Автономное учреждение: кто может организовать, как отчитываться
Если хотите заниматься общественно важной деятельностью, подумайте над созданием автономного учреждения. Некоторые проекты проще реализовывать за счет госфинансирования. Но есть и сложности: к примеру, автономщики должны работать по госзаданию, отчитываться по бюджету и вести особый бухучет. Разбираемся в нюансах.
Что такое автономное учреждение и какие они бывают
Название говорит само за себя: это государственное или муниципальное учреждение. По сути, автономия — это некоммерческая организация, которая выполняет работы и услуги по полномочиям госорганов (ч. 1 ст. 2 174-ФЗ от 03.11.2006). Если говорить проще, местные органы власти передают автономщиками конкретные функции в общественных сферах, и АУ занимаются этой деятельностью.
Чем могут заниматься автономные учреждения
Общественно значимой деятельностью — образованием, культурой и спортом, здравоохранением, наукой. Кроме того, автомномщики смогут выбрать и такие направления:
- СМИ (ст. 2 174-ФЗ );
- занятость и соцзащита населения (ст. 2 174-ФЗ);
- метрология (ч. 5.1 ст. 21 102-ФЗ от 26.06.2008 );
- госэкспертиза проектов и смет (п. 4-4.2 ст. 49 ГрК РФ );
- предоставление госуслуг через МФЦ (п. 5 ст. 2 210-ФЗ от 27.07.2010 );
- классификация, освидетельствование судов, плавучих объектов (п. 3 ст. 22 КТМ РФ , п. 1 ст. 35 КВВТ РФ );
- нормативно-правовое регулирование строительства, архитектуры (п. 8 ст. 6.1 ГрК РФ ).
Обязательно закрепите ваши виды деятельности в уставе. Но учтите, они должны соответствовать целям, для которых создавали автономное учреждение. А цели — это и есть те полномочия, которые передали АУ госорганы или муниципалитеты.
Как создаются автономные учреждения
Есть два варианта — создать новое или изменить тип другого учреждения в автономное (ст. 5 174-ФЗ). Но допускается это только по распоряжению российского правительства, региональных или местных властей.
У автономщика всегда есть учредитель (п. 1 с. 6 174-ФЗ):
- РФ — если АУ создают за счет федерального имущества;
- регион — если АУ создают за счет регионального имущества;
- муниципалитет — если АУ создают за счет муниципального имущества.
Каждый год для автономщиков утверждают государственное или муниципальное задание. Это тоже делает учредитель ( ст. 69.2 БК РФ ). Государственное задание — это определенные показатели по госуслуге, которое надо выполнить за год. А если не исполнить ГЗ или МЗ, руководителю придется заплатить штраф ( ст. 15.15.5-1 КоАП РФ ):
- от 100 до 1000 рублей — за первое нарушение;
- от 10 000 до 30 000 рублей — за повторное нарушение.
Еще АУ от имени учредителя смогут исполнять денежные обязательства перед населением ( ПП РФ № 590 от 02.08.2010 ). Например, платить стипендии, пособия. Но для этого учредитель издает отдельные приказы и поручает АУ такие выплаты.
Как устроено управление автономными учреждениями
У автономщиков довольно сложная система управления. Это и учредитель, который контролирует деятельность АУ, и руководитель, который управляет организацией, и наблюдательный совет, который принимает важные решения (ст. 8 174-ФЗ).
Обычно в совет АУ входят от 5 до 11 человек. В состав обязательно включают:
- представители учредителя — сотрудники госорганов, региональных и местных властей;
- представители управленцев имущества АУ. Если автономщик федерального уровня, его имуществом управляет Росимущество. Если региональный или муниципальный, за имущество отвечает специальный департамент или комитет;
- представители общественности — заслуженные деятели сферы, в которой работает АУ. Или работники других организаций.
В состав совета разрешают включить представителей других органов власти — депутатов, силовиков. Еще вы сможете привлечь сотрудников своего АУ, но только не руководство и замов. Но если у человека есть непогашенная судимость, ему нельзя входить в совет.
Состав наблюдательного совета закрепляют приказом распорядителя. После того как учредитель подпишет распоряжение, опубликуйте его на сайте для размещения информации об учреждениях (ч. 8 ст. 10 174-ФЗ, п. 6, 15 порядка из Приказа Минфина № 86н от 21.07.2011 ).
Полномочия наблюдательного совета разберем в таблице.
- изменению устава;
- создание или закрытие филиалов, представительств;
- реорганизация, ликвидация;
- изъятие имущества из оперативного управления;
- распоряжение недвижимостью, особо ценным движимым имуществом;
- утверждению отчетности — годовой бухотчетности, отчетов об исполнении ПФХД, об использовании имущества
- проекту ПФХД;
- предложениям руководства об участии в других юрлицах;
- предложениям руководства о выборе банка, где открыть счет
Решения по вопросам:
- одобрение крупных операций, сделок с заинтересованностью;
- проведение аудита годовой бухотчетности, утверждение результатов проверки
В чем особенности автономных учреждений
Автономное — самое свободное из всех госучреждений. Но у АУ есть ряд особенностей. К примеру, имущество принадлежит не самой организации, а учредителю. А некоторым имуществом АУ отвечает по своим долгам. Разбираемся подробнее.
Права на имущество
Движимое имущество и недвижимость (исключение — земля) принадлежит автономщику на праве оперативного управления. Собственником всегда является РФ, регион или местная администрация.
Землей автономное учреждение владеет на правах бессрочного пользования. Автономщики смогут передать участок как служебный надел или установить там сервитут. А вот другие операции с землей запрещены (ч. 7 ст. 3 174-ФЗ, п. 3 ст. 269 ГК РФ ).
Продажа и сдача имущества в аренду
Автономная организация сможет продать имущество, но только с согласия собственника и только на торгах. Торги тоже проводят в порядке, который утвердил учредитель. Аренда имущества тоже допускается — по результатам аукциона или конкурса ( Приказ ФАС № 67 от 10.02.2010 ).
Сделки с заинтересованностью
Их обязательно одобряет наблюдательный совет. Чтобы получить одобрение, руководитель направляет предложение по сделке председателю совета. Важно предоставить совету максимально полную информацию по сделке и ее последствиях — так у руководителя учреждения появится больше шансов для одобрения. Укажите:
- вид сделки — купля-продажа, аренда, выполнение работ или услуг;
- роль автономного учреждения — продавец или покупатель, заказчик или подрядчик;
- информацию о торгах — если собираются их проводить;
- информацию о контрагентах — название компании, ИНН, КПП, ОГРН, адрес, Ф.И.О. руководителя и участников общества;
- сведения об имуществе — если передаете его по сделке: для недвижимости — кадастровый номер, адрес, площадь, количество этажей, для движимых фондов — модель, марка, заводской номер, регистрационный номер;
- балансовая стоимость имущества — приложите копию баланса;
- цену сделки и уровень заинтересованности;
- обоснование операции — опишите, для чего она требуется, какие выгоды получит автономное учреждение и госбюджет, нужна ли сделка для выполнения госзадания.
Наблюдатели примут решение по сделке за 15 дней. А если среди членов совета много заинтересованных в операции, одобрение — за учредителем.
Ответственность по долгам
Отвечать по задолженности автономщику придется собственным имуществом. А вот недвижимостью и особо ценным имуществом от собственника (или фондами, купленными за его деньги) нести ответственность по долгам нельзя.
Закупки
Автономное учреждение закупает по закону № 223-ФЗ от 18.07.2011 для отдельных юрлиц. Но есть исключения. Закупки товаров, работ и услуг проводят по 44-ФЗ, если:
- учреждению выделили деньги из федбюджета на капитальные вложения в объекты публичной собственности (ч. 4 ст. 15 44-ФЗ);
- госзаказчик или заказчик-муниципал безвозмездно передал автономному учреждению собственные полномочия по договору (ч. 6 ст. 15 44-ФЗ);
- автономный заказчик не успел вовремя разместить положение о закупке в Единой информационной системе (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4, ч. 4, 5.1 ст. 8 223-ФЗ). Чтобы не «слететь» с 223-ФЗ, надо опубликовать положение в течение 15 дней после его утверждения. Учтите, что для некоторых автономных учреждений вводят типовые положения о закупке — по отрасли.
Особенности бухучета и налогообложения автономных учреждений
Автономные учреждения получают деньги из бюджета, но у них есть возможность оказывать платные услуги и зарабатывать самим. От этого и зависит порядок бухучета.
Рассмотрим источники финансирования АУ:
1. Бюджетные субсидии. Учредитель выделяет их на выполнение госзадания, социального заказа (п. 1 ст. 78.1 БК РФ ). Кроме того, автономным учреждениям доводят из бюджета капитальные вложения и деньги на иные цели. Такое финансирование проводят по КФО (код вида финансового обеспечения):
- 4 — субсидии на госзадание;
- 5 — иные цели и субсидированные гранты;
- 6 — капвложения.
К примеру, если автономному учреждению поступили субсидии на госзадание, их надо отразить в бухучете такой проводкой:
2. Приносящая доход деятельность. Это платные услуги учреждения, их проводят по КФО 2. Коммерческая деятельность не должна противоречить уставу. К примеру, автономная организация, которая занимается образованием, сможет ввести дополнительные платные занятия. Поступления от предпринимательской деятельности надо отражать проводкой Дт 2 205 31 567 Кт 2 401 10 131. Но учтите, что оказывать платные услуги смогут только учреждения, у которых имущества минимум на 10 000 рублей.
3. Добровольные пожертвования. Их делают как физлица, так и организации. Пожертвования тоже отражают по КФО 2, как собственные деньги учреждения. Чтобы отразить поступления, сделайте такую проводку:
Важный нюанс: если организация добровольно жертвует вам больше 3000 рублей, заключите с ней письменный договор. Если такого соглашения нет, суд заставит вернуть все деньги тому, кто их перевел (п. 2 ст. 574 ГК РФ ).
Как и другие учреждения, автономщики обязаны вести бухучет, сдавать бухгалтерскую отчетность и отчеты в статистику. Бухучет ведут по двум инструкциям:
- Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010 . Это единый план счетов для всех учреждений госсектора;
- Приказ Минфина № 183н от 23.12.2010 . Это план счетов, который разработали специально для автономных учреждений. По инструкции № 183н автономщики составляют рабочий план. Если какой-то счет не используется в деятельности, включать в рабочий регистр его не надо.
Бухгалтерскую отчетность АУ тоже сдают по особым правилам и специальным формам Минфина ( Приказ № 33н от 25.03.2011 ). Основные формы:
- бухгалтерский баланс — ф. 0503730;
- отчет об исполнении ПФХД — ф. 0503737;
- отчет об обязательствах — ф. 0503738;
- отчет о финрезультатах — ф. 0503721;
- пояснительная записка к балансу — ф. 0503760.
Баланс учреждения сдают по итогам года. А вот отчетность об исполнении бюджета и ПФХД надо сдавать чаще — минимум раз в квартал, а иногда учредители требуют сведения раз в месяц. Сроки и правила тоже устанавливают учредители и доводят их до автономщиков локальными приказами.
- как заполнить бухгалтерский баланс;
- как составить пояснительную записку к бухгалтерскому балансу;
- как составить отчет о финансовых результатах.
Налогообложения автономные учреждения ведут по правилам НК РФ и в зависимости от того, какой режим выбрали. Автономщики смогут работать на общей или упрощенной системе налогообложения.
На ОСНО придется платить все обязательные налоги — НДС, прибыль, имущество, НДФЛ и страховые взносы за сотрудников, другие налоги, если есть объект налогообложения. На УСН налогов меньше — платеж по упрощенке по выбранной ставке, зарплатные налоги, а остальное платят только при наличии облагаемых объектов и операций. Порядок бухучета и налогообложения автономные учреждения закрепляют в учетной политике.
Автономные учреждения это какие учреждения
Статья 2. Автономное учреждение
1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
3. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Соглашения, заключенные в соответствии с ч. 3.1 ст. 2 до 01.01.2021, действуют до окончания их срока действия, но не позднее 01.01.2022 (ФЗ от 24.02.2021 N 20-ФЗ).
3.1. В случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования в территориальные органы Федерального казначейства в соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета, предназначенные для учета операций автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений), в порядке, установленном Федеральным казначейством.
(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
3.4. Проведение операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.5. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.02.2021 N 20-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.6. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
(часть 3.6 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи.
(часть 3.7 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.8. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
(часть 3.8 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.9. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований соответственно.
(часть 3.9 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 27.11.2017 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.10. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.
(часть 3.10 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 29.12.2015 N 406-ФЗ, от 27.11.2017 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.11. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 406-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
(часть 3.11-1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 347-ФЗ)
3.12. Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
(часть 3.12 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.13. Финансовое обеспечение осуществления автономными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(часть 3.13 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.14. Операции со средствами, осуществляемые автономными учреждениями в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, от имени и по поручению соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.
(часть 3.14 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.15. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными автономными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.
(часть 3.15 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.16. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих автономному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели.
(часть 3.16 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
(часть 3.17 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.18. Остатки средств, предусмотренные частью 3.17 настоящей статьи, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
(часть 3.18 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.19. Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» для бюджетных учреждений.
(часть 3.19 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.19-1 — 3.20. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.21. Операции со средствами автономных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления автономными учреждениями распоряжений о совершении казначейских платежей, оформленных в порядке, установленном Федеральным казначейством, либо расчетных документов, оформленных в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
(часть 3.21 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.22. В случае, если лицевые счета автономным учреждениям открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, счета, которые предназначены для выдачи наличных денежных средств указанным автономным учреждениям, их обособленным подразделениям, обслуживаются кредитными организациями без взимания ими платы.
(часть 3.22 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
3.23. Контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется:
1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
(часть 3.23 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)
4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
7. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
8. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
9. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Порядок опубликования отчетов, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчетах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(часть десятая в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Автономное учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
13 — 14. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 07.06.2017 N 113-ФЗ.
Особенности и характеристика автономных учреждений
Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.
Что такое автономное учреждение
В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:
- образовательные услуги;
- научные исследования;
СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.
Особенности и характеристика учреждений автономного типа
Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.
В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:
- Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
- Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
- Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
- Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
- Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
- На них не распространяется законодательство о госзакупках.
- Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.
ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.
ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.
Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:
- имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
- собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
- ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
- общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.
Классификация автономных учреждений
Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:
- новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
- преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.
В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.
Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.
Система управления
Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:
- руководителем;
- коллективом наблюдательного совета;
- общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).
Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.
Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.
Список функций наблюдательного совета:
- формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
- согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
- разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
- обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
- анализ перспективности сделок с недвижимостью;
- формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
- принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
- инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
- утверждает проекты отчетности и положение о закупках.
Бухгалтерский учет и налогообложение
Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:
- средств в форме субсидий и субвенций;
- доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
- недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
- объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.
Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:
- приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
- методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
- алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
- особенности организации документооборота;
- рекомендации по систематизации информации;
- формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
- инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.
КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).
Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:
- по ресурсам, получаемым из казны;
- по внебюджетным средствам.
Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.
КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.
Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.
Казённые, автономные и бюджетные учреждения: в чём разница и каковы особенности их закупочной деятельности
Государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным (ч. 1 статьи 123.22. ГК РФ). Такие наименования учреждений являются типами организационно-правовой формы юридического лица.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным (ч. 1 статьи 123.22. ГК РФ). Такие наименования учреждений являются типами организационно-правовой формы юридического лица.
Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госвласти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами, в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодёжью в указанных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Пример: АНО «Культурный центр России».
Автономные учреждения при осуществлении закупочной деятельности руководствуются преимущественно положениями № 223-ФЗ за исключением ряда случаев (п. 4, п.6 ст. 15 № 44-ФЗ).
Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов госвласти (госорганов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (Распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р). Пример: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1».
Бюджетные учреждения — это основной вид заказчиков, которые в своей закупочной деятельности обязаны руководствоваться нормами № 44-ФЗ. Однако у бюджетных учреждений есть право применять в своей закупочной деятельности положения № 223-ФЗ при условии, что закупки осуществляются за внебюджетные средства, а за счёт средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от граждан и организаций (кроме средств ОМС) и (или) грантов (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ).
Казённое учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполнение работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности такого учреждения производится за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (Распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р). Пример: ФКУ «Центр физической подготовки и спорта МЧС России».
Закупочная деятельность казённых учреждений ведётся в рамках № 44-ФЗ. Они могут осуществлять приносящую доход деятельность, но все полученные доходы должны перечисляться в бюджет РФ (ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Заключать и оплачивать государственные и муниципальные контракты казённые учреждения могут за счёт средств бюджетов различных уровней строго в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств.