Государственные гарантии как форма государственного долга
Перейти к содержимому

Государственные гарантии как форма государственного долга

  • автор:

Государственные гарантии – форма государственного долга

Во взаимодействии поставщиков и потребителей, особенно находящихся в разных странах, государство нередко выступает гарантом по платежам покупателя товаров. Если он оказывается неплатежеспособным к моменту платежа, по его долгам рассчитывается государство. Соответственно оно должно планировать гарантийные обязательства и оформлять их соглашениями с получателем товаров и с поставщиком.

При рассмотрении проекта закона о бюджете на очередной год наряду с программами государственных внутренних и внешних заимствований, предоставления кредитов иностранным государствам детально обсуждается вопрос о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Правовой базой использования государственных и муниципальных гарантий является ГК РФ и ст. 115–117 БК РФ.

Как отмечалось выше, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий и быть представлены в виде определенного объема обязательств по государственным гарантиям.

Государственные гарантии, как правило, предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним кредиторам. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет финансовую ответственность в полной мере только в случае неплатежеспособности заемщика. Статья 115 БК РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант письменно обязуется отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично). Государство-гарант обязано при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, в том числе ответственность перед гарантом в виде процентов.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти соответствующих уровней – с анализом финансового состояния принципала или без такого анализа.

Счетная палата РФ по опыту последних лет в начале 2008 г. подготовила аналитические материалы, свидетельствующие о возможном возрастании нагрузки на федеральный бюджет по гарантиям, когда анализ финансового состояния принципала не проводится. Риск государства при использовании бюджетных средств при этом возрастает.

Федеральным законом, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий соответственно.

БК РФ регламентирует порядок разработки и утверждения программ государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению соответствующих государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период.

Должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия (с указанием принципала по каждой гарантии), величина которой превышает:

  • 1 млрд руб. – для государственных гарантий Российской Федерации;
  • 10 млн руб. – для государственных гарантий субъекта РФ;
  • 100 тыс. руб. – для муниципальных гарантий.

Предоставленные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе соответственно программы государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ.

В программе государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия, величина которой превышает сумму, эквивалентную 50 млн долл. Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В программе отмечается, что государственные гарантии Российской Федерации предоставляются для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг). Далее дается исчерпывающий перечень подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в данном году в млн долл.

Государственные гарантии Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций, также предусматриваются законом о федеральном бюджете на очередной год в соответствии с БК РФ. Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика – субсидиарная.

В мировой практике государственные гарантии являются мощным фактором поддержки экспорта и укрепления конкурентных позиций на мировых рынках. Китай ежегодно тратит на поддержку своего экспорта около 7% бюджетных средств, Чехия – около 2,5, Словакия – 2,3, а Россия – только 0,6%. Германия предоставляет гарантии до 2,9% от экспорта, США – до 2, Польша – до 3,8%.

В России все шире практикуется предоставление гарантий по кредитам, связанным с экспортом высокотехнологичной наукоемкой продукции военно-промышленного комплекса, что не могло не способствовать росту экспорта военной техники и оружия. Портфель заказов составляет около 35 млрд долл. В результате разрушения СССР годовые поставки военной техники были сокращены с 22 до 1,7 млрд долл. Однако сейчас идет процесс восстановления объема экспорта военной техники и оружия. Уместно заметить, что и внешние кредиты ряду стран предоставляются Россией для закупок российской военной техники. Например, Индонезии был предоставлен крупный кредит для закупки российской военной техники.

В Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" был установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2009 г. в сумме 3,5 млрд долл., на 1 января 2010 г. – в сумме 6,8 млрд долл. США, на 1 января 2011 г. – в сумме 10,4 млрд долл. Кризис продиктовал пересмотр бюджетной трехлетки и изменение параметров бюджета на 2009 г. В федеральном бюджете на 2009 г. после его пересмотра программа государственных гарантий в иностранной валюте ограничена их предоставлением на 2,0 млрд долл., в том числе: 1,0 млрд долл. – гарантии па поддержку экспорта; 0,4 млрд долл. – гарантии по заимствованиям ЗАО "Росэксимбанк"; 0,6 млрд долл. – гарантии по обязательствам российских экспортеров перед указанным банком. В дальнейшем наблюдался процесс наращивания объемов государственных гарантий в русле решения проблем развития внешнеторговых связей российских предприятий.

В валюте РФ государственные гарантии возрастают по заимствованиям "Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию" (АИЖК) в целях создания на земельных участках инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, по кредитам, получаемым стратегическими предприятиями оборонного комплекса, а также по кредитам на инвестиционные цели для юридических лиц, находящихся на территории Чеченской Республики.

Политика предоставления гарантий требует соответствующего научно- аналитического сопровождения. В мировой практике широко используется институт специализированных агентств, оказывающих соответствующие услуги бизнесу, включая государственные компании, связанные с государственной поддержкой бизнеса.

Государственные гарантии РФ как вид долговых обязательств

Государственные гарантии РФ – это вид долговых обязательств по погашению задолженности определенных лиц государством, выступающим в роли гаранта, в случае признания этих лиц неплатежеспособными.

Сущность и назначение государственных гарантий Российской Федерации

В условиях современного общества взаимодействие поставщиков и потребителей давно вышло за пределы границ отдельных государств. В связи с этим в данном взаимодействии существенную роль может играть государство, которое берет на себя роль гаранта по платежам покупателей товаров. В случае неплатежеспособности покупателя к моменту оплаты задолженности по его долгам расчеты осуществляет государство. Это требует от государственной власти планирования гарантийных обязательств и оформления их соглашениями с покупателями и поставщиками товаров.

Вопрос предоставления государственных и муниципальных гарантий при рассмотрении проектов бюджетов различных уровней на очередной год и планируемый период обсуждается наравне с программами государственных и внешних и внутренних заимствований, предоставления кредитов иностранным государствам. Правовую основу государственных и муниципальных гарантий составляют положения Гражданского и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Государственные гарантии являются видом долговых обязательств Российской Федерации и оформляются в виде договоров, предусматривающих определенный объем обязательств в рамках исполнения гарантий.

Предоставление государственной гарантии осуществляется преимущественно по кредитам и займам, которые привлекаются региональными органами власти, органами муниципального управления, хозяйствующими субъектами. Государство выступает в качестве гаранта не только безусловного погашения кредитов и займов, но и выплаты процентов по этим займам в адрес кредиторов. Такие кредиты и займы именуются гарантированными. Гарантированные заимствования подразумевают возложение на государство финансовой ответственности в полной мере только при условии установления неплатежеспособности заемщика. В соответствии со статьей 115 Бюджетного кодекса России государственная гарантия понимается как способ обеспечения обязательств гражданско-правового характера в силу которого государство, являющееся гарантом, берет на себя письменное обязательство ответа за исполнение определенными лицами, которым дается гарантия, обязательств перед иными лицами в полной мере или частично. Таким образом, на государство-гарант возлагается обязательство погашения долга, включая проценты, только в том случае, если заемщик получает статус неплатежеспособного. При этом в любом случае именно на заемщика возлагается ответственность по своим обязательствам, в том числе ответственность в виде процентов перед гарантом.

В мировой практике государственные гарантии имеют статус мощных инструментов, обеспечивающих поддержку экспорта и укрепления конкурентных позиций хозяйствующих субъектов на мировых рынках.

Порядок предоставления государственных гарантий

Порядок предоставления государственных, как и муниципальных, гарантий определяется составом полномочий органов государственного или муниципального управления. Он может включать в себя анализ финансового состояния принципала или осуществляться без проведения такого анализа.

По аналитическим материалам Счетной палаты России можно заметить, что отказ от проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении государственной гарантии является нецелесообразным. Следствием такой политики может стать рост нагрузки на бюджетную систему в рамках предоставленной гарантии.

Планирование государственного и иных бюджетов на Российской Федерации требует от федеральных и региональных органов власти включения в состав бюджетных расходов бюджетных ассигнований, которые могут быть использованы для потенциально возможного исполнения государственных гарантий Российской Федерации и регионов.

Порядок разработки утверждения программ государственных гарантий России и ее субъектов регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Государственные гарантии могут быть представлены в национальной валюте или в валюте других государств.

В первом случае программа государственной гарантии России и ее регионов представляет собой перечень государственных гарантий, подлежащих представлению и исполнению на очередной финансовый год и плановый период. Каждая гарантия подлежит отдельной характеристике в случае превышения установленной величины, которая составляет более 1 млрд. рублей для государственных гарантий России, более 10 млн. рублей для региональных государственных гарантий.

Реализация предоставленных гарантий может быть осуществлена только при условии включения их в соответствующие программы государственных федеральных и региональных гарантий в национальной валюте Российской Федерации.

Во втором случае раскрытию подлежат все государственные гарантии, величина которых по отдельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн долларов. Реализация указанных гарантий возможна только в том случае, если они утверждены в составе программы государственных гарантий России в иностранной валюте. Эта программа выступает в качестве приложения к Федеральному закону, утверждающему федеральный бюджет на будущий год и плановый период. Основное назначение этой программы выражается в предоставлении государственной гарантии с целью поддержки экспорта результатов промышленного производства в виде товаров, услуг или работ.

При предоставлении государственных гарантий в отношении проектов, реализуемых с привлечением международных финансовых организаций, объемы финансирования также предусматриваются Федеральным законом о бюджете. Предоставление гарантии осуществляется преимущественно на конкурсной основе, ответственность делится между гарантом и заемщиком.

§ 4. Государственные гарантии

Государственные (муниципальные) гарантии являются специфическим видом государственного (муниципального) долга. В отличие от иных видов долговых обязательств посредством предоставления гарантий государство (муниципальное образование) не привлекает в бюджеты различных уровней денежные средства и, соответственно, не возлагает на себя обязанность возвратить полученные средства, а лишь дает гарантию исполнить в определенных случаях обязательство третьего лица при неисполнении или ненадлежащем исполнении его последним или возместить ущерб, образовавшийся при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Иными словами, при государственных и муниципальных гарантиях исполнение гарантированных обязательств имеет лишь вероятностный характер, в отличие от отношений, где государство или муниципальное образование выступает заемщиком и, безусловно, должно исполнить долговое обязательство.

Государственная (муниципальная) гарантия — вид долгового обязательства, оформленного в письменной форме, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Государственная (муниципальная) гарантия выдается в письменной форме.

Государственная (муниципальная) гарантия является отзывной, только если основания для ее отзыва прямо указаны в тексте государственной (муниципальной) гарантии.

Государственная (муниципальная) гарантия должна содержать ряд обязательных реквизитов:

— наименование гаранта и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

— обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

— объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

— определение гарантийного случая;

— безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

— основания для выдачи гарантии;

— вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

— срок действия гарантии;

— порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии, в том числе вид ответственности гаранта (субсидиарная или солидарная);

— порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

— наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

— иные сведения, которые могут быть определены законодательными актами или правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Государственная (муниципальная) гарантия также может быть выдана не бенефициару, а принципалу на основании договора о предоставлении гарантии, в случае если невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициаром является неопределенный круг лиц.

В случае если договором о предоставлении гарантии и гарантией установлен срок принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии и со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия гарантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту.

Государственная (муниципальная) гарантия как долговое обязательство прекращает свое действие в следующих случаях:

— уплаты гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

— истечения определенного в гарантии срока, на который она выдана;

— исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

— вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

— если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

— в иных случаях, установленных гарантией.

С момента прекращения действия гарантии бенефициар лишается каких-либо прав по гарантии независимо от того, возвращена ли гарантия гаранту или нет.

Предоставление государственных и муниципальных гарантий производится на основании обязательной предварительной проверки финансового состояния получателя гарантии, и преимущественно на конкурсной основе. Опыт 90-х гг. XX в. показал, что отсутствие предварительного финансово-экономического анализа инвестиционных проектов стало причиной увеличения государственных расходов на выполнение гарантийных обязательств.

Исполнение гарантийных обязательств, предусматривающих возникновение права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловленных уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета как предоставление бюджетного кредита. В противном случае исполнение гарантийных обязательств подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

Предоставление государственных (муниципальных) гарантий осуществляется уполномоченным государственным (муниципальным) органом власти на основании:

— федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии проведения анализа финансового состояния принципала;

— предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу, отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по гарантиям, ранее предоставленным Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Минфин России либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

Предоставление и исполнение государственной (муниципальной) гарантии подлежат отражению в государственной (муниципальной) долговой книге.

В отношении государственных гарантий Российской Федерации решение об их предоставлении принимается в форме акта Правительства РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации указываются лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется гарантия, предел гарантийных обязательств, а также основные условия гарантии.

В свою очередь, Минфин России, в соответствии с актом Правительства РФ, от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по регрессным обязательствам, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения), в соответствии с актом Правительства РФ, и выдает государственные гарантии Российской Федерации.

В заключение отметим, что потенциал предоставления государственных (муниципальных) гарантий огромен. С одной стороны, их выдача не увеличивает реальных государственных расходов (при надлежащем исполнении должником своих обязательств) в отличие от других форм государственного долга, а с другой — позволяет развивать наиболее перспективные отрасли народного хозяйства, нуждающиеся в дополнительном коммерческом финансировании.

Государственные гарантии как форма государственного долга

БК РФ Статья 116. Предоставление и исполнение государственных гарантий Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие абз. 1 п. 1 ст. 116 (в части права Правительства РФ принимать решения о предоставлении госгарантий в соответствии с законом о федеральном бюджете) приостановлено с 01.01.2023 до 01.01.2024. О предоставлении гарантий в 2023 г. см. ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

1. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения в форме акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Министерство финансов Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в размере и в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В акте Правительства Российской Федерации (акте Министерства финансов Российской Федерации) о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:

лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;

основные условия обязательства, обеспечиваемого государственной гарантией Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

объем обязательств Российской Федерации по государственной гарантии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

основные условия государственной гарантии Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление контроля за целевым использованием средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной гарантией Российской Федерации, и исполнением обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), обеспеченному государственной гарантией Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) и выдает государственные гарантии Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации вправе предоставить должностным лицам агента, привлеченного в соответствии с пунктом 5 статьи 115.2 настоящего Кодекса, письменное уполномочие на подписание от имени Министерства финансов Российской Федерации государственных гарантий Российской Федерации, договоров (соглашений), указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также иных договоров (соглашений) и документов, связанных с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.

