Что не является природоохранным мероприятием
Перейти к содержимому

Что не является природоохранным мероприятием

  • автор:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

С 01.10.2023 в абз. 3 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 449-ФЗ). См. будущую редакцию.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Что не является природоохранным мероприятием

Экологическое законодательство РФ составляют:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;
  • Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ;
  • Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
  • Водный Кодекс РФ от 16.11.95;
  • Лесной кодекс РФ от 29.01.97.;
  • Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Тесты по дисциплине экологические основы природопользования

по экологическим основам природопользования по темам: «Взаимодействие человека и природы».

Преподаватель: Романова Е.И.

Цель тестирования:

Определить уровень усвоения пройденного материала по теме «Взаимодействие человека и природы»

Инструкция:

Тест состоит из 12 вопросов разной формы и различным темам. Тест выполняется на отдельном листе. На лист заносятся Ф.И.О., номер группы, номера заданий и соответствующие им обозначения правильных ответов.

Исходные данные не заносятся испытуемым на бланк ответа, а заносится только пропущенный символ или слово. При оценивании теста не будут засчитаны ответы, имеющие исправления. Время выполнения теста 40 минут.

Желаю успехов!

Вариант 1

1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли
Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
В) образовался в результате промышленного загрязнения
Г) способствует разрушению загрязнителей

2. Установите соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) пыль А) цветная металлургия

2) ртуть Б) производство цемента

3) нефтепродукты В)нефтепроводы

4) пестициды Г) сельское хозяйство

3. Плодородие почвы определяется количеством:
А) минеральных веществ
Б) гумуса
В) живых организмов
Г) воды

4. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
А ) Абиотические
Б) Биотические
В) Антропогенные
Г) Космические

5. Продолжите предложение:

« Ресурсы, которые способны восстанавливаться по мере их использования, называются …

6.Установите последовательность этапов образования железняков:

А) Окисление железа, содержащегося в почве;

Б) Вырубка тропических лесов;

В) Образование красной твердой корки;

Г) Оголение почв (уничтожение лесной подстилки)

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Нехватка ресурсов вследствие роста численности населения

2)«Все должно куда-то деваться» Б) Снижение уровня грунтовых вод после вырубки леса

3)«Ничто не дается даром» В) Разрушение озонового слоя

4) «Природа знает лучше» Г) Разложение опавших листьев

8.Что не является причиной разрушения озонового слоя:
А) Использование фреонов
Б) Накопление в атмосфере парниковых газов: CH4, H2O пар
В) Запуск сверхзвуковых самолетов
Г) Запуск космических систем

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Пищевые ресурс А) Исчерпаемые

2) Животный мир Б)Неисчерпаемые

3) Энергия приливов и отливов

10. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А ) Жесткого УФ излучения
Б) Высоких температур
В) Выбросов предприятий
Г) Выхлопных газов автотранспорта

11. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорта:
А) «парниковые газы»
Б) ядохимикаты
В) соли тяжёлых металлов
Г) нитраты

12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заповедников
Б) Осушение болот
В) Осуществление экологического обучения
Г) Осуществление экологического воспитания

на заседании методической цикловой комиссии

преподавателей общеобразовательных (естественно-научных) дисциплин профессионального обучения

Протокол №__, дата «___» _______ 2017 г.

Председатель комиссии ________/Дорофеева М.В./

Зам. директора по учебной работе

текущего контроля второго уровня усвоения

по экологическим основам природопользования по темам: «Взаимодействие человека и природы».

Преподаватель: Романова Е.И.

Цель тестирования:

Определить уровень усвоения пройденного материала по теме «Взаимодействие человека и природы»

Инструкция:

Тест состоит из 12 вопросов разной формы и различным темам. Тест выполняется на отдельном листе. На лист заносятся Ф.И.О., номер группы, номера заданий и соответствующие им обозначения правильных ответов.

Исходные данные не заносятся испытуемым на бланк ответа, а заносится только пропущенный символ или слово. При оценивании теста не будут засчитаны ответы, имеющие исправления. Время выполнения теста 40 минут.

Желаю успехов!

Вариант 2

1. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Водные ресурсы А)Возобновимые

2) Каменная соль Б)Невозобновимые

2. Продолжите предложение: «Оболочка Земли, созданная, населенная и преобразованная живыми организмами — это…»

3. Документ, составляющий основу природоохранной деятельности в РФ:
А) Уголовный кодекс
Б) Лесной кодекс
В) Земельный кодекс
Г) Закон РФ «Об охране природной окружающей среды»

4. Установите соответствие:

Энергетическое загрязнение Воздействие

1) Шумовое А) сокращает срок эксплуатации зданий

2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства

3) Инфразвуковое В) снижает внимание

4) Электромагнитное Г) вызывает головные оли

5. Природоохранные мероприятия:
А) использование традиционных источников энергии
Б) сбор ягод в лесах
В) Разработка малоотходных технологий
Г) создание заповедников

6. Продолжите предложение: «В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается …слой, который поглощает космическое излучение и жесткие УФ лучи»

7. Установите соответствие:

Вид эрозии почв Разновидность

1) ветровая А) овражная

2) водная Б) селевые потоки

8. Вставьте пропущенное слово: «Бурный рост населения на Земле и интенсификация производственной деятельности привели к … экологической обстановки на планете» (ухудшению)

9. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) биотопливо А) Альтернативный способ
2) энергия океанических течений Б) Традиционный способ получения энергии
3) использование дров
4) использование нефти

10. Установите последовательность этапов взаимодействия человека и природы:

А) появление земледелия;

Б) человек — часть природы;

В) воздействие техносферы на природу;

Г) загрязнение окружающей среды

11. Продолжите предложение: «Отходы производства в отсутствии их утилизации являются … природной среды»

12. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого многочисленного:

В) инертные газы

Г) углекислый газ

на заседании методической цикловой комиссии

преподавателей общеобразовательных (естественно-научных) дисциплин профессионального обучения

Протокол №__, дата «___» _______ 2017 г.

Председатель комиссии ________/Дорофеева М.В./

Зам. директора по учебной работе

Эталон ответов к т есту

текущего контроля второго уровня усвоения

по экологическим основам природопользования по темам: «Взаимодействие человека и природы».

Преподаватель: Романова Е.И.

возобновимыми

ухудшению

Загрязнителями

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

«5» — 100 – 95% правильных ответов

«4» — 94 — 75% правильных ответов

«3» — 74 – 50% правильных ответов

«2» — 49% и менее правильных ответов

на заседании методической цикловой комиссии

преподавателей общеобразовательных (естественно-научных) дисциплин профессионального обучения

Протокол №__, дата «___» _______ 2017 г.

Председатель комиссии ________/Дорофеева М.В./

Зам. директора по учебной работе

текущего контроля второго уровня усвоения

по экологическим основам природопользования по теме: «основы рационального природопользования».

Преподаватель: Романова Е.И.

Цель тестирования:

Определить уровень усвоения пройденного материала по теме «основы рационального природопользования»

Инструкция:

Тест состоит из 24 вопросов разной формы и различным темам. Тест выполняется на отдельном листе. На лист заносятся Ф.И.О., номер группы, номера заданий и соответствующие им обозначения правильных ответов.

Исходные данные не заносятся испытуемым на бланк ответа, а заносится только пропущенный символ или слово. При оценивании теста не будут засчитаны ответы, имеющие исправления. Время выполнения теста 45 минут.

Желаю успехов!

Выберите правильный ответ:

1. Термин «экология» впервые в 1866г. ввел ученый:

а) Элтон; б) Вернадский; в) Геккель.

2. Дисциплинарным взысканием за экологические проступки является…

б) лишение специального права, предоставленного физическому лицу

г) арест имущества

3. Одно из экологических правил гласит, что чем беднее видами сообщество, тем:

а) будет ниже число особей каждого отдельного вида;

б) у каждого вида меньше шансов на существование;

в) выше численность особей каждого отдельного вида.

4. Абиотические факторы — это:

а) экологические факторы среды, относящиеся к неживой природе;

б) экологические факторы среды, показывающие способы воздействия

человека на живые организмы;

г) экологические факторы среды, связанные с влиянием организмов друг на друга.

5. Биоценоз — это:

а) население вида на определенной территории;

б) биологический ритм жизни;

в) весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов.

6. Редуценты — это:

а) организмы, окончательно разрушающие органические соединения до минеральных;

б) это зеленые растения, создающие из биогенных элементов органиче­ское вещество;

в) потребители органического вещества, перерабатывающие его в новые формы.

7. Экологическая система — это:

а) система экологических и биологических факторов, благотворно влияющих на существование организмов и неорганических компонен­тов;

б) любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в ко­торой может поддерживаться круговорот веществ;

в) системная организация ученых-экологов, занимающихся проблемой изучения организмов и неорганических компонентов.

8. К космическим ресурсам относятся:

а) солнечная радиация, энергия приливов и отливов;

б) энергия солнца и энергия ветра;

в) энергия звезд и энергия комет.

9. Наибо­лее эффективно ограничивают потенциально бесконечный рост природных популяций сочетание четырех характерных экологических факторов:

а) климат, экология, болезни, охота;

б) недостаток пищи, хищники, климат, болезни;

в) температура, свет, вода, болезни.

10. Процессы разрушения поверхности почвы и выноса плодородного слоя во­дой или ветром называют:

а) смыванием; б) диффузией; в) эрозией.

11. Озоновый слой- это

а) верхняя граница атмосферы, состоящая из аллотропного видоизмене­ния кислорода — газа озона;

б) защитный газовый слон, состоящий из ионизированных газов и нахо­дящийся на высоте более 80 км от поверхности Земли;

в) слой озона, расположенный на высоте 20-25 км от поверхности Земли между тропосферой и стратосферой;

г) часть мезосферы, насыщенная озоном.

12. Субъектом государственного специального (надведомственного) экологического контроля является…

а) Министерство природных ресурсов и экологии РФ

в) Правительство РФ

г) Федеральное собрание

13. В задачи службы экологического мониторинга не входит:

а) Проведение долгосрочных наблюдений с помощью авиационных и космических методов;

б) контроль параметров среды в особо опасных районах;

в) контроль за выполнением природоохранного законодательства;

г) прогнозирование изменения состояния природных объектов.

14. Обязательным условием специального водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов является…

а) наличие договора водопользования

б) лицензия на право водопользования

в) сертификация водопользования

г) регистрация в качестве юридического лица

15. Кислотные дожди в большей степени соответствуют:

а) воде озера, где развиваются аэробные процессы с выделением метана и сероводорода;

в) серной кислоте;

г) яблочному уксусу.

16. Процессы разрушения поверхности почвы и выноса плодородного слоя во­дой или ветром называют:

а) смыванием; б) диффузией; в) эрозией.

17. Самым опасным загрязнением атмосферы и всей окружающей среды является:

а) загрязнение сернистым газом; б) загрязнение фреонами; в) радиоактивное загрязнение.

18. Большую часть атмосферного воздуха составляет:

а) кислород б) азот

в) углекислый газ г) гелий

19.Лесные экосистемы важны тем, что.

а) о богащают атмосферу кислородом и поддерживают уровень содержа­ния в ней диоксида углерода;

б) обогащают атмосферу кислородом и азотом;

в) служат главным источником древесины;

г) служат главной статьей дохода экономики страны.

20. Главным ресурсом, агроэкосистемы является:

а) консументы; б) растительность; в) почва; г) животные

В1 Выберите несколько правильных ответов:

А. К материальным загрязнителям относятся:

а) биологические загрязнители;

б) физические загрязнители;

в) химические загрязнители;

г) механические загрязнители.

Б. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению

подразделяются на … леса:

г) первой группы

д) второй группы

В. Предметом экологического права являются отношения по: а) использованию земельных участков различных категорий

б) взаимодействию общества и государства

г) охране окружающей среды

В2. Установите соответствие термином и примером:

А. Биогеоценоз — 1. белки хвойного леса

Б. Популяция — 2. белка

В. Экосистема — 3. дубрава

Г. Вид — 4. Рыбинское водохранилище

В3 Постройте пищевую цепь, в которую входят: паук, землеройка, сова, муха, нектар. Определите консумент третьего порядка.

В4 Закончите высказывание.

Экологический мониторинг – это…

на заседании методической цикловой комиссии

преподавателей общеобразовательных (естественно-научных) дисциплин профессионального обучения

Протокол №__, дата «___» _______ 2017 г.

Председатель комиссии ________/Дорофеева М.В./

Зам. директора по учебной работе

текущего контроля второго уровня усвоения

по экологическим основам природопользования по теме: «основы рационального природопользования».

Преподаватель: Романова Е.И.

Цель тестирования:

Определить уровень усвоения пройденного материала по теме «основы рационального природопользования»

Инструкция:

Тест состоит из 24 вопросов разной формы и различным темам. Тест выполняется на отдельном листе. На лист заносятся Ф.И.О., номер группы, номера заданий и соответствующие им обозначения правильных ответов.

Исходные данные не заносятся испытуемым на бланк ответа, а заносится только пропущенный символ или слово. При оценивании теста не будут засчитаны ответы, имеющие исправления. Время выполнения теста 45 минут.

Желаю успехов!

Выберите правильный ответ:

1. Самым опасным загрязнение атмосферы и всей окружающей среды является:

а) загрязнение сернистым газом; б) загрязнение фреонами; в) радиоактивное загрязнение.

2. Основную часть используемых человеком водных ресурсов составляет:

а) речной сток; б) воды морей и озер; в) ледниковые воды,

3. Ученый, выяснивший причину приспособления организмов к окружающей среде:

а) Ламарк; б) Рулье; в) Дарвин; г) Сукачев.

4. Температура как экологический фактор окружающей среды относится:

а) к абиотическим; б) к биотическим; в)к антропогенным.

5. Группа организмов одного вида, занимающая определенную территорию и в той или иной степени изолированная от других сходных групп- это

а) популяция; б) вид; в) сообщество; г) экосистема.

6. Процесс, отражающий эволюционные изменения, ведущие к упрощению организмов:

а) ароморфоз; б) идиоадаптация; в) общая дегенерация.

7. Организмы способные создавать орга­нические вещества из неорганических соединений:

а) консументы; б) продуценты; в) редуценты; г) деструкторы.

8. Биосфера охватывает:

а) верхние слои атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы, населенные живыми организмами;

б) нижняя часть атмосферы, верхние слои гидросферы и верхняя часть литосферы, населенные живыми организмами;

в) нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы, населенные живыми организмами;

г) верхние слои атмосферы, нижние слои гидросферы и нижняя часть ли­тосферы, населенные живыми организмами.

9. Размеры биосферы по вертикали:

а) примерно 30-32 км; б) около 17-21 км;

в) примерно 10 км; г) немногим больше 40 км.

10. Выберите правильный ответ:

а) организмы обитают над поверхностью суши не выше 20 км над уров­нем моря, опускаются не ниже 11 км в глубь океана и до 2 км в недра земли;

б) организмы обитают над поверхностью суши не выше 8 км над уров­нем моря, опускаются не ниже 17 км в глубь океана и до 1 км в недра земли;

в) организмы обитают над поверхностью суши не выше 3 км над уров­нем моря, опускаются не ниже 5 км в глубь океана, до 0,5 км в толщу земли.

11. Экосистема-это

а) представители какого-либо биологического вида, рассматриваемые вместе с их местообитанием (биотопом);

б) географические условия (рельеф, климат) в совокупности влияющие на внешний вид и образ жизни обитающих организмов;

в) совокупность совместно обитающих организмов ратных видов и усло­вий их существования, в которой жилые и неживые компонент, связа­ны между собой обменом вещества и энергии;

г) сложная система взаимоотношений между совместно проживающими организмами разных биологических видов.

12. Йод в окружающую среду поступает:

а) из морской воды;

б) в результате вулканической деятельности;

г) в результате химических процессов в атмосфере.

13. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая

хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

а) особо охраняемой зоной

б) заповедной зоной

в) зоной хозяйственного назначения

г) рекреационной зоной

д) зоной познавательного туризма

14. Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории…

а) участков недр в виде горного отвода

б) участков недр в виде геологического отвода

в) заповедников, заказников

г) населенных пунктов

15. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

а) Российской Федерации (федеральной собственности)

б) совместной собственности РФ и ее субъектов

в) в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

г) любых субъектов водных правоотношений

16. Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений называется…

17. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

18. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное

пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,

а) государственной собственностью

б) федеральной собственностью

в) совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

г) государственной и муниципальной собственностью

19. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой

устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется…

а) санитарно-защитной зоной

б) округом санитарной охраны

в) водоохранной зоной

г) зоной экологического благополучия

20. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не

обладающий свойствами природных объектов– это…

а) природно-антропогенный объект

б) антропогенный объект

в) природный ландшафт

г) искусственный ландшафт

В1 Выберите несколько правильных ответов:

А. К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:

а) энергия солнца; б) энергия приливов и отливов; в) водные ресурсы;

г) климатические ресурсы; д) биологические ресурсы.

Б. Особенная часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:

а) экологический контроль

б) правовой режим особо охраняемых природных территорий

в) охрану земель и недр

г) правовой режим лесопользования

д) экологическую экспертизу

В. Субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть:

а) Российская Федерация, субъекты РФ

б) муниципальные образования

в) орган исполнительной власти в Российской Федерации

г) иностранные граждане

д) совокупность должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской

Контрольно оценочные средства по Экологическим основам природопользования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности:

08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

1. Общие положения

Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к выполнению профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ППССЗ в целом.

Формой аттестации по учебной дисциплине является: дифференцированный зачет.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на дифференцированном зачете

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-Демонстрация интереса к будущей профессии; Осознание социальной значимости своей будущей профессии; Высокая мотивация к выполнению поставленных задач.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

-Организация собственной деятельности; Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

-Анализировать результаты принятых решений; Умение исправлять возникающие ошибки

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

— Умение грамотно применять имеющуюся в доступе информацию;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-Эффективный поиск информации; Использование различных источников, включая электронные;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

-Привлечение к общественной работе; Самостоятельное выполнение общественных поручений; Наблюдение за ходом выполнения заданий;

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; Умение критически оценивать свои личностные качества

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-Овладение базовыми навыками профессиональной деятельности; Умение оценивать тенденции в технологических процессах;

ОК 10 Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.

-Умение правильно оценивать риски для здоровья человека в профессиональной деятельности.

Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины

ЕН.02 Экологические основы природопользования

3.1. Вопросы дифференцированного зачета

1.Слой атмосферы наиболее подверженный антропогенному загрязнению:

2. Установить соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) Хлорфторуглеводороды А) Авария на нефтедобывающей платформе

2) Тяжелые металлы Б) Транспорт

3) Пестициды В) Холодильные установки

4) Нефтепродукты Г) Сельское хозяйство

3.Синэнергетический эффект часто возникает при выбросах:

а) черной металлургии; в) химической промышленности;

б) пищевой промышленности; г) целлюлозно-бумажной промышленности

4. Воздействие кислотных дождей приводит к:

А) закислению водоемов

Б) разрушению озонового слоя

В) повышению средней температуры на Земле

Г) увеличению количества СО2 на планете

5. Продолжите предложение:

Перевыпас скота на склонах гор может привести к образованию… (селевых потоков, селей)

6. Установите последовательность действий возникновения глобального потепления климата:

А) таяние ледников

В) повышение средней температуры на Земле

Г) повышение содержания СО2 в атмосфере

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё должно куда-то деваться» А) Разложение растительных остатков

2)«Природа знает лучше» Б) Уменьшение численности хищников, из-за

сокращения численности травоядных

3)«Ничто не дается даром» В) Загрязнение гидросферы пластмассами

4) «Всё связано со всем» Г) Высадка саженцев на месте вырубленного леса

8.Какой природный ресурс сейчас используется гораздо больше, чем другие?

а). Лесные ресурсы

б). Полезные ископаемые

в). Почвенные ресурсы

г). Водные ресурсы.

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Почва А) Исчерпаемые

2)Полезные ископаемые Б)Неисчерпаемые

10. Что является причиной истощения лесных ресурсов:

А) кислотные дожди

Б) образование железняков

В) лесные пожары

Г) нерациональная рубка леса

11. Способ борьбы с инфразвуковым загрязнением:

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

12. Что не будет относиться к профилактике лесных пожаров:

б). Пожарные вышки;

в). Встречные пожары;

г). Противопожарная пропаганда среди населения

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Лесные ресурсы А)Возобновимые

2)Полезные ископаемые Б)Невозобновимые

14. Продолжите предложение:

Почва под вырубленными тропическими лесами покрывается красной твердой коркой, которая называется…. (железняк)

15. Гамма кванты можно задержать:

А) бумагой; В) доской.

Б) бетоном; Г) тканью

16. Установите соответствие:

Лесные массивы Категория лесов

1) Сибирь А) Первичные

2) Бассейн Амазонки Б) Вторичные

3) Юго-Восточная Азия
4) Западная Европа

17.Какая ответственность предусмотрена для лиц нарушивших природоохранное законодательство:

18. Продолжите предложение:

Основным последствием вырубки лесов на планете является увеличение количества…(углекислого газа, СО2)

19. Установите соответствие:

Загрязняющее вещество Воздействие загрязнителя

1) углекислый газ А) разрушение озонового слоя

2) фреоны Б) глобальное потепление климата

3) тяжелые металлы В) кислотные дожди

4) оксиды серы и азота Г) мутации растений

20. Вставьте пропущенное слово:

Лесные экосистемы умеренного пояса и тайги …. устойчивы к рубке, чем тропические. (более)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) гелиоэнергетика А) Альтернативный способ
2) использование нефти Б) Традиционный способ получения энергии
3) геотермальная энергия
4) использование газа (1А, 2Б, 3А, 4Б)

22. Установите последовательность этапов образования Лос-Анджелесского типа смога:

А) действие солнечной радиации

Б) отсутствие ветра

В) выхлопы автотранспорта

Г) фотохимические реакции (А, В, Б, Г)

23. Продолжите предложение:

За последние 20 лет уровень шума в крупных городах планеты возрос на 15-20 дБ в основном за счёт…(транспорта, автотранспорта)

24. Установите последовательность стадий очистки воды на очистном сооружении:

Г) отстаивание (Г, В, А, Б)

25. Предельно допустимая граница шумового воздействия на организм человека:

1. Слой атмосферы в котором находится озоновый слой:

2. Установить соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) СМС А) Производство строительных материалов

2) Радиоактивные вещества Б) Аварии на АЭС

3) Гербициды В) Сточные воды

4) Пыль Г) Сельское хозяйство

3. Отходы, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ:
А) Питательные
Б) Ущербные
В) Необходимые
Г) Токсичные

4. Увеличение количества парниковых газов приводит к:

А) закислению водоемов

Б) разрушению озонового слоя

В) повышению средней температуры на Земле

Г) увеличению количества СО2 на планете

5. Продолжите предложение:

«Низкие частоты звукового давления называются …» (инфразвук)

6. Установите последовательность действий мониторинга окружающей среды:

А) передача сведений в органы гос. управления

Б) наблюдение за природными экосистемами

В) изменение антропогенной нагрузки

Г) создание законов

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Разложение животных остатков

2)«Природа знает лучше» Б) Исчезновение лягушек из-за гибели комаров

3)«Ничто не дается даром» В) Внесение удобрений в почву

4) «Всё должно куда-то деваться» Г) Кислотные дожди

8.В РФ действуют законодательные акты, регулирующие использование и охрану отдельных природных ресурсов:

А) Социальный кодекс

Б) Земельный кодекс
В) Уголовный кодекс
Г) Пищевой кодекс

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Гелиоэнергетика А) Исчерпаемые

2) Геотермальная энергия Б)Неисчерпаемые

10. Что не является причиной истощения почвенных ресурсов:

А) кислотные дожди

Б) карьерная добыча полезных ископаемых

В) разрушение озонового слоя

Г) нерациональное использование пищевых ресурсов

11. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

12. Влияние урбанизации на природу:
А) Повышение продуктивности растительных сообществ
Б) Разнообразие состава биогеоценоза
В) Обогащение атмосферы молекулярным кислородом
Г) Возникновение особого климата, связанного с выделением во внешнюю среду тепла и изменением характера движения воздушных масс

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Почвенные ресурсы А)Возобновимые

4) Железная руда

14. Продолжите предложение: «Утончение озонового экрана — озоновая . » (дыра)

15. Вещества, приводящие к появлению кислотных дождей:
А)Оксиды бериллия
Б)Оксиды фосфора
В) Оксиды азота
Г)Оксиды кремния

16. Установите соответствие:

Лесные массивы Категория лесов

1) Канада А) Первичные

2) Западная Европа Б) Вторичные

3) Юго-Восточная Азия
4) Тропическая Африка

17. Природоохранные мероприятия:
А)Бессистемная рубка леса
Б) Ловля рыбы в реках
В) Создание заповедников
Г) Разработка малоотходных технологий

18. Продолжите предложение: «Процесс увеличения численности городского населения — это …» (урбанизация)

19. Установите соответствие:

Загрязняющее вещество Воздействие загрязнителя

1) хлорфторуглеводороды А) разрушение озонового слоя

2) радиоактивные вещества Б) «цветение» воды

3) удобрения В) лучевая болезнь

4) оксиды серы Г) кислотные дожди

20. Вставьте пропущенное слово:

Лесные экосистемы тропического пояса «……» устойчивы к рубке, чем умеренного . (менее)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) гидроэнергетика А) Альтернативный способ
2) использование мазута Б) Традиционный способ получения энергии
3) ветровая энергия
4) использование угля

22. Установите последовательность этапов образования Лондонского типа смога:

А) действие тумана

Б) отсутствие ветра

В) выхлопы автотранспорта и промышленности

Г) осаждение загрязняющих веществ на тумане

23. Продолжите предложение: «Экологическое состояние природной среды на планете Земля в начале ХХ века было …, чем в конце ХХ века» (лучше)

24. Установите последовательность слоев атмосферы от поверхности земли:

25. Назовите фамилию учёного сформулировавшего законы экологии:
А) Вернадский
Б) Сеченов
В) Коммонер
Г) Геккель

1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли
Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
В) образовался в результате промышленного загрязнения
Г) способствует разрушению загрязнителей

2. Установите соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) пыль А) цветная металлургия

2) ртуть Б) производство цемента

3) нефтепродукты В)нефтепроводы

4) пестициды Г) сельское хозяйство

3. Плодородие почвы определяется количеством:
А) минеральных веществ
Б) гумуса
В) живых организмов
Г) воды

4. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
А ) Абиотические
Б) Биотические
В) Антропогенные
Г) Космические

5. Продолжите предложение:

«Ресурсы, которые способны восстанавливаться по мере их использования, называются … (возобновимыми)

6.Установите последовательность этапов образования железняков:

А) Окисление железа, содержащегося в почве;

Б) Вырубка тропических лесов;

В) Образование красной твердой корки;

Г) Оголение почв (уничтожение лесной подстилки)

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Нехватка ресурсов вследствие роста численности населения

2)«Все должно куда-то деваться» Б) Снижение уровня грунтовых вод после вырубки леса

3)«Ничто не дается даром» В) Разрушение озонового слоя

4) «Природа знает лучше» Г) Разложение опавших листьев

8.Что не является причиной разрушения озонового слоя:
А) Использование фреонов
Б) Накопление в атмосфере парниковых газов: CH4, H2O пар
В) Запуск сверхзвуковых самолетов
Г) Запуск космических систем

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Пищевые ресурс А) Исчерпаемые

2) Животный мир Б)Неисчерпаемые

3) Энергия приливов и отливов

10. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А) Жесткого УФ излучения
Б) Высоких температур
В) Выбросов предприятий
Г) Выхлопных газов автотранспорта

11. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорта:
А) «парниковые газы»
Б) ядохимикаты
В) соли тяжёлых металлов
Г) нитраты

12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заповедников
Б) Осушение болот
В) Осуществление экологического обучения
Г) Осуществление экологического воспитания

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Водные ресурсы А)Возобновимые

2) Каменная соль Б)Невозобновимые

14. Продолжите предложение: «Оболочка Земли, созданная, населенная и преобразованная живыми организмами — это…» (биосфера)

15. Документ, составляющий основу природоохранной деятельности в РФ:
А) Уголовный кодекс
Б) Лесной кодекс
В) Земельный кодекс
Г) Закон РФ «Об охране природной окружающей среды»

16. Установите соответствие:

Энергетическое загрязнение Воздействие

1) Шумовое А) сокращает срок эксплуатации зданий

2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства

3) Инфразвуковое В) снижает внимание

4) Электромагнитное Г) вызывает головные оли

17. Природоохранные мероприятия:
А) использование традиционных источников энергии
Б) сбор ягод в лесах
В) Разработка малоотходных технологий
Г) создание заповедников

18. Продолжите предложение: «В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается …слой, который поглощает космическое излучение и жесткие УФ лучи» (озоновый)

19. Установите соответствие:

Вид эрозии почв Разновидность

1) ветровая А) овражная

2) водная Б) селевые потоки

20. Вставьте пропущенное слово: «Бурный рост населения на Земле и интенсификация производственной деятельности привели к … экологической обстановки на планете» (ухудшению)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) биотопливо А) Альтернативный способ
2) энергия океанических течений Б) Традиционный способ получения энергии
3) использование дров
4) использование нефти

22. Установите последовательность этапов взаимодействия человека и природы:

А) появление земледелия;

Б) человек — часть природы;

В) воздействие техносферы на природу;

Г) загрязнение окружающей среды

23. Продолжите предложение: «Отходы производства в отсутствии их утилизации являются … природной среды» (загрязнителями)

24. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого многочисленного:

В) инертные газы

Г) углекислый газ

25. Назовите фамилию учёного предложившего термин «экология»:
А) Вернадский
Б) Сеченов
В) Коммонер
Г) Геккель

1. Районы разных стран, в которых часто встречается смог:
А) Лесные
Б) Горные
В) Промышленные
Г) Степные

2. Установить соответствие:

Загрязнитель Источник загрязнения

1) Радиоактивные вещества А) сельское хозяйство

2) Нитраты Б) испытания атомного оружия

3) Нефтепродукты В) нефтедобыча

4) Свинец Г) транспорт

3. Естественные источники загрязнения атмосферы:
А) Холодильные установки
Б)Автотранспорт
В) Извержение вулканов
Г)Промышленность

4. Преднамеренное влияние человека на растительный и животный мир:
А) Прополка огорода
Б) Строительство зданий
В) Выброс мусора
Г) Добыча полезных ископаемых

5. Продолжите предложение:

«Американский эколог Б.Коммонер создал законы …»
(экологии)

6.Установите последовательность этапов засоления почв:

А) Просачивание воды в нижние слои почвы;

Б) Испарение воды с поверхности почвы

В) Орошение песчаных почв;

Г) Осаждение минеральных частиц на поверхности почвы.

7. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем» А) Разложение трупов животных

2)«Все должно куда-то деваться» Б) Гибель лягушек после уничтожения насекомых

3)«Ничто не дается даром» В) Внесение минеральных удобрений

4) «Природа знает лучше» Г) Загрязнение почв тяжелыми металлами

8. Международная организация по охране природы:
А) КОС
Б) МСОП
В) НАТО
Г) ЮАР

9. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1) Энергия ветра А) Исчерпаемые

2) Ягоды Б)Неисчерпаемые

4) Энергия океанских течений

10. Загрязнение почвы тяжелыми металлами связано с:
А) Использованием навоза как удобрения
Б) Выбросами выхлопных газов в атмосферу
В) Внесением пестицидов
Г)Использованием этилированного бензина автомашин

11. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

12. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заказников
Б) Засоление почв
В) Осуществление экологического обучения
Г) Очистные сооружения в населенных пунктах

13. Установите соответствие:

Природный ресурс Положение в классификации

1)Атмосферный воздух А)Возобновимые

2) Сланцы Б)Невозобновимые

14. Продолжите предложение: «Процесс использования природных ресурсов человеческим обществом — …» (природопользование)

15. Первое место в мире по запасам водных ресурсов занимает:
А)Бразилия
Б) Россия
В) Аргентина
Г ) Канада

16. Установите соответствие:

1) Шумовое А) вызывает изменения в ДНК

2) Вибрационное Б) вызывает ощущение беспокойства

3) Инфразвуковое В) повышает утомляемость

4) Радиационное Г) сокращает срок эксплуатации зданий

17. Природоохранные мероприятия:
А) использование альтернативных источников энергии
Б) образование железняков
В) засоление почв
Г) образование оврагов

18. Продолжите предложение: Один из законов экологии гласит: «Ничто не дается …»
(даром)

19. Установите соответствие:

Вид эрозии почв Разновидность

1) ветровая А) повседневная

2) водная Б) струйчатая

20. Вставьте пропущенное слово: «Авария на Чернобыльской АЭС произошла в … году»
(1986)

21. Установите соответствие:

Источник энергии Положение в классификации

1) мазут А) Альтернативный способ
2) ветер Б) Традиционный способ получения энергии
3) торфяные брикеты
4) ветер

22 Установите последовательность этапов образования оврагов:

А) струйчатая эрозия;

Б) уклон территории;

В) размыв почв до горизонта С;
Г) ливневый характер осадков.

23. Продолжите предложение: «Ситуация, которая возникает в экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных природных явлений или антропогенных факторов — экологический (кризис)

24. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого малочисленного:

Б) углекислый газ

В) инертные газы

25. Что не является источником вибрационного загрязнения:
А) Рельсовый транспорт
Б) Технологическое оборудование зданий
В) Работа компрессоров
Г) Выстрел винтовки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *