
- направление в органы власти петиций;
- рассылка писем с предложениями о принятии или отклонении какого-либо нормативного акта;
- поддержка избирательных кампаний политиков, финансирование их благотворительных проектов и др.
Подкуп политика относится к незаконной деятельности, хотя такие случаи и нередки, что вызывает отрицательную реакцию общества на явление лоббизма.
Чаще всего лоббисты специализируются на каком-либо вопросе, в котором глубоко разбираются и при этом имеют хорошие связи в соответствующих кругах. Это может быть металлургия, химическая промышленность, строительство, автомобилестроение и др. В США, например, существует очень сильное оружейное лобби, которое блокирует проекты законодательных актов, направленных на ограничение прав американских граждан на владение огнестрельным оружием.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Каких-либо официальных требований к уровню образования лоббиста нет, однако человек должен быть экспертом в своем вопросе. Без одного или нескольких высших образований хорошему лоббисту не обойтись. Профессия «лоббист» предполагает глубокие знания в политике, экономике, финансовой сфере и юриспруденции. Поэтому человеку, который хочет стать лоббистом, лучше всего подойдут такие направления: «Право», «Экономика», «Финансы», «Государственное и муниципальное управление», «Публичная политика» и т.д.
Поэтому стоит обращать внимание на ведущие вузы, которые не только дадут качественные знания, но и помогут наладить контакты с нужными людьми:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
- Московская государственная юридическая академия;
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Финансовый университет при Правительстве РФ;
- Российский университет дружбы народов.
На высший уровень законодательной и исполнительной власти имеют выход чаще всего выпускники именно элитных столичных или даже зарубежных университетов. Хотя этот путь не закрыт и для талантливых студентов региональных вузов. Кстати, на региональном уровне тоже существует лоббизм.
Закончив вуз, можно пройти обучение специальности «GR-менеджер» на курсах дополнительного образования или повышения квалификации.
Профессиональные обязанности
Поскольку профессия лоббиста не утверждена в России законодательно, то и четкого перечня обязанностей у него нет. Агент должен выполнить задание заказчика, например, обеспечить принятие закона об уменьшении пошлины на металлопрокат. А каким образом он это будет делать – уже секреты профессии.
Но в любом случае хороший лоббист обязан:
- быть всегда в курсе последних событий, которые происходят в мире и стране;
- отслеживать все законодательные и нормативные акты по интересующему его вопросу, начиная с создания, прохождения согласования в комитетах и комиссиях, до принятия;
- наблюдать за работой различных государственных учреждений и анализировать их деятельность;
- знакомиться и постоянно поддерживать хорошие отношения с чиновниками, их заместителями, помощниками и секретарями, а нередко и членами их семей;
- знать специфику рынка, на котором работают заказчики;
- генерировать идеи, писать и продвигать законопроекты;
- работать с избирателями, если дело касается политики;
- сотрудничать с общественными организациями и отдельными деятелями;
- вести деловую переписку в интересах заказчика;
- обращаться к общественности за поддержкой, если это необходимо.
Чтобы приобретать полезные знакомства и поддерживать связи, лоббисту приходится вести активную общественную и светскую жизнь. Это дает возможность побеседовать с влиятельными людьми в неформальной обстановке.
Кому подходит
Работать лоббистом может далеко не каждый. Как правило, в эту профессию попадают бывшие политики или люди, которые получили хорошее образование и имеют опыт работы в государственных структурах: отраслевых министерствах, аппарате Госдумы, Правительства или Президента.
Кроме того, лоббисту должны быть присущи такие личные качества:
- коммуникабельность и умение вести переговоры;
- способность убеждать собеседника в своей правоте;
- безупречная деловая репутация и авторитет в различных органах власти;
- аналитические способности, умение видеть как отдельные моменты, так и картину в целом;
- организаторские таланты, без которых невозможно провести даже обычное мероприятие, не то что реализовать масштабный проект;
- терпение и выдержка;
- трудолюбие и настойчивость;
- готовность работать в режиме 24/7 в самые ответственные моменты;
- выдержка и умение контролировать эмоции.
Плюс профессии – это ее престижность и редкость, а также высокие заработки. Каждый лоббист является уникальным мастером своего дела. Но здесь кроется и минус, поскольку войти в эту профессию очень сложно даже опытному человеку, а выпускнику вуза нужно неустанно трудиться несколько лет, чтобы только приблизиться к мечте.
Заработная плата
Оплата за лоббирование интересов компании или группы заинтересованных лиц осуществляется в соответствии с договоренностями. Суммы контрактов обычно не разглашаются. По некоторым данным, рядовой сотрудник GR-компании получает 2-3 тысячи долларов США ежемесячно, начальник отдела – до 7 тысяч долларов. Лучшие работники могут рассчитывать на сумму в 15 тысяч долларов, а оплата услуг специалистов высочайшего уровня ничем не лимитирована и может достигать сотен тысяч долларов.
Как построить карьеру
Карьера в понимании лоббиста – это повышение авторитета и получение высокооплачиваемых заказов. Поскольку попасть в профессию очень трудно, молодому кандидату придется постараться, чтобы стать профессиональным лоббистом. Несколько советов начинающему агенту:
- Сначала нужно определиться, обладаете ли вы необходимыми для этой работы качествами, в первую очередь, в общении с людьми.
- Если да, то нужно поступить учиться в хороший вуз и вести активную общественную деятельность, интересоваться политикой и экономикой, а также налаживать связи.
- Параллельно можно устроиться на бесплатную практику в местную администрацию или мэрию, чтобы разобраться в процессах изнутри.
- Начинать свою деятельность желательно с решения актуальных местных проблем, при этом проекты должны быть интересны как жителям, так и бизнес-группам.
Если претендент покажет себя с положительной стороны, то к нему могут обратиться за платными услугами. Если же с лоббизмом не получится, полученные знания и навыки можно применить для политической или административной карьеры.
Перспективы профессии
На сегодня лоббист – не самая востребованная на рынке профессия, особенно учитывая ее законодательную неурегулированность. Попасть в число профессионалов очень сложно, но те, кто смог пробиться, хорошо зарабатывают и обладают авторитетом, который сам по себе служит инструментом продвижения нужных решений.
Профессия Лоббист в России
Лоббист – это свободный агент или представитель лоббистской структуры, который обеспечивает продвижение интересов той или иной группы заинтересованных акторов, коммерческой компании или промышленно-финансового объединения в политической и государственно-управленческой сфере. Он обладает определённым влиянием на структуры, принимающие управленческие решения в сфере регулирования коммерческой жизни на государственном уровне. Лоббист работает в рамках поставленных задач и пытается обеспечить коммерческие и административные преимущества компании, в интересах которой он работает.
О профессии Лоббиста
Зарплаты: сколько получает Лоббист *
Начинающий: 25000 ₽ в месяц
Опытный: 50000 ₽ в месяц
Профессионал: 100000 ₽ в месяц
* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
В современных общественно-экономических реалиях к услугам лоббистов прибегает достаточно большое количество коммерческих структур, компаний и фирм. Услуги лоббистов востребованы и активно используются различными финансовыми группами для продвижения своих интересов. При этом профессия лоббиста относительно новая. Рынок труда еще не формализован в достаточной мере. В целом востребованность профессиональных лоббистов высока, но полностью зависит от их квалификации и профессионализма. В этой сфере деятельности добиться высокого положения и авторитета достаточно сложно.
Для кого подходит профессия
Профессия лоббиста требует активного общения с большим количеством людей, облеченных властными полномочиями. При этом важно уметь объективно и убедительно донести свою точку зрения на ту или иную проблему, и в дипломатической форме обеспечить принятие необходимого управленческого решения. Профессию лоббиста можно рекомендовать тем, кто:
- Коммуникабелен и психологически устойчив;
- Обладает «пробивным» характером, способен быть убедительным и аргументированно отстаивать свою позицию;
- Интересуется общественной и политической жизнью общества;
- Целеустремлён и активен в достижении цели.
Карьера
Для лоббиста показателем профессионального успеха является наличие большой клиентской базы и умение добиваться своих целей. Формально такой специалист может и не занимать каких-либо значимых постов или должностей, но он имеет весомый авторитет в бизнес среде и среди представителей общественно-политического класса. Работа лоббиста хорошо оплачивается, но вознаграждение напрямую зависит от результатов его деятельности. Как правило, лоббист решает ту или иную задачу на определённом этапе и получает вознаграждение за ее реализацию. Карьера лоббиста не формализована и достаточно субьективна.
Лоббист
Лоббист — профессиональный агент или организация (в лице специальной фирмы или ассоциации), который реализует интересы заказчика в политической сфере. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентарии путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. Используя налаженные деловые контакты, лоббист влияет на принятие решений в пользу интересов «своей» группы.
Лоббизм для России
Растущее напряжение в обществе, конфронтация различных властных и экономических, политических и иных групп в нашем обществе, а так же уровень коррупции и отсутствие рабочей системы сдержек и противовесов в структуре власти в нашей стране приводит нас к понимаю необходимости изменения в законодательстве и создания дополнительной структуры которая могла бы стать тем недостающим звеном в системе власти Российской Федерации которое урегулировала бы взаимоотношения власти и общества а так же внутренние противоречия во власти и смогло бы привести к экономическому прорыву путем улучшения отношений власти и общества, а так же образования групп способных улучшать экономический политический и социальный климат в нашей стране путем продвижения своих законных интересов во властных структурах. Таким решением может стать создание института лоббизма.
Для правильного понимания цели значения и перспектив лоббизма для экономики российской федерации следует определится с понятием лоббизма. В науке понятия лоббизма различаются:
Лоббизм — по мнению М.С. Арутюнян, высококвалифицированная деятельность людей, имеющая политический смысл и правовое обоснование, которая является интегральным элементом демократической системы политики.
Лоббизм — давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
Лоббизм — деятельность специальных групп, отстаивающих свои особые интересы (политические и экономические), оказывающих давление на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений (определенных законов, получения правительственной поддержки, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.
Лоббизм — в широком смысле нацеленная на отстаивание и проведение в жизнь интересов определенных социальных групп деятельность в государственных органах представителей негосударственных организаций, выражающих такие интересы.
Лоббизм — Действия, предпринимаемые в интересах той или иной группы населения, организации, учреждения и т.д., и направленные на оказание воздействия на представителей органов власти, в т. ч. депутатов, с целью добиться от них принятия или непринятия какого) либо решения.
Объединив представленные определения, мы можем сформулировать собственное.
Лоббизм – это высококвалифицированная профессиональная политическая деятельность, направленная на продвижение, изменение и отстаивание экономических, политических, правовых интересов, имеющих политический смысл и правовое обоснование, группы лиц путем создания лоббистского давления на органы государственной власти.
Исходя из данного определения, мы можем выделить основные признаки лоббизма.
- Высококвалифицированная деятельность
- Профессиональная деятельность
- Политическая деятельность
- Деятельность, направленная на отстаивание интересов социальных групп.
- Деятельность, имеющая политическое и правовое обоснование.
- Отстаивание интересов групп происходит путем особой формы взаимодействия власти (лоббистское давление).
Получается, что лоббизм — это деятельность, требующая определенного уровня образования квалификации, знаний и компетенции.
Особенности постсоветской политической системы и специфика лоббизма в современной России
Казалось бы, в ходе «перестройки» произошла смена политической системы, а вместе с ней — системы и методов лоббирования. В действительности, произошло лишь разрушение ее идейно-политического каркаса. Основные субъекты реальной власти не только уцелели, сохранив за собой ресурсы, да и усилились, высвободившись из-под «коммунистических» глыб. После упразднения Совмина СССР лишь часть лобби (речь идет прежде всего о лоббистах в ранге союзных министров и рядовых функционеров союзного правительства) была вынуждена сменить профиль своей деятельности. Большинство же лоббистов, «переупаковавшись», остались в структурах прежних кланов. Мало изменений произошло и в способах представления как отраслевых, таки региональных интересов.
Если каналы лоббирования изменились кардинально (после упразднения комитетов КПСС основным каналом лоббирования стали новые представительные органы власти, но все больше — исполнительная власть: федеральное правительство и местные администрации), то механизм продвижения групповых интересов остался прежним.
Точно так же, как некогда «обкомычи» в ЦК КПСС, нынешние депутаты лоббируют свои региональные интересы в Федеральном собрании РФ, а губернаторы — в Правительстве и Администрации Президента РФ. Так же, как прежде, хотя и в несравнимо больших масштабах (рынок дает о себе знать), сегодня в ходу подкуп индивидуальных «лоббистов», прежде всего — работников исполнительных органов.
Как и прежде, перераспределение ресурсов и собственности неподконтрольно общественности и прессе. Не только потому, впрочем, что общественность и пресса не могут добраться до информации. Просто общественности как таковой в России тоже пока не существует, как и независимой и отважно-неподкупной прессы.
Мало кто, кроме тех, кто принимает решения, знает сегодня — кому, на каком основании и по каким критериям выделяются кредиты и дотации, выдаются лицензии и квоты, формируются «Общественные» или «Экспертные» советы при правительстве, Президенте РФ, Федеральном собрании России или аналогичных структурах субъектов Федерации. Словом, точно так же, как прежде, бал в стране правят известные отраслевые и региональные группировки.
Система советского лоббизма осталась в целости и сохранности, а значит остался во многом прежним и сам механизм властвования.
Во-первых, не изменились государственные приоритеты. Новых приоритетов почти нет (достаточно посмотреть на так называемый Федеральный бюджет государства), в то время как по инерции существуют многие старые. По-прежнему в структуре экономики доминируют экспортные отрасли: топливно-энергетический комплекс, отдельные направления машиностроения и производства вооружений, некоторые горнодобывающие отрасли (драгоценные и цветные металлы). Эти же отрасли наиболее масштабно представлены сегодня и в высших эшелонах власти.
Во-вторых, основные «группы давления» не только уцелели, но и, избавившись от узды КПСС, нарастили ресурсы, приватизировав основные средства производства.
В-третьих, остался довлеющим отраслевой принцип артикуляции интересов граждан, которые в условиях неразвитости политической инфраструктуры по-прежнему являются скорее производственными единицами, чем гражданами. В условиях же приватизации предприятий и нарастающей безработицы «граждане», особенно в небольших городах, становятся еще более зависимыми от руководителей, владельцев предприятий и местной «элиты».
В-четвертых, в целости и сохранности остались ядра «групп давления» монополии, которые в условиях ослабления государственной поддержки мелких, убыточных предприятий, даже укрепились.
В-пятых, по-прежнему в ходу земляческий принцип артикуляции и агрегации интересов, катализирующий дезинтеграцию России и процесс укрепления местных «мафий».
В-шестых, в целости остались основные каналы (кроме КПСС) лоббирования:
• — отраслевые министерства: коллегии и аппарат министерств (вместо Госплана, к примеру, Госкомимущество) и исполнительная власть вообще;
• — органы представительной власти, аппарат этих органов и сами депутаты.
Кое-что, конечно, изменилось. Произошла плюрализация лоббизма. Появились новые, внеотраслевые, то есть фактически альтернативные отраслевым субъекты и каналы лоббирования. Таковыми являются прежде всего структуры «нового бизнеса» и, отчасти, новые профсоюзы и некоторые общественные объединения, в частности, женские, молодежные, детские и экологические организации, ассоциации инвалидов и ветеранов. Активизировались различные религиозные конфессии. Одним из мощнейших субъектов и каналов лоббирования стала пресса, во многом самостоятельно формирующая не только массовое сознание, но и сознание «элиты», людей, принимающих решения.
Ввиду появления политиков, способных занимать высшие должности в государстве и добиваться популярности независимо от их принадлежности к какому-либо отраслевому или региональному клану, появились также такие лоббистские образования, как «клиентелы» — конгломераты структур, поддерживающие и группирующиеся вокруг какого-либо политика, точнее — должностного лица. И чем выше пост, чем больше возможность данного должностного лица влиять на принятие решений, от которых зависит экономическое процветание предприятия, фирмы, банка, региона и т.п., тем мощнее клиентела.
Еще одним субъектом и каналом лоббирования стали политические партии и движения. Трудно отрицать ту роль, которую играли в свое время, к примеру, Движение «Демократическая Россия» или политический блок «Гражданский союз» в принятии правительством и парламентом тех или иных решений.
В 1995 г., в силу ряда причин, роль политических партий и движений была чуть менее значимей, чем в 1993 г., но еще через несколько лет значимость ряда партий, например, Компартии, Движения «Наш дом — Россия» или, допустим, Движения «Яблоко», может стать более весомой, чем ныне.
Представительная власть пока слаба, политические институты еще не сложились, трудные времена переживает пресса, общественность маломощна и разрозненна. Исполнительная же власть (т.е. бюрократы и чиновники) по-прежнему властвует в России. И к ним, как и прежде, идут лоббисты.
В связи с тем, что опыт Российской Федерации в осуществлении лоббистской деятельности очень специфичен, нам стоит обратится к опыту западных стран.
Регулирование лоббизма в Канаде и США
Для того что бы избежать ошибок при регулировании лоббизма у нас, стоит обратится к опыту других государств и воспользоваться уже имеющимися у них разработками. Так мы рассмотрим опыт США и Канады и Европейского Союза.
Лоббизм в США и Канаде находится в совместном ведении федеральных и региональных уровней. В США на федеральном уровне основным актом является Закон о раскрытие лоббистской деятельности 1995 года, заменивший устаревший к тому времени закон о регистрации лоббистской деятельности 1946 года . В Канаде же основным актом является федеральный Акт о лоббизме(Lobbying Act), принятый в 1988 году . В США наряду с указанным актом так же применяется Акт о регистрации иностранных агентов 1983 года . Его действие распространяется на агентов, являющихся представителями иностранных государств. Провинции Канады (Новая Шотландия, Квебек и др.) последовали примеру федеральных властей и так же приняли местные законы лоббизме. Законы были приняты в 2005 году в Ньюфаундленде , в 1998 году в Онтарио , Закон Квебека называется «Акт прозрачности и лоббистской этики» принят в 2002 году . В США многие штаты имеют свое законодательство о лоббизме и лоббистской деятельности. Первый акт принятый в США в 1946 году определил понятия лоббизма, предъявил требования к деятельности лоббистов , регистрации их отчетов.
Законодательство обоих государств принималось с целью противодействия коррупции обеспечения прозрачности и открытости политического процесса, для чего в Канаде был создан механизм регистрации групп интересов, участвующих в политической деятельности. Открытость лоббирования давала возможность понимать происходящие в политике процессы, а также балансировать частные интересы и публичные. Например, при выступлении одной политической силы представляющей частные интересы каких либо групп или корпораций, их оппонент будет противопоставлять им либо другие частные интересы, либо публичные интерес лишая конкурента выгоды. В США этот вопрос урегулирован еще в резолюции 1876 года, которая обязывала регистрировать лоббистов у клерков палаты представителей конгресса США. В соответствии с принятой резолюцией «все лица и корпорации, нанимающие советников или агентов с целью представлять их интересы в связи с любым актом, в любое время рассматриваемым данной палатой или любым ее комитетом, должны называть клерку палаты фамилию и указывать полномочия такого советника или агента; и никакое лицо, фамилия и полномочия которого не доложены таким образом, не может появляться в качестве советника или агента в каком бы то ни было комитете этой палаты» На уровне штатов ярким примером может является конституция штата Джорджии, в соответствии с которой генеральная ассамблея приняла решения что «любое личное ходатайство с предложением голосовать за кандидата или законопроект является преступлением. Такой же модели придерживались и ряд других штатов .
Однако в последствии законодательство большинства штатов пошло по другой модели регулирования. Суть которой заключалась в установлении открытости лоббистской деятельности так лоббисты были обязаны регистрировать и раскрывать доходы от своей деятельности.
Лоббизм в США — разновидность бизнеса, а лоббистами называют людей, которые на профессиональной основе убеждают законодателей принимать или отклонять те или иные законы в своих интересах или в интересах третьих лиц .
Главной задачей лоббистского законодательства в Канаде стало обязать лоббистов регистрироваться, внося сведения в специальный реестр. В этой связи ключевым понятием в федеральных и провинциальных законах стало понятие «лоббист». В зависимости от содержания этого понятия определяется действие законов по кругу лиц и его применимость к определенной категории субъектов права. В первоначальной редакции Закон 1989 года под лоббистами понимались «лица, которое за плату от своего имени или от имени и в интересах любого физического лица или организации взаимодействует с должностных лицами в попытках повлиять на принятие государственных решений». Соответственно под лоббированием понималась любые устные и письменные взаимодействия с должностными лицами в попытках влияния на принятие государственных решений. При этом лоббистом признавалось любое лицо назначающее или посещающие встрече с представителями власти или другими физическими лицами.
В 2003 году концепция законодательства поменялась и «взаимодействие в попытке влияния» заменили на концепцию «взаимодействие относительно государственных решений». Это позволило ликвидировать неопределенность слова влиять и более широко охватить все формы взаимодействия с должностными лицами вне зависимости от того, достигнута ли цель такого взаимодействия, и вне зависимости от того, удалось ли осуществить даже попытку влияния. Под «государственными решениями» закон понимает следующие действия: развитие любой законодательной инициативы правительства или члена парламента Канады; внесение, принятие, отмену закона (постановления) или внесение поправок в любой закон (постановление); принятие или изменение любого акта органов исполнительной власти; создание или изменение политических программ; заключение государственных контрактов; получение грантов, взносов или других финансовых выгод. Как можно заметить, понятие «государственные решения» включает множество действий и распространяется на деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц. Отсюда следует, что взаимодействие с должностным лицом по любому из вышеперечисленных действий рассматривается как лоббистская деятельность. И эта деятельность вызывает необходимость для лоббиста регистрироваться в специальном реестре. Лоббистской деятельностью также будет являться организация встреч между должностными лицами и другими физическими лицами, а также участие в таких встречах. Получилось, что благодаря поправкам 2003 года любой контакт с должностным лицом по обозначенным Законом вопросам теперь становился лоббистским взаимодействием. И поэтому любое лицо должно регистрироваться независимо от того факта, была ли даже попытка влиять. Форма контакта значения не имеет. Такое уточнение формулировок (и расширение понятия лоббирования) позволило ликвидировать возможность обойти закон и избежать ответственности, что подтвердилось практикой применения Закона и ростом случаев привлечения к ответственности после 2003 года.
В США же понимание лоббистской деятельности претерпело сильное влияние в 1936 году когда комитетом конгресса фактически была разработана концепция загона о регулировании лоббистской деятельности основным принципом стало признание права общества получать информацию о работе лоббистов, их целях, финансовых источниках и политической деятельности.
В 1938 году Обострившаяся ситуация потребовала принятия акта о регистрации иностранных агентов (FARA). Основной целью было уменьшение влияния иностранной пропаганды в американской политике.
Согласно акту иностранным агентом считалось любое лицо действующее в качестве лоббиста, специалиста по общественным отношениям или адвоката в интересах иностранного доверителя, американский компании получающей финансирования из иностранных источников.
В последствии в США был принят акт о федеральном регулировании лоббизма Целью закона было установление четкой системы регистрации и раскрытия деятельности групп интересов. Как отмечалось сторонниками принятия акта, «без указания информации о деятельности лоббистов голос народа не будет услышан среди требований влиятельных групп, маскирующих свои узкие интересы как общественное благо». В соответствии с Актом о федеральном регулировании лоббизма 1946 г. каждый, «основной» целью которого является влияние на принятие законопроектов в Конгрессе США, обязан регистрироваться у клерка Палаты представителей и секретаря Сената, а также ежеквартально подавать финансовые отчеты. Финансовый отчет должен содержать имя, адрес лоббиста и всех его клиентов, информацию о сумме вознаграждения, сумме понесенных при осуществлении лоббистской деятельности расходов, указание на все статьи, опубликованные по инициативе лоббиста, а также законопроекты, для принятия или отклонения которых лоббист был нанят. За нарушение требований к отчетности предусмотрена ответственность в виде штрафа до 5000 долларов или тюремного заключения сроком на 1 год и трехлетнего лишения права заниматься лоббистской деятельностью.
Необходимо отметить, что принятый Акт о федеральном регулировании лоббистской деятельности подвергся критике уже вскоре после его принятия. На наш взгляд, критика закона была во многом справедлива.
В качестве недостатка акта отмечался тот факт, что его действие распространяется только на взаимодействие лоббистов с членами Конгресса США. Оказание давления на представителей органов исполнительной власти осталось вне рамок правового регулирования.
Более того, положения закона создавали правовую неопределенность по поводу вопроса о том, кто должен регистрироваться в качестве лоббиста. Так, зачастую даже судьи не могли определить, что подпадает под определение «основная цель» (principal purpose) в осуществлении деятельности.
Отсутствовала и четкая система контроля за исполнением закона. Клерк Палаты представителей и секретарь Сената не получили реальных полномочий. Орган, ответственный за исполнение закона, так и не был сформирован. Клерк и секретарь не могли потребовать отчетов или преследовать нарушителей. Таким образом, контроль за действиями лоббистов оставался в значительной мере формальным.
Как следствие вышеперечисленного, уже в 1948 г. Национальная ассоциация предпринимателей обратилась в суд с требованием признать этот закон неконституционным на том основании, что он слишком неопределен и неясен, чтобы отвечать требованиям права. Федеральный окружной суд Вашингтона признал закон неконституционным. Верховный Суд США отменил это решение, однако не принял никакого решения, признающего конституционность закона.
В 1954 г. Верховный Суд США своим решением сузил сферу действия закона, указав, что его действие распространяется только на лоббистов, действующих на платной основе и непосредственно контактирующих с членами Конгресса по поводу принятия или отклонения законопроектов .
Исследование, проведенное в 1991 г., показало, что из 13 500 лоббистов 10 000 не были зарегистрированы в качестве таковых.
Недостатки Акта 1946 г. были во многом исправлены принятым в 1995 г. Актом о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act). Новый закон распространяет свое действие на лоббистов не только в законодательных органах, но и в органах исполнительной власти. Взаимодействие частных лиц с президентом и вице-президентом также считается лоббистским контактом. Более ясно даны определения терминам «лоббизм» и «лоббистская деятельность», что позволяет более достоверно определить, кто обязан регистрироваться в соответствии с законом.
В новом Законе прописан и учтен ряд принципиальных моментов, в том числе понятийный аппарат, который состоит почти из двух десятков терминов и определений; перечень сведений, который должен отразить лоббист в регистрационном документе; сроки отчетов зарегистрированных лоббистов; сведения, которые должны содержаться в отчетах; обязанности зарегистрированного лоббиста или лоббистской организации; обязанности секретаря Сената и клерка Палаты представителей; размеры штрафа за нарушение норм лоббистской деятельности и т.д. Действия данного Закона распространяются на лоббистскую деятельность как в Конгрессе США, так и в исполнительных органах власти.
В дополнение к Федеральному закону о раскрытии лоббистской деятельности в США действует закон, относящийся к иностранным лоббистам, — Закон о регистрации агентов, действующих в интересах иностранцев (FARA). Его нормы применяются, если одна из сторон действует от имени иностранного правительства, иностранной политической партии, самостоятельного субъекта или другого так называемого иностранного принципала, который занимается лоббистской деятельностью или является частью представительства этого иностранного клиента. Данный Закон предусматривает, что представители (агенты) "иностранного принципала" должны подавать регистрационное заявление Генеральному адвокату, детально представив финансовую и иную бизнес-информацию, перечислить и обозначить все виды политической пропаганды, а также предоставить доступ к книгам и записям для инспекции государственных служащих.
Лоббизм является важным элементом политической системы. С учетом американского опыта очевидно, что в любой стране с ростом экономики неизбежно встает вопрос о легализации этого института, чтобы вывести деятельность лоббистов из тени, сделать законодательный процесс более прозрачным. Наиболее эффективным средством регулирования данной области отношений выступает не запрет, а требование открытости деятельности субъектов лоббистской деятельности.
Лоббистская деятельность предполагает взаимодействие двух категорий субъектов — лоббистов, действующих в интересах клиентов, и должностных лиц (public office holders), на которых оказывается или может оказываться воздействие. Закон Канады различает два типа лоббистов, выделяя лоббистов-консультантов (раздел 5 Закона) и лоббистов — сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций (In-house lobbyists — раздел 6). Лоббисты-консультанты — это те, кто лоббирует от имени своих клиентов. Лоббистами-консультантами будут являться адвокаты (работающие в публично-правовой сфере), юристы, финансисты или иные профессиональные консультанты, которых нанимает клиент для взаимодействия с должностными лицами в целях влияния. Лоббисты-сотрудники действуют от имени своих работодателей, они трудятся за зарплату в PR-отделах или GR-отделах (отделах по связям с государственными органами) в структуре организаций.
В зависимости от типа лоббиста различается объем информации, подлежащей раскрытию и порядок регистрации лоббистов. Лоббисты-консультанты регистрируются самостоятельно и должны сообщать об осуществлении лоббистской деятельности независимо от продолжительности взаимодействия с должностным лицом. Лоббисты-сотрудники регистрируются через ответственное за это в организации лицо, которое подает списки лоббистов. Организация должна подать список всех своих лоббистов-сотрудников, если частью из задач хоть одного из сотрудников является взаимодействие с государственными должностными лицами по поручению работодателя (раздел 7, ч. 1). При регистрации указываются имена всех таких сотрудников, а в ежемесячных отчетах должны быть отражены все взаимодействия сотрудников с должностными лицами.
Другая категория субъектов лоббистской деятельности — должностные лица. Это чиновники, которые являются объектом для воздействия лоббистов. Законом прямо определен круг лиц, входящих в понятие должностных лиц, взаимодействие с которыми будет являться лоббистской деятельностью: это избранные члены законодательных органов или парламента, должностные лица этих органов, министры и иные должностные лица правительства (органов исполнительной власти) и правительственных учреждений, а также назначенные правительством лица, служащие вооруженных сил Канады и полиции. Закон распространяется только на должностных лиц федерального уровня. Провинциальный уровень и уровень местного самоуправления Законом не охватывается. Судебная власть, как и полагается, независима, не должна и не может быть объектом лоббирования. В провинциях круг должностных лиц, как правило, отличается: в Квебеке, например, кроме должностных лиц исполнительной и представительной власти провинции включают и избранных членов муниципальных советов и сотрудников муниципальных исполнительных органов, правительственных аудиторов, сотрудников некоммерческих организаций, ответственных за распределение средств из государственных фондов поддержки общественной активности. Закон 1989 года устанавливает, что не распространяет свое действие на должностных лиц провинций, органов местного самоуправления, дипломатических агентов, консульских должностных лиц или официальных представителей правительств иностранных государств, должностных лиц международных организаций, которым предоставлены привилегии и иммунитеты. Надо отметить, что Закон устанавливает период, когда бывшие должностные лица не могут заниматься лоббистской деятельностью ни в качестве лоббистов-консультантов, ни в качестве лоббистов-сотрудников. Например, члены федерального Кабинета министров не могут быть лоббистами в течение пяти лет после прекращения работы в правительстве. Это позволяет избежать конфликта интересов.
Закон 1989 года подробно описывает процедуру регистрации лоббистов, устанавливая порядок представления и объем сведений, необходимых лоббисту при регистрации, сроки регистрации и перерегистрации (в целях актуализации сведений), ответственность за нарушения требований Закона, а также общие правила организации и ведения федерального реестра лоббистов. Актуализация сведений осуществляется посредством перерегистрации и отчетности. Однажды зарегистрировавшись, лоббист будет периодически перерегистрироваться. На федеральном уровне этот срок составляет 6 месяцев. Кроме того, лоббисты должны ежемесячно отчитываться обо всех взаимодействиях с должностными лицами.
Теперь обратимся к порядку регистрации лоббистов. Законом установлено, что основной способ регистрации и представления отчетности — подача документов в электронной форме, через систему, имеющую сайт в сети Интернет. Законом предусмотрена и иная форма подачи документов, однако на сегодняшний момент система регистрации лоббистов по всей Канаде переведена в электронную форму. Поэтому граждане благодаря сети Интернет имеют свободный доступ к реестру.
Регистрация предполагает внесение сведений о лоббистах и группах интересов в реестр с присвоением статуса зарегистрированного лоббиста. Представление большого объема сведений, часть из которых делается общедоступной, — механизм приобретения этого статуса. За умышленное представление ложной информации предусмотрена ответственность. Требования Закона не выходят за предмет правового регулирования, не требуется раскрытие персональных данных и сведений о коммерческой или иной деятельности. Прямо указывается: ничто в настоящем Законе не должно истолковываться как требующее раскрытия личности лица, если такое раскрытие может угрожать безопасности человека.
Электронная система регистрации и учета автоматически ведет статистику. Так, общее число зарегистрированных лоббистов на федеральном уровне Канады по состоянию на март 2014 года — 5178. Из них консультантов — 780, сотрудников коммерческих организаций — 1762, иных организаций — 2635. По предмету деятельности больше всего лоббистов сосредоточили усилия в промышленности — 1221, в области налогообложения — 945, а меньше всего в области пенсионного обеспечения — 87, муниципальной политики — 65, религии — 8. Провинции также ведут статистику. Например, в Онтарио по состоянию на март 2014 года было зарегистрировано 1663 активных лоббиста по различным областям деятельности. 1254 лоббиста указали членов парламента в качестве объектов воздействия, Министерство финансов указали 913 лоббистов, а Министерство образования — 164 лоббиста. Однажды зарегистрировавшись, лоббист будет периодически перерегистрироваться до тех пор, пока занимается политической деятельностью. В зависимости от юрисдикции и типа лоббистов частота перерегистрации имеет различия: на федеральном уровне — каждые 6 месяцев для всех, в Онтарио срок для лоббистов-консультантов установлен в 3 месяца (разные клиенты, которые чаще меняются), для корпоративных — 6 месяцев.
Для контроля за федеральной системой регистрации и соблюдением требований Закона разделами 4.1 — 4.4 Закона о лоббизме предусмотрена должность Уполномоченного по лоббизму (The Commissioner of Lobbying). Это независимое от исполнительной власти должностное лицо назначается обеими палатами канадского парламента сроком на семь лет и обязано представлять ежегодные отчеты о своей деятельности в парламент. Уполномоченный обладает широкими правами при проведении расследований нарушений Закона. В частности, разделом 10.4 Закона предусмотрено, что Уполномоченный вправе вызывать лиц для дачи устных или письменных показаний под присягой, требовать представления документов или иных вещей, которые могут иметь отношение к расследованию.
Ответственности за нарушения требований Закона посвящен раздел 14. За отказ в регистрации на федеральном уровне первый штраф составляет до 50 000, а повторное нарушение может обернуться тюремным заключением сроком до 6 месяцев. Лоббисты, которые намеренно представили в регистрирующий орган ложные сведения или фальшивые документы, понесут ответственность в размере до 200 000 канадских долларов и двух лет лишения свободы.
Провинции устанавливают собственные размеры санкций. В Квебеке за лоббистскую деятельность без регистрации придется заплатить от 500 до 25 000 канадских долларов, а в Новой Шотландии, Онтарио и Ньюфаундленде за первое нарушение штраф составляет 25 000, а за последующее — до 100 000 канадских долларов.
Начиная с 2005 г., когда были введены в действие поправки 2003 года, позволившие применять нормы об ответственности, в парламент было представлено более двенадцати отчетов о расследованиях. В десяти случаях нарушения закона подтвердились. До 2005 года случаев привлечения к ответственности не было из-за противоречий в Законе 1989 года. Относительно низкое число наложенных штрафов позволяет прийти к выводу, что лоббисты в целом соблюдают законодательство. С другой стороны, это заставляет задуматься об эффективности выявления правонарушений. Однако неоспорим тот факт, что закон работает — лоббисты регистрируются. Благодаря официальной регистрации для них создается возможность заявить о своих успехах, узнать поближе конкурентов и подчеркнуть легальный характер своей деятельности, что для многих клиентов немаловажно.
В начале параграфа уже упоминались кодексы поведения лоббистов. В большинстве канадских юрисдикций таких отдельных кодексов поведения нет. Исключение — Квебек и федеральный уровень Канады. Но в этих случаях главный недостаток таких кодексов — неопределенность норм. Кодексы регулируют порядок обращения с информацией, порядок разрешения конфликтов интересов, предлагают, как должны вести себя лобби-группы, устанавливая общие принципы честности, профессионализма, взаимоуважения. Эти принципы свободны для интерпретации. Например, в Квебеке нормы препятствуют проявлению "недопустимого влияния" на должностных лиц в деятельности лобби-групп. Однако трудно однозначно понять, что является таким "недопустимым влиянием", что может трактоваться подходящим для одних лобби-групп и что будет не подходящим для других.
Лоббизм в европейском союзе
Лоббизм в европейском союзе стал достигать тех же размеров что и в США, однако способы осуществления лоббистской деятельности в Европе и США сильно разнятся. Лоббизм США носит довольно агрессивный характер и рассчитан на скорейший результат, в то время как европейский лоббизм носит более долгосрочный и менее агрессивный характер. Институты европейской власти регулируют в зависимости от своей предрасположенности к определенным группам интересов степень доступа к принятию решений. Поэтому агрессивная тактика, равно как и тактика представления индивидуальных, а не групповых интересов, отвергается в лоббировании на уровне ЕС. Власти в Европе предпочитают вести диалог с группами интересов. И в целом роль лоббистов в европейском союзе менее институционализированна что дает большой просто для субъективного предоставления доступа. Особенности лоббирования определяют не представители бизнеса, а европейские власти, заинтересованные в учете многосторонних интересов. Европейские лоббисты обычно склонны к конструктивному партнерству с властями, чтобы иметь возможность влиять на законотворческий процесс.
Представители бизнеса, предпочитавшие оказывать сильное давление на европейские власти, были вынуждены пересмотреть свою стратегию. Так, в 1970-х гг. Комитет ЕС Американской торговой палаты (АМПАЛ ЕС) пытался заблокировать принятие европейской социальной директивы с помощью оказываемого через многочисленных американских адвокатов давления. Такая агрессивная наступательная тактика вызвала резкое неприятие у представителей европейских властей. В течение многих лет после этого АМПАЛ ЕС должен был прилагать усилия для восстановления положительного восприятия американского бизнеса в институтах европейской власти.
Агрессивная тактика не принесла представителям европейского бизнеса пользы. Так, Европейская ассоциация нефтяной промышленности использовавшая американскую тактику для продавливания интересов потерпела поражение и не смогла помешать принятию закона по сокращению газовых сбросов. После разработки соответствующего проекта директивы в Еврокомиссии в сотрудничестве с ЕАНП в него были внесены значительные парламентские поправки. Европарламент настаивал на более жестком для нефтеперерабатывающей промышленности варианте директивы. ЕАНП задействовала свыше 50 лоббистов для работы с европарламентариями, которым стали угрожать потерей мандатов из-за закрытия нефтеперерабатывающих заводов. В результате эта лоббистская кампания спровоцировала Европарламент на показательное пренебрежение интересами нефтяной отрасли и привела к ухудшению репутации ЕАНП .
На уровне ЕС негативное лоббирование, направленное на блокирование законодательных предложений, является неэффективным, так как они могут быть заблокированы только в исключительных случаях после их рассмотрения в течение очень продолжительного времени. На самой ранней стадии подготовки законодательного предложения оно проходит неформальное согласование во всех институтах европейской власти, поэтому представители бизнеса могут лишь лоббировать внесение в него своих коррективов. При этом уровень влияния на европейские власти зависит от готовности бизнеса действовать в качестве их конструктивного партнера.
Европейский бизнес должен ориентироваться на действия властей в своем лоббировании и учитывать существующую коньюктуру. Европейские институты власти отличаются специфическими подведомственными интересами на которые представители бизнесы должны обращать свое внимание и проводить лоббирование в соответствии с ними. Европейские чиновники и политики заинтересованы в устранении деталей законопроектов, способных нанести вред, поэтому лоббисты с учетом этого должны представлять свои экспертные оценки изменяющегося законопроекта на всем пути его рассмотрения.
При взаимодействии с европейскими властями важно ориентироваться на общеевропейскую идеологию, на которой базируются законодательство и инициативы ЕС. Выдвижение на первый план в лоббистских предложениях принципов европейской интеграции, свободного перемещения товаров и капитала, социального единства, увеличения занятости и конкурентоспособности способствует улучшению восприятия позиции бизнеса. При лоббировании помимо ориентированности на интересы властей необходимо взаимодействовать со всеми действующими лицами и учитывать их проблемы и интересы.
Давление, применяемое бизнесом может быть успешно только в том случае, если бизнес располагает поддержкой национального правительства и властей. Давление и угрозы экономического характера более действенны для оказания влияния на национальные правительства, которые, в свою очередь, определяют позицию Совета министров. В связи с этим главенствующую роль поддержки сельского хозяйства определяется не активными действиями в отношении власти аграрного бизнеса, а сильным влиянием Франции в ЕС .
Для привлечения поддержки немецких европарламентариев во время рассмотрения проекта директивы REACH, противоречащей интересам химической промышленности, Союз химической промышленности Германии (СХП) организовал кампанию критики директивы в немецких и европейских средствах массовой информации. Немецкая химическая компания BASF для усиления критики директивы в СМИ направила своих специалистов по связям с общественностью в Брюссель.
Национальные ассоциации химической промышленности делали сообщения для СМИ о потенциальных угрозах реализации директивы для экономики и занятости. Так, представители химической промышленности Великобритании оценили расходы на выполнение директивы в 9 млрд. евро, а СХП заявил о возможном сокращении 2,3 млн. рабочих мест в Германии . Данные угрозы со стороны химической промышленности подействовали на национальные правительства и европарламентариев, в результате чего положения директивы были изменены в пользу интересов бизнеса .
Проведение критической кампании в СМИ и намеренная политизация вопроса являются исключением из правила при лоббировании интересов бизнеса на уровне ЕС. Такая стратегия может быть реализована только при отсутствии эффекта от других стратегий и при наличии больших ресурсов влияния, особенно на национальном уровне. Обычно бизнес старается не привлекать общественное внимание, так как это может спровоцировать увеличение числа заинтересованных в рассмотрении вопроса сторон, и вследствие этого процесс принятия решений станет неконтролируемым.
Глава консалтингового агентства Kimmons & Kimmons К. Кайммонс, бывший лоббист фармацевтической компании GlaxoSmith-Kline, выделила основные стратегии евролоббирования бизнеса, используемые в зависимости от обстоятельств.
1. «Боевой вертолет». Это агрессивное лоббирование, используемое при отсутствии эффекта от всех других стратегий. Включает угрозы миграции бизнеса на другую территорию с дешевыми ресурсами и более приемлемыми условиями в случае, если европейские политики окажутся недостаточно уступчивыми.
2. «Кофи Аннан", или «Троянский конь». Наиболее часто используемая в Брюсселе стратегия, направленная на достижение компромисса во избежание наихудших сценариев регулирования. Часто предполагает конструктивное обязательство, предлагаемое властям на основе взаимоприемлемого компромисса.
3. «Плохой полицейский — хороший полицейский». Означает жесткую бескомпромиссную позицию одной компании или ассоциации, которая позволяет получить моральное преимущество другим более конструктивным ассоциациям или компаниям, готовым идти на уступки для нахождения компромисса.
4. «Дантист». Если компания или ассоциация не приемлет предложенную законодательную инициативу, то они первоначально пытаются "обезвредить" наихудшие для них положения (так называемые гнилые зубы), а уже потом исправить менее важные.
5. «Третья сторона». Обращение к неправительственным организациям, с тем чтобы найти компромисс по обсуждаемой проблеме.
6. «Осел». Связана с образом осла, идущего за морковкой на палке. Представители бизнеса ориентируются в лоббировании на интересы и предпочтения лиц, принимающих решения. Как правило, соблазнение и взяточничество не используются .
Стратегия «Боевой вертолет» используется только крупным влиятельным бизнесом, который одновременно оказывает давление и на европейские власти, и на национальные правительства. Например, в январе 2007 г. крупнейшие немецкие автопроизводители DaimlerChrysler, BMW, Volkswagen, Ford и Opel обратились в Еврокомиссию с открытым письмом, в котором утверждалось, что ее планы по регулированию эмиссии углекислого газа для новых автомобилей могут нанести сильный ущерб европейской автомобилестроительной промышленности. В письме указывалось на возможность миграции автопроизводителей и смежных производств за пределы ЕС, что повлекло бы за собой массовые сокращения рабочих мест . Параллельно с опубликованием данного письма председатель производственного совета DaimlerChrysler Э. Клемм заявил в Германии о том, что компания будет вынуждена закрыть несколько немецких заводов в случае вступления в силу директивы по регулированию эмиссии углекислого газа. Э. Клемм указал на возможное сокращение 65 тыс. рабочих мест. В феврале 2007 г. Немецкий конгресс торгово-промышленных палат призвал Еврокомиссию остановить проектирование новой директивы о потребительской защите, предусматривающей прямую ответственность производителя за брак (ему придется оплачивать и организовывать работу по непосредственному принятию и оценке брака) и возможность инициирования коллективных общеевропейских исков потребителей .
Председатель правления Немецкого конгресса торгово-промышленных палат М. Ванслебен предупредил Еврокомиссию, что новые правила потребительской защиты могут привести к росту цен и миграции производства за пределы ЕС . Активное использование немецким бизнесом стратегии «Боевой вертолет» в 2007 г. неслучайно, так как в первом полугодии 2007 г. председательствующим государством в ЕС была именно Германия, для которой миграция немецких производителей является серьезной угрозой.
Стратегия «Дантист», направленная на постепенную нейтрализацию вредных для бизнеса законотворческих положений, на практике может означать намеренное затягивание рассмотрения законодательства при постоянном оказании влияния на законодателей. В целом особенность европейского лоббирования состоит в его долгосрочном характере. Разработка, рассмотрение и принятие проекта директивы занимают несколько лет. Это связано с тем, что согласование законодательства на различных этапах его формирования занимает длительный промежуток времени. Такая практика дает определенные преимущества тем представителям бизнеса, которые занимаются долгосрочным лоббированием и обладают достаточными для этого ресурсами. Часто законопроекты в течение нескольких лет получают лоббистское сопровождение без привлечения общественного внимания.
Особенно сильно тактика намеренного изнуряющего затягивания рассмотрения законодательства со стороны бизнеса проявилась на уровне ЕС при составлении директивы REACH. В апреле 1998 г. Еврокомиссия выступила с инициативой разработки соответствующего проекта директивы, который был подготовлен в 2001 г. Окончательный вариант директивы был принят Европарламентом в декабре 2006 г., и она вступила в силу в июне 2007 г. В соответствии с положениями директивы химический бизнес при активном вмешательстве на всех законотворческих стадиях национальных правительств смог добиться для себя серьезных уступок.
Наиболее часто применяемая компромиссная стратегия лоббирования во всех ее проявлениях может быть продемонстрирована на примере действий автопроизводителей, пытавшихся предотвратить введение жестких норм эмиссии углекислого газа для автомобилей. В 1998 г. на переговорах с Еврокомиссией автопроизводители, чтобы избежать введения принудительного регулирования, заключили с ней добровольное соглашение о своем обязательстве к 2012 г. сократить автомобильную эмиссию углекислого газа до среднего уровня 120 г/км. В 2007 г. еврокомиссар по вопросам экологии С. Димас заявил, что автопромышленность игнорирует свое обязательство, так как средний уровень автомобильной эмиссии углекислого газа составляет приблизительно 160 г/км. Это свидетельствовало о полном нежелании автопроизводителей создавать и внедрять новые экологичные двигатели. В результате Еврокомиссия поддержала проектирование обязывающей директивы.
Ассоциация европейских автопроизводителей призвала Еврокомиссию сделать акцент не на принудительном регулировании, а на введении налогов, поощряющих спрос на машины с экологичными двигателями. Данное предложение Ассоциации было проигнорировано. Автопроизводители в диалоге с Еврокомиссией указали на то, что эмиссия углекислого газа зависит не только от экологичности двигателя, но и от манеры вождения, пользования кондиционером и ряда других факторов. В результате Еврокомиссия согласилась на компромисс, установив с 2012 г. техническую норму для эмиссии в размере 130 г/км вместо предполагаемых ранее 120 г/км . Остальные 10 г/км по предложению Еврокомиссии должны быть сокращены за счет внедрения биотоплива и других факторов: внедрения более экологичных кондиционеров, контрольной системы оптимизации давления в шинах и т.п.
Эффективное лоббирование бизнеса основывается главным образом на превентивной стратегии. Потенциал влияния на раннем этапе формирования законодательной инициативы значительно выше, чем на более поздних этапах рассмотрения и принятия законодательства. Лоббирование на самой ранней законотворческой стадии становится возможным в условиях предварительной или постоянной коммуникации с представителями европейских властей. Когда законодательное досье становится предметом публичных консультаций, законодательная инициатива уже имеет определенную концепцию.
Даже при отсутствии хорошей коммуникации с представителями властей бизнес должен выстраивать свое лоббирование в соответствии с аналитическими прогнозами формирующейся в ЕС, и особенно в Еврокомиссии, конъюнктуры. Более опытный в европейском лоббировании крупный бизнес предпочитает заблаговременно создавать для своих интересов благоприятную конъюнктуру. Например, европейская федерация производителей биотехнологической продукции «ЕвропаБио», лоббирующая либерализацию рынка ГМО-продукции, активно инициирует обсуждения ГМО-тематики в генеральных директоратах по предпринимательству, торговле и исследованиям для того, чтобы ослабить законотворческие позиции генеральных директоратов по потребительской защите и экологии. В первых генеральных директоратах бизнес воспринимается положительно в качестве субъекта предпринимательской, торговой и исследовательской деятельности. «ЕвропаБио» постоянно формирует конъюнктуру обсуждения ГМО-тематики с точки зрения экономических последствий и конкурентоспособности европейской экономики .
На уровне ЕС успешное лоббирование проводится не благодаря политическому патронажу или финансированию избирательных кампаний, а благодаря информационно-экспертному влиянию . Возможности такого влияния обеспечиваются за счет представительности, хорошей репутации и доверительных отношений с представителями европейской власти. Хорошая репутация и доверительные отношения основываются на надежности и ценности предоставляемых сведений, политической поддержке, соблюдении договоренностей, предсказуемости и длительности партнерских отношений. Предоставляемые сведения и оказываемая политическая поддержка должны быть ориентированы не только на собственную выгоду, но и по возможности на достижение общего блага. Это повышает уровень доверия и внимания европейских властей к представителям бизнеса.
Многие ушедшие в отставку европейские чиновники и политики работают в структурах бизнеса, занимаясь при этом лоббированием в тех институтах власти, в которых они раньше служили. Подобная практика получила общепринятое название "вращающиеся двери", так как в Брюсселе имеет место систематическое лоббирование с задействованием бывших высокопоставленных служащих Еврокомиссии и европарламентариев. Бизнес за счет "вращающихся дверей" имеет преимущества в лоббировании, связанные не только с получением сети важных связей, но и со знанием различных неформальных тонкостей принятия решений. Кроме того, за счет «вращающихся дверей» бизнес обретает авторитетных представителей своих интересов в институтах европейской власти.
Наибольшую скандальную известность в ЕС получили два случая перехода на лоббистскую работу в сферу бизнеса еврокомиссаров М. Бангеманна и Л. Бриттана . М. Бангеманн, являясь еврокомиссаром по телекоммуникациям, еще во время исполнения своих полномочий занял должность в телекоммуникационной компании Telefonica. Это спровоцировало скандал в СМИ, в результате чего Еврокомиссия была вынуждена разработать подробный кодекс поведения для еврокомиссаров. Кодексом было запрещено еврокомиссарам в течение года после своей отставки заниматься лоббистской работой, связанной с прежними полномочиями. Ушедший с поста еврокомиссара по вопросам торговли Л. Бриттан менее чем через год начал работать в юридической фирме Herbert Smith, специализирующейся на правовых вопросах ВТО, стал вице-президентом инвестиционного банка UBS Warbung, консультативным директором Unilever и возглавил управляющий комитет британской финансовой ассоциации . Бывшие высокопоставленные чиновники Еврокомиссии ниже уровня еврокомиссаров являются более доступными для бизнеса. Ушедшие в отставку руководители генеральных директоратов могут быть для бизнеса намного более желанными партнерами и сотрудниками, чем бывшие еврокомиссары, не только из-за их большей доступности и большей степени свободы, но и ввиду отсутствия общественного интереса к их лоббистской деятельности.
Иногда в институтах европейской власти может иметь место так называемый встроенный лоббизм, когда представитель власти защищает близкие ему интересы. В Еврокомиссии сотрудникам и еврокомиссарам запрещено иметь оплачиваемую работу по совместительству. Но служащие Еврокомиссии в прошлом могли занимать руководящие должности в бизнесе и иметь соответствующие лоббистские связи с ним. Действующий еврокомиссар по вопросам конкуренции Н. Крес за последние 10 лет до ее членства в Еврокомиссии занимала руководящие посты почти в 30 различных компаниях, среди которых были известные транснациональные корпорации Volvo Group, Lucent, McDonald's, PriceWaterhauseCoopers, Thales и KLM. Н. Крес до вступления в должность еврокомиссара пообещала Европарламенту передавать дела, затрагивающие интересы компаний, в которых она работала, другим служащим Еврокомиссии. Она также подписала письменное обещание президенту Еврокомиссии Ж. Баррозо отказываться от участия в делах, непосредственно связанных с ранее управляемыми ею компаниями. Данный документ приложен к публичной декларации интересов Н. Крес. Тем не менее вряд ли она сможет избежать участия в делах, косвенно касающихся интересов компаний, в которых она ранее работала. Помимо этого при передаче дел другим служащим Еврокомиссии не исключается фактор лояльности по отношению к интересам влиятельного еврокомиссара.
Лучшие возможности для встроенного лоббизма существуют в Европарламенте, так как европарламентариям не запрещено работать в сфере бизнеса. Например, решающую роль в утверждении предписания о либерализации автомобильной торговли в Европарламенте сыграл европарламентарий К. Конрад, имеющий собственный бизнес по продаже автомобилей в Германии. Он был назначен докладчиком Европарламента по данному предписанию . Европарламентарии могут являться также оплачиваемыми сотрудниками компаний, что способствует проявлению внутреннего лоббизма. Например, европарламентарий Э. Манн, будучи одновременно активным членом форумного объединения «Трансатлантическая политическая сеть» (ТПС) и оплачиваемой сотрудницей компании Bertelsmann AG, подготовила парламентский проект резолюции, одобряющий проведение переговоров между ЕС и США о создании к 2015 г. между ними свободной торговой зоны. Проект резолюции, получивший одобрение в Европарламенте, был составлен на основе документа ТПС, корпоративным членом которой является Bertelsmann AG .
Брюссель является многокультурной политической площадкой, на которой сталкиваются разнообразные южно- и североевропейские менталитеты и традиции. Например, датчане публикуют информацию о выслушанных представителях интересов в специальных публичных журналах, а грекам совершенно чуждо восприятие лоббизма в качестве нормального политического инструмента. На всех уровнях европейской власти чиновники и политики владеют разными языками, имеют различные традиции, ценности и нормы. Для успешной лоббистской деятельности надо учитывать национальную культуру главных игроков и максимально уважительно относиться к каждому из них, например, подготавливая для них справки на родном языке. Особенность евролоббирования состоит в постоянной потребности выстраивать коммуникации одновременно на нескольких языках. При этом коммуникации должны иметь интеркультурный характер, т.е. формат обсуждения каких-либо вопросов должен учитывать национальную культуру лица, принимающего решения. Представителей европейской власти объединяют общие работа и местоположение, прагматическое использование только нескольких рабочих языков (английский, французский, немецкий) и одинаковые ожидания. У них имеется чувство солидарности, но культурные различия продолжают играть важную роль.
Помимо коммуникации с представителями европейских властей язык может становиться важным лоббистским инструментом при переводе нормативных актов на все официальные языки ЕС. Нормативные акты обычно готовятся на одном из рабочих языков, а потом переводятся и публикуются на каждом официальном языке. Многие ключевые слова нормативных актов воспроизводятся в переводе без общего определения. Проблема заключается в том, что между любыми языками существуют семантические различия, а изменение формулировок при переводе приводит к появлению различий в национальных версиях нормативных актов. Это дает потенциальную возможность для лоббистской манипуляции во время перевода. Такая манипуляция может отразиться на функционировании бизнеса. Например, нидерландский молочный бизнес пострадал при переводе предписания ЕС об упаковках для молочной продукции на голландский язык. Вместо традиционной картонной упаковки в национальной версии предписания появилось требование использовать «металлическую упаковку». Причина оказалась в неправильном переводе французского слова, которое означало «любая упаковка». Согласно официальному сообщению ошибка была допущена бельгийским переводчиком, переводящим с валлонского французского языка, в котором оспариваемое слово может означать также металлическую упаковку. Тем не менее представители нидерландского молочного бизнеса полагают, что неправильный перевод был инициирован конкурентами. В связи с имеющейся вероятностью неправильного перевода представители бизнеса должны проверять все языковые версии нормативных актов ЕС, которые затрагивают их сферу деятельности. Помимо выполнения этой функции поддержание многоязычного интерфейса необходимо для проведения активной лоббистской работы, так как это ускоряет ознакомление со специфичными документами, которые могут быть представлены в переводном виде только через некоторое время.
Как видно из представленного выше материала, Лоббизм является неотъемлемой частью правовой, политической и социальной структур общества и является одним из факторов экономического роста и развития страны.
Для Российской Федерации лоббизм может стать основным развивающим фактором и механизмом прорыва для нашей экономики и общества. Улучшив взаимодействие власти и общества, мы можем создать здоровый диалог и власть сможет стать более мобильной и гибкой, что позволит ей решать проблемы еще до их появления.