3. Государственные гарантии Российской Федерации не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) унитарных предприятий (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения), некоммерческих организаций (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, учрежденных (созданных) Российской Федерацией), крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 278-ФЗ, от 04.08.2023 N 416-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 4 ст. 116 (в ред. ФЗ от 26.03.2022 N 65-ФЗ) применяется при учете государственных гарантий в составе государственного долга с 01.01.2022.

4. Обязательства, вытекающие из государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, включаются в состав соответственно государственного внутреннего долга Российской Федерации или государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, но не более суммы государственной гарантии Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N 434-ФЗ, от 26.03.2022 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предоставление и исполнение государственной гарантии Российской Федерации подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации.

6. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, увеличения государственного долга по ним, сокращения государственного долга вследствие исполнения принципалами либо третьими лицами в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, прекращения по иным основаниям в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных государственными гарантиями Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Об особенностях исполнения государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных в иностранной валюте см. Указ Президента РФ от 09.08.2023 N 603.

7. Порядок и условия предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, устанавливаются Правительством Российской Федерации по направлениям (целям) гарантирования.

(п. 7 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, допускается предоставление государственной гарантии Российской Федерации, обеспечивающей исполнение обязательств российского юридического лица (принципала) по кредитному договору, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» будет считаться наступившим в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства. Предоставление и исполнение такой государственной гарантии Российской Федерации осуществляется со следующими особенностями:

1) в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства требование бенефициара об исполнении указанной в настоящем пункте государственной гарантии Российской Федерации может быть предъявлено гаранту в общей сумме неисполненных обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» считается наступившим, независимо от установленных кредитным договором сроков (графика) исполнения указанных обязательств принципала. Указанное требование бенефициара об исполнении государственной гарантии Российской Федерации может быть предъявлено гаранту до завершения в отношении принципала конкурсного производства;

2) исполнение такой государственной гарантии Российской Федерации (удовлетворение указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования бенефициара об исполнении государственной гарантии Российской Федерации) осуществляется в рассрочку в порядке, объеме (сумме) и в сроки, которые установлены государственной гарантией Российской Федерации, по мере наступления установленных кредитным договором сроков (графика) исполнения указанных обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, как если бы государственная гарантия Российской Федерации подлежала исполнению в обычном порядке (если бы арбитражным судом не было принято решение о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства и если бы срок исполнения обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации обязательств принципала по кредитному договору в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не считался наступившим);

3) денежные средства на исполнение государственной гарантии Российской Федерации, в том числе предоставленной с правом регрессного требования гаранта к принципалу (удовлетворение указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования бенефициара об исполнении государственной гарантии Российской Федерации), после завершения в отношении принципала конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации учитываются в расходах федерального бюджета;

4) к указанной в настоящем пункте государственной гарантии Российской Федерации не применяются положения пункта 2 (в части необеспечения государственной гарантией Российской Федерации обязательств принципала по кредитному договору, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» считается наступившим в связи с принятием арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства), пункта 13 (в части непредъявления бенефициаром требования об исполнении государственной гарантии Российской Федерации ранее срока, установленного государственной гарантией Российской Федерации и договором о ее предоставлении, в случае, когда срок исполнения обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации обязательств принципала по кредитному договору в соответствии с указанным Федеральным законом считается наступившим в связи с принятием арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства), подпункта 3 (в части прекращения обязательств гаранта перед бенефициаром по государственной гарантии Российской Федерации в случае прекращения обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, в связи с ликвидацией принципала после предъявления бенефициаром гаранту указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования об исполнении государственной гарантии Российской Федерации) и подпункта 6 (в части прекращения обязательств гаранта перед бенефициаром по государственной гарантии Российской Федерации с прекращением основного обязательства в связи с ликвидацией принципала после предъявления бенефициаром гаранту указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования об исполнении государственной гарантии Российской Федерации) пункта 21 статьи 115 настоящего Кодекса.

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

9. Правительство Российской Федерации вправе утвердить типовую форму государственной гарантии Российской Федерации, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту (займу).

(п. 9 введен Федеральным законом от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

10. В случае полного удовлетворения регрессного требования Российской Федерации к принципалу, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в обеспечение исполнения обязательств страховщика (перестраховщика) по договору страхования (договору перестрахования), принадлежащие Российской Федерации права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая по указанному договору страхования (договору перестрахования) и причинение убытков, перешедшие к Российской Федерации при исполнении указанной государственной гарантии Российской Федерации, переходят в соответствующем объеме к лицу, удовлетворившему указанное регрессное требование Российской Федерации либо исполнившему обязательства по соответствующему договору (односторонней сделке) об обеспечении указанного регрессного требования Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